Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждено

Приказом Госатомнадзора России

от 2 апреля 1997 г. N 21

 

Согласовано

Начальником штаба

внутренних войск МВД России

генералом-лейтенантом

Б.П.МАКСИНЫМ

5 марта 1997 г. N 4/3-1069

 

Дата введения -

10 апреля 1997 года

 

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ

МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ

ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

РД 08-12-97

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Положение о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии", Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 05.06.92 N 283-рп, Указа Президента Российской Федерации от 12.11.92 N 1355 и распоряжений Президента Российской Федерации от 16.09.93 N 636-рп и от 26.07.95 N 350-рп о частичных изменениях Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.

1.2. Настоящее Положение устанавливает основные требования к порядку организации, проведению и содержанию целевых инспекций обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок пунктов хранения ядерных материалов (далее - физзащита) объектов использования атомной энергии Российской Федерации, поднадзорных Госатомнадзору России (далее - инспекция), и обязательно для подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России и его региональных органов.

1.3. Допускается использование настоящего Положения при организации и проведении комплексных и оперативных проверок объектов использования атомной энергии, поднадзорных Госатомнадзору России.

1.4. Требования к порядку организации, проведению и содержанию инспекции обеспечения физзащиты при проведении работ с использованием оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих радиоактивные вещества, а также на радиационно опасных производственных (технологических) участках и пунктах хранения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения устанавливаются другими нормативными документами, не противоречащими настоящему Положению.

1.5. Настоящее Положение учитывает рекомендации, содержащиеся в документах МАГАТЭ: Конвенция о физической защите ядерного материала (INFCIRC/274/Rev1), Физическая защита ядерного материала (INFIRC/225/Rev3).

1.6. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, приведены в Приложении 1.

 

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНСПЕКЦИИ

 

2.1. Инспекция обеспечения физзащиты проводится:

комиссией, назначенной указанием Начальника Госатомнадзора России или его заместителя, если инспекция организуется и проводится управлением Госатомнадзора России;

комиссией, назначенной приказом или указанием начальника управления округа Госатомнадзора России, - в остальных случаях.

2.2. Инспекции могут быть плановыми или внеплановыми. Плановыми считаются инспекции, проводимые в соответствии с Комплексным планом работы Госатомнадзора России, годовыми и квартальными планами работ управлений округов Госатомнадзора России.

Внеплановая инспекция проводится по решению руководителей Госатомнадзора России или управления округа Госатомнадзора России.

2.3. При планировании инспекций обеспечения физзащиты необходимо учитывать:

возможность совершения и степень опасности диверсии на ядерных установках и с использованием ядерных материалов для персонала, населения и окружающей среды;

категорию используемого на объекте использования атомной энергии ядерного материала (согласно Приложению 2);

выводы предыдущих комиссий об обеспечении физзащиты на данном объекте использования атомной энергии;

инциденты с ядерными материалами, происходившие ранее на данном ядерно опасном объекте, их давность и степень опасности.

2.4. Инспекции на объектах использования атомной энергии проводятся со следующей периодичностью.

2.4.1. Не менее одного раза в год для:

атомных электростанций;

объектов использования атомной энергии, физзащита которых была признана неудовлетворительной в ходе предыдущей инспекции.

2.4.2. Один раз в год для:

других объектов использования атомной энергии.

2.5. Инспекция включает в себя следующие этапы:

подготовку к проведению;

проведение инспекции;

оформление результатов инспекции и вручение акта-предписания руководству проверенного объекта использования атомной энергии.

2.6. Инспекция проводится по программе, разрабатываемой в соответствии с задачами проверки и с учетом специфики проверяемого объекта использования атомной энергии.

Программа утверждается заместителем Начальника Госатомнадзора России, если инспекция организуется и проводится управлением Госатомнадзора России, или руководством управления округа Госатомнадзора России, если инспекция организуется и проводится управлением округа Госатомнадзора России.

2.7. Руководство проверяемого объекта использования атомной энергии и командование внутренних войск МВД России (командование округа внутренних войск) должны быть поставлены в известность о проведении инспекции и ознакомлены с составом комиссии и программой инспекции не позднее чем за пять календарных дней до ее начала.

2.8. Инспекция проводится при обязательном присутствии полномочных представителей проверяемого объекта использования атомной энергии и при участии полномочных представителей командования внутренних войск МВД России (командования округа внутренних войск).

Полномочными представителями объекта использования атомной энергии считаются руководители объекта использования атомной энергии и его службы безопасности либо лица, в должностные обязанности которых входит организация и обеспечение физзащиты.

2.9. Обязательным условием организации и проведения инспекции является строгое соблюдение требований:

режима секретности при обращении с информацией, имеющей гриф секретности;

конфиденциальности при обращении со служебной информацией ограниченного распространения, а также иной информацией, важной для обеспечения физзащиты, либо имеющей коммерческое значение для проверяемого объекта использования атомной энергии;

обеспечения физзащиты.

2.10. В том случае, если в ходе проведения инспекции будут выявлены нарушения требований правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности, учета и контроля ядерных материалов, а также обеспечения физзащиты, проверка соблюдения которых не была предусмотрена программой инспекции, то данные нарушения должны быть отражены в акте-предписании, либо для их устранения должны быть выданы отдельные предписания.

2.11. При проведении инспекции необходимо учитывать и строго выполнять нормы общетехнической, химической, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, не вмешиваться в технологический процесс.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ

 

3.1. Целью инспекции является проверка обеспечения физзащиты на ее соответствие установленным требованиям правил и норм.

3.2. Задачами инспекции являются:

проверка фактического обеспечения физзащиты и ее соответствия требованиям обязательных для данного объекта использования атомной энергии нормативных, регулирующих, руководящих и распорядительных документов;

проверка выполнения объектом использования атомной энергии условий действия разрешений (лицензий) в части, касающейся организации и обеспечения физзащиты;

проверка выполнения ранее выданных органами Госатомнадзора России предписаний;

проверка организации и осуществления ведомственного и межведомственного контроля обеспечения физзащиты;

проверка реализации мероприятий по совершенствованию физзащиты.

3.3. Объем проверки определяется программой инспекции.

В ходе инспекции физзащита объекта использования атомной энергии может проверяться в полном объеме или могут проверяться отдельные ее элементы на объекте использования атомной энергии в целом или только в некоторых его подразделениях, производствах.

3.4. Перед началом инспекции следует провести организационное совещание с руководителями объекта использования атомной энергии, в ходе которого необходимо:

согласовать план (график) проведения инспекции;

определить рабочее место комиссии;

определить полномочных представителей объекта использования атомной энергии, в присутствии которых будут осуществляться предусмотренные программой инспекции проверки;

уточнить организационные вопросы;

согласовать представление необходимой для составления акта-предписания информации, ее объем, характер и форму представления.

Рекомендуется привлекать к участию в совещании командование воинской части внутренних войск МВД России, осуществляющей охрану данного объекта использования атомной энергии, а также представителей территориального управления ФСБ России (при необходимости).

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ

 

4.1. Основными направлениями целевой инспекции являются:

проверка организационных мероприятий;

проверка инженерно-технических средств физзащиты (технических средств и физических барьеров);

проверка действий подразделений охраны.

4.2. Проверка организационных мероприятий

В рамках, определенных программой инспекции, проверке подлежит:

наличие нормативных документов;

функционирование службы безопасности.

4.2.1. Проверка нормативных документов

При проведении инспекции руководство объекта использования атомной энергии должно представить комиссии нормативные документы, которые регламентируют порядок выполнения организационных требований, определяют обязанности и действия администрации, службы безопасности, охраны и персонала в штатных и чрезвычайных ситуациях.

Обязательному представлению подлежат:

положение о пропускном режиме и о разрешительной системе допуска и доступа к ядерным материалам, ядерным установкам и пунктам хранения ядерных материалов;

инструкции, определяющие порядок ведения учета и контроля ядерных материалов;

план охраны и обороны ядерно опасного объекта;

планы взаимодействия администрации, службы безопасности, подразделений охраны и персонала ядерно опасного объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях;

план взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений охраны с органами ФСБ России, МВД России в штатных и чрезвычайных ситуациях;

план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физзащиты.

Документы должны быть утверждены в установленном порядке.

4.2.2. Проверка функционирования службы безопасности

В рамках, определенных программой инспекции, проверке подлежат:

организация осуществления управления и координации деятельности по обеспечению физзащиты объекта использования атомной энергии;

наличие охраняемых зон (защищенной, внутренней и др.) и физических барьеров по периметру этих зон, включая конструкцию зданий и сооружений;

обеспечение разрешительной системы доступа персонала, командированных лиц, посетителей и транспортных средств в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения, к ядерным материалам, ядерным установкам и пунктам хранения ядерных материалов;

осуществление пропускного режима;

организация и обеспечение выполнения правила "двух (трех) лиц" при работах в особо важных зонах;

наличие и порядок ведения учетных документов и ведение отчетности при передачах и перемещении ядерного материала;

хранение учетной и учетно-эксплуатационной документации на ядерные материалы;

организация управления системой физзащиты с центрального пульта управления (ЦПУ) и локального пульта управления (ЛПУ) <*>;

организация взаимодействия с органами ФСБ России, МВД России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в штатных и чрезвычайных ситуациях;

организация проведения анализа уязвимости ядерно опасного объекта;

организация контроля за выполнением организационных мероприятий и использованием инженерно-технических средств охраны;

наличие и выполнение актов межведомственных комиссий, планов строительства и реконструкции системы физзащиты объекта использования атомной энергии.

--------------------------------

<*> Если объект не входит в Перечень объектов, находящихся под охраной внутренних войск МВД России.

 

4.3. Проверка действий подразделений охраны <*>

--------------------------------

<*> Только для подразделений вневедомственной охраны МВД России или ведомственной охраны ядерно опасных объектов.

 

В рамках, определенных программой инспекции, проверке подлежат:

наличие и содержание актов межведомственных комиссий и ведомственных нормативных документов по организации охраны объекта использования атомной энергии и порядку несения службы подразделениями охраны;

укомплектованность личным составом, обеспеченность вооружением транспортом и средствами связи;

профессиональная подготовка, прохождение периодической аттестации, проведение учений;

порядок допуска к выполнению своих обязанностей;

эффективность управления охраной, методы контроля и порядок проверки эффективности действий охраны;

знание личным составом своих обязанностей и требований инструкций по обеспечению охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях;

практические действия личного состава при получении сигнала тревоги.

4.4. Проверку состояния надежности войсковой охраны объекта использования атомной энергии в ходе работы комиссии осуществляет представитель командования внутренних войск МВД России (командования округа внутренних войск) совместно с представителем Госатомнадзора России.

4.5. Проверка физических барьеров

В рамках, определенных программой инспекции, проверке подлежит:

наличие проектной документации и ее соответствие требованиям нормативных документов;

соответствие существующего комплекса физических барьеров проектной документации;

наличие и состояние физических барьеров по периметру охраняемых зон;

наличие и состояние инженерного оборудования контрольно-пропускных пунктов, в том числе противотаранных устройств и средств защиты часовых;

наличие и состояние инженерных средств защиты акваторий;

инженерное оборудование ЦПУ и ЛПУ.

4.6. Проверка технических средств физической защиты (ТСФЗ)

В рамках, определенных программой инспекции, проверке подлежит:

наличие проектной документации на ТСФЗ и ее соответствие требованиям нормативных документов;

соответствие существующих ТСФЗ требованиям проектной документации;

техническое состояние систем, входящих в ТСФЗ, в том числе:

системы охранной сигнализации периметров охраняемых зон, охраняемых зданий, сооружений, помещений;

системы оптико-электронного наблюдения;

системы специальной связи;

средства для осуществления доступа;

средства обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, металлов, взрывчатых веществ;

системы обеспечения (электропитание, освещение и др.), обеспечение автоматического переключения ТСФЗ на резервные источники.

4.6.1. Функционирование технических средств физзащиты

В рамках, определенных программой инспекции, проверке подлежат:

наличие средств обнаружения на путях возможного проникновения внешнего и внутреннего нарушителей; достаточность данной конфигурации комплекса ТСФЗ для обеспечения физзащиты ядерных материалов и изделий на их основе; основные характеристики ТСФЗ: типы, количество, вероятность обнаружения, частота ложных срабатываний, возможные сценарии и способы преодоления нарушителем комплекса ТСФЗ;

наличие или отсутствие дублирования ТСФЗ, применение оборудования, функционирующего на основе различных физических принципов, использование автономных дублируемых источников питания для ТСФЗ;

работоспособность систем обнаружения, тревожно-вызывной сигнализации, связи, освещения, выработка ими ресурса;

методы контроля и порядок проверки эффективности ТСФЗ, периодичность и объем проверки исправности ТСФЗ, качество их обслуживания;

наличие основных утвержденных документов по эксплуатации комплекса ТСФЗ (план строительства (реконструкции) и ремонта, план-график выполнения регламентных работ и т.д.);

наличие и ведение эксплуатационной документации на ТСФЗ (инструкции, технические описания, журналы, формуляры, паспорта и т.д.).

4.6.2. Проверка управления инженерно-техническими средствами физзащиты

В рамках, определенных программой инспекции, проверке подлежат:

дублирование информации с ЛПУ на ЦПУ;

оборудование ЦПУ (ЛПУ): размещение их в специально приспособленных помещениях, имеющих пуленепробиваемые двери и стекла;

полномочия оператора ЦПУ для принятия решений в штатных и чрезвычайных ситуациях, отсутствие в обязанностях оператора каких-либо функций, мешающих ему выполнять свои основные обязанности.

4.6.3. ТСФЗ объекта использования атомной энергии, эксплуатируемые специалистами внутренних войск МВД России, проверяются с участием их представителей.

 

5. ОТЧЕТНОСТЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИНСПЕКЦИИ

 

5.1. По результатам проведения инспекции составляется акт-предписание, который вручается руководителю объекта использования атомной энергии. Копии акта-предписания направляются в эксплуатирующую организацию (владельцу разрешения (лицензии)), управление округа Госатомнадзора России, которому поднадзорен данный объект использования атомной энергии, а также в другие адреса по усмотрению председателя комиссии.

5.2. Акт-предписание должен быть подписан всеми членами комиссии. Руководитель (заместитель руководителя, главный инженер) проверенного объекта использования атомной энергии знакомится с актом-предписанием под роспись.

5.3. В акте-предписании должна содержаться следующая информация:

данные о приказе или указании, которым образована комиссия;

состав комиссии и ее полномочия (в приложении дать программу работы комиссии);

фамилии и должности полномочных представителей объекта использования атомной энергии, в присутствии которых работала комиссия;

общие сведения об объекте использования атомной энергии;

сведения о наличии разрешений (лицензий), о функционировании ядерных установок, о категории используемого ядерного материала;

данные о проведении необходимых организационных мероприятий по обеспечению функционирования системы физзащиты, включая перечень обязательных нормативных и руководящих документов;

сведения об обеспечении систем физзащиты техническими средствами обнаружения, оценки аварийной ситуации, осуществления доступа, сбора и обработки информации, а также об эффективности комплекса ТСФЗ в целом и отдельных его подсистем;

общие сведения о состоянии охраны;

собранная в процессе работы комиссии информация;

описание действий, предпринятых комиссией для получения информации;

недостатки, выявленные в ходе инспекции;

сведения о предписаниях, выданных руководству объекта использования атомной энергии, для устранения выявленных нарушений требований правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности, учета и контроля ядерных материалов, а также физзащиты ядерных материалов и ядерных установок, проверка которых не была предусмотрена программой инспекции, с кратким описанием этих нарушений;

выводы комиссии о состоянии физзащиты;

рекомендации комиссии.

5.4. Акт-предписание предназначен только для служебного пользования и ограниченного распространения.

Необходимость присвоения ему грифа секретности определяется председателем комиссии по согласованию с руководством объекта использования атомной энергии.

5.5. Порядок и сроки устранения отмеченных в акте-предписании недостатков, а также необходимость проведения компенсирующих мероприятий определяются комиссией по согласованию с руководством объекта использования атомной энергии и должны быть указаны в акте-предписании.

5.6. Неисполнение в установленные сроки предписаний акта-предписания влечет за собой применение санкций со стороны Госатомнадзора России вплоть до приостановки действия или аннулирования выданных разрешений (лицензий).

 

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОЙСКОВОЙ ОХРАНОЙ

 

6.1. Командование округа, соединения внутренних войск МВД России (командование воинской части, подразделения), на которые возложена охрана проверяемого объекта использования атомной энергии, должно быть поставлено в известность о сроках проведения инспекции, составе комиссии и программе проверки не позднее чем за пять календарных дней до ее начала.

6.2. Рекомендуется заблаговременно представлять командованию внутренних войск МВД России (командованию округа внутренних войск) графики проведения плановых инспекций обеспечения физзащиты на объектах использования атомной энергии, расположенных на территории этих округов.

6.3. Инспекционные действия по проверке элементов физзащиты объекта использования атомной энергии, находящихся в ведении воинской части внутренних войск МВД России, охраняющей объект, проводятся при обязательном присутствии командования воинской части или иного представителя этой части по согласованию с ее командованием.

Запрещается самостоятельная проверка этих систем методом провокации.

6.4. Раздел акта-предписания о состоянии охраны и выявленных недостатках по результатам инспекции составляет представитель командования внутренних войск МВД России (командования округа внутренних войск).

6.5. Недостатки организации войсковой охраны объекта использования атомной энергии отражаются представителем командования внутренних войск МВД России (командования округа внутренних войск) отдельной справкой с указанием конкретных сроков исполнения, которая вручается командованию округа, соединения внутренних войск МВД России (командованию воинской части, подразделения), на которые возложена охрана объекта использования атомной энергии.

Вручение акта-предписания или обязательных для исполнения предписаний командованию округа, соединения и воинской части внутренних войск МВД России запрещается.

 

Начальник Управления по надзору

за учетом и контролем ядерных

материалов, обеспечением

гарантий их нераспространения

и физической защиты

Ю.Г.ВОЛОДИН

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Анализ уязвимости - процесс определения потенциальных угроз, уязвимых мест ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов и системы физической защиты.

Внешний нарушитель - нарушитель из числа лиц, не имеющих права доступа в охраняемые зоны.

Внутренний нарушитель - нарушитель из числа лиц, имеющих право доступа без сопровождения в охраняемые зоны.

Внутренняя зона - зона, находящаяся внутри защищенной зоны.

Допуск - разрешение на проведение определенной работы или на получение определенных документов и сведений.

Доступ - проход (проезд) в охраняемые зоны ядерно опасного объекта.

Диверсия - любое преднамеренное действие в отношении ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов или транспортных средств, перевозящих ядерные материалы и ядерные установки, способное прямо или косвенно привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Защищенная зона - территория ядерно опасного объекта, которая окружена физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением, и доступ в которую ограничивается и контролируется.

Категория ядерного материала - характеристика значимости ядерного материала с точки зрения его физической защиты.

Контрольно-пропускной пункт - специально оборудованное место, через которое осуществляется доступ в соответствии с пропускным режимом.

Нарушитель - лицо, совершившее или пытающееся совершить несанкционированное действие, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.

Несанкционированное действие - совершение или попытка совершения диверсии, хищения ядерного материала, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя средств физической защиты.

Низкообогащенный уран - уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 выше, чем в природном уране, но меньше 20%.

Обнаружение - установление факта несанкционированного действия.

Особо важная зона - охраняемая зона, находящаяся во внутренней зоне.

Охраняемая зона - защищенная, внутренняя или особо важная зона.

Охранная сигнализация (система охранной сигнализации) - совокупность средств обнаружения, тревожно-вызывной сигнализации, сбора и обработки информации.

Периметр - граница охраняемой зоны, оборудованная физическими барьерами и контрольно-пропускными пунктами.

Персонал - работники ядерно опасного объекта.

Правило "двух (трех) лиц" - принцип групповой работы (в том числе при вскрытии и сдаче под охрану помещений), основанный на требовании одновременного присутствия на одном рабочем месте или в одном помещении не менее двух (трех) человек для уменьшения возможности несанкционированных действий.

Пропускной режим - установленный порядок пропуска персонала, посетителей, командированных лиц, транспортных средств, предметов, материалов и документов через границы охраняемых зон, в (из) здания, сооружения, помещения.

Пункт хранения ядерных материалов - не относящиеся к ядерным установкам стационарный объект или сооружение, предназначенные для хранения ядерных материалов, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Разрешение (лицензия) - надлежаще оформленный документ, подтверждающий право ведения работ в области использования атомной энергии.

Служба безопасности - структурное подразделение ядерно опасного объекта, предназначенное для организации и контроля за выполнением мероприятий по обеспечению физической защиты, а также для выполнения ряда других специальных функций.

Техническое средство обнаружения - устройство, предназначенное для автоматической выдачи сигнала тревоги в случае несанкционированного действия.

Тревожно-вызывная сигнализация - система экстренного вызова подразделений охраны.

Учетная категория ядерного материала - характеристика значимости ядерного материала с точки зрения мер учета и контроля.

1. Категория 1: плутоний; изотоп урана-233; уран, обогащенный изотопом урана-235 от 20% (включительно) и выше; а также эти материалы в количестве, равном или превышающем 5 эфф. кг;

2. Категория 2: уран, обогащенный по изотопу урана-235 менее 20%, в количестве, равном или превышающем 10 эфф. кг; плутоний и изотоп урана-233 в количестве менее 5 эфф. кг, но превышающем количество, указанное в Приложении 3;

3. Категория 3: уран, обогащенный по изотопу урана-235 менее 20%, в количестве менее 10 эфф. кг изотопа U-235, но превышающем количество, указанное в Приложении 3;

4. Категория 4: уран естественного обогащения; торий; обедненный уран с содержанием изотопа урана-235 более 0,1% в количестве, превышающем указанное в Приложении 3.

Уязвимые места

а) места использования или хранения ядерных материалов;

б) элементы систем, оборудования или устройств ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов, в отношении которых может быть совершена диверсия;

в) элементы системы физической защиты, преодолевая которые нарушитель имеет наибольшую вероятность совершения диверсии или хищения ядерных материалов.

Физическая защита - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.

Физический барьер - физическое препятствие, создающее задержку проникновению нарушителя в охраняемые зоны.

Ядерная деятельность - деятельность по производству, использованию, хранению, утилизации и транспортировке ядерных материалов, по проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

Ядерный материал - материал, содержащий или способный воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, в том числе:

а) обедненный уран - уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 ниже, чем в природном уране;

б) облученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения нейтронами в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения более 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты;

в) обогащенный уран - уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 выше, чем в природном уране;

г) отработавшее ядерное топливо - облученное ядерное топливо, дальнейшее использование которого в ядерном реакторе не предусматривается;

д) природный уран - уран, содержащий около 99,28% изотопа урана-238, около 0,71% изотопа урана-235 и около 0,01% изотопа урана-234;

е) радиоактивные отходы - ядерные материалы, дальнейшее использование которых не предусматривается;

ж) слабооблученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения менее или равную 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты.

Ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

Ядерно опасный объект - предприятие (организация, воинская часть), на территории которого используется или хранится ядерный материал либо размещается и (или) эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения ядерных материалов.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЯДЕРНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

УРОВНЕЙ ЕГО ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

 

(в соответствии с Правилами физической защиты ядерных

материалов, ядерных установок и пунктов хранения

ядерных материалов)

 

┌───────────────────┬──────────────────┬──────────────────────────────────┐

     Материал          Содержание                Категория            

                      изотопов (по   ├─────┬───────────┬────────────────┤

                         массе)        I       II           III     

├───────────────────┼──────────────────┼─────┼───────────┼────────────────┤

│1. Плутоний        │Не более 80% изо- │2 кг │Менее 2 кг,│500 г или менее,│

│необлуч. или       │топа плутония-238 │или  │но более   │но более 15 г  

│слабооблуч.                          │более│500 г                     

                                                                    

├───────────────────┼──────────────────┼─────┼───────────┼────────────────┤

│2. Уран-235        │С обогащением от  │5 кг │Менее 5 кг,│1 кг или менее, │

│необлуч. или       │20% и выше по     или  │но более 1 │но более 15 г  

│слабооблуч.        │урану-235         │более│кг                        

                   │С обогащением от  │-    │10 кг и    │Менее 10 кг, но │

                   │10% и выше, но         │более      более 1 кг     

                   │менее 20% по                                     

                   │урану-235                                        

                   │С обогащением выше│-    │-          │10 кг или более │

                   │0,71%, но менее                                  

                   │10% по урану-235                                 

├───────────────────┼──────────────────┼─────┼───────────┼────────────────┤

│3. Уран-233        │Любое             │2 кг │Менее 2 кг,│500 г или менее,│

│необлуч. или                         или  │но более   │но более 15 г  

│слабооблуч.                          │более│500 г                     

├───────────────────┼──────────────────┼─────┼───────────┼────────────────┤

│4. Любой облученный│Содержание деля-       │Без ограни-│               

│ядерный материал, в│щихся изотопов до │     │чения по                  

│т.ч. облученные    │облучения менее        │количеству │               

│природный и обед-  │10%                                              

│ненный уран и торий│Содержание деля-  │-    │Масса, со- │Масса, соотв. II│

                   │щихся изотопов до │     │отв. I ка- │или III катего- │

                   │облучения 10% и        │тегории    │рии необлучен- 

                   │более                  │необлучен- │ного или слабо- │

                                          │ного или   │облученного    

                                          │слабооблу- │ядерного       

                                          │ченного    │материала      

                                          │ядерного                  

                                          │материала                 

└───────────────────┴──────────────────┴─────┴───────────┴────────────────┘

 

Примечания:

К указанным категориям не относятся следующие ядерные материалы:

1) нуклиды нептуний-237, америций-241, америций-243 и калифорний-252;

2) ядерные материалы (независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физического состояния), которые по массе, степени облучения или содержанию изотопов не могут быть отнесены к какой-либо из указанных категорий.

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА УЧЕТОМ

И КОНТРОЛЕМ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

┌───────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐

             Ядерный материал                    Количество, более      

├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│1. Плутоний                                │15 г                        

│2. Уран, обогащенный изотопом U-235 от 20% │15 г по изотопу U-235       

│(включительно) и выше                                                  

│3. Уран, обогащенный изотопом U-235 от 10% │1 кг по изотопу U-235       

│(включительно) до 20%                                                  

│4. Уран, обогащенный изотопом U-235 выше   │10 кг по изотопу U-235      

│природного (0,71%), но менее 10%                                       

│5. Уран природного обогащения и обедненный │1500 кг                     

│уран с обогащением по изотопу U-235 выше                               

│0,1%                                                                   

│6. Уран-233                                │15 г                        

│7. Материал, состоящий из смеси материалов,│15 г                        

│указанных в п. п. 1, 2 и 6                                             

│8. Нептуний-237                            │15 г                        

│9. Америций                                │1 г                         

│10. Торий                                  │2000 кг                     

└───────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘

 

Примечания:

1. Критерии применяются при организации надзора как необлученного, так и облученного ядерного материала.

2. В случае, если на балансе объекта использования атомной энергии находятся ядерные материалы, указанные в п. п. 2, 3 и 4, в количествах, менее указанных в Приложении 3 для ядерных материалов данного типа, и выполняется неравенство:

 

А / 15 + В / 1000 + С / 10000 > 1,

 

где: А, В, С - количество материала, указанное соответственно в п. п. 2, 3, 4, то на объекте использования атомной энергии осуществляется государственный надзор за организацией учета и контроля ядерных материалов.

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024