ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2007 г. N 3-3
О ДЕЙСТВИЯХ ПРОФСОЮЗОВ В СВЯЗИ С НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ
УСЛОВИЯМИ ТРУДА И ЗДОРОВЬЕМ РАБОТНИКОВ
Генеральный Совет
ФНПР отмечает, что негативные тенденции в состоянии условий труда и здоровья
работников обусловлены отсутствием целенаправленной политики федеральных
органов исполнительной власти и внимания к этой проблеме со стороны
работодателей и их объединений.
За последние десять
лет произошла практически полная ликвидация промышленной медицины, что
негативно отразилось на качестве медицинской помощи работникам и состоянии их
здоровья. Из года в год растет инвалидизация
у впервые выявленных профессиональных больных устанавливается не более
13 - 15 процентов случаев с подозрениями на профессиональные заболевания. Не
уделяется должного внимания профессионально-обусловленным заболеваниям,
развитию которых способствуют производственные факторы. Многие профессиональные
патологии по формальным признакам переводятся в разряд общесоматических
болезней, в результате больным своевременно не ставится реальный диагноз, не
проводится адекватное лечение. Из-за болезней ежегодно теряется до 10 рабочих
дней на одного занятого, что в конечном итоге снижает объем валового
внутреннего продукта на 1,4 процента. Среди трудоспособного населения устойчиво
растет смертность.
На состояние
здоровья работников оказывают негативное влияние неудовлетворительные условия
труда. В Российской Федерации каждый четвертый работник работает во вредных и
(или) опасных условиях труда. За работу в этих условиях 41,2 процента
работников установлены компенсации. Доля занятых в таких условиях мужчин
возросла за четыре года на 5,3 процента. В связи с неудовлетворительными
условиями труда трудопотери составляют от 20 до 40
процентов.
Вызывает
озабоченность высокий уровень производственного травматизма. Техногенные аварии
с большими человеческими жертвами происходят с удручающей периодичностью.
Основными причинами большинства несчастных случаев на производстве являются
неудовлетворительная организация производства работ, нарушение производственной
и технологической дисциплины, безответственное отношение к должностным
обязанностям. Выделяемые на охрану труда средства, особенно на малых
предприятиях, в расчете на одного работающего составляют не более 0,7 тыс.
рублей, что в 4 раза меньше, чем в среднем по отраслям экономической
деятельности. На предприятиях отсутствует необходимый уровень культуры охраны
труда, не внедряются современные системы организации управления ею. Практически
отсутствуют экономические стимулы и регуляторы.
Проблема
безопасности труда усугубляется незаконченными процессами административной и
социальных реформ, а также непродуманной реформой технического регулирования.
Произошла полная ликвидация служб охраны труда в федеральных органах
исполнительной власти и резкое сокращение штатов этих служб в региональных
органах. В течение четырех лет не проводилась работа по пересмотру,
гармонизации и обновлению нормативных правовых актов, содержащих
государственные требования по охране труда. Приостановлена реформа системы
социального страхования, в т.ч. страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ухудшению условий
труда и оздоровлению работников способствует отсутствие на федеральном,
региональном и отраслевом уровнях соответствующих целевых программ. Слабо
используются в рассматриваемой области механизмы социального партнерства, в том
числе такие, как комитеты (комиссии) по охране труда. В погоне за прибылью
отдельными работодателями не принимаются меры по первичной профилактике производственных
рисков и предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Недостаточно используются законодательные полномочия по сохранению и укреплению
здоровья работников профсоюзными организациями и ее активом по охране труда.
Сложившаяся ситуация
создает предпосылки дальнейшего ухудшения состояния здоровья трудоспособного
населения и его негативного воздействия на социально-экономические процессы.
Генеральный Совет
ФНПР постановляет:
1. Предложить
Правительству Российской Федерации:
рассмотреть
проект Концепции формирования и развития современной системы медицины труда в
Российской Федерации как один из механизмов реализации Глобального плана
действий по охране здоровья работников на 2008 - 2017 годы;
разработать
комплекс мер по совершенствованию оплаты труда в производствах с повышенным
риском, чтобы довести постоянную часть заработной платы до 70 процентов от
заработка;
разработать
Концепцию компенсационной политики за работу во вредных и опасных условиях
труда, в основе которой лежали бы экономические регуляторы, побуждающие
работодателя устранять рабочие места с неудовлетворительными условиями труда;
рассмотреть вопрос
о создании при Правительстве Российской Федерации межведомственной комиссии по
охране труда и здоровья работающего населения для координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти в этой области;
подготовить проект
Концепции реформирования системы обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Предложить
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
ратифицировать
Конвенции МОТ 2006 г. N 187 об основах содействия передовой организации охраны
труда на национальном уровне и 1995 г. N 176 о безопасности и гигиене труда на
шахтах;
ускорить принятие
изменений и дополнений в ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации
"Государственное управление охраной труда", определяющих полномочия в
этой области органов исполнительной власти на всех уровнях;
рассмотреть
поправки ФНПР к ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации об усилении
социальной защиты уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
внести дополнение в
Трудовой кодекс Российской Федерации в части усиления материальной
ответственности работодателя за вред, причиненный работнику в результате
несчастного случая или профессионального заболевания;
внести изменения и
дополнения в Федеральный закон от 08.08.01 N 134 "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)", предусматривающие выведение из-под
действия этого закона Государственной инспекции по труду, как противоречащее
требованиям Конвенции МОТ 1947 г. N 81 об инспекции труда.
3. Предложить
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
скорректировать
проект Концепции программы действий по улучшению условий и охраны труда с
учетом предложений ФНПР и Рабочей группы Трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений, а именно:
- сформировать
основные направления в области охраны труда с учетом базовых принципов,
определенных в основных направлениях государственной политики в этой области;
- определить
основные принципы национальной политики в области охраны здоровья работников и
сформировать инструменты этой политики;
проработать вопрос
об оценке влияния аттестации рабочих мест по условиям труда на здоровье и
безопасность работников;
провести
сопоставительный анализ аттестации рабочих мест по условиям труда с оценкой
риска;
ввести форму
отчетности анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
4. Предложить
объединениям работодателей России:
обеспечить создание
и поддержание условий труда, не наносящих ущерб и вред здоровью работников;
содействовать
заключению коллективных договоров и соглашений, направленных на реализацию мер
по снижению рисков, производственного травматизма и профессиональных
заболеваний;
выстроить систему
организации работ, обеспечивающую участие работников и профсоюзов в принятии
решений по вопросам охраны труда и здоровья работников;
способствовать
созданию в организациях медицинских структур, выполняющих функции по
оздоровлению работников.
5. Членским
организациям ФНПР:
совместно с
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации подготовить предложения о восстановлении в этих
органах структур по охране труда;
внести предложения
в региональные законы по охране труда (либо другие законы) о передаче части
полномочий в области охраны труда муниципальным образованиям;
совместно с
федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по
пересмотру и актуализации отраслевой нормативной правовой базы,
активнее
использовать возможности тарифных, региональных соглашений и коллективных
договоров для:
- внедрения
системы управления охраной труда, построенной на передовых международных
принципах (ГОСТ 12.0.230.2007 "Системы управления охраной труда. Общие требования");
- разработки
программ по модернизации рабочих мест, представляющих реальную угрозу жизни и
здоровью работников, а также устранению опасных и вредных производственных
факторов на рабочих местах;
- обучения
персонала и повышения его компетентности в вопросах безопасности труда;
активизировать
работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда для предотвращения
несчастных случаев на производстве с использованием оценки рисков на рабочих
местах;
обеспечить наличие
технической инспекции труда в соответствующих структурах профсоюзных органов и
не допускать случаев их ликвидации;
осуществлять
непрерывное обучение и образование технических инспекторов труда профсоюзов на
базе Открытого института охраны труда, промышленной безопасности и экологии
Академии труда и социальных отношений;
использовать
возможности местных средств массовой информации, издательств печатной
продукции, а также услуги научных и учебных заведений для пропаганды культуры
охраны труда среди работников;
обеспечить
всестороннее взаимодействие с Государственной инспекцией труда (Роструд) для предотвращения нарушений прав членов
профсоюзов в области охраны труда и здоровья работников.
6. Технической
инспекции труда ФНПР (Трумель В.В.) до 1 декабря 2007
года составить план практических действий по выполнению постановления Генсовета
и предложений, высказанных членами Генсовета.
7. Внести на
рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений вопрос "О неудовлетворительных условиях
труда, высоком уровне травматизма и профессиональных заболеваниях в отраслях
экономики".
8. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на
Техническую инспекцию труда ФНПР (Трумель В.В.)