Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Первый заместитель

Министра труда

и социального развития

Российской Федерации

В.А.ЯНВАРЕВ

19 мая 2004 года

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКА

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

 

1.1. На основании настоящей Инструкции разрабатывается инструкция по охране труда для водителя электропогрузчика с учетом условий его работы в конкретной организации.

1.2. К управлению электропогрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен и получившие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.3. Перед допуском к работе работнику необходимо пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение по охране труда и стажировку на данном транспортном средстве в течение 2 - 14 смен под руководством опытного водителя; пройти проверку знаний в объеме II группы по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных практических навыков безопасного выполнения работ по управлению электропогрузчиком при подъеме, транспортировке и укладке товаров.

1.4. Работнику необходимо содержать и эксплуатировать погрузчик в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и инструкцией по эксплуатации погрузчика данного типа.

При переводе водителя на электропогрузчик другой конструкции, с работой которого он не знаком, ему следует пройти практическое обучение по управлению погрузчиком данной конструкции.

1.5. Работнику необходимо соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, график работы, режим труда и отдыха.

1.6. Во время работы на водителя электропогрузчика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины и механизмы; неустойчивые штабели перемещаемых и складируемых товаров; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; пониженная температура воздуха рабочей зоны при выполнении ремонтных работ на улице в холодное время года и работе в охлаждаемых камерах; повышенный уровень вибрации на рабочем месте; повышенная или пониженная влажность воздуха рабочей зоны; прямая и отраженная блесткость, недостаточная освещенность места проведения работ; острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях деталей, инструмента; токсическое воздействие паров электролита; возможность ожога электролитом; высокое напряжение в цепи систем привода электропогрузчика; неогражденные вращающиеся элементы погрузчика; повышенное давление в шинах колес в сочетании с неисправностью замкового устройства обода колеса; нервно-психические перегрузки.

1.7. В соответствии с действующим законодательством водителя электропогрузчика необходимо обеспечить специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты, предусмотренными типовыми отраслевыми нормами.

1.8. Водитель должен извещать своего непосредственного руководителя о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.9. Работнику, имеющему контакт с пищевыми продуктами, следует:

оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;

перед началом работы надевать чистую специальную одежду, менять ее по мере загрязнения;

мыть руки с мылом перед приемом пищи, после посещения туалета, загрязнения рук смазочными маслами, электролитом, соприкосновения с загрязненными деталями, ветошью;

не принимать пищу на рабочем месте.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

2.1. Водителю электропогрузчика следует:

проверить исправность средств индивидуальной защиты, надеть и застегнуть спецодежду так, чтобы не осталось свисающих ее концов;

осмотреть пути проездов и транспортирования грузов, потребовать уборки снега, пролитых жидкостей, красок, масел и посыпки дороги противоскользящими материалами при гололеде.

2.2. Провести ежесменное техническое обслуживание и проверить:

работу контроллеров;

исправность электрозамка;

наличие и исправность плавких предохранителей;

рулевое управление;

состояние тормозной системы;

исправность грузоподъемника (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника и т.п.). Убедиться в исправной работе механизмов подъема и наклона в движении без груза;

крепление колес, состояние шин (давление в пневматических шинах);

работу звукового сигнала и световой сигнализации (освещения);

уровень электролита в аккумуляторной батарее;

исправность аккумуляторов. Аккумуляторная батарея должна быть чистой, по норме заряженной, надежно закрепленной, не иметь течи электролита, иметь плотные и неокисленные соединения клемм с электрической сетью. Крышка аккумуляторной батареи должна плотно прилегать к корпусу.

2.3. По необходимости (не реже 1 раза в пять дней) осматривать и смазывать механизм рулевого управления, трущиеся части контроллера, тормозные рычаги и т.п.

2.4. Проверить рабочее место и убедиться в отсутствии посторонних предметов, а также в том, что сиденье и спинка сиденья не имеют рваных мест, выступающих пружин, провалов, острых углов, пол на рабочем месте в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.

2.5. К работе не допускаются электропогрузчики, имеющие следующие основные дефекты:

неотрегулированные и неисправные тормоза;

неисправные звуковые и световые сигналы;

трещины в сварных швах рамы и каретки грузоподъемника, вилочном захвате и др.;

цепи с дефектами или износом сверх установленных норм браковки;

шум, треск, скрежет при работе гидросистемы погрузчика;

ослабление креплений противовесов и их некомплектность;

течь в соединениях маслопроводов, гидросистемы и аккумуляторах;

ослабление крепления цепей к раме и каретке грузоподъемника;

отсутствие вращения хотя бы одного катка рамы и каретки;

ослабление крепления звездочек грузовых цепей;

ненадежное крепление пальцев цилиндров;

понижение давления в шинах, наличие на них пробоин, порезов, разрывов и обнажения корда;

другие неисправности, препятствующие нормальной работе электропогрузчика.

2.6. При обнаружении неисправностей, которые невозможно устранить собственными силами с соблюдением всех правил безопасности, установленных для ремонта и технического обслуживания электропогрузчика, сообщить о них непосредственному руководителю или работнику, ответственному за безопасное выполнение работ.

Не приступать к работе на непроверенном и неисправном электропогрузчике.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

3.1. Работы по перемещению грузов производить под руководством должностного лица, в распоряжение которого выделен погрузчик.

3.2. При движении по территории организации необходимо соблюдать Правила движения для водителей транспорта. Эксплуатировать погрузчик следует на рабочих площадках с твердым и ровным покрытием, очищенных в зимнее время от снега и льда, а при гололеде - посыпанных противоскользящим средством.

3.3. Работы производить при хорошем освещении, требовать замены перегоревших электроламп в местах производства складских и погрузочно-разгрузочных работ.

3.4. Соблюдать установленные скорости движения в зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы. Снижать скорость в местах пересечения пешеходных дорожек, у входов и выходов из производственных помещений.

3.5. Не превышать в помещениях организации скорости 5 км/ч; а в узких, загроможденных местах помещений и на поворотах, при движении мимо ворот, дверей, штабелей - 3 км/ч.

3.6. При появлении людей на пути движения погрузчика, на расстоянии от них не менее 5 м необходимо подавать предупредительный сигнал, а если они не сходят с пути движения, остановить погрузчик.

3.7. При перевозке груза без тары следить за тем, чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не касался поверхности пола (дороги).

3.8. При ограниченном обзоре или плохой видимости осуществлять движение электропогрузчика следует по командам работника, находящегося вне транспортного средства и визуально наблюдающего за обстановкой в зоне движения (маневра) погрузчика.

3.9. При переработке тарно-штучных грузов:

транспортировку мелких штучных грузов производить только в специальной таре, уложенной на поддоны, дающие возможность свободно подводить под них вилы подъемника, или в ящичных поддонах, при этом тару следует загружать не выше уровня бортов;

при переработке крупногабаритных грузов необходимо применять специальные удлинители, надеваемые на стандартные вилы погрузчика, следить, чтобы масса груза не превышала грузоподъемность погрузчика, а удлинители надежно фиксировались на захвате;

применять универсальный захват-кантователь при переработке грузов круглой формы (бочки, рулоны бумаги, барабаны и т.п.);

переработку грузов, имеющих сквозное отверстие (рулоны, бухты, шины и т.п.), осуществлять погрузчиком со штыревым захватом;

применять погрузчики с многоштыревыми захватами для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонах, уложенных горизонтально, легковесных грузов, имеющих отверстия для ввода штырей.

3.10. Подавать предупредительный звуковой сигнал перед движением вперед или назад, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда существует опасность неожиданного наезда на человека.

3.11. При движении погрузчика задним ходом, особенно в узких проездах, предварительно убедиться в том, что движению ничто не мешает.

3.12. Учитывать габариты проема при въезде и выезде через ворота, двери.

3.13. Хранить при себе ключ от главного выключателя и коробки контроллера, не передавать его посторонним лицам.

3.14. Постоянно следить по вольтметру за состоянием аккумуляторной батареи, не допускать ее разряда ниже допустимых норм.

3.15. Прежде чем перейти на задний ход, затормозить погрузчик до полной остановки.

3.16. Подъезжать к месту погрузки (выгрузки) на первой передаче, не тормозить резко при гололеде и на мокрой, скользкой дороге. Постоянно следить за состоянием тормозной системы.

3.17. Подъезжать вилочным захватом под тару или груз на малой скорости, вилы подводить так, чтобы груз располагался равномерно относительно левой и правой сторон захвата.

3.18. Подводить под поддон вилы грузового захвата следует осторожно. Не производить одновременно подъем и выдвижение поддона из ячейки стеллажа и наоборот.

3.19. Укладывать длинномерные грузы спаренными погрузчиками под руководством специально выделенного работника.

3.20. Производить захват груза вилочным захватом при наклоне рамы "от себя", поднимать груз - при наклоне рамы "на себя".

3.21. Производить наклон вилочного захвата с грузом медленно, плавно перемещая рычаг управления.

3.22. Подхватывать и оставлять груз только при обеспеченном просвете под грузом, позволяющем выполнить свободный вход и выход вилочного захвата.

3.23. Перед подъемом и опусканием груза предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз, и куда он будет опускаться.

3.24. Подъем и складирование груза производить при условии, что погрузчик стоит на ровной горизонтальной поверхности.

3.25. Необходимо поставить погрузчик на стояночный тормоз перед подъемом и опусканием груза.

3.26. Поднимать и транспортировать груз в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилы электропогрузчика в зависимости от положения центра тяжести груза.

3.27. Вести нагруженный погрузчик при спуске под уклон более 3° следует только на заднем ходу и с малой скоростью.

3.28. При транспортировании груза следует поднимать его на высоту не более 200 - 300 мм от поверхности пути, а наклон подъемника "на себя" производить не полностью.

3.29. Соблюдать осторожность при проезде в узких местах, не задевать штабели грузов при поворотах.

3.30. Во время работы не допускается:

работа на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, со снятой крышкой аккумуляторного ящика;

разрядка аккумуляторной батареи свыше 50% во избежание "залипания" контактов, включающих двигатель, так как это может привести к неуправляемому движению погрузчика;

укладка груза выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя от падения груза;

укладка груза краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;

производство подъема и перемещения груза при помощи только одной стороны захвата погрузчика;

прикосновение к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезд на электрические провода, лежащие на земле;

опускание груза на трубопроводы, электрические кабели, временные перекрытия;

подъем и перевозка груза, масса которого не известна, поднимать зажатый и примерзший груз;

подъем, опускание и перевозка людей на вилочном захвате погрузчика;

присутствие людей под поднятым грузом;

перевозка грузов в неисправной таре, ящиках, уложенных вверх дном, на боковых или торцевых стенках;

выезд на уклоны более 14°;

резкое торможение погрузчика;

работа вблизи линий электропередачи и под ними;

нахождение (проезд) под поднятым грузом;

передача управления погрузчиком работникам, не имеющим соответствующего удостоверения, или посторонним лицам;

оставлять погрузчик включенным;

оставлять погрузчик в местах движения автомобилей и на полотне железной дороги;

оставлять пост управления погрузчиком при поднятом грузе. Перед тем как отлучиться на короткое время, необходимо опустить вилочный хват и принять меры, исключающие самопроизвольное движение электропогрузчика (установить контроллер в нейтральное положение, вынуть ключ из электрического замка, затормозить погрузчик стояночным тормозом, а на уклоне, кроме того, подложить под колеса специальные упоры).

3.31. Прекратить работу, если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться по склизам, и вилочный захват не опускается и не поднимается, сообщить о неполадках работнику, в распоряжение которого выделен погрузчик. Самому водителю эти неисправности устранять не разрешается.

3.32. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опустить груз вниз.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

4.1. При поломке (неисправности) погрузчика, угрожающей безопасности водителя и находящихся рядом работников (особенно при неисправности тормоза, рулевого управления, звукового сигнала), немедленно прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю или должностному работнику, в распоряжение которого выделен погрузчик.

4.2. При возникновении на погрузчике пожара немедленно вызвать пожарную охрану, поставить в известность руководство организации и приступить к тушению огня имеющимися средствами.

4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться за медицинской помощью, о происшедшем несчастном случае сообщить руководству.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

5.1. В конце смены работнику необходимо:

поставить погрузчик на место стоянки, опустить вилочный захват в нижнее положение;

поставить погрузчик на стояночный тормоз;

разомкнуть штепсельный разъем и вынуть ключ из гнезда выключателя оперативной цепи;

провести техническое обслуживание погрузчика (очистить его от грязи, пыли, проверить крепление болтов, отсутствие подтекания масла из гидросистемы и т.п.). В случае необходимости, закрепить болты, подтянуть сальники цилиндров подъема и наклона рамы и т.д.

5.2. Обо всех замеченных неисправностях сделать запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить о них работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

5.3. Вымыть руки теплой водой с мылом, по возможности, принять душ.

 

 



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2018