ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 декабря 2007 г. N 2289р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖА ПО
БЕЗОПАСНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО "РЖД"
В целях реализации
задач по обеспечению безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве,
снижения информационной нагрузки, качественного усвоения материалов по
безопасности движения поездов работниками локомотивных бригад, постоянного их
обучения:
1. Утвердить и
ввести в действие прилагаемое Положение об организации и проведении инструктажа
по безопасности движения локомотивных бригад ОАО "РЖД" (далее -
Положение).
2. Начальнику
Департамента локомотивного хозяйства Машталеру Ю.А., начальникам железных
дорог, начальникам отделений железных дорог, начальникам локомотивных и
моторвагонных депо обеспечить неукоснительное выполнение требований Положения,
ознакомить всех работников телефонно-телеграфных станций ОАО "РЖД" с
данным Положением. Запретить прием телеграмм на телефонно-телеграфных станциях
ОАО "РЖД" при нарушении выполнения требований Положения в части
оформления телеграмм для инструктажа и права подписания таких телеграмм
должностными лицами.
3. Начальнику
Департамента локомотивного хозяйства Машталеру Ю.А., генеральному директору
закрытого акционерного общества "Отраслевой центр внедрения новой техники
и технологий" (ЗАО ОЦВ) Вайгелю А.М. (по согласованию) в трехмесячный срок
обеспечить доработку и внедрение в промышленную эксплуатацию программного
обеспечения АРМ инструктажа комплекса АСУТ-Т в соответствии с Положением.
Первый
вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.МОРОЗОВ
Утверждено
распоряжением ОАО
"РЖД"
от 5 декабря 2007
г. N 2289р
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖА ПО
БЕЗОПАСНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО "РЖД"
Общие
положения
1. С целью
повышения уровня знаний работников локомотивных бригад, информирования их об
изменениях в организации работы, повышения уровня обеспечения
безопасности движения поездов в структурных подразделениях локомотивного
хозяйства, имеющих в своем штате работников локомотивных бригад или содержащих
пункты заступления локомотивных бригад, организуются и проводятся два вида
инструктажей - предрейсовый и внеочередной.
2.
Телеграммы с требованием ознакомления или инструктажа локомотивных бригад
должны содержать отметку "Инструктаж", которая ставится перед
адресатами. Право подписи указанных телеграмм имеют:
президент ОАО "РЖД", первый вице-президент ОАО "РЖД",
вице-президент ОАО "РЖД", курирующий вопросы безопасности движения
поездов и локомотивного хозяйства (для локомотивных бригад пригородного
движения - вице-президент, курирующий пассажирские перевозки), начальник Департамента
локомотивного хозяйства, а в его отсутствие - заместители начальника
Департамента локомотивного хозяйства, начальник Департамента безопасности
движения, начальник железной дороги, заместитель начальника железной дороги по
локомотивному хозяйству, начальник службы локомотивного хозяйства,
начальник отделения железной дороги. Другим должностным лицам запрещается
давать указание о проведении инструктажа локомотивных бригад. При направлении
телеграммы начальником отделения железной дороги с требованием проведения инструктажа
обязательно согласование с РБ железной дороги.
3. При направлении
телеграммы о проведении инструктажа по случаям крушения, аварии из ОАО
"РЖД" дублирование обстоятельств случая и мероприятий, изложенных в
телеграмме, руководителям управления и отделения
железных дорог категорически запрещается.
Порядок
организации и проведения постоянного
предрейсового
инструктажа локомотивных бригад
4. Постоянный предрейсовый инструктаж проводится с целью ознакомления
локомотивной бригады с особенностями предстоящей работы, изменениях в поездной
обстановке и условиях работы, акцентирования внимания работников на вопросах,
требующих особого внимания в данный период или поездку, а так же для
ознакомления с поступившими на ознакомление локомотивных бригад телеграммами и
распоряжениями.
5. Предрейсовый
инструктаж должен быть адресным и включать вопросы только предстоящей работы на
данную смену (поездку) и содержать материал, направленный на предупреждение
работников каждой конкретной локомотивной бригады об особенностях предстоящей
работы, акцентирования внимания на условия выполнения работы, возможные опасные
факторы при этом.
6. Материалы
предрейсового инструктажа готовятся работником цеха эксплуатации локомотивного
депо, назначаемого приказом начальника локомотивного депо, и утверждаются
заместителем начальника депо по эксплуатации, начальником локомотивного депо
или лицом, его замещающим.
7. Для
предрейсового инструктажа включаются материалы в зависимости от вида движения и
характера выполняемой работы:
7.1. Проведение
ремонтных работ на участке предстоящей работы, варианты пропуска поездов при
этом, выдаваемые при этом разрешения и предупреждения, возможные ограничения
скорости, максимального веса поезда, возможные понижения напряжения контактной
сети;
7.2. Сложные
метеоусловия, ожидаемые при работе локомотивной бригады на предполагаемом
участке работы, возможные опасные факторы при этом, порядок действий при
возникновении последствий;
7.3. Особенности
работы со специальным подвижным составом, под который выдается локомотив с
локомотивной бригадой, ограничения при этом, порядок закрепления специального
подвижного состава, порядок пропуска специального состава по путям станций и
перегонов на участке предполагаемой работы, порядок работы при проведении
специальным подвижным составом работ на станциях и перегонах предполагаемого
участка работы;
7.4. Порядок
следования с поездом, имеющим в составе опасные грузы, порядок действий при
возникновении нестандартных ситуаций, использование аварийных карточек;
7.5. Порядок и
особенности следования с пассажирскими поездами, в состав которых включены
вагоны с детьми, специализированные вагоны;
7.6. Особенности
следования с пригородными поездами на данную поездку (изменение времени
стоянок, отмена или перенос остановок и их продолжительности, особенности
посадки-высадки пассажиров на ремонтируемых и имеющих особенности остановочных
пунктах) на предполагаемом участке работы;
7.7. Особенности
выполнения маневровой работы на обслуживаемой станции или станциях
обслуживаемого участка, обусловленные временными изменениями в технологии
работы или производством ремонтных или иных работ, закрытием участков путей,
выключением из зависимости стрелок и сигналов, сложными метеоусловиями и другими
факторами, вызывающими отклонения в нормальных условиях работы;
7.8. Материалы,
поступившие для ознакомления локомотивных бригад и непосредственно касающиеся
выполнения работы в данную поездку (смену);
7.9. Другие
особенности следования поезда или выполнения отдельной работы в данную поездку
(смену) на предполагаемом участке работы;
7.10. Материалы по
охране труда, непосредственно относящиеся к деятельности локомотивных бригад;
7.11. Материалы по
антитеррористической деятельности.
8. Материалы для
инструктажа формируются в отдельные блоки (папки) как в электронном виде, так и
на бумажных носителях, разделяемые по видам движения, в которых задействованы
локомотивные бригады депо (маневровое, хозяйственное, грузовое, пассажирское,
пригородное, вывозное). При наличии АРМ инструктажа на бумажных носителях
формируются материалы по одной папке по каждому виду движения, обслуживаемому в
депо, при отсутствии АРМ инструктажа - по одной папке на каждые 20 локомотивных
бригад суточной выдачи, но не менее 2-х по каждому виду движения,
обслуживаемому в депо. Ознакомление с материалами инструктажа может
производиться непосредственно с монитора АРМ инструктажа или по материалам в
папке инструктажа на бумажных носителях. Ответы на контрольные вопросы
производятся при наличии АРМ инструктажа - только в АРМ, при отсутствии -
работнику, проводящему инструктаж. По местным условиям при наличии смешанного
движения формирование папок может осуществляться по видам тяги.
9. Обновление
тематических материалов инструктажа производится не реже одного раза в месяц, а
адресных и краткосрочных материалов - по срокам их актуальности. Для этого в блоках (папках) инструктажа сначала размещаются
тематические материалы, а после них - краткосрочные и адресные материалы,
которые выделяются в отдельные разделы с указанием названий разделов и
причастности работников (например: для работающих на станции Серов,
производство путевых работ, путевые работы на перегоне Серов - Тавда, работа с
машинами тяжелого типа, "детские" поезда и т.д.).
10. Адресные
материалы по особенностям движения одного или нескольких поездов, работе на
конкретном участке или с конкретным подвижным составом в конкретные сутки
вносятся на инструктаж только локомотивным бригадам, назначенным для данной
работы в данные сутки, и помещаются в раздел папки "персональный
инструктаж" с указанием работников, для которых он предназначен.
11. Для
качественного усвоения инструктажа разрешается инструктирующему
(при его наличии) контролировать качество восприятия путем постановки
контрольных вопросов.
12. Изменения установленных скоростей движения, порядка движения
поездов и маневровой работы, установленного приказом начальника железной
дороги, весовых норм и другие изменения установленного порядка вождения,
обслуживания поездов и выполнения другой работы, носящие долгосрочный характер,
вносятся в материалы для инструктажа локомотивных бригад в отдельный блок
(папку) до 100%-го охвата работников локомотивных бригад соответствующих
изменениям видов движения.
13. Время на
ознакомление с материалами инструктажа и ответов на контрольные вопросы, как
правило, не должно превышать 5 минут и включаться в расчет норматива
подготовительно-заключительных операций (из расчета 1 полный лист текста
формата А4 с полуторным интервалом - 1 минута, ответы
на четыре вопроса объемом не более 4-х строк - 1 минута).
14. Для проведения
инструктажа локомотивных бригад выделяется, как правило, отдельное помещение,
которое должно быть оборудовано:
ПЭВМ с программным
обеспечением, позволяющим ввод материалов инструктажа в электронном виде
централизованно, с АРМ инженера цеха эксплуатации и контроль прохождения
инструктажа на АРМ ТЧД, из расчета:
не менее 2-х ПЭВМ
при выдаче до 50 локомотивных бригад в сутки;
не менее 3-х ПЭВМ
при выдаче до 100 локомотивных бригад в сутки;
не менее 4-х ПЭВМ
при выдаче более 100 локомотивных бригад в сутки;
отдельной ПЭВМ для
ознакомления локомотивных бригад с ТРА станций обслуживаемых участков;
стендами для
размещения материалов, анализов и нарушений по безопасности движения по сети
железных дорог и депо;
стендами для
размещения приказов начальника депо о привлечении к дисциплинарной и
материальной ответственности локомотивных бригад за нарушения безопасности
движения и браки в работе;
стендами для
размещения перечня мест ограничений скоростей движения
на обслуживаемых участках по приказам начальника железной дороги;
стендами для
размещения списков локомотивных бригад, лишенных предупредительных талонов, по
итогам работы за месяц;
стендами, с
нанесенными на них профилями пути обслуживаемых участков;
стендом для
размещения приказов, распоряжений и информации по нормированию труда и отдыха,
заработной плате локомотивной бригады.
15. При явке на
работу в основное депо каждый член локомотивной бригады обязан пройти
предрейсовый инструктаж.
16.
Централизованные материалы инструктажа обновляются автоматически или заносятся
инженером цеха эксплуатации; дополнения по местным условиям готовит и вносит в
АРМ инструктажа с указанием даты и времени внесения документа и его срока
действия инженер цеха эксплуатации или другой работник, назначенный приказом
начальника депо.
17. К материалам
инструктажа работник, назначенный приказом начальника депо, совместно с машинистом-инструктором
по подготовке и обучению готовит контрольные вопросы для проверки качества
усвоения материалов инструктажа локомотивными бригадами, если вопросы не
сформированы автоматически.
18. Каждый член
локомотивной бригады перед прохождением инструктажа должен ввести в ПЭВМ свой
табельный номер (или индивидуальную смарт-карту) и после появления списка
материалов инструктажа, поступивших на ознакомление, ознакомиться с ними и
ответить на контрольные вопросы.
19. Инструктаж
считается пройденным, если работник локомотивной бригады правильно ответил на
все контрольные вопросы. По каждому блоку должно быть не более трех вопросов.
При 3-кратном неудовлетворительном ответе на поставленный вопрос заместитель
начальника депо по эксплуатации или лицо, исполняющее его обязанности, проводит
с работником собеседование.
20. После
прохождения предрейсового инструктажа локомотивная бригада в полном составе
является в установленные сроки к дежурному по депо, который по АРМ ТЧД
убеждается в прохождении инструктажа каждым работником локомотивной бригады по
всем поступившим материалам.
21. Дежурный по
депо после проверки прохождения инструктажа проверяет наличие соответствующих
отметок, а при личном инструктаже ставит в предусмотренном для этого разделе
маршрута машиниста штамп о его прохождении и заверяет своей подписью.
22. Порядок
проведения предрейсового и внеочередного инструктажей по безопасности движения
поездов на удаленных пунктах заступления локомотивных бригад определяется
начальником локомотивного (моторвагонного) депо.
Порядок
проведения внеочередного инструктажа
локомотивным
бригадам
23. Внеочередной инструктаж по безопасности движения поездов проводится
по случаям допущенных крушений, аварий, столкновений, проездов запрещающих
сигналов и других грубых нарушений безопасности движения в десятидневный срок
начальником депо, главным инженером депо, заместителем начальника депо по
эксплуатации, начальником подменного пункта и другими руководителями депо,
связанными с эксплуатационной деятельностью или имеющими опыт эксплуатационной
работы, машинистами-инструкторами. Конкретный перечень должностных лиц,
имеющих право проведения инструктажа, по каждому структурному подразделению
определяется службой локомотивного хозяйства железной дороги.
24. В материалы
внеочередного инструктажа локомотивных бригад включаются телеграфные указания,
в которых имеется требование инструктажа работников локомотивных бригад, за
подписью должностных лиц, указанных в пункте 2 настоящего Положения и
содержащих отметку "инструктаж".
25. С момента
получения телеграммы о проведении внеочередного инструктажа по безопасности
движения поездов локомотивным бригадам начальник локомотивного депо, а при
отсутствии - заместитель начальника депо по эксплуатации обязан в течение трех
часов с момента получения телеграммы в депо разработать график проведения
инструктажа с учетом декадного срока проведения инструктажа. Если в телеграмме
указаны другие работники депо, которые должны быть ознакомлены и
проинструктированы: нарядчики локомотивных бригад, техники-расшифровщики и
т.д., то они должны быть включены в список проведения инструктажа. Если
работник не прошел внеочередной инструктаж в течение декадного срока, то
инструктаж считается им не пройденным.
26. График
проведения инструктажа должен предусматривать проведение инструктажа
начальником локомотивного депо с охватом не менее 10% явочного контингента
работников, подлежащих инструктажу, заместителем начальника депо по
эксплуатации - не менее 40%. График проведения инструктажа должен
предусматривать участие руководителей депо в инструктаже во всех пунктах
заступления локомотивных бригад.
27. Заместитель
начальника депо по эксплуатации на основе полученной телеграммы разрабатывает
тематику инструктажа, утверждает ее у начальника локомотивного депо, а при его
отсутствии - у исполняющего обязанности начальника депо. В помещении проведения
инструктажа вывешивается схема-рисунок, облегчающая восприятие инструктажа,
используются другие материалы, полученные по АРМ инструктажа и другим каналам.
28. Инструктаж
считается усвоенным при условии, что инструктируемый лично конспектировал
материал в техническом формуляре и правильно отвечал на вопросы в АРМ
инструктажа или инструктирующего по теме. Инструктируемая локомотивная бригада
расписывается в журнале внеочередного инструктажа. После этого руководитель
депо, проводивший инструктаж, ставит подпись в журнале внепланового инструктажа
и делает отметку "инструктаж усвоен" в формуляре локомотивной бригады
с указанием должности, фамилии и заверяет своей подписью.
29. После перерыва
в работе локомотивной бригады более 30 дней, связанного с нетрудоспособностью,
командировкой, отпуском или по другим причинам, инструктаж по последним
внеочередным инструктажам перед началом работы проводит начальник локомотивного
депо или заместитель начальника депо по эксплуатации, а также лица, их
замещающие.