ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2005 г. N 21
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ,
ПОДГОТОВКЕ,
ПОДДЕРЖАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО
ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА"
Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет:
Утвердить и ввести
в действие с 1 февраля 2006 г. прилагаемое Руководство по безопасности
"Рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и повышению квалификации
оперативного персонала объектов ядерного топливного цикла" (РБ-034-05).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждены
Постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 29 декабря 2005
г. N 21
Введены в действие
с 1 февраля 2006
года
РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДБОРУ, ПОДГОТОВКЕ, ПОДДЕРЖАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ
КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО
ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА
РБ-034-05
Руководство по
безопасности содержит рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и
повышению квалификации оперативного персонала объектов ядерного топливного
цикла, формированию и поддержанию у него культуры безопасности, а также к
производственно-административным формам работы с оперативным персоналом,
направленные на обеспечение безопасности объектов ядерного топливного цикла.
Выпускается впервые
<*>.
--------------------------------
<*> Настоящий
документ разработан в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной
безопасности Калибердой И.В., Плехановым В.Ш., Кулешовой Е.В.
При разработке
документа рассмотрены и учтены замечания и предложения специалистов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОАО
"ТВЭЛ", ОАО "Машиностроительный завод", ФГУП "ПО
"Маяк", ФГУП "ГХК", ФГУП "СХК".
Разработано на
основании федеральных норм и правил в области использования атомной энергии с
учетом рекомендаций МАГАТЭ и положений международных стандартов ИСО.
1. Общие
положения <*>
--------------------------------
<*> В
Руководстве используются термины, принятые в федеральных нормах и правилах в
области использования атомной энергии.
1.1. Настоящее Руководство по безопасности "Рекомендации по
подбору, подготовке, поддержанию и повышению квалификации оперативного
персонала объектов ядерного топливного цикла" (далее - Руководство)
развивает требования Общих положений обеспечения безопасности объектов ядерного
топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ) и содержит рекомендации по подбору, подготовке,
поддержанию и повышению квалификации оперативного персонала, формированию и
поддержанию у него культуры безопасности, а также к
производственно-административным формам работы с оперативным персоналом,
направленные на обеспечение безопасности ОЯТЦ.
1.2. Руководство определяет приемлемый для федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование
безопасности при использовании атомной энергии, подход эксплуатирующей
организации к реализации требований ОПБ ОЯТЦ по подбору и подготовке персонала
ОЯТЦ, осуществляющего управление технологическим процессом, обращением с
ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, а
также оперативное обслуживание систем, важных для безопасности ОЯТЦ
(оперативный персонал), в целях предотвращения ошибочных действий персонала
и принятия им ошибочных решений.
1.3. В случае, если применяются другие подходы, чем те, которые
определены в Руководстве, то эксплуатирующая организация должна обосновать
правильность сделанного выбора.
2. Подбор
оперативного персонала
2.1. На ОЯТЦ
следует разработать и утвердить список профессий и должностей оперативного
персонала. Подбор оперативного персонала следует проводить на основании этого
списка и анализа:
1) проекта ОЯТЦ;
2) технологий, применяемых
на ОЯТЦ, планируемых изменений в технологических процессах и оборудовании;
3) объемов
выполняемых и планируемых к выполнению работ;
4) фактической и
необходимой численности оперативного персонала и его квалификации;
5) должностных
инструкций оперативного персонала;
6) результатов
оценки квалификации имеющегося оперативного персонала;
7) квалификационных
испытаний, результатов аттестации оперативного персонала.
2.2. Подбор
оперативного персонала следует осуществлять из числа лиц, удовлетворяющих
квалификационным требованиям, характеристикам, установленным для данной
должности, не имеющих медицинских и психофизиологических противопоказаний для
работы.
3. Подготовка,
поддержание и повышение квалификации
оперативного
персонала
3.1. Подготовку оперативного персонала следует проводить в объеме
квалификационных требований по конкретным должностям и профессиям по отобранным
для обучения темам, включающим, в том числе, изучение принципов культуры
безопасности, ознакомление с распорядительными документами по вопросам
аварийности, травматизма, нарушения требований правил охраны труда, а также
проведение противоаварийных, противопожарных тренировок и тренировок по действиям
в чрезвычайных ситуациях.
Для каждого вновь
принимаемого на работу или готовящегося на новую должность работника следует
назначать лицо, ответственное за его подготовку.
3.2. Поддержание и повышение квалификации оперативного персонала следует
проводить с установленной периодичностью с целью обновления теоретических
знаний, поддержания практических навыков работы и изучения изменений, внесенных
в нормативные, регламентирующие, другие технические документы, а также в
обслуживаемые системы и оборудование.
Квалификацию
оперативного персонала следует поддерживать и повышать с учетом требований к
знаниям, навыкам и умениям, определяемых должностной инструкцией работника и
характером выполняемой им работы в ходе:
1) технической
учебы по месту основной деятельности;
2) обучения, в том
числе с отрывом от производства, в учебных центрах, на курсах, в процессе
стажировки;
3) проведения
противоаварийных тренировок с целью проверки способности и приобретения навыков
быстро и правильно ориентироваться при ликвидации аварийных ситуаций;
4) регулярного
ознакомления с технической литературой.
3.3. При
подготовке, поддержании и повышении квалификации работников из числа
оперативного персонала следует предусматривать:
1) вводный
инструктаж (при приеме на работу);
2) первичный инструктаж
на рабочем месте (при необходимости);
3) повторный, внеплановый, целевой инструктажи (при
необходимости);
4) разработку,
согласование и утверждение индивидуальной программы подготовки;
5) теоретическую
подготовку;
6) практическую
подготовку с использованием технических средств обучения (при необходимости);
7) проверку знаний;
8) стажировку на
рабочем месте (при необходимости);
9) дублирование на
рабочем месте (при необходимости);
10) допуск к
самостоятельной работе;
11) получение
разрешений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
(при необходимости).
3.4. Инструктажи
следует проводить с целью доведения до оперативного персонала основных
требований безопасного ведения работ, эксплуатации оборудования, соблюдения
правил охраны труда, ядерной, радиационной, промышленной и пожарной
безопасности.
3.4.1. Вводный
инструктаж следует проводить с разъяснением основных видов опасности на
производстве, правил поведения на территории предприятия, в производственных и
бытовых помещениях, значений предупредительных надписей и плакатов.
3.4.2. Первичный
инструктаж на рабочем месте следует проводить до начала производственной
деятельности, при переводе работника из одного подразделения в другое, с
работниками, выполняющими новую для них работу, с разъяснением:
а) принципов
культуры безопасности;
б) правил, норм,
стандартов и инструкций по охране труда, ядерной, радиационной, промышленной и
пожарной безопасности;
в) производственных
инструкций и другой технической документации по действиям оперативного
персонала в условиях аварийных ситуаций, включая оказание первой медицинской
само- и взаимопомощи;
г) условий труда и
производственной обстановки на объекте, в цехе и на рабочем месте;
д) состояния
средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
е) состояния
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3.4.3. Повторный
инструктаж следует проводить с установленной периодичностью в соответствии с
объемом знаний, определяемым должностной инструкцией работника и характером
выполняемой им работы.
3.4.4. Внеплановый
инструктаж следует проводить:
а) при введении в
действие новых или переработанных правил, норм, инструкций, а также изменений к
ним;
б) при изменении
технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений
и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на
безопасность;
в) при нарушении
работником требований правил, норм и инструкций по безопасности, которые могут
привести или привели к нарушению в работе ОЯТЦ и его систем и оборудования,
травме, переоблучению, взрыву, пожару или отравлению;
г) при перерывах в
работе, превышающих установленный на ОЯТЦ срок для данных должностей или видов
работ.
3.4.5. Целевой
инструктаж следует проводить перед выполнением:
а)
радиационно-опасных, ядерно- и пожароопасных работ;
б) разовых работ,
не связанных с прямыми обязанностями по специальности;
в) работ по
ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
г) работ, на
которые оформляется наряд-допуск или письменное распоряжение;
д) работ, в программах выполнения которых указана необходимость
проведения инструктажа оперативного персонала.
3.4.6. Объем и содержание
внепланового и целевого инструктажей следует определять в каждом конкретном
случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость их
проведения.
Вводный инструктаж
следует проводить со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу, а первичный,
повторный, внеплановый и целевой инструктажи - с работниками из числа
оперативного персонала в соответствии с перечнем должностей или видов
выполняемых работ на ОЯТЦ.
3.5. Подготовку,
поддержание и повышение квалификации оперативного персонала следует проводить
по учебным программам, обеспечивающим получение работниками теоретических
знаний и практических навыков для выполнения ими профессиональных обязанностей.
При разработке учебных программ следует учитывать:
1)
требования к квалификации, объемам знаний и навыков работников из числа
оперативного персонала, их обязанностям и ответственности, включенным в
должностные инструкции, с учетом выполняемых ими функций и работ, влияющих на
безопасность ОЯТЦ;
2) необходимость
дифференцированного подхода к проведению профессионального обучения
оперативного персонала в специализированных группах с учетом образования,
квалификации и опыта каждого работника из числа оперативного персонала;
3) требования
нормативных документов по обеспечению безопасности ОЯТЦ;
4) необходимость
воспитания у работников из числа оперативного персонала культуры безопасности,
направленной на понимание каждым его личной причастности к безопасности ОЯТЦ;
5) необходимость обучения по вопросам качества выполнения и контроля
выполнения работ для обеспечения безопасности ОЯТЦ;
6) необходимость
использования технических средств обучения для отработки практических навыков
выполнения и контроля выполнения работ на ОЯТЦ;
7) выводы по
анализу прежних ошибок и аварий по причинам, связанным с оперативным
персоналом, типовых нарушений требований нормативных документов,
технологических регламентов, а также опыт прогнозирования и предупреждения
причин нарушений;
8) опыт реагирования
оперативного персонала при нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии.
3.6. Проверку
знаний правил, норм, технологических регламентов, инструкций, других документов
у оперативного персонала следует проводить с учетом их должностных инструкций
(включая должностные инструкции на замещаемые должности), квалификационных
характеристик и обязанностей. Для целей проверки знаний следует создавать на
ОЯТЦ постоянно действующие экзаменационные комиссии.
3.7. Проверку
знаний у оперативного персонала следует проводить:
1)
первичную - перед допуском к самостоятельной работе, при назначении на
должность или при возложении на работника новых обязанностей;
2) очередную - в процессе работы, в установленные сроки;
3)
внеочередную - при вводе в действие новых или переработанных правил, норм,
технологических регламентов и инструкций по безопасности; при нарушении
работником правил, норм, технологических регламентов и инструкций по
безопасности с учетом результатов работы комиссий, расследовавших нарушение в
работе ОЯТЦ, при несчастных случаях на производстве; перед допуском к работе
ранее освобожденного от должности или отстраненного от технического руководства
работника; при значительном перерыве в работе в
должности (по профессии).
3.8. Стажировку
оперативного персонала следует проводить на рабочем месте с целью формирования
и закрепления на практике полученных им в результате теоретической подготовки
профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения
должностных обязанностей, изучения опыта выполнения работ в рамках
установленных должностных обязанностей.
Допуск к стажировке
работника из числа оперативного персонала следует оформлять распорядительным
документом, устанавливающим сроки стажировки и ответственных
за ее проведение.
3.9. Работникам из
числа оперативного персонала после первичной проверки знаний, стажировки или
значительного перерыва в работе следует проходить дублирование на рабочем месте
(дублирование) с целью формирования (поддержания) навыков выполнения
должностных обязанностей, включая управление оборудованием и системами под
наблюдением и с разрешения ответственного за дублирование.
Допуск к
дублированию следует оформлять распорядительным документом, устанавливающим
сроки дублирования (в зависимости от должности, на которую готовится работник,
уровня его знаний, стажа и опыта работы), ответственного за дублирование (из
числа опытных работников ОЯТЦ), необходимость, количество и тематику
противоаварийных тренировок.
3.10. Действие
допуска к самостоятельной работе работников из числа оперативного персонала
следует:
1) сохранять до
срока очередной проверки знаний;
2) прерывать
решением руководителя, допустившего работника к самостоятельной работе, при
нарушении им правил, норм, технологических регламентов и инструкций.
3.11. Работник из числа оперативного персонала, обязанный получать
разрешение федерального органа государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии на право ведения работ в области использования
атомной энергии работниками объектов ядерного топливного цикла (на основании
перечня должностей работников ОЯТЦ, разработанного и утвержденного федеральным
органом исполнительной власти, в ведении которого находится ОЯТЦ), допускается
к самостоятельной работе при условии получения им соответствующего разрешения.
4. Культура
безопасности
Для воспитания и
поддержания культуры безопасности у работников из числа оперативного персонала
ОЯТЦ следует обеспечивать:
1) определение и
оформление полномочий и ответственности работников;
2) необходимую
компетентность и подготовленность специалистов, выполняющих работы, влияющие на
безопасность;
3) формирование
рабочей обстановки и условий для осуществления оперативным персоналом
деятельности, связанной с обеспечением безопасности;
4) наличие
необходимых ресурсов для реализации мероприятий по обеспечению безопасности;
5) организацию
систематической проверки и контроля работы оперативного персонала, в том числе
за соблюдением требований к порядку выполнения работ;
6) создание и
применение системы поощрений за внедрение методов и проведение мероприятий,
направленных на обеспечение безопасности, и системы санкций за нарушения
безопасности;
7) учет уроков из
допущенных ошибок и ошибочных решений персонала.
5.
Производственно-административные формы работы
с оперативным
персоналом
Для обеспечения
предотвращения ошибок и ошибочных решений оперативного персонала ОЯТЦ при
выполнении им своих функций следует применять производственно-административные
формы работы, направленные:
1) на
создание и поддержание условий труда, обеспечивающих безопасное и
удовлетворительное выполнение работ без излишней физической и психологической
нагрузки, в том числе путем удобного расположения рабочих мест, компоновки
оборудования, достаточности освещения, обеспечения оперативного доступа к
вспомогательным средствам и инструментам, предотвращения загрязнения воздуха
помещений, в которых работает оперативный персонал, радиоактивными веществами
выше допустимого федеральными нормами и правилами уровня, поддержания заданных климатических условий, организации оптимального режима работы, предусматривающего
ограничения рабочего времени, достаточные перерывы для отдыха;
2) на организацию
эффективно действующей системы документирования порядка выполнения работ и
контроля выполнения работ;
3) на
выполнение всех работ (в том числе погрузочно-разгрузочных работ, работ,
связанных с транспортированием, хранением, упаковкой, консервацией,
обслуживанием и использованием по назначению оборудования, материалов и
изделий) в соответствии с требованиями, установленными в нормативной,
конструкторской, технологической, эксплуатационной и другой документации;
4) на проведение
производственных совещаний в цехах, отделах, сменах, на участках по
рассмотрению итогов и задач производственной деятельности, причин наиболее
серьезных происшествий, нарушений в работе, произошедших в результате ошибок и
неправильных решений оперативного персонала, мероприятий по предписаниям и
актам комиссионных проверок;
5) на анализ
результативности и эффективности процесса подбора, подготовки, поддержания и
повышения квалификации оперативного персонала;
6) на проведение
руководителями ОЯТЦ и его структурных подразделений периодических обходов и
осмотров рабочих мест (в том числе в ночное время) с целью проверки:
а) выполнения
персоналом производственных и должностных инструкций, поддержания
установленного режима работы систем и оборудования;
б) соблюдения
персоналом порядка сдачи-приема смены, ведения оперативной документации,
поддержания производственной и трудовой дисциплины;
в) своевременного
выявления персоналом дефектов и неполадок в работе систем и оборудования и принятия оперативных мер по их устранению;
г) наличия и
состояния нормативной документации в соответствии с утвержденным перечнем;
д) применения
установленной системы нарядов-допусков при выполнении работ, влияющих на
безопасность ОЯТЦ;
е) исправности и
наличия на рабочих местах приспособлений и средств по технике безопасности,
радиационной и пожарной безопасности;
ж) состояния гигиены
труда на рабочих местах.