Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утвержден и введен в действие

Приказом Ростехрегулирования

от 17 декабря 2008 г. N 427-ст

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН

 

РАЗМЕРЫ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

 

ЧАСТЬ 1

 

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПРОЕМОВ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛНЫЙ ДОСТУП ЧЕЛОВЕКА К МАШИНЕ

 

Safety of machinery. Human body measurements. Part 1.

Principles for determining the dimensions required

for openings for whole body access into machinery

 

ГОСТ Р ЕН 547-1-2008

 

Группа Г07

 

ОКС 13.110

13.180

 

ОКСТУ 0012

 

Дата введения

1 января 2010 года

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

 

Сведения о стандарте

 

1. Подготовлен Открытым акционерным обществом "Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков" (ОАО "ЭНИМС") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 "Станки".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 427-ст.

4. Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 547-1:1996 "Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 1. Принципы определения размеров проемов, обеспечивающих полный доступ человека к машине" ("Safety of machinery - Human body measurements - Part 1: Principles for determining the dimensions required for openings for whole body access into machinery").

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие национальные стандарты Российской Федерации, приведенные в дополнительном Приложении С.

5. Введен впервые.

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

 

Введение

 

Настоящий стандарт разработан как гармонизированный с европейским стандартом ЕН 547-1:1996 и соответствует основным требованиям безопасности Директив Европейского Союза и связанным с ними нормами EFTA.

Настоящий стандарт является стандартом типа В в соответствии с ЕН 292-1:1991 и ЕН 1070:1998.

Основополагающим стандартом, устанавливающим принципы, которыми должен руководствоваться конструктор машины для учета эргономических факторов, является ЕН 614-1 "Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования. Часть 1. Термины, определения и общие принципы".

Настоящий стандарт - один из эргономических стандартов по безопасности машин устанавливает, как эти принципы следует применять при конструировании проемов для прохода человека всем телом.

Настоящий стандарт содержит информацию, которую изготовитель должен предоставить в распоряжение пользователя.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает размеры проемов для доступа человека к рабочим местам у машин с соблюдением требований безопасности, указанных в ЕН 292-1. Основой при расчете размеров проемов являются значения антропометрических данных, содержащиеся в ЕН 547-3, которые получены в результате статических измерений неодетых людей и не учитывают движения человека, одежду, снаряжение, специфические условия для машины, условия окружающей среды и т.п. Для обеспечения безопасности с учетом требований эргономики и вышеуказанных факторов в Приложении А даны поправки, увеличивающие высоту и ширину проемов. Настоящий стандарт показывает, как антропометрические данные следует дополнять соответствующими поправками.

Настоящий стандарт разработан, в первую очередь, для рабочих мест стационарных машин, для подвижных машин могут быть установлены дополнительные требования.

Антропометрические данные определены из расчета 95% или 99% ожидаемого контингента пользователей. Данные из расчета 99% следует применять для аварийных выходов.

Ситуации, в которых необходимо преграждать людям доступ к опасным местам, рассмотрены в ЕН 294.

Настоящий стандарт применяется к машинам, изготовленным после даты его введения.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на международные (региональные) стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных (региональных) стандартов или изменения к ним действительны для настоящего стандарта только введением изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).

ЕН 292-1. Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основная терминология, методология

ЕН 294. Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

ЕН 547-3. Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 3. Антропометрические данные

ЕН 614-1. Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования. Часть 1. Термины, определения и общие принципы

 

3. Общие требования

 

Настоящий стандарт устанавливает размеры проемов, соответствующие различным положениям тела человека.

Чтобы получить эти размеры, необходимо к основным параметрам тела человека (антропометрическим данным) прибавить поправки, обеспечивающие человеку незатрудненный и безопасный полный доступ к машине. Следует учитывать также аспекты, специфические для оператора и условий работы.

При этом особое значение имеют следующие критерии:

a) возможность свободного прохода человека в зависимости от:

- вида одежды, например, легкая или тяжелая одежда;

- ношения инструмента, например, с целью обслуживания или ремонта;

- ношения дополнительного оснащения такого, как защитная одежда, средства индивидуальной защиты или переносные источники света;

- требований, связанных с деятельностью, например, поза, вид или скорость передвижения, условия видимости, применение силы;

- частоты и длительности деятельности;

- длины проходов, например, проходов в виде туннелей или переходов через относительно тонкие стенки (стенки емкостей) с пространством для передвижения на выходе;

- наличия пространства для передвижения, позволяющего быстрый уход из опасной зоны;

- расположения и величины приспособлений для поддержки тела человека, например, ступенек, поручней;

b) окружающие условия (например, темнота, жара, шум, влажность);

c) степень опасности во время работы.

Поправки, которые требуются для учета этих факторов, зависят от вида машины и способа ее применения.

Приложение А содержит информацию для практического применения положений настоящего стандарта.

Приложение В содержит информацию о буквенных обозначениях размеров проемов и параметров тела человека, примененных в настоящем стандарте.

 

4. Проемы для прохода

 

Проем для прохода - отверстие, которое делает возможным передвижение или вход человека всем телом для выполнения мероприятий по повсеместному обслуживанию, наблюдению за ходом процесса и контролю результатов.

Настоящий стандарт устанавливает минимальные, а не оптимальные размеры проемов. При малейшей возможности эти размеры следует увеличивать из соображений безопасности.

Проемы для прохода должны также быть достаточно большими, чтобы обеспечивать быстрый выход в случае опасности.

Поправки x и y для пунктов 4.1 - 4.5 таблицы 1 приведены в Приложении А. Значения размеров



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024