Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2002 г. N 2958-III ГД

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 211903-3

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ,

СВЯЗАННЫМ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО

СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N 211903-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Селивановым, А.К. Исаевым, В.В. Рязанским, Л.Н. Яркиным, А.А. Гузановым, А.В. Апариной, Л.А. Беляевым, В.В. Крутовой, С.И. Неверовым, П.П. Рогоновым, В.Б. Савостьяновой.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

 

 

 

 

 

 

Проект

N 211903-3

 

Вносится депутатами

Государственной Думы

А.В. СЕЛИВАНОВЫМ, А.К. ИСАЕВЫМ,

В.В. РЯЗАНСКИМ, Л.Н. ЯРКИНЫМ,

А.А. ГУЗАНОВЫМ, А.В. АПАРИНОЙ,

Л.А. БЕЛЯЕВЫМ, В.В. КРУТОВОЙ,

С.И. НЕВЕРОВЫМ, П.П. РОГОНОВЫМ,

В.Б. САВОСТЬЯНОВОЙ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ,

СВЯЗАННЫМ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО

СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

Статья 1. Дополнить статью 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) абзацем вторым следующего содержания:

"Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, возмещается в соответствии с федеральным законом.".

 

Статья 2. Внести в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31 ст. 3803; 1999, N 29, ст. 3702; 2001, N 44, ст. 4152) следующие изменения и дополнения:

пункт 11 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"11. Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации".

 

Статья 3. Внести в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2002, N 18, ст. 1722) следующие изменения:

в статье 3 исключить следующие слова: "а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.".

 

Статья 4. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ,

СВЯЗАННЫМ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО

СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"

 

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, и подлежит индексации в централизованном порядке в соответствии с ростом минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).

До введения в действие указанного Федерального закона увеличение выплат в возмещение утраченного заработка пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производилось пропорционально росту средней заработной платы в целом по стране, что способствовало адекватному росту выплат в возмещение вреда по отношению к среднему заработку трудоспособного населения страны.

Принятие указанного законопроекта обусловлено упорядочением действующего законодательства и предусматривает внесение дополнения в статью 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации, которое устанавливает, что вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, возмещается в соответствии со специальным законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также изменением действующего механизма индексации ежемесячной страховой выплаты, применение которого приводит к необоснованному завышению сумм страховых выплат пострадавшим на предприятиях ряда отраслей (подотраслей) экономики по сравнению со средней заработной платой работников тех же профессий.

Необходимо отметить, что индексация страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с изменениями МРОТ приведет к тому, что расходы Фонда социального страхования Российской Федерации будут расти быстрее, чем возрастают его доходы. Дальнейшее применение действующего в настоящее время механизма индексации ежемесячных страховых выплат в перспективе неизбежно приведет к разбалансировке финансовой системы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Кроме того, линия на ускоренный рост МРОТ, наметившаяся на ближайшую перспективу, может привести к "перекосу" в росте размеров выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по отношению к росту среднемесячной заработной платы при сохранении индексации указанных выплат пропорционально повышению МРОТ. В этом случае в 2003 году средний размер выплат возрастет по отношению к 2001 году почти в 8 раз, тогда как среднемесячная заработная плата возрастет в 1,5 раза. Это потребует принятия решения по увеличению размеров страховых тарифов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе и для организаций, полностью или частично финансируемых из бюджетов всех уровней, что приведет к росту расходной части соответствующих бюджетов.

Механизм индексации ежемесячных страховых выплат пропорционально прогнозируемому на предстоящий год уровню инфляции позволит в дальнейшем снизить возможный рост страховых тарифов по данному виду страхования, существенно снизит нагрузку на страхователей и позволит избежать необоснованного увеличения страховых выплат пострадавшим по сравнению с заработной платой работающих.

В этой связи законопроект предусматривает уточнение редакции части 11 статьи 12 базового Закона - "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также приведение в соответствие с предлагаемой концепцией редакции статьи 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ.

Реализация предлагаемых норм не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ

С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"

 

До введения в действие Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" механизмы индексации выплат, возмещающих пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний утраченную часть заработка, в основном обеспечивали их рост, в среднем соответствующий росту средней зарплаты в стране.

Так, среднемесячная начисленная заработная плата по стране в декабре 1998 года составила 1463 рубля, а средний размер ежемесячной страховой выплаты - 474 рубля, или 32,4% к средней зарплате.

В настоящее время Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что размер страховой выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, а пунктом 11 статьи 12 того же Федерального закона установлено, что ежемесячные выплаты подлежат индексации в централизованном порядке в соответствии с ростом МРОТ.

При росте средней зарплаты с января 1998 года по июнь 2000 года в 2,5 раза МРОТ оставался неизменным (83,49 рубля). В результате этого среднемесячная зарплата во втором квартале 2000 года составляла 2067,6 рубля, а средний размер ежемесячной выплаты составил 521 рубль или 25% от средней месячной зарплаты и в процентном отношении к средней месячной зарплате упал с 1998 года на 7,4%.

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ, установивший МРОТ 132 рубля с 01.07.2000, 200 рублей с 01.01.2001, 300 рублей с 01.07.2001, остановил "застой" в индексации размеров пособий и ввел "галопирующую" в течение одного года индексацию. За один год МРОТ возрос в 3,6 раза при росте средней месячной зарплаты на 36%.

Это обстоятельство при индексации страховых выплат привело не только к восстановлению соотношения средней ежемесячной выплаты и средней месячной зарплаты на уровне 1998 года, но и изменило это соотношение в сторону увеличения средней месячной выплаты. Так, в первом квартале 2000 года при размере МРОТ 83,49 рубля отношение среднего размера ежемесячной выплаты к средней месячной зарплате составило 26% (средний размер ежемесячной выплаты 468,9 рублей и средний размер месячной зарплаты 1804,2 рубля), а в третьем квартале 2000 года при увеличенном с 01.07.2000 размере МРОТ до 132 рублей это отношение составило 40% (средний размер ежемесячной выплаты 809,3 рубля и средний размер месячной зарплаты 2048,7 рубля).

В 2001 году увеличение соотношения среднего размера ежемесячной выплаты к средней месячной зарплате продолжилось. Так, в первом квартале 2001 года при увеличенном с 01.01.2001 размере МРОТ до 200 рублей отношение среднего размера ежемесячной выплаты к средней месячной зарплате составило 50% (средний размер ежемесячной выплаты 1306,4 рубля и средний размер месячной зарплаты 2622,4 рубля), а в третьем квартале 2001 года при увеличенном с 01.07.2001 размере МРОТ до 300 рублей это отношение составило 64% (средний размер ежемесячной выплаты 1974,8 рубля и средний размер месячной зарплаты 3080,2 рубля).

В мае 2002 года при увеличенном с 01.05.2002 размере МРОТ до 450 рублей отношение прогнозируемого среднего размера ежемесячной выплаты к прогнозируемой средней месячной зарплате предположительно составит 71% (прогнозируемый средний размер ежемесячной выплаты 2920,6 рубля и прогнозируемый средний размер месячной зарплаты 4110,0 рублей).

Дальнейшая индексация выплат в соответствии с ростом МРОТ приведет к необоснованно большому увеличению ежемесячных страховых выплат, в ряде случаев ежемесячная выплата уже не только возмещает утраченный заработок, но и значительно превосходит его. Соответственно будет необходимо повышать тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний из года в год и страховую нагрузку на страхователей.

Наибольшую часть расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют расходы на ежемесячные страховые выплаты. При плановом тарифе страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2000 году 1,47 расходы Фонда на ежемесячные страховые выплаты составили 3279,6 млн. рублей, при плановом тарифе страховых взносов 1,06 в 2001 году расходы Фонда на эти цели составили 9778,7 млн. рублей. При планируемом тарифе страховых взносов в 2002 году 0,95 (тариф 0,95 получен за счет привлечения остатка средств на начало 2002 года в сумме 7940,0 млн. рублей на компенсацию необходимых расходов, реальный тариф составил бы 1,33) расходы на эти цели планируются в сумме 17675,3 млн. рублей (с учетом того, что планируемое с 01.01.2002 увеличение МРОТ до 450 рублей реально осуществлено с 01.05.2002).

При прогнозируемом росте МРОТ с 01.01.2003 до 800 рублей и с 01.01.2004 до 1450 рублей расходы Фонда на ежемесячные страховые выплаты в 2003 и 2004 годах составят, соответственно, 36040,6 млн. рублей и 65233,5 млн. рублей, что потребует увеличения тарифа страховых взносов до 1,98 в 2003 году и до 2,87 в 2004 году.

В случае, если индексация ежемесячных страховых выплат будет производиться в соответствии с прогнозируемым на предстоящий год уровнем инфляции, а именно в 2003 году на 14% и в 2004 году на 11%, то расходы Фонда на ежемесячные страховые выплаты в 2003 и 2004 годах составят, соответственно, 23082,2 млн. рублей и 25621,2 млн. рублей, что потребует установления тарифа страховых взносов 1,31 в 2003 году и 1,23 в 2004 году. При индексации страховых выплат подобным образом в дальнейшем тариф страховых взносов из года в год будет оставаться примерно на одном уровне или же его изменение не будет существенным, что снизит нагрузку на страхователей.

Такой подход позволит избежать необоснованного увеличения выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по сравнению с заработной платой работающих и остановить неуклонный рост тарифа страховых взносов на данный вид страхования и увеличение нагрузки на страхователей по уплате страховых взносов.

Таким образом, внедрение предлагаемого законопроекта позволит избежать существенных перекосов в области обеспечения индексации страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливая при этом справедливое обеспечение инвалидов труда.

Реализация Закона не потребует дополнительных средств из федерального, региональных и местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,

ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"

 

Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.

 

 



Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2018