Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 1994 г. N 5-5

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФСОЮЗАМИ

КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ

ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

В целях организации и осуществления профсоюзами контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда и окружающей среды в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР постановляет:

1. Утратил силу. - Постановление Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 N 3-7.

2. Установить, что Положение о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов) вводится в действие решением соответствующих коллегиальных органов профсоюзов и профсоюзных объединений после окончания формирования государственной инспекции по охране труда, до этого времени техническая инспекция труда продолжает осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил об охране труда согласно Положению о технической инспекции труда профсоюзов, утвержденному Постановлением Президиума Совета ФНПР от 23 марта 1991 г. N 2-16 и действующему законодательству.

3. Утратил силу. - Постановление Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 N 3-8.

4. Одобрить Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприятии (Приложение 8).

5. Членским организациям ФНПР принять практические меры по организации и осуществлению контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды.

6. Поручить отделам аппарата ФНПР по проблемам охраны труда и экологии (Медведев В.И.), по проблемам социальных гарантий (Шанин И.Г.) провести переговоры с Фондом социального страхования Российской Федерации и решить вопрос о финансировании технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов).

7. Информационно-аналитическому центру профсоюзов организовать освещение в средствах массовой информации деятельности профсоюзов по вопросам охраны труда и окружающей среды.

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя ФНПР В.С. Гончарова.

 

Председатель ФНПР

М.В.ШМАКОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Постановлению Исполкома

Генерального совета ФНПР

от 16 июня 1994 г. N 5-5

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ФНПР (ПРОФСОЮЗОВ)

 

Утратило силу. - Постановление Исполнительного комитета

Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 N 3-7

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Постановлению Исполкома

Генерального совета ФНПР

от 16 июня 1994 г. N 5-5

 

Форма 19-ТИ

 

Представляется

до 15 января - техническими

(главными техническими) инспекторами

труда в соответствующие органы отраслевых

и территориальных объединений профсоюзов;

до 15 февраля - главными техническими

инспекторами труда отраслевых

и территориальных объединений профсоюзов

в Отдел по проблемам охраны труда

и экологии аппарата ФНПР

 

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО (ГЛАВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО) ИНСПЕКТОРА

ТРУДА, ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ЗА ____ ГОД

 

Утратил силу. - Постановление Исполнительного комитета

Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 N 3-7

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Постановлению Исполкома

Генерального совета ФНПР

от 16 июня 1994 г. N 5-5

 

ФОРМА

УДОСТОВЕРЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО (ГЛАВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО)

ИНСПЕКТОРА ТРУДА (ПРОФСОЮЗОВ) ФНПР

 

Утратила силу. - Постановление Исполнительного комитета

Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 N 3-7

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

к Постановлению Исполкома

Генерального совета ФНПР

от 16 июня 1994 г. N 5-5

 

Форма 1-ТИ

 

ФОРМА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ ВЫЯВЛЕННЫХ

НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Утратила силу. - Постановление Исполнительного комитета

Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 N 3-7

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

к Постановлению Исполкома

Генерального совета ФНПР

от 16 июня 1994 г. N 5-5

 

Форма 3-ТИ

 

ФОРМА

ТРЕБОВАНИЯ О ПРИОСТАНОВКЕ РАБОТ

В СЛУЧАЯХ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЫ ЖИЗНИ

И ЗДОРОВЬЮ РАБОТНИКОВ

 

Утратила силу. - Постановление Исполнительного комитета

Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 N 3-7

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

к Постановлению Исполкома

Генерального совета ФНПР

от 16 июня 1994 г. N 5-5

 

Форма 2-ТИ

 

ФОРМА

ТРЕБОВАНИЯ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Утратила силу. - Постановление Исполнительного комитета

Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 N 3-7

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

к Постановлению Исполкома

Генерального совета ФНПР

от 16 июня 1994 г. N 5-5

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПРОФСОЮЗНОГО КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

Утратило силу. - Постановление Исполнительного комитета

Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 N 3-8

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

к Постановлению Исполкома

Генерального совета ФНПР

от 16 июня 1994 г. N 5-5

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФСОЮЗАМИ

КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ

ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и Уставом ФНПР в целях оказания помощи профсоюзным органам в организации и осуществлении контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды.

 

I. Основные направления деятельности профсоюзов

в вопросах охраны труда и окружающей среды

 

В связи с усилением роли и ответственности государства за состоянием охраны труда, созданием государственных органов управления, надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда принципиально меняются формы и методы работы профсоюзов, т.е. согласно новому законодательству профсоюзы должны осуществлять только общественный контроль.

Вместе с тем, в связи с неудовлетворительной реализацией Основ законодательства Российской Федерации об охране труда профсоюзы продолжают осуществлять и государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда согласно действующему законодательству.

Задачи профсоюзов в вопросах охраны труда в новых переходных условиях определены в Программе действий Совета ФНПР по охране труда на 1993 - 1995 годы, принятой XV Пленумом Совета ФНПР в мае 1993 года. На этом Пленуме, а также в итоговых документах II (внеочередного) съезда ФНПР проблема охраны труда и окружающей среды названа одним из основных направлений в деятельности профсоюзов, поэтому на Генсовете ФНПР в декабре 1993 года была образована Постоянная комиссия Генерального совета ФНПР по охране труда и экологии.

Основными первоочередными направлениями в работе ФНПР, отраслевых профсоюзов и профобъединений, профсоюзных организаций по проблемам охраны труда и окружающей среды на предстоящий период являются:

1. Организация и осуществление общественного контроля за состоянием охраны труда и окружающей среды, при этом обратить особое внимание на обучение профработников и актива, обеспечение их методическими материалами и консультативной помощью, формирование на предприятиях совместных комитетов (комиссий) по охране труда и института уполномоченных (доверенных лиц) профкомов по охране труда, перестройку работы технической инспекции труда профсоюзов.

2. Участие в разработке новых и пересмотре действующих законов и нормативных актов в связи с принятием Основ законодательства РФ об охране труда и окружающей среды, а также специальной защите граждан, пострадавших от аварий на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф. При этом нельзя допустить снижения прав, льгот, предусмотренных действующим законодательством.

3. Участие в создании новой государственной системы управления, надзора и контроля за охраной труда, добиваясь при этом повышения роли и места в этой системе профсоюзов, как наиболее представительной организации трудящихся, направление для работы в государственные органы управления, надзора и контроля представителей профсоюзов.

4. Контроль за выполнением Основ законодательства РФ об охране труда, Законов РФ "Об охране окружающей природной среды", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", других законодательных и нормативных актов по охране труда и окружающей среды.

5. Разработка предложений в раздел "Охрана труда и экологическая безопасность" Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также тарифных и региональных соглашений, колдоговоров и контроль за их выполнением.

6. Реализация Программы действий Совета ФНПР по охране труда на 1993 - 1995 годы, Программы ФНПР по охране здоровья, постановлений профсоюзных органов.

7. Участие в подготовке и проведении ежегодных общероссийских Дней защиты от экологической опасности в апреле - июне.

 

II. Организация профсоюзного контроля за соблюдением

законодательства по охране труда и окружающей среды

 

В условиях рыночных отношений, кризисного состояния экономики, обострения социальных противоречий, при нарастающих явлениях безработицы профсоюзы могут реализовать свою защитную функцию в области охраны труда и окружающей среды на основе взаимодействия и сотрудничества с государственными органами управления, надзора и контроля и объединениями работодателей, т.е. на принципах социального партнерства на всех уровнях. Поэтому в Генеральном, тарифных и региональных соглашениях, а также в коллективных договорах на предприятиях - согласно Закону о коллективных договорах и соглашениях (статьи 13, 21) должен быть раздел "Охрана труда и экологическая безопасность".

Профкомы осуществляют контроль за выполнением этого раздела колдоговора, за соблюдением законодательства об охране труда через уполномоченных (доверенных лиц) профкома, совместные комитеты (комиссии) по охране труда на предприятии и комиссии по охране труда и окружающей среды при профкоме.

Типовое положение об уполномоченном (доверенном лице) профкома по охране труда разработано на основании статьи 25 Основ законодательства РФ об охране труда и Рекомендаций Минтруда Российской Федерации (Постановления Минтруда N 30 от 8 апреля 1994 года).

Институт уполномоченных (доверенных лиц) вводится вместо общественных инспекторов по охране труда.

Рекомендуется избирать на предприятии старшего уполномоченного (доверенное лицо) профкома, а также в каждом структурном подразделении уполномоченного (доверенное лицо) профкома (цехкома). Общее число уполномоченных (доверенных лиц) определяется профкомом предприятия и структурного подразделения.

С целью распространения на уполномоченных (доверенных лиц) профкома по охране труда социальных гарантий, отмеченных в Типовом положении об уполномоченных (доверенных лицах) профсоюзного комитета, их необходимо избирать в состав профкома предприятия и профкома (цехкома) структурного подразделения, а также предусматривать эти гарантии в отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах.

В дальнейшем профсоюзы должны добиваться закрепления этих и других гарантий в Трудовом кодексе и Законе о правах профсоюзов.

Уполномоченные (доверенные лица) профкома по охране труда совместным решением администрации и профсоюзного комитета для выполнения своих обязанностей могут быть освобождены от основной работы с оплатой за счет средств предприятия (работодателя).

Старшие уполномоченные (доверенные лица) профкома (цехкома) предприятия и структурных подразделений представляют профкомы (цехкомы) в совместном комитете (комиссии) по охране труда предприятия.

Совместные комитеты (комиссии) по охране труда создаются на предприятии в соответствии со статьей 8 Основ законодательства РФ об охране труда и Рекомендациями Министерства труда Российской Федерации.

На основании этих Рекомендаций отраслевые профсоюзы совместно с министерствами (ведомствами), а также профсоюзные комитеты и администрация предприятий могут принимать свои положения о совместных комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом особенностей отрасли или предприятия.

При профкомах могут создаваться или сохраняться прежние комиссии по охране труда и окружающей среды, основными задачами которых являются:

- организация и осуществление общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников - членов профсоюза в области охраны труда и окружающей среды;

- принятие необходимых мер по устранению нарушений законодательства об охране труда и окружающей среды;

- организация и координация работы уполномоченных (доверенных лиц) профкома в осуществлении ими контроля за состоянием условий и охраны труда на производстве, соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды, выполнением предусмотренных коллективным договором или соглашением по охране труда мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- организация периодических проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, включая состояние радиационной обстановки (на радиоактивно загрязненных территориях), выдача руководителям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений;

- определение степени вины потерпевшего при смешанной ответственности для определения размера возмещения вреда (ущерба), причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

- рассмотрение анализа состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, оценка эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовка предложений по их улучшению;

- участие в организации обучения уполномоченных (доверенных лиц) и членов совместного комитета (комиссии) по охране труда;

- участие в организации экологического всеобуча;

- внесение в коллективный договор и в соглашение по охране труда предложений по улучшению условий труда и состояния окружающей среды, добивается выделения на эти мероприятия необходимых финансовых средств и др.

Комиссию профкома возглавляет старший уполномоченный (доверенное лицо) профкома по охране труда, он может быть и освобожденным заместителем председателя профкома или членом профкома.

При нормальной организации работы совместных комитетов (комиссий) и для избежания дублирования в работе необходимость создания комиссии по охране труда профкома отпадет. Решение об этом принимает профком.

Для организации работы по осуществлению основной защитной функции профсоюзов по охране труда и окружающей среды при выборных органах (ФНПР, отраслевые профсоюзы, региональные профобъединения, обкомы и др.) могут создаваться постоянные или временные комиссии, рабочие группы для решения определенной конкретной проблемы, а также отделы по охране труда и экологии и техническая инспекция труда.

В связи с образованием государственной инспекции по охране труда техническая инспекция труда профсоюзов переходит к осуществлению общественного контроля за охраной труда и окружающей среды, действенной и эффективной защите конституционного права работников, членов профсоюзов, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, законных прав и интересов членов профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды.

Техническая инспекция труда ФНПР осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Законом РФ "Об охране окружающей природной среды и Положением о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов).

В соответствии с Положением отраслевые профсоюзы и территориальные профобъединения, входящие в ФНПР, принимают совместно со своими членскими организациями решения об организации работы, состоящей в их ведении технической инспекции труда, самостоятельно определяют структуру, нормативы обслуживания, численность технических (главных технических) инспекторов труда, порядок финансирования, приема на работу (освобождения от должности) и методического обеспечения, социально-бытовые условия, конкретизируют обязанности по осуществлению возложенных на них функций с учетом организационной структуры профсоюзов, специфики обслуживаемых отраслей хозяйственной деятельности и предприятий и особенностей отдельных регионов.

Техническая инспекция труда может создаваться при крупных профкомах или группе профкомов.

При отсутствии финансовой возможности содержания технических инспекторов при одном обкоме, ЦК (РК) профсоюза, группа обкомов, ЦК (РК) профсоюзов могут содержаться на долевых началах (ассоциации, группы по отраслям), на этой основе могут создаваться территориальные технические инспекции труда.

Финансирование технической инспекции труда профсоюзов может осуществляться за счет следующих источников:

- средства профсоюзного бюджета отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений, в ведении которых находится техническая инспекция труда;

- средства Фонда социального страхования Российской Федерации, выделяемые на основе договоров или соглашений, заключаемых между ФНПР, отраслевыми профсоюзами и правлением Фонда социального страхования, а также между территориальными профобъединениями и соответствующими региональными отделениями Фонда социального страхования;

- средства федерального и территориального фондов охраны труда, а также общественных фондов охраны труда, выделяемые на основе договоров между ФНПР, соответствующими выборными профсоюзными органами отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений, в ведении которых находится техническая инспекция труда и правлением указанных фондов;

- средства предприятий и их объединений, выделяемые в соответствии с коллективным договором или социальным соглашением между профсоюзной организацией и администрацией или собственником предприятия или их объединений.

 

Гарантии прав и деятельности технической инспекции

труда профсоюзов на предприятиях

 

Работодатель (собственник, предприниматель), администрация предприятия с участием выборных профсоюзных органов обеспечивают на договорной основе посредством коллективных договоров или соглашений необходимые условия для нормальной работы технической инспекции труда и технических инспекторов труда профсоюзов (беспрепятственное посещение предприятия, его производственных подразделений, рабочих мест без предварительного уведомления и в любое время по предъявлению удостоверения установленного образца, предоставление помещения, средств связи, транспорта, необходимой технической документации, возможность беседовать с работниками на их рабочих местах, принимать участие в собраниях трудового коллектива и т.д. Гарантии ТИ должны быть закреплены в тарифных соглашениях.

Социально - бытовые гарантии деятельности технических инспекторов труда профсоюзов осуществляются на основе трудового договора (контракта) с нанимателем (работодателем) в лице выборного профсоюзного органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими постановлениями руководящих выборных органов отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений.

Работодатели (собственники, предприниматели) и должностные лица, препятствующие деятельности технической инспекции труда профсоюзов по проведению общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда и окружающей среды, реализации прав и обязанностей технических инспекторов труда могут привлекаться к административной, дисциплинарной и иной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и нормативно - правовыми актами субъектов Российской Федерации (статьи 42 и 44 ГПК РСФСР, 47 и 250 УПК РСФСР).

 

III. Правовые основы деятельности профсоюзов

в осуществлении контроля за соблюдением законодательства

по охране труда и окружающей среды

 

(извлечения из законодательных и иных нормативных актов)

 

1. Основы законодательства РФ об охране труда

(приняты 6 августа 1993 года)

 

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

 

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

... общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда.

... Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

 

Статья 4. Право работника на охрану труда

 

... з) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

и) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями труда...

 

Статья 6. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда

 

... Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Правительством Российской федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами. Субъекты Российской Федерации вправе дополнять перечень таких работ.

 

Статья 8. Органы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях

 

... В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

 

Статья 9. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии

 

Работодатель обязан обеспечить:

... к) беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

... н) предоставлением органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнения их предписаний, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;

 

Статья 17. Фонды охраны труда

 

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальный фонд охраны труда и фонды охраны труда предприятий.

... Помимо перечисленных фондов охраны труда могут создаваться общественные фонды охраны труда.

 

Статья 25. Общественный контроль за охраной труда

 

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

осуществлять проверку состояния условий охраны труда предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

 

Статья 26. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда

 

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

 

3. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды"

(принят 19 декабря 1991 года)

 

Статья 72. Общественный экологический контроль

 

1. Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

2. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется настоящим Законом, законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных объединениях.

Кроме того, этим Законом профсоюзам предоставлено:

- право приостанавливать и прекращать деятельность предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок в случае нарушения требований охраны окружающей среды (статья 45);

- технической инспекции труда профсоюзов право налагать штрафы на должностных лиц и граждан, предприятия, организации за экологические правонарушения (статья 84);

- право распространения экологических и экологоправных знаний (статья 76);

- право создавать общественные экологические фонды (статья 22).

 

Закон РФ "О социальной защите граждан,

подвергшихся воздействию радиации вследствие

катастрофы на Чернобыльской АЭС"

(принят 18 июня 1992 года)

 

Статья 47. Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства РФ о чернобыльской катастрофе

 

Контроль за исполнением настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других актов законодательства Российской Федерации осуществляется Парламентом, Правительством РФ, местными органами власти, профессиональными союзами и общественными объединениями граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС или принимавших участие в ликвидации ее последствий. Это право контроля распространяется и на законодательные и нормативные акты по другим радиационным авариям.

 

* * *

 

Кроме названных выше законодательных актов в повседневной работе надо пользоваться правами, предоставленными профсоюзам КЗоТ в редакции от 25 сентября 1992 года, Законом "О коллективных договорах и соглашениях", Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечья, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей и др.

В настоящее время Министерством труда Российской Федерации ведется подготовка нормативных актов, предусмотренных Основами законодательства об охране труда, а также пересмотр старых.

Обо всех новых нормативных актах, а также изменениях в положениях, правилах и инструкциях по охране труда и окружающей среды отдел по проблемам охраны труда и экологии аппарата ФНПР будет своевременно информировать членские организации с соответствующими рекомендациями.

Примечание. В связи с тем, что до настоящего времени Министерством труда Российской Федерации не утверждены Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, рекомендуем использовать в практической работе проект Положения о совместных комитетах (комиссиях) по охране труда на предприятиях Российской Федерации, принятый за основу Постановлением Исполкома Генерального совета ФНПР от 21 декабря 1993 г. N 2-11.

 

 



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2018