ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2006 г. N 13
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный
государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав
результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями
труда на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, установил.
Риски для здоровья
работников транспорта обусловлены особыми условиями осуществления транспортного
процесса, сосредоточением на объектах транспорта большого количества сооружений
и устройств, пассажиров и грузов, а также применением различных технологий по
их обслуживанию. На сегодняшний день специфические риски усугубляются
изношенностью береговой и наземной инфраструктуры, частой сменой номенклатуры
перегружаемых грузов и уходом от специализации производственно-перегрузочных
комплексов, а также длительным сроком эксплуатации транспортных средств.
Гигиенические
параметры обитаемости транспортных средств и состояния объектов, обслуживающих
транспорт, не отвечают уровню санитарно-эпидемиологической безопасности,
несмотря на проводимые мероприятия по устранению и предупреждению воздействия
вредных и опасных факторов, по улучшению организации труда, быта и отдыха
работников.
По данным
управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации и по железнодорожному транспорту, в 2005 году удельный вес
неудовлетворительных результатов исследований физических факторов рабочих мест
на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры составил от 75 до 100% (г.
Санкт-Петербург, Свердловская область, Брянская область, Кировская область,
Нижегородская область, Краснодарский край, Республика Дагестан, Красноярский
край).
На объектах
железнодорожного транспорта и связанной с ним инфраструктуры ОАО
"Российские железные дороги" удельный вес неудовлетворительных
результатов исследований физических факторов на рабочих местах по сети железных
дорог составил от 17% до 34,4%: Северная железная дорога - 34,4%, Забайкальская
железная дорога - 18,6%, Свердловская железная дорога - 18,0%,
Северо-Кавказская железная дорога - 17,3%, Западно-Сибирская железная дорога -
17,0%.
Анализ состояния
здоровья работающих на транспорте за последние годы
свидетельствует о его значительном ухудшении.
В 2005 году
зарегистрировано 792 случая профессиональных заболеваний на транспорте (в 2004
г. - 528), в том числе на авиационном транспорте - 372 (в 2004 г. - 304),
автомобильном - 131 (в 2004 г. - 97), морском - 91 (в 2004 г. - 62), речном -
52 (в 2004 г. - 35), железнодорожном - 146 (в 2004 г. - 132).
Имеют место факты
сокрытия заболеваемости с целью продолжения работы лицами, имеющими целый ряд
заболеваний, что является причиной низкой выявляемости
профессиональной патологии на предприятиях транспортного комплекса.
Отмечаются
систематические нарушения законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на предприятиях малого и
среднего бизнеса, предоставляющих услуги по перевозке грузов и пассажиров
автомобильным транспортом: не отлажена система по организации и проведению
предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров,
не организовано проведение предрейсовых медицинских
осмотров, не соблюдаются режимы труда и отдыха водителей, недостаточное
обеспечение санитарно-бытовыми помещениями, не проводится производственный контроль за условиями
труда.
В целях улучшения
условий труда, а также осуществления мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья работников транспорта, и на основании статьи 51
Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать
руководителям организаций транспортного комплекса Российской Федерации,
независимо от организационно-правовых форм:
1.1. Принять меры
по обеспечению безопасных условий труда работников транспорта в соответствии с
законодательством Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Рекомендовать Министерству
транспорта Российской Федерации:
2.1. Рассмотреть
вопросы, связанные с обеспечением безопасных условий труда и отдыха, а также
состоянием здоровья работников транспорта.
2.2. Разработать
комплекс мер по снижению уровня профессиональной и профессионально
обусловленной заболеваемости среди работников транспорта.
2.3. Разработать
программу по обеспечению оптимизации режимов труда и отдыха.
3. Рекомендовать
руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации обеспечить организацию и качественное проведение предварительных,
периодических и предрейсовых медицинских осмотров
работников транспорта с целью раннего выявления профессиональных и
профессионально обусловленных заболеваний.
4. Руководителям
управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации и по железнодорожному транспорту:
4.1. Усилить контроль за организацией условий труда и отдыха работников
транспорта.
4.2. Усилить контроль за организацией и качественным проведением
предварительных, периодических и предрейсовых
медицинских осмотров работников транспорта.
4.4. Доложить о
проделанной работе до 01.11.2006.
5. Контроль за выполнением Постановления возложить на
заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Главный санитарный
врач
Российской
Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО