Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утвержден и введен в действие

Постановлением Госстандарта СССР

от 29 апреля 1974 г. N 1036

 

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОНТЕЙНЕРАХ

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Transportation of explosive materials in containers.

General requirements

 

ГОСТ 19747-74*

Группа Д08

 

Срок введения

с 1 июля 1975 года

 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к транспортированию в контейнерах промышленных взрывчатых веществ и средств взрывания (инициирования) (далее - ВМ), за исключением взрывчатых веществ с содержанием нитроэфиров свыше 15%.

(Измененная редакция, Изм. N 3.)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. При транспортировании ВМ в контейнерах должны соблюдаться требования ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.010-82, правил перевозок опасных или разрядных грузов, действующих на транспорте соответствующего вида, правил и норм, утвержденных Госгортехнадзором СССР, Регистром СССР, Речным регистром РСФСР, Госавиарегистром СССР, Главным управлением пожарной охраны МВД.

(Измененная редакция, Изм. N 2.)

1.2. При транспортировании ВМ должны применяться только предназначенные для этой цели контейнеры, в том числе специализированные типа СКК-3 по ГОСТ 26380-84, типа СК-3ВМ по ГОСТ 30302-95 и контейнеры по ГОСТ 18477-79, принадлежащие отправителю (получателю) этих грузов.

В стандартах или технических условиях на конкретные виды ВМ должна устанавливаться возможность транспортирования данного вида ВМ в контейнерах, а также вид применяемой при этом тары и упаковки.

(Измененная редакция, Изм. N 3, 4.)

1.3. В каждом конкретном случае грузоотправитель должен согласовать с грузополучателем возможность транспортирования ВМ в контейнерах.

(Измененная редакция, Изм. N 2.)

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНТЕЙНЕРАМ

 

2.1. Для транспортирования ВМ должны применяться контейнеры, изготовленные по технической документации, утвержденной в установленном порядке, номинальной массой брутто не более 30,0 т и внутренним объемом не менее 5,0 м3, обеспечивающие полную сохранность груза и безопасность при транспортировании.

Контейнер должен быть изготовлен из материала химически нейтрального по отношению к ВМ.

(Измененная редакция, Изм. N 2.)

2.2. Основные параметры и размеры контейнеров должны соответствовать ГОСТ 18477-79 или ГОСТ 26380-84 и обеспечивать полное использование их вместимости (грузоподъемности) при транспортировании ВМ. Параметры и конструкция контейнеров должны быть согласованы в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3.)

2.3. Прочность контейнера должна удовлетворять требованиям Регистра СССР.

2.4. Конструкция контейнера должна обеспечивать:

штабелирование загруженных контейнеров массой брутто менее 10 т в 3 яруса, от 10 т и выше - в 6 ярусов;

подъем и перемещение контейнеров кранами и вилочными погрузчиками;

устойчивость к воздействиям инерционных сил в процессе перевозок на всех видах транспорта, при выполнении погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ;

отсутствие остаточных деформаций при установке контейнера на неровную поверхность;

защиту груза от воздействий внешней среды;

возможность его промывки и химической обработки;

устойчивость при перевозке на всех видах транспорта;

безопасность при выполнении маневровой работы с установленными скоростями и возможность спуска с сортировочных горок на железнодорожном транспорте.

2.5. Конструкция контейнера должна исключать:

попадание в контейнер искр или других источников огня, способных вызвать возгорание упаковки и груза;

проникновение ВМ во внешнюю среду при транспортировании.

(Измененная редакция, Изм. N 2.)

2.6. Контейнер должен быть оборудован:

подъемными устройствами, прочность которых должна обеспечивать безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ при загрузке контейнера, равной его двойной номинальной грузоподъемности;

дверьми (люками и дверными (люковыми) затворами, выдерживающими давление груза без повреждений и исключающими самопроизвольное открытие дверей (люков) в процессе перевозки и выполнения погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ;

устройством для пломбирования дверей (люков) одной пломбой;

предохранительным приспособлением от самопроизвольного открытия дверных створок (крышек люков);

устройствами, обеспечивающими надежное крепление контейнеров на транспортных средствах и друг с другом при транспортировании;

устройством для размещения (крепления) упаковочного ярлыка.

2.7. Дверной (люковый) затвор и устройство для пломбирования должны иметь конструкцию, исключающую их повреждение при погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работах.

Двустворчатые двери контейнеров типа СКК-3 по ГОСТ 26380-84 и среднетоннажных контейнеров по ГОСТ 18477-79 должны быть оборудованы эластичным уплотнением или двумя лабиринтами для отвода атмосферных осадков по согласованию между отправителем и получателем груза. Пол должен быть деревянным.

(Измененная редакция, Изм. N 3.)

2.8. Контейнер не должен иметь:

щелей и углублений, в которых могут скапливаться остатки груза;

выступающих частей на внутренней поверхности, которые могли бы повредить упаковку ВМ в процессе транспортирования;

выступающих частей на наружной поверхности, которые могли бы повредить рядом стоящие контейнеры в процессе перевозки, выполнения погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ и привести к травматизму обслуживающего персонала;

крупных дефектов в несущих конструкциях и их элементах, таких как верхние и нижние продольные и торцовые балки, угловые стойки и фитинги, сквозные отверстия в обшивке, нарушения общей конфигурации конструкции, препятствующих нормальному применению погрузочно-разгрузочных механизмов при подъеме и установке на транспортные средства.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3.)

2.9. На контейнере должны быть нанесены следующие маркировочные надписи и знаки:

страна, эмблема и сокращенное наименование организации-владельца;

номер контейнера на всех станках и крыше с высотой цифр не менее 80 мм;

месяц и год выполнения годового и капитального ремонта;

сокращенное наименование организаций, выполнявших ремонт;

сокращенное наименование изготовителя, месяц, год изготовления;

масса контейнера (брутто, нетто), внутренний объем;

знак опасности - по ГОСТ 19433-88, класс 1.

Маркировочные надписи и знаки, кроме знаков опасности по ГОСТ 19433-88, должны быть нанесены белой несмываемой краской.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

 

3. ЗАГРУЗКА ВМ В КОНТЕЙНЕРЫ

 

3.1. Загрузка ВМ в контейнеры должна производиться на предприятиях-изготовителях или базах грузовладельцев.

3.2. Перед загрузкой контейнеры должны быть осмотрены грузоотправителем.

При осмотре проверяется:

исправность контейнера, его соответствие требованиям настоящего стандарта и технической документации;

наличие в контейнере остатков груза и мусора, следов щелочей, кислот, масел, извести и других веществ, вступающих во взаимодействие с ВМ.

К загрузке допускаются исправные контейнеры, отвечающие требованиям настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке, полностью очищенные от остатков груза и мусора.

При обнаружении следов щелочей, кислот, масел, извести и других веществ, вступающих во взаимодействие с ВМ, контейнеры должны быть тщательно промыты, просушены и проветрены, а в необходимых случаях химически обработаны.

3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2.)

3.3. Масса нетто одного места груза, вид тары и упаковки, а также маркировка отдельных мест груза при транспортировании промышленных взрывчатых веществ в контейнерах устанавливают по ГОСТ 14839.20-77.

При транспортировании в контейнерах детонирующих шнур разрешается упаковывать в мешки-вкладыши, изготовленные из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 (номинальная толщина пленки - 0,1 мм), которые предварительно вкладывают в картонные ящики по ГОСТ 9142-90.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3.)

3.4. Контейнер должен быть загружен ВМ одного вида и одной партии, следующей в адрес одного получателя.

Масса груза в контейнере не должна превышать его номинальной грузоподъемности.

3.5. Мешки или ящики с ВМ должны располагаться равномерно по всему полу контейнера. Смещение центра тяжести груза в горизонтальной плоскости от геометрического центра контейнера не допускается. При укладке их в несколько ярусов не допускается ходить по нижележащим рядам.

3.6. Способы размещения и крепления ВМ в контейнере должны исключать повреждение тары и упаковки и перемещение груза внутри контейнера в процессе транспортирования.

Схемы размещения и крепления ВМ в контейнере должны устанавливаться технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

3.7. Контейнер разрешается загружать как ручным, так и механизированным способом с использованием электропогрузчиков, штабелеров и других подобных механизмов во взрывобезопасном исполнении, при этом должна быть исключена возможность повреждения корпуса контейнера и груза вилами погрузчика.

Специфические требования безопасности при загрузке ВМ в контейнеры на промышленных предприятиях должны устанавливаться технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

3.8. В загруженный контейнер должен быть вложен упаковочный лист с отметкой об исправности контейнера, с указанием номера укладчика, количества (числа мест), общей массы (нетто) груза и надписью "О всех недостатках, обнаруженных при осмотре груза, немедленно сообщить предприятию-поставщику, приложив акт и данный упаковочный лист".

3.4 - 3.8. (Измененная редакция, Изм. N 2.)

3.9. Перед отправкой контейнер должен быть закрыт на все замки и опломбирован грузоотправителем одной пломбой.

3.10. При перевозке контейнеров открытым железнодорожным транспортом транспортную маркировку не наносят.

(Введен дополнительно, Изм. N 2.)

 

4. ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА КОНТЕЙНЕРОВ С ВМ

 

4.1. Погрузку и выгрузку контейнеров с ВМ разрешается производить погрузочно-разгрузочными механизмами, грузоподъемность которых должна быть не менее номинальной массы брутто контейнера. При этом лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых кранов и лебедки подъема стрелы должны быть оборудованы двумя тормозами.

(Измененная редакция, Изм. N 2.)

4.2. Погрузочно-разгрузочные механизмы грузовладельцев должны быть рассчитаны на работу при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 °С.

4.3. Техническое состояние погрузочно-разгрузочных механизмов и грузозахватных приспособлений, предназначенных для погрузки и выгрузки контейнеров с ВМ, перед началом работ должно быть проверено, о чем в путевом листе или наряде должна быть сделана соответствующая запись.

4.4. Водители погрузочно-разгрузочных механизмов и рабочие, выполняющие работы по погрузке и выгрузке контейнеров с ВМ, должны быть проинструктированы о порядке производства этих работ, о чем в путевом листе или наряде должна быть сделана соответствующая запись.

4.5. Погрузка и выгрузка контейнеров с ВМ из транспортных средств должна производиться на специализированных речных причалах, участках или районах морских портов, подъездных путях предприятий, организаций и учреждений грузоотправителей или грузополучателей.

4.6. Места погрузки и выгрузки контейнеров с ВМ должны выбираться на безопасном расстоянии от жилых и производственных строений, товарных складов, общих мест погрузки и хранения грузов, стоянки судов и местонахождения загорающихся, легковоспламеняющихся грузов и кислот.

Порядок выбора мест погрузки и выгрузки и безопасные расстояния устанавливаются в соответствии с правилами перевозок взрывчатых веществ, действующих на соответствующем виде транспорта, и "Едиными правилами безопасности при взрывных работах".

4.7. При погрузке и выгрузке контейнеры с ВМ не допускается подвергать ударам и толчкам, бросать, волочить, кантовать.

4.5 - 4.7. (Измененная редакция, Изм. N 2.)

 

5. ПЕРЕВОЗКА КОНТЕЙНЕРОВ С ВМ

 

5.1. Контейнеры с ВМ разрешается перевозить:

железнодорожным транспортом - только повагонными комплектами с полным использованием вместимости подвижного состава в адрес одного получателя как целыми поездами, так и отдельными вагонами или группами вагонов;

водным транспортом - в трюмах и на палубах грузовых судов с установкой их на палубе в один ярус, а на специализированных судах - контейнеровозах в трюмах ячеистой конструкции - до 6 ярусов;

автомобильным транспортом - грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;

воздушным транспортом - грузовыми самолетами и вертолетами, оборудованными для контейнерных перевозок.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3.)

5.2. В одном железнодорожном вагоне (судне, самолете, вертолете) допускается перевозить в адрес одного получателя контейнеры с ВМ, на которые распространяется настоящий стандарт, но одинаковой группы совместимости (опасности).

(Измененная редакция, Изм. N 3.)

5.3. Суммарная масса контейнеров с ВМ не должна превышать грузоподъемности транспортного средства.

(Измененная редакция, Изм. N 2.)

5.4. Контейнеры с ВМ должны размещаться и крепиться на транспортных средствах в соответствии с нормами, правилами и техническими условиями на погрузку и крепления грузов, действующими на соответствующем виде транспорта.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3.)

5.5. Контейнеры, загруженные ВМ, ремонтировать не допускается.

При значительных повреждениях стенок, крыши, пола, дверей (люков), которые могут привести к потере или порче груза, повреждениях подъемных устройств контейнера, которые могут привести к невозможности его механизированной перегрузки, повреждениях дверных или люковых затворов, которые могут привести к самопроизвольному открыванию створок двери (крышек люков), - груз из контейнера должен быть выгружен при соблюдении требований п. 4.6, контейнер отремонтирован, загружен ВМ и отправлен в пункт назначения.

Если поврежденный контейнер отремонтирован быть не может, то груз из такого контейнера может быть перегружен в универсальный контейнер, принадлежащий транспортной организации и отвечающий требованиям п. 3.2. В пункте назначения груз из этого контейнера должен быть вновь перегружен в контейнер, принадлежащий отправителю (получателю) груза, а порожний контейнер возвращен владельцу в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2.)

5.6. Допускается перегрузка контейнеров с ВМ с одного вагона на другой в пути следования при соблюдении п. 4.6.

(Измененная редакция, Изм. N 3.)

 

6. ХРАНЕНИЕ ВМ В КОНТЕЙНЕРАХ

 

6.1. Хранение ВМ может производиться в тех же контейнерах, в которых они транспортировались, с тем же количеством рядов укладки груза внутри контейнера.

Хранение ВМ в поврежденном контейнере не допускается.

(Измененная редакция, Изм. N 2.)

6.2. Не допускается хранение ВМ в контейнерах на контейнерных площадках и других складах общего пользования. Хранение ВМ в контейнерах должно проводиться на специальных открытых площадках, оборудованных по проектам согласно требованиям к складам ВМ. Число ярусов штабелирования должно определяться проектом и не создавать опасных условий при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

6.3. Расположение контейнеров с ВМ на складе должно обеспечивать свободный доступ к двери контейнера при выгрузке ВМ из контейнера.

6.2, 6.3. (Измененная редакция, Изм. N 2, 3.)

6.4. Хранение ВМ в аэропортах отправления и назначения запрещается. Грузовладелец должен завозить контейнеры с ВМ по согласованию с аэропортом к моменту загрузки самолета (вертолета) и вывозить контейнеры с ВМ из аэропорта назначения сразу после выгрузки из самолета (вертолета) без заезда на грузовой склад.

(Измененная редакция, Изм. N 2.)

6.5. Контейнерная площадка должна иметь:

железнодорожные или автомобильные подъездные пути, а в пунктах примыкания к водным путям - причалы;

устройства, обеспечивающие отвод грунтовой, талой и дождевой воды;

устройства для сбора воды, загрязненной ВМ в результате аварии;

электрическое освещение с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении;

противопожарные средства, расположение, номенклатуру и количество которых устанавливают местные органы пожарной охраны;

систему молниезащиты, отвечающую требованиям "Единых правил безопасности при разрывных работах", за исключением защиты от вторичных воздействий молнии.

6.6. Предельная емкость контейнерных площадок на складах ВМ, на речных и морских причалах грузовладельцев устанавливается технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке, и не должна превышать норм, установленных "Едиными правилами безопасности при взрывных работах".

6.7. Безопасные расстояния между контейнерными площадками, а также между контейнерными площадками и хранилищами ВМ должны определяться в соответствии с требованиями "Единых правил безопасности при взрывных работах".

6.8. Требования к транспортированию, хранению и учету взрывчатых материалов в контейнерах, размещаемых на площадках, должны определяться ведомственными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

6.6 - 6.8. (Измененная редакция, Изм. N 3)

6.9. Контейнеры с ВМ допускается хранить до выгрузки ВМ из контейнера на местах выполнения взрывных работ в размере суточной потребности вне опасной зоны и сменной потребности в пределах опасной зоны.

6.10. При проверке правильности учета, хранения и наличия ВМ в складах контейнеры с ВМ с пломбой предприятия-изготовителя не вскрывают.

6.11. Контейнерные площадки, в которых производят хранение ВМ, должны охраняться.

6.9 - 6.11. (Измененная редакция, Изм. N 2.)

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024