ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМ КОСМИЧЕСКИМ
АГЕНТСТВОМ
НА 2005 - 2007 ГОДЫ
Профсоюз
работников общего машиностроения Российской Федерации (далее - Профсоюз),
действующий на основании Устава, Федеральное космическое агентство (далее -
Агентство), действующее на основании Положения и полномочий, делегированных
работодателями - руководителями организаций (далее - работодателями) на ведение
переговоров и заключение Отраслевого соглашения на 2005 - 2007 годы (далее -
Соглашение), в соответствии с законодательством Российской Федерации заключили
Соглашение о нижеследующем:
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Соглашение является правовым актом, регулирующим принципы социально-трудовых
отношений между работниками и работодателями организаций, находящихся в ведении
Агентства или в отношении которых Агентство осуществляет единую государственную
политику, первичные профсоюзные организации которых входят в состав Профсоюза
(далее - Организации) и уполномочивших Агентство на заключение Соглашения.
Целью Соглашения
является обеспечение прав и интересов работников в области организации и оплаты
труда, социальных гарантий и льгот, решение на отраслевом уровне
социально-экономических проблем работников, представляемых Профсоюзом.
Сторонами
Соглашения являются:
работники в лице их
представителя - Профсоюза,
работодатели в лице
их представителя - Агентства.
Участником
настоящего Соглашения выступает Федеральная служба по труду и занятости.
Положения и нормы
настоящего Соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в
коллективных договорах в сторону ухудшения.
Итоги выполнения
настоящего Соглашения ежегодно рассматриваются совместно на Пленумах ЦК
профсоюза с участием полномочных представителей Агентства.
1.2. В случае
принятия новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, улучшающих положение работников по сравнению с настоящим Соглашением
и заключенными коллективными договорами, действуют вновь принятые федеральные
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
1.3. Профсоюз и
Агентство (далее - Стороны), заключившие настоящее Соглашение, не вправе в
одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
1.4. Изменения и
дополнения к настоящему Соглашению могут быть приняты по взаимному согласию
Сторон в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 11 марта 1992
г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" с последующими
изменениями и дополнениями.
Внесенные изменения
и дополнения оформляются приложениями к Соглашению, являются его неотъемлемой
частью и доводятся до первичных профсоюзных организаций и работодателей.
1.5. Настоящее
Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31
декабря 2007 года.
1.6. Соглашение
распространяется на работников и работодателей Организаций, уполномочивших
соответствующие Стороны разработать и заключить настоящее Соглашение от их
имени.
Положения
Соглашения являются обязательными для работников и работодателей всех Организаций,
находящихся в ведении Агентства, не заявивших представителям Сторон о своем
несогласии на присоединение к нему в установленном Трудовым кодексом Российской
Федерации порядке.
1.7. Настоящее
Соглашение открыто для присоединения к нему неподведомственных Агентству
Организаций, не делегировавших полномочий на его заключение и заявивших
представителям Сторон Соглашения о своем согласии распространить на них его
действие.
1.8. Настоящее
Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров в Организациях
при заключении коллективных договоров.
Обязательства и
гарантии, включенные в Соглашение, должны быть использованы при заключении
коллективных договоров для обеспечения социально-трудовых и экономических
интересов работников и защиты их прав.
Разногласия,
возникшие при составлении и (или) заключении коллективных договоров,
рассматриваются двусторонней Комиссией, созданной приказом Генерального
директора Роскосмоса и постановлением Президиума ЦК Профсоюза работников общего
машиностроения Российской Федерации.
1.9. Члены
профсоюза, а также работники, не являющиеся членами профсоюза, но ежемесячно
перечисляющие на счет профсоюзной организации денежные средства (взносы
солидарности) на условиях и в порядке, которые установлены коллективным
договором, имеют исключительное право на защиту своих прав и интересов
профсоюзными органами в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
1.10. Льготы и
социальные гарантии, дополнительные по сравнению с действующими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами о труде Российской Федерации,
осуществляются за счет средств Организаций и при условии включения этих норм в
коллективные договоры.
1.11. Стороны
договорились в месячный срок с момента подписания настоящего Соглашения направить
его работодателям и в первичные профсоюзные организации.
1.12. В течение
двух недель после получения настоящего Соглашения работодатель и председатель
первичной профсоюзной организации доводят его до сведения всех работников
Организации.
1.13. Организации 2
раза в год предоставляют в Агентство и ЦК профсоюза информацию о выполнении
коллективных договоров для анализа и подведения итогов.
2. ОСНОВНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
2.1. Обязательства
Агентства и Профсоюза:
2.1.1. Для
обеспечения реализации настоящего Соглашения на основе взаимных консультаций в
рамках двусторонней Комиссии по разработке и заключению Отраслевого соглашения
разрабатывать мероприятия, принимать необходимые решения, формировать и
направлять в установленном порядке предложения в адрес органов государственной
власти Российской Федерации.
2.1.2. Вносить в
органы государственной власти Российской Федерации предложения по решению
социально-экономических проблем в ракетно-космической промышленности.
2.1.3. В пределах
своей компетенции принимать меры по:
2.1.3.1.
Обеспечению финансирования Федеральной космической программы России (ФКП
России), Федеральной целевой программы "ГЛОНАСС" (ФЦП
"ГЛОНАСС") и выполнению государственного оборонного заказа,
предусмотренных федеральными законами Российской Федерации о федеральных
бюджетах на 2005 - 2007 годы, начиная с января 2005 г.
2.1.3.2. Отсрочке
платежей в бюджеты разных уровней в случае задержки финансирования работ по ФКП
России, ФЦП "ГЛОНАСС" и государственному оборонному заказу (в доле,
пропорциональной стоимости этих работ в общем объеме производства).
2.1.3.3. Погашению
Правительством Российской Федерации в установленном порядке задолженности
Агентству за работы, выполненные по государственным контрактам.
2.1.3.4. Погашению
задолженности основным государственным заказчиком - Министерством обороны
Российской Федерации за работы, выполненные в предыдущие годы, а также
задолженности организаций - головных исполнителей организациям-соисполнителям.
2.1.4. Проводить
совместную работу по привлечению и закреплению молодежи в организациях
ракетно-космической промышленности.
2.1.5.
Содействовать реформированию организаций ракетно-космической промышленности в
соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование и развитие
оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы).
2.2. Обязательства
Агентства:
2.2.1. Своевременно
обеспечивать Организации государственными заказами на изготовление
ракетно-космической техники, на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы за счет и в пределах средств, выделяемых из
федерального бюджета Российской Федерации, а также внебюджетных средств,
привлекаемых для выполнения указанных работ.
2.2.2. Оказывать
действенную поддержку в разработке Организациями эффективных планов финансового
оздоровления, программ реструктуризации и конверсии. Своевременно доводить до
сведения Профсоюза информацию об угрозе и начале процедур банкротства
Организаций, а также о планируемой реализации или передаче объектов, социально
значимых для работников Организаций.
2.2.3. В порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, содействовать деятельности первичных профсоюзных организаций
Профсоюза, а также их выборных органов.
2.3. Обязательства
Профсоюза:
2.3.1. Представлять в установленном федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке социально-трудовые
интересы работников Организаций в органах государственной власти Российской
Федерации.
2.3.2. Добиваться
неукоснительного соблюдения Сторонами настоящего Соглашения.
2.3.3. Принимать
участие в координации действий работников Организаций, в том числе
осуществляющих организационно-правовые преобразования по программам
акционирования, приватизации и финансового оздоровления.
2.3.4. Обеспечивать
участие представителей первичных профсоюзных организаций в разработке (изменении)
правил внутреннего трудового распорядка Организаций, установлении условий труда
и заработной платы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
2.3.5. Четко
определять свою позицию по важнейшим событиям и социально-экономическим
изменениям в Российской Федерации, в Организациях отрасли и оперативно
информировать о ней первичные профсоюзные организации.
2.3.6.
Предоставлять бесплатные консультации по правовым и социально-трудовым вопросам
первичным профсоюзным организациям, а также членам Профсоюза и другим
работникам, перечисляющим на счет профсоюзной организации взносы солидарности.
2.3.7. Оказывать
практическую и методическую помощь по заключению коллективных договоров
первичным профсоюзным организациям.
2.3.8. Обеспечивать
участие первичных профсоюзных организаций в организационно-правовых
преобразованиях по Федеральной целевой программе "Реформирование и
развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)".
2.3.9. Обеспечивать
Агентство материалами по социально-трудовым вопросам, имеющимся в Профсоюзе, а
также информировать о планируемых Профсоюзом коллективных действиях.
3. ВОПРОСЫ
ЗАНЯТОСТИ И ОПЛАТА ТРУДА
3.1. Агентство и
Профсоюз договорились:
3.1.1. Условия,
устанавливаемые при заключении с работниками трудовых договоров, не могут быть
хуже определенных действующим законодательством о труде Российской Федерации,
настоящим Соглашением и коллективными договорами Организаций.
3.1.2. Задержка
выплаты заработной платы со стороны работодателя является причиной приостановки
работы на основании ст. 74 ТК РФ, вследствие чего оплата простоя работника
должна производиться в размере, установленном частью 1 ст. 157 ТК РФ, не менее
двух третей среднего заработка.
3.1.3. Не допускать
массового увольнения работников по инициативе работодателя. Под массовым
увольнением работников понимается увольнение работодателем свыше 10%
численности работающих в Организации в течение года. В случае возникновения
чрезвычайной ситуации вследствие ликвидации Организации работодатель
своевременно, не менее чем за три месяца, представляет соответствующим
первичным профсоюзным организациям и местным органам службы занятости населения
информацию о предстоящем увольнении каждого конкретного работника. В случае
возникновения разногласий вопрос рассматривается соответствующими Сторонами.
3.1.4. Все
мероприятия, которые могут привести к сокращению численности Организации,
проводятся только после предварительного (не менее чем за три месяца)
уведомления профсоюзного комитета и проведения с ним переговоров.
3.1.5. О
предстоящем увольнении работники предупреждаются работодателем персонально под
расписку не менее чем за два месяца. Одновременно с предупреждением об
увольнении в связи с сокращением численности или штата работников работодатель
предлагает работнику другую работу в той же Организации.
3.1.6. При
восстановлении объемов производства или в случае создания новых рабочих мест уволенные по сокращению штатов работники имеют
преимущественное право при приеме на работу при прочих равных обстоятельствах.
3.2. Агентство
обязуется:
3.2.1. Принимать к
рассмотрению представления Профсоюза о нарушении работодателями федеральных
законов и иных нормативных правовых актов о труде Российской Федерации,
невыполнении положений коллективных договоров и настоящего Соглашения как
основания применения к ним дисциплинарных взысканий в соответствии с
действующим законодательством.
3.2.2. В пределах
своей компетенции принимать меры воздействия на работодателей государственных
организаций, не принимающих действенных мер по ликвидации просроченной задолженности
по заработной плате.
3.2.3. Учитывать
мотивированное мнение Профсоюза при продлении срока действия трудовых договоров
с работодателями.
3.2.4. Для
обеспечения производственной загрузки Организаций и занятости работников,
повышения их заработной платы, предотвращения случаев массового увольнения
оказывать Организациям содействие в поиске и выполнении договоров, в том числе
с иностранными партнерами.
3.2.5.
Ежеквартально проводить анализ уровня заработной платы, своевременности ее
выплаты, текучести кадров и занятости работников в Организациях и полученные
данные доводить до Профсоюза.
3.3. Профсоюз
обязуется:
3.3.1. Добиваться в
органах государственной власти Российской Федерации повышения
минимального размера оплаты труда в связи с ростом цен на потребительском
рынке, а также положительного решения по другим социально-трудовым проблемам в
соответствии с действующими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
3.3.2. Осуществлять
анализ уровня заработной платы и своевременности ее выплаты в Организациях,
входящих в Профсоюз. При необходимости принимать меры по улучшению их
положения.
3.4. При заключении
коллективных договоров в Организациях Стороны договорились обеспечить включение
следующих пунктов:
3.4.1. Установить
минимальный размер месячной оплаты труда работника, выработавшего полностью
среднемесячную (по году) норму рабочего времени (исходя из 40-часовой рабочей
недели) и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не ниже
величины прожиточного минимума в регионе (без учета доплат, предусмотренных
действующим трудовым законодательством).
В Организациях,
которые по экономическим обстоятельствам не могут в настоящее время достигнуть
этой нормы, установить минимальный размер месячной оплаты труда не ниже 2000
рублей. Работодателю совместно с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной
организации разработать и внедрить в течение 2005 года программу поэтапного
увеличения заработной платы, доведя ее до уровня не ниже прожиточного минимума
в регионе.
3.4.2. Установить
размеры тарифных ставок и окладов, их соотношение между различными
профессионально-квалификационными группами работников, изменения этих размеров
и соотношений с учетом динамики прожиточного минимума по регионам страны.
3.4.3. Удельный вес
тарифа (должностного оклада) в заработной плате работника составляет не менее
60%.
3.4.4. Выплату
заработной платы производить два раза в месяц.
3.4.5. Выплату
заработной платы работодателю производить одновременно с выплатой всем
работникам Организации.
Размер денежного
содержания работодателя не является коммерческой тайной.
3.4.6. Работодатель
своевременно и в полном объеме осуществляет перечисление страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Профсоюзный комитет
Организации осуществляет контроль за перечислением
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и информирует об этом
работников.
3.4.7.
Способствовать развитию дополнительного негосударственного пенсионного
обеспечения работников организации.
Отчисления на эти
нужды в объеме не менее 5% от фонда оплаты труда рассматриваются Агентством при
заключении договоров (контрактов) в индивидуальном порядке согласно
действующему законодательству и перспективному плану развития
ракетно-космической промышленности.
3.4.8. В случае
нарушения работодателем установленных коллективным договором сроков выплаты
заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, работодатель обязан
выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации).
Конкретный размер
выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным
договором, но не может быть ниже размера, установленного трудовым
законодательством.
3.4.9. В
приложениях к коллективному договору привести согласованные с первичной
профсоюзной организацией тарифные ставки и схемы должностных окладов
работников, положения по оплате труда, премированию, доплатам, надбавкам и
другим поощрительным выплатам.
3.4.10. Проводить
целенаправленную молодежную политику в Организации, для чего:
- предоставлять
молодым специалистам дополнительные льготы в оплате труда, социальные гарантии;
- оказывать
содействие развитию молодежного движения;
- оказывать помощь
в организации и проведении творческих конкурсов и конкурсов профессионального
мастерства.
4. ОХРАНА
ТРУДА
4.1. Обязательства
Агентства:
4.1.1. Ежегодно
анализировать выполнение мероприятий по охране труда работников Организаций,
находящихся в ведении Агентства.
4.1.2. Оказывать
информационную и методическую помощь службам охраны труда Организаций в
создании здоровых и безопасных условий труда.
4.1.3. Осуществлять
анализ причин несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом, групповых
несчастных случаев и разрабатывать меры по их предупреждению.
В
соответствии с пунктами 3.1.8, 3.2.9 и 5.2 "Примерного трудового договора
с руководителем федерального государственного унитарного предприятия",
утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Российской
Федерации от 11 декабря 2003 г. N 6946-р, принимать в установленном порядке
решения о привлечении к дисциплинарному взысканию руководителя организации за
невыполнение им своих обязанностей в части обеспечения надлежащего технического
оборудования рабочих мест и создания на них условий работы, соответствующих единым межотраслевым и отраслевым
правилам по охране труда, санитарным нормам и правилам, приведших к несчастным
случаям на производстве со смертельным исходом.
4.1.4. Совместно с
органами государственной и профсоюзной инспекции труда с выездом на место
принимать участие в подготовке заключений на соответствие требованиям охраны
труда вновь вводимых в эксплуатацию и реконструируемых производственных
объектов.
4.1.5. Обязать
руководителей Организаций сообщать в Агентство о происшедших групповых, тяжелых
несчастных случаях на производстве, несчастных случаях со смертельным исходом.
По окончании расследования направлять в Агентство копии:
- актов о
расследовании этих несчастных случаев на производстве;
- актов по форме
Н-1;
- заключения
государственного инспектора по охране труда (при наличии).
4.2. Обязательства
Профсоюза:
4.2.1. Осуществлять
общественный контроль за состоянием условий труда
работников, соблюдением работодателями норм и правил, законных прав и интересов
работников в области охраны труда.
4.2.2. В
необходимых случаях выдавать работодателям обязательные к рассмотрению
представления об устранении имеющихся нарушений требований охраны труда.
4.2.3. Принимать
участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на
производстве.
4.2.4. Принимать
участие в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, связанных
с нарушением законодательства о труде и охране труда, обязательств,
установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
4.2.5. По ходатайству первичной профсоюзной организации Президиуму ЦК
профсоюза ставить вопрос перед Агентством о досрочном расторжении трудового
договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия
или привлечении его к дисциплинарному или материальному взысканию в случае
нарушения им условий трудового договора, раздела "Охрана труда"
коллективного договора, приведших к несчастным случаям на производстве с
тяжелым или смертельным исходом, или невыплаты доплат и компенсаций работникам
организаций, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
(пункты 3.1.8, 3.2.9, 4.4 и 5.2 "Примерного трудового договора с
руководителем федерального государственного унитарного предприятия",
утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Российской
Федерации от 11 декабря 2003 г. N 6946-р).
4.2.6. Регулярно
доводить до сведения работников Организации вновь
принимаемые федеральные законы и иные нормативные правовые акты по охране труда
Российской Федерации и обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также разъяснять
порядок их применения.
4.3. Агентство и
Профсоюз договорились:
4.3.1. Добиваться
принятия в каждой Организации обязательного приложения к коллективному
договору: "Соглашение по охране труда на ____ гг." с наличием
конкретных мероприятий по охране труда и выделением средств на их
финансирование.
Оказывать (при
необходимости) содействие Организациям при заключении государственных заказов с
Агентством по включению в себестоимость продукции затрат, направленных на
обеспечение условий труда, соответствующих единым межотраслевым и отраслевым
правилам по охране труда, санитарным нормам и правилам (в соответствии с главой
25 Налогового кодекса РФ).
4.3.2. Содействовать формированию фондов охраны труда Организаций и
выделению на охрану труда средств в объемах, предусмотренных коллективным
договором, но не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ,
услуг), в Организации, занимающейся эксплуатационной деятельностью, в размере
не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов, а для ФГУП не менее 0,2% от
фонда оплаты труда.
4.3.3.
Содействовать созданию необходимых условий для работы уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда профкомов по вопросам охраны труда и особенно в составе комиссий подразделений, цехов и отделов
по аттестации рабочих мест. Для исполнения возложенных на них функций может
представляться в течение рабочей смены свободное время в размере, определенном
коллективным договором, но не менее двух часов в неделю.
Привлекать к
дисциплинарной ответственности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда
профкомов, внештатных технических инспекторов труда ЦК профсоюза, переводить их
на другую работу или увольнять по инициативе работодателя допускается только с
предварительного согласия профсоюзного комитета организации.
4.4. При заключении
коллективных договоров в Организациях Стороны договорились обеспечить включение
следующих пунктов:
4.4.1. Проводить не реже одного раза в пять лет, с участием профсоюзного
комитета (уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда), аттестацию всех
рабочих мест (вновь создаваемые рабочие места и рабочие места, на которых были
внесены изменения в технологические процессы, проходят аттестацию в первую
очередь), с измерениями параметров опасных и вредных производственных факторов,
определения тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, с
разработкой комплексной программы мероприятий по устранению вредных и опасных
производственных факторов и приведению рабочих мест в соответствие с
санитарно-гигиеническими требованиями и обеспечением безопасных условий труда.
4.4.2. Осуществлять
административно-общественный контроль за состоянием
безопасности труда на всех уровнях управления производством.
4.4.3. Организовывать и обеспечивать эффективную работу совместного
комитета (комиссии) представителей работодателя и профсоюзного комитета по
охране труда, устанавливать условия освобождения от основной работы членов
комитета (комиссии), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзного
комитета по охране труда и порядок оплаты времени выполнения ими обязанностей
по охране труда, контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий труда.
4.4.4.
Информировать принимаемых на работу работников (через заключаемый трудовой договор)
о нормативных требованиях к условиям труда на их рабочем месте и его
фактическом состоянии, применяемых средствах индивидуальной защиты, льготах и
компенсациях, режиме труда и отдыха.
Данная информация
должна предоставляться всем без исключения работникам по их просьбе и в
процессе труда.
4.4.5. Своевременно
и в полном объеме устранять недостатки в части обеспечения безопасности труда,
предупреждения общей и профессиональной заболеваемости в соответствии с
предписаниями органов федеральной инспекции труда Российской Федерации,
государственной экспертизы условий труда Российской Федерации, решениями
первичной профсоюзной организации.
4.4.6. Обеспечивать
полноту предоставляемых льгот и компенсаций за работу с вредными и опасными
условиями труда в порядке и в сроки, установленные федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, через оформленные
приложения к коллективному договору.
4.4.7. Выплачивать дополнительное единовременное пособие сверх возмещения,
предусмотренного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, работнику при несчастном случае на производстве,
профессиональном заболевании либо ином повреждении здоровья, связанного с
исполнением им трудовых обязанностей, с установлением конкретного размера
единовременного пособия работнику в зависимости от степени утраты им
профессиональной трудоспособности за счет прибыли, остающейся в распоряжении
Организации.
4.4.8. Выплачивать
дополнительное единовременное пособие семье работника, погибшего при исполнении
им трудовых обязанностей, в размере 60-кратного минимального размера заработной
платы, установленного федеральным законом на день выплаты, за счет прибыли,
остающейся в распоряжении Организации.
4.4.9. В
соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний":
а) направлять за
счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве в территориальные обучающие центры на обучение
по охране труда с отрывом от производства следующие категории
застрахованных:
- специалистов и
руководителей служб охраны труда Организаций;
- членов комитетов
(комиссий) по охране труда Организаций;
- уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда первичной профсоюзной организации;
б) направлять до
20% средств на обязательное социальное страхование на предупредительные меры по
профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4.4.10. Проводить
бесплатные предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры
работников Организаций, работающих во вредных и опасных условиях труда, за счет
средств, определенных законодательством Российской Федерации, и средств на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
4.4.11. Выделять
средства для сохранения и укрепления материальной базы медицинских учреждений
(МСЧ, поликлиник, больниц, здравпунктов), санаториев-профилакториев с целью
обеспечения профилактики общей и профессиональной заболеваемости, эффективного
проведения периодических медицинских осмотров, снижения производственного
травматизма, в том числе используя для этих целей страховые взносы на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
4.4.12.
Информировать профсоюзные органы о групповых и тяжелых несчастных случаях на
производстве, несчастных случаях со смертельным исходом, профессиональных
заболеваниях, с предоставлением актов по форме Н-1 и актов о случае
профессионального заболевания.
4.4.13.
Подготавливать приложения к коллективному договору с перечнем профессий, дающих
право на льготное пенсионное обеспечение.
4.4.14. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения
опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда
либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями
труда, не предусмотренных трудовым договором (что рассматривается как
"Принудительный труд"), не влечет за собой привлечения его к
дисциплинарной ответственности.
Отказ от выполнения
работы возможен после предварительного письменного уведомления
непосредственного руководителя работ и составления акта комиссией, состоящей из
представителя руководителя структурного подразделения, службы охраны труда и
представителя профсоюзной организации (уполномоченного (доверенного) лица по
охране труда профсоюзного комитета).
При отказе
работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и
здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан
предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам
работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его
жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации в случае необеспечения
работника средствами индивидуальной и коллективной защиты по установленным
нормам работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине
простой в размере средней заработной платы.
5.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ,
БЫТОВОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОТНИКОВ
5.1. Агентство и
Профсоюз обязуются:
5.1.1. Проводить
согласованную политику в области организации детского и семейного отдыха,
сохранения и развития сети детских оздоровительных лагерей, баз отдыха,
объектов культуры, спортивных сооружений.
5.1.2. Оказывать
организационно-методическую помощь детским оздоровительным лагерям Организаций.
5.2. При заключении
коллективных договоров в Организациях Стороны договорились включать следующие
пункты в пределах своих экономических возможностей:
5.2.1. Выплачивать
работнику, уходящему на пенсию (в том числе по инвалидности), единовременное
пособие в зависимости от стажа работы с учетом его среднемесячного заработка.
5.2.2. Выплачивать
работнику, уходящему в ежегодный отпуск, единовременное пособие на профилактику
заболеваний и лечение.
5.2.3. Осуществлять
долевое финансирование (с привлечением средств других
организаций) деятельности физкультурно-оздоровительных, дошкольных и спортивных
учреждений, передаваемых для целевого использования первичным профсоюзным
организациям.
5.2.4. В
установленном порядке предоставлять работникам долгосрочные кредиты для
приобретения жилья, оказывать помощь в индивидуальном строительстве жилых и
садовых домов, предоставлять ссуды на приобретение предметов длительного
пользования на льготных условиях.
5.2.5. Создать в
Организации фонд социальной поддержки, за счет которого:
- оказывать
материальную помощь высвобождаемым работникам при наличии 2-х и более
иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным
заработком;
- производить
доплату к пособию на период профессиональной подготовки (переподготовки) по
направлению местного органа службы занятости до размера среднего заработка
работника;
- выплачивать
компенсацию при увольнении сверх размера выходного пособия, установленного
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
- производить
выплату дополнительного пособия в случае высвобождения работника более чем за 2
года до наступления пенсионного возраста.
5.2.6. Заключать
договоры на поставку сельскохозяйственной продукции для предприятий
общественного питания и работников Организаций.
5.2.7. Обеспечивать
работников (в первую очередь - пенсионеров и малоимущих), проживающих в домах с
печным отоплением, топливом по льготным ценам.
5.2.8. Выделять
средства на частичную компенсацию стоимости продуктов питания и обедов в
буфетах и столовых Организаций с указанием размеров компенсации.
5.2.9. Выделять средства, сверх предусмотренных федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на оплату путевок
работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения,
санатории-профилактории, детские санаторные и оздоровительные лагеря,
диетическое питание, содержание детских спортивных школ.
5.2.10. Обеспечить
нормальное функционирование объектов социальной инфраструктуры (здравпунктов,
санаториев-профилакториев, детских санаторных и оздоровительных лагерей, домов
и баз отдыха), находящихся на балансе Организаций, с целью обеспечения
работников и членов их семей доступными видами отдыха и лечения.
5.2.11. Включать в
качестве приложения перечень согласованных с работодателем мероприятий по
аккумулированию средств Организаций для частичной оплаты путевок на
санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых работников и членов их семей,
детские подарки.
5.2.12.
Обеспечивать по льготным ценам услуги культурно-просветительных, детских,
оздоровительных, физкультурно-спортивных учреждений для работников Организаций
и членов их семей.
5.2.13. Выплачивать
пособие семье умершего работника или пенсионера, ушедшего на пенсию из данной
Организации.
5.2.14. Обеспечить
функционирование действенной системы профессионального обучения, повышения
квалификации и переподготовки работников Организаций в соответствии с
утвержденным планом и сметой.
5.2.15.
Обязательства по организации опережающей профессиональной подготовки и
переподготовки высвобождаемых работников до наступления срока расторжения
трудового договора.
5.2.16. Оказывать
содействие высвобождаемым работникам в трудоустройстве и постановке на учет в
местных органах службы занятости населения.
5.2.17.
Обеспечивать горячим питанием работников во всех сменах. При необходимости
выделять оборудованные специальные помещения под комнаты для приема пищи.
6.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
6.1. Агентство и
Профсоюз обязуются:
6.1.1. Принимать
решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после взаимных
консультаций.
6.1.2.
Информировать друг друга о выполнении принятых на себя обязательств и
принимаемых решениях по социально-трудовым вопросам.
6.1.3. Обеспечивать
взаимную возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении
социально-трудовых вопросов.
6.1.4. Обеспечить в
Организациях заключение коллективных договоров между работодателями и
работниками, оказывать практическое и методическое содействие Сторонам при
разработке коллективных договоров.
В случае отсутствия
в Организации, интересы которой представлены Сторонами Соглашения, в настоящее
время коллективного договора Соглашение имеет прямое действие.
6.1.5. В
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в течение трех месяцев со
дня начала коллективных переговоров представители работников и работодателей
должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным
составлением протокола разногласий (при их наличии).
6.1.6. Утверждение
коллективного договора, продление срока его действия, внесение изменений и
дополнений, подведение итогов выполнения (не менее двух раз в год) проводится
на общем собрании (конференции) работников Организации.
6.1.7.
Председателям первичных профсоюзных организаций копии коллективных договоров,
заключенных в Организациях, в месячный срок после регистрации в региональном
органе по труду направлять в ЦК профсоюза.
6.1.8. Проводить
согласованную политику по созданию и укреплению первичных профсоюзных
организаций в Организациях, находящихся в ведении Агентства.
6.2. Обязательства
Агентства:
6.2.1. Приглашать
председателей первичных профсоюзных организаций на совещания в Агентство,
посвященные трудовым и социально-экономическим вопросам Организаций.
6.3. Обязательства
Профсоюза:
6.3.1.
Способствовать включению в коллективные договоры обязательств по обеспечению
выполнения в полном объеме работниками своих обязанностей по трудовым договорам
и правилам внутреннего трудового распорядка.
6.3.2. Принимать
участие в решении трудовых и социально-экономических вопросов в рамках
социального партнерства.
При разрешении
коллективных трудовых споров максимально использовать примирительные процедуры,
предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, считая забастовки исключительной и чрезвычайной мерой.
7.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫБОРНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНОВ
И ПРАВ ПРОФСОЮЗНЫХ
РАБОТНИКОВ
7.1. Обязательства
Агентства:
7.1.1. Обеспечить
беспрепятственное посещение представителями профсоюзных органов
производственных помещений, зданий и сооружений, рабочих мест, на которых
работают члены профсоюза, а также объектов санитарно-бытового назначения для
реализации предоставленных Профсоюзу прав и уставных задач.
7.1.2. Направлять в
Профсоюз приказы, информационные письма и другие материалы о состоянии и
перспективах социально-экономического положения Организаций, о социальной
защищенности работников и охране их труда. Предоставлять информацию,
необходимую Профсоюзу для ведения коллективных переговоров.
7.1.3. Проводить
встречи и консультации, на которых информировать Профсоюз о текущих и
перспективных задачах Агентства.
7.1.4. Сообщать
Профсоюзу о заключении и расторжении трудовых договоров с работодателями.
7.1.5.
Информировать Организации и Профсоюз о предстоящих изменениях
организационно-правовых форм Организаций, находящихся в ведении Агентства.
7.2. Обязательства
Профсоюза:
7.2.1. Профсоюз и
его первичные организации являются полномочными представителями работников в
организациях, находящихся в ведении Агентства, при проведении коллективных
переговоров, подготовке и заключении Отраслевого соглашения и коллективных
договоров, а также урегулировании возникающих в Организациях коллективных и
индивидуальных трудовых споров.
7.2.2.
Представители Профсоюза обязуются не разглашать служебную и коммерческую тайны,
о которых они узнают в результате ведения коллективных переговоров и посещения
рабочих мест, на которых работают члены профсоюза.
7.3. При заключении
коллективных договоров в Организациях Стороны договорились обеспечить включение
следующих пунктов:
7.3.1. Работодатель
обязан безвозмездно предоставлять органам Профсоюза, действующим в Организации,
в бесплатное пользование необходимые для их деятельности помещения,
оборудование, оргтехнику, транспортные средства, средства связи и другое
имущество, оговоренное действующим трудовым законодательством.
7.3.2. При наличии
письменных заявлений работников работодатель ежемесячно и бесплатно взимает из
их заработной платы членские профсоюзные взносы и (или) взносы солидарности
работников, не являющихся членами профсоюза, и перечисляет их на счет Профсоюза
в полном объеме одновременно с выплатой заработной платы.
Работодатель не
вправе задерживать перечисление указанных средств.
7.3.3. Работодатель
отчисляет первичным профсоюзным организациям на проведение культурно-массовой и
физкультурно-спортивной работы денежные средства в размере до 0,5% от фонда
оплаты труда из прибыли, остающейся в распоряжении Организации.
7.3.4. Установить
порядок освобождения от основной работы выборных профсоюзных работников для
выполнения ими общественных обязанностей в интересах коллектива работников, а
также на время краткосрочной профсоюзной учебы, участия в работе выборных
профсоюзных органов (конференций).
7.3.5. Работодатель
оказывает материальную поддержку первичным профсоюзным организациям в обучении
профсоюзного актива в системе образования профсоюзов (с учетом имеющихся для
этого экономических возможностей).
7.3.6.
Распространить на выборных и штатных работников первичных профсоюзных
организаций социально-бытовые льготы, установленные для работников Организации.
7.3.7. Премировать
выборных и штатных работников профсоюзного комитета в соответствии с действующими
положениями для работников Организации.
7.3.8.
Предоставлять профсоюзным работникам, освобожденным от работы в Организации
вследствие избрания на выборные должности в профсоюзные органы, после окончания
срока их полномочий работу (должность) с заработком не менее того, который был
на момент ухода на выборную должность с учетом индексации.
8. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ
8.1. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется
непосредственно Сторонами, двусторонней Комиссией и соответствующими органами
по труду.
При выявлении
нарушений выполнения Соглашения Стороны проводят взаимные консультации и
принимают решения, которые являются для них обязательными.
8.2. При проведении
указанного контроля представители Сторон обязаны предоставлять друг другу
необходимую для этого информацию.
9.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЕ
ИЛИ НЕВЫПОЛНЕНИЕ
СОГЛАШЕНИЯ
9.1. Лица, представляющие
Стороны по настоящему Соглашению, несут ответственность за нарушение или
невыполнение Соглашения в соответствии с действующими законами и иными
нормативными правовыми актами.
9.2. Настоящее
Соглашение составлено и подписано Сторонами в 3-х экземплярах, имеющих
одинаковую юридическую силу.
Профсоюз работников
общего
машиностроения
Российской
Федерации
Ю.С.СПИЧЕНОК
5 ноября 2004 года
Федеральное
космическое
агентство
А.Н.ПЕРМИНОВ
9 ноября 2004 года
Соглашение прошло
уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости.
Регистрационный N 13/05-07.
Руководитель Федеральной
службы по труду и
занятости
М.А.ТОПИЛИН
11 марта 2005 года