Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2005 г. N 1

 

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

В 2004 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2005 ГОД

 

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с участием представителей Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти рассмотрела итоги работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2004 году и задачи на 2005 год.

Деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2004 году была направлена на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", планов действий Правительства Российской Федерации на 2004 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, а также на выполнение первоочередных задач по формированию новой системы Службы, подведомственной Правительству Российской Федерации и осуществляющей функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере:

безопасности при использовании атомной энергии;

промышленной безопасности, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр (при разработке месторождений полезных ископаемых), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;

безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;

охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления.

Для достижения главной цели Службы - обеспечения защищенности работников поднадзорных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера путем применения предусмотренных полномочиями Службы мер, направленных на недопущение нарушений обязательных требований по безопасности в установленной сфере деятельности, - на начальном этапе ее деятельности необходимо было решить несколько взаимосвязанных задач.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 1024-р о переподчинении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ставилась задача обеспечить формирование структуры центрального аппарата и территориальных органов Службы, соответствующей направлениям ее деятельности и обеспечивающей преемственность и развитие методов организации государственного надзора в области ядерной и радиационной безопасности, промышленной безопасности и государственного экологического контроля. Необходимо было создать условия для комплексного подхода к организации деятельности территориальных органов по технологическому и экологическому надзору, исключения внутреннего дублирования и приближения контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзорным объектам в регионах, повышения эффективности взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с особенностями регулирования безопасности при использовании атомной энергии необходимо было также сохранить основные принципы построения системы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.

В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации по вопросу прекращения деятельности федеральных государственных учреждений, наделенных контрольно-надзорными полномочиями и правами оказания соответствующих платных услуг, ставилась задача обеспечить интегрирование полномочий государственного энергетического надзора, соответствующих главной цели Службы. Необходимо было в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2004 N 1257-р о ликвидации федеральных государственных учреждений государственного энергетического надзора, находящихся в ведении Ростехнадзора, обеспечить проведение ликвидационных мероприятий и закрепление за Службой на праве оперативного управления переданного имущества. Важнейшей задачей являлось обеспечение приема работников бывшей системы Госэнергонадзора Минэнерго России на государственную службу.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" и решениями Правительства Российской Федерации по вопросу проведения административной реформы в части оптимизации системы государственного контроля (надзора) ставилась задача исключить избыточные и дублирующие функции и приступить к оптимизации форм и методов реализации основных надзорных и регулирующих полномочий.

Надзорные функции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и в области обеспечения промышленной безопасности были признаны необходимыми для государства. Необходимо было создать условия для реализации и интегрирования с данными полномочиями Службы функций по контролю и надзору в сфере: охраны окружающей среды (ограничения негативного техногенного воздействия); безопасности электрических и тепловых установок и сетей; безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики; безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. В основу был положен комплексный подход при организации и осуществлении надзора и контроля по направлениям деятельности Службы.

В целях реализации Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.02 N 184-ФЗ ставилась задача завершить этап инвентаризации основных требований по безопасности, содержащихся в нормативных документах по направлениям деятельности Службы, для создания актуализированной нормативно-технической базы надзора на переходный период. Важнейшей задачей являлось обеспечение учета обязательных требований, принципов и критериев безопасности в структуре обязательных требований, разрабатываемых технических регламентов, а также участия Службы в разработке технических регламентов.

Основой для решения задач начального этапа деятельности Службы явились Комплексный план работы Службы на IV квартал 2004 г., Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.08.2004 N 4 "Об утверждении структуры центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"; решения Комиссии по оптимизации структуры территориальных органов, созданной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.08.2004 N 12; Приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 N 179 "О территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", от 11.01.2005 N 2 "О распределении полномочий между территориальными органами по технологическому и экологическому надзору по отдельным направлениям надзора (контроля) и субъектам Российской Федерации" и от 12.01.2005 N 3 "Об организации взаимодействия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах", утвержденные Положения об управлениях центрального аппарата и территориальных органах Службы, утвержденные организационные структуры территориальных органов Службы, Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.10.2004 N 114 "Об исполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.10.2004 N 1257-р о ликвидации федеральных государственных учреждений государственного энергетического надзора, находящихся в ведении Ростехнадзора, а также другие организационно-распорядительные документы Службы.

В 2004 году утверждена организационная структура Службы на основе двухзвенной схемы управления (центральный аппарат - территориальные органы). Создано 15 управлений центрального аппарата и 86 территориальных органов, в том числе 78 территориальных и межрегиональных управлений по технологическому и экологическому надзору, 7 межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью и 1 межрегиональный территориальный округ по информатизации и защите информации (с обеспечением функций Службы по аварийному реагированию).

Распределением полномочий и организационной структурой территориальных органов были созданы условия для обеспечения комплексного подхода при организации надзорной деятельности, исключения внутреннего дублирования функций, приближения контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзорным объектам в регионах, а также повышения эффективности взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях взаимодействия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах были определены территориальные органы, на которые возложены функции по обеспечению взаимодействия с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 1725-р о перечне федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Ростехнадзора, проведена работа по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации учредительных документов и открытию финансирования 5 федеральных государственных унитарных предприятий и 12 федеральных государственных учреждений.

Для реализации основного принципа бюджетной реформы - "перехода от управления бюджетными затратами к управлению результатами" - Службой был подготовлен и одобрен Правительством Российской Федерации Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Службы, в котором предложены основные показатели Службы, как субъекта бюджетного планирования на 2005 - 2007 гг., а также показатели деятельности, оценивающие результативность бюджетных расходов.

В соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год Служба участвовала в рассмотрении и согласовании проектов Законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов", "О недрах" (новая редакция), "Водный кодекс Российской Федерации" (новая редакция), "Градостроительный кодекс Российской Федерации" (новая редакция), "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и ряда других законопроектов.

Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2005 год" на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены функции администратора платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты Российской Федерации в 2005 году.

В целях разработки концепции проекта Федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" были обеспечены подготовка и рассмотрение на заседании Правительства Российской Федерации вопроса о совершенствовании системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. На основе предложений Службы по совершенствованию действующего порядка исчисления и администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и созданию правовой базы для восстановления регулятивного и компенсационного характера взимаемой платы.

Правительством Российской Федерации даны поручения, выполнение которых в Службе взято на особый контроль. С учетом решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации при рассмотрении данного вопроса (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 9), важнейшей задачей 2005 года является также разработка, согласование и внесение в Правительство Российской Федерации проектов соглашений о передаче части полномочий Службы в сфере охраны окружающей среды субъектам Российской Федерации по объектам, не подлежащим федеральному экологическому контролю.

В 2004 году в целях выполнения решений, принятых на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного совета Российской Федерации 13 ноября 2003 года (протокол N 4), Службой подготовлены предложения, касающиеся совершенствования нормативно-правовой базы, системы первоочередных и долгосрочных мер обеспечения повышения защищенности опасных объектов и населения от угроз техногенного характера и террористических проявлений, в том числе: проект национального стандарта "Порядок категорирования опасных производственных объектов по степени риска аварий"; предложения в перечень критически важных объектов Российской Федерации, с их классификацией по значимости и видам угроз; проект научно-технической подпрограммы "Техногенная безопасность России" в Федеральную целевую программу (ФЦП) "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации".

К числу основных задач 2005 года относятся выполнение Плана мероприятий по реализации утвержденных Правительством Российской Федерации "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу", а также подготовка предложений по продлению на период до 2010 года ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность России" и по выделению в ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации" подпрограмм, касающихся основных направлений деятельности Службы, с возложением на Службу функций государственного заказчика.

В соответствии с Программой разработки технических регламентов на 2004 - 2006 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 N 1421-р, было определено участие Службы в организации разработки 39 технических регламентов.

Приоритетной задачей 2005 года является обеспечение эффективного взаимодействия с органом по техническому регулированию, контроль за разработкой технических регламентов, а также выполнение Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.01.2004 N 47 "О реализации Программы разработки технических регламентов" и решений, принятых на оперативном совещании по вопросам состояния и направлениям совершенствования нормативной правовой базы (протокол от 10.12.2004 N 1).

Реализация положений Федерального закона "О техническом регулировании" носит для Службы комплексный характер, что требует разработки и принятия оптимальной сбалансированной модели взаимоувязанных требований основных законодательных актов, определяющих компетенцию Службы, с системой технических регламентов, разрабатываемых в развитие Федерального закона "О техническом регулировании".

Проведена работа по внесению изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации, определяющие компетенцию Службы, в связи с изменениями системы федеральных органов исполнительной власти и наименования Службы.

Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, возлагающих на Службу дополнительные полномочия, в том числе по осуществлению контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике"), а также по осуществлению полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета по строительству ряда природоохранных объектов, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2005 N 131-р).

С начала деятельности Службы разработано и утверждено 156 руководящих документов, 12 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и 2 руководства по безопасности.

Зарегистрированы в Минюсте России 12 нормативных правовых актов Службы, в том числе постановления Службы об утверждении и введении в действие Правил ядерной безопасности исследовательских реакторов, Правил ядерной безопасности критических стендов, Требований к управляющим системам, важным для безопасности атомных станций, Правил безопасности при обращении с радиоактивными отходами атомных станций, а также Приказы Службы "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", "Об утверждении Положения об организации выдачи Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции", "Об утверждении Инструкции по организации выдачи Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики" и ряд других актов. Задачей 2005 года является завершение инвентаризации актов Правительства Российской Федерации по предмету ведения Службы, выполнение плана разработки руководящих документов, а также завершение работ по разработке и принятию комплекса нормативных правовых актов, предусмотренных Положением о Службе.

Основные научные исследования в области ядерной и радиационной безопасности в целях обеспечения деятельности Службы осуществлялись в рамках Программы научно-технической деятельности Федерального государственного учреждения "Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности" (ФГУ НТЦ ЯРБ), выполняемой за счет средств федерального бюджета, Федеральных целевых программ "Ядерная и радиационная безопасность России" и "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

Научные исследования в области промышленной безопасности в целях обеспечения деятельности Службы осуществлялись Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр по безопасности в промышленности" (ФГУП НТЦ ПБ) в рамках Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 - 2006 годы", по теме "Нормирование, управление и регулирование рисков и безопасности в отраслях и на объектах в штатных и чрезвычайных ситуациях", а также по Плану научно-исследовательских и научно-технических работ ФГУП НТЦ ПБ. Задачей 2005 года является определение приоритетных направлений научных исследований для целей деятельности Службы, продолжение, развитие и актуализация тематики научных исследований по направлениям деятельности Службы, а также концентрация усилий и ресурсов подведомственных Службе научно-технических центров - ФГУ НТЦ ЯРБ и ФГУП НТЦ ПБ (как базовых организаций, осуществляющих научное, методическое, нормативное и информационное обеспечение деятельности Службы) - на разработке общих системных подходов в обеспечении регулирующей, контрольной и надзорной деятельности.

Важнейшей задачей 2005 года является также восстановление аналитического обеспечения федерального экологического контроля силами региональных центров лабораторного анализа, а также развитие научно-технического и методического обеспечения их деятельности. Важным направлением деятельности подведомственных Службе организаций является участие в создании и совершенствовании правовой и инструктивно-методической базы по соответствующим направлениям надзорной деятельности.

На начальном этапе деятельности Службы проведен анализ фактического состояния средств информатизации в центральном аппарате и территориальных органах Службы и подготовлены технические предложения по формированию информационных ресурсов Службы. Введена в эксплуатацию информационная система надзора за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов. Выполнена корректировка специального программного обеспечения автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ) в соответствии с новой структурой территориальных управлений по технологическому и экологическому надзору Службы. Обеспечен телекоммуникационный обмен между базами данных в центральном аппарате и 50 территориальных органах Службы. Организована также высокоскоростная линия связи (2 - 10 Мб/сек.) между зданиями центрального аппарата Службы. Принятые Службой направления информатизации в ее деятельности являются важнейшими задачами текущего года.

Реализация полномочий Службы по аварийному реагированию в отношении объектов использования атомной энергии осуществлялась на базе Центра аварийной поддержки. Информационные и технические ресурсы Центра аварийной поддержки необходимо использовать также при анализе аварий на опасных производственных объектах, имеющих высокий уровень потенциальной опасности, и выработке оперативных решений и рекомендаций.

С августа 2004 года проведена значительная работа по интеграции направлений лицензирования, отнесенных к полномочиям Службы, а также по инструктивно-методическому обеспечению данных полномочий. Актуализированы базы данных по направлениям лицензирования, осуществляемым на основании Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом необходимости передачи уточненных реестров лицензий вновь образованным территориальным органам Службы, изготовлены новые бланки лицензий.

С начала деятельности Службы в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" было выдано 9237 лицензий, в том числе территориальными управлениями Службы - 8229 лицензий. Направлено соискателям лицензии 69 уведомлений об отказе в выдаче лицензий. По результатам лицензионного контроля приостановлено действие 16 лицензий. Выдано 1349 лицензий в области использования атомной энергии, из них межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью - 1192 лицензии. Оптимизация лицензирования в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" будет осуществляться по мере разработки и принятия технических регламентов.

Была обеспечена необходимая преемственность при регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра таких объектов. В настоящее время в базе данных государственного реестра содержится информация о 221308 опасных производственных объектах, эксплуатируемых 100114 организациями. Задачей 2005 года является завершение работ по перерегистрации опасных производственных объектов на основе апробированных методических подходов и практического опыта идентификации объектов. Актуализированная информация государственного реестра опасных производственных объектов должна составить основу для создания единой базы данных поднадзорных Службе организаций.

В отчетном периоде продолжена работа по реализации законодательно установленных требований по декларированию промышленной безопасности. На поднадзорных предприятиях, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, было разработано 329 деклараций промышленной безопасности.

Для повышения эффективности декларирования необходимо обеспечить эффективный контроль за ходом декларирования, обеспечить дальнейшее развитие системы аттестации экспертов в области декларирования промышленной безопасности, продолжить работу по совершенствованию нормативно-методических документов в области декларирования и анализа риска (с учетом отраслевых особенностей объектов) с привлечением специалистов и ресурсов крупнейших объединений промышленных предприятий (ОАО "Газпром", ОАО "АК "Транснефть" и др.).

По объектам федерального уровня было рассмотрено 100 материалов, поступивших на государственную экологическую экспертизу, 26 материалов были отклонены из-за их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации по экологической экспертизе. По объектам уровня субъектов Российской Федерации территориальными органами Службы организовано рассмотрение 11724 таких материалов. По результатам рассмотрения утверждено 4571 заключение экспертных комиссий, в том числе 265 отрицательных заключений.

Для повышения эффективности государственной экологической экспертизы необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование нормативной правовой и инструктивно-методической основы деятельности Службы по организации и проведению государственной экологической экспертизы, организацию обучения и повышения квалификации соответствующих специалистов территориальных органов, повышение ответственности независимых экспертов за результаты экспертизы, а также на оптимизацию процедуры экспертизы с реализацией принципа "одного окна" для заказчика и расширенным применением информационных технологий.

Утверждено и зарегистрировано 195857 заключений экспертизы промышленной безопасности. Основной объем экспертизы был связан с определением остаточного ресурса безопасной эксплуатации оборудования на опасных производственных объектах. В 2004 году была продолжена работа по международному признанию Системы аккредитации. Ближайшей задачей является полноправное членство в международных организациях по аккредитации и объединение усилий государственного контроля и надзора и Системы аккредитации в области промышленной безопасности в повышении качества работ по экспертизе промышленной безопасности и обеспечении компетентности организаций, работающих в областях оценки соответствия, путем применения процедур добровольной аккредитации.

Основная часть работ по экспертизе безопасности объектов использования атомной энергии выполнялась в рамках установленной процедуры лицензирования данных объектов. За последние два года свыше 60% составили работы по экспертизе безопасности модернизации действующих энергоблоков АЭС, выполнено более 85 комплексных работ по экспертизе безопасности, которые связаны с разносторонней оценкой безопасности эксплуатации действующих и сооружаемых объектов использования атомной энергии. В результате экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации третьего энергоблока Калининской АЭС, подтверждено выполнение требований действующих норм и правил в области использования атомной энергии. В 2004 году продолжена деятельность по совершенствованию мер обеспечения качества экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и развитию системы менеджмента качества, что является важнейшим стратегическим направлением развития данного элемента регулирования в области ядерной и радиационной безопасности.

Договоры страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде заключены в 81800 организациях, что составляет 91% от числа зарегистрированных организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

В марте 2005 года принят Федеральный закон "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб". Задачей текущего года является участие в подготовке национального законопроекта, определяющего конкретные механизмы реализации положений данной Конвенции.

Международное сотрудничество в области использования атомной энергии, осуществлявшееся Службой как регулирующим органом по Конвенции о ядерной безопасности, было сосредоточено на работе в формате группы руководителей органов регулирования ядерной безопасности "восьмерки". На конференции руководителей органов регулирования ядерной безопасности "восьмерки" в июне 2004 года был принят итоговый документ - заявление о руководящих принципах для органов регулирования ядерной безопасности. Осуществлялось сотрудничество с МАГАТЭ и Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭ ОЭСР).

Сотрудничество с Европейской Комиссией осуществлялось в рамках участия в заседаниях CONCERT группы, участия в работе по выполнению проектов в рамках программы Тасис: "Ядерная безопасность". Велась работа по ряду проектов, выполняемых российскими и западноевропейскими организациями в поддержку регулирующей деятельности Службы при модернизации Кольской, Смоленской, Ленинградской и Нововоронежской АЭС, лицензировании вывода судов с ядерными энергетическими установками из эксплуатации. В рамках Энергодиалога Россия - Европейский Союз проходило согласование Меморандума о сотрудничестве Службы и Генерального Директората по транспорту и энергии Европейской Комиссии в области регулирования безопасности при использовании атомной энергии по вопросам учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ. Службой подготовлены материалы в соответствующие разделы очередного национального Доклада Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Конвенции о ядерной безопасности. В соответствии с установленным порядком Доклад будет представлен специалистами Службы на совещании по рассмотрению в МАГАТЭ в апреле 2005 года.

По вопросам экологического контроля международное сотрудничество осуществлялось в рамках Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (ИОК), Хельсинкской конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ). Сотрудничество по вопросам технологического надзора велось на тех направлениях, которые должны обеспечить полноправное вхождение национальной системы технологического надзора и контроля в систему, принятую в большинстве развитых стран. Новый импульс развития в результате проведения 7 - 8 октября 2004 года в г. Ялте третьего заседания Межгосударственного совета по промышленной безопасности получило сотрудничество с надзорными органами государств - участников СНГ.

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2004 году проведено 11769 инспекций на объектах использования атомной энергии, при которых выявлено и предписано к устранению 9706 нарушений требований ядерной и радиационной безопасности, а также 254059 комплексных, целевых и оперативных контрольных обследований и проверок на опасных производственных объектах, в результате которых выявлено и устранено 1838623 нарушения требований промышленной безопасности.

С начала 2004 года специалистами федеральных государственных учреждений Госэнергонадзора Минэнерго России (с учетом переходного периода деятельности) и инспекторским составом территориальных органов по технологическому и экологическому надзору проведено 132282 мероприятия по контролю безопасной эксплуатации и технического состояния энергоустановок, в том числе 85099 контрольных обследований по выполнению ранее выданных предписаний. Выявлено 1224178 нарушений требований правил, норм и инструкций.

В результате контрольных проверок в области охраны окружающей среды (по ограничению негативного техногенного воздействия) было выявлено 4909 нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе 2111 нарушений в области обращения с опасными отходами.

Выдано 43439 предписаний на приостановку работ на объектах использования атомной энергии и на опасных производственных объектах. За нарушения требований промышленной безопасности и охраны недр были привлечены к ответственности 48685 руководителей и специалистов поднадзорных предприятий, на 1198 должностных лиц материалы переданы в следственные органы, а к 18104 должностным лицам были применены административные санкции (общая сумма штрафов составила 45346625 рублей). За нарушения требований ядерной и радиационной безопасности было наложено 69 штрафов, общая сумма которых составила 339000 рублей.

На поднадзорных Службе производствах и объектах по направлениям ее деятельности были отмечены следующие основные тенденции.

По результатам работы энергоблоков атомных станций отмечено уменьшение числа нарушений в работе атомных станций с 51 до 46 нарушений. Нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации не зафиксировано, все нарушения в работе на атомных станциях классифицированы по шкале INES нулевым уровнем.

Радиационная обстановка на территории Российской Федерации оставалась стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосферном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морях сохранялось на уровне 2003 года.

Вместе с тем в сравнении с 2003 года был зафиксирован рост числа технологических нарушений в работе исследовательских ядерных установок (с 26 до 31), ядерных энергетических установок судов (с 21 до 22), объектов ядерного топливного цикла (с 24 до 26), радиационно опасных объектов (с 30 до 39).

На поднадзорных Службе организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, произошло 242 аварии (на 29 аварий больше, чем в 2003 году). Наибольший рост аварийности произошел на объектах газоснабжения (с 33 до 53), при добыче угля (с 30 до 35), а также при эксплуатации подъемных сооружений (с 39 до 50). Аварийность возросла на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в Оренбургской, Пермской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской и Московской областях, Алтайском и Краснодарском краях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.

По данным оперативного учета органов госэнергонадзора, в 2004 году на объектах электроэнергетики произошло 300 несчастных случаев со смертельным исходом.

Общее число погибших при осуществлении производственной деятельности в поднадзорных Службе организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, составило 410 человек (на 8% больше, чем в 2003 г.).

Наибольший рост производственного травматизма со смертельным исходом был отмечен в угольной промышленности (со 100 до 148 несчастных случаев со смертельным исходом). На угольных шахтах Кузнецкого бассейна произошел ряд крупных аварий с тяжелыми последствиями. На филиале "Шахта "Тайжина" ОАО "УК "Южкузбассуголь" 10 апреля 2004 г. произошел взрыв метановоздушной смеси, в результате которого было травмировано 53 человека, из них 47 человек смертельно. На шахте "Листвяжная" ОАО ПО "Сибирь-Уголь" 28 октября 2004 г. произошел взрыв метановоздушной смеси, которым было застигнуто 45 человек, из них 13 человек погибли.

Уже в текущем году 8 февраля на филиале "Шахта "Есаульская" ОАО "УК "Южкузбассуголь" авария, связанная со взрывом метановоздушной смеси, унесла жизни 25 человек, в числе которых 8 работников шахты и 17 горноспасателей Новокузнецкого горноспасательного отряда.

Отмечалось несколько основных общих проблем и факторов, оказывавших негативное влияние на состояние ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии и промышленной безопасности:

высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная активность в промышленности и энергетике;

низкий уровень технологической дисциплины, не соответствующий степени опасности современных производств;

низкий уровень профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности и энергетики;

реорганизация предприятий при смене собственника и проведении других структурных изменений на уровне управления предприятиям без учета необходимости обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств повышенной опасности;

отсутствие законодательного урегулирования ответственности за соблюдение конкурсными управляющими требований по безопасности и противоаварийной устойчивости объектов организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору считает, что вышеуказанные проблемы и факторы риска необходимо учитывать при формировании прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, а также при выборе оптимальной модели совершенствования государственного надзора в рамках проведения административной реформы.

Для формирования и реализации системного подхода в осуществлении государственного контроля и надзора за потенциально опасными объектами, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, имеющим долговременные негативные последствия и представляющим серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, требуется провести категорирование поднадзорных объектов по масштабам и видам их потенциальной опасности, опираясь на обоснованные критерии. Внедрение современных подходов к оценке безопасности этих объектов, таких как вероятностный анализ безопасности, применение современных расчетных кодов (программ) для анализа безопасности и научно обоснованных методик для оценок потенциального ущерба в случаях аварий, позволит определить узкие места, на которых необходимо сосредоточить основные усилия и ресурсы государственного контроля и надзора федерального уровня, а также побуждать эксплуатирующие организации и собственников к реконструкции и модернизации производств.

Необходимо определить предельные параметры объектов и возможных уровней их воздействия на человека и окружающую среду, ниже которых федеральный государственный надзор и контроль не должен осуществляться. Полномочия по контролю и надзору за объектами, не имеющими высокой потенциальной опасности, целесообразно передать на уровень субъектов Российской Федерации или аккредитованным государством специализированным организациям.

Рассмотрев итоги работы в 2004 году, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору отмечает, что основные запланированные к реализации в 2004 году мероприятия выполнены.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет:

1. Определить следующие основные задачи системы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2005 год:

повышение эффективности регулирующей, надзорной и контрольной деятельности с целью обеспечения показателей деятельности Службы на 2005 год, одобренных Правительством Российской Федерации;

совершенствование правовой и методической основы деятельности Службы с целью формирования методологии надзора, обеспечивающей адекватность методов надзора риску причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу или окружающей среде, возникающему при осуществлении деятельности предприятий промышленности и энергетики;

обеспечение разработки и внесения в Правительство Российской Федерации проекта Федерального закона "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами от 5 сентября 1997 года";

обеспечение разработки и внесения в Правительство Российской Федерации проекта Федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду";

выполнение плана мероприятий по реализации "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу";

обеспечение эффективного администрирования поступлений в бюджеты Российской Федерации от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;

принятие приоритетных направлений научных исследований для целей деятельности Службы;

развитие и совершенствование деятельности переданных в ведение Службы федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий;

создание системы обучения (повышения квалификации) специалистов Службы, учитывающей комплексный характер ее деятельности;

развитие информатизации деятельности Службы с целью создания единого информационного пространства, обеспечения планирования и мониторинга показателей ее деятельности.

2. Начальникам отраслевых управлений центрального аппарата и руководителям территориальных органов в месячный срок на основе анализа итогов работы в 2004 году по соответствующим направлениям деятельности разработать и принять меры, направленные на реализацию основных задач системы Службы на 2005 год, при необходимости представить в установленном порядке предложения по уточнению и дополнению Комплексного плана работы Службы на 2005 год.

3. Руководителям территориальных органов принять меры по повышению эффективности надзорной деятельности, обратив особое внимание на необходимость применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности Службы, обучения и повышения квалификации инспекторского состава, обеспечения контроля за выполнением мероприятий по результатам технического расследования аварий и случаев производственного травматизма.

 

Вр.и.о. Руководителя

Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

А.Б.МАЛЫШЕВ

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024