Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 декабря 2010 г. N 2747р

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОПЕРАТОРА ДЕФЕКТОСКОПНОЙ ТЕЛЕЖКИ

И ОПЕРАТОРА ПО ПУТЕВЫМ ИЗМЕРЕНИЯМ

 

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2011 г. прилагаемую Инструкцию по охране труда для труда для оператора дефектоскопной тележки и оператора по путевым измерениям.

2. Начальникам железных дорог - филиалов ОАО "РЖД":

довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

обеспечить в установленном порядке изучение Инструкции по охране труда для оператора дефектоскопной тележки и оператора по путевым измерениям, утвержденной настоящим распоряжением.

 

Старший вице-президент ОАО "РЖД"

В.А.ГАПАНОВИЧ

 

 

 

 

 

Утверждена

распоряжением ОАО "РЖД"

от 28.12.2010 N 2747р

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОПЕРАТОРА ДЕФЕКТОСКОПНОЙ ТЕЛЕЖКИ

И ОПЕРАТОРА ПО ПУТЕВЫМ ИЗМЕРЕНИЯМ

 

1. Общие требования охраны труда

 

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования охраны труда при выполнении работ оператором дефектоскопной тележки и оператором по путевым измерениям (далее - оператор).

В дистанциях пути на основе настоящей Инструкции с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда для оператора.

1.2. К работе оператора допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, профессиональное обучение с получением соответствующего свидетельства, стажировку, проверку знаний требований охраны труда.

Оператор должен иметь I группу по электробезопасности.

Не позднее одного месяца после приема на работу оператор должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.

1.3. Оператор в объеме своих обязанностей должен пройти обучение и проверку знаний:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;

Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;

Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений;

Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;

должностной инструкции и инструкций по охране труда.

1.4. В процессе работы оператор должен проходить:

повторные инструктажи по охране труда - не реже одного раза в три месяца;

внеплановые и целевые инструктажи по охране труда - в установленном порядке;

противопожарные инструктажи;

обучение по оказанию первой помощи пострадавшим - не реже одного раза в год;

периодические и внеочередные медицинские осмотры;

проверку знаний (в объеме своих обязанностей) нормативных документов, указанных в пункте 1.3 настоящей Инструкции, - в установленные сроки.

1.5. Оператор должен знать:

безопасные приемы выполнения работ;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, а также порядок ограждения возникшего на железнодорожном пути препятствия для движения поездов;

требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

правила пользования противогазом, самоспасателем (при работе в тоннеле) и ухода за ними;

требования настоящей Инструкции.

1.6. Оператор должен:

выполнять только входящую в его должностные обязанности или порученную бригадиром пути (дорожным мастером) работу;

применять безопасные приемы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте оборудование, инструмент, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

при выполнении работы следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ и выполнять его команды;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, объявлений по громкоговорящей связи, световых и звуковых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;

быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

соблюдать требования пожарной безопасности;

уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха.

1.7. Оператору запрещается:

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

наступать на электрические провода и кабели;

находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.8. Во время работы на оператора могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;

повышенная запыленность, загазованность и задымленность воздуха рабочей зоны;

пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инструмента и металлических частей верхнего строения железнодорожного пути;

повышенный уровень шума;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;

контактный ультразвук, генерируемый дефектоскопами и передающийся через ультразвуковые искатели на руки оператора;

химические факторы при работах с контактирующими жидкостями, на участках железнодорожного пути с новыми деревянными шпалами, пропитанными антисептиками, и после обработки обочин пути реагентами;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях.

1.9. В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, оператор должен обеспечиваться следующими сертифицированными средствами индивидуальной защиты:

костюмом "Дефектоскопист-Л";

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве или сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве;

плащом для защиты от воды;

перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;

перчатками трикотажными;

жилетом сигнальным 2 класса защиты;

Зимой дополнительно:

костюмом для защиты от пониженных температур "Дефектоскопист" (по климатическим поясам);

полушубком (по климатическим поясам)

или полупальто на меховой подкладке (по климатическим поясам),

или курткой на меховой подкладке (по климатическим поясам);

шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками (по климатическим поясам);

шапкой трикотажной;

рукавицами утепленными (по климатическим поясам)

или перчатками утепленными (по климатическим поясам),

или перчатками с защитным покрытием, нефтеморозостойкими (по климатическим поясам);

сапогами утепленными юфтевыми на нефтеморозостойкой подошве (по климатическим поясам)

или валенками (сапогами валяными) с резиновым низом (по климатическим поясам).

По условиям выполнения отдельных видов работ оператору должны выдаваться другие соответствующие средства индивидуальной защиты.

В районах распространения гнуса, комаров, мошки оператор с целью защиты от них должен обеспечиваться репеллентами, имеющими санитарно-эпидемиологические заключения, выданные в установленном порядке, а также противомоскитной сеткой и спецодеждой, обеспечивающими защиту от укусов насекомых.

Спецодежда и спецобувь должны быть подобраны по росту и размеру и не должны стеснять движений при работе.

Оператор при получении средства индивидуальной защиты (противогаза, самоспасателя, защитных очков, респиратора) должен получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также пройти тренировку по их применению.

1.10. Оператор должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

1.11. Оператор должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

не подходить с открытым огнем к емкостям с легковоспламеняющейся жидкостью;

в помещениях дистанции пути пользоваться исправными бытовыми электроприборами, курить только в установленных для этого местах.

 

1.12. Требования охраны труда при следовании к месту работ и обратно.

1.12.1. При доставке к месту проведения работы электропоездом, дизель-поездом, дрезиной или автомобильным транспортом (далее - транспортное средство) оператор должен выполнять требования, установленные инструкцией по перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом.

1.12.2. Посадку (высадку) на транспортное средство, а также погрузку и выгрузку тележки необходимо производить при полной остановке транспортного средства.

Посадку и высадку из вагонов на станциях и остановочных пунктах следует производить со стороны пассажирской платформы, а на двухпутных (многопутных) перегонах - с полевой стороны.

Запрещается производить посадку и высадку из вагона, погрузку и выгрузку тележки на ходу поезда.

1.12.3. При погрузке тележки на транспортное средство необходимо привести ее в транспортное положение в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации.

1.12.4. При невозможности доставки работников к месту работ (месту хранения тележки) транспортными средствами проход вдоль железнодорожных путей должен осуществляться:

на станции по широкому междупутью, пассажирским и грузовым платформам, обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2 м от крайнего рельса пути маршрутом служебного прохода. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики, водоотводные канавы, лотки и другие устройства и сооружения станционного хозяйства;

на перегонах в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна на расстоянии не ближе 2-х метров от крайнего рельса пути при скоростях движения поездов до 140 км/ч, а при скоростях движения поездов более 140 км/ч (скоростных и высокоскоростных) - на расстоянии не менее 5 метров от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

1.12.5. При невозможности прохода на станции или перегоне в стороне от пути или по обочине земляного полотна (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) допускается проход по пути с соблюдением особой осторожности. Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания. Одновременно необходимо следить за движением поездов.

На участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров.

На двух- и многопутных участках идти следует навстречу движению поездов.

На однопутных участках и перегонах, не оборудованных автоблокировкой, при определении направления движения поездов и времени их подхода следует руководствоваться расписанием движения поездов или выпиской из расписания.

1.12.6. При нахождении на железнодорожных путях оператор должен соблюдать следующие требования безопасности:

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав, дрезина или другое транспортное средство;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава и посторонних предметов на междупутье. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;

проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между автосцепками не менее 10 м;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.12.7. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом;

подниматься в вагон, дрезину и др. и сходить с них, а также находиться на подножках, лестницах, переходных площадках во время их движения;

прыгать с платформы на железнодорожный путь;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

подлезать под стоящими вагонами и перелезать через автосцепные устройства между вагонами;

стоять на междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

находиться на территории станции, дистанции пути в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", при прохождении подвижного состава или специального самоходного подвижного состава.

1.12.8. Выходя на железнодорожный путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.12.9. После выхода из помещения в темное время суток необходимо остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.13. При получении травмы или ухудшении состояния здоровья оператор должен прекратить работу, поставить в известность бригадира пути (дорожного мастера), мастера цеха дефектоскопии (руководителя дистанции пути) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

В случае получения травмы другим работником оператор должен принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, немедленно сообщить о несчастном случае бригадиру пути (дорожному мастеру), мастеру цеха дефектоскопии (руководителю дистанции пути).

1.14. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции, а также о ситуациях, создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии, оператор должен без промедления сообщить об этом бригадиру пути (дорожному мастеру), мастеру цеха дефектоскопии (руководителю дистанции пути) и немедленно принять меры по их устранению.

1.15. Оператор, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2. Требования охраны труда перед началом работы

 

2.1. Перед началом работы оператор должен:

надеть исправную спецодежду, спецобувь, застегнуть полы и обшлага рукавов спецодежды на все пуговицы. Поверх спецодежды надеть сигнальный жилет со световозвращающими полосами и надписью со стороны спины, указывающую принадлежность владельца к соответствующему структурному подразделению. Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами;

получить целевой инструктаж руководителя работ о проходе (проезде) к месту проведения работ и обратно, условиях работы, погодных условиях (тумане, метели, дожде, температуре воздуха и т.д.), задымленности, мерах безопасного производства работ и пропуска поездов.

2.2. Перед началом работ на лавиноопасном участке оператор должен получить информацию от руководителя работ о состоянии лавиноопасных участков (лавиноопасной обстановке).

2.3. Оператор должен проверить:

исправность тележки и ее оборудования;

исправность средств радиосвязи в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации;

наличие и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты. Очки защитные, респиратор не должны иметь механических повреждений.

2.4. Перед работой в тоннеле необходимо осмотреть противогаз (самоспасатель). Убедиться в исправности клапанов, отсутствии внешних повреждений маски, шланга и коробки. Запрещается пользоваться противогазом (самоспасателем) с истекшим сроком испытания.

2.5. О выявленных неисправностях тележки, инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты оператор должен сообщить бригадиру пути (дорожному мастеру), мастеру цеха дефектоскопии (руководителю дистанции пути). До устранения выявленных неисправностей приступать к работе запрещается.

 

3. Требования охраны труда во время работы

 

3.1. Общие требования

 

3.1.1. Оператор должен производить работу по графику, утвержденному начальником дистанции пути.

3.1.2. Количество работников, сопровождающих тележку (без учета сигналистов) должно быть достаточным, но не менее 2-х работников, для немедленного снятия ее с пути при поступлении сигнала от сигналиста о приближении поезда или команды от руководителя работ о сходе с пути.

3.1.3. При подаче сигналистом сигнала о приближении поезда по пути, по которому следует тележка, оператор и сопровождающие его работники по команде руководителя работ должны прекратить работу, снять тележку и сойти на ближайшую обочину пути не менее чем за 400 м до приближающегося поезда на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса пути.

Тележка должна быть снята с рельсов и установлена перпендикулярно оси пути за пределы габарита подвижного состава.

3.1.4. При подаче сигналистом сигнала о приближении поезда по смежному пути оператор и сопровождающие его работники по команде руководителя работ должны прекратить работу, закрепить тележку тормозным устройством и сойти на ближайшую обочину пути не менее чем за 400 м до приближающегося поезда на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса пути.

3.1.5. На участке железной дороги с установленными скоростями движения поездов 121 - 140 км/ч оператор и сопровождающие его работники должны снять тележку с пути не менее чем за 10 минут до прохода поезда.

3.1.6. На скоростном (высокоскоростном) участке пути железной дороги, по которому следует тележка, оператор и сопровождающие его работники не менее чем за 20 минут до прохода скоростного (высокоскоростного) поезда должны снять тележку с пути и не менее чем за 10 минут до прохода поезда отойти на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

Возобновлять работы разрешается только после прохода поезда.

3.1.7. Оператор и сопровождающие его работники не менее чем за 20 минут до прохода скоростного (высокоскоростного) поезда по смежному пути должны прекратить работу, закрепить тележку тормозным устройством и не менее чем за 10 минут до прохода поезда отойти на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

Возобновлять работы разрешается только после прохода поезда.

Если поезд по расписанию не проследовал, выходить на путь и возобновлять движение тележки следует только по команде руководителя работ.

На перегоне запрещается находиться на междупутье при пропуске скоростного (высокоскоростного) поезда на участках пути, расположенных на совмещенном земляном полотне.

3.1.8. После прохода поезда перед установкой тележки на путь и возобновлением работы необходимо убедиться в том, что вслед ему или по смежному пути не идет подвижной состав.

3.1.9. Во время работы оператор должен иметь при себе:

ручной сигнальный фонарь с показаниями красного и прозрачно-белого огней (при работах в условиях плохой видимости, тоннеле), красный и желтый сигнальные флаги в чехлах;

духовой рожок;

одну коробку петард (6 штук) на однопутных и две коробки петард (12 штук) на двух- и многопутных участках;

переносную радиостанцию, ключи от телефонов переговорной связи и телефонную трубку для пользования этой связью;

аптечку первой помощи с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

выписку из расписания движения поездов на участке планируемых работ, а на скоростном (высокоскоростном) участке, кроме этого, уточненную на день проведения работ выписку из графика движения скоростных (высокоскоростных) поездов.

3.1.10. Петарды должны постоянно находиться в специальных коробках, обеспечивающих их сохранность.

Запрещается:

подвергать петарды ударам и нагреву, вскрывать;

производить припайку к петардам оторвавшихся от них пружин и лапок;

хранить петарды возле огня или отопительных приборов;

пользоваться петардами, если срок их годности истек;

стоять от петард, уложенных на рельсы, ближе 20 м в момент наезда на них подвижного состава.

3.1.11. В холодное время года оператор должен носить теплую одежду и обувь. Спецобувь не должна стеснять стопы ног.

При работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей. При сильных морозах до выхода на открытый воздух смазать открытые части тела кремом на безводной основе от обморожения.

Во избежание обморожения при сильных морозах не прикасаться голыми руками к металлическим предметам (рельсам, тележке, инструменту и пр.).

3.1.12. В целях защиты рук от низких температур, воздействия контактирующей жидкости и контактного ультразвука оператор должен использовать рукавицы или двухслойные перчатки (наружные резиновые, внутренние хлопчатобумажные).

3.1.13. Запрещается использование мобильных телефонов во время работы на железнодорожных путях, а также во время следования по железнодорожным путям к месту работ и обратно.

3.1.14. Во избежание поражения молнией с приближением грозы необходимо прекратить работу, снять тележку и сойти с пути. Запрещается прятаться под отдельно стоящими деревьями, прислоняться к их стволам, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам, деревьям) на расстояние менее 10 м. Опасно находиться во время грозы на возвышенных местах, открытых равнинах. Во время грозы следует укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них - в небольших углублениях на склонах холмов или откосах насыпей или выемок.

При грозе запрещается держать инструмент и другие металлические предметы.

3.1.15. На участках пути, оборудованных автоблокировкой, должна использоваться тележка с изолированными от колес осями, чтобы наличие тележки на блок-участке не вызывало перекрытия светофора, ограждающего этот блок-участок.

Запрещается располагать тележку (при ее стоянке) на изолирующих стыках рельсов, а также оставлять на железнодорожном пути без работников, которые в случае необходимости могли бы быстро снять ее с пути.

3.1.16. При замерзании жидкости в подводящих трубках ультразвукового дефектоскопа для их очистки необходимо пользоваться специальными приспособлениями (проволочным щупом, резиновой грушей и т.д.). Запрещается продувать трубки ртом.

3.1.17. При пропуске поездов, загруженных углем, рудными, другими сыпучими материалами, образующими пылевыделение, проходе поездов на участках пути с асбестосодержащим балластом оператор должен пользоваться защитными очками и респиратором.

3.1.18. После обработки обочин и междупутий железнодорожного пути реагентами по уничтожению растительности следует пользоваться противогазоаэрозольными респираторами.

 

3.2. Требования охраны труда при работе на станциях

 

3.2.1. Перед выходом на путь оператор должен убедиться через руководителя работ (бригадира пути, дорожного мастера) в том, что поданная накануне заявка на выдачу предупреждений на поезда принята к исполнению, а при работе на станции - сделана запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46 о месте и времени работы оператора.

3.2.2. Работу с тележкой на сортировочных, горочных путях и путях подгорочных парков следует производить только во время перерывов в маневровой работе и роспуске вагонов или с закрытием пути (по согласованию с дежурным по станции, горке).

3.2.3. При выполнении работ на станциях тележка должна иметь днем щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или красный флаг на шесте, а при плохой видимости (туман, снегопад, дождь) - спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте. Кроме этого, тележка должна быть ограждена сигналистами, идущими впереди и сзади нее на расстоянии не менее 50 м в пределах видимости.

 

3.3. Требования охраны труда при работе на перегонах

 

3.3.1. Перед выходом на путь оператор должен убедиться через руководителя работ (бригадир пути, дорожный мастер) в том, что поданная накануне заявка на выдачу предупреждений на поезда принята к исполнению.

3.3.2. Выводить тележку на перегон оператор должен по команде руководителя работ.

Оператор и сопровождающие его работники на перегоне должны быть ограждены сигналистами, идущими впереди и сзади группы на расстоянии тормозного пути поезда (в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне) от ограждаемой группы.

Запрещается выводить тележку на перегон менее чем за 30 минут до прохода поезда, движущегося со скоростью более 120 км/ч (в том числе скоростного и высокоскоростного).

3.3.3. Движение с тележкой должно осуществляться навстречу движению поездов. Направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров.

3.3.4. При нахождении на перегоне тележка должна иметь на однопутных участках и при движении по неправильному пути на двухпутных участках - днем прямоугольный щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или развернутый красный флаг на шесте, а при плохой видимости (туман, снегопад, дождь) - спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.

На двух- и многопутных участках допускается следование по правильному пути при закрытом для движения поездов пути. При этом тележка должна иметь:

днем - прямоугольный щит, окрашенный с передней стороны в белый цвет и с задней стороны - в красный цвет;

при плохой видимости (туман, снегопад, дождь) - спереди прозрачно-белый огонь и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.

3.3.5. При работе в условиях плохой видимости (в крутых кривых, выемках, в лесной местности, а также в туман, метель и других условиях, ухудшающих видимость, слышимость и т.д.) оператора и сопровождающих его работников должны ограждать два сигналиста, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд при установленной скорости движения до 140 км/ч включительно был виден им на расстоянии не ближе 800 м от движущейся группы.

В тех случаях, когда расстояние от движущейся группы до сигналиста и расстояние видимости от сигналиста до приближающегося поезда в сумме составляют менее 800 м, должны выделяться промежуточные сигналисты, движущиеся между основным сигналистом и группой, для повторения сигналов, подаваемых основным сигналистом.

3.3.6. В стесненных местах, где расположенные по обеим сторонам от пути высокие платформы, здания, заборы и крутые откосы выемок не позволяют разместить тележку сбоку от пути и отойти на необходимое расстояние от крайнего рельса, а также в снежных траншеях, не имеющих ниш для укрытия работников, работу следует производить в технологическое "окно" в графике движения поездов или планировать работу так, чтобы заблаговременно до прохода поезда прекратить работу и снять тележку с пути.

 

3.4. Требования охраны труда при работе на мостах,

путепроводах, в тоннелях и других искусственных сооружениях

 

3.4.1. На однопутных участках пути на мостах, путепроводах, в тоннелях, а также на подходах к ним, в местах выемок или насыпей, подпорных стен и других сооружений (устройств), не позволяющих оператору и сопровождающим его работникам на время прохода поезда разместиться в стороне от рельсовой колеи, работу следует планировать таким образом, чтобы завершить работу, снять тележку и выйти за пределы этих сооружений не позднее чем за 5 минут до прохода поезда, следующего со скоростью до 120 км/ч, и не позднее чем за 10 минут до прохода поезда, следующего со скоростью 121 - 140 км/ч.

3.4.2. Если протяженность однопутного участка пути на мостах, путепроводах, в тоннелях, а также на подходах к ним, в местах выемок или насыпей, подпорных стен и других сооружений (устройств) не позволяет завершить работу к моменту прохода поезда, работу следует выполнять в технологическое "окно" или при закрытом для движения поездов пути.

3.4.3. При производстве работ на одном из путей двух- или многопутного участка пути на мостах, путепроводах, в тоннелях перед проходом поезда оператор и сопровождающие его работники должны прекратить работу, снять тележку с пути, установить ее на междупутье тоннеля за пределами габарита подвижного состава, закрепить тележку тормозным устройством или разместить тележку в ближайшей нише (камере) тоннеля (площадке-убежище моста, путепровода) и не позднее чем за 5 минут до прохода поезда укрыться в этой или соседней нише (камере) тоннеля (площадке-убежище моста, путепровода).

При невозможности установить тележку на междупутье тоннеля за пределами габарита подвижного состава или разместить ее в нише (камере) тоннеля (площадке-убежище на мосту, путепроводе) производить работу во время движения поездов запрещается.

3.4.4. На скоростных (высокоскоростных) участках железной дороги на мостах, путепроводах, в тоннелях, а также на подходах к ним, в местах расположения крутых откосов выемок, подпорных стен и других сооружений (устройств) не позднее чем за 20 минут до прохода скоростного (высокоскоростного) поезда оператор и сопровождающие его работники должны уйти за пределы этих сооружений, убрать тележку за габарит подвижного состава и отойти на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

Запрещается работникам находиться в пределах вышеуказанных сооружений (устройств) при проходе скоростного (высокоскоростного) поезда, следующего со скоростью более 140 км/ч.

3.4.5. При пропуске путевых машин, дрезин, дизель-поездов, поездов на тепловозной и паровозной тяге, а также при стойкой задымленности тоннеля для защиты органов дыхания оператор и сопровождающие его работники должны пользоваться самоспасателями или противогазами с аэрозольными фильтрами.

3.4.6. В тоннеле разрешается находиться только во время работы. При перерывах на обед и по окончании работы оставаться в тоннеле запрещается.

3.4.7. При работе в тоннеле оператор должен при себе иметь электрический карманный фонарь, противогаз или самоспасатель на участках с тепловозной тягой.

 

3.5. Требования охраны труда при работе на лавиноопасных

и скально-обвальных участках

 

3.5.1. Во время осмотра руководителем работ с помощью бинокля участка возможного схода снежных лавин оператор и сопровождающие его работники, включая сигналиста, идущего впереди группы, должны снять тележку с пути и отойти на обочину земляного полотна.

3.5.2. Оператору и сопровождающим его работникам проходить лавиноопасный участок пути одновременно с сигналистами запрещается.

При проходе сигналистом, идущим впереди, лавиноопасного участка пути оператор и сопровождающие его работники, стоя на обочине пути, должны наблюдать за сигналистом и состоянием снежных масс на склоне и снежных карнизов. При начале движения снежных масс следует сообщить сигналисту о необходимости немедленно покинуть опасное место.

3.5.3. Выходить на путь и продолжать работу оператор и сопровождающие его работники должны только после прохода лавиноопасного участка пути сигналистом. После прохода оператора и сопровождающих его работников лавиноопасный участок пути проходит сигналист, ограждающий группу сзади.

При работе на лавиноопасном участке железнодорожного пути оператор и сопровождающие его работники должны иметь при себе радиомаячки или лавинные шнуры.

При отсутствии радиомаячков проходить лавиноопасный участок пути следует с распущенными лавинными шнурами.

3.5.4. Производить работу на лавиноопасном участке следует между движением поездов. При невозможности своевременного выхода за пределы снежной траншеи (после очистки пути снегоочистителем) для пропуска поезда оператор и сопровождающие его работники должны снять с пути тележку и укрыться в нишах снегового откоса.

3.5.5. В солнечные дни весной (до схода снега со склонов) в пределах лавиноопасных участков пути производить работу следует в первой половине дня (до 12 часов местного времени).

3.5.6. На скально-обвальном участке оператору и сопровождающим его работникам останавливаться под скальными нависаниями и козырьками на время пропуска поезда и в других необходимых случаях запрещается.

3.5.7. В целях предупреждения несчастных случаев в лавиноопасный период работать во время снегопада, метели, дождя, продолжительной (более двух суток) оттепели, в условиях плохой видимости запрещается.

 

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

 

4.1. Действия оператора при возникновении аварии

или аварийной ситуации

 

4.1.1. При обнаружении излома рельса, другого нарушения целости верхнего строения пути, загромождении пути обвалом, отдельными обломками скального грунта или снежной лавиной, обрыва провода контактной сети, волновода или провода воздушной линии электропередачи оператор и сопровождающие его работники должны оградить опасное место (место препятствия для движения поездов) сигналами остановки в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Одновременно руководитель работ должен сообщить о возникшей аварийной ситуации дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру, начальнику дистанции пути.

4.1.2. На электрифицированных участках при наличии сквозного поперечного излома рельса запрещается прикасаться руками или каким-либо инструментом к рельсу одновременно по обе стороны от излома до установки продольной или поперечных перемычек.

4.1.3. При обнаружении оборванного провода контактной сети или провода воздушной линии электропередачи, а также свисающих с них посторонних предметов необходимо немедленно принять меры к ограждению этого опасного места и сообщить об этом дежурному по станции и энергодиспетчеру дистанции электроснабжения.

Запрещается прикасаться к оборванным или провисшим до земли проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

До прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода для предотвращения попадания под шаговое напряжение следует выходить из опасной зоны, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушной линии электропередачи выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, как место препятствия.

4.1.4. При попадании кого-либо из работников в снежную лавину другие работники должны:

проследить за направлением падения пострадавшего, чтобы определить место его поиска;

сообщить о случившемся по имеющимся средствам связи начальнику или диспетчеру дистанции пути и немедленно приступить к спасательным работам;

после обнаружения и осмотра пострадавшего сообщить начальнику или диспетчеру дистанции пути, а также, по возможности, в ближайшее медицинское учреждение о полученных пострадавшим травмах и приступить к оказанию ему первой помощи.

4.1.5. При попадании в снежную лавину работнику следует:

закрыть рот и нос шарфом или шапкой, чтобы избежать удушья от снега;

стараться пропустить лавину, чтобы оказаться в ее хвосте;

стараться сохранить положение головы против движения лавины;

при погружении в лавинный снег прикрыть лицо руками и опустить его вниз, что спасает от быстрого замерзания;

при торможении лавины, которое сопровождается сжатием снега, создать в снегу как можно большую полость перед лицом;

сохранять спокойствие и не кричать, так как крик не слышен через снег;

пытаться высунуть руку или ногу на поверхность снега, чтобы привлечь внимание спасателей.

 

4.2. Действия оператора по оказанию первой

помощи пострадавшим

 

4.2.1. Механические травмы

При получении пострадавшим механической травмы, сопровождающейся кровотечением, необходимо срочно провести временную остановку кровотечения.

Признаки кровотечения:

при артериальном кровотечении кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей;

при венозном кровотечении кровь темная, не пульсирует.

Способы временной остановки кровотечения в зависимости от вида кровотечения:

наложение давящей повязки;

наложение кровоостанавливающего жгута;

максимальное сгибание конечности;

прижатие артерии пальцами или кулаком.

Порядок оказания первой помощи:

при артериальном кровотечении наложить выше раны кровоостанавливающий жгут или закрутку, движением в направлении от раны протереть кожу вокруг раны спиртом (одеколоном), смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку. Жгут на конечности накладывать выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью, и фиксировать на наружной стороне конечности. После наложения первого витка жгута необходимо убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывать с меньшим усилием. Под жгут (закрутку) обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут (закрутку) можно наложить не более чем на один час. При длительной транспортировке (через 40 минут в тепле, через 30 минут в холоде) постепенно ослабь жгут (закрутку) на несколько минут до появления на ране капель крови, затем снова затянуть его несколько выше или ниже прежнего места. Под жгут (закрутку) вложить новую записку с указанием времени повторного наложения жгута;

при венозном кровотечении наложить на рану стерильную салфетку и давящую повязку.

Дать пострадавшему обезболивающее средство.

При мелких ранах и ссадинах кожу вокруг них обработать 2% или 5% спиртовым раствором йода, наложить бактерицидный лейкопластырь или повязку стерильным бинтом.

При переломе позвоночника обеспечить пострадавшему полный покой в положении лежа на спине, на жестком щите.

При переломах конечностей произвести обездвиживание сломанной конечности (шинами или любыми подручными средствами - досками, рейками) с фиксацией двух смежных суставов или фиксацией руки к туловищу, ноги к ноге.

При открытых переломах необходимо смазать поверхность кожи вокруг раны 2% или 5% спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку до наложения шины.

Шину располагать так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.

При вывихе необходимо зафиксировать конечность (шиной, рейкой) в неподвижном состоянии, а при растяжении связок наложить на место растяжения тугую повязку и приложить холод.

 

4.2.2. Термические ожоги

Признаки ожога и порядок оказания первой помощи:

при ожоге первой степени (наблюдается покраснение кожи) следует охладить обожженную часть тела струей холодной воды (в течение 10 - 15 минут) или приложить холод на 20 - 30 минут (пакет со льдом, снегом), смазать кремом, вазелином и др.;

при ожоге второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку;

при тяжелом ожоге (некроз тканей) следует наложить на обожженное место стерильную повязку. Пострадавшего необходимо обильно поить горячим чаем и дать ему обезболивающее средство.

При ожогах второй и третьей степени запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, вскрывать или прокалывать пузыри, отрывать пригоревшие к коже части одежды.

 

4.2.3. Ожоги кислотами и щелочами

При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть двухпроцентным раствором питьевой соды. При отсутствии питьевой соды следует обильно поливать обожженный участок тела чистой водой.

При ожогах щелочами обожженный участок тела следует обмыть водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотами, или обильно поливать чистой водой.

На обожженный участок тела наложить повязку стерильным бинтом и дать пострадавшему обезболивающее средство.

 

4.2.4. Электротравмы

При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия тока: отключить электроустановку с помощью выключателя, рубильника, путем снятия предохранителей или разъема штепсельного соединения. При напряжении до 1000 В для освобождения пострадавшего от действия тока можно перерубить провод (разрубая провод каждой фазы отдельно) топором с сухой деревянной рукояткой или отбросить его от пострадавшего сухой палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду, если она сухая и отстает от тела. Действовать при этом следует одной рукой, соблюдая меры безопасности, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью электрооборудования и под напряжением шага, находясь в зоне растекания тока замыкания на землю. При этом не прикасаться к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока. Для этого оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, натянуть рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавшего прорезиненную ткань (плащ) или сухую ткань.

При напряжении выше 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки и боты и вместо подручных средств (сухой палки, доски, других не проводящих электрический ток предметов) действовать изолирующей штангой или изолирующими клещами (при их наличии), рассчитанными на соответствующее напряжение.

Порядок оказания первой помощи:

расстегнуть на пострадавшем одежду, обеспечить приток свежего воздуха, восстановить дыхание и кровообращение путем проведения ему искусственного дыхания и непрямого массажа сердца (до восстановления пульса и естественного дыхания), наложить повязку стерильным бинтом на места электрических ожогов и произвести иммобилизацию (обездвиживание) переломов, вывихов, возникших при падении пострадавшего (шинами, подручными средствами - досками, рейками).

 

4.2.5. Отравления

При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, дав ему выпить большое количество (до 6 - 10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды, а затем напоить молоком и дать выпить 1 - 2 таблетки активированного угля.

При отравлениях кислотами следует тщательно промыть желудок водой, для чего пострадавшему надо дать выпить 7 - 8 стаканов теплой воды и искусственно вызвать рвоту. Повторить эту процедуру следует 4 - 5 раз. Расход воды при промывании желудка до 10 литров или до выделения чистой промывной воды при рвоте. Затем дать пострадавшему выпить активированный уголь.

При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.

При отравлениях газами не допускается употребление молока, кефира, растительных и животных жиров, так как они усиливают всасывание яда.

 

4.2.6. Травмы глаз

При ранениях и сильных ушибах глаза (глаз) следует наложить на оба глаза стерильную повязку. Не следует вынимать из глаза пострадавшего попавшие в него предметы, чтобы еще больше не повредить его.

При попадании в глаза пыли, химических веществ или ядовитых технических жидкостей глаза следует обильно промыть слабой струей проточной воды в течение 3 - 5 минут и наложить стерильную повязку.

При ожоге глаз горячей водой, паром промывать глаза не рекомендуется, на глаза следует наложить стерильную повязку.

 

4.2.7. Переохлаждение

Признаки: озноб, мышечная дрожь, заторможенность и апатия, неадекватное поведение ("как пьяный"), посинение или побледнение губ, снижение температуры тела.

Порядок оказания первой помощи:

укрыть пострадавшего, дать теплое сладкое питье или пищу с большим содержанием сахара;

быстро доставить пострадавшего в теплое помещение. В помещении снять одежду, растереть тело и обложить его большим количеством теплых грелок (пластиковых бутылок с теплой водой). При отсутствии грелок (пластиковых бутылок) укрыть пострадавшего теплым одеялом или надеть на него теплую сухую одежду и продолжать поить теплым сладким питьем.

 

4.2.8. Обморожения

Признаки обморожения конечностей:

кожа бледная и холодная, нет пульса у запястий и лодыжек, потеря чувствительности, при постукивании пальцем - "деревянный" стук.

Порядок оказания первой помощи:

доставить пострадавшего в теплое помещение с невысокой температурой. С обмороженных конечностей одежду не снимать;

немедленно укрыть поврежденные конечности от внешнего тепла охлажденной теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялом, одеждой.

Нельзя ускорять внешнее согревание обмороженных частей. Тепло должно возникнуть внутри с восстановлением кровообращения.

Дать пострадавшему обильное теплое питье, заставить двигаться. Накормить пострадавшего.

Дать 1 - 2 таблетки анальгина.

Нельзя растирать или смазывать обмороженную кожу чем-либо, помещать обмороженные конечности в теплую воду или обкладывать их грелками.

 

4.2.9. Укусы насекомых, змей и диких животных

Порядок оказания первой помощи:

удалить жало пчелы, промыть место укуса;

при укусе змеи уложить пострадавшего и обеспечить ему покой. На место укуса наложить повязку (не слишком тугую). При укусе конечности обязательно наложить шину, придать конечности возвышенное положение. Дать пострадавшему обильное питье (сладкую или подсоленную воду). При потере сознания положить пострадавшего на живот, повернув его голову на бок. При отсутствии дыхания и сердцебиения приступить к реанимации (проведению наружного массажа сердца и искусственного дыхания);

при укусе клеща перед удалением необходимо приложить к нему на 3 минуты тампон, смоченный бензином или керосином. Затем на клеща (как можно ближе к коже) следует набросить петлю из тонкой прочной нити и, вращая, резко выдернуть его из кожи.

В случае укуса диким животным или собакой необходимо промыть место укуса (царапины), а также кожу вокруг раны водой с мылом, смазать йодом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для проведения курса прививок.

 

4.2.10. Тепловой или солнечный удар

Признаки: слабость, сонливость, головная боль, жажда, тошнота, возможны учащенное дыхание и повышение температуры, потеря сознания.

Порядок оказания первой помощи:

Перенести (перевести) пострадавшего в прохладное место, приложить холод к голове, шее, груди (можно вылить на грудь ведро холодной воды).

При судорогах повернуть пострадавшего на живот, прижать плечевой пояс и голову к полу.

При потере сознания более чем на 3 - 4 минуты повернуть пострадавшего на живот.

4.2.11. После освобождения из снежной лавины пострадавшего необходимо уложить его на плотную подстилку.

Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, следует:

немедленно освободить от снега рот и нос, ни в коем случае не вливать в рот пострадавшего каких-либо жидкостей до возвращения к нему сознания;

расстегнуть воротник и пояс, затрудняющие дыхание, но не раздевать полностью;

при отсутствии дыхания и пульса надо немедленно применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия врача;

после того, как пострадавший пришел в себя, дать ему выпить что-либо согревающее (горячий чай);

в случае переохлаждения или обморожения пострадавшего при оказании ему первой помощи соблюдать требования пунктов 4.2.7, 4.2.8 настоящей Инструкции.

4.2.12. Во всех случаях поражения электрическим током, получения механических травм, тяжелых термических и химических ожогов, отравлений пищевыми продуктами или ядовитыми жидкостями (газами), обморожения пострадавшего необходимо срочно доставить в ближайшее медицинское учреждение.

 

5. Требования охраны труда по окончании работы

 

5.1. По окончании работ оператор должен:

поставить тележку и сложить инструмент, инвентарь в кладовую (специальное помещение) для их хранения и запереть дверь на ключ;

снять спецодежду, спецобувь и убрать в шкаф гардеробной, а другие средства индивидуальной защиты сдать в кладовую.

5.2. Загрязненную и неисправную спецодежду оператор, при необходимости, должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.

5.3. Для очистки кожи не допускается применение бензина или других токсичных нефтепродуктов.

5.4. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, а также о принятых мерах к их устранению оператор должен сообщить дорожному мастеру (бригадиру пути).

 

 



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2017