Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждены

Минтрансстроем СССР

29 марта 1990 года

 

ПРАВИЛА

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ СООРУЖЕНИИ МОСТОВ

 

Срок введения в действие

1 января 1992 года

 

Утверждены зам. министра транспортного строительства В.В. Алексеевым 29 марта 1990 г. и согласованы Президиумом ЦК независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей 6 июня 1990 г., Протокол N 43.01.

Внесены Всесоюзным ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом транспортного строительства Минтрансстроя СССР (ЦНИИС).

Вводятся взамен "Правил техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб", утвержденных Президиумом ЦК профсоюза рабочих ж.-д. транспорта 18 декабря 1968 г. и зам. министра транспортного строительства И. Подчуфаровым 17 декабря 1968 г.

 

Правила техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб, действующие с 1969 г., переработаны и дополнены в соответствии со СНиП III-4-80*, ГОСТами ССБТ и другими правилами и нормами по охране труда, обязательными для всех министерств и ведомств.

Настоящие Правила переработаны лабораторией охраны труда ЦНИИСа при участии Гипростроймоста.

Правила согласованы Отделом охраны труда ЦК независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, Главным научно-техническим управлением и Главным координационно-технологическим управлением строительства мостов Мннтрансстроя СССР.

Правила предназначены для специалистов мостостроительных организаций Минтрансстроя СССР.

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Правила обязательны для руководителей и специалистов, занятых проектированием и производством работ по строительству и реконструкции мостов и труб.

1.2. Правила содержат требования безопасности, распространяющиеся на строительно-монтажные работы по сооружению железнодорожных, автомобильно-дорожных, городских, пешеходных мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, акведуков, труб под насыпями дорог, а также при изготовлении сборных и монолитных бетонных и железобетонных конструкций на строительных площадках, выполняемых мостостроительными подразделениями Минтрансстроя СССР во всех строительно-климатических зонах.

Требования Правил также должны учитываться при проектировании объектов, разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР) по сооружению мостов и труб.

1.3. При проектировании и производстве указанных работ, кроме требований настоящих Правил, необходимо выполнять требования стандартов ССБТ, СНиП-4-80*, Правил Главгосэнергонадзора и Госгортехнадзора СССР, санитарных и противопожарных норм и других документов по охране труда, действующих в отрасли.

1.4. Обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда работающих необходимо проводить в соответствии с требованиями СНиП III-4-80*, ГОСТ 12.0.004-90 и Временного положения "Организация обучения работников транспортного строительства охране труда", утвержденного Минтрансстроем СССР.

1.5. Перечень профессий и должностей, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, приведен в Приложении 1 настоящих Правил.

Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, приведен в Приложении 2 настоящих Правил.

1.6. Работы с повышенной опасностью следует выполнять по наряду-допуску согласно требованиям СНиП III-4-80*.

Перечень работ, на выполнение которых выдается наряд-допуск, составленный на основе примерного перечня (Приложение 3 настоящих Правил), утверждается главным инженером подразделения.

Наряд-допуск должен быть выдан инженерно-техническим работником, уполномоченным на это приказом руководителя организации, на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случае изменения условий производства наряд-допуск закрывается и возобновление работ разрешается только после выдачи нового наряда-допуска.

1.7. Персонал, обслуживающий машины, оборудование и установки, подконтрольные органам государственного надзора (Госпроматомнадзору СССР, инспекции котлонадзора МПС, Главгосэнергонадзору Минэнерго СССР, Регистру СССР или Речному Регистру РСФСР), обучается и допускается к работе в соответствии с правилами этих органов.

При сдаче экзаменов крановщиками плавучих кранов в состав аттестационной комиссии должен входить представитель инспекции Регистра СССР или Речного Регистра РСФСР.

1.8. Организация строительной площадки, участков работ и рабочих мест должна производиться в соответствии со СНиП III-4-80* и СНиП 3.01.01-85.

1.9. На судоходных реках организация работ должна обеспечивать безопасный пропуск судов и гарантировать от навала судов на возводимые конструкции моста, вспомогательные устройства и плавучие средства.

1.10. При производстве погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ должны выполняться требования СНиП III-4-80*, ГОСТ 12.3.009-76*, ГОСТ 12.3.020-80*, Правил по технике безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС, и настоящих Правил.

При перевозках строительных грузов, кроме требований СНиП III-4-80*, в зависимости от видов транспортных средств следует соблюдать также Правила дорожного движения, утвержденные МВД СССР; Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, утвержденные МПС; Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР, утвержденные Минречфлотом РСФСР; Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Минавтотрансом РСФСР.

1.11. Эксплуатация строительных машин (механизмов, средств механизации), включая техническое обслуживание, должна осуществляться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей. Эксплуатация грузоподъемных машин, кроме того, должна производиться с учетом требований Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных МПС и Минтрансстроем СССР.

1.12. Эксплуатация электроустановок на строительной площадке должна удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.013-78, Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Главгосэнергонадзором, и СНиП III-4-80*.

При проектировании, устройстве, эксплуатации и ремонте осветительных установок рабочего, аварийного, эвакуационного и охранного освещения в производственных помещениях, а также на открытых производственных и строительных площадках необходимо соблюдать требования к источникам света, осветительным приборам, качеству освещения, контролю состояния освещения и нормы освещенности в соответствии со СНиП II-4-79, ГОСТ 12.1.046-85 и Нормами искусственного освещения при сооружении мостов, утвержденными ГКТУ строительства мостов (Приложение 4 настоящих Правил).

1.13. Эксплуатация автомобильных транспортных средств и перевозка людей на них должны осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными МВД СССР, Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными Минавтотрансом РСФСР, Инструкцией по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с транспортными средствами Министерства транспортного строительства, утвержденной Минтрансстроем СССР.

1.14. Установление работающим льготных режимов труда и отдыха производится в соответствии с нормативными документами Госкомтруда СССР, Всеобщей Конфедерации Профсоюзов и рекомендациями Минздрава СССР.

1.15. Медицинское обслуживание включает предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работающих в соответствии с приказом Минздрава СССР.

1.16. Все работающие должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с действующими нормами и Номенклатурой инвентарных зданий, сооружений и установок и их комплексов, утвержденной Госстроем СССР, и Гигиеническими требованиями по устройству и оборудованию санитарно-бытовых помещений, утвержденных Минздравом СССР.

Состояние территории, производственных и санитарно-бытовых помещений должно соответствовать требованиям СНиП 2.09.04-87 (Приложение 5 настоящих Правил).

Все здания санитарно-бытового назначения должны вводиться в эксплуатацию до начала основных строительно-монтажных работ.

1.17. Порядок обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, их содержания, эксплуатации и ухода за ними установлен требованиями Инструкции о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты, утвержденной Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, и Положением о порядке обеспечения рабочих и служащих Министерства транспортного строительства средствами индивидуальной защиты, их содержания, эксплуатации и ухода за ними, утвержденным Минтрансстроем СССР.

1.18. Порядок внедрения стандартов безопасности труда на предприятиях Министерства транспортного строительства СССР устанавливается в соответствии с ГОСТ 1.20-85* и Рекомендациями по внедрению стандартов ССБТ на предприятиях и в организациях Министерства транспортного строительства СССР, утвержденными Минтрансстроем СССР.

1.19. Пожарная безопасность на строительной площадке, участках работ и рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ и Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства, утвержденных ГУПО МВД СССР, а также требованиями ГОСТ 12.1.004-85.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ И РАБОЧИХ МЕСТ.

ВРЕМЕННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПУТИ.

ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ НА РАБОТУ И С РАБОТЫ

 

2.1. Планировка строительной площадки, расположение постоянных и временных дорог, сетей энергоснабжения, водоснабжения, кранов, механизированных установок, оборудования, складских площадок, санитарно-бытовых помещений и других устройств должны соответствовать строительному генеральному плану, разработанному в составе ППР.

При организации строительной площадки, размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для работающих устанавливаются опасные для нахождения людей зоны, огражденные согласно требованиям СНиП III-4-80*, ГОСТ 12.4.059-89 и ГОСТ 23407-78.

2.2. На строительных площадках в местах прохождения людей через котлованы, траншеи, канавы (глубиной более 1 м), а также на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20° должны быть обеспечены проходы (переходы) с устройством мостиков и установкой стремянок или лестниц.

2.3. На территории строительной площадки должны быть установлены указатели проездов, проходов и переходов. У оборудования, машин и механизмов, на подъездных рельсовых путях, автомобильных дорогах и в других опасных местах должны быть вывешены хорошо видимые, а в темное время освещенные знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026-76*.

2.4. Регулирование движения на строительной площадке должно производиться дорожными знаками по ГОСТ 10807-78* и ГОСТ 23457-86. Дорожные знаки должны быть хорошо видны в светлое и темное время суток.

2.5. Устройство железнодорожных путей и переездов через пути, а также организация и эксплуатация железнодорожного хозяйства должны удовлетворять требованиям СНиП II-39-76, Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, утвержденных МПС, Инструкции по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР, утвержденной Минтрансстроем СССР и МПС, Инструкции по устройству и обслуживанию переездов и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, утвержденных МПС.

2.6. В случае нецелесообразности или невозможности использования для нужд строительства существующих и запроектированных дорог допускается устройство временных автомобильных дорог в соответствии с Инструкцией по безопасной эксплуатации временных автомобильных дорог, используемых для нужд строительства мостов (Приложение 6).

2.7. Для безопасного производства работ через водные преграды как в летний, так и в зимний периоды следует устраивать временные переправы по воде и по льду в соответствии с Инструкцией по безопасной эксплуатации временных (летних и зимних) переправ через водные преграды (по воде и по льду) (Приложение 7 настоящих Правил).

2.8. Проезды, проходы, подкрановые пути, погрузочно-разгрузочные площадки и рабочие места необходимо регулярно очищать от строительного мусора и не загромождать, в зимнее время очищать от снега и льда, дороги посыпать песком, шлаком или золой, а в летнее время поливать водой.

2.9. Территория строительной площадки, участки работ, рабочие места, проезды, проходы, дороги и склады, располагающиеся на ней, в темное время суток должны быть освещены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.

2.10. Склады должны быть обеспечены пожарной техникой согласно ГОСТ 12.4.009-83 и снабжены грозозащитными устройствами.

2.11. Складирование конструкций, материалов и оборудования на строительных площадках производится в соответствии с требованиями СНиП III-4-80* и ППР.

2.12. При складировании конструкций, оборудования и материалов должны обеспечиваться безопасные условия их транспортировки, выгрузки, хранения, последующей погрузки и учитываться последовательность их использования и монтажа согласно требованиям ГОСТ 12.3.009-76*.

2.13. Складирование материалов и конструкций должно соответствовать требованиям ГОСТ на соответствующие виды изделий. Материалы и конструкции при хранении на строительной площадке должны укладываться в следующем порядке:

металлические длинномерные элементы решетчатых ферм, балочных пролетных строений и прокатный металл (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, угловая сталь, металлический шпунт, прутки арматурной стали и др.) - в штабеля высотой до 1,5 м, шириной - в пределах досягаемости используемых кранов. Между рядами устанавливаются деревянные или железобетонные подкладки длиной не менее ширины штабеля. Нижний ряд элементов следует укладывать на подкладки или бревна, опиленные с двух сторон;

металлические балочные пролетные строения и инвентарные металлические пакеты длиной до 16 м (при проектном количестве болтов в узлах соединений элементов, а также верхних и нижних продольных связей между главными балками) - в штабеля высотой до 2 м с подкладками и прокладками; ширина штабеля - в пределах досягаемости кранов;

железобетонные конструкции и их элементы - на деревянные подкладки монтажными петлями кверху и маркой в наружную сторону штабеля; при укладке в несколько ярусов прокладки располагаются по вертикали одна над другой в одном уровне по длине элементов; опирание элементов должно быть такое, чтобы не вызвать перенапряжения в их сечениях; при складировании необходимо соблюдать требования к сохранности конструкций от повреждения стропами и элементами других конструкций, не допускать опирания железобетонных блоков на фиксаторы;

железобетонные бездиафрагменные балки пролетных строений, в том числе предварительно-напряженные, - только в положении "на ребро" в штабеля высотой до 2 м (но не более 2 ярусов) с подкладками и прокладками, а балки таврового сечения - с дополнительными боковыми подкосами или специальными устройствами, обеспечивающими их устойчивость; складирование в 2 яруса высотой штабеля более 2 м разрешается производить только по специальному проекту с разработкой дополнительных мероприятий по безопасности труда;

железобетонные блоки члененных по длине пролетных строений - в положении "на ребро" в один ряд с подкладками.

Складирование блоков "на плиту" в один ряд с подкладками допускается при условии применения специальных кантователей, обеспечивающих их сохранность и безопасность при транспортных и погрузочно-разгрузочных операциях;

тяжеловесные железобетонные блоки - в один ряд на подкладках, прямоугольные блоки - в штабеля высотой в 4 - 5 рядов на деревянных подкладках; фигурные блоки и звенья труб - в один ряд с подкладками. Ширина штабеля - в пределах досягаемости применяемых кранов;

железобетонные плиты проезжей части, тротуары и перильные блоки и т.п. - в штабеля высотой не более 2,5 м с подкладками и прокладками; ширина штабеля - не менее его высоты;

железобетонные ригели, одноярусные колонны и стойки опор - в штабеля высотой до 2 м с подкладками и прокладками; при этом элементы прямоугольного сечения в положении "на ребро", а ригели таврового сечения - в положении "на плиту" при условии применения специальных кантователей. Ширина штабеля - не менее его высоты;

железобетонные призматические сваи, в том числе предварительно-напряженные - в штабеля высотой не более 2,5 м и шириной не менее их высоты, с деревянными подкладками и прокладками, располагаемыми в местах монтажных петель. Головы свай укладываются в одну сторону;

железобетонные сваи-оболочки и круглые звенья труб диаметром до 2 м - в горизонтальном положении в 2 ряда, с подкладками и прокладками, подклинкой против раскатывания и концевыми упорами. Ширина штабеля - в пределах досягаемости применяемых кранов.

В вертикальном положении допускается хранить оболочки и круглые звенья труб наружным диаметром более 2 м при отношении высоты к диаметру не более 3. Звенья прямоугольных труб при ширине наименьшей стороны звена более 2 м и при отношении высоты звена к ширине наименьшей стороны менее 3;

круглый лес - в штабеля высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания; ширина штабеля - не менее его высоты. Концы прокладок между рядами бревен в штабеле должны заходить друг за друга не менее чем на 1 м;

пиломатериалы - в штабеля, высота которых при рядовой укладке не должна превышать половины ширины штабелей, а при укладке в клетки - не более ширины штабелей;

шпалы и брусья - в штабеля высотой не более 2,5 м, длиной до 10 м, шириной не менее высоты штабеля;

песок, щебень и гравий - в штабеля с крутизной откосов, соответствующей углу естественного откоса данного материала, или с ограждением подпорными стенками;

битум - под навесом в таре (плотных ящиках, бумажных мешках или бочках), исключающей его растекание, а также в специальных ямах с устройством надежного ограждения и навеса;

грунтовки и мастики, содержащие растворители, используемые для гидроизоляционных работ, составляющие эпоксидных клеев - в крытых складах с естественной вентиляцией в герметической таре;

рулонные гидроизоляционные материалы (гидростеклоизол, гидроизол, изол, бутизол, пленочный ПХВ, полиэтилен, пластикаты ПХВ, полиизобутилен и др.) - в закрытых помещениях или под навесами из невозгораемых материалов, предохраняющих от атмосферных осадков и прямого солнечного света. Пеногасители хранятся в стеклянной или металлической таре;

метизы - в ящиках; штабеля высотой не более 2 м;

баллоны со сжатыми газами - отдельно от других материалов в закрытых помещениях или под навесами, как правило, из невозгораемых материалов. Вентили газовых баллонов должны быть закрыты предохранительными колпаками. Хранение, приемка и выдача баллонов для эксплуатации без предохранительных колпаков не допускается;

кабельные барабаны - в положении "на ребро", заклиненные деревянными подкладками, препятствующими перекатыванию;

цемент - только в крытых складах, защищающих от атмосферных осадков и распыления, оборудованных пневматическими или механическими средствами его выгрузки и транспортирования. Использование временных складов должно быть в каждом отдельном случае согласовано в установленном порядке.

2.14. Погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке выполняются в соответствии с требованиями п. 1.10 настоящих Правил, а также в соответствии с ППР, технологическими картами и местными инструкциями. Работы должны выполняться под руководством специалистов, ответственных за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ.

2.15. Работающие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных (по ГОСТ 19433-81) грузов, должны проходить специальное обучение безопасным методам труда с последующей аттестацией.

При выполнении работ с грузами, близкими по массе к грузоподъемности кранов (подъемно-транспортных средств), и при работе двумя кранами необходимо выдавать наряд-допуск и проводить текущий инструктаж.

2.16. К руководству погрузочно-разгрузочными работами допускаются специалисты, прошедшие проверку знаний особенностей технологического процесса, требований безопасности труда, устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, используемого на строительной площадке, пожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с их должностными обязанностями и в порядке, установленном Котлонадзором МПС.

2.17. При расположении погрузочно-разгрузочных площадок около железнодорожных путей дополнительно к требованиям, изложенным в пп. 2.4 - 2.5 настоящих Правил, устанавливаются знаки согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог СССР, а при использовании водного транспорта - принятые на водном транспорте в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР, утвержденными Министерством речного флота РСФСР.

2.18. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом с помощью подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.

Поднимать и перемещать грузы вручную следует при соблюдении действующих предельных норм переноски грузов.

2.19. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке с подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием.

2.20. Строповку грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует производить в соответствии с требованиями рабочей документации и Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных МПС и Минтрансстроем, инвентарными стропами или специальными грузозахватными устройствами. Способы строповки должны исключать возможность падения груза. Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены на грузе.

2.21. Перед подъемом и перемещением грузов должны быть проверены устойчивость грузов и правильность их строповки. Стропы, чалочные канаты (цепи) должны быть равномерно наложены на поднимаемый груз, не должны иметь узлов и петель. Острые ребра грузов следует закрывать прокладками, предохраняющими стропы, канаты и цепи от повреждения.

2.22. Строповка металлических, железобетонных и других мостовых конструкций должна осуществляться по специально разработанным в ППР схемам под руководством специалиста, ответственного за безопасное проведение работ.

Строповка производится за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.

При погрузке и разгрузке мостовых металлических конструкций запрещается строповка за планки и диагонали соединительной решетки элементов.

Строповка груза массой более 25 т за строповочные петли не допускается.

2.23. Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при производстве погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках, должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003-74* и Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

2.24. Производство погрузочно-разгрузочных работ с использованием подъемно-транспортных средств непосредственно под проводами действующих воздушных линий электропередачи осуществляется при соблюдении требований ППР, разработанных с учетом ГОСТ 12.1.013-78.

2.25. Границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливаются в соответствии с требованиями СНиП III-4-80*.

2.26. При погрузке конструкций на железнодорожный подвижной состав следует соблюдать требования Технических условий погрузки и крепления грузов, утвержденных МПС.

2.27. При перевозке конструкций автомобильным транспортом необходимо соблюдать требования Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, утвержденной МВД СССР.

2.28. Расстроповку элементов конструкций, погруженных на подвижной состав, следует производить только после надежного закрепления элементов на нем и проверки их устойчивости. Нельзя подниматься на погруженные конструкции прежде чем они будут закреплены.

2.29. При погрузке и выгрузке блоков, тяжелых элементов, конструкций на автомобили не следует перемещать их над кабиной. Водителю и другим лицам не разрешается в это время находиться в кабине автомобиля.

2.30. При погрузке и разгрузке железобетонных конструкций необходимо соблюдать дополнительные требования:

перед погрузкой (разгрузкой) монтажные петли и строповочные устройства очистить от раствора или бетона и тщательно осмотреть;

не допускать выправку и использование для строповки погнутых и сплющенных петель;

опирание блоков пролетных строений при погрузке на транспортные средства производить в местах, предусмотренных ППР.

2.31. Погрузку катучих грузов (барабанов с кабелем и тросами, колец, труб и т.п.) на транспортные средства и разгрузку с них следует производить механизированным способом либо средствами малой механизации с помощью наклонных плоскостей или слег с торможением канатами. При этом рабочие должны находиться сбоку от перемещаемых грузов.

2.32. Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и крановых рельсовых путей, должны быть расположены в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и требованиями ГОСТ 9238-83.

При высоте штабеля до 1,2 м грузы должны находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2 м, а при большей высоте - не ближе 2,5 м. Располагать грузы внутри рельсовой колеи и в междупутье не разрешается.

2.33. При разгрузке грузов из железнодорожного подвижного состава следует соблюдать следующие требования:

до начала разгрузки под вагонные скаты (колеса) установить тормозные башмаки;

проверить устойчивость грузов на подвижном составе и в зависимости от этого определить способ разгрузки с соблюдением надлежащих мер безопасности;

перед началом разгрузки руководитель работ обязан убедиться в отсутствии людей на пути перемещения груза;

при открывании люков полувагонов, хопперов, дверей вагонов и бортов платформы находиться в зоне возможного падения груза, а также вблизи бортов и люков не разрешается. При разгрузке сыпучих грузов люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работающим находиться на безопасном расстоянии, а при разгрузке с повышенных путей, расположенных на высоте 2,5 м, - со специальных мостиков;

при одновременной разгрузке нескольких платформ леса разгрузка должна производиться через одну платформу или платформы должны быть поставлены на расстоянии 5 м друг от друга.

2.34. При подъеме и перемещении грузов вручную необходимо соблюдать требования п. 2.18 с учетом следующих условий:

перемещение, кантовка тяжелых штучных грузов, ящиков с грузами должны производиться только с помощью ломов, домкратов, лебедок, катков и другого такелажного оборудования;

переноска рабочими балок, рельсов, труб большого диаметра, брусьев, бревен и других длинномерных материалов допускается только с помощью специальных приспособлений, а переноска шпал, пропитанных креозотом, - с помощью шпалоносок;

газовые баллоны разрешается перемещать только на специальных тележках, не допуская ударов и толчков;

переноска бутылей с кислотой, а также различных материалов в стеклянной таре разрешается только в корзинах и обязательно двумя лицами, без ударов и толчков. Подъем этих грузов на высоту производится в специальных контейнерах, не разрешается подъем их вручную.

2.35. Перевозка людей на автомобильных транспортных средствах, специально предназначенных для этой цели, должна осуществляться с соблюдением требований Правил дорожного движения, утвержденных МВД, и Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с транспортными средствами Министерства транспортного строительства, утвержденной Минтрансстроем СССР.

В путевом листе делается отметка "Водитель проинструктирован о правилах перевозки людей".

2.36. Перед выездом из гаража с водителем должен быть проведен инструктаж лицом, ответственным за эксплуатацию транспортных средств.

2.37. Грузовые бортовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны быть оборудованы:

скамьями, надежно прикрепленными к кузову на 15 см ниже верхней кромки борта;

задней скамьей и расположенными вдоль бортов сиденьями, имеющими прочные спинки высотой не менее 30 см;

бортовыми запорами, надежно закрепленными с помощью специальных приспособлений;

тентом для защиты людей от ветра и атмосферных осадков, лесенкой для их посадки и высадки;

освещением в темное время мест посадки и высадки людей;

надписями "В кузове не стоять!", "На бортах не сидеть!", прикрепленными к стенке кабины, обращенной к кузову автомобиля;

огнетушителями углекислотными;

аптечками;

звуковой или световой сигнализацией между кабиной и кузовом, табличкой "Люди".

2.38. Число перевозимых людей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

2.39. Скорость движения автомобилей с людьми во всех случаях не должна превышать 60 км/ч, в трудных дорожных условиях - 30 км/ч, в пределах стройплощадки на прямых участках - 10 км/ч, на поворотах - 5 км/ч.

 

3. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ

 

3.1. Группы по электробезопасности дежурного электротехнического персонала, обслуживающего электроустановки на строительных площадках, должны быть:

не ниже V - для лица, ответственного за электрохозяйство, и для лиц, обслуживающих установки напряжением более 1000 В;

не ниже IV - для лиц, обслуживающих установки напряжением до 1000 В.

Требования к квалификации персонала изложены в Приложении 8 настоящих Правил.

3.2. Электробезопасность на строительно-монтажной площадке должна обеспечиваться соблюдением требований ГОСТ 12.1.013-78 и СНиП III-4-80*.

Устройство, размещение и эксплуатация электроустановок должны соответствовать требованиям действующих Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Главгосэнергонадзором, и настоящих Правил.

3.3. Средства защиты, применяемые при обслуживании электроустановок и на строительно-монтажных работах, должны подвергаться испытаниям в сроки, предусмотренные Приложением 9.

3.4. При выполнении электросварочных работ и обслуживании электроустановок следует соблюдать требования ГОСТ 12.3.003-86.

3.5. При использовании ручного электрического инструмента следует соблюдать требования ГОСТ 12.2.013-87.

3.6. Защитное заземление (зануление) металлических частей машин с электроприводом, корпусов электродвигателей, понижающих трансформаторов, пусковых аппаратов и других устройств, а также способы выполнения заземлителей в районах распространения вечномерзлых грунтов следует выполнять в соответствии с действующими Правилами устройства электроустановок и СНиП 3.05.06-85.

3.7. Рельсы кранового (подкранового) пути должны быть заземлены (занулены).

Стыки рельсов должны быть надежно соединены сваркой или приваркой перемычек, образуя непрерывную электрическую цепь. Приварку следует осуществлять на уровне нейтральной оси рельса.

3.8. При установке крана на открытом воздухе рельсы кранового пути должны быть соединены по краям двумя перемычками, одна из которых присоединяется к дополнительному заземлителю, расположенному вблизи крана.

3.9. Металлические пролетные строения на любой стадии монтажа и специальные вспомогательные металлические конструкции подлежат заземлению (занулению).

3.10. Металлические и деревянные специальные вспомогательные сооружения и устройства, металлические пирсы должны быть обеспечены грозозащитными устройствами.

3.11. Зона электропрогрева и установка для электропрогрева бетонной смеси должны иметь защитное ограждение и предупредительную световую сигнализацию, которая автоматически выключается при подаче напряжения на электроды. На ограждении должны быть установлены предупреждающие надписи и знаки безопасности.

3.12. Производить монтаж, присоединение к питающей сети установки и вести наблюдения за электропрогревом может персонал с группой по электробезопасности не ниже III.

3.13. Установка для электропрогрева должна быть оборудована аварийным выключателем для снятия напряжения при производстве работ внутри ограждения. Корпуса установки должны быть заземлены (занулены).

3.14. Трансформаторы для электропрогрева бетонной смеси независимо от напряжения на их низкой стороне должны иметь ограждение. Неизолированные токоведущие части трансформаторов и электроустановок распределительных щитов должны быть ограждены от случайного прикосновения человека и атмосферных осадков. Возле трансформаторов и распределительных щитов необходимо укладывать на изоляторах деревянные настилы или решетки, покрытые резиновыми ковриками.

3.15. Контроль температуры бетонной смеси при электропрогреве должен осуществляться дистанционно.

3.16. Подача напряжения на электроды установки разрешается только после ухода персонала за пределы ограждения.

3.17. При использовании напряжения 127 - 220 В от системы с заземленной нейтралью ограждение участка электропрогрева должно находиться на расстоянии не менее 3 м от прогреваемой смеси с обязательным устройством световой и звуковой сигнализации и блокировки. С персоналом проводится дополнительный инструктаж.

3.18. Поливка прогреваемой бетонной смеси водой допускается только после снятия напряжения.

 

4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

 

4.1. Машины и оборудование, эксплуатируемые мостостроительным подразделением, должны иметь паспорта, инвентарные номера и быть зарегистрированы в журналах установленной формы.

4.2. Персонал, обслуживающий машину, должен руководствоваться инструкцией завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации машины.

4.3. Машины и оборудование, на которые требования Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов не распространяются (сваебойное оборудование, вибропогружатели и шпунтовыдергиватели, оборудование для сооружения столбчатых фундаментов, специальные краны и агрегаты для монтажа пролетных строений, специализированные краны общего назначения и др.), должны соответствовать в части общих технических требований ГОСТ 12.2.065-81 и Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов за исключением случаев, особо оговоренных в инструкции по эксплуатации.

Их эксплуатация должна производиться в соответствии с требованиями инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя.

4.4. Стальные канаты, такелажные приспособления, съемные грузозахватные приспособления (траверсы, стропы и т.д.) и тара должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.010-82 и Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

4.5. Установка и работа машин и оборудования в охранных зонах воздушной линии электропередачи должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.013-78 и п. 1.6 настоящих Правил только по наряду-допуску под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ (приложение 4 СНиП III-4-80*).

4.6. Металлические части машин на изолирующем (резиновом) ходу, подключенных к внешним источникам электроснабжения, а также грузоподъемные краны должны быть заземлены в соответствии с требованиями СНиП 3.05.06-86.

4.7. Перемещение и установка строительных и грузоподъемных машин на возводимых строениях или трубах (с незначительной высотой засыпки) могут быть допущены только при наличии соответствующих указаний в ППР по согласованию в необходимых случаях с проектной организацией.

4.8. Подъем грузов, имеющих массу, близкую к грузоподъемности крана для данного вылета стрелы, должен производиться в два приема: сначала на высоту 20 - 30 см (в таком положении проверяют правильность строповки и надежности действия тормоза), затем на полную высоту.

4.9. При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов, а при перемещении над конструкциями лесов - не менее чем на 1 м.

4.10. Все работы по подъему, перемещению и установке грузов (конструкций) двумя кранами следует производить в соответствии с ППР под непосредственным руководством лица, ответственного за производство работ по перемещению грузов кранами и назначенного приказом по мостостроительному подразделению.

4.11. В случае, когда обслуживаемая двумя кранами зона из кабины крановщика полностью не обозревается, для дублирования сигналов такелажнику следует назначить сигнальщика.

4.12. Суммарное отклонение грузовых полиспастов кранов от вертикали при выполнении грузоподъемных операций с учетом начального уклона и упругой просадки основания под кранами не должно превышать в любой стадии работ угла



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024