КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2007 г. N ПК-4
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2007
ГОДА
Коллегия отмечает,
что деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору (далее - Ростехнадзор) за 9 месяцев 2007 года была направлена
на обеспечение защищенности объектов использования атомной энергии, опасных
производственных объектов, объектов электроэнергетики и других объектов,
поднадзорных Ростехнадзору, работников данных объектов и населения, окружающей
среды от угроз техногенного характера путем применения
предусмотренных полномочиями Ростехнадзора мер, направленных на недопущение
нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований по
безопасности в установленной сфере деятельности.
1. О
предварительных итогах нормотворческой деятельности
Ростехнадзора за
2007 год
Нормотворческая
деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
в 2007 году была направлена на реализацию:
утвержденного
распоряжением Правительства от 15 июня 2007 г. N 781-р Комплекса мер по
реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года;
планов
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2006 и 2007
годы;
утвержденных
Правительственной комиссией по проведению административной реформы планов
разработки административных регламентов на 2007 год;
Программы
разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства от
29 мая 2006 г. N 781-р;
Плана подготовки
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для
реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
разграничения полномочий", утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации от 7 июня 2006 г. N 845-р;
Плана мероприятий,
связанных с выполнением второго этапа реализации основ государственной политики
в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации
на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17.12.2005 N 2237-р;
иных отдельных
поручений Аппарата Правительства Российской Федерации по разработке
нормативно-правовых актов, а также постановлений коллегий Ростехнадзора.
В целях реализации
указанных поручений и планирования нормотворческой деятельности Ростехнадзором
были разработаны и утверждены:
План мероприятий по
реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации на 2007 год;
План
нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2007 год;
План разработки руководящих
документов Ростехнадзора на 2007 год.
В качестве
недостатка в планировании нормотворческой деятельности отмечается планирование
разработки 96% административных регламентов на второе полугодие 2007 года и
только 4% на первое полугодие.
В соответствии с
планами Ростехнадзором в 2007 году велась разработка 4-х концепций и проектов
федеральных законов, 23-х проектов постановлений Правительства Российской
Федерации, 22-х проектов административных регламентов, 61-го руководящего
документа (с учетом разрабатываемых в 2007 году и запланированных к утверждению
в 2008 году).
По состоянию на
01.11.2007 разработано:
4 концепции и
проектов федеральных законов (100%), из них внесено (утверждено) 1 (25%);
21 проект
постановлений Правительства Российской Федерации (91%), из них внесено
(утверждено) 10 (48%);
22 проекта
административных регламентов (100%), из них внесено (утверждено) 4 (18%);
61 руководящий
документ (100%), из них утверждено 23 (41%).
Данные
нормотворческой деятельности управлений центрального аппарата Ростехнадзора
свидетельствуют о значительной нагрузке по нормотворческой деятельности
Управления государственного экологического надзора (29,7% всех разрабатываемых
документов). В то же время участие и загруженность в нормотворческой
деятельности подведомственных Ростехнадзору экологических организаций остается
на низком уровне.
Коллегия считает
необходимым активизировать нормотворческую деятельность Ростехнадзора с целью
обеспечения внесения и утверждения всех проектов нормативных правовых актов,
разработка которых предусмотрена Планом нормотворческой деятельности Службы на
2007 год, отдельными поручениями Правительства Российской Федерации.
2. Итоги
надзорно-контрольной и разрешительной деятельности
за 9 месяцев 2007
года
Надзор за ядерной и
радиационной безопасностью на объектах использования атомной энергии.
Межрегиональными
территориальными округами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Ростехнадзора (далее - МТО ЯРБ) проведено 7641 инспекция (за 9 месяцев 2006
года - 7103) на ядерно и радиационно опасных объектах использования атомной
энергии. Выявлено и предписано к устранению 5660 нарушений (в 2006 году - 6680)
требований норм и правил в области использования атомной энергии. За нарушения
соответствующих требований по безопасности привлечено к административной
ответственности 85 юридических лиц (за 9 месяцев 2006 года - 29) и 58
должностных лиц (за 9 месяцев 2006 года - 23) на общую сумму штрафных санкций
более 1218,9 (за 9 месяцев 2006 года - 655) тыс. руб.
Надзор в области
промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Территориальными
органами по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора (далее -
УТЭН) проведено 165648 проверок (за 9 месяцев 2006 года - 170598) выполнения
поднадзорными организациями требований промышленной безопасности, в ходе
которых выявлено и предписано к устранению 1267168 нарушений (за 9 месяцев 2006
года - 1317320) требований законодательства Российской Федерации в области
промышленной безопасности. Выдано 960 предписаний на приостановку работ на
опасных производственных объектах (административное приостановление деятельности),
которые велись с угрозой для жизни и здоровья людей. За нарушения требований
промышленной безопасности было наложено 38877 штрафов (за 9 месяцев 2006 года -
32166) на общую сумму 124849 тыс. руб. (за 9 месяцев 2006 года - 99363). В
правоохранительные органы на нарушителей требований передано 843 материала (за
9 месяцев 2006 года - 761).
Государственный
энергетический надзор.
По направлению
государственного энергетического надзора проведено 126721 обследований (за 9
месяцев 2006 г. - 122454) состояния безопасности электрических и тепловых
установок и сетей, в ходе которых выявлено 1165018 нарушений (за 9 месяцев 2006
года - 1094252) обязательных требований нормативных документов, правил
устройства и безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок и
сетей.
Подвергнуто
штрафным санкциям юридических и должностных лиц 35453 (за 9 месяцев 2006 года -
26365). Общая сумма взысканных штрафов составила 57503,41 тыс. руб. (за 9
месяцев 2006 года - 43622,8 тыс. руб.).
Государственный
экологический контроль и государственная экологическая экспертиза.
По направлению
федерального государственного экологического контроля проведено 18358
контрольных мероприятий (проверок), в ходе которых выявлено и предписано к
устранению 56137 нарушений требований законодательства Российской Федерации об
охране окружающей среды. Всего применено 15018 штрафных санкций за нарушения
требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей
среды. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 259923,7 тыс.
руб., общая сумма взысканных административных штрафов - 170770,3 тыс. руб. В
правоохранительные органы на нарушителей требований законодательства в области
охраны окружающей среды передано 614 материалов. По представлению
территориальных органов возбуждено 10 уголовных дел. Было предъявлено 287 исков
за негативное воздействие на окружающую среду, при этом взыскано 108156,6 тыс.
руб.
В
центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора для организации и
проведения государственной экологической экспертизы по объектам федерального и
регионального уровня было принято соответственно 125 и 9224 материалов,
утверждено 93 положительных и 11 отрицательных заключений экспертных комиссий
по объектам федерального уровня и 7735 положительных и 648 отрицательных
заключений по объектам регионального уровня.
Государственный
строительный надзор.
По направлению
государственного строительного надзора за 9 месяцев 2007 года проведено 7917
проверок объектов капитального строительства, выявлено 28280 нарушений. Санкции
в виде временного запрета деятельности применены в 21 случае, административное
приостановление деятельности применялось 81 раз. За нарушения требований
законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности
наложено 1219 штрафов. Общая сумма взысканных штрафов составила 28405,4 тыс.
руб.
Надзор за
производством, хранением и применением взрывчатых материалов.
За 9 месяцев 2007
года взрывные работы выполняли более 1200 предприятий и организаций,
эксплуатировалось свыше 1500 опасных производственных объектов, связанных с
производством, хранением и применением взрывчатых материалов. Общий расход
взрывчатых веществ за прошедший период 2007 года составил около 770 тыс. тонн,
в том числе почти 300 тыс. тонн эмульсионных взрывчатых веществ.
В поднадзорных
организациях, связанных с производством, хранением и применением взрывчатых
материалов, за 9 месяцев 2007 года в сравнении с тем же периодом 2006 года
количество погибших уменьшилось с 9 до 6 человек, а число групповых
травмирований с 5 до 4 случаев. За отчетный период 2007 года произошло 4 аварии
(за 9 месяцев 2006 года - 2 аварии).
Основные причины
аварийности и травматизма при взрывных работах связаны с нарушениями требований
безопасности и нерешенными техническими проблемами в этой области.
Разрешительная
деятельность.
В
соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании
отдельных видов деятельности и полномочиями Ростехнадзора по осуществлению
лицензирования отдельных видов деятельности в общей сложности выдано 9275
лицензий, в том числе 884 лицензии выданы центральным аппаратом и 8391 лицензия
территориальными органами Ростехнадзора, отказано в выдаче 808 лицензий
(центральным аппаратом 105 лицензий и 703 лицензии территориальными органами).
В соответствии с законодательством
Российской Федерации в области использования атомной энергии было выдано 972
лицензии в области использования атомной энергии, в том числе 108 лицензий -
центральным аппаратом и 864 лицензии - МТО ЯРБ Ростехнадзора, отказано в выдаче
29 лицензий из них центральным аппаратом - 2, территориальными органами - 27
лицензий.
УТЭН Ростехнадзора
проводилась регистрация опасных производственных объектов. В базе данных
государственного реестра содержится информация о 275249 опасных
производственных объектах в составе 115082 эксплуатирующих организаций. За 9
месяцев 2007 года перерегистрировано 71% опасных производственных объектов из
числа подлежащих перерегистрации.
* * *
На поднадзорных
Ростехнадзору производствах и объектах за 9 месяцев 2007 года отмечены
следующие основные тенденции в динамике аварийности и несчастных случаев.
За 9 месяцев 2007
года на объектах использования атомной энергии зарегистрировано 105
эксплуатационных происшествий (101 - за 9 месяцев 2006 г.), из них:
37 - на
энергоблоках атомных электростанций (за 9 месяцев 2006 г. - 33);
7 - на предприятиях
топливного цикла (за 9 месяцев 2006 г. - 5);
11 - на ядерных
энергетических установках судов (за 9 месяцев 2006 г. - 14);
28 - на радиационно
опасных объектах (за 9 месяцев 2006 г. - 24);
22 - на
исследовательских ядерных установках (за 9 месяцев 2006 г. - 25).
При
эксплуатационных происшествиях нарушений пределов и условий безопасной
эксплуатации не было.
Аварий на объектах
использования атомной энергии за 9 месяцев 2007 года не зафиксировано. Событий
с радиационными последствиями не зарегистрировано. Радиоактивные сбросы и
выбросы в окружающую среду были ниже допустимых уровней.
В поднадзорных
Ростехнадзору организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты
(далее - ОПО), за 9 месяцев 2007 года произошло 174 аварии (за 9 месяцев 2006
года - 164 аварии; рост на 10 аварий).
Наибольший рост
аварийности (+7) произошел при эксплуатации объектов нефтегазодобычи и
магистрального трубопроводного транспорта (в 2006 г. - 38 аварий, в 2007 г. -
45 аварий). В 5 раз увеличилось количество аварий в
Северо-Западном федеральном округе (в 2006 г. - 1 авария, в 2007 г. - 5), в том
числе на объектах, поднадзорных МТУ по Северо-Западному федеральному округу - с
1 в 2006 г. до 3 в 2007 г. (руководитель - В.В. Приземлин) и Печорскому
межрегиональному УТЭН - с 0 в 2006 г. до 2 в 2007 г. (руководитель - А.В.
Агарков). В 3 раза (с 0 в 2006 г. до 3 в 2007 г.)
увеличилось число аварий на объектах, поднадзорных УТЭН по Республике Дагестан
(руководитель - А.А. Харитонов), в 1,75 раза (с 4 в 2006 г. до 7 в 2007 г.) на
объектах, поднадзорных УТЭН по Ханты-Мансийскому АО - Югре (руководитель - С.Н.
Тищенко).
Причинами
негативной тенденции роста аварийности на объектах нефтегазодобычи и магистрального
трубопроводного транспорта явились неудовлетворительная организация управления
промышленной безопасностью в сервисных компаниях, которые выполняют подрядные
работы, а также несанкционированные врезки в магистральные трубопроводы.
Сервисными организациями допускаются массовые нарушения требований промышленной
безопасности при подготовке и проведении работ повышенной опасности.
За 9 месяцев 2007
года на поднадзорных Ростехнадзору предприятиях, эксплуатирующих опасные
производственные объекты, при осуществлении производственной деятельности
погибло 405 человек (на 116 человек больше, чем за 9 месяцев 2006 года).
На объектах
энергетики за 9 месяцев 2007 года произошел 181 несчастный случай со
смертельным исходом, за 9 месяцев 2006 года - 194 (снижение на 13 несчастных
случаев). Не снизился смертельный травматизм на электростанциях и
энергоустановках (в 2006 г. - 178 случаев, в 2007 г. - 178).
В тепловых
установках и сетях произошло значительное снижение смертельного травматизма (в
2007 году зафиксировано 3 случая смертельного травматизма, в 2006 - 15).
Наибольший рост
несчастных случаев со смертельным исходом отмечен в угольной промышленности
(увеличение в 4 раза), в химической промышленности (увеличение в 3,2 раза).
По-прежнему
остается высоким уровень травматизма в горнорудной промышленности (52 случая),
металлургической промышленности (16 случаев), нефтегазодобыче, магистральном
трубопроводном транспорте (22 случая) и при эксплуатации подъемных сооружений
(64 случая).
В то же время
смертельный травматизм снизился на 40% при эксплуатации оборудования,
работающего под давлением, тепловыми установками и сетями.
Основными причинами
возникновения аварий на опасных производственных объектах за 9 месяцев 2007
года были технические и технологические факторы, низкая трудовая и
производственная дисциплина.
В целях
предупреждения аварийности и травматизма и в соответствии с решением Коллегии
Ростехнадзора от 22 мая 2007 года территориальными органами Ростехнадзора была
проведена 521 проверка угольных предприятий для определения их соответствия
требованиям промышленной безопасности и соблюдения ими норм и правил
безопасного ведения горных работ. При проведении проверок выявлено 1745
нарушений, приостановлено ведение горных работ на 14 шахтах и 1 обогатительной
фабрике, остановлено 27 очистных и проходческих забоев и 737 единиц
горно-шахтного оборудования. За нарушения законодательства по промышленной
безопасности угольными предприятиями административному наказанию в виде штрафа
подвергнуто 27 юридических лиц на сумму 502 тыс. рублей и 232 должностных лица
на сумму 456 тыс. рублей. Передано 5 материалов в правоохранительные органы.
УТЭН по Кемеровской
области на предприятиях угольной отрасли Кемеровской области проведено 310
обследований. Выявлено и предписано к устранению 1300 нарушений действующих
норм и правил. Административное приостановление деятельности введено на 1
шахте, в 7 подготовительных забоях и 200 единиц горно-шахтного оборудования. За
нарушения законодательства по промышленной безопасности административному
наказанию в виде штрафа подвергнуто 17 юридических лиц на сумму 280 тысяч
рублей и 180 должностных лиц на общую сумму 350 тысяч рублей, передано 3
материала в правоохранительные органы.
Выявленные
нарушения свидетельствуют о систематическом невыполнении работниками
подконтрольных предприятий требований промышленной безопасности.
В Центральном
федеральном округе число аварий на опасных производственных объектах за 9
месяцев 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличилось в 1,5
раза (с 15 до 23). Рост аварий произошел на объектах газораспределения и
газопотребления в 1,5 раза (в 2006 г. - 6 и в 2007 г. - 9) и на объектах, на
которых используются подъемные сооружения (в 2006 г. - 4, в 2007 г. - 9). В
Тамбовской области (руководитель УТЭН по Тамбовской области - Е.Н. Шарапов)
аварийность на объектах газораспределения и газопотребления увеличилась в 4
раза, в Ярославской области (руководитель УТЭН по Ярославской области - В.Г.
Криворотов) - в 2 раза.
В Южном федеральном
округе наибольший вклад в увеличение числа аварий (в 2006 г. - 19 и в 2007 г. -
25) внесли предприятия и организации нефтегазодобывающей промышленности и
магистрального трубопроводного транспорта и объекты, на которых используются
подъемные сооружения. На предприятиях нефтегазодобычи,
поднадзорных МТУ по Южному федеральному округу (руководитель - Д.Г. Антониади),
число аварий увеличилось в 5 раз (в 2006 г. - 0, в 2007 г. - 5), на объектах,
поднадзорных УТЭН по Республике Дагестан (руководитель - А.А. Харитонов), число
аварий увеличилось в 3 раза (в 2006 г. - 0, в 2007 г. - 3).
В Сибирском
федеральном округе в 2 раза возросло число аварий на объектах газораспределения
и газопотребления (в 2006 г. - 2, в 2007 г. - 4) и в 2,5 раза на объектах
нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (в 2006 г. - 2, в 2007
г. - 5). В 3 раза увеличилась аварийность на объектах, на которых используются
подъемные сооружения, поднадзорных Иркутскому
межрегиональному УТЭН (руководитель - В.С. Варлыгин). В целом в федеральном
округе снизился уровень аварийности на объектах угольной промышленности на 28%
(в 2006 г. - 18, в 2007 г. - 13) и на 40% (в 2006 г. - 5, в 2007 г. - 3) на
объектах горнорудной промышленности.
По-прежнему имеют
место факты несвоевременного направления территориальными органами
Ростехнадзора материалов по расследованию несчастных случаев. С запозданием
поступили материалы технического расследования причин аварий на объектах
газораспределения от УТЭН по Рязанской области (руководитель - А.В. Силкин),
УТЭН по Пензенской области (руководитель - И.Н. Борисов), УТЭН по ЯНАО
(руководитель - В.И. Лобайкин), УТЭН по Республике Марий Эл (руководитель -
Н.С. Галлиев).
3. Кассовое
исполнение бюджета Ростехнадзора
за 9 месяцев 2007
года
Заслушав и обсудив
доклад начальника Финансового управления Д.И. Фролова, Коллегия отмечает, что
кассовое исполнение по расходам федерального бюджета Ростехнадзором за 9
месяцев 2007 года находится на достаточно низком уровне и составляет 63%. Этот
показатель выше аналогичного показателя за 9 месяцев 2006 года. Исполнение
бюджета по состоянию на 1 октября 2006 года составляло 56%.
Лучшее освоение
средств федерального бюджета отмечается по Северо-Западному федеральному округу
(67,2%), худшее - по Дальневосточному федеральному округу (62,1%) и
подведомственными учреждениями (60,2%).
Общий объем
поступления доходов в федеральный бюджет за 9 месяцев 2007 года в рамках
выполнения Ростехнадзором функций администратора составил 2 млрд. 559 млн. 39
тысяч рублей. В соответствии с поквартальным распределением поступления платы в
федеральный бюджет за 9 месяцев 2007 года территориальные органы Ростехнадзора
должны были обеспечить поступления в объеме 76,3% от годового плана,
установленного приказом Ростехнадзора. Фактическое поступление за 9 месяцев
2007 года составило 2 млрд. 462 млн. рублей или 93,8% от планового годового
объема поступлений.
План по сбору платы
за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты Российской Федерации за
9 месяцев 2007 года в целом Ростехнадзором и по федеральным округам
перевыполнен.
Наибольший процент
выполнения плана Ростехнадзора отмечается:
- по Сибирскому
федеральному округу - 103%;
- по Приволжскому
федеральному округу - 102%.
Не
выполнили План по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду за
9 месяцев (сбор платы ниже 76,3%) Пермское межрегиональное УТЭН - 68%
(руководитель - В.А. Боблак), УТЭН по Ямало-Ненецкому АО - 72% (руководитель -
В.И. Лобайкин), УТЭН по Магаданской области - 76% (руководитель - А.А. Карлаш),
УТЭН по Чеченской Республике - 76% (руководитель - С.Х. Дохтукаев).
За 9 месяцев 2007
года кассовое исполнение доходной части по внебюджетной деятельности
Ростехнадзора с учетом уплаченных налогов на прибыль и налога на добавленную
стоимость составило 2,0 млрд. рублей, что составляет 43% от плановых
показателей 2007 года.
Исполнение доходной
части центральным аппаратом и территориальными органами Ростехнадзора
составляет 23% от сметных показателей 2007 года и 9% от доходов, полученных за
2006 год.
Наибольшие поступления
средств и процент исполнения сметы отмечается по Уральскому федеральному округу
(28,1 млн. рублей и 29% исполнения сметы), наименьшее
- по Северо-Западному федеральному округу (4,1 млн. рублей и 9% исполнения
сметы).
Исполнение сметы
доходов подведомственными федеральными учреждениями за 9 месяцев 2007 года
составило 52%.
Наиболее высокий
процент исполнения годовой сметы на 2007 год по доходам у ФГУ "ЦЛАТИ по
Приволжскому федеральному округу" - 78% и ФГУ "УВГСЧ в
строительстве" - 82%, наиболее низкий у ФГУ "ЦЛАТИ по
Северо-Западному федеральному округу" - 22%.
У других ФГУ
исполнение сметы доходов находится на уровне 41 - 67%. Общий план доходов
Ростехнадзора по внебюджетной деятельности за 9 месяцев 2007 года по отношению
к сметным показателям на 2007 год в целом не выполнен.
4. О
горноспасательном обслуживании строительства
подземных
сооружений
Заслушав и обсудив
доклад начальника ФГУ "Управление военизированных горноспасательных частей
в строительстве" (далее - ФГУ "УВГСЧ в строительстве") А.В. Александрова,
Коллегия отмечает, что в структуре ФГУ "УВГСЧ в строительстве"
действует 20 филиалов, из них 18 оперативных военизированных горноспасательных
подразделений, а также Учебный взвод и Канатно-испытательная станция.
Пропускная
способность Учебного взвода около 70 чел. в год. Канатно-испытательная станция
производит испытания до 200 шахтных подъемных канатов в год.
Штатная численность
ФГУ "УВГСЧ в строительстве" составляет 535 человек.
Управление
обслуживает 112 организаций. Профилактическая работа проводится в соответствии
с утвержденной Ростехнадзором "Временной инструкцией об организации
профилактической работы личным составом военизированных горноспасательных
частей в строительстве". Учет и анализ профилактической деятельности
ведется с помощью разработанного и внедренного программного обеспечения
"Автоматизированный учет и анализ результатов профилактической
работы".
ФГУ "УВГСЧ в
строительстве" аттестовано на право ведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
На тушение пожаров
на открытых горных работах МЧС России ФГУ "УВГСЧ в строительстве"
выдана лицензия. Канатно-испытательная станция зарегистрирована в научном
центре ВОСТНИИ. Метрологическая служба аккредитована на право поверки средств
измерений. Кислородные и воздушные компрессорные установки в подразделениях
зарегистрированы в государственном реестре как опасные производственные
объекты.
В последнее время
наблюдается тенденция разрушения существующей системы профессионального
горноспасательного обслуживания горных работ и замена ее созданием частных
спасательных организаций. Частные предприятия организуются на основе принципов
сиюминутной экономической выгоды владельцев и, как правило, не имеют
необходимой материально-технической базы, не могут эффективно обеспечивать
горноспасательное обслуживание объектов.
Одним из возможных
вариантов решения вопроса дальнейшего успешного функционирования
профессиональных горноспасательных служб может быть создание в России
межотраслевой профессиональной горноспасательной службы.
* * *
Рассмотрев итоги
работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору за 9 месяцев 2007 года, Коллегия Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору постановляет:
1. Статс-секретарю
- заместителю руководителя Ростехнадзора К.Л. Чайке усилить контроль
за качеством планирования и выполнения планов нормотворческой
деятельности Ростехнадзора.
Особое
внимание обратить на нормативное обеспечение реализации в системе Ростехнадзора
основополагающих положений Концепции административной реформы и Концепции
создания "электронного правительства", использования дистанционных
методов совершения юридически значимых действий в отношении граждан и
юридических лиц, внедрение новых форм и методов надзора, включая проведение
электронного обмена информацией между территориальными органами Ростехнадзора и
поднадзорными организациями. С этой целью необходимо ускорить внедрение задачи АИС ПБ
"АРМ-инспектора" в территориальных органах Ростехнадзора, ускорить
создание системы УДПК (удаленной диагностики производственного контроля),
обеспечивающей электронный обмен информацией со службами производственного
контроля (СПК) поднадзорных организаций и дистанционный контроль работы СПК поднадзорных
организаций территориальными органами Ростехнадзора в рамках реализации
Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263
"Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности
на опасном производственном объекте".
2. Заместителям
руководителя Ростехнадзора, начальникам управлений центрального аппарата:
2.1. Обеспечить
внесение в Правительство Российской Федерации всех проектов нормативных
правовых актов, разработанных в 2007 году в соответствии с Планом
нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2007 год и отдельными поручениями
Правительства Российской Федерации.
2.2. Наладить
взаимодействие с отраслевыми комитетами Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации с целью обеспечения мониторинга рассматриваемых
Думой законопроектов и получения возможности оперативного реагирования на
законопроекты, затрагивающие компетенцию Ростехнадзора.
2.3. Активней
привлекать к нормотворческой деятельности подведомственные организации. При
планировании нормотворческой деятельности на 2008 год учитывать, что
подведомственные организации должны быть обеспечены плановыми заданиями по
разработке нормативных правовых актов на период до 2010 года.
2.4. Провести ревизию
действующих нормативных документов Ростехнадзора и представить в Управление
организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности (В.В. Кочемасов)
свои предложения по определению сроков пересмотра или корректировки устаревших
документов.
Срок - до 1 февраля
2008 года.
3. Заместителю
руководителя Ростехнадзора Н.Г. Кутьину, начальнику Управления государственного
строительного надзора (Ю.В. Артюх):
3.1. Организовать
работу по составлению в каждом территориальном органе Ростехнадзора перечня строящихся
объектов, входящих в приоритетные национальные проекты, и определить
ответственных за их надзор и контроль.
3.2. До 13 ноября
2007 г. подготовить перечень строящихся объектов, входящих в приоритетные
национальные проекты, расположенных на территории Центрального Федерального
округа.
4. Заместителю
руководителя Ростехнадзора Б.А. Красных, начальнику Управления государственного
горного и металлургического надзора (Ш.М. Тугуз) до конца февраля 2008 года
провести предварительную работу по созданию во всех федеральных округах на базе
ФГУ "УВГСЧ в строительстве" штабов по горноспасательному
обслуживанию, подготовить штатную структуру штабов, поставить им задачи на 2008
год.
5. Управлению
организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности (В.В. Кочемасов):
5.1. Подготовить
предложения по внесению дополнений в "Положение об отчетности в
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору", направленные на учет внедрения в территориальных органах
информационных технологий при осуществлении надзорной деятельности (в том числе
использование программы АРМ-инспектора).
Срок - I квартал
2008 года.
5.2. Совместно с
МТОИЗИ (Н.М. Зубков) предусмотреть в плане информационного обеспечения
деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору на 2008 год мероприятия по внедрению и сопровождению программы
АРМ-инспектора, а также по созданию системы удаленного производственного
контроля (УДПК).
6. Управлению по регулированию безопасности атомных станций (М.И.
Мирошниченко), Управлению по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки
и магистрального трубопроводного транспорта (А.А. Шаталов), Управлению по
надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами (Г.М.
Селезнев), Управлению государственного горного и металлургического надзора
(Ш.М. Тугуз), Управлению государственного экологического надзора (А.И.
Масалевич) обеспечить внесение в Правительственную комиссию по административной
реформе проектов административных регламентов в установленные сроки.
7. Финансовому управлению (Д.И. Фролов) совместно с Управлением
организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности (В.В.
Кочемасов), Управлением по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и
магистрального трубопроводного транспорта (А.А. Шаталов), Управлением
государственного экологического надзора (А.И. Масалевич) не позднее 20 ноября
2007 года внести в Правительство Российской Федерации проект Постановления
"О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской
Федерации от 12 июня 2003 г. N 344".
8. Управлению по
надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами (Г.М.
Селезнев):
8.1. Принять в 2007
- 2009 годах меры по созданию необходимой правовой и нормативной базы по
организации и практическому осуществлению надзора и контроля на заводах -
изготовителях взрывчатых материалов оборонно-промышленного комплекса, в том
числе по актуализации ведомственных норм и правил в области промышленной
безопасности.
8.2. Разработать и
до 1 сентября 2008 года ввести в действие в установленном порядке практические
рекомендации для инспекторского состава территориальных органов Ростехнадзора
по проведению проверок предприятий и объектов, связанных с производством
взрывчатых материалов.
8.3. Провести в срок
до 1 декабря 2007 года детальный анализ произошедших в 2007 году аварий и
несчастных случаев на объектах химического комплекса, определить на его основе
задачи по усилению государственного надзора за промышленной безопасностью в
этой области надзорной деятельности и направить их для реализации в
территориальные органы Ростехнадзора.
8.4. Представить предложения в Комплексный план работы Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2008 год о
проведении целевых проверок территориальными органами химически опасных
производственных объектов и объектов спецхимии и разработать специальную
методику по проведению этих проверок, обратив особое внимание на обследование
состояния противоаварийной защиты, технологической дисциплины, организацию и
выполнение газоопасных, огневых, ремонтных и других опасных работ.
9. Управлению по регулированию безопасности атомных станций (М.И.
Мирошниченко), Управлению по регулированию безопасности объектов ядерного
топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и
радиоактивных веществ и физической защитой (В.С. Беззубцев), Управлению по
регулированию безопасности исследовательских ядерных установок, ядерных
энергетических установок судов и радиационно опасных объектов (И.М. Плужников),
Управлению государственного строительного надзора (Ю.В. Артюх) в I квартале 2008 года подготовить распорядительный документ
Ростехнадзора по взаимодействию подразделений строительного надзора и надзора
за ядерной и радиационной безопасностью при сооружении объектов атомной
энергии.
10. ФГУ "Научно-технический центр по ядерной и радиационной
безопасности" (Б.Г. Гордон), Управлению по регулированию безопасности
атомных станций (М.И. Мирошниченко), Управлению по регулированию безопасности
объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных
материалов и радиоактивных веществ и физической защитой (В.С. Беззубцев),
Управлению по регулированию безопасности исследовательских ядерных установок,
ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов (И.М.
Плужников) в I квартале 2008 года разработать и ввести в действие методический
документ, устанавливающий порядок по формированию условий действия лицензий на
виды деятельности при использовании атомной энергии.
11. Управлению по
регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за
учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической
защитой (В.С. Беззубцев) во II квартале 2008 года разработать и реализовать
мероприятия по повышению эффективности надзора за системой учета радиоактивных
веществ.
12. Управлению
государственного строительного надзора (Ю.В. Артюх):
12.1. Подготовить
предложения по внесению изменений в действующее
законодательство по закреплению полномочий по контролю за соблюдением
законодательства о градостроительной деятельности, предусмотренных п. 7.1
статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части
государственного строительного надзора, за Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору.
12.2. Совместно с
Управлением по вопросам государственной службы, кадровой политики и защиты
государственной тайны (С.П. Карпенко) организовать работу по обязательному
проведению внеочередной переаттестации руководителей поднадзорных предприятий,
на которых произошли аварии или случаи травматизма при эксплуатации подъемных
сооружений.
При проведении
комплексных проверок деятельности Межрегиональных территориальных управлений
технологического и экологического надзора по федеральным округам и УТЭН Ростехнадзора
проверять эффективность применения мер административного воздействия в
отношении должностных лиц поднадзорных организаций, не явившихся на
внеочередную переаттестацию или не прошедших ее.
13. Управлению
государственного горного и металлургического надзора (Ш.М. Тугуз), ФГУ
"УВГСЧ в строительстве" (А.В. Александров):
13.1. Внести на
рассмотрение Комиссии по административной реформе Правительства Российской
Федерации предложение об объединении всех профессиональных горноспасательных
служб при Ростехнадзоре.
Срок - до 1 июня
2008 года.
13.2. Подготовить
на основе существующих отраслевых документов горноспасательных служб
межведомственную Методику проверки и оценки оперативно-технической готовности
горноспасательных подразделений.
Срок - до 1 октября
2008 года.
14. Управлению
государственного энергетического надзора (В.И. Поливанов):
14.1. Подготовить
предложения по созданию в 2008 году информационно-аналитической системы для
обобщения данных по подготовке и прохождению электро- и теплоснабжающими организациями
осенне-зимнего периода.
Срок - до 15
декабря 2007 года.
14.2. В связи с планируемым прекращением в 2008 году деятельности РАО
"ЕЭС России" совместно с ФГУ "НТЦ Энергобезопасность", с
участием РАО "ЕЭС России" и других заинтересованных субъектов
электроэнергетики в срок до 15 марта 2008 года подготовить Перечень норм и
правил в сфере электроэнергетики, а также проект постановления Правительства
Российской Федерации об утверждении Перечня норм и правил в сфере
электроэнергетики, согласовать его установленным порядком для
представления в Правительство Российской Федерации.
14.3 Совместно с
территориальными органами Ростехнадзора, осуществляющими государственный
энергетический надзор, в срок до 15 ноября 2007 года подготовить информацию о
завершении работы по получению паспортов готовности энергоснабжающих
организаций к работе в осенне-зимний период.
15. Контрольному управлению (А.Н. Шумицкий) с участием представителей
территориальных органов и подведомственных организаций провести 16 ноября 2007
года семинар-совещание по вопросу применения вступившего в силу с 1 октября
2007 года Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
16. Управлению по
надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального
трубопроводного транспорта (А.А. Шаталов) до 31 декабря 2007 года:
16.1. Подготовить
предложения по допуску средств измерения объемов углеводородного сырья, включая
попутный нефтяной газ, и сервисных центров, осуществляющих их монтаж и обслуживание.
16.2. Совместно с
Управлением государственного экологического надзора (Масалевич А.И.)
подготовить предложения по обеспечению достоверности контроля (учета) и
оперативному сбору информации по количеству сжигаемых объемов попутного
нефтяного газа при освоении месторождений.
16.3. Подготовить
проект распоряжения Ростехнадзора и методические рекомендации по организации
проверок технического состояния и безопасной эксплуатации внутрипромысловых
трубопроводов силами рабочих групп по проведению проверок факельных систем
нефтедобывающей промышленности в рамках Приказа Ростехнадзора от 7 августа 2007
г. N 555.
17. Руководителям
территориальных органов Ростехнадзора:
17.1. Активизировать работу по реализации технической политики
Ростехнадзора, по совершенствованию техники и технологии взрывных работ на
подконтрольных предприятиях, прежде всего по обновлению автотранспорта для
перевозки взрывчатых материалов, увеличению доли применения безопасных и
эффективных эмульсионных взрывчатых веществ, включая подземные выработки,
внедрению механизации процессов, а также полную замену устаревших средств
взрывания на новые безопасные и надежные системы инициирования зарядов.
17.2. Руководителям
Пермского межрегионального УТЭН (В.А. Боблак), УТЭН по Ямало-Ненецкому АО (В.И.
Лобайкин), УТЭН по Магаданской области (А.А. Карлаш), УТЭН по Чеченской
Республике (С.Х. Дохтукаев), не выполнившим план по сбору платы за негативное
воздействие на окружающую среду, принять все необходимые меры по обеспечению
выполнения плана.
17.3. Обеспечить
выполнение второго этапа Плана мероприятий по организации контроля за
рациональным, экологически безопасным использованием и учетом объемов
сжигаемого и рассеиваемого попутного нефтяного газа при освоении месторождений,
утвержденного Приказом Ростехнадзора от 7 августа 2007 г. N 555, в соответствии
с распоряжением Ростехнадзора N 57-рп от 29 октября 2007 г.
17.4. Обязать
недропользователей разработать программы мероприятий по обеспечению
непрерывного инструментального контроля и учета объемов извлекаемого,
используемого для собственных нужд и сжигаемого углеводородного сырья, в том
числе попутного нефтяного газа в соответствии с ГОСТ Р
8.615-2005, по замене измерительных приборов, не соответствующих
государственным стандартам, а также планы мероприятий по рациональному
использованию попутного нефтяного газа по каждому месторождению. Указанные
программы и планы представить для согласования в Управление по надзору за
объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного
транспорта в срок до 25 декабря 2007 года.
Руководителю МТУ по
Уральскому федеральному округу (А.М. Сидякин) завершить указанную работу на
территории Ханты-Мансийского АО до конца ноября 2007 года.
17.5. Организовать работу по проверке выполнения организациями, эксплуатирующими
автозаправочные станции, требований промышленной безопасности, проведению до
конца 2007 года регистрации автозаправочных станций в государственном реестре
опасных производственных объектов, учету и техническому расследованию причин
аварий и инцидентов, происшедших на автозаправочных станциях, взаимодействию с
государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и территориальными управлениями МЧС России в части обмена информации по
происшедшим на автозаправочных станциях авариям,
пожарам и несчастным случаям.
17.7. Усилить контроль за проведением работ подрядными и сервисными
организациями в охранных зонах магистральных трубопроводов в части
предотвращения несанкционированных врезок.
17.8. Рекомендовать
в приоритетном порядке подразделения ФГУ "УВГСЧ в строительстве" к
горноспасательному обслуживанию всех вновь открываемых объектов горных работ
при строительстве подземных сооружений.
17.9. Взять под
личный контроль внедрение задачи АИС ПБ "АРМ-инспектора" во вверенном
управлении. В годовом отчете о деятельности территориального органа за 2007 год
указать количество проверок, оформленных инспекторским составом с
использованием программы АРМ-инспектора.
17.10. В целях
сокращения объемов неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, подлежащих
возврату в федеральный бюджет, до конца 2007 года повысить показатели
исполнения бюджета и минимизировать остатки средств, подлежащих возврату в
бюджет.
17.11. Принять меры
по обеспечению выполнения плана доходов от внебюджетной деятельности за 2007
год.
17.12. Исключить
осуществление авансовых платежей на 2008 год (кроме авансов, разрешенных
законодательно), являющихся отвлечением средств федерального бюджета.
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ