Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждены

Главленинградстроем

29 июля 1977 года

 

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ДЛЯ МАШИНИСТА ТРУБОУКЛАДЧИКА

 

ВСН 30-77

 

Срок введения в действие

1 августа 1978 года

 

Вводятся впервые.

Внесены трестом Ленинградоргстрой.

Утверждены заместителем начальника Главленинградстроя И.А. Терещенко 29 июля 1977 г.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Инструкция обязательна для всех предприятий, строек и организаций Главленинградстроя (в дальнейшем называемых "предприятие"), эксплуатирующих трубоукладчики.

1.2. Инструкция разработана на основании требований СНиП III-A.11-70, "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором (1969), и других нормативных документов.

1.3. Инструкция содержит положения, регламентирующие работу машиниста трубоукладчика. Если настоящая инструкция на предприятии полностью отвечает требованиям по обеспечению безопасного ведения работ, руководство предприятия должно ввести ее для исполнения машинистами трубоукладчиков как производственную. В тех случаях, когда инструкция не полностью отражает особенности обеспечения безопасного производства работ, условия эксплуатации и ведения надзора за трубоукладчиками на данном предприятии, владелец трубоукладчика обязан составить и утвердить дополнения к настоящей инструкции.

Принятую производственную инструкцию, утвержденную главным инженером, администрация обязана выдать под расписку каждому машинисту трубоукладчика и установить контроль за ее исполнением.

1.4. К самостоятельному управлению трубоукладчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по программе, утвержденной Госкомитетом при Совете Министров СССР по профтехобразованию или Главленинградстроем, аттестованные квалификационной комиссией при Учебном комбинате, назначенной по приказу ГЛС, прошедшие практическую стажировку под руководством опытного машиниста и получившие удостоверения на право управления трубоукладчиком.

К удостоверению должен быть приложен талон предупреждений, без которого удостоверение недействительно.

1.5. Вновь поступающие машинисты могут быть допущены к работе только после прохождения ими:

вводного (общего) инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии и оказанию доврачебной помощи;

первичного инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности непосредственно на рабочем месте, который должен проводиться также при каждом переходе па другую работу.

Повторный инструктаж приводится для всех машинистов не реже 1 раза в 3 месяца.

Внеплановый инструктаж проводится:

при нарушении машинистом требований действующих норм, правил и инструкций по безопасности труда;

при изменении условий работы;

перед началом работы на территории действующего предприятия.

Проведение указанных видов инструктажа регистрируется в журнале по установленной форме.

1.6. Допуск машиниста трубоукладчика к самостоятельной работе оформляется приказом администрации по предприятию, в ведении которого находится трубоукладчик.

1.7. Администрация предприятия проводит повторную проверку знаний машинистов трубоукладчиков квалификационной комиссией при Учебном комбинате Главленинградстроя:

периодически - не реже одного раза в 12 месяцев;

при переходе с другого предприятия;

по требованию лиц, осуществляющих надзор;

после трех однозначных проколов в талоне предупреждений.

1.8. После перерыва в работе по специальности более одного года машинист трубоукладчика должен пройти проверку знаний в комиссии при Учебном комбинате Главленинградстроя и в случае удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

1.9. При переводе машиниста с трубоукладчика одной марки на трубоукладчик другой марки администрация предприятия (владелец) обязана ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания такого трубоукладчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки комиссией практических навыков это лицо может быть допущено к самостоятельной работе.

1.10. Администрация предприятия должна создать условия, позволяющие выполнить требования настоящей инструкции, в частности:

Заказчик трубоукладчика обязан:

1.10.1. Для обслуживания трубоукладчика назначить обученных и в установленном порядке аттестованных стропальщиков.

1.10.2. Ознакомить машиниста трубоукладчика и стропальщиков (под расписку) с проектом производства работ или технологической картой строительно-монтажных работ, согласованными с владельцем трубоукладчика.

1.10.3. Обеспечить машиниста таблицами массы поднимаемых трубоукладчиком грузов, графическими изображениями правильных способов строповки этих грузов.

1.10.4. Направляя машиниста на участок работы, на бланке сменного рапорта указать фамилию того лица, которое будет отвечать за безопасное производство работ трубоукладчиком.

1.10.5. Выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра трубоукладчика и приемки его от сменщика - 20 мин.

1.10.6. Установить порядок обмена условными сигналами между стропальщиками и машинистом трубоукладчика (рекомендуемую знаковую сигнализацию см. в Приложении 3); допускается сигнализация голосом.

Владелец трубоукладчика обязан:

1.10.7. Содержать в исправном состоянии трубоукладчик, съемные грузозахватные приспособления и проводить в установленные сроки их технические освидетельствования.

1.10.8. Выполнять графики планово-предупредительных ремонтов.

1.10.9. Обеспечить машиниста производственной инструкцией.

1.10.10. Обеспечить машиниста спецодеждой по норме.

1.10.11. Перед допуском к самостоятельной работе познакомить машиниста с должностными лицами предприятия, которым он будет подчинен по службе (ответственным за исправное состояние трубоукладчика, ответственным по надзору).

1.11. Машинист не имеет права выполнять распоряжения, противоречащие инструкции, от кого бы они ни исходили, и не освобождается от ответственности, если инструкция была им нарушена.

1.12. Машинист трубоукладчика отвечает за действия прикрепленного к нему стажера, ученика или помощника и контролирует работу стропальщика. Указания машиниста, касающиеся строповки груза, обязательны для стропальщика.

Разногласия между машинистом и стропальщиком регулируются инженерно-техническим работником, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов на участке, где работает трубоукладчик.

 

2. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА

 

2.1. Машинист, допущенный к самостоятельной работе, должен знать:

2.1.1. Производственную инструкцию.

2.1.2. Паспортные данные, в частности: грузоподъемность на разных вылетах стрелы; минимальную температуру воздуха; предельный крен трубоукладчика, при которых разрешается его работа.

2.1.3. Устройство трубоукладчика и приборов безопасности, установленных на нем.

2.1.4. Инструкцию по эксплуатации трубоукладчика, включая правила управления им, правила ежесменных осмотров и технического обслуживания, а также ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых при эксплуатации трубоукладчика.

2.1.5. Факторы, влияющие на устойчивость трубоукладчика, и причины потери устойчивости.

2.1.6. Проект производства работ или технологическую карту на строительно-монтажные работы в части, его касающейся.

2.1.7. Правила определения пригодности к работе канатов (Приложение 1) и съемных грузозахватных приспособлений.

2.1.8. Правила строповки грузов.

2.1.9. Правила безопасного передвижения трубоукладчика.

2.1.10. Установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиком (Приложение 3).

2.1.11. Порядок выполнения работ трубоукладчиком в особых условиях, в том числе:

вблизи линий электропередачи;

при установке трубоукладчика вблизи откоса котлованов или траншей;

при подъеме груза двумя или несколькими трубоукладчиками.

2.1.12. "Правила движения транспорта".

2.1.13. Правила оказания первой помощи при несчастных случаях и приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение.

2.1.14. Правила внутреннего распорядка предприятия, на котором работает трубоукладчик.

2.2. Машинист, допущенный к самостоятельной работе, должен уметь:

2.2.1. Уверенно и безошибочно управлять трубоукладчиком во время его работы и передвижения.

2.2.2. Выполнять работы, входящие в перечень ежесменного технического обслуживания трубоукладчика.

2.2.3. Определять пригодность грузозахватных приспособлений.

2.2.4. Определять (ориентировочно) массу груза по его геометрическим размерам.

2.2.5. Вести ежесменно вахтенный журнал машиниста трубоукладчика и заполнять сменные рапорты.

2.3. Машинист трубоукладчика подчиняется:

инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии; этот инженерно-технический работник является непосредственным начальником машиниста;

инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает трубоукладчик, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами в части, касающейся выполнения правил внутреннего распорядка, сменных заданий и правил безопасности при перемещении грузов трубоукладчиком;

инженерно-техническому работнику, назначенному ответственным по надзору за грузоподъемными машинами в части, касающейся содержания трубоукладчика в исправном состоянии и соблюдения правил безопасности при его эксплуатации.

2.4. Машинист при обслуживании трубоукладчика и его эксплуатации должен руководствоваться указаниями инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

2.5. Во время работы машинист должен носить спецодежду установленного образца, соответствующего размера и головной убор, закрывающий волосы; работать в незастегнутой или порванной спецодежде запрещается.

2.6. Во время работы машинист не должен отвлекаться от исполнения своих обязанностей посторонними разговорами, принимать пищу и т.д.

2.7. Машинисту запрещается передавать управление трубоукладчиком кому-либо без разрешения своего непосредственного начальника; посторонним лицам находиться на трубоукладчике запрещается.

2.8. Если на трубоукладчике находится стажер или ученик, машинист руководит их работой и отвечает за нарушение ими указаний по управлению и обслуживанию трубоукладчика; никто из них не имеет права отлучаться с трубоукладчика без разрешения машиниста, а во время отсутствия машиниста - управлять трубоукладчиком.

2.9. Машинисту запрещается начинать работу по перемещению грузов трубоукладчиком, если:

2.9.1. Отсутствует проект производства работ или технологическая карта на производство строительно-монтажных работ.

2.9.2. Не получил на руки производственную инструкцию.

2.9.3. Отсутствует на строительной площадке таблица массы поднимаемых трубоукладчиком грузов и графическое изображение правильных способов их строповки.

2.9.4. Не получил инструктажа о безопасных способах выполнения сменного задания с записью об этом в сменном рапорте лицом, ответственным за безопасное перемещение грузов кранами с указанием фамилий и номеров удостоверений стропальщиков.

2.9.5. Обнаружил неисправность трубоукладчика или съемных грузозахватных приспособлений.

2.9.6. Освещение рабочей зоны недостаточно, а также при сильном снегопаде или тумане и в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика и перемещаемый груз.

2.9.7. Опасная зона работы трубоукладчика не обозначена хорошо видимыми флажками и предупреждающими надписями (границу опасной зоны см. в п. 4.14 настоящей инструкции).

2.9.8. Температура воздуха превосходит допустимую для данной модели трубоукладчика.

2.9.9. Уклон площадки, на которой установлен трубоукладчик, создает опасный крен трубоукладчика, т.е. превышает допустимый, указанный в паспорте завода-изготовителя.

2.9.10. Отсутствуют выделенные для работы с ним стропальщики и если они не имеют удостоверений, специальных желтых курток и защитных касок.

2.9.11. Инженерно-технический работник, назначенный ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, в распоряжение которого направлен машинист, отсутствует или не предъявил удостоверения установленной формы.

 

3. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

3.1. Перед началом работы машинист должен:

явиться к инженерно-техническому работнику, назначенному ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, фамилия которого вписана в сменный рапорт, выданный машинисту, предъявить ему свое удостоверение и сменный рапорт;

ознакомиться с проектом производства работ или технологической картой строительно-монтажных работ;

получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания.

После этого вышеуказанный инженерно-технический работник отмечает в сменном рапорте время прибытия трубоукладчика, знакомит машиниста со стропальщиками, вписывает фамилии стропальщиков и номера их удостоверений (указав, кто из них назначен старшим) и расписывается, ясно указав свою фамилию.

3.2. Машинисту запрещается самовольно устанавливать трубоукладчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи (ЛЭП) или ближе 30 м от крайнего провода ЛЭП.

Охранные зоны ЛЭП определяются двумя параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов линии на расстоянии не менее указанного в табл. 1.

 

Таблица 1

 

──────────────────────┬──────┬───────┬──────┬───────┬──────┬──────

   Напряжение линии   │1 - 20│ до 35 │ 110    220  │ 500  │ 750

 электропередачи, кВ                                 

──────────────────────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┼──────

    Расстояние, м       10    15     20    25     30    40

 

3.3. Работа трубоукладчика в охранной зоне воздушных ЛЭП возможна только при условии предварительной выдачи машинисту наряда-допуска (форму наряда-допуска см. в Приложении 2), разрешающего работу в охранной зоне ЛЭП, и при полностью снятом напряжении с ЛЭП.

В случае невозможности снятия напряжения с ЛЭП и необходимости выполнения работ в охранной зоне должны соблюдаться следующие требования:

3.3.1. Работа и перемещение трубоукладчика допускается только под руководством и непрерывным надзором лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, имеющего квалификационную группу но технике безопасности не ниже IV.

3.3.2. Расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части трубоукладчика, а также от поднимаемого груза в любом их положении, в том числе при наибольшем подъеме или вылете, до ближайшего провода, находящегося под напряжением, должно быть не менее указанного в табл. 2.

 

Таблица 2

 

─────────────────────┬─────┬──────┬────────┬──────────┬─────┬─────

  Напряжение линии   │до 1 │1 - 20│35 - 110│150 - 220 │ 330 │ 500

 электропередачи, кВ │                                 

─────────────────────┼─────┼──────┼────────┼──────────┼─────┼─────

    Расстояние, м    │ 1,5 │  2      4        5      6    9

 

3.3.3. Машинист, управляющий трубоукладчиком, должен иметь квалификационную группу по технике безопасности не ниже II.

3.3.4. Трубоукладчик должен быть заземлен при помощи переносного заземления.

3.3.5. В путевом листе ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами должен сделать запись "Установку трубоукладчика на указанном месте проверил. Работу разрешаю" и заверить эту запись подписью до подъема стрелы в рабочее положение.

3.4. Работа трубоукладчика под проводами любого напряжения, находящимися под напряжением, запрещается.

3.5. Перед пуском трубоукладчика в работу машинист должен ознакомиться с записями, ранее сделанными в вахтенном журнале, осмотреть механизмы трубоукладчика и навесное оборудование.

Если трубоукладчик находится в работе, его осмотр и операции ежесменного технического обслуживания выполняются совместно с машинистом, сдающим смену.

Примечание. Осматривать трубоукладчик можно только при остановленном двигателе и неработающих механизмах, головка стрелы для осмотра должна быть предварительно опущена в крайнее нижнее положение и надежно закреплена; все рычаги управления должны находиться в нейтральном положении. При осмотре разрешается пользоваться переносной лампой напряжением не более 36 В.

 

3.6. Во время осмотра трубоукладчика машинист должен проверить:

3.6.1. Ходовую часть, раму, металлоконструкции.

3.6.2. Состояние стрелы и ее подвески (убедиться в отсутствии трещин в местах сварки опорных кронштейнов стрелы), рамы контргруза (на шасси трактора) и блочной навески, обратив особое внимание на шарнирное соединение стрелы и рамы контргруза (пальцы шарнирных соединений должны быть надежно застопорены).

3.6.3. Крюк и крюковую подвеску, обратив особое внимание на крепление гайки хвостовика крюка, прочность крепления осей блоков. Все блоки полиспастов должны вращаться свободно - от руки, в случае заедания нужно немедленно устранить причину.

3.6.4. Целостность грузового и стрелового канатов, надежность их крепления на стреле, подвесном блоке, на барабанах лебедки и правильность их укладки в канавках.

3.6.5. Комплектность и крепление контргруза.

3.6.6. Наличие и исправность ограждений.

3.6.7. Заправку трубоукладчика горючим, водой, уровень масла в картере, наличие смазки в подшипниках и трущихся частях.

3.6.8. Наличие положенных надписей.

3.6.9. Освещение трубоукладчика.

3.7. Установив исправность и пригодность трубоукладчика к работе, машинист должен запустить двигатель, проверить его работу, опробовать вхолостую все механизмы трубоукладчика, обратив особое внимание на тормоза, приборы безопасности и систему гидропривода.

3.8. При обнаружении неполадок или неисправностей машинист совместно со сменщиком должен попытаться устранить их, выполняя только наладочные и регулировочные работы, предусмотренные инструкцией завода-изготовителя. Если устранение неисправности силами машиниста невозможно, он обязан сделать запись в вахтенном журнале и доложить о случившемся своему непосредственному начальнику. После ремонта трубоукладчика ремонтной бригадой возобновить работы с письменного разрешения ответственного за исправное состояние трубоукладчика.

3.9. Машинист не должен приступать к работе на трубоукладчике при наличии следующих неисправностей:

3.9.1. Имеются трещины и деформации в металлоконструкции трубоукладчика.

3.9.2. В элементах подвески стрелы (серьги, тяги и т.п.) обнаружены трещины, отсутствуют шплинты и ранее имевшиеся зажимы в местах крепления канатов или ослаблено их крепление.

3.9.3. Стреловой или грузовой канат имеет число обрывов проволоки или поверхностный износ, превышающий установленную норму (Приложение 1), оборванную прядь или местное повреждение.

3.9.4. Детали тормоза механизма подъема груза и контргруза стрелы имеют повреждения или переувлажнены.

3.9.5. Износ крюка в зеве превышает 10% первоначальной высоты сечения; неисправно устройство, замыкающее зев крюка; нарушено крепление крюка в обойме.

3.9.6. Неисправны или отсутствуют на трубоукладчике приборы безопасности.

3.9.7. Отсутствует ограждение механизмов.

3.9.8. Неисправны системы гидропривода, гибких шлангов, насосов, распределителя и предохранительных клапанов.

3.10. Машинист должен проверить наличие удостоверений у стропальщиков, уточнить с ними порядок подачи сигналов и совместно со стропальщиком осмотреть съемные грузозахватные приспособления, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности. Неисправные съемные грузозахватные приспособления должны быть удалены с места работ.

3.11. Установив в результате осмотра исправность трубоукладчика, пригодность его для работы, машинист делает соответствующую запись в сменном журнале.

 

4. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ТРУБОУКЛАДЧИКА

 

4.1. Во время работы трубоукладчика машинист должен:

не отвлекаться от своих прямых обязанностей;

не допускать посторонних лиц на трубоукладчик, а также передавать кому бы то ни было управление без разрешения лица, ответственного за исправное состояние трубоукладчика.

4.2. Отлучаясь с трубоукладчика, машинист обязан остановить двигатель и закрыть кабину.

4.3. Входить на трубоукладчик и сходить с него во время работы механизмов запрещается, а во время движения трубоукладчика машинист должен руководствоваться требованиями правил дорожного движения.

4.4. Прежде чем осуществить какое-либо движение трубоукладчиком, машинист обязан убедиться, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, а в опасной зоне работы трубоукладчика нет посторонних лиц (перевозить кого-либо вне кабины трубоукладчика запрещается).

4.5. Все движения трубоукладчиком машинист может начинать только по сигналу стропальщика или сигнальщика. Сигналы "Стоп!" и "Аварийная остановка работы" машинист должен выполнять немедленно, независимо от того, кто их подает.

4.6. Включение и остановку механизмов трубоукладчика машинист должен производить плавно, без рывков. Производить перевод механизмов с прямого хода на обратный, до полной остановки механизмов не разрешается, за исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.

4.7. Машинисту запрещается выводить из действия приборы безопасности.

4.8. При производстве работ трубоукладчиком в охранной зоне линий электропередачи машинисту следует руководствоваться указаниями п. 3.2 настоящей инструкции.

4.9. Передвижение трубоукладчика под линией электропередачи должно производиться только при опущенной стреле (в транспортном положении), причем перед передвижением машинист должен получить от инженерно-технического работника, назначенного ответственным за безопасное перемещение грузов кранами, подробное указание о месте и порядке переезда.

4.10. Машинист должен установить трубоукладчик на ровную горизонтальную площадку (с уклоном не более указанного в паспорте трубоукладчика) с хорошо утрамбованным грунтом (устанавливать трубоукладчик на свежеотсыпанный, неутрамбованный грунт или грунт, покрытый снегом или льдом, запрещается).

4.11. Установка трубоукладчика вблизи выемок (котлована, траншеи и т.п.) разрешается при соблюдении расстояний от подошвы откоса до ближайшей опоры машины не менее указанного в табл. 3.

 

Таблица 3

 

──────────┬───────────────────────────────────────────────────────

 Глубина                    Грунт (ненасыпной)

выемок, м ├─────────────┬────────┬────────┬────────┬──────────────

          │песок, гравий│ супесь │суглинок│ глина  │сухой лессовый

          ├─────────────┴────────┴────────┴────────┴──────────────

          │ расстояние от основания откоса до ближайшей опоры, м

──────────┼─────────────┬────────┬────────┬────────┬──────────────

    1          1,5       1,25    1,0     1,0        1,0

    2          3,0       2,4     2,0     1,5        2,0

    3          4,0       3,6     3,25    1,75       2,5

    4          5,0       4,4     4,0     3,0        3,0

    5          6,0       5,3     4,75    3,5        3,5

 

При невозможности соблюдения этих расстояний в проекте производства работ или технологической карте строительно-монтажных работ по перемещению грузов трубоукладчиками должны быть предусмотрены меры по укреплению откоса.

4.12. Совместная работа по подъему и перемещению груза двумя или несколькими трубоукладчиками должна осуществляться в соответствии с проектом производства работ или технологической картой. Работа должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или специально назначенного инженерно-технического работника.

При этом нагрузка, приходящаяся на каждый трубоукладчик, не должна превышать его грузоподъемности.

4.13. Машинист обязан строго выполнять технологическую последовательность работ трубоукладчиком, определенную проектом производства работ (или технологической картой), обратив особое внимание на то, чтобы маршруты перемещаемого груза были безопасны для людей. Запрещается производить подъем и перемещение груза при нахождении людей как под грузом, так и в опасной зоне работы трубоукладчика.

4.14. Граница опасной зоны определяется расстоянием по горизонтали от места возможного падения стрелы или груза при его перемещении трубоукладчиком. Это расстояние при максимальной высоте подъема груза должно быть не менее 7 м.

Граница опасной зоны должна быть обозначена до начала работы хорошо видимыми знаками.

4.15. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз расположен на высоте не более 1 м от уровня площадки, на которой стоит стропальщик.

4.16. При подъеме и перемещении груза трубоукладчиком машинист должен руководствоваться следующим:

4.16.1. Производить подъем и перемещение груза только по сигналу стропальщика или сигнальщика. Если сигнал подается неправильно, вопреки принятой инструкции, то машинист не должен по такому сигналу производить работу.

4.16.2. При подъеме и опускании груза в автомашины или прицепы к ним работа трубоукладчика разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем машинист должен предварительно убедиться.

4.16.3. Груз можно поднимать только при вертикальном положении крюка и грузового полиспаста.

4.16.4. Строго следить за соответствием вылета стрелы и массой поднимаемого груза, не допуская подъема груза, превышающего грузоподъемность для данного вылета.

4.16.5. При подъеме груза, по массе близкого к предельной грузоподъемности для данного вылета стрелы, необходимо предварительно поднять его на высоту не более 20 - 30 см, чтобы убедиться в устойчивости трубоукладчика и исправности действия тормозов, правильности строповки, и только после этого производить его подъем на нужную высоту.

4.16.6. Перед началом каждого движения трубоукладчиком машинист должен подавать звуковой предупредительный сигнал.

4.16.7. Если строповка оказалась неудачной, машинист должен немедленно опустить груз на место и потребовать его перестроповки. Запрещается поправлять строповку груза, висящего на крюке трубоукладчика. Расстроповку груза производить по сигналу стропальщика.

4.16.8. Перед началом горизонтального перемещения груза машинист должен поднять его на 0,5 м выше находящихся на пути груза предметов и убедиться, что на пути перемещения груза нет людей.

4.16.9. При необходимости сопровождения груза стропальщик должен удерживать его специальными оттяжками или крючьями; при этом машинист должен следить, чтобы стропальщик находился с внешней стороны от груза (со стороны, противоположной перемещению). Машинисту запрещается поднимать груз, удерживаемый руками, с находящимися на нем людьми или выравниваемый весом людей. Если стропальщик не может сопровождать груз по время его перемещения, машинист должен лично следить за перемещаемым грузом.

4.16.10. Машинист должен следить за тем, чтобы стропальщик не оттягивал груз во время его подъема, перемещения и опускания, не поправлял стропы на весу.

4.16.11. Подъем и перемещение мелкоштучных грузов разрешается только в специально предназначенной для этого таре, испытанной на прочность; уложенный груз должен находиться ниже уровня бортов тары на 10 см.

4.16.12. Машинист не должен поднимать конструктивные элементы за петли, прочность которых вызывает сомнение, или если крюки стропов не входят в петли (выход петель менее 70 мм).

4.16.13. Опускать стрелу или груз машинист обязан на режиме двигателя. Опускание стрелы или груза только посредством ручного размыкания тормоза категорически запрещается.

4.16.14. Совмещать рабочие операции машинисту трубоукладчика запрещается.

4.16.15. Подъем и перемещение грузов разрешается только при устойчивом положении трубоукладчика.

Устойчивость трубоукладчика при подъеме и опускании грузов обеспечивается контргрузами. Поэтому машинист обязан откидывать контргруз как при опускании трубопровода, так и при возможной опасности опрокидывания трубоукладчика. После окончания укладки участка трубопровода контргруз необходимо сразу же подтянуть - раму контргруза установить в вертикальное положение.

4.16.16. Машинисту запрещается перемещать трубоукладчик без груза с откинутым контргрузом.

4.16.17. При перерывах в работе (обед и пр.) машинист обязан освободить крюк трубоукладчика от груза. При совмещенном способе производства изоляционно-укладочных работ или при сопровождении очистной или изоляционной машин разрешается оставлять крюк под нагрузкой, при этом обязательно следует проверить надежность фиксации рычага тормоза барабана подъема груза.

4.16.18. В связи с большой нагрузкой на нижние опорные катки гусеничного хода массы навесного оборудования и контргруза, а также с заменой рессор на жесткую балку машинисту не рекомендуется перемещать трубоукладчик на большое расстояние своим ходом. Надо избегать также передвижения трубоукладчика задним ходом с грузом, так как у машиниста ухудшается обзор места производства работ.

4.16.19. Перемещать трубоукладчик по территории строительной площадки или вдоль трассы трубоукладчика с грузом на крюке машинисту разрешается при условии, что масса транспортируемого груза не превышает 50% установленной грузоподъемности трубоукладчика при максимальном вылете стрелы.

Перед перемещением трубоукладчика с грузом на крюке стрела должна быть установлена в положение, соответствующее минимальному вылету, а груз поднят на высоту не менее 0,5 м над поверхностью земли; при этом перемещать трубоукладчик следует на первой передаче.

4.16.20. При опускании груза в места, находящиеся ниже уровня стоянки трубоукладчика (котлован, траншею и т.д.), машинист должен предварительно убедиться (опусканием крюка без груза) в том, что при низшем положении крюка на барабане лебедки остается не менее 1,5 витков каната.

4.16.21. При работе трубоукладчика возле стен, штабелей грузов и т.п. расстояние между ними и трубоукладчиком в любом его положении должно быть не менее 1 м.

4.16.22. При подъеме, опускании груза, находящегося вблизи стен, колонн, штабелей, машинист должен предварительно убедиться в отсутствии стропальщиков или других людей между поднимаемым грузом и указанными частями зданий, сооружений, транспортных средств или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или поднимаемым грузом за стены, колонны, вагоны и др.

4.16.23. Машинист должен внимательно следить за канатами. В случае спадания их с барабана или блоков, образования петель или обнаружения повреждений машинист обязан приостановить работу трубоукладчика.

4.17. При подъеме или перемещении грузов машинисту запрещается:

4.17.1. Производить погрузку и разгрузку грузов трубоукладчиком при отсутствии схем правильной строповки и зацепки фактически перемещаемых грузов.

4.17.2. Поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность трубоукладчика для данного вылета стрелы. Если машинист не знает массы груза, то он должен получить сведения о массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов.

4.17.3. Подтаскивать и волочить груз по земле, рельсам и лагам трубоукладчиком при наклонном положении канатов, так как это может привести к потере устойчивости трубоукладчика.

4.17.4. Поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заваленный другими грузами, залитый бетоном или закрепленный болтами, а также раскачивать груз с целью отрыва.

4.17.5. Освобождать трубоукладчиком защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (чалочные канаты, полотенца и т.д.).

4.17.6. Поднимать неправильно обвязанный груз, а также груз в таре, если последняя заполнена не по правилам техники безопасности.

4.17.7. Укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на край откоса или траншеи, если при этом он может сползти или опрокинуться.

4.17.8. Поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, поддерживаемый руками рабочих.

4.17.9. Производить погрузку (разгрузку) автомобиля, в кабине которого находятся люди; перемещать грузы над кабиной автомобиля.

4.17.10. Производить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе.

4.17.11. Опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность трубоукладчика будет меньше массы поднимаемого груза.

4.17.12. Оставлять на площадках и механизмах трубоукладчика инструменты, детали, посторонние предметы.

4.18. При укладке плети трубопровода в траншею машинист обязан выполнять следующие требования безопасности:

4.18.1. Не поднимать трубопровод выше 1 м от поверхности земли.

4.18.2. Не допускать рывков при подъеме и опускании трубопровода.

4.18.3. Следить за тем, чтобы изолированная часть трубопровода опускалась на дно траншеи, не задевая ее стенок.

4.18.4. При наложении полотенца на трубопровод выполнять сигналы стропальщика и не допускать преждевременного натяжения грузовых канатов.

4.18.5. Во время опускания плети в траншею машинисты трубоукладчиков должны работать согласованно. При выходе из строя одного из трубоукладчиков трубопровод должен быть немедленно опущен на землю.

4.18.6. При опускании трубопровода не допускать нахождения людей под поднятой и перемещаемой плетью, между траншеей и трубопроводом, в зоне возможного падения стрелы.

4.19. Машинист обязан опустить груз, прекратить работу трубоукладчика и немедленно сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов, и механику в случае возникновения неисправностей, указанных в п. 3.7, а также если:

произойдет поломка механизмов или металлических конструкций трубоукладчика;

закручиваются канаты грузового крюка.

 

5. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

 

5.1. После окончания работы машинист трубоукладчика обязан:

освободить крюк трубоукладчика от груза;

переместить трубоукладчик в указанное для стоянки место;

заглушить двигатель;

тщательно осмотреть трубоукладчик, обтереть двигатель и все механизмы трубоукладчика;

в холодное время года слить воду из радиатора и всей системы охлаждения.

5.2. Закончив установку и уборку трубоукладчика, необходимо сделать запись в сменном журнале о замеченных во время работы неисправностях и предупредить при этом машиниста, принимающего смену, а при односменной работе - механика или лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию трубоукладчика.

 

6. ПРАВИЛА ТРАНСПОРТИРОВКИ ТРУБОУКЛАДЧИКА

 

6.1. Перемещать трубоукладчик своим ходом по дорогам с твердым покрытием (булыжным, асфальтовым и т.п.) запрещается.

6.2. На большие расстояния трубоукладчик следует перевозить на трейлерах.

6.3. При перевозке трубоукладчика на трейлере машинист должен убедиться, что грузоподъемность и размеры трейлера соответствуют массе и размерам трубоукладчика. Перед въездом на трейлер трубоукладчик должен быть очищен от грязи и снега. При въезде и съезде с него машинист должен выполнять все указания бригадира такелажников, обслуживающих трейлер.

6.4. Перед въездом на трейлер машинист должен:

внимательно осмотреть трубоукладчик;

проверить техническое состояние ходовой части и надежность тормозов, натяжение гусениц и при необходимости отрегулировать их, запустить двигатель и проверить его работу, включив ходовой механизм;

предварительно демонтировать стрелу и контргруз (если это предусмотрено инструкцией завода-изготовителя).

6.5. Въезд на трейлер разрешается только по исправным сходням, входящим в комплект трейлера.

Перед погрузкой или разгрузкой трейлер должен быть установлен на горизонтальной площадке и надежно заторможен. Во избежание смещения под колеса трейлера должны быть установлены деревянные клинья.

6.6. Если во время въезда внезапно заглохнет двигатель, машинист должен спустить трубоукладчик на тормозах, после чего вновь запустить двигатель. Машинисту запрещается запускать двигатель трубоукладчика, остановившегося на сходнях.

6.7. Развороты трубоукладчика на площадке трейлера и на сходнях запрещаются.

6.8. Погруженный на трейлер трубоукладчик следует надежно закрепить растяжками из проволоки диаметром 5 - 6 мм (по 2 - 3 нитки каждая), под гусеницы следует подложить и укрепить брусья или шпалы.

6.9. Во время въезда на трейлер или съезда с него на трубоукладчике должен находиться и управлять им только машинист. После установки и закрепления трубоукладчика на трейлере машинист должен проверить надежность креплений, закрыть кабину и сойти с трейлера.

6.10. Во время транспортировки трубоукладчика запрещается кому-либо находиться на платформе трейлера, а также на самом трубоукладчике.

 

7. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ВО ВРЕМЯ РЕМОНТА ТРУБОУКЛАДЧИКА

 

7.1. Машинист отвечает за правильное обслуживание трубоукладчика, при этом он должен:

содержать механизмы и оборудование в чистоте и исправности;

своевременно производить смазку всех трущихся механизмов трубоукладчика и канатов согласно указаниям инструкции завода-изготовителя;

смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытой металлической емкости; использованный обтирочный материал удалять с трубоукладчика;

следить, чтобы на трубоукладчике инструменты хранились в специально отведенных для них местах.

7.2. Если техническое обслуживание или ремонт крана выполняется бригадой ППР, машинист обязан участвовать в работе.

7.3. Трубоукладчик выводится в ремонт распоряжением непосредственного начальника машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть соответствующая запись с указанием времени, места проведения ремонта и его объема.

7.4. Трубоукладчик, находящийся в ремонте, запрещается использовать для выполнения каких-либо работ по подъему и перемещению грузов.

7.5. Все ремонтные работы, как правило, должны выполняться при заглушенном двигателе. Если по ходу ремонта для выполнения регулировок необходимо произвести какие-либо движения элементов трубоукладчика, машинист может включить регулировочные рычаги только по сигналам лица, непосредственно занятого регулировкой механизмов трубоукладчика.

7.6. При выполнении ремонта машинисту запрещается вносить какие-либо изменения в конструкцию узлов и деталей трубоукладчика.

7.7. Машинисту категорически запрещается без разрешения своего непосредственного начальника выполнять на трубоукладчике какие-либо газо- или электросварочные работы.

7.8. Если после ремонта трубоукладчик необходимо испытать на статические и динамические нагрузки и провести техническое освидетельствование, то возобновление работы трубоукладчика разрешается только после письменного разрешения непосредственного начальника, который должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.

7.9. Отремонтированный трубоукладчик может быть допущен к работе только с разрешения непосредственного начальника машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть сделана соответствующая запись.

 

8. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

 

8.1. Если во время работы трубоукладчика произошел несчастный случай, машинист обязан оказать помощь пострадавшему, доложить о случившемся своему непосредственному начальнику и инженерно-техническому работнику, назначенному ответственным за безопасное производство работ на участке, где трубоукладчик работал, и принять необходимые меры для сохранения обстановки несчастного случая.

8.2. Во избежание пожара машинист должен выполнять следующие основные правила:

8.2.1. Следить за чистотой двигателя и его картера, не допускать скопления на них грязи, смешанной с бензином, дизельным топливом или маслом.

8.2.2. Содержать в исправности топливопроводы, карбюратор (пускового двигателя) и топливные баки.

8.2.3. Во время заправки трубоукладчика горючим и возле заправочной машины курить и пользоваться открытым огнем запрещается.

Обтирочный материал после употребления складывать в металлический ящик с крышкой.

8.2.4. Для облегчения пуска двигателя в зимний период масло перед заливкой необходимо подогреть до 60 - 70 °C, а в систему охлаждения наливать горячую воду не ниже 70 °C. Подогревать картер или отдельные части двигателя открытым огнем (паяльной лампой, факелом и т.п.) запрещается.

8.2.5. Промасленные или пропитанные бензином обтирочные материалы можно сжигать только на расстоянии не менее 50 м от места стоянки трубоукладчика.

8.3. Если на трубоукладчике возник пожар, машинист обязан организовать вызов пожарной команды и приступить к тушению пожара имеющимися на трубоукладчике средствами.

 

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАШИНИСТА

 

Машинист трубоукладчика несет материальную, дисциплинарную и уголовную ответственность за нарушение указаний, изложенных в настоящей инструкции.

 

 

 

Марка машины _________                      Заводской N __________

 

                  ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУБОУКЛАДЧИКА

 

Грузоподъемность, т:

    при минимальном вылете стрелы ________________________________

    при максимальном вылете стрелы _______________________________

Вылет стрелы, м:

    максимальный ____________________

    минимальный _____________________

Высота подъема крюка, м:

    при минимальном вылете ________________________

    при максимальном вылете _______________________

Скорость подъема (опускания) груза, м/с __________________________

Скорость передвижения трубоукладчика, км/ч:

    с грузом ______________________

    без груза _____________________

Диаметр канатов, мм ___________________________

Масса трубоукладчика (без груза), кг _______________________

 

    Начальник участка УМ _________________________________________

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

в качестве производственной

инструкции с дополнениями

Главный инженер _____________

" " ______________ 197__ г.

 

Дополнения

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

 

1. Браковка находящихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.

Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. 1 и рисунка.

 

Таблица 1

 

Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната,

при котором канат должен быть забракован

 

───────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────

Конструкция│6 x 19 + 1 ос │6 x 37 + 1 ос │6 x 61 + 1 ос │18 x 19 + 1 ос

  каната                                            

───────────┼────┬────┬────┼────┬────┬────┼────┬────┬────┼────┬────┬────

 Перво-    │до 6│свы-│свы-│до 6│свы-│свы-│до 6│свы-│свы-│до 6│свы-│свы-

начальный      │ше 6│ше 7│    │ше 6│ше 7│    │ше 6│ше 7│    │ше 6│ше 7

диаметр, мм    │до 7│        │до 7│        │до 7│        │до 7│

 Число     │ 12 │ 14 │ 16 │ 22 │ 26 │ 30 │ 36 │ 38 │ 40 │ 36 │ 38 │ 40

обрывов                                               

проволок                                             

на длине                                              

одного шага│                                           

крестовой                                             

свивки                                                

каната                                                

 То же,    │ 6  │ 7  │ 8  │ 11 │ 13 │ 15 │ 18 │ 19 │ 20 │ 18 │ 19 │ 20

односторон-│                                           

ней свивки │                                           

 

Примечание. ос - органический сердечник.

 



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2018