Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2009 г. N 13303

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2008 г. N 60

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ

САНПИН 2.5.1.2423-08

 

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарные правила и нормы СанПиН 2.5.1.2423-08 "Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации".

 

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утверждены

Постановлением

Главного государственного

санитарного врача

Российской Федерации

от 27 октября 2008 г. N 60

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСЛОВИЯМ ТРУДА И ОТДЫХА ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.5.1.2423-08

 

I. Общие положения

 

1.1. Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к условиям труда и отдыха летного состава гражданской авиации" (далее - Санитарные правила) определяют санитарно-гигиенические требования к рабочим местам в кабинах самолетов и вертолетов (далее - воздушные суда) и условиям отдыха летного состава гражданской авиации.

1.2. Настоящие санитарные правила предназначены для организаций, осуществляющих эксплуатацию отечественных и импортных воздушных судов.

1.3. Требования настоящих Санитарных правил и норм вводятся для обеспечения условий труда летного состава на рабочих местах во вновь проектируемых воздушных судах, а также находящихся в эксплуатации при их модернизации.

1.4. Производственный контроль за обеспечением условий труда и отдыха летного состава, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий организуется и осуществляется организациями гражданской авиации в порядке, установленном санитарными правилами.

 

II. Гигиенические требования к рабочим местам

летного состава воздушных судов гражданской авиации

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата

 

2.1.1. В кабинах воздушных судов нормируются следующие оптимальные и допустимые показатели микроклимата: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, а также температура ограждающих поверхностей.

2.1.2. Оптимальные параметры микроклимата, обеспечивающие поддержание оптимального теплового состояния организма человека без напряжения механизмов терморегуляции, должны обеспечиваться на проектируемых и реконструируемых воздушных судах с герметичными кабинами.

Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха на этапе горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации должны соответствовать нормативным величинам (см. приложение 1 Правил).

2.1.3. Допустимые параметры микроклимата, вызывающие напряжение механизмов терморегуляции, не выходящие за пределы физиологических приспособительных возможностей и при систематическом воздействии не приводящие к нарушению состояния здоровья, должны обеспечиваться на эксплуатирующихся воздушных судах с герметичными кабинами и на проектируемых, реконструируемых, строящихся и эксплуатирующихся судах с негерметичными кабинами (см. приложение 2 Правил).

2.1.4. Температура ограждающих поверхностей, при соблюдении оптимальных норм микроклимата, не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 2 °C, а при обеспечении допустимых норм - более чем на 5 °C.

Предельная температура ограждающих поверхностей не должна быть ниже +5 °C и выше +45 °C.

2.1.5. Перепад температур по высоте рабочей зоны допускается не более 3 °C, а по горизонтали - не более 4 °C.

 

Гигиеническое нормирование содержания химических веществ.

Аэроионный состав воздуха

 

2.2.1. Содержание вредных химических веществ и пыли в воздухе кабин воздушных судов, источниками которых могут быть горюче-смазочные материалы, гидравлические и другие специальные жидкости, лакокрасочные покрытия, синтетические материалы элементов интерьера кабин, забортный воздух и др., при различных типах используемых систем вентиляции и кондиционирования, в том числе и при частичной рециркуляции в пассажирских кабинах, не должно превышать предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

При одновременном присутствии в воздухе кабин нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактических концентраций каждого из них в воздухе к их ПДК не должна превышать единицы.

При одновременном содержании в воздухе вредных веществ разнонаправленного действия ПДК остаются такими же, как и при изолированном воздействии.

2.2.2. Применение новых горюче-смазочных и специальных жидкостей, декоративно-отделочных, лакокрасочных, клеящих и других материалов, предназначенных для использования на воздушных судах, допускаются при соответствии требованиям санитарных норм и правил.

    2.2.3.  Содержание  углерода  диоксида  (CO ) в воздухе кабин воздушных

                                               2

судов не должно превышать 0,1%.

2.2.4. Запрещается применение систем рециркуляции воздуха в кабинах экипажа.

2.2.5. Содержание легких отрицательных и положительных аэроионов в кабинах воздушных судов гражданской авиации должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам допустимых уровней ионизации воздуха производственных и общественных помещений (см. приложение 3 Правил).

 

Гигиеническое нормирование уровней звука,

ультразвука, инфразвука и вибрации

 

2.3.1. Уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука, воздействующие на летный состав в полете, не должны превышать допустимые уровни звукового давления и эквивалентные уровни звука для рабочих мест летного состава (см. приложение 4 Правил).

Оптимальные уровни звука предназначены для разработки и реконструкции воздушных судов в целях улучшения условий труда летного состава.

2.3.2. Акустическую нагрузку на летный состав в полетах следует оценивать по эквивалентному уровню звука, состоящему из внутрикабинного шума и дополнительной звуковой нагрузки в результате прослушивания эфира и речевого радиообмена.

Допускается в качестве характеристики непостоянного шума на рабочих местах летного состава использовать дозу шума или относительную дозу шума.

2.3.3. Уровни ультразвукового давления на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать допустимые уровни ультразвука на рабочих местах (см. приложение 5 Правил).

2.3.4 Уровни инфразвукового давления на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать допустимые уровни инфразвука на рабочих местах летного состава (см. приложение 6 Правил).

2.3.5. Уровни общей вибрации для кабин экипажей воздушных судов не должны превышать допустимые уровни общей вибрации на рабочих местах (см. приложение 7 Правил).

 

Гигиеническое нормирование барометрического давления

 

2.4.1. Для всех самолетов гражданской авиации с гермокабинами, независимо от высоты полета, величина барометрического давления не должна быть менее 567 мм рт. столба (2400 м).

2.4.2. Для обеспечения комфортных условий в полете скорость изменения барометрического давления в гермокабине на всех режимах полета допускается не более 0,18 мм рт. столба в секунду.

 

Гигиеническое нормирование электромагнитного излучения

 

2.5.1. В кабинах воздушных судов величина энергетической экспозиции (далее - ЭЭ) для летного состава от устройств радиосвязи по электрической и магнитной составляющей в период от запуска двигателей до их остановки в течение рабочего дня не должна превышать ПДУ ЭЭ ЭМП (см. Приложение 8 Правил).

2.5.2. Уровни напряженности электрического (E, В/м) и магнитного (H, А/м) полей, плотности потока энергии (далее - ППЭ, мкВт/см2) ЭМП не должны превышать максимальные ПДУ (см. Приложение 8 Правил).

                                ·               ·

В  диапазонах  частот >= 30 кГц - 3 МГц и >= 30 - 50  МГц  учитываются  ЭЭ,

                                ·               ·

создаваемые как электрическим (ЭЭе), так и магнитным полями (ЭЭн):

ЭЭе/ЭЭепду + ЭЭн/ЭЭнпду <= 1

При облучении от нескольких источников ЭМП, работающих в частотных диапазонах, для которых установлены разные ПДУ, должны соблюдаться следующие условия:

ЭЭе1/ЭЭЕпду1 + ЭЭе2/ЭЭепду2 +... + ЭЭЕп/ЭЭепдуп <= 1;

ЭЭе/ЭЭепду + ЭЭппэ/ЭЭппэпду <= 1

2.5.3. Энергетическая экспозиция в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ) >= 300 МГц - 300 ГГц рассчитывается по формуле:

ЭЭппэ = ППЭ x T, (Вт/м2). ч, (мкВт/см2). ч,

где ППЭ - плотность потока энергии (Вт/м2, мкВт/см2);

T - время воздействия за время выполнения полета (час).

2.5.3. Воздействие СВЧ-излучения на летный состав в полете может быть от нескольких источников, как бортовых, так и наземных, и изменяться в зависимости от зоны и высоты полета, уровень СВЧ-облучения следует оценивать суммой ЭЭ на организм за отдельные периоды облучения:

ЭЭсумм...= 1 + 2... + N

При этом полученная суммарная ЭЭ не должна превышать 200 мкВт /см2.час.

2.5.4. На рабочих местах членов экипажа самолетов, выполняющих полеты на высотах более 6000 м, а также в случаях наличия в кабине экипажа источников рентгеновского излучения - ППЭ СВЧ не должна превышать 1000 мкВт/см2 при указанной в п. п. 2.5.3 предельно допустимой энергетической нагрузке.

2.5.5. Измерения электромагнитных полей и излучений на рабочих местах членов экипажа должны производиться:

- во время эксплуатационных испытаний новых воздушных судов в полетах по типовым профилям;

- при внедрении в эксплуатацию новых источников электромагнитной энергии;

- при внесении изменений в конструкцию и режим работы действующих источников неионизирующих излучений, а также после проведения ремонтных работ на локационных установках;

- при изменении трасс полетов самолетов ГА;

- измерения уровней ЭМП должны проводиться для всех рабочих режимов установок при максимальной используемой мощности. В случае измерений при неполной излучаемой мощности делается перерасчет до уровней максимального значения путем умножения измеренных значений на соотношение Wmax/W, где Wmax - максимальное значение мощности, W - мощность при проведении измерений;

- не подлежат контролю используемые в условиях производства источники ЭМП, если они не работают на открытый волновод, антенну или другой элемент, предназначенный для излучения в пространство, и их максимальная мощность, согласно паспортным данным, не превышает:

5,0 Вт - в диапазоне частот >= 30 кГц - 3 МГц;

2,0 Вт - в диапазоне частот >= 3 МГц - 30 МГц;

0,2 Вт - в диапазоне частот >= 30 МГц - 300 ГГц;

- измерения проводят на высоте 0,5; 1,0 и 1,7 м (рабочая поза "стоя") и 0,5; 0,8 и 1,4 м (рабочая поза "сидя") от опорной поверхности с определением максимального значения Е и Н или ППЭ для каждого рабочего места.

 

Гигиеническое нормирование ионизирующего излучения

 

2.6.1. Эффективная доза космического облучения экипажей воздушных сил гражданской авиации в полетах не должна превышать 5м3в в год.

Доза, обусловленная естественным облучением в наземных условиях и получаемая при медицинском освидетельствовании и лечении, не учитывается.

Доза, устанавливаемая настоящими нормами, не распространяется на экипажи сверхзвуковых транспортных самолетов.

2.6.2. Члены экипажей воздушных судов, проживающие или выполняющие работы в регионах с повышенным радиационным уровнем, должны быть обеспечены индивидуальными дозиметрами и соответствующим медицинским контролем.

2.6.3. При перевозках радиоактивных грузов воздушным транспортом вопросы обеспечения безопасности экипажа и сопровождающих груз лиц регламентируются СанПиН 2.6.1.1281-03 "Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 54, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2003 г., регистрационный N 4529.

 

Гигиеническое нормирование напряженности

электростатического поля

 

2.7.1. Напряженность электростатического поля (E пду) в кабинах экипажей воздушных судов в полетах не должна превышать следующих величин:

- менее 1-го часа - 60 кВ/м;

                                               0,5

    -  от  1,1  до  12 часов - из расчета: 60/T    (кВ/м), где T - полетное

время (час).

2.7.2. При напряженности электростатических полей менее 20 кВ/м время пребывания не регламентируется.

2.7.3. Гигиеническую оценку электростатических полей на рабочих местах членов экипажа воздушных судов следует проводить при условии штатной компоновки кабин с учетом внешних метеорологических условий.

 

Гигиеническое нормирование освещенности

 

2.8.1. Остекление кабины экипажа должно обеспечивать в светлое время освещение приборной доски и органов управления за счет естественного света. Для создания оптимальных условий работы зрительного анализатора при большой интенсивности естественного светового потока световые проемы кабин экипажей должны оборудоваться защитными шторками и светофильтрами, а приборы управления и контроля - светозащитными козырьками.

2.8.2. Искусственное освещение должно обеспечивать:

- освещение всех приборов, оборудования и органов управления воздушным судном;

- возможность регулирования яркости и равномерности освещения от 0 до нормируемых величин.

2.8.3. Освещенность рабочих поверхностей в кабине экипажа должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам (см. приложение 9 Правил).

2.8.4. Устройство и размещение осветительных приборов должны исключать возможность ослепления пилота и появления световых бликов на остеклении приборов и фонаря кабины.

2.8.5. Для подсвета приборных досок, пультов и других органов управления, на которых шкалы и обозначения покрыты светящимся составом, в кабине экипажа должны быть оборудованы ультрафиолетовые светильники. Светящаяся масса при облучении ультрафиолетом должна иметь ярко-зеленый цвет, за исключением аварийных сигналов, принимающих красную или оранжевую окраску.

2.8.6. Обзор из кабины самолета при горизонтальном полете должен быть следующим:

- вперед - вниз от линии горизонта - 15°;

- вниз - в стороны в передней полусфере - не менее 35°;

- вниз - вдоль крыла - 8°;

- в верхней и задней полусфере - полный объем.

 

Оборудование кабины экипажа воздушных судов

 

2.9.1. Компоновка кабины должна обеспечивать членам экипажа:

- удобное их размещение с учетом антропометрических данных;

- возможность эффективно выполнять функциональные обязанности во всех режимах полета.

2.9.2. Конструкция кресла пилота должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы и позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц.

2.9.3. Кресло пилота должно быть регулируемым по углам наклона спинки и перемещаться в продольном направлении, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

2.9.4. Поверхность сиденья, спинки и других элементов кресла должна быть полумягкой, с неэлектризуемым и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

 

Гигиенические требования к бортовым

видеодисплейным терминалам (ВДТ)

 

2.10.1. Конструкция ВДТ должна предусматривать:

- возможность регулировки угла наклона по вертикальной оси +/- 30° и по горизонтальной оси +/- 15° с фиксацией в заданном положении;

- размещение регуляторов яркости и контрастности изображения, включения и выключения электропитания с визуальной индикацией - на лицевой поверхности корпуса;

- размещение регуляторов частоты кадров и старок, линейности по вертикали, центровки по горизонтали, переключателя режима работы: "монохроматический" - "полихроматический" на боковой панели под специальной защитной крышкой;

- защиту от накопления электростатических зарядов и пыли на корпусе и отдельных элементах ВДТ;

- антибликовое покрытие экрана и другие конструктивные решения для обеспечения качественного изображения независимо от уровня внешней освещенности.

2.10.2. На электронно-лучевых трубках бортовых авиационных ВДТ должны быть обеспечены:

- угловой размер рабочего поля не более 60° на расстоянии не менее 60 см, при оптимальном расстоянии 70 см;

- отсутствие геометрических искажений изображения на поле экрана;

- яркость экрана в прямом и обратном контрасте не менее 35 кд/м2;

- коэффициент модуляции контраста цветового знака и фона не менее 60%;

- детальное контрастное изображение (отношение максимальной яркости на экране к минимальной) не менее 5:1;

- модуляцию яркости в промежутках между смежными пикселами, строками и растрами, определяемую отношением яркости засвеченного элемента не более 3:1 для монохромных и 7:1 для полихромных ВДТ;

- внутренний контраст знака не менее 2:1;

- неравномерность яркости элементов знака монохромного ВДТ не более 0,5;

- максимальный размер пикселя для монохромного ВДТ не более 0,4 мм;

- угловой размер знаков не менее 20 угловых минут;

- не сведение лучей на рабочем поле экрана для полихромных ВДТ не более 0,5 мм;

- отсутствие непроизвольного изменения яркости изображения (мерцания изображения);

- видимое непроизвольное изменение положения изображения (дрожание изображения) не более одной десятитысячной доли от расстояния наблюдения (0,07 мм на расстоянии 70 см от экрана).

2.10.3. Конструкция клавиатуры должна предусматривать:

- исполнение в виде отдельного устройства;

- опорное приспособление, позволяющее изменять угол наклона в горизонтальной плоскости от 5° до 15° с фиксацией в заданном положении;

- расположение часто используемых клавиш в центре, внизу и справа, редко используемых - вверху и слева;

- выделение цветом, размером и формой функциональных клавиш;

- минимальный размер клавиш 13 x 13 мм, оптимальный - 15 x 15 мм, с углублением в центре;

- расстояние между клавишами не менее 3 мм, шаг - 1 мм, минимальное сопротивление нажатию - 0,25 H, максимальное - 1,5 H.

2.10.4. Корпус ВДТ и клавиатура должны иметь матовую поверхность, предпочтительно серых тонов, с коэффициентом отражения 0,4 - 0,6.

 

III. Гигиенические требования к режимам труда и отдыха,

медико-профилактическому обеспечению летного состава

 

3.1. Предполетный отдых летного состава должен организовываться в профилакториях.

Допускается организация предполетного отдыха в помещениях гостиниц, в комнатах отдыха аэровокзалов (кратковременно до 3-х часов) при соблюдении требований, изложенных в настоящем разделе.

3.2. Помещения для предполетного отдыха летного состава должны быть изолированными от посторонних лиц. Спальные комнаты должны быть рассчитаны не более чем на двух человек.

3.3. Помещения для предполетного отдыха должны располагаться на противоположной летному полю стороне здания.

3.4. Оконные проемы в помещениях для предполетного отдыха летного состава должны быть оборудованы звукопоглощающими устройствами и двойными шторами, одно из полотен которых следует предусматривать из плотной, светонепроницаемой ткани, или специальными жалюзи.

3.5. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования должны обеспечивать в помещениях для отдыха летного состава следующие микроклиматические параметры.

В отопительный сезон:

- температура воздуха - 20,0 - 22,0 °C;

- относительная влажность воздуха - 30,0 - 60,0%;

- скорость движения воздуха - не более 0,15 м/с.

В теплый период года:

- температура воздуха - 22,0 - 25,0 °C;

- относительная влажность воздуха - 30,0 - 60,0%;

- скорость движения воздуха - не более 0,25 м/с.

3.6. Концентрация химических веществ в воздухе помещений не должна превышать ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

3.7. Уровень шума в помещениях для отдыха летного состава не должен превышать LAэкв 45 дБА, кратковременно (до 1-й минуты) LAмакс 65 дБА.

3.8. Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в помещениях не должны превышать следующих величин:

- частота ЭМП 3 - 30 МГц - 10,0 В/м;

- частота ЭМП 30 - 300 МГц - 3,0 В/м;

- частота ЭМП 0,3 - 30 ГГц - 10,0 мкВт/см2.

3.9. Помещение для отдыха летного состава, а также коридоры, холлы должны иметь естественное освещение. Допускается без естественного освещения оборудование помещений санузлов, туалетов, душевых, кладовых и др. вспомогательных помещений с кратковременным пребыванием людей. Уровень освещенности мест для чтения и настольных игр с учетом общего и местного искусственного освещения должен быть не менее 200 лк для люминесцентных ламп и 100 лк для ламп накаливания.

3.10. Устройство и оборудование помещений санитарно-бытового назначения должны соответствовать действующим санитарно-гигиеническим требованиям.

 

Основные требования к содержанию помещений

для отдыха летного состава

 

3.13.1. В жилых комнатах и местах общего пользования ежедневно должна производиться уборка влажным способом с применением моющих средств, разрешенных в установленном порядке. В душевых и туалетах полы и сантехприборы следует мыть горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. Генеральная уборка всех элементов интерьера помещений должна проводиться один раз в месяц.

3.13.2. Смена постельного белья должна производиться каждому члену экипажа при поступлении в профилакторий и по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

3.14. В помещениях пребывания летных экипажей следует проводить мероприятия по профилактической обработке и уничтожению насекомых и грызунов.

 

 

 

 

 

Приложение 1

к СанПиН 2.5.1.2423-08

 

ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ КАБИН ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

┌───────────────────────┬───────────────┬────────────────┬────────────────┐

    Зона измерения       Температура  │ Относительная      Скорость   

                       │ воздуха Т °C    влажность %       движения   

                                                      │ воздуха м/сек 

├───────────────────────┼───────────────┼────────────────┼────────────────┤

                              ·              ·                       

│Кабина летного экипажа │  21.0 - 24.0    40.0 - 60.0   │ не более 0.15 

                              ·              ·                       

├───────────────────────┼───────────────┼────────────────┼────────────────┤

                              ·              ·                       

│Пассажирская кабина      21.0 - 24.0    40.0 - 60.0   │ не более 0.10 

                              ·              ·                       

├───────────────────────┼───────────────┼────────────────┼────────────────┤

                              ·              ·                       

│Грузовая кабина, буфет-│  21.0 - 24.0    40.0 - 60.0   │ не более 0.20 

│кухня                         ·              ·                       

├───────────────────────┴───────────────┴────────────────┴────────────────┤

│Примечание: минимальная  относительная  влажность  воздуха  соответствует│

│максимальной температуре воздуха,  максимальная  относительная  влажность│

│воздуха соответствует минимальной температуре воздуха.                  

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

 

Приложение 2

к СанПиН 2.5.1.2423-08

 

ДОПУСТИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ

МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ КАБИН ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

     Зона измерения   

  Температура 
 воздуха Т °C 

 Относительная 
  влажность %  

    Скорость   
    движения   
 воздуха м/сек 


Кабина летного экипажа

       ·      
  20.0 - 25.0 
       ·      

       ·       
  30.0 - 70.0  
       ·       


 не более 0.30 


Пассажирская кабина   

       ·      
  20.0 - 25.0 
       ·      


 не нормируется


 не более 0.40 


Грузовая кабина, буфет-
кухня                 

       ·      
  17.0 - 25.0 
       ·      


  30.0 - 70.0  


 не более 0.40 

Примечание: минимальная  относительная  влажность  воздуха  соответствует
максимальной температуре воздуха,  максимальная  относительная  влажность
воздуха соответствует минимальной температуре воздуха.                  

 

 

 

 

 

Приложение 3

к СанПиН 2.5.1.2423-08

 

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ИОНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ КАБИН ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

   Уровни  

 Число ионов в 1 см3 воздуха

    Показатель полярности    
  П=[(n+)-(n-)]/[(n+)+(n-)]  

     n+     

      n-      


Оптимальный

      ·     
 1500 - 3000
      ·     

       ·      
  3000 - 5000 
       ·      

               ·             
         -0.05 - 0.00        
               ·             


Допустимый 

     ·      
 400 - 50000
     ·      

      ·       
  600 - 50000 
      ·       

              ·              
        -0.20 - +0.05        
              ·              

 

 

 

 

 

Приложение 4

к СанПиН 2.5.1.2423-08

 

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ

ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ УРОВНИ ЗВУКА

ДЛЯ РАБОЧИХ МЕСТ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

 Нормируемый
  параметр: 
уровни звука,
     дБ     

Октавные полосы со среднегеометрическими частотами,
                        Гц                        

 Эквивалентный
уровень звука,
      дБА     

31,5

 63

 125

 250

 500

1000

2000

4000

8000

 Оптимальные

 96 

 83

 74 

 68 

 63 

 60

 57 

 55 

 54 

      65      

 Допустимые 

 107

 95

 87 

 82 

 78 

 75

 73 

 71 

 69 

      80      

 

 

 

 

 

Приложение 5

к СанПиН 2.5.1.2423-08

 

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ УЛЬТРАЗВУКА

НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

   Нормируемый  
параметр: уровни
 ультразвука, дБ

Третьоктавные полосы со среднегеометрическими частотами, кГц

 12,5

 16 

  20 

  25 

  31 

  40 

  63 

 80 

 100 

   Допустимые   

  80 

 90 

 100 

 105 

 110 

 110 

 110 

 110

 110 

 

 

 

 

 

Приложение 6

к СанПиН 2.5.1.2423-08

 

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ИНФРАЗВУКА

НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

    Нормируемый   
 параметр: уровни 
  инфразвука, дБ  

         Октавные полосы со        
среднегеометрическими частотами, Гц

 Общий уровень 
   звукового   
   давления,   
      дБ       
        Лин    

   2   

    4   

   8   

   16  

    Допустимые    

  105  

   105  

  105  

  105  

      110      

 

 

 

 

 

Приложение 7

к СанПиН 2.5.1.2423-08

 

УРОВНИ ОБЩЕЙ ВИБРАЦИИ

В ТРЕТЬОКТАВНЫХ ПОЛОСАХ ЧАСТОТ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

                   Допустимые значения виброускорения                   

 Частоты 

           Самолеты           

          Вертолеты          

 вертикальная
      дБ     

 горизонтальная
       дБ      

вертикальная
     дБ     

 горизонтальная
       дБ      

   1.60  

     114     

      107      

     116    

      109      

   2.00  

     113     

      107      

     115    

      109      

   2.50  

     112     

      109      

     114    

      111      

   3.15  

     111     

      111      

     113    

      113      

   4.00  

     110     

      110      

     112    

      112      

   5.00  

     110     

      110      

     112    

      112      

   6.30  

     110     

      110      

     112    

      112      

   8.00  

     110     

      110      

     112    

      114      

  10.00  

     112     

      112      

     114    

      116      

  12.50  

     114     

      114      

     116    

      118      

  16.00  

     116     

      116      

     118    

      120      

  20.00  

     118     

      118      

     120    

      122      

  25.00  

     120     

      120      

     122    

      124      

  31.50  

     122     

      122      

     124    

      126      

  40.00  

     124     

      124      

     126    

      128      

  50.00  

     126     

      126      

     128    

      130      

  63.00  

     128     

      128      

     130    

      132      

  80.00  

     130     

      130      

     132    

      134      

  100.00 

     132     

      132      

 

 

  125.00 

     134     

      134      

 

 

  160.00 

     136     

      136      

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

к СанПиН 2.5.1.2423-08

 

ПДУ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭКСПОЗИЦИЙ

ЭМП ДИАПАЗОНА ЧАСТОТ >= 30 КГЦ - 300 ГГЦ

 

┌─────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    Параметр                      ЭЭпду в диапазонах частот (МГц)                

                 ├──────────┬───────────┬───────────┬────────────┬─────────────────┤

                         · │        ·           · │         ·              ·   

                 │>= 0,03 - │ >= 3,0 -  │ >= 30,0 - │ >= 50,0 -     >= 300,0 -   

                         · │        ·           · │         ·              ·   

                    3,0       30,0       50,0       300,0        300000,0    

├─────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼────────────┼─────────────────┤

  ЭЭе, (В/м)2·ч    20000      7000        800        800                     

├─────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼────────────┼─────────────────┤

  ЭЭн,(А/м)2·ч      200                  0,72                                

├─────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼────────────┼─────────────────┤

     ЭЭппэ,                                                         200      

  (мкВт/см2)·ч                                                               

└─────────────────┴──────────┴───────────┴───────────┴────────────┴─────────────────┘

 

Максимальные ПДУ напряженности и плотности

потока энергии ЭМП диапазона частот >= 30 кГц - 300 ГГц

 

┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

  Параметр          Максимально допустимые уровни в диапазонах частот (МГц)      

             ├───────────┬───────────┬────────────┬─────────────┬──────────────────┤

                      · │        ·           ·            ·               ·   

             │ >= 0,03 - │ >= 3,0 -  │ >= 30,0 -    >= 50,0 -      >= 300,0 -   

                      · │        ·           ·            ·               ·   

                 3,0       30,0        50,0        300,0         300000,0    

├─────────────┼───────────┼───────────┼────────────┼─────────────┼──────────────────┤

   Е, В/м        500        300         80          80                       

├─────────────┼───────────┼───────────┼────────────┼─────────────┼──────────────────┤

   Н, А/м        50                    3,0                                   

├─────────────┼───────────┼───────────┼────────────┼─────────────┼──────────────────┤

│ППЭ, мкВт/см2                                                      1000       

└─────────────┴───────────┴───────────┴────────────┴─────────────┴──────────────────┘

 

 

 

 

 

Приложение 9

к СанПиН 2.5.1.2423-08

 

НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ

НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

  N 
 п/п

        Рабочая поверхность        

 Освещенность 
 лк, не менее 

Равномерность
  освещения  

  1 

    Надписи на щитках и пультах    
             управления            

     27,0     

   1 : 10    

  2 

 Подсветка шкал основных пилотажно-
 навигационных
приборов, стрелки и 
         элементы навигации        

      2,7     

      -      

  3 

    Приборные доски пилотов для    
 считывания информации при пролете 
        грозовой облачности        

     300,0    

    1 : 3    

  4 

   Рабочие столики членов летного  
   экипажа (штурман, бортинженер,  
            бортрадист)            

     300,0    

    1 : 3    

 

 



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2018