Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Введен в действие

Постановлением Госстандарта СССР

от 11 декабря 1978 г. N 3286

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

 

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

 

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Occupational safety standards system.

Fire engineering. Safety requirements

 

ГОСТ 12.2.037-78*

 

Группа Т58

 

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 11 декабря 1978 г. N 3286 срок введения установлен с 01.01.1980.

Проверен в 1984 г. Постановлением Госстандарта от 10.10.1984 N 3553 срок действия продлен до 01.01.1990.

Переиздание (март 1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в октябре 1984 г. (ИУС 1-85).

 

Настоящий стандарт распространяется на пожарную технику и устанавливает требования безопасности к ней и к контролю их выполнения.

Стандарт не распространяется на:

установки пожаротушения и средства пожарной и охранно-пожарной сигнализации и связи;

средства индивидуальной защиты;

пожарные поезда, суда, вертолеты и самолеты.

 

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. Общие требования

1.1.1. Пожарная техника должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74, ГОСТ 12.4.009-83 и настоящего стандарта.

1.1.2. Требования безопасности к пожарной технике конкретного вида должны быть установлены в стандартах или технических условиях, а также в инструкциях по эксплуатации на эти виды пожарной техники.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.1.3. (Исключен, Изм. N 1).

1.1.4. Соответствие пожарной техники требованиям безопасности следует проверять при приемочных и квалификационных испытаниях по ГОСТ 15.001-88.

1.1.5. Методы испытаний - по стандартам или техническим условиям на пожарную технику конкретного вида.

1.1.6. В местах проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки "Осторожно! Прочие опасности" по ГОСТ 12.4.026-76 и поясняющая надпись "Идут испытания", а на рабочих местах испытателей - вывешены инструкции и правила безопасности.

1.1.5, 1.1.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Требования безопасности к пожарным машинам

1.2.1. Конструкция и компоновка пожарных машин, монтируемых на колесном или гусеничном шасси, не должна снижать показателей безопасности базовой машины.

1.2.2. Устройство пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения, при техническом обслуживании и ремонте. Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.

1.2.3. Число внешних световых приборов общего назначения пожарных автомобилей, тракторов и прицепов, цвет и расположение - по ГОСТ 8769-75.

Число и цвет проблесковых маячков пожарных автомобилей - по ГОСТ 21392-75.

Внешние специальные осветительные фонари - по стандартам или техническим условиям на пожарные машины конкретных типов.

1.2.4. Сигнально-информативная окраска пожарных автомобилей, тракторов и прицепов должна соответствовать требованиям ГОСТ 21392-75 со следующим дополнением: выступающие и перемещающиеся части, представляющие опасность при обслуживании, должны быть окрашены полосами чередующихся красного и белого цветов с соотношением ширины 1:1 и в соответствии с нормативно-технической документацией на цветографические схемы.

Наружная окраска защитных кожухов агрегатов должна соответствовать цвету интерьера мест их установки. Внутренняя окраска кожухов должна иметь сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.

1.2.5. Специальный звуковой сигнал пожарных автомобилей - по ГОСТ 21392-75.

1.2.6. Конструкция кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.

1.2.7. Кабина водителя пожарных автомобилей, монтируемых на базе грузовых автомобилей, - по ГОСТ 12.2.023-76.

1.2.8. Содержание вредных примесей в кабине водителя и салоне боевого расчета не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005-76.

Примечание. Указанное требование должно выполняться при условии, что содержание вредных примесей в окружающей среде не превышает предельно допустимых концентраций.

 

1.2.9. Выхлоп отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов управления насосом, автолестницей и др.

1.2.10. Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

1.2.11. Конкретные числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 - для водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 - для другой пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида в соответствии с ГОСТ 12.1.012-78.

1.2.12. Температура поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна превышать 45 °C.

1.2.13. Двери кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

1.2.14. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

1.2.15. Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли.

В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина - не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы.

Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.

1.2.7 - 1.2.15. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.16. (Исключен, Изм. N 1).

1.2.17. Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности.

После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение.

Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка ручных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям ГОСТ 21752-76 и ГОСТ 21753-76.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.18. Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании. Пневматические приводы - по ГОСТ 12.3.001-73. Гидравлические приводы и другие гидравлические устройства - по ГОСТ 12.2.040-79.

Сосуды, работающие под давлением, должны соответствовать "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденным Госгортехнадзором СССР. Требования к гидроцилиндрам - по ГОСТ 16514-79.

1.2.19. Устройство и эксплуатация электрооборудования должны соответствовать "Правилам устройства электроустановок", "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденным Госэнергонадзором, а также "Правилам безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов", утвержденным МВД СССР.

Электрооборудование пожарных машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0-75.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.20. Пожарные автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с "Правилами дорожного движения", утвержденными МВД СССР, а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Пожарные автомобили должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами (башмаками).

1.2.21. Не допускается выполнять реконструкцию пожарного автомобиля, предусматривающую изменение количества, номенклатуры и (или) мест размещения пожарно-технического вооружения, при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации.

1.3. Требования безопасности к огнетушителям

1.3.1. Ручные и передвижные огнетушители должны:

обладать, как правило, внешними признаками, способствующими опознаванию;

обеспечивать удобство доставки к очагу пожара и быстроту приведения в действие;

обеспечивать безопасность в режиме ожидания и в режиме пожаротушения;

обеспечивать возможность автоматизации (механизации) зарядки.

1.3.2. На объектах класса ЭСИБ безыскровой и слабой электризации, на объектах классов Э1 и Э2 по ГОСТ 12.1.018-86 не допускается размещать и применять порошковые и



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2018