ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2007 г. N 16
ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА УСЛОВИЯМИ
ТРУДА
Я, Главный
государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко,
проанализировав материалы государственного надзора за соблюдением санитарного
законодательства в сфере охраны здоровья работающего населения и состояния
профессиональной заболеваемости, отмечаю.
В последние пять
лет в Российской Федерации приняты меры по усилению государственного надзора за
созданием надлежащих условий труда. Количество обследованных организаций с
применением лабораторных и инструментальных методов за этот период возросло с
23 до 44%, число исследованных проб воздуха в рабочей зоне - с 639130 до
698004. При этом удельный вес проб с превышением ПДК веществ 1 - 2 классов
опасности сократился в 1,5 - 2 раза. Показатель профессиональной заболеваемости
сократился с 2,2 до 1,6 на 10 тыс. работающих.
Вместе с тем
состояние условий труда работающих остается неудовлетворительным. Число рабочих
мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет 23% от
общей численности на объектах промышленности, 17% - на транспорте, 11% - в
строительстве. При этом 2,2 млн. человек трудятся в условиях высокой
запыленности и загазованности; 2,3 млн. человек - в условиях высоких уровней
шума, ультра- и инфразвука, 579 тыс. - в условиях воздействия повышенных
уровней вибрации.
В результате
проведения внеплановых мероприятий по контролю за
условиями труда работников административного аппарата обследовано более 2 тыс.
объектов и более 21 тыс. рабочих мест. Проведено около 40 тыс. инструментальных
измерений уровней производственных факторов.
Наиболее часто
встречающимися нарушениями условий труда явились: низкая освещенность рабочих
мест (Самарская обл., Республика Дагестан, Московская обл.), несоблюдение
температурного режима (Архангельская, Иркутская обл.), а также несоответствие
конструкции и модульных размеров рабочих столов (Краснодарский край). От 30 до
60% обследованных рабочих мест не соответствуют требованиям, предъявленным к
условиям размещения и площади на одно рабочее место (Республика Карелия, г.
Москва).
При проведении
инструментальных исследований рабочих мест выявлено, что уровни
электромагнитных полей не соответствуют нормируемым значениям в среднем в 30%
случаев. Наибольшая доля неудовлетворительных исследований в Республике
Калмыкия (80%), Ленинградской области (69,7%), Сахалинской области (60,4%),
Омской области (60%).
При оценке условий
освещения рабочих мест обнаружено несоответствие нормативным значениям в
среднем в 18,6% измерений. Наибольший объем неудовлетворительных исследований
обнаружен в Ленинградской области (56,7%), Республике Тыва (42,3%), Республике
Татарстан (30,7%).
Работа сотрудников
административного аппарата также характеризуется отсутствием установленных
режимов труда и отдыха (Кемеровская, Сахалинская обл.). Не нормируется по
времени работа на ПЭВМ и копировально-множительной технике (Усть-Ордынский
Бурятский АО). Отсутствует принудительная приточно-вытяжная вентиляция в помещениях,
оборудованных копировальными аппаратами большой производительности.
Продолжается допуск
женщин к работам с веществами 1-го и 2-го классов опасности, аллергенами,
канцерогенами и другими потенциально опасными веществами, создающими угрозу
репродуктивному здоровью и повышенный риск возникновения среди них
профессиональных заболеваний.
Не разработаны
отраслевые Программы по улучшению условий труда и охране здоровья работников,
предусматривающие комплексные мероприятия по улучшению условий труда.
Руководители многих
организаций, и прежде всего непроизводственной сферы, зачастую не имеют
соответствующих знаний и опыта по вопросам обеспечения здоровых и безопасных
условий труда, не принимают должных мер по профилактике профессиональных
заболеваний и отравлений, не выделяют необходимых средств на эти цели.
Особенно
неблагоприятными остаются условия труда в угольной и судостроительной
промышленности, черной и цветной металлургии, тракторного, энергетического и
сельскохозяйственного машиностроения, строительных материалов, в сельском
хозяйстве и здравоохранении.
Распространена
практика организации работ по 12-часовой рабочей смене во вредных и опасных
условиях труда, что приводит к интенсивному воздействию на здоровье
неблагоприятных факторов производственной среды.
В стране не создан
должный, эффективный механизм заинтересованности работодателя в обеспечении
здоровых и безопасных условий труда.
В ряде субъектов
Российской Федерации наблюдается значительное сокращение объемов работ и
финансирования мероприятий по улучшению условий труда работающих. Во многих
организациях прекращена практика разработки и осуществления комплексных планов
улучшения условий труда и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий,
существующие комплексные планы выполняются на 20 - 75%. Низкими темпами
выполняются работы по прекращению использования устаревших технологий, замене
изношенного оборудования.
Неудовлетворительно
осуществляется работа по реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных
документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой
деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 20.11.2006, N 47, ст. 4911).
В последнее время
прослеживается тенденция приема на работу иностранных граждан без подтверждения
отсутствия у них профессиональных заболеваний, особенно в строительных
организациях.
Неудовлетворительные
условия труда создают предпосылки для ухудшения здоровья работающих,
формирования профессиональных заболеваний, роста первичной инвалидизации,
преждевременного выхода на пенсию.
За последние пять
лет зарегистрировано свыше 50 тыс. случаев впервые установленного диагноза
профессионального заболевания (отравления) у работающих, в том числе 98%
хронических форм, влекущих ограничения профессиональной пригодности и
трудоспособности.
В Республике Коми,
Кемеровской, Липецкой, Свердловской, Ростовской областях уровень
профессиональной заболеваемости составляет 4,7 - 9,7 на 10000 работающих
(Российская Федерация - 1,6).
При этом
выявляемость профессиональной патологии по-прежнему остается неполной и нередко
происходит на поздней стадии развития заболевания.
Ежегодно на
производстве получают травмы около 90 тыс. человек, более 3 тысяч - погибают.
Особенно высокий
уровень травматизма в организациях негосударственной формы собственности.
Медицинские
организации, проводящие обязательные предварительные при поступлении на работу
и периодические медицинские осмотры, не обеспечивают надлежащее качество
медицинского освидетельствования. Зачастую они осуществляются без участия
необходимых для этого специалистов и проведения регламентированных
исследований. Отсутствие у многих врачей, участвующих в осмотрах,
соответствующей подготовки по вопросам профессиональной патологии приводит к
позднему выявлению профессиональных заболеваний.
В целом по стране
ежегодно в ходе целевых медицинских осмотров выявляется лишь около 70%
профессиональных заболеваний, остальные - только при обращении больных за
медицинской помощью.
В Республике Саха
(Якутия), Краснодарском крае, Сахалинской, Читинской областях в ходе
периодических медицинских осмотров выявляется лишь 17 - 40% случаев
профессиональных заболеваний, в Псковской области - 5,6%.
Учитывая
изложенное, с целью принятия дополнительных мер по улучшению условий труда и
профилактики профессиональных заболеваний и в соответствии с Федеральным
законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14)
постановляю:
1. Рекомендовать
руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Потребовать от
органов управления здравоохранением принять действенные меры по:
1.1.1. Безусловному
выполнению Приказа Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83
(зарегистрирован в Минюсте России 10.09.2004, регистрационный N 6015) в части
организации системы контроля за качеством медицинских
осмотров и представления отчетности об их проведении.
1.1.2. Обеспечению
систематического обучения врачей, проводящих медицинские осмотры, по вопросам
профессиональной патологии.
1.1.3. Повышению
ответственности руководителей лечебно-профилактических учреждений за полноту и
качество проведения медицинских осмотров, своевременность выявления
профзаболеваний и направление работников с подозрением на профессиональное
заболевание в центры профпатологии.
2. Рекомендовать всем
организациям, независимо от их организационно-правовой формы:
2.1. Принять
эффективные меры по улучшению условий труда работающих, сокращению вредного
воздействия факторов производственной среды на их здоровье, обратив внимание на
соответствие условий труда работников административного аппарата требованиям
санитарного законодательства.
2.2. Ежегодно
разрабатывать комплексные планы улучшения условий труда, проведения
санитарно-оздоровительных мероприятий, выделяя в полном объеме ассигнования на
их реализацию.
2.3. Осуществлять
прием на работу с вредными и опасными производственными факторами иностранных
граждан только при отсутствии у них профессиональных заболеваний.
3. Рекомендовать
Минпромэнерго России:
3.1. Разработать
отраслевые Программы по улучшению условий труда и охране здоровья работников.
3.2. Подготовить
методические документы для разработки типовых программ производственного контроля за условиями труда.
4. Просить
Минздравсоцразвития России внести изменения и дополнения в нормативные правовые
документы, регламентирующие периодичность медицинских осмотров работающих
(включая иностранных граждан), перечень участвующих в них специалистов, объем
необходимых лабораторных и инструментальных исследований, формы учетной и
отчетной документации.
5. Руководителям
управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
5.1. Повысить
действенность государственного надзора за выполнением требований санитарного
законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда в целях
предупреждения профессиональных заболеваний, связанных с неудовлетворительными
условиями труда.
5.2. Выдавать
положительные санитарно-эпидемиологические заключения по результатам
санитарно-эпидемиологических экспертиз лечебно-профилактических учреждений только
при наличии необходимой материально-технической базы, квалифицированных
специалистов по вопросам профпатологии.
5.3. Активизировать
работу по гигиеническому обучению руководителей и работников организаций.
5.4. Активизировать
применение мер административного воздействия за нарушения требований
санитарного законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда и
профилактики профессиональных заболеваний.
5.5. Подготовить и
направить в органы исполнительной власти предложения:
5.5.1. По созданию
межведомственных комиссий (советов) контрольно-надзорных органов по соблюдению
законодательства в области охраны труда и здоровья граждан с рассмотрением
вопросов состояния условий труда и предупреждению профессиональных заболеваний
на предприятиях и в организациях.
5.5.2. По
обеспечению разработки и финансирования целевых программ (мероприятий),
направленных на улучшение условий труда и охрану здоровья работников, повышению
их социальной значимости и эффективности, с привлечением для этих целей средств
массовой информации.
5.5.3. По включению
в программы обязательного медицинского страхования регионального и местного
уровня проведения медицинских осмотров тружеников села.
5.5.4. По
информированию управлений Роспотребнадзора о вновь создаваемых предприятиях и
организациях.
5.6. Направить
руководителям организаций (работодателям) предложения:
5.6.1. По
реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасных для работающих
условий труда, и выполнению требований санитарного законодательства.
5.6.2. По организации
и проведению производственного контроля в соответствии с санитарными правилами
СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
5.6.3. По
обязательному проведению в установленном порядке санитарно-гигиенической
паспортизации канцерогеноопасных производств.
5.6.4. По
безусловному выполнению требований Положения о расследовании и учете
профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967.
5.6.5. По
организации и проведению гигиенического обучения руководителей и работников
организаций по вопросам гигиены труда.
6. Информировать о
проделанной работе Роспотребнадзор до 01.10.2007.
7. Федеральному
государственному учреждению здравоохранения "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" Роспотребнадзора:
7.1. Обеспечить
сбор и анализ данных о профессиональных заболеваниях (отравлениях) в единой
системе регистрации, учета и анализа профессиональных заболеваний (отравлений).
7.2. В целях
совершенствования расследования и учета профессиональных заболеваний
(отравлений) в Российской Федерации подготовить сборник официальных документов
для использования в работе.
8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО