Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2006 г. N 3-4

 

О РАБОТЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРОФСОЮЗОВ В 2005 ГОДУ

 

1. Информацию Технической инспекции труда ФНПР о работе технической инспекции труда профсоюзов в 2005 году принять к сведению (прилагается).

2. Руководителям общероссийских профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов:

рассмотреть итоги работы технических инспекций труда за 2005 год на заседаниях коллегиальных органов;

усилить ответственность руководителей технических инспекций труда за качество представляемой информации о работе технической инспекции труда по основным направлениям ее деятельности;

усилить взаимодействие и координацию работы технических инспекций труда с государственной инспекцией труда и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности;

сосредоточить внимание технической инспекции труда на соблюдении работодателями требований законодательства о труде и охране труда женщин и лиц моложе 18 лет, проведение их предварительных и периодических осмотров (обследований) на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

добиваться включения в отраслевые и региональные соглашения вопросов финансирования мероприятий по охране труда, и особенно, в бюджетной сфере;

обеспечить взаимодействие технических инспекторов труда с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда при проведении контроля за выполнением требований норм охраны труда на рабочем месте.

3. Технической инспекции труда ФНПР:

изучить предложение Научно-исследовательского института медицины труда РАМН о создании концепции структуры системы медицины труда в Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Техническую инспекцию труда ФНПР (Трумель В.В.).

 

Председатель ФНПР

М.В.ШМАКОВ

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

О РАБОТЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРОФСОЮЗОВ В 2005 ГОДУ

 

В 2001 - 2005 годах в России отмечается достаточно высокая динамика социально-экономического развития. Среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта составили 106%, реально располагаемых доходов населения - 110,5%, инвестиций в основной капитал - 109,1%.

Эти позитивные экономические результаты позволили увеличить затраты на охрану труда в 3,5 раза, что в сочетании с организационными и техническими мерами позволили обеспечить положительную тенденцию к снижению уровня производственного травматизма.

По оперативным данным государственной инспекции труда в отчетном году в организациях видов экономической деятельности погибли на производстве 4604 человека (в 2004 году - 4924 человека), в том числе 359 женщин (в 2004 году - 426), 8 работников - в возрасте до 18 лет (в 2004 году - 28). Снижение количества погибших на производстве отмечено в 53 субъектах Российской Федерации, в т.ч. в Воронежской, Вологодской, Кемеровской, Омской, Оренбургской, Пермской, Смоленской, Читинской и ряде других областей.

Некоторое снижение абсолютного количества погибших в результате несчастных случаев на производстве отмечено в организациях сельского и лесного хозяйства, организациях транспорта и связи, в ряде организаций бюджетной сферы.

Вместе с тем в 2005 году в 30 субъектах Российской Федерации произошло увеличение количества погибших на производстве по сравнению с 2004 годом, в том числе в Калининградской области - в 1,6 раза, Калужской и Магаданской - 1,3 раза, Рязанской - на 24,1%, Хабаровском крае - на 19,5% и других.

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями более 67% занимают причины организационного характера (нарушение требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасным приемам труда, нарушение трудовой дисциплины и т.д.). В то же время доля несчастных случаев с тяжелыми последствиями, причинами которых послужили технические факторы, составляет не более 15%.

Анализ несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует, что практически каждый третий работник пострадал (погиб) в результате падения с высоты, а каждый четвертый - в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.п. Свыше 12% работников погибли или получили тяжелые травмы в результате транспортных происшествий, а около 12% - в результате падения, обрушения, обвалов предметов и пр.

По предварительным данным Федерального центра Роспотребнадзора, в 2005 году произошло снижение числа профессиональных заболеваний на 19,4%. В отчетном году было зарегистрировано 8156 случаев профессиональных заболеваний и отравлений (в 2004 году - 10125 случаев).

Снижение абсолютного числа случаев профессиональных заболеваний наблюдалось в 13 отраслях экономической деятельности, в т.ч. угольной промышленности на 587 случаев, сельском хозяйстве - 286, черной металлургии - 165, цветной металлургии - 54, здравоохранении - 46 и других.

Показатель профессиональной заболеваемости впервые выявленных случаев на 10000 работников снизился с 1,99 случая в 2004 году до 1,61 в 2005 году, т.е. на 20%.

Однако эта тенденция не свидетельствует об улучшении ситуации в охране здоровья работников, т.к. не происходит улучшения условий труда на рабочих местах.

В Российской Федерации удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, за период с 2001 по 2005 годы увеличился с 18,8% до 22,2%.

По сравнению с предыдущим годом выросла доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в промышленности - с 24,7% до 25,1%, на транспорте - с 20,0% до 23,3%, в строительстве - с 10,8% до 11,9%, связи - с 2,4% до 2,9%.

Среди работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наибольшую долю составляют работающие под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука. Удельный вес таких работников вырос в отчетном году до 11,5% (2004 год - 10,8%). Доля работников, работающих под воздействием этих факторов, была наиболее высокой в промышленности (13,5%), на транспорте (11,6%).

В условиях повышенного уровня вибрации работало 2,8% работников (в 2004 г. - 2,6%). Наибольшее значение этого показателя в отчетном году наблюдалось в организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых (7,3%).

Доля работников, занятых тяжелым физическим трудом, за период с 2002 по 2005 годы возросла с 3,8% до 5,9%. Наибольший удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, наблюдался в промышленности (5,6%), на транспорте (8,0%).

В целях обеспечения законных прав и интересов членов профсоюзов на здоровые и безопасные условия труда техническая инспекция труда профсоюзов в соответствии с Положением о технической инспекции труда, Федеральным законом "Трудовой кодекс Российской Федерации" и другими законами и нормативными правовыми актами осуществляла системный профсоюзный контроль.

В 2005 году техническими инспекциями труда было проведено более 96,2 тыс. проверок (в 2004 г. - 76,8), в результате которых выявлено 319,2 тыс. нарушений требований трудового законодательства, а также законодательства о промышленной, экологической и санитарно-гигиенической безопасности. По результатам проведенных проверок технической инспекцией труда выдано свыше 53 тыс. представлений (предписаний) по устранению выявленных нарушений. Так, инспекцией труда Росхимпрофсоюза было проведено 387 проверок, при которых выявлено 1,2 тыс. нарушений требований законодательства об охране труда и выдано свыше 298 представлений (предписаний) об их устранении. Инспекцией Московской федерации профсоюзов проверено 3,2 тыс. организаций, включая предприятия малого и среднего бизнеса, выявлено более 2,1 тыс. нарушений, выдано около 1,7 тыс. представлений и 1,4 тыс. совместных предписаний.

В целях эффективного взаимодействия инспекции профсоюзов с органами государственного надзора и контроля осуществлялась практика совместных проверок. Совместно с этими органами было проведено 12,3 тыс. проверок, в результате которых было выявлено 88 тыс. нарушений. При этом с территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости проведено более 6,8 тыс. проверок и выявлено около 57 тыс. нарушений.

В ходе совместной проверки инспекции труда Федерации профсоюзов Свердловской области и государственной инспекции труда требований законодательства об охране труда в ряде организаций здравоохранения были выявлены объекты, имеющие аварийное состояние кровли и потолочного перекрытия. В результате принятых мер была приостановлена работа рентгеновского кабинета противотуберкулезного диспансера, а также второго этажа детского отделения этого же диспансера (г. Серов).

Результаты совместных проверок были рассмотрены на Президиуме Совета Федерации профсоюзов Свердловской области с повесткой дня "О совместной деятельности Федерации профсоюзов области и Государственной инспекции труда в Свердловской области по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и охраны труда".

Как отмечается в отчете Иркутского областного объединения организаций профсоюзов, в результате совместных скоординированных действий государственной инспекции труда, технической инспекции труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и работодателей количество несчастных случаев со смертельным исходом в организациях области снижено на 7,1%, а с тяжелым исходом - на 29,4%.

Инспекцией труда Ставропольской краевой организации профсоюза работников здравоохранения совместно с Государственной инспекцией и с привлечением уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза были осуществлены 24 комплексные проверки. В ходе проверок выявлено 1,1 тыс. нарушений требований охраны труда. Должностным лицам предъявлены требования о приостановке 68 единиц производственного оборудования и 4 структурных подразделений. Девять из них привлечены к административной ответственности.

В отчетном году инспекцией труда совместно с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда <*> проведено около 67,3 тыс. проверок. В результате проверок выявлено 141,7 тыс. нарушений требований законодательства об охране труда и по результатам проверок выдано 28,8 тыс. представлений.

--------------------------------

<*> Далее - "уполномоченные".

 

При проведении совместной проверки техническим инспектором труда Федерации профсоюзных организаций Кузбасса и уполномоченным ООО шахта "Тырганская" Колосовым Н.Н. были установлены нарушения требований эксплуатации механического оборудования и пылегазового режима и режима проветривания в забоях. По требованию уполномоченного и инспектора были приостановлены работы на грузовой лебедке на участке N 1 и забоев на участке N 2 до устранения выявленных нарушений.

По информации инспекции труда Воронежского областного совета профсоюзов при совместной проверке с уполномоченным состояния охраны труда в Бутулиновском лесхозе были выявлены грубейшие нарушения эксплуатации деревообрабатывающего оборудования. По требованию уполномоченного и инспектора была приостановлена работа участка деревообработки Козловского лесничества.

Уполномоченным Челябинской дистанции электроснабжения Абдрахмановым Р.К. в ходе проверки выявлены нарушения требований к техническому состоянию и содержанию защитных средств и монтажных приспособлений. Уполномоченный потребовал приостановить работы с использованием указанных средств до устранения замечаний.

Техническими инспекциями труда уделялось внимание обучению уполномоченных. Впервые обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных осуществлялось обучающими организациями по федеральным округам. За счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в 2005 году было обучено около 78,5 тыс. уполномоченных, что составило 33% от общего их числа. Положительные итоги в обучении уполномоченных были достигнуты благодаря слаженной работе специалистов обучающих организаций и профсоюзов.

Обучение уполномоченных осуществлялось также на семинарах в учебно-методических центрах профсоюзов и непосредственно на предприятиях. По данным технических инспекций территориальных объединений профсоюзов этими учебными центрами было охвачено более 14,8 тыс. уполномоченных.

Техническими инспекциями труда принимались меры по обеспечению уполномоченных методическими пособиями и нормативными материалами по организации контроля за условиями и охраной труда. Например, инспекцией труда Федерации профсоюзных организаций Кировской области, Объединения организаций профсоюзов Курганской области, Федерации профсоюзов Челябинской области и др. были разработаны методические пособия по общественному контролю за состоянием охраны труда в организации.

Технической инспекцией труда Федерации профсоюзов Свердловской области выпущен сборник нормативно-правовых актов и методических материалов по организации работы уполномоченного.

Одной из форм повышения активности и эффективности работы уполномоченных является организация и проведение смотров-конкурсов.

Постановлением Исполкома ФНПР от 23 ноября 2004 г. N 5-14 был объявлен и проведен смотр-конкурс на звание "Лучший уполномоченный (доверенное лицо) по охране труда ФНПР".

В смотре-конкурсе приняли участие 24 общероссийских (межрегиональных) профсоюзов. Высокую активность в смотре-конкурсе показали Горно-металлургический профсоюз России, Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, профсоюз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации, Российский профсоюз работников химических отраслей промышленности, профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, профсоюз работников народного образования и науки, Всероссийский "Электропрофсоюз" и другие.

По итогам смотра-конкурса 55 человек награждены нагрудным знаком "Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР" и 106 человек удостоены Диплома ФНПР "Лучший уполномоченный по охране труда".

Признано целесообразным проводить смотр-конкурс "Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР" один раз в два года.

Технической инспекцией труда уделялось внимание вопросам соблюдения законодательства об охране труда женщин и улучшения их условий труда.

В отчетном году удельный вес женщин-работниц, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, вырос до 14,3% против 13,8% в 2004 году.

Почти половина женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работала под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука (49,1%), 20,7% - в условиях повышенной запыленности воздуха рабочей зоны, 21,2% - в условиях повышенной загазованности.

По сравнению с предыдущим годом выросла на 8,2% численность женщин, занятых тяжелым физическим трудом. Более 10 тыс. женщин продолжали трудиться на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности.

В целях улучшения условий труда женщин инспекцией труда было проведено свыше тысячи проверок, в ходе которых было выявлено около 4 тыс. нарушений требований законодательства об охране труда женщин.

Инспекцией труда Федерации профсоюзов Самарской области в 2005 г. была проведена 71 проверка условий труда женщин (в 2004 году - ни одной), в ходе которых выявлено 174 нарушения.

Инспекцией труда Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2005 г. таких проверок было проведено 71, в ходе которых выявлено 699 нарушений.

Техническая инспекция труда Федерации профсоюзных организаций Курской области провела целевые проверки условий и охраны труда женщин в 321 организации агропромышленного комплекса, легкой промышленности, химических отраслей и здравоохранения. В ходе этих проверок было установлено, что наиболее характерным нарушением законодательства о труде женщин является привлечение женщин, в том числе детородного возраста, к работам с вредными и опасными производственными факторами, в том числе в контакте с канцерогенными и аллергенными веществами. При проверках ЗАО "Курский завод "Аккумулятор", ОАО "Курскагромаш", ЗАО "Курскрезинотехника", ЗАО "Химволокно" и др. было установлено, что во вредных условиях труда на этих предприятиях работает 84,6% женщин. В ЗАО "Курская подшипниковая компания" во вредных условиях труда работает 49% женщин. По результатам проверок этих предприятий их руководителям были выданы представления.

Технической инспекцией труда Объединения организаций профсоюзов Курганской области проводились проверки труда женщин в 21 лечебном учреждении, в ходе которых было выявлено более 450 нарушений требований законодательства об охране труда. Например, при проверке было установлено, что не выделены помещения для хранения и приготовленных дезинфекционных растворов из гипохлорита, технические работники не обеспечиваются спецодеждой, в прачечных и пищеблоках не работает вентиляция. Результаты проверок были рассмотрены на заседании президиума территориальной организации профсоюза здравоохранения.

Инспекцией труда уделялось пристальное внимание обеспечению безопасных условий труда лицам моложе 18 лет.

По данным Росстата удельный вес этой категории работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет 1,4%, что на 0,2% меньше, чем в предыдущем году.

Наибольший удельный вес этих работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдался в строительстве - 7,2%, в промышленности - 0,9%, в обрабатывающих производствах - 0,91%.

Около 50% работников моложе 18 лет трудились под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука, 42,6% - в условиях повышенной загазованности воздуха рабочей зоны, 13,1% - в условиях повышенной запыленности, 17,6% - на тяжелых физических работах.

Условия труда лиц моложе 18 лет периодически проверялись инспекцией труда. За отчетный год было проведено около 600 проверок, в ходе которых было выявлено около 1,2 тыс. нарушений требований трудового законодательства.

Так, инспекцией труда Федерации профсоюзов Самарской области в 2005 г. была проведена 51 проверка условий труда молодежи, в ходе которых выявлено 51 нарушение.

Технической инспекцией труда Объединения организаций профсоюзов Курганской области была проведена проверка по вопросу труда подростков в ОАО "Курганмашзавод". Установлено, что в нарушение требований трудового законодательства подросткам устанавливался испытательный срок и их своевременно не обеспечивали спецодеждой. Этот вопрос был рассмотрен на заседании комиссии Совета ООПКО по охране труда и экологии. Администрации и профсоюзному комитету ОАО "Курганмашзавод" было рекомендовано силами администрации завода периодически осуществлять внутренний аудит условий труда подростков на всех 60 рабочих местах.

На контроле инспекции находились вопросы рабочего времени и времени отдыха. В отчетном году по этому вопросу было проведено 859 проверок и выявлено 1,6 тыс. нарушений. Например, инспекцией труда Федерации профсоюзов Самарской области было осуществлено 45 проверок, в ходе которых выявлено 108 нарушений. По информации инспекции труда Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации в ходе проводимых плановых проверок транспортных подразделений филиалов компании ОАО "Уралсвязьинформ" были выявлены многочисленные нарушения режима труда и отдыха водителей служебных транспортных средств. Эти нарушения сводились к тому, что ряд руководителей превышал свои полномочия, заставляя водителей, закрепленных за ними автомобилей, работать по 10 - 12 часов.

По информации технической инспекции труда Федерации профсоюзных организаций Кузбасса в ходе проведенной комплексной проверки по соблюдению режима труда и отдыха на предприятиях ОАО "Кондитер-1", ОАО "Кондитер-2" и ОАО "Кондитер-3" было установлено, что в нарушение трудового законодательства продолжительность рабочей смены работников составляла 9 часов. Кроме того, были выявлены факты привлечения работников к сверхурочным работам и работам в выходные и праздничные дни без обоснования исключительности случаев, приказа руководителя организации и письменного согласия самого работника.

По информации инспекции труда Объединения организаций профсоюзов Республики Бурятия во время совместной с Государственной инспекцией труда проверки в организациях здравоохранения, пищевой промышленности и ЖКХ были выявлены многочисленные нарушения трудового законодательства. Например, в ходе проверки в ООО "Кондитерпром" было установлено, что во вредных условиях труда трудятся 28 женщин, однако несмотря на это им не было предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени, как для работников, занятых на работах с вредными условиями труда. При проверке ГУЗ "Бурятская республиканская станция переливания крови МЗ РБ" были установлены факты, когда в нарушение ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации отсутствовало положение о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работникам за работу, которая связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Инспекцией труда Федерации организаций профсоюзов Костромской области при проверке "АО "ЛегПромПрогресс" филиала "10 Октябрь" было установлено, что администрация в одностороннем порядке сократила обеденный перерыв работникам на 20 минут.

По всем фактам нарушений трудового законодательства руководителям организаций были выданы представления и установлен контроль за их исполнением.

Технической инспекцией труда профсоюзов особое внимание уделялось обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты.

Так, с участием технической инспекции труда Федерации профсоюзных организаций Кузбасса в ОАО "УК "Кузбасразрезуголь" разработан и введен в действие Регламент о едином порядке обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ работников компании. Установленный порядок позволяет регулировать множество спорных вопросов учета и выдачи СИЗ.

По инициативе инспекции труда профсоюза работников нефтяной и газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации в нефтяной и газовой отраслях были введены корпоративные нормы выдачи сертифицированной спецодежды, спецобуви и других СИЗ. По информации инспекции введенные нормы отличаются от Типовых отраслевых норм тем, что позволяют включать в эти нормы средства индивидуальной защиты с большей степенью защищенности работников от вредных факторов, удобством в работе и эстетичностью.

Анализ отчетов инспекции труда показывает, что в ходе проводимых инспекцией проверок по обеспечению работниками СИЗ имеют место характерные нарушения, которые сводятся к следующему:

средства индивидуальной защиты не выдаются в период испытательного срока работника, а применяемые СИЗ не соответствуют выполняемой работе; не выдерживаются сроки выдачи спецодежды; приобретаемые организациями СИЗ не всегда имеют сертификаты соответствия (очки защитные, перчатки и боты диэлектрические, каски и т.п.); не устанавливаются порядок и условия проведения испытаний СИЗ; работники не инструктируются по правилам пользования ими; не проводятся тренировки по применению СИЗ, а их хранение организовывается в не приспособленных для этого помещениях, без учета требований по температуре, влажности, пылезащищенности и т.д.

Как правило, после вмешательства технической инспекции труда большинство нарушений были устранены. По информации инспекции "Росхимпрофсоюза" в ходе проверки по обеспечению работников СИЗ во ФГУП НИИ было установлено, что в цехе N 1 по производству акронима и полифенола работники получали СИЗ низкого качества, не соответствующего условиям производства. По требованию инспекции на предприятии была создана новая комиссия по приемке от поставщиков спецодежды, спецобуви и других СИЗ. Члены комиссии прошли специальное обучение. После этого входной контроль за поступающими на предприятие СИЗ стал более эффективным.

На контроле технической инспекции труда находились вопросы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

При проведении проверок технической инспекцией труда обращалось внимание на качество проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда и на использование материалов аттестации для установления объективной оценки рабочего места. Например, инспекцией труда Объединения организаций профсоюзов Курганской области в ходе проверки результатов аттестации рабочих мест было установлено, что документы по аттестации рабочих мест во всех проверенных предприятиях, в медицинских и образовательных учреждениях не введены в действие приказами, не подписаны комиссией, а работники не ознакомлены с результатами аттестаций под роспись. По результатам проведенной проверки работодателям выданы представления об устранении выявленных нарушений.

Инспекция труда Федерации профсоюзов Республики Адыгея отмечает, что одной из основных проблем при проведении аттестации рабочих мест является отсутствие в организациях промышленно-санитарных лабораторий и квалифицированных специалистов для проведения инструментальных замеров параметров производственной среды, а также средств для этой работы. По информации Объединения организаций профсоюзов Магаданской области аттестация рабочих мест в Магаданской области полностью или частично проведена только на 3,1 тыс. рабочих мест в 63 организациях, что составляет 1,5 и 4,7% соответственно.

В целях защиты прав работников, пострадавших на производстве, инспекция труда принимала участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве. Участие инспекции в расследовании несчастных случаев в организациях, где отсутствовали первичные профсоюзные организации, являлось побудительным мотивом для их создания. Например, расследование несчастных случаев инспекцией труда Краснодарского крайсовпрофа в ряде организаций (ООО "Горводоканал" Славянского района, ООО "Немецкие окна" и др.) и принятые положительные решения по результатам расследования способствовали тому, что в этих организациях были созданы первичные профсоюзные организации.

В отчетном году инспекцией расследовано совместно с государственными органами надзора и контроля свыше 5,1 тыс. несчастных случаев. Как показывает практика, участие представителей профсоюзов в работе комиссий по расследованию несчастных случаев позволяет более объективно обеспечить выводы комиссии по квалификации несчастного случая.

Например, по информации инспекции труда Федерации профсоюзов Челябинской области при расследовании группового несчастного случая со смертельным исходом с водителем автомобиля и экспедитором ООО "Кыштымский огнеупорный завод" - член комиссии технический инспектор профсоюза не согласился с государственным инспектором - председателем комиссии, который принял решение не связывать с производством несчастный случай, происшедший с водителем. В этой связи инспектором было подготовлено особое мнение. Комиссия по расследованию несчастного случая рассмотрела особое мнение технического инспектора профсоюза и приняла решение взять на учет этот несчастный случай, тем самым защитив право семьи на возмещение причиненного вреда в связи с гибелью кормильца на производстве.

По информации технической инспекции труда профсоюза работников народного образования и науки администрация гимназии N 1 г. Волгограда не хотела признать производственной травму, произошедшую с учительницей, которая упала во время урока, в результате чего повредила ногу. По требованию главного технического инспектора труда травма с учителем была признана производственной. Техническим инспектором труда этого профсоюза при расследовании смертельного несчастного случая, происшедшего с оператором газовой котельной детского сада пос. Колтубановский Бузулукского района, вопреки мнению других членов комиссии было высказано особое мнение, которое сводилось к тому, что причиной гибели оператора явилось его отравление угарным газом из-за отсутствия вентиляции в котельной. При подведении итогов расследования мнение технического инспектора труда было учтено и несчастный случай был квалифицирован как случай, связанный с производством. В результате семья погибшего, имеющая 3 иждивенцев, получила все причитающиеся ей выплаты и пенсию по потере кормильца.

Технической инспекцией труда осуществлялся контроль в части установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве. Так, инспекцией труда Федерации профсоюзов Еврейской автономной области были выявлены факты сокрытия несчастного случая с тяжелым исходом, происшедшего со сторожем ООО "Новострой-Сервис". В ходе проверки было установлено, что сторож при обходе строящейся школы в с. Птичник упал в открытый проем межэтажного перекрытия и получил травму позвоночника и стоп. По требованию инспекции сокрытый случай был расследован в установленном порядке. За сокрытие тяжелого несчастного случая по требованию инспектора труда на руководителя организации был наложен штраф в размере 50 МРОТ.

По информации инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан в Республике наблюдается рост сокрытых несчастных случаев. Так, в 2002 году инспекцией труда было выявлено 37 таких случаев, в 2003 - 57, в 2004 - 99 случаев, в том числе - 6 групповых, 68 - с тяжелым и 12 - со смертельным исходом. По данным фактам принимались необходимые меры, направленные на объективное расследование таких случаев с составлением актов по форме Н-1.

Одним из важных направлений в работе инспекции в профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и обеспечения безопасных условий труда являлось участие инспекции в работе комиссий по испытанию и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства. Так, в отчетном году инспекция труда приняла участие в комиссиях по приемке 3,8 тыс. объектов. При этом из-за нарушений требований норм и правил по охране труда не было принято в эксплуатацию 352 объекта, в т.ч. 168 производственных объектов и 184 единицы средств производства. Например, техническим инспектором труда ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации по Воронежской области не был принят в эксплуатацию деревообрабатывающий участок, относящийся к ГУЗ "Областной наркологический диспансер". Участвующий в работе комиссии по приемке в эксплуатацию инспектор представил требование работодателю, в котором предложил устранить выявленные нарушения норм по охране труда, к которым относились: необеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с установленными нормами, отсутствие систем приточно-вытяжной вентиляции, акта проверки состояния защитного заземления оборудования и его частей, несоответствие нормам уровня освещенности и др. Только после устранения перечисленных нарушений инспектором труда было разрешено принять цех в эксплуатацию.

В ходе проводимых инспекцией труда проверок работодателям было предъявлено около 4,4 тыс. требований о приостановке работ, которые проводились с нарушениями правил и норм по охране труда и непосредственно угрожали жизни и здоровью работников, в т.ч. 4,0 тыс. станков, машин, оборудования, транспортных средств, 398 производственных участков. Например, инспекцией горно-металлургического профсоюза в ходе обследования ОАО "Челябинский металлургический комбинат" выдано требование должностным лицам о приостановке строительства МНЛЗ N 4 в кислородно-конвекторном цехе из-за отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы. В ЗАО "Урал-корд" по требованию инспектора была приостановлена работа термогальванического агрегата, работавшего без вытяжного зонта, и волочильного станка, эксплуатируемого без петлеулавливания проволоки.

Техническими инспекторами труда Объединения организаций профсоюзов Курганской области было предъявлено 12 требований о приостановке работ, в том числе семи единиц оборудования и пяти производственных участков. Например, из-за ненадлежащего технического состояния помещений была приостановлена работа двух рентгеновских кабинетов и прачечной в медицинских учреждениях Петуховского и Частоозерского районов, также из-за отсутствия вентиляции приостановлена работа лаборатории в кабинете химии школы Притобольного района.

По требованию технической инспекции профсоюза работников культуры Владимирского областного объединения организаций профсоюзов была приостановлена эксплуатация гильотиновых ножниц, работавших без ограждения, а также заточного станка из-за отсутствия смотровых экранов и подручников в ОАО "Владимирская офсетная типография", в ОАО "Карповское ПАТП" запрещена работа кран-балок и компрессорных установок, не прошедших техническое освидетельствование.

В 2005 году технической инспекцией проверено свыше 24,5 тыс. организаций по вопросу выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. Общее количество обязательств, предусмотренных коллективными договорами, составило 105,6 тыс., из них не выполнено 7,6 тыс., или 7%.

Например, инспекцией труда Российского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности были проверены мероприятия по охране труда в 17 организациях. В ходе проверки было установлено, что из 222 мероприятий не было выполнено 20. Инспекцией Воронежского областного совета профсоюзов проверено 2,5 тыс. коллективных договоров, при этом было установлено, что из 23,5 тыс. обязательств не выполнено 151. По информации инспекции продолжают иметь место факты включения в коллективные договоры пунктов и позиций, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством. Так, инспекцией труда Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ходе проверки выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, установлено, что в коллективных договорах ОАО "Невский завод", ЗАО "Пикалевские колбасы" уменьшена продолжительность дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. В ООО "Валькирия", ЗАО "Весна-Тихвин", ОАО "Подпорожний механический завод", ЗАО "Красноборское", ООО "Биопром", ЗАО "Ольвекс" в коллективных договорах предусмотрена выплата заработной платы один раз в месяц.

Инспекцией вносились актуальные предложения по совершенствованию мероприятий по охране труда, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях. Более 20 таких предложений по охране труда было внесено инспекцией Московской федерации профсоюзов в городское трехстороннее Соглашение, которые позволили поднять уровень финансирования мероприятий по охране труда за последние 4 года в два раза и увеличить затраты на одного работающего до 2,7 тыс. рублей.

В связи с нарушением работодателями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, техническими инспекторами направлено более 3,2 тыс. требований о привлечении виновных к различным видам ответственности. В том числе работодателям - 2 тыс. требований, в федеральные службы - 802, в органы прокуратуры - 426. На основании представленных требований было привлечено к ответственности 4,6 тыс. должностных лиц. Из них привлечено к дисциплинарной ответственности 2,3 тыс. чел., административной - более 2,2 тыс., уголовной ответственности - 18 человек. Например, инспекцией труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан за отчетный период направлено 103 требования о привлечении к ответственности должностных лиц, при этом было привлечено к ответственности 96 человек. По требованию технического инспектора труда профсоюза машиностроителей за допущенные нарушения требований норм и правил по охране труда, что привело к несчастному случаю с летальным исходом, были привлечены к уголовной ответственности начальник цеха и старший мастер АО "Нефаз". По требованию инспекции труда Краснодарского крайсовпрофа прокуратурой был отменен отказ в возбуждении уголовного дела по факту гибели машиниста буровой установки в ООО "КНГ-Бурение". По требованию технического инспектора обкома профсоюза работников агропромышленного комплекса за допуск в эксплуатацию технически неисправного сварочного оборудования и заточных станков главный специалист и бригадир СПК "Чамерово" (Судогодский район Владимирской области) были привлечены к административной ответственности.

Одним из направлений деятельности инспекции труда профсоюзов является участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов. В отчетном году инспекция принимала участие в разработке 797 проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из которых профсоюзами согласовано 606 нормативных правовых актов.

Например, по инициативе инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Хакасия разработан проект Закона "Об охране труда в республике Хакасия", который принят на сессии Верховного Совета Республики. Инспекция Федерации профсоюзов Республики Коми подготовила принципиальные замечания и предложения к проекту Закона Республики Коми "Об охране труда" и к проекту Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Коми "Об обучении по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций, расположенных на территории Республики Коми". При участии инспекция труда Новгородской областной федерации профсоюзов подготовлены и приняты новые областные Законы "Об организации управления охраной труда на территории Новгородской области", "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда". Технической инспекцией труда Краснодарского крайсовпрофа был разработан проект Закона "О наделении органов местного самоуправления Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области охраны труда". При ее непосредственном авторстве разработан и направлен в законодательное собрание проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "Об охране труда", в котором были предложены нормы, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда. Проект Закона в установленном порядке принят в первом чтении.

Технической инспекцией труда ФНПР рассмотрено около 40 проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Ею были подготовлены принципиальные замечания к проекту Постановления Правительства РФ "Об утверждении зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым предполагалось исключить из зоны радиоактивного загрязнения 153 поселения и снизить льготный статус у 75 населенных пунктов. Принципиальная позиция инспекции труда позволила отложить сроки принятия этого проекта впредь до выполнения в полном объеме всех реабилитационных программ и проведения открытой экспертной оценки радиационной обстановки пострадавших районов.

В инициативном порядке инспекцией был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В проекте были предложены нормы, направленные на совершенствование государственного регулирования в данной сфере. Проект Закона был согласован с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

По данному вопросу инспекцией направлен в Правительство Российской Федерации ряд писем, в которых предлагалось вывести из-под действия Закона "О техническом регулировании" вопросы охраны труда и, в частности, нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, виды которых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399.

Были внесены предложения в проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", в которых предлагалось включить в основу оценки профессионального риска методы статистики, основывающиеся на массовом наблюдении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в течение 3 - 5 лет. Также было предложено относить страхователя к другому классу профессионального риска при изменении интегрального показателя с учетом мнения социальных партнеров.

Техническая инспекция целенаправленно вела работу по рассмотрению трудовых споров, заявлений и жалоб членов профсоюзов, связанных с нарушением законодательства об охране труда и их прав в области охраны труда. В отчетном году инспекция принимала участие в рассмотрении 2,3 тыс. трудовых споров и рассмотрела около 18 тыс. личных обращений, заявлений и жалоб работников. В пользу работников было разрешено около 1,9 тыс. трудовых споров (81,8%) и 14,7 тыс. жалоб (82%).

Например, с участием инспектора труда областного комитета профсоюза работников горно-металлургического профсоюза был решен трудовой спор в пользу работников ОАО "Магнитогорский калибровочный завод" о выдаче молока за работу во вредных условиях труда лаборантам отдела технического контроля. По информации Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации в Кемеровской областной организации профсоюза заявления работников по поводу нарушений требований охраны труда рассматривались техническим инспектором труда с выездом на места. В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что в помещении одного из узлов связи из-за неисправности котельной было выявлено содержание оксида углерода выше нормы. По требованию инспектора работников перевели в безопасное помещение.

По информации инспекции труда Федерации профсоюзов Челябинской области положительно решены обращения председателей профкомов локомотивных депо Златоуст и Челябинск по установлению необходимого температурного режима в спальных комнатах дома отдыха локомотивных бригад ст. Усть-Катав и устранению нарушений режима отдыха локомотивных бригад в доме отдыха ст. Челябинск.

Техническая инспекция труда Объединения организаций профсоюзов Курганской области положительно решила вопрос, поднятый в коллективном письме 30 работниц стерильного участка систем переливания крови ОАО "Синтез", которые жаловались на плохую работу душевых, недостаточную обеспеченность инвентарем, повышенную температуру на участке, необеспеченность питьевой водой. После вмешательства технической инспекции требования работниц удовлетворены полностью.

Защиту прав работников инспекция осуществляла в судебных инстанциях. С участием технических инспекторов было рассмотрено 305 исковых заявлений, из них 285 (87,8%) было разрешено в пользу работников.

Например, в техническую инспекцию труда Федерации профсоюзов Новосибирской области обратилась прессовщица ОАО "Новосибирский электровакуумный завод", пострадавшая в результате тяжелого несчастного случая на производстве в ноябре 2002 года. Комиссия по расследованию несчастного случая признала его связанным с производством и оформила акт по форме Н-1, однако филиал N 3 ГУ Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не признал этот случай страховым и отказал ей в возмещении вреда, причиненного здоровью. По данному вопросу было направлено исковое заявление в суд. Интересы ответчика в суде представлял представитель технической инспекции труда Федерации профсоюзов, который принял участие в трех заседаниях суда. Рассмотрение дела неоднократно переносилось из-за неявки представителей Фонда или предприятия. В итоге 16 сентября 2005 года суд удовлетворил исковые требования потерпевшей и обязал Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплатить ей все полагающиеся суммы, а ОАО "Новосибирский электровакуумный завод" - компенсацию морального вреда в размере 30 тыс. рублей.

Газорезчик, получивший тяжелейшую травму на производстве с травматической ампутацией обеих ног, с помощью инспекции труда Федерации профсоюзов Оренбургской области получил от Фонда социального страхования Российской Федерации коляску и автомобиль "Ока". Инспекции труда удалось отстоять право пострадавшего на возмещение морального вреда. С участием инспектора труда было проведено 8 судебных заседаний в районном и областном судах и в надзорной инстанции. В результате было вынесено положительное решение о выплате пострадавшему за моральный ущерб 500 тыс. рублей.

В 2005 году в территориальных объединениях организаций профсоюзов 68 субъектов Российской Федерации работало 489 технических инспекторов труда. Ситуация с наличием технической инспекции в членских организациях с 2004 года практически не изменилась. Средняя ее численность на субъект Российской Федерации составляет 7,19 инспекторов. Ряд членских организаций, несмотря на финансовые трудности, увеличивает численность инспекции и изыскивает возможность для ее содержания. Так, в профсоюзе работников жизнеобеспечения вновь введены должности инспекторов в Костромской и Бурятской территориальных организациях профсоюза. Во Всероссийском "Электропрофсоюзе" численность инспекции увеличилась с 25 до 32 человек.

Отдельные членские организации добиваются финансирования инспекции труда путем включения этого вопроса в тарифное соглашение. Соглашением между работодателем и профобъединением ОАО "ЛУКОЙЛ" на 2003 - 2008 годы предусмотрено перечисление работодателем на счет профсоюзной организации средств, необходимых для финансирования деятельности технической инспекции труда.

Однако необходимо отметить, что ряд членских организаций игнорирует Постановление Исполкома ФНПР от 19 декабря 2005 г. N 7-6 и представляет отчеты по формам, разработанным самими членскими организациями, что не способствует единому подходу по учету работы технической инспекции труда профсоюзов. Так, в отчетном году по неустановленной форме представили отчеты 17 территориальных объединений организаций профсоюзов (Иркутское областное объединение организаций профсоюзов, Федерация профсоюзных организаций Кузбасса, объединение организаций профсоюзов Магаданской области и др.) и 13 общероссийских профсоюзов (профсоюз работников водного транспорта, профсоюз работников народного образования и науки, профсоюз работников жизнеобеспечения и др.). Анализ отчетов и пояснительных записок показывает, что при их составлении не учитываются недостатки, изложенные в итоговых информациях о работе технической инспекции труда за прошлые годы. Пояснительные записки пишутся формально и не раскрывают существа работы по охране труда, не приводятся примеры причин приостановки работы оборудования, выдачи неудовлетворительных заключений при проведении независимых экспертиз условий труда, недостаточно раскрывается имеющийся положительный опыт работы. Представляемая информация по форме 19-ТИ о количестве проведенных проверок и выданных представлений не всегда соответствует действительности.

 

Техническая инспекция

труда ФНПР

 

 

 

 

 

Форма 19-ТИ

 

ОТЧЕТ

о работе технического (главного технического)

инспектора труда, технической инспекции труда

общероссийского профсоюза, территориального объединения

организаций профсоюзов за 2005 год

 

  N  
пункта

     Наименование показателей    

Код 
стро-
ки  

Количество, годы

  2005 
 68 тер.

 2004 
63 тер.

  1  

                2                

  3 

   4   

   5  

1.   

Количество:                      

X   

X      

X     

1.1. 

технических инспекторов труда    
(всего)                          

01  

489    

474   

1.2. 

в т.ч. в аппарате:               

X   

X      

X     

территориального объединения     
организаций профсоюзов           

02  

95     

85    

общероссийского профсоюза        

03  

 

 

уполномоченных (доверенных) лиц по
охране труда профессиональных    
союзов                           

04  

311.481

31.151

2.   

Проведено проверок:              

X   

X      

X     

2.1. 

техническими инспекторами труда  
профсоюзов                       

05  

16.613 

12.569

выявлено нарушений               

06  

89.538 

78.184

выдано представлений             

07  

12.606 

9.607 

2.2. 

проведено проверок совместно с:  

X   

X      

X     

2.2.1.

территориальными органами        
федеральной службы по труду и    
занятости                        

08  

6.885  

8.274 

выявлено нарушений               

09  

56.968 

50.396

выдано предписаний               

10  

6.326  

6.305 

2.2.2.

прокуратурой                     

11  

273    

446   

выявлено нарушений               

12  

1.257  

1.434 

выдано предписаний               

13  

236    

378   

2.2.3.

другими территориальными органами
государственного надзора и       
контроля                         

14  

5.159  

8.069 

выявлено нарушений               

15  

29.779 

31.574

выдано предписаний               

16  

5.130  

6.398 

2.2.4.

уполномоченными (доверенными)    
лицами по охране труда профсоюзов

17  

67.288 

47.356

выявлено нарушений               

18  

141.699

123.011

выдано представлений             

19  

28.753 

24.470

2.3. 

Итого:                           

X   

X      

X     

проведено проверок (п. п. 2.1 -  
2.2.4)                           

20  

96.218 

76.894

выявлено нарушений               

21  

319.241

284,6 

выдано представлений, предписаний

22  

53.051 

47,1  

2.4. 

Из числа проверок (п. п. 2.1 -   
2.2.4) проведено проверок        
тематических (всего)             

23  

6.359  

н.у.  
<*>

из них по вопросам:              

X   

X      

X     

труда женщин                     

24  

1.041  

н.у.  

выявлено нарушений               

25  

3.962  

н.у.  

труда молодежи                   

26  

562    

н.у.  

выявлено нарушений               

27  

1.181  

н.у.  

обеспечения работников средствами
индивидуальной защиты            

28  

3.034  

н.у.  

выявлено нарушений               

29  

5.670  

н.у.  

гарантий и компенсаций           

30  

863    

н.у.  

выявлено нарушений               

31  

1.810  

н.у.  

рабочего времени и времени отдыха

32  

859    

н.у.  

выявлено нарушений               

33  

1.633  

н.у.  

2.4.1.

из числа тематических проверок   
(всего):                         

X   

X      

X     

выявлено нарушений               

34  

14.256 

н.у.  

выдано представлений, предписаний

35  

8.914  

н.у.  

3.   

Количество происшедших несчастных
случаев на производстве групповых,
тяжелых и со смертельным исходом 

36  

12.747 

12.688

из них:                          

X   

X      

X     

групповых                        

37  

709    

н.у.  

тяжелых                          

38  

6.572  

н.у.  

со смертельным исходом           

39  

2.209  

н.у.  

3.1. 

расследовано с участием          
технического инспектора труда    

40  

5.130  

5.282 

4.   

Участие в работе комиссий        
по испытаниям и приему в         
эксплуатацию производственных    
объектов и средств производства  

41  

3.773  

5.326 

4.1. 

из них не принято в отчетном     
периоде (всего)                  

42  

352    

583   

в том числе:                     

X   

X      

X     

4.1.1.

производственных объектов (кол-во
объектов)                        

43  

168    

320   

4.1.2.

средств производства (кол-во     
единиц)                          

44  

184    

263   

5.   

Проведено независимых экспертиз  
условий труда                    

45  

634    

625   

5.1. 

выдано заключений                

46  

578    

578   

5.2. 

в т.ч. неудовлетворительных      

47  

30     

42    

6.   

Предъявлено требований о         
приостановке работ в случаях     
непосредственной угрозы жизни    
и здоровью работников (всего)    

48  

4.425  

5.130 

в том числе:                     

X   

X      

X     

6.1. 

станков, машин, оборудования,    
транспортных средств             

49  

4.027  

4.623 

6.2. 

производственных участков        

50  

398    

507   

7.   

Проведено проверок организаций   
по выполнению работодателями     
обязательств по охране труда,    
предусмотренных коллективными    
договорами и соглашениями        

51  

24.529 

21.078

7.1. 

количество обязательств по охране
труда                            

52  

105.602

н   

7.2. 

количество невыполненных         
обязательств                     

53  

7.676  

н.у.  

8.   

Направлено требований о          
привлечении к ответственности лиц,
виновных в нарушении законов и   
иных актов, содержащих нормы     
трудового права (всего)          

54  

3.247  

4.785 

в том числе:                     

X   

X      

X     

8.1. 

работодателям                    

55  

2.019  

3.143 

8.2. 

в федеральные службы             

56  

802    

1.327 

8.3. 

в органы прокуратуры             

57  

426    

315   

9.   

На основании направленных        
требований привлечено к          
ответственности (всего)          

58  

4.607  

6.841 

9.1. 

дисциплинарной                   

59  

2.310  

4.221 

9.2. 

административной                 

60  

2.279  

2.578 

9.3. 

уголовной                        

61  

18     

42    

10.  

Разработано проектов законов и   
иных нормативных правовых актов, 
содержащих нормы трудового права,
с участием технической инспекции 
труда                            

62  

797    

815   

10.1.

из них согласовано в установленном
порядке                          

63  

606    

451   

11.  

Участие в рассмотрении трудовых  
споров, связанных с нарушением   
законодательства об охране труда,
обязательств, предусмотренных    
коллективными договорами и       
соглашениями (всего)             

64  

2.302  

4.470 

11.1.

из них разрешено в пользу        
работников                       

65  

1.884  
81,8%  

3.621 
81,0% 

12.  

Рассмотрено личных обращений,    
заявлений и жалоб членов         
профсоюза, связанных с нарушением
их прав в области охраны труда   

66  

17.925 

17.957

12.1.

из них разрешено в пользу        
работников                       

67  

14.709 
82,0%  

15.201
84,6% 

13.  

Количество исковых заявлений,    
рассмотренных в судах с участием 
технических инспекторов труда    

68  

305    

462   

13.1.

из них разрешено в пользу        
работников                       

69  

268    
87,8%  

402   
87,0% 

 

--------------------------------

<*> Н.у. - ранее эти показатели не учитывались.

 

Техническая инспекция

труда ФНПР

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024