Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

 

ИНСТРУКЦИЯ

от 14 марта 1978 года

 

О ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДПОЛЕТНОГО МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ

ЛЕТНОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ И ДИСПЕТЧЕРОВ УВД

ПЕРЕД ЗАСТУПЛЕНИЕМ НА ДЕЖУРСТВО

 

1. Общие положения

 

Предполетный медицинский контроль летного состава и бортпроводников, диспетчеров УВД является важным звеном в медицинском обеспечении полетов.

Заболевания, переутомление, неполноценный отдых, чрезмерная физическая нагрузка, несоблюдение режима питания, употребление спиртных напитков, отрицательные эмоции снижают работоспособность, качество работы и ведут к ошибочным действиям.

Задачей предполетного (перед заступлением на дежурство) медицинского контроля является определение годности по состоянию здоровья к выполнению полетов (несению дежурства).

Медицинский контроль проводится:

- персоналом здравпунктов аэропортов и медпунктов предполетного медицинского контроля;

- медицинским персоналом профилакториев для летного состава;

- медицинским персоналом территориальных органов здравоохранения при выполнении экипажами работ ПАНХ в отрыве от мест базирования;

- периодически врачом летного отряда.

 

2. Порядок проведения предполетного медицинского контроля

 

На предполетный медицинский контроль обязаны прибыть члены экипажей всех типов воздушных судов (в том числе экипажи, заступающие в резерв), командно-инструкторский и инспекторский состав, слушатели и курсанты летных учебных заведений перед началом полетов, но не ранее чем за 2 ч до вылета. При задержке вылета на 6 ч и более экипаж обязан пройти повторный медицинский контроль.

Предполетный медицинский контроль членов экипажа, выполняющих в течение рабочего времени несколько рейсов, проводится один раз перед первым вылетом.

Диспетчерский состав службы управления воздушным движением обязан прибыть на медицинский контроль не ранее чем за 1 ч до заступления на дежурство.

Наземный состав, участвующий в полетах для выполнения задания на борту, допускается к полету при наличии врачебного заключения медсанчасти (здравпункта) об отсутствии противопоказаний к пользованию воздушным транспортом.

Предполетный медицинский контроль проводится в течение 1,5 - 2 мин. Члены экипажа проходят предполетный медицинский контроль в индивидуальном порядке, без верхней одежды и головных уборов. Во время осмотра присутствие других членов экипажа и посторонних лиц не допускается.

Перед проведением предполетного медицинского контроля дежурный медицинский работник обязан проверить свидетельство и вкладыш ВЛЭК.

Члены экипажа и диспетчерский состав УВД, уклоняющийся от медицинской экспертизы состояния здоровья перед полетом (дежурством), не допускаются к исполнению служебных обязанностей.

Лица, ранее отстраненные от полетов по состоянию здоровья, к выполнению задания допускаются только врачом летного отряда. Не допускаются к выполнению рейса члены экипажа, не прошедшие квартальный медицинский осмотр и годовое освидетельствование во ВЛЭК. Сведения об этих лицах врач летного отряда сообщает медицинскому персоналу пунктов предполетного медицинского контроля.

По назначению врача летного отряда может проводиться послеполетный медицинский контроль.

 

3. Методика предполетного медицинского контроля

 

Предполетный медицинский контроль представляет собой комплексное обследование, которое включает:

- осмотр;

- опрос;

- исследование полости рта и зева;

- исследование пульса.

Предполетный медицинский контроль летного состава, выполняющего литерные рейсы А, проводится в расширенном объеме: проверяется носовое дыхание, измеряется кровяное давление и температура тела.

Бортпроводники литерных рейсов осматриваются в установленном § 3 объеме.

3.1. Осмотр.

При осмотре обращают внимание на внешний вид, состояние одежды, наличие видимых травм, окраску и состояние открытых кожных покровов и видимых слизистых (бледность, гиперемия, игра вазомоторов, повышенная потливость, акроцианоз, отек век, желтушность кожных покровов, склер).

3.2. Опрос.

Опрос проводят в форме беседы: выясняют жалобы на состояние здоровья, условия предполетного отдыха, продолжительность и качество сна, режим питания (когда, где и какую принимал пищу), уточняют причины, мешавшие предполетному отдыху.

Во время беседы врач (фельдшер) обращает внимание на состояние психомоторики (речь, мимика, жесты), эмоциональное состояние (спокойное, заторможенное, возбужденное). Обращают внимание на изменение голоса (осиплость) с целью выявления простудных заболеваний.

При наличии жалоб на плохое самочувствие, сон менее 7 ч, члены экипажа не допускаются к полету. Предъявивший жалобы член экипажа направляется к врачу летного отряда, а при его отсутствии - к врачу медсанчасти.

3.3. Исследования полости рта и зева.

Осматриваются язык, миндалины, слизистая мягкого и твердого неба, задней стенки глотки.

3.4. Исследование пульса.

Исследование частоты пульса осуществляется пальпаторно на лучевой артерии (обследуемый сидит) в течение 15 - 30 с с пересчетом на 1 мин. При этом обращают внимание на наличие:

- тахикардии (частота пульса более 90 ударов в минуту);

- аритмии;

- брадикардии (частота пульса менее 50 ударов в минуту).

Незначительное учащение пульса может носить временный характер (после физической нагрузки, курения и т.д.), обследуемому следует предложить отдохнуть в течение нескольких минут, после чего вторично подсчитать частоту пульса, если частота пульса будет в пределах нормы, то вылет разрешается.

Аритмия, урежение частоты пульса менее 50 или учащение более 90 ударов в минуту являются основанием для отстранения от полетов и дополнительного обследования.

3.5. Измерение артериального давления.

Артериальное давление измеряется по показаниям. Изменение артериального давления является информативным показателем для выявления нарушений предполетного режима, некоторых заболеваний, переутомления.

Повышение артериального давления учитывается в том случае, если оно регистрируется и при повторном измерении через 3 - 5 мин., так как кратковременный подъем артериального давления может быть обусловлен предшествовавшей физической нагрузкой или волнением.

3.6. Измерение температуры тела.

Температура тела измеряется в подмышечной впадине максимальным термометром. Термометры должны быть откалиброваны с учетом возможной ошибки. Термометры, дающие отклонение более 0,1°, изымаются.

 

4. Оценка данных и причины отстранения от полетов

 

Результаты осмотра заносят в соответствующие графы журнала предполетного медицинского контроля. При наличии жалоб, выявленных объективных признаков болезни производят дополнительное обследование (измеряют температуру тела, артериальное давление и т.д.). Медицинский работник принимает решение об освобождении от полета (дежурства):

- по заболеванию (острое, обострение хронического);

- по недостаточному предполетному отдыху;

- не прошедших квартальные медицинские осмотры или с истекшим сроком освидетельствования ВЛЭК;

- в состоянии алкогольного опьянения или с остаточными явлениями после предшествующего опьянения.

 

5. Порядок оформления документации

 

При отсутствии жалоб, объективных признаков заболевания или нарушения предполетного отдыха член экипажа (диспетчер) расписывается в соответствующей графе журнала предполетного медицинского контроля (Приложение 2) и допускается к полету (дежурству). В полетном задании ставится штамп с отметкой: где произведено обследование, число, часы и минуты прохождения контроля последним членом экипажа (время московское), количество членов экипажа, допущенных к полету, и скрепляется разборчивой подписью медицинского работника. Штамп о допуске к полету в задание ставится только после осмотра всех записанных в нем членов экипажа. Медработник не имеет право вписывать в полетное задание других лиц или делать какие-либо исправления.

При подозрении на употребление алкоголя или остаточные явления после предшествующего опьянения членам экипажа и диспетчерам УВД проводится экспертиза алкогольного опьянения.

В случае отстранения от полетов (дежурства) медицинский работник делает запись в журнале отстранений от полетов (Приложение 3) и докладывает об отстранении старшему медицинскому начальнику, диспетчеру АДП. Отстраненный член экипажа (диспетчер) направляется к врачу летного отряда.

При отстранении члена экипажа (диспетчера) от полетов (дежурства) вне часов работы медсанчасти (здравпункта) отстраненному выдается справка с указанием времени отстранения (дата и часы по местному времени), причины отстранения и времени явки на осмотр к врачу летного отряда, медсанчасти или к врачу по месту жительства.


 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ЖУРНАЛ ПРЕДПОЛЕТНОГО МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ

 

 N
п/п

Дата и
 время
осмотра

Фамилия,
  имя, 
отчество

Долж-
ность

Номер
рейса,
управ-
ление,
время
вылета

 Время 
прилета
(со слов
экипажа)

Жалобы

Подпись
 члена
экипажа

Частота
пульса

Состо-
яние 
слизи-
стых 
и зева

    По показаниям   

Заклю-
чение и
подпись
врача 

Проверка
носового
дыхания

Темпе-
ратура
тела 

Кро-
вяное
дав-
ление

 1

   2  

   3   

  4 

  5  

   6   

  7  

   8  

   9  

  10 

   11  

  12 

 13 

  14  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ЖУРНАЛ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ ПОЛЕТОВ

 

 N
п/п

 Дата 
осмотра
и время

Фамилия,  
имя, отчес-
тво члена 
экипажа,  
должность и
управление

   Кем   
отстранен
(должность
и подпись)

Причина
отстра-
нения 

Куда    
направлен
отстра- 
ненный  

  Кому и  
   когда  
сообщено об
отстранении

 Кем и 
 когда 
допущен
к работе

 1

   2  

     3    

    4    

   5  

    6   

     7    

   8   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2018