ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2006 г. N 14
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И
ОЦЕНКА
СОСТОЯНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК"
Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет:
Утвердить и ввести
в действие с 1 марта 2007 г. прилагаемое Руководство по безопасности
"Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной
безопасности исследовательских ядерных установок" (РБ-037-06).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждено
Постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 27 декабря 2006
г. N 14
Введено в действие
с 1 марта 2007 года
РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА
СОСТОЯНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
РБ-037-06
Руководство
по безопасности "Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и
радиационной безопасности исследовательских ядерных установок" разработано
в соответствии с требованиями Общих положений обеспечения безопасности
исследовательских ядерных установок, действующих на исследовательских ядерных
установках правил ядерной безопасности и учитывает рекомендации МАГАТЭ,
представленные в руководстве DS260 "Maintenance,
periodic testing and inspection of research reactors".
Выпускается впервые
<*>.
--------------------------------
<*>
Руководство разработано в НТЦ ЯРБ. В процессе разработки учтены замечания и
предложения специалистов Ростехнадзора, ФГУ РНЦ
"Курчатовский институт" и ФГУП "ГНЦ РФ НИИАР".
1.
Назначение и область применения
1.1. Настоящее Руководство по безопасности "Анализ результатов
контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности
исследовательских ядерных установок" (далее - Руководство) имеет
рекомендательный характер и содержит возможные способы выполнения требований
пункта 5.1.10 Общих положений обеспечения безопасности исследовательских
ядерных установок, раздела 5 Правил ядерной безопасности исследовательских
реакторов, раздела 4 Правил ядерной безопасности импульсных исследовательских
ядерных реакторов, раздела 6 Правил ядерной безопасности критических стендов,
раздела 4 Правил ядерной безопасности подкритических стендов, касающихся
контроля и оценки состояния ядерной и радиационной безопасности (далее - ЯРБ)
исследовательских ядерных установок (далее - ИЯУ). В настоящем Руководстве
приведены общие рекомендации по проведению анализа результатов проверки
состояния ЯРБ ИЯУ с целью ранжирования выявленных недостатков по их влиянию на
ЯРБ ИЯУ и качественной оценки состояния ЯРБ ИЯУ.
1.2. Настоящее
Руководство предназначено для специалистов и должностных лиц, осуществляющих
проверку состояния ЯРБ ИЯУ на этапах ввода в эксплуатацию, эксплуатации и
вывода из эксплуатации ИЯУ или выполняющих экспертизу документов,
обосновывающих ЯРБ ИЯУ.
1.3. В случае
несоответствия способов, используемых при оценке состояния ЯРБ ИЯУ,
рекомендациям настоящего Руководства в итоговых документах по результатам
проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует привести соответствующее обоснование
имеющегося несоответствия.
2. Общие
положения
2.1. Проверка и контроль ЯРБ ИЯУ проводятся с целью оценки возможностей
и наличия в эксплуатирующей организации (далее - ЭО) условий для осуществления
заявленной деятельности с соблюдением требований, установленных действующим
законодательством Российской Федерации, федеральными нормами и правилами, условиями
действия лицензий, проектной, конструкторской, технологической и
эксплуатационной документацией ИЯУ и другими нормативно-техническими
документами в области использования атомной энергии, распространяющимися на
ИЯУ.
2.2. Оценка
состояния ЯРБ ИЯУ может проводиться:
- комиссиями и
соответствующими службами (должностными лицами) ЭО - при проведении внутреннего
контроля состояния ЯРБ ИЯУ;
- комиссиями органа
государственного управления использованием атомной энергии - при ведомственном
контроле состояния ЯРБ ИЯУ;
- экспертной
организацией - при экспертизе документов, обосновывающих ЯРБ в составе заявки
ЭО на получение лицензии на право деятельности на ИЯУ;
- комиссией
(инспектором) Межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору - при проведении инспекций состояния ЯРБ
ИЯУ.
2.3. В настоящем
Руководстве используются термины, установленные федеральными нормами и
правилами в области использования атомной энергии.
3. Анализ
результатов контроля и оценка состояния ЯРБ ИЯУ
3.1. В качестве
индикаторов (показателей) уровня ЯРБ ИЯУ следует использовать требования
нормативно-технических документов по следующим направлениям:
- наличие и
выполнение требований и условий разрешительных документов органов
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
(лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии,
санитарно-эпидемиологические заключения, разрешения на выбросы и сбросы,
разрешения работникам (персоналу) ИЯУ на право ведения работ в области
использования атомной энергии и др.);
- организационное
обеспечение деятельности на ИЯУ;
- состояние
документации;
- техническое
обеспечение ЯРБ (состояние физических барьеров, элементов и систем, важных для
безопасности, зданий и сооружений, электроснабжения ИЯУ и др.);
- обеспечение ЯРБ
при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и
радиоактивными отходами;
- техническая
безопасность (состояние грузоподъемных механизмов, трубопроводов, сосудов,
работающих под давлением);
- обеспечение
физической защиты, учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов;
- соответствие ИЯУ
паспортным данным и выполнение установленных в ЭО порядка и сроков
переоформления паспорта ИЯУ;
- обеспечение
пожарной безопасности;
- противоаварийная
готовность ИЯУ;
- обеспечение
качества деятельности на ИЯУ;
- организация и
осуществление подготовки и допуска работников (персонала) к ядерно и
радиационно опасным работам и работам с системами, важными для безопасности;
- культура
безопасности.
3.2. При проведении
проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует проанализировать влияние на ЯРБ ИЯУ
выявленных несоответствий требованиям действующих нормативно-технических
документов, исходя из возможных радиационных последствий несоответствий. При
необходимости ЭО следует обеспечить проведение дополнительного расчета
надежности систем, важных для безопасности, и дополнительного анализа
безопасности с учетом нового перечня исходных событий и фактического состояния
ИЯУ.
3.3. По результатам
проверки ЯРБ ИЯУ следует оценить уровень ЯРБ ИЯУ как качественной
характеристики состояния безопасности ИЯУ, устанавливаемой путем проведения
анализа и оценки соответствия ИЯУ требованиям действующих
нормативно-технических документов и с учетом фактического состояния систем и
элементов, важных для безопасности.
3.4. Состояние ЯРБ
ИЯУ может быть оценено одним из следующих уровней безопасности:
- уровень
удовлетворительный (У1) - уровень безопасности ИЯУ,
характеризующийся отсутствием несоответствий или наличием несоответствий ИЯУ
требованиям действующих нормативно-технических документов, которые не могут
быть непосредственной причиной событий (нарушений), имеющих радиационные
последствия, при этом радиационное воздействие ИЯУ на работников (персонал),
население и окружающую среду не превышает пределов, установленных для
нормальной эксплуатации;
- уровень
недостаточный (У2) - уровень безопасности ИЯУ,
характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих
нормативно-технических документов по безопасности ИЯУ, которые при проведении
работ следующего этапа жизненного цикла ИЯУ или при проведении работ по новой
программе текущего жизненного цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим
радиационные последствия;
- уровень
низкий (У3) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием
несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов,
которые могут привести или привели к нарушению эксплуатационных пределов и
условий и (или) превышению контрольных уровней радиационного воздействия ИЯУ и
требуют оперативной реализации компенсирующих мер по обеспечению безопасности
при проведении текущих работ на ИЯУ;
- уровень
недопустимый (У4) - уровень безопасности ИЯУ,
характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих
нормативно-технических документов, которые могут привести к нарушению пределов
и условий безопасной эксплуатации ИЯУ и (или) вызывают необходимость
прекращения ядерно и (или) радиационно опасных работ с целью исключения
радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую
среду сверх допустимых пределов.
3.5. Установленный
уровень безопасности ИЯУ должен быть зафиксирован в итоговых документах по
результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ.
3.6. В итоговых
документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует представить
предложения по повышению безопасности ИЯУ и контролю их выполнения с указанием
сроков последующих проверок, цели (программы) проверок, при этом:
- если уровень
безопасности признан удовлетворительным, могут быть представлены предложения по
срокам устранения выявленных несоответствий требованиям нормативно-технических
документов;
- если уровень
безопасности ИЯУ признан недостаточным, следует привести информацию о
выполнении (невыполнении) имеющегося в ЭО плана мероприятий по устранению
несоответствий ИЯУ требованиям нормативно-технических документов и о приемлемости
установленных сроков их устранения;
- если уровень
безопасности ИЯУ признан низким, следует привести условия, при которых возможно
дальнейшее продолжение работ;
- если уровень
безопасности ИЯУ признан недопустимым, следует привести мероприятия, после выполнения которых можно возобновить ядерно и (или)
радиационно опасные работы на ИЯУ, а также предложения по программе
комиссионной проверки состояния ЯРБ ИЯУ, которая должна предшествовать
возобновлению работ.
3.7. В Приложении
приведены примеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ.
Приложение
(справочное)
ПРИМЕРЫ
ВОЗМОЖНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЯРБ ИЯУ
Имеющиеся несоответствия ИЯУ требованиям
нормативно-
технических
документов
|
Уровень
ЯРБ ИЯУ
|
1.
Не выполняется установленный порядок подготовки
работников (персонала).
2. Не обеспечивается непрерывность страхования
гражданской ответственности за убытки и вред,
причиненные радиационным воздействием ИЯУ.
3. Своевременно не вводятся в действие в ЭО новые
нормативные документы по обеспечению безопасности ИЯУ.
4. Требуют корректировки инструкции по ЯРБ с учетом
вновь введенных нормативных документов.
5. Не проведена аттестация членов постоянно действующей
комиссии для проверки знаний работников (персонала) ЭО.
6. Другие несоответствия требованиям нормативно-
технических документов, которые не могут быть
непосредственной причиной событий, имеющих радиационные
последствия
|
У1
|
1.
Не ведется необходимая для обеспечения безопасности
предстоящих работ по выводу ИЯУ из эксплуатации база
данных о радиационной обстановке, о загрязнении
территории, систем и оборудования радиоактивными
веществами.
2. Отсутствует программа работ по продлению
установленного срока эксплуатации ИЯУ.
3. Не корректируется своевременно план аварийных
мероприятий в части возможных исполнителей аварийных
работ и их домашних (служебных) телефонов и т.д.
4. Не обеспечивается периодичность аварийных тренировок.
5. Отсутствует расчетное (экспериментальное)
подтверждение безопасности ИЯУ при использовании в
предстоящих работах новых экспериментальных устройств.
6. Другие несоответствия требованиям нормативно-
технических документов, которые при изменении характера
(программы) работ на ИЯУ или этапа жизненного цикла ИЯУ
могут привести к событиям, имеющим радиационные
последствия
|
У2
|
1.
Истек (не продлен) срок действия санитарно-
эпидемиологического заключения.
2. Не в полном объеме смена укомплектована персоналом
при работе ИЯУ на мощности.
3. Нарушен срок поверки измерительных средств и приборов
систем управления и защиты.
4. Несвоевременно проводится планово-предупредительный
ремонт.
5. В режиме временного останова ИЯУ ядерно опасные
работы проводятся в отсутствие контроля за мощностью.
6. Другие несоответствия требованиям нормативно-
технических документов, которые при проведении текущих
работ могут привести или привели к событиям, имеющим
радиационные последствия, или к нарушениям
эксплуатационных пределов безопасности
|
У3
|
1.
Не соответствует требованиям проекта состояние
строительных конструкций и (или) сооружений.
2. Не определены права и обязанности должностных лиц,
структурных подразделений и работников ЭО в части
обеспечения ЯРБ ИЯУ.
3. Не соответствует паспортным данным фактическое
состояние систем, важных для безопасности.
4. Не проводится проверка работоспособности систем,
важных для безопасности, после окончания планово-
предупредительного ремонта.
5. Имеют место периодически кратковременные выбросы
(сбросы), превышающие пределы безопасной эксплуатации.
6. Другие несоответствия требованиям нормативно-
технических документов, которые могут привести к
нарушению пределов безопасной эксплуатации ИЯУ и (или)
требуют прекращения работ с целью исключения
радиационного воздействия ИЯУ на работников (персонал),
население и окружающую среду сверх допустимых пределов
|
У4
|