Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждены

Приказом МПС России

от 20.09.2001

 

ПРАВИЛА

ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВЕ ПЕРЕВОЗОК

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

ПОТ РО-32-ЦД-855-01

 

Разработаны:

В.Н. Ищенко, А.В. Зотов, М.Р. Прохоров (ВНИИЖТ), Н.В. Калиничев (ЦД МПС России), В.В. Шмаков (ЦК профсоюза).

Согласованы:

Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту

Центральным комитетом Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей

Департаментом управления перевозками МПС России

Управлением охраны труда МПС России

Управлением ведомственной охраны МПС России

Юридическим управлением МПС России

Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Письмо от 15.08.2001 N 6009-КЛ

Президиумом ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Постановление от 22.06.2001 N 01.68

Утверждены: заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации С.А. Гришиным 20.09.2001.

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

1.1. Настоящие Правила по охране труда для работников хозяйства перевозок федерального железнодорожного транспорта (далее - Правила) устанавливают основные требования безопасности труда работников в хозяйстве перевозок федеральных железных дорог.

Правила распространяются на все сортировочные, участковые, пассажирские, грузовые и промежуточные железнодорожные станции (далее - станции), разъезды и обгонные пункты железных дорог (далее - предприятия), а также железнодорожные пути (далее - пути) промышленных предприятий, обслуживаемых работниками железнодорожного транспорта.

1.2. Требования безопасности труда, учитывающие местные особенности условий работы на каждом предприятии, отражаются в инструкции по охране труда на данной станции. Инструкция должна быть утверждена руководителем предприятия и согласована с соответствующим профсоюзным органом.

У каждого работника или на каждом рабочем месте должна быть инструкция по охране труда для соответствующей профессии или выписка из нее.

Инструкции по охране труда на предприятиях составляются на основе настоящих Правил, типовых инструкций по охране труда для основных профессий (разделов по охране труда в должностных инструкциях) и Положения о порядке разработки и утверждения нормативных актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте. <*>

1.3. Организация работы по охране труда на предприятиях должна осуществляться в соответствии со стандартом предприятия (СТП) по этим вопросам.

1.4. При работе на предприятиях на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав и транспортные средства;

движущиеся машины, механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования;

перемещаемые изделия, заготовки и материалы;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации на рабочем месте;

электромагнитные излучения постоянных полей и полей промышленной частоты;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

химический фактор;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях.

При авариях на предприятиях на работников могут воздействовать опасные факторы взрыва и пожара.

При работе на персональной электронной вычислительной машине (ПЭВМ) на работников могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

повышенные уровни электромагнитного излучения;

повышенная яркость светового излучения;

напряжение зрения, внимания, длительные статические нагрузки.

1.5. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003 <*>, ГОСТ 12.1.012 <*> и ОСТ 32.45. <*>

1.6. Освещенность рабочих мест в помещениях и на территории предприятий должна соответствовать требованиям ОСТ 32.120 <*> и Отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта. <*>

1.7. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне в помещениях, а также содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях и на территории предприятий должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005. <*>

1.8. Проектирование всех административных, бытовых и производственных помещений предприятий производят в соответствии с Пособием по проектированию административных и бытовых зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта <*>, СНиП 2.09.02 <**>, СНиП 2.09.04 <*> и Ведомственными нормами технологического проектирования. <*> При проектировании указанных помещений должны быть определены их категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.

1.9. Общие требования к содержанию предприятий, а также организация и ведение технологических процессов должны соответствовать Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте <*> и Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации. <*>

1.10. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных помещений должны соответствовать определенной категории и требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.

1.11. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов работникам необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 <*> и ГОСТ 12.1.010. <*>

1.12. Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.

1.13. Общие требования к содержанию помещений, где для работы используются ПЭВМ, должны соответствовать ГОСТ 12.2.061 <*>, СанПиН 2.2.2.542. <*>

1.14. На территориях станций, в помещениях, сооружениях и технологическом оборудовании, которое может служить источником опасности для работников, должны быть установлены и нанесены знаки безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026 <***>, Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта <*> и Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей. <*>

1.15. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил на предприятиях хозяйства перевозок должен осуществляться в соответствии с Положением о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте. <*>

1.16. Эксплуатация производственного оборудования и электроустановок должна осуществляться в соответствии с ГОСТ 12.2.061 <*>, ГОСТ 12.1.030 <*>, ГОСТ 12.2.007.0 <*>, Правилами эксплуатации электроустановок потребителей <*> и Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок. <*>

1.17. Паровые и водогрейные котлы должны эксплуатироваться и испытываться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,7 кгс/см2, водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 115 °C <*>, Инструкцией для персонала, обслуживающего водогрейные котлы и водоподогреватели с температурой воды не выше 115 °C и паровые котлы с давлением пара не выше 0,7 кгс/см2 <*> и Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов. <*>

1.18. Теплопотребляющие установки, трубопроводы пара и горячей воды необходимо эксплуатировать и испытывать в соответствии с Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей <*> и Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей. <*>

1.19. Компрессорные установки и воздухопроводы следует эксплуатировать и испытывать в соответствии с ГОСТ 12.2.016 <*> и Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов. <*>

1.20. Котлы, печи, газовое оборудование и другие агрегаты, работающие на газовом топливе, необходимо эксплуатировать в соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве. <*>

1.21. Погрузочно-разгрузочные работы на предприятиях должны осуществляться в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов на железнодорожном транспорте. <*>

1.22. Предельная норма перемещения грузов вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать норм, установленных Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса <*> и Нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную. <*>

Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.

1.23. Цветовое оформление агрегатов и элементов машин и механизмов, влияющих на безопасность труда, должно соответствовать ГОСТ 12.4.026. <*>

1.24. Личный состав ведомственной охраны, осуществляющий охрану грузов в парках станций и в пути следования, должен соблюдать требования безопасности труда в соответствии с Правилами по охране труда в военизированной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации. <*>

1.25. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автотранспортных средств должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" <*> и Правилами по охране труда на автомобильном транспорте <*>.

1.26. Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях:

1.26.1. При нахождении работников на железнодорожных путях необходимо:

проявлять бдительность;

при следовании к месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход";

проходить вдоль путей только по обочине пути или посередине междупутья, при этом внимательно следить: за движением поездов, маневрирующими составами и локомотивами, дрезинами, самоходными путевыми машинами, кранами, отцепами вагонов (далее - подвижной состав); а также за тем, нет ли предметов, выступающих за пределы очертания габаритов погрузки, подвижного состава и приближения строения;

переходить пути перпендикулярно оси пути, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

проявлять особую осторожность в темное время суток, а также при сильном тумане, ливнях, снегопаде, метели, ухудшающих видимость и слышимость предупредительных сигналов или приближающегося подвижного состава;

следить за показаниями светофоров, положением стрелочных переводов, звуковых и ручных сигналов, ориентируясь по ним о маршрутах следования подвижного состава;

при нахождении на станции выполнять требования знаков безопасности и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи и другие сооружения).

1.26.2. Для перехода через пути следует использовать маршруты служебного прохода, пешеходные тоннели, мосты и специально установленные для этого места, имеющие настил.

Запрещается переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ноги между рамным рельсом и остряком или в желоба на стрелочном переводе, наступать на рельсы и концы железобетонных шпал.

Прежде чем перейти через путь, необходимо остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося подвижного состава по этому пути. Особую внимательность требуется проявлять при выходе на путь из-за подвижного состава, из зданий и сооружений, ухудшающих видимость приближающегося подвижного состава по этому пути.

1.26.3. При переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, следует пользоваться только переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки.

Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также в отсутствии движущегося по смежному пути на опасном расстоянии подвижного состава и нет ли канав или посторонних предметов, о которые можно споткнуться. В темное время суток следует освещать это место ручным фонарем.

При поднятии на переходные площадки и сходе с них необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону.

Запрещается подлезать под вагоны, переходить по автосцепкам и рамам вагонов.

1.26.4. Переходить путь, занятый подвижным составом, разрешается следующим работникам станции:

составителю поездов и помощнику составителя поездов (далее - составителю), кондуктору главному грузовых поездов и кондуктору грузовых поездов (далее - кондуктору), приемосдатчику груза и багажа (далее - приемосдатчику), регулировщику скорости движения вагонов (далее - регулировщику скорости) и осмотрщику вагонов, производившим работы с составом, - на расстоянии не менее 3 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива и другого подвижного состава), а проходить между вагонами, если расстояние между их автосцепками не менее 5 м;

остальным работникам - на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона и 10 м между вагонами.

1.26.5. При приеме, отправлении и пропуске поездов по станции дежурные по станциям, дежурные стрелочных постов и другие работники, которые обязаны встречать и провожать поезда, должны находиться в местах, указанных в станционной инструкции по охране труда.

Работники, оказавшиеся на пути следования поезда, до его приближения должны отойти на обочину пути или на середину широкого междупутья.

Минимальное расстояние от работника до крайнего рельса при этом должно быть не менее:

    при движении поездов со скоростями до 140 км/ч - 2 м;

                                          141 - 160 км/ч - 4 м;

                                          161 - 200 км/ч - 5 м.

Работники должны отойти в безопасное место при расстоянии до поезда не менее 400 м при скоростях движения до 140 км/ч и не позднее чем за 5 минут до прохода поезда при скоростях движения 141 - 200 км/ч.

1.26.6. При маневровых передвижениях на станции работники при приближении подвижного состава должны отойти на обочину пути или середину междупутья, дождаться проследования (остановки) подвижного состава и только после этого продолжить работу или проход по территории станции.

Составители поездов, кондукторы и другие работники, которым предоставлено право руководить маневрами, а также регулировщики скорости движения вагонов должны проходить вдоль пути только по обочине или посередине междупутья и наблюдать при этом за движущими поездами, маневровыми составами и локомотивами, отцепами вагонов, обращая внимание на возможное наличие в движущемся подвижном составе предметов, выступающих за пределы габарита.

1.26.7. При приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, увязочную проволоку и другие предметы, выступающие за габарит подвижного состава.

1.26.8. Запрещается проезд на подвижном составе лиц, не участвующих в маневровых работах.

1.26.9. Работники станций, работа которых связана с нахождением на железнодорожных путях, обязаны носить спецодежду и спецобувь установленного образца, сигнальный жилет оранжевого цвета и быть одетым так, чтобы одежда не мешала движениям, а пуговицы были застегнуты. Головной убор не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов.

1.27. Требования безопасности при выполнении работ на станционных путях, имеющих контактную сеть:

1.27.1. На станционных путях, имеющих контактную сеть под напряжением, запрещается:

приближаться к контактной сети на расстояние ближе 2 м;

прикасаться к электрическому оборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;

подниматься на крышу вагонов, находиться или проводить работы на крышах вагонов и контейнеров;

открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов;

производить погрузку или разгрузку с открытого подвижного состава, когда сами работающие или применяемые ими приспособления могут во время работы приблизиться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением частям контактной сети.

1.27.2. Производство работ на подвижном составе допускается при снятом напряжении на путях, имеющих секционирование, только после заземления контактной сети. Для этого руководитель работ обязан дать заявку руководителю дистанции энергоснабжения о снятии напряжения с контактной сети с указанием точного места, начала, продолжительности и содержания работ, а также сообщить об этом начальнику соответствующего района контактной сети.

К работе на подвижном составе можно приступить только после получения письменного разрешения от электромонтера контактной сети.

1.27.3. По окончании работ руководитель обязан убедиться в том, что люди удалены от частей контактной сети на расстояние не менее 2 м, после чего отметить время окончания работ на копии письменного разрешения, находящегося у электромонтера дистанции контактной сети. Последний, лично убедившись в том, что люди находятся на безопасном расстоянии, снимает заземляющие штанги и дает уведомление энергодиспетчеру.

После снятия заземляющих штанг контактная сеть считается под напряжением, и приближаться к ней запрещается.

1.27.4. Для обеспечения безопасности работников от поражения электрическим током поездным диспетчерам и дежурным по железнодорожной станции запрещается:

выпускать электроподвижной состав на перегоны в тех случаях, когда с контактной сети прилегающего перегона снято напряжение;

принимать электроподвижной состав или производить на станции маневры с электроподвижным составом с заездом на электрифицированные пути станции, с которых снято напряжение;

на станциях постоянного и переменного тока принимать и отправлять электроподвижной состав, если расположенная впереди поезда секция контактной сети находится под напряжением иного рода тока, чем электроподвижной состав.

1.27.5. При обнаружении обрыва проводов контактной сети или линии электропередачи, пересекающих железнодорожные пути, а также свисания с проводов посторонних предметов работник предприятия обязан об этом немедленно сообщить на ближайший дежурный пункт района контактной сети, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру. До прибытия аварийной бригады района контактной сети опасное место необходимо оградить и принять меры, исключающие приближение людей на расстояние ближе 8 м к месту обрыва провода.

Если оборванный провод или другие элементы контактной сети выходят за габарит приближения строений или подвижного состава, это место необходимо оградить, как место препятствия, сигналами остановки в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. <*>

1.27.6. При возникновении пожара вблизи контактной сети необходимо немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю (начальнику железнодорожной станции (далее - начальнику станции), диспетчеру маневровому железнодорожной станции (далее - маневровому диспетчеру), дежурному по железнодорожной станции (далее - дежурному по станции), дежурному по сортировочной горке (далее - дежурному по горке), поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам района контактной сети) и в пожарную охрану.

1.27.7. Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными и порошковыми огнетушителями. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться за раструб огнетушителя и не допускается подносить раструб ближе 1 метра до контактной сети.

Тушение горящих предметов водой или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении, и после ее заземления в установленном порядке.

Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии более 8 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других частей, находящихся под напряжением.

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

<**> Заменен на СНиП 31-03-01.

<***> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

 

2.1. Требования безопасности при маневровой работе,

приеме и отправлении поездов

 

2.1.1. Технологические процессы работы станций и технико-распорядительные акты станций должны отвечать требованиям настоящих Правил и других нормативных правовых актов по охране труда.

2.1.2. Закрепление локомотивов и машинистов за станциями или маневровыми районами оформляются приказами начальника депо раз в полугодие с передачей их в адрес начальников станций.

2.1.3. Локомотивы, занятые в маневровой работе и обслуживаемые одним машинистом, должны быть оборудованы:

вторым или переносным пультом дистанционного управления;

краном вспомогательного тормоза с левой стороны;

устройством автоматической локомотивной сигнализации с периодической проверкой бдительности машиниста;

дополнительными устройствами безопасности типа УКБМ и Л116У;

поездной и маневровой двусторонней радиосвязью машиниста с маневровым диспетчером, дежурным по станции (горке), составителем в пределах всей территории предприятия, а на крупных станциях в пределах маневрового района;

устройствами дистанционной отцепки их от вагонов из кабины машиниста;

системой пожаротушения;

зеркалами заднего вида, сигнальными лампами с желтыми светофильтрами, установленными с обеих сторон на внешней стороне кабины для сигнализации о месте нахождения машиниста.

2.1.4. Маневровые локомотивы, выезжающие на перегон и соседние станции, а также занятые в вывозном и передаточном движении дополнительно должны быть оборудованы устройством автоматической остановки поезда на случай внезапной потери машинистом способности к работе.

2.1.5. При приемке локомотива машинист обязан проверить надежность работы поездной и маневровой радиосвязи с дежурным по станции и руководителем маневров, дежурным по горке, парку, маневровым диспетчером с последующей отметкой в книге технического состояния локомотива формы ТУ-152. Машинист обязан получить предупреждения по форме ДУ-61, действующие по станции, у дежурного по станции, сортировочной горке и парку и установленные согласно записям работников других служб в журнале ДУ-46. Машинист обязан ознакомить составителя поездов с полученным предупреждением.

Получить предупреждения формы ДУ-61, в случае производства работ работниками других служб на станционных путях при наличии записи в журнале формы ДУ-46, требующих особого внимания, ограничения скорости и других случаях.

2.1.6. При движении локомотива машинист обязан находиться с той стороны, с которой обеспечивается лучшая видимость пути, сигналов и руководителя маневров по маршруту следования.

2.1.7. Локомотивная бригада при производстве маневров обязана:

точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;

внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно выполнять сигналы и указания о передвижениях;

внимательно следить за людьми, находящимися на путях, положением стрелок и расположением подвижного состава;

обеспечивать безопасность производства маневров и сохранность подвижного состава.

2.1.8. Машинисту запрещается начинать движение маневрового состава:

не получив команды от руководителя маневров;

не уточнив местонахождение руководителя маневров (визуально или путем переговоров с ним по радиосвязи);

при нахождении работников на автосцепке вагона, на борту платформы, на платформе, на тележке, буксе вагона, раме цистерны, на подножке вагона со стороны негабаритных и опасных мест.

2.1.9. В случае нарушения работы радиосвязи между машинистом и руководителем маневров маневровая работа может быть продолжена по ручным сигнальным приборам составителя при условии взаимной видимости.

2.1.10. Передача команд руководителя маневров машинисту локомотива через третье лицо (дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурного по горке) запрещается.

2.1.11. В случае неполучения ответа по радиосвязи или потери видимости сигналов руководителя маневров машинист обязан немедленно остановить состав для выяснения причин создавшейся обстановки.

2.1.12. Маневры на станционных путях должны проводиться по указанию только одного работника - дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурного по горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездного диспетчера.

2.1.13. При обслуживании локомотива одним машинистом маневровая работа производится одним составителем или составительской бригадой (составителем и его помощником), главным кондуктором (кондуктором) или другим работником, которому предоставлено право проводить маневры.

Руководителем маневров является составитель поездов или главный кондуктор (кондуктор).

2.1.14. Составитель поездов работает в прямом взаимодействии с локомотивной бригадой, дежурным по станции (горки) и маневровым диспетчером, при наличии у него исправной переносной радиостанции. В зависимости от местных условий назначение для производства маневров составительской бригады или одного составителя устанавливается начальником отделения дороги по согласованию с техническим инспектором труда ЦК профсоюза на отделении дороги (районным комитетом профсоюза).

Порядок работы составителя поездов в одно лицо устанавливается инструкцией, разрабатываемой на каждой станции с учетом местных условий.

Работа составителя в одно лицо разрешается только при наличии радиосвязи между ним, маневровым диспетчером (дежурным по станции и горки) и машинистом маневрового локомотива.

2.1.15. На составителя при совмещении профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, связанных с движением поездов, должен допускаться к этой работе только после проверки знаний соответствующих правил и инструкций.

2.1.16. Руководитель маневров обязан:

обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;

организовать маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, личная безопасность работников, занятых на маневрах, а также других работников, находящихся на станционных путях на маршруте следования маневрового состава вагонами вперед.

2.1.17. При движении маневрового состава вагонами вперед руководитель маневров обязан находиться на первой по ходу движения специальной подножке грузовых вагонов (подножке совмещенных с лестницами цистерн, переходной площадке, подножке пассажирских вагонов, тамбуре) и следить за показаниями маневровых светофоров, положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий и людей на пути, сигналами, подаваемыми работниками, работающими на путях, сигналами ограждения, сигнальными указателями и знаками.

При плохой видимости пути, неисправности или отсутствии подножки и поручней (платформы, думкары, битумовозы и другие вагоны), неисправности переходной площадки или закрытом тамбуре руководитель маневров обязан идти посередине междупутья или по обочине впереди осаживаемых вагонов на безопасном расстоянии, постоянно держа связь с машинистом маневрового локомотива по радиосвязи или визуально. Скорость осаживания не должна превышать 3 км/ч.

Запрещается проезд составителей, их помощников и кондукторов на автосцепках, буксе, стоя на платформе или сидя на ее бортах, а также на гильзах контрштоков паровоза, тележках колесных пар, раме цистерны и других выступающих частях вагона.

При движении маневрового состава у высоких платформ, в негабаритных и других опасных местах, а также при скорости движения более 40 км/ч запрещается нахождение составителя, его помощника на специальной подножке грузовых вагонов и на подножке пассажирских вагонов при закрытой двери тамбура.

2.1.18. При движениях одиночного локомотива или маневрового состава локомотивом вперед на расстояние более 1 км, когда в составе отсутствуют вагоны с переходной площадкой или открытыми дверями тамбуров пассажирских вагонов, составительской бригаде разрешается находиться в кабине локомотива, а при движении вагонами вперед в голове состава должен быть поставлен вагон с переходной площадкой или порожняя платформа. При движении до 1 км руководителю работ разрешается находиться на подножке или площадке локомотива со стороны машиниста.

2.1.19. Составителю, кондуктору разрешается подниматься на специальные подножки и подножки переходных площадок вагонов и локомотивов, а также сходить с них при полной остановке подвижного состава в зимнее время года, а в летний период при скорости не более 3 км/ч.

2.1.20. Составителю, кондуктору запрещается сходить и подниматься на подвижной состав в движении в негабаритных и опасных местах, в местах погрузки и выгрузки навалочных грузов, в пределах стрелочных переводов и других устройств.

2.1.21. При маневровых передвижениях вагонами вперед через ворота предприятий по подъездным путям, охраняемые и неохраняемые переезды, а также у негабаритных и опасных мест, высоких платформ составитель поездов обязан остановить маневровый состав, сойти с подножки вагона, определить безопасность движения, пройти переезд, ворота или опасное место по обочине пути и из безопасного места дать команду машинисту на дальнейшее движение.

Проезд ворот разрешается только после проверки составителем поездов их надежной фиксации в открытом положении.

2.1.22. Во время движения маневрового состава составителю и его помощнику запрещается входить в пространство между вагонами, переходить на другую сторону отцепа вагонов (для расцепки с противоположной стороны), расцеплять вагоны в пределах стрелочного перевода, пешеходного настила, переезда, в негабаритных и опасных местах, в местах погрузки и выгрузки навалочных грузов.

Составителю запрещается производить ремонт автосцепного устройства (механизма, расцепного привода и другого оборудования) или устранение сверхдопустимой разницы высоты осей автосцепок соседних вагонов путем подкладывания клина между центрирующей балкой и провисшей автосцепкой вагонов.

Осмотр неисправного автосцепного устройства производить только после расцепления и установки вагонов и локомотива от вагона на расстояние не менее 5 м друг от друга, закрепления вагонов тормозными башмаками и предупреждения машиниста, дежурного по станции или маневрового диспетчера о нахождении составителя внутри колеи.

Движение маневрового локомотива разрешается только после получения машинистом личной команды составителя поездов после его выхода из межвагонного пространства на междупутье или обочину пути.

Запрещается расцепление вагонов в местах установки светофора, привода стрелочного перевода и других устройств.

2.1.23. Во время роспуска составов с сортировочной горки вагоны расцепляют только в установленном месте, где находится знак "Работать расцепным рычагом". Здесь же должен быть установлен стеллаж для хранения вилок-рычагов для расцепки вагонов. Рабочая зона составителя поездов и его помощника, занятых расцепкой вагонов на сортировочной горке и вытяжных путях, должна быть оборудована настилом, освещением и песком. Место расцепления вагонов должно иметь ровную поверхность, тщательно очищенную от мусора и посторонних предметов.

2.1.24. Перекрытие концевых кранов воздушной магистрали, соединение и разъединение соединительных рукавов тормозной магистрали производить после полной остановки вагонов. Работу эту разрешается производить только в рукавицах.

В маневровых составах с заряженной сжатым воздухом тормозной магистралью составителю необходимо:

перед расцепкой вагонов вначале перекрыть концевые краны, а затем разъединять соединительные рукава между вагонами;

при сцеплении вагонов вначале соединить рукава, а затем открыть концевые краны.

Опробование тормозов у подвижного состава составителем поездов и его помощником производится на всех станционных путях.

2.1.25. Расцепка вагонов должна производиться сбоку от вагона без захода в межвагонное пространство с помощью расцепного рычага привода автосцепки, а при его неисправности с помощью специальной вилки-рычага.

Расцепка движущихся вагонов на сортировочной горке, вытяжных путях должна производиться в специально установленных местах с помощью вилки-рычага. Если из-за неисправности автосцепки вагоны на горке нельзя расцепить, то отцепы с вагонами с неисправной автосцепкой направляют на пути сортировочного парка по указанию дежурного по сортировочной горке.

2.1.26. Торможение вагонов должны производить регулировщики скорости движения вагонов, каждый из которых закрепляется за определенной рабочей зоной старшим регулировщиком скорости. Старший регулировщик скорости производит постоянный контроль за работой регулировщиков скорости и немедленное пресечение неправильных приемов в их работе, которые могут привести к несчастному случаю. При изменении объема и ритма работы, степени заполнения сортировочных (подгорочных) путей вагонами старший регулировщик скорости может изменить расстановку регулировщиков скорости с учетом обеспечения безопасности работников и сохранности подвижного состава.

Перед началом роспуска состава регулировщики скорости движения вагонов должны находиться на своих рабочих местах.

Дежурный по горке (оператор распорядительного поста) или составитель поездов с помощью двусторонней парковой связи или другого вида связи должен информировать в установленном на станции порядке указанных работников о номерах путей, на которые будут распускаться отцепы вагонов. Оповестить регулировщиков скорости, дежурных стрелочных постов, операторов исполнительных постов о начале роспуска состава и куда следуют отцепы, количество вагонов в них, их ходовых качествах, о вагонах с грузами, требующих особой осторожности (горячего битума и т.п.), получить от них доклад о готовности к роспуску.

2.1.27. Тормозные башмаки должны быть уложены на рельс заблаговременно, для того, чтобы к моменту подхода отцепа регулировщик скорости движения вагонов мог отойти в безопасную зону. Подкладывание башмаков под колесные пары второй по направлению движения тележки вагона должно производиться только с помощью специальных вилок для укладки тормозных башмаков на рельсы.

Регулировщики скорости перед началом роспуска состава обязаны подготовить рабочие места, для чего после очередного роспуска тормозные башмаки должны быть разложены на междупутье перед башмакосбрасывателями вдоль рельсовой колеи по одному в ряд.

2.1.28. Для торможения вагонов разрешается использовать только исправные тормозные башмаки, имеющие установленное клеймо.

Тормозные башмаки, используемые в работе, должны находиться на междупутье, вдоль рельсовой колеи, на специальных тумбочках или других устройствах, предназначенных для этих целей.

Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:

с лопнувшей головкой;

с покоробленной и изогнутой подошвой;

с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком подошвы;

с ослабленным креплением головки с подошвой;

с изогнутой и надломленной рукояткой или без нее;

с поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы.

2.1.29. При производстве маневров серийными и одиночными толчками составитель обязан регулировать разгон состава для толчка с учетом ходовых качеств и веса отцепа, свободности сортировочных путей, атмосферных условий так, чтобы дежурные стрелочных постов и регулировщики скорости движения вагонов имели достаточно времени для перевода стрелок, укладки тормозных башмаков и отхода в безопасную зону.

2.1.30. Рабочая зона регулировщика скорости должна располагаться в междупутьях шириной не менее 4800 мм. Рабочее место не должно иметь крупного щебня, рыхлого песка, неровностей и посторонних предметов, а также концы шпал и земляное полотно должно быть на уровне подошвы рельса, чтобы не создавать препятствий регулировщику скорости при работе.

Торможение должно производиться в безопасной зоне по отношению к соседним путям, по которым движутся вагоны.

На рельсах каждого из путей подгорочного парка, где работают регулировщики скорости, должны быть установлены башмакосбрасыватели на расстоянии не менее 25 м от предельного столбика пути подгорочного парка.

Для прохода регулировщиков скорости ко всем обслуживаемым ими путям подгорочного парка должны быть технологические проходы-разрывы между вагонами. Каждый крайний вагон у этих проходов должен быть закреплен тормозным башмаком.

В рабочей зоне регулировщиков скорости должны быть устройства громкоговорящего оповещения, стеллажи или тумбочки для размещения тормозных башмаков, вилки для их подкладывания, инвентарь для очистки головок рельсов и полоза башмака от снега и льда, емкости для песка и графитной смазки.

2.1.31. Приказом начальника по станции междупутья сортировочного парка в районе тормозных позиций закрепляются за регулировщиком скорости для содержания их в чистоте и контроля исправности башмакосбрасывателя.

2.1.32. Работники предприятий, выполняющие работу на станционных путях, должны оповещаться о предстоящих маневрах, роспуске состава с сортировочной горки, приеме и отправлении поездов. Оповещение осуществляют дежурные по станции, горке, маневровые диспетчеры по громкоговорящей связи в соответствии с установленным на станции порядком, на основании специальных записей в "Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети", <*> производимых руководителями работ перед началом их проведения с указанием времени и места проведения.

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

2.1.33. При осмотре или обслуживании централизованной стрелки (проверка свободности и целостности стрелки при занятости на табло электрической централизации, перевод курбелем, очистка) работником станции, дежурному по станции запрещается пропуск подвижного состава по данной стрелке до получения доклада от посланного работника об окончании работ и ухода его с этой стрелки.

2.1.34. При производстве маневров в местах работы ремонтных бригад (путевых, СЦБ), с пересечением переездов, около пассажирских платформ, на путях грузовых складов, грузовых дворов, складов топлива, вагонных и локомотивных депо, на территории заводов, мастерских составительские и локомотивные бригады должны проявлять особую бдительность. Своевременно подавать звуковые сигналы (свистком) о приближении состава к находящимся около (на) пути или на платформе людям, а также предупреждать людей, работающих на погрузке, выгрузке, ремонте пути и вагонов, о движении состава.

Маневровые передвижения на ремонтных путях линейных предприятий должны производиться под наблюдением и личным контролем ответственного работника предприятия.

 

2.2. Требования безопасности при очистке путей,

стрелочных переводов и проезжей части переездов

 

2.2.1. Работы по очистке стрелочных переводов (далее - стрелок) и путей от снега должны выполняться в перерывах между движением поездов, маневровых передвижений и роспуском вагонов с сортировочной горки, как правило, в светлое время суток. В темное время суток очищать стрелки разрешается только в случаях крайней необходимости, вызванной неблагоприятными метеорологическими условиями (снегопад, метель, ураган). Работа по очистке горочных и подгорочных путей, стрелочных переводов, проезжей части переездов должна производиться в период отсутствия движения в данном районе.

2.2.2. Для станций, оборудованных централизацией стрелочных переводов, должна быть разработана, согласована и утверждена в установленном порядке Инструкция по организации работ и обеспечению техники безопасности при очистке стрелок от снега.

2.2.3. Для обеспечения безопасности работников, привлекаемых для неотложного выполнения работ по снегоборьбе, руководитель (начальник станции или его заместители) проводит перед началом работ целевой инструктаж с записью в "Журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте", знакомит работников с конкретной производственной обстановкой на рабочем месте и безопасными приемами труда. В местах сбора рабочих на специальных стендах должны быть вывешены плакаты по технике безопасности при производстве работ по очистке путей и стрелочных переводов от снега и предупреждению обморожения.

2.2.4. Ручная очистка путей и стрелочных переводов от снега, а также пути следования работников бригад к месту снегоуборочных работ и обратно осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации. <*>

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

2.2.5. При выполнении дежурным стрелочного поста обязанностей по обслуживанию железнодорожного переезда очистка проезжей части переезда производится только при отсутствии движения подвижного состава и маневровой работы под контролем дежурного по станции.

Дежурному по станции запрещается производить маневровые работы, прием и отправление поездов до доклада ему от исполнителя работ об окончании работ.

Выполнять эти работы в темное время суток, а также при сильных снегопадах, тумане и метелях запрещается.

2.2.6. При снегопадах и метелях на нецентрализованных стрелках, не оборудованных пневматическими и электрообогревательными устройствами, в помощь дежурным стрелочных постов по заявке начальника станции дорожным мастером выделяются работники, которые очищают стрелки от снега под контролем работников станции.

2.2.7. Очистка стрелок ручного обслуживания производится под контролем старшего дежурного стрелочного поста или дежурного по станции, которые должны быть поставлены в известность о начале и об окончании таких работ.

При очистке ручного стрелочного перевода между остряком и рамным рельсом в дневное время должен устанавливаться щит желтого цвета или шест с флажком желтого цвета, а в ночное время ручной фонарь с белым огнем.

2.2.8. Во время очистки стрелок необходимо располагаться лицом в сторону ожидаемого направления движения поезда и работы проводить с особой осторожностью.

2.2.9. При очистке централизованного стрелочного перевода между остряком и рамным рельсом должен устанавливаться деревянный вкладыш.

2.2.10. При очистке стрелок запрещается пользоваться неисправным инструментом и работать без рукавиц.

2.2.11. Шланговая очистка стрелок сжатым воздухом должна выполняться двумя монтерами пути. Один из них осуществляет очистку стрелки, а другой (наблюдающий, он же сигналист) должен находиться у крана воздухо-разборной колонки, следить за передвижением подвижного состава и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха и сообщить работающему о приближении подвижного состава. Работа проводится с разрешения дежурного по станции с записью в журнале ДУ-46.

2.2.12. Работа снегоочистительной техники на станционных путях производится по разрешению дежурного по станции (горки, маневрового диспетчера) с записью в журнале ДУ-46. О предстоящей работе должны быть оповещены все работники станции.

2.2.13. У дежурного по станции (горке) или маневрового диспетчера должна быть радиосвязь со снегоочистительной техникой.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К СОДЕРЖАНИЮ СООРУЖЕНИЙ, РАБОЧИХ

МЕСТ (ЗОН) И ТЕРРИТОРИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

 

3.1. Все сооружения и устройства, расположенные на территории железнодорожной станции, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений C, установленного ГОСТ 9238-83 <*>.

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

С обеих сторон негабаритных мест до их переустройства устанавливаются предупреждающие знаки "Осторожно! Негабаритное место" и наносится предупреждающая окраска в виде чередующихся желтых и черных полос.

3.2. Сооружения, устройства, помещения, рабочие места, проходы и проезды на станции должны содержаться в исправном состоянии в соответствии с санитарными нормами, пожарными и строительными нормами и правилами.

Плановый осмотр сооружений, устройств, служебно-технических и санитарно-бытовых зданий и помещений должен производиться работниками, непосредственно их обслуживающими, а также начальниками предприятия, в ведении которых находятся эти сооружения или устройства. Порядок и сроки осмотров устанавливаются начальником предприятия.

3.3. На территории станции установка и конструкция осветительных приборов должна обеспечивать защиту глаз работников, особенно локомотивных бригад, от слепящего действия источников света.

Очистка светильников должна производиться в следующие сроки: наружного освещения - не реже 3-х раз в год, в помещениях - не реже 2-х раз в месяц.

3.4. В местах (зонах) расцепки вагонов на сортировочной горке и вытяжных путях расстояние от концов шпал до края балластного слоя с обеих сторон пути должно быть не менее 1,5 м.

Балласт должен быть засыпан на одном уровне с поверхностью шпал и уплотнен или иметь твердое (асфальтовое) покрытие.

В этих местах (зонах) на расстоянии 1920 мм от оси пути не должно быть никаких устройств, возвышающихся над уровнем шпал, неровностей и возвышений, мешающих передвижению составителя поездов и его помощника.

3.5. Переговорные колонки, бункера для приема перевозочных документов, стеллажи для запасных частей вагонов, ящики для сбора металлолома и мусора, тумбочки для тормозных башмаков, вагоноремонтные установки и другие, временные и постоянные устройства должны устанавливаться на междупутье прямого участка шириной не менее 5300 мм в местах, согласованных с начальником станции. И должны быть окрашены в желто-черный цвет чередующимися полосами шириной 40 - 50 мм.

Размеры стеллажей, ящиков, бункеров, вагоноремонтных установок и других устройств в междупутьях должны быть следующими:

ширина - не более 700 мм (на высоте над уровнем головки рельса - не более 1100 мм);

длина ряда из этих установок без прохода - не более 6000 мм.

Проходы между этими устройствами и железнодорожными путями должны быть всегда свободны от деталей, инструмента и посторонних предметов.

3.6. Здания, расположенные на расстоянии менее 3 м от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль пути. Около двери параллельно пути должен быть установлен барьер длиной 3 м и высотой 1 м.

Здания, находящиеся на расстоянии от 3 до 8 м от оси пути, имеющие выход прямо в сторону рельсовой колеи, должны иметь перед дверью барьер длиной 5 м и высотой 1 м.

У выходов из таких зданий устанавливается сигнализация о приближении поезда или предупреждающие знаки "Берегись поезда".

3.7. Пункты коммерческого осмотра (смотровые вышки) располагаются у обочины железнодорожного полотна на расстоянии не менее 2 м и в междупутье шириной не менее 6,5 м. Площадка смотровой вышки должна иметь перила. На смотровой площадке должна быть нанесена предупреждающая окраска в соответствии с ГОСТ 12.4.026. <*>

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

Запрещается установка смотровых вышек на электрифицированных участках пути.

3.8. Устройства для отвода воды в междупутьях и в местах перехода людей, желоба для гибких тяг и других устройств СЦБ должны быть очищены от мусора и плотно закрыты сверху.

3.9. Пути, на которых проводится экипировка пассажирских вагонов, промывка и пропарка грузовых вагонов, должны иметь водосточные лотки, канализацию и колонки (водоразборные, электроотопительные, воздухоразборные), которые должны содержаться в исправном состоянии.

3.10. На станциях должны быть установлены маршруты служебного прохода работников по территории станции к служебным и вспомогательным зданиям и помещениям, рабочим местам (зонам), а также к пассажирским платформам и другим остановкам транспорта. Указанные маршруты следует прокладывать перпендикулярно оси путей в наиболее безопасных местах (по уширенным обочинам пути, широким междупутьям), удаленных от главных путей, с минимальным пересечением путей по территории.

Маршруты служебного прохода указываются в техническо-распорядительном акте станции.

Схемы маршрутов утверждаются начальником станции с указанием даты утверждения и должны находиться на всех рабочих местах.

Проходы обозначаются знаками "Служебный проход". Ширина проходов должна быть не менее 1 м.

3.11. В местах пересечений дорог для транспортных средств и служебных проходов с железнодорожными путями должны быть сделаны твердые покрытия или настилы на уровне головки рельсов шириной: не менее 3,0 м - для перемещения транспортных средств, не менее 2,0 м - для прохода работников с грузом и не менее 1,5 м - для прохода работников без груза.

3.12. Для проезда ко всем объектам на территории станции должны быть оборудованы и четко обозначены пожарные проезды, обеспечивающие проезд пожарных машин в любое время года и при любой погоде.

3.13. Движение транспортных средств должно быть организовано по схеме, утвержденной начальником станции, с установкой соответствующих дорожных знаков по ГОСТ 10807. <*>

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам. На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52290-2004.

 

3.14. Дороги, предназначенные для движения автотранспорта, на территории станции должны иметь твердое покрытие и быть пригодны для проезда в любое время года и при любой погоде.

3.15. Устройства световой и звуковой сигнализации устанавливаются в местах повышенной опасности станции для безопасных условий труда работников службы перевозок, а также других служб с учетом местных условий и технологии работы.

3.16. На участках пути с интенсивным движением в крупных населенных пунктах для пропуска пассажиропотока должны оборудоваться переходы с техническими средствами оповещения приближения подвижного состава.

3.17. В зимнее время рабочие места (зоны), маршруты служебного прохода и проезды на территории станции должны очищаться от снега и наледей и посыпаться песком (мелким шлаком). Для хранения песка (шлака) устанавливаются ящики с закрывающимися крышками и изолированные от попадания влаги.

3.18. Междупутья, станционные пути и стрелки должны быть очищены от снега.

3.19. Все металлические сооружения (мосты, путепроводы, опоры), на которых крепятся элементы контактной сети, а также отдельно стоящие металлические конструкции (гидроколонки, светофоры, осветительные мачты, элементы мостов), расположенные на расстоянии менее 5 м от находящихся под напряжением частей контактной сети, должны быть заземлены. Заземления должны быть надежно закреплены.

Заземлению подлежат также все, расположенные в зоне электрического влияния контактной сети переменного тока, металлические сооружения, на которых могут возникать опасные напряжения.

3.20. При строительстве и реконструкции станций расстановка электроприводов проводится комиссионно с учетом выполнения требований безопасных условий труда.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К СОДЕРЖАНИЮ СЛУЖЕБНЫХ

ПОМЕЩЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

4.1. В служебных помещениях для работников станций должны быть обеспечены безопасные условия труда в соответствии с типовыми проектами рабочих мест, утвержденными Министерством путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России). Они должны быть оборудованы звукоизоляцией, закрывающимися дверьми, решетками на окнах и военизированной охраной.

Доступ посторонних лиц в эти помещения запрещен.

Помещения, предназначенные для работы маневровых (станционных) диспетчеров, дежурных по станциям, сортировочных горок, операторов станционных технологических центров обработки поездной информации и перевозочных документов (далее - операторы СТЦ), дифференцируются по функциональным признакам.

В служебных помещениях дежурных по станциям разрешается устанавливать только приборы управления и контроля, непосредственно относящиеся к работе дежурного по станции, а также пульты централизованного управления освещением и дистанционного управления секционными разъединителями. Размещение другого оборудования и аппаратуры допускается в исключительных случаях с разрешения начальника отделения дороги, а при безоотделенческой структуре - начальника службы перевозок.

Расположение станционных постов, с которых непосредственно осуществляется управление стрелками и сигналами, а также стрелочных и горочных постов должно обеспечивать хорошую видимость контролируемых стрелок и путей.

4.2. Рабочее место дежурного по станции с правом отдыха в специально оборудованной комнате на станции допускается при оснащении ее кроватью с полным комплектом спальных принадлежностей, индивидуальным шкафчиком, чайником, холодильником, электроплиткой для подогрева пищи. Комната должна быть изолирована от рабочих мест работников других служб.

4.3. Рабочее место дежурного по горке и оператора сортировочной горки оборудуется горочным пультом управления, телефонной связью, громкоговорящей парковой связью, а также персональной электронно-вычислительной машиной (далее - ПЭВМ), телетайпом или пневматической почтой малого диаметра. В помещении должны быть сигнальные приборы (флажки, фонари) для подачи видимых и звуковых сигналов.

4.4. Помещения станционных постов централизации и стрелочных постов оборудуются средствами связи с дежурным по станции и маневровым диспетчером, наружными вызывными устройствами. В помещении поста должны быть сигнальные приборы для подачи видимых и звуковых сигналов.

4.5. В помещениях для регулировщиков скорости движения вагонов должна быть предусмотрена прямая телефонная связь с дежурным по горке.

4.6. В помещениях для обогрева должны быть сушильный шкаф, оборудованный местной вытяжкой, для быстрого просушивания (10 - 15-минутного) обуви, рукавиц, устройства для быстрого согревания рабочих (установки местного контактного конвекционного или лучистого обогрева), умывальник, электрокипятильник, бачок для питьевой воды.

Пункты обогрева могут быть постоянными и передвижными. В качестве передвижных пунктов могут быть использованы хозяйственные поезда с приспособленными для этих целей вагонами, выезжающими на перегон, на период технологического или специального окна.

4.7. Оборудование помещения поста списывания вагонов у входной горловины станции должно включать в себя ПЭВМ (телетайп) и телефонную связь с технической конторой. На постах списывания должны быть предусмотрены светильники для наружного освещения, обеспечивающие направленное боковое освещение стенок вагонов.

4.8. Оборудование помещений для операторов СТЦ включает в себя: устройства пневматической почты, ПЭВМ (телетайп), установленные в изолированной кабине, а также магнитофоны, видеотерминалы, средства связи с маневровым и станционными диспетчерами, дежурным по станции (посту централизации) и горке, пунктом технического обслуживания составов.

4.9. Планировка рабочего места маневрового диспетчера, дежурного по станции, посту централизации, горке, размещение приборов управления и контроля, пультов и другого оборудования должны обеспечивать безопасность и удобство в работе. Рабочие места должны регулироваться соответственно индивидуальным особенностям каждого работающего (ГОСТ 12.2.032 <*>, ГОСТ 12.2.033 <*>, ГОСТ 21889 <*>).

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

4.10. Рабочие места диспетчеров и операторов всех наименований, дежурных по станции, посту централизации и горке должны быть оборудованы специальной мебелью (столом и креслом).

4.11. На окнах в помещениях маневровых диспетчеров, дежурных по станции, посту централизации и горке должны быть солнцезащитные козырьки, экраны, жалюзи или шторы.

Стены и потолки в этих помещениях должны иметь звукопоглощающее покрытие.

4.12. В помещениях маневровых диспетчеров, дежурных по станции, посту централизации, горке, стрелочному посту, регулировщиков скорости движения вагонов, СТЦ должны быть часы, выписки из руководящих документов, в том числе по технике безопасности, схема маршрутов служебных проходов, плакаты по безопасным приемам работы, информация о случаях производственного травматизма. Оконные проемы этих помещений должны быть оборудованы средствами защиты против обледенения стекол в зимнее время.

В этих помещениях должны быть также шкафы для хранения одежды и аптечка с необходимыми медикаментами.

4.13. Помещения дорожного диспетчерского центра оборудуются в соответствии с Типовыми требованиями.

4.14. На станции должен быть разработан перечень устанавливаемых знаков безопасности труда с указанием мест их установки.

4.15. Перечень сооружений и устройств на станциях, которые подлежат предупреждающей окраске, определяется начальником станции с учетом местных особенностей.

 

5. РЕЖИМЫ ТРУДА И ОТДЫХА

 

5.1. Начальник станции должен обеспечить работникам режим труда и отдыха в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде <*> и Приказом от 18.09.90 N 8ЦЗ. <*>

5.2. Работникам станции, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, администрация предприятия должна предоставлять одновременно с ежегодным отпуском дополнительный отпуск и устанавливать сокращенный рабочий день в соответствии с Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. <*>

В соответствии с этими документами:

Если работник проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда менее 11 месяцев, то ему дополнительный отпуск должен предоставляться пропорционально отработанному времени.

В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, засчитываются те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

Сокращенный рабочий день работникам устанавливается лишь в те дни, когда они заняты во вредных условиях труда не менее половины сокращенного рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

5.3. Для выполнения должностных обязанностей дежурных по станции и начальников станции не требуется их круглосуточного нахождения непосредственно на рабочем месте, разрешается дежурство на дому в соответствии с Положением об организации работы с дежурством на дому и с правом отдыха в специально оборудованной комнате на станциях участков, оборудованных диспетчерской централизацией. <*>

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОТБОРУ

И ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ

 

6.1. Лица, поступающие на работу, связанную с движением поездов, должны пройти профессиональное обучение, проверку знаний по специальности и охране труда в объеме, соответствующем занимаемой должности (профессии), а поездные диспетчера и дежурные по станции, кроме того, профессиональный отбор, выдержать испытания и в последующем периодически проверяться в знании:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ); <*>

Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ); <*>

Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП); <*>

правил и инструкций по охране труда, а также должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников; <*>

Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации. <*>

Работники, на которых в порядке полной загрузки рабочего дня или совмещения профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, связанных с движением поездов, должны допускаться к этой работе только после обучения и испытания их в знании соответствующих правил и инструкций.

Перечень должностей и профессий, для занятия которых работники подлежат испытаниям, предусмотренным в настоящем пункте, объем знаний для каждой должности (профессии), а также порядок проведения испытаний при приеме на работу и периодических, устанавливаются МПС России в соответствии с Положением о Министерстве путей сообщения Российской Федерации. <*>

Требования к профессиональному отбору поездных диспетчеров и дежурных по станции устанавливаются МПС России в соответствии с Положением о Министерстве путей сообщения Российской Федерации.

6.2. Работники, связанные с движением поездов и вредными и опасными производственными факторами, должны проходить предварительные, ежегодные и периодические медицинские осмотры.

Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в личных делах работников предприятия. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны пройти внеочередной медицинский осмотр.

6.3. Женщины и лица моложе 18 лет не допускаются к занятию следующих должностей и профессий согласно Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин <*>, и Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет <*>: регулировщик скорости движения вагонов; составитель поездов и его помощник; главный кондуктор и кондуктор грузовых поездов; кроме этого лица моложе 18 лет не могут занимать должность: дежурного по железнодорожной станции, дежурного по разъезду; оператора при маневровом диспетчере железнодорожной станции; оператора сортировочной горки; оператора поста централизации; сигналистов, дежурного по парку; дежурного по сортировочной горке; дежурного станционного поста централизации; дежурного стрелочного поста; дорожного диспетчера; станционного диспетчера; поездного диспетчера; диспетчера маневрового железнодорожной станции.

6.4. К обслуживанию электроустановок допускается специально обученный персонал, прошедший проверку знаний по Межотраслевым правилам по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок <*> и Правилам эксплуатации электроустановок потребителей. <*>

Работники, связанные с эксплуатацией электроустановок в зависимости от должности, профессии и характера работ, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.

6.5. Водители машин, выезжающие за пределы предприятия, должны иметь удостоверения, выданные Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Водители транспортных средств, работа которых связана с пересечением железнодорожных путей на территории предприятия и железнодорожных станций, могут быть допущены к работе только после проверки знания Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации <*> и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. <*>

6.6. Обучение, проверка знаний, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004 <*> и Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте. <*>

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

Сведения о прохождении обучения, проверке знаний, стажировке и проведении инструктажей должны регистрироваться с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующих журналах, личной карточке, наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

7.1. Работники предприятия должны быть обеспечены соответствующей спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты <*> и Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам магистральных железных дорог. <*>

7.2. Порядок выдачи, хранения и использования спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать Правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другим средствам индивидуальной защиты. <*>

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

7.3. Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.

7.4. Руководство станции обязано обеспечить химическую чистку, дезинфекцию, стирку и ремонт спецодежды в установленные с учетом производственных условий сроки.

7.5. Перед сдачей в ремонт спецодежда подвергается дезинфекции, чистке и стирке.

Хранение, ремонт и стирка спецодежды и защитных средств на дому запрещается.

Недопустимо применение керосина и других токсичных нефтепродуктов для очистки кожи и обработки СИЗ.

 

8. ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-БЫТОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

8.1. На каждом предприятии должны быть отапливаемые санитарно-бытовые помещения, содержащие: гардеробные, душевые, умывальные, санузлы (уборные), а также комнаты гигиены женщин, помещения для сушки и ремонта спецодежды, здравпунктов и общественного питания, места для курения.

Санитарно-бытовые помещения следует содержать в чистоте и порядке.

Допускается проведение химической чистки и ремонта спецодежды в пунктах, находящихся в ведении других предприятий железнодорожного узла.

8.2. Отделка санитарно-бытовых помещений должна производиться влагостойким материалом, позволяющим легко очищать поверхности от загрязнения.

8.3. Руководство станции должно обеспечивать наличие мыла в умывальных комнатах.

8.4. Для приема пищи должна быть использована столовая или специально оборудованное помещение. Хранение и принятие пищи на рабочих местах не допускается.

При производстве работ на участках, удаленных от станций, должна быть организована доставка работникам горячей пищи в термосах, а также хлеба и посуды в ящиках. При этом на месте приема пищи устанавливаются столы, скамьи и переносные умывальники.

8.5. Здравпункт (при наличии 300 и более работников или по специальному указанию) должен находиться на первом этаже здания с удобным подъездом автомашин.

8.6. На предприятии должно быть организовано питьевое водоснабжение. В специально отведенных местах должны быть установлены эмалированные ведра с плотно закрывающейся крышкой и наличием надписи "питьевая вода" или бачки, защищенные от попадания пыли и других вредных веществ.

В ведрах или бачках должна находиться ежедневно сменяемая кипяченая вода с температурой при раздаче не выше плюс 20 °C и не ниже плюс 8 °C.

Допускается употребление некипяченой водопроводной воды с разрешения дорожного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железной дороге.

8.7. Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16.12.87 N 731/П-13 "О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда", <*> перечнем химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока и других равноценных пищевых продуктов согласно экспертному заключению Академии медицинских наук Российской Федерации от 03.06.1991 N 72-550 и перечню профессий, утвержденным администрацией предприятия, должно выдаваться бесплатно молоко по 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности.

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

8.8. На предприятии, на каждом рабочем месте должны находиться аптечки или сумки первой помощи, укомплектованные медикаментами и перевязочными материалами, а также инструкция по оказанию первой помощи.

Все работники должны знать места расположения аптечек и уметь оказать первую помощь пострадавшему, а также номер телефона вызова медицинской помощи.

8.9. Организация хранения и содержания аптечки должна возлагаться на одного из работников, прошедшего соответствующую подготовку.

 

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ

 

9.1. Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. <*>

--------------------------------

<*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.

 

С введением в действие настоящих Правил Правила техники безопасности и производственной санитарии для работников станций и вокзалов, утвержденные МПС СССР 03.04.73 N ЦД-ЦЛ/3116, на территории Российской Федерации не применяются.

 

 

 

 

 

Приложение

к Правилам по охране труда

в хозяйстве перевозок федерального

железнодорожного транспорта

от 20 сентября 2001 г.

N ПОТ РО-32-ЦД-885-01

 

ПЕРЕЧЕНЬ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ АКТОВ,

НА КОТОРЫЕ В ТЕКСТЕ ПРАВИЛ СДЕЛАНЫ ССЫЛКИ

 

1. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г. (5.1).

2. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (1.25).

3. Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ (9.1).

4. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 (122).

5. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621 (6.1).

6. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000, N 162 (6.3).

7. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 N 163 (6.3).

8. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов <*>, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 28 мая 1993 г. N 12 (1.17).

--------------------------------

<*> На территории Российской Федерации действуют ПБ 10-574-03.

 

9. Правила безопасности в газовом хозяйстве. ПБ 12-368-00, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 26 мая 2000 г. N 27 (1.20).

10. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 (7.2).

11. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. ПОТ РМ-007-98, утвержденные Постановлением Минтруда России от 20 марта 1998 г. N 16 (1.21 и 6.5).

12. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. ПОТ РМ-016-01. РД 153-34.0-03.150-00, утвержденные Постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. N 3 и Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163 (1.16 и 6.4).

13. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работника магистральных железных дорог, утвержденные Постановлением Минтруда России от 22 июля 1999 г. N 25 (7.1).

14. Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная Постановлением Госкомтруда и ВЦСПС СССР от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 (5.2).

15. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 (1.3).

16. О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 декабря 1987 г. N 731/П-13 (8.7).

17. Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РО-200-01-95 <*>, утвержденные Приказом Минтранса России от 13 декабря 1995 г. N 106 (1.25).

--------------------------------

<*> На территории Российской Федерации действуют "Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте" (ПОТ РМ 027-2003).

 

18. Положение о порядке проведения обязательных, предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6 Ц (зарегистрировано Минюстом России от 20.04.99 N 1759) (6.2 и 9.3).

19. Положение о проведении обязательных, предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденное Приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 405 (зарегистрировано Минюстом России от 31.12.96 N 1224) (9.3).

20. Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденные указанием МПС России от 31.03.2000 N Г-822у (1.11).

21. Рекомендации по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей, утвержденные указанием МПС СССР от 14.06.79 N К-20535 (1.14).

22. Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (6.2).

23. Приказ Минздрава России и Госкомсанэпиднадзора России от 05.10.95 N 280/88 "Об утверждении временных перечней, вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников" (6.2).

24. Приказ МПС СССР от 18.09.90 N 8ЦЗ "О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров" (5.1).

25. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93 <*>, утвержденные ГУГПС МВД России 16.10.93 (1.9).

--------------------------------

<*> На территории Российской Федерации действуют ППБ 01-03.

 

26. Правила эксплуатации электроустановок потребителей <*>, утвержденные Госэнергонадзором России 31.03.92 (5-е издание) (1.16 и 6.4).

--------------------------------

<*> На территории Российской Федерации действуют "Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей".

 

27. Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденные Главгосэнергонадзором России 07.05.92 (1.18).

28. Правила эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденные Главгосэнергонадзором России 07.05.92 (1.18).

29. Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов <*>, утвержденные Госгортехнадзором СССР 07.12.71 (1.19).

--------------------------------

<*> На территории Российской Федерации действуют ПБ 03-581-03.

 

30. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р 2.2.755-99 <*>, утвержденные Минздравом России 23.04.99 (1.22).

--------------------------------

<*> На территории Российской Федерации действуют "Санитарно-эпидемиологическая оценка и эксплуатация аэроионизирующего оборудования" (МУК 4.3.1517-03).

 

31. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденные МПС России 11.11.92 N ЦУО-112 (1.9).

32. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,7 кгс/см2, водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 115 °C, утвержденные МПС России 10.05.95 ЦСР-320 (1.17).

33. Правила по охране труда в военизированной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденные МПС России 19.02.99 N ПОТ РО-32-ЦУО-640-99 (1.24).

34. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные МПС России 26.05.00 N ЦРБ-756 (2.1.7, 6.1 и 6.5).

35. Ведомственные нормы технологического проектирования. Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности, утвержденные МПС России 19.03.97 N Г-348у (1.10).

36. Отраслевые нормы естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта, утвержденные МПС России 19.12.00 N М-3014у (1.6).

37. Положение о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта, утвержденное МПС СССР 23.02.89 N ЦРБ/4676 (1.14).

38. Положение о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное МПС России 23.03.98 N ЦСР-543 (1.15).

39. Положение об организации работы с дежурством на дому и с правом отдыха в специально оборудованной комнате на станциях участков, оборудованных диспетчерской централизации, утвержденное МПС СССР 04.02.91 (5.3).

40. Положение о порядке разработки и утверждения нормативных актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное МПС России 21.12.98 N ЦСР-619 (1.2).

41. Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте, утвержденное МПС России 04.05.95 N ЦСР-325 (6.6).

42. Основные положения системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте, утвержденные МПС России 14.12.90 N ЦЭУ/4826 (1.3).

43. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 26.05.2000 N ЦРБ-757 (1.27.5, 6.1 и 6.5).

44. Инструкция для персонала, обслуживающего водогрейные котлы и водоподогреватели с температурой воды не выше 115 °C и паровые котлы с давлением пара не выше 0,7 кгс/см2, утвержденная МПС России 10.05.95 N ЦСР-319 (1.17).

45. Инструкции по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 25.04.2000 N ЦП-751 (см. п. 2.2.4).

46. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 16.10.2000 N ЦД-790 (6.1).

47. Пособие по проектированию административных и бытовых зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта, утвержденное МПС СССР 30.04.91 (1.10 и 8.1).

48. Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848 (6.1).

49. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (1.4)

50. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (6.6)

51. ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности (1.5).

52. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования (1.8).

53. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (1.7).

54. ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования (1.8).

55. ГОСТ 12.1.012-90 <*> ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования (1.5).

--------------------------------

<*> На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.012-2004.

 

56. ГОСТ 12.1.030-81. Электробезопасность. Защитное заземление и зануление (1.16).

57. ГОСТ 12.2.007.0-75. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности (1.16).

58. ГОСТ 12.2.016-81 ССБТ. Оборудование компрессорное. Общие требования безопасности (1.19).

59. ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования (4.9).

60. ГОСТ 12.2.033-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования (4.9).

61. ГОСТ 12.2.061-81 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам (1.13 и 1.16).

62. ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности (1.14 и 1.23).

63. ГОСТ 9238-83. Габариты приближения строений и подвижного состава, железных дорог колеи 1520 (1524) мм (3.1).

64. ГОСТ 10807-78. Знаки дорожные. Общие технические условия (4.17).

65. ГОСТ 21889-76. Система "человек-машина". Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования (4.9).

66. ОСТ 32.45-95. Шум. Пневматическое оборудование сортировочных станций. Допустимые уровни шума (1.5).

67. ОСТ 32.120-98. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта (1.6).

68. СНиП 2.09.02-85. Нормы проектирования. Производственные здания. Госстрой СССР 30.12.85 (1.10 и 8.1).

69. СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания. Госстрой СССР 30.12.87 N 313 (1.10 и 8.1).

70. СанПиН 2.2.2.542-96. Санитарные нормы и правила. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (1.13).

71. Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети, утвержден МПС СССР 1969 г. Форма ДУ-46 (2.1.32).

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024