Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2008 г. N ПК-1

 

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ В 2007 ГОДУ И ЗАДАЧАХ

НА 2008 ГОД

 

Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с участием представителей Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, руководителей управлений центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрела итоги работы в 2007 году и задачи на 2008 год.

Коллегия отмечает, что деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в 2007 году была направлена на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, плана действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, программ реализации приоритетных национальных проектов, а также на выполнение первоочередных задач, принятых Коллегией Ростехнадзора по итогам работы в 2006 году.

Достижение главной цели Ростехнадзора - обеспечение защищенности объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, работников, занятых на них, населения, окружающей среды от угроз техногенного характера осуществлялось на основе:

мероприятий Комплексного плана работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2007 год, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 13 декабря 2006 г. N 1078;

основных задач, определенных Постановлением Коллегии Ростехнадзора от 15 марта 2007 г. N 1 "Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2006 году и задачах на 2007 год";

решений, направленных на повышение эффективности надзорной (контрольной) и регулирующей деятельности (Постановление Коллегии от 22 мая 2007 г. N 2 "О проблемах, задачах и направлениях развития государственного энергетического надзора", Постановления Коллегии от 1 августа 2007 г. N 3 "О взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, с органами власти субъектов Российской Федерации и разграничении полномочий при осуществлении надзорных функций" и от 7 ноября 2007 г. N ПК-4 "Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за 9 месяцев 2007 года");

решений расширенных оперативных совещаний с руководителями межрегиональных территориальных управлений Ростехнадзора по федеральным округам и межрегиональных территориальных управлений по ядерной радиационной безопасности.

В 2007 году была сохранена оптимальная применительно к современной сфере деятельности структура центрального аппарата Ростехнадзора, включающая 15 управлений (9 отраслевых и 6 функциональных), а также система территориальных органов, в которую входят:

межрегиональные территориальные управления технологического и экологического надзора по федеральным округам и по городу Москве (8 Управлений);

территориальные и межрегиональные Управления по технологическому и экологическому надзору (68 управлений);

межрегиональные территориальные управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (7 управлений);

Межрегиональное территориальное управление по информационным технологиям и защите информации.

Проведены мероприятия по оптимизации внутренней структуры территориальных органов применительно к функциям и задачам, дополнительно возложенным на Ростехнадзор в последнее время.

В территориальных органах созданы структурные подразделения или группы по государственному строительному надзору, а также оптимизирована численность инспекторского состава по направлениям энергетического надзора и котлонадзора в части регулирования безопасности тепловых сетей.

Нормотворческая деятельность Ростехнадзора в 2007 году была направлена на реализацию:

Комплекса мер по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года, утвержденного распоряжением Правительства от 15 июня 2007 г. N 781-р;

Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2007 год;

планов разработки административных регламентов на 2007 год, утвержденных Правительственной комиссией по проведению административной реформы;

Плана подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. N 845-р;

Плана мероприятий, связанных с выполнением второго этапа реализации основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 г. N 2237-р;

иных отдельных поручений Аппарата Правительства Российской Федерации по разработке нормативно-правовых актов, а также постановлений коллегий Ростехнадзора.

В целях реализации указанных поручений и планирования нормотворческой деятельности Ростехнадзором были разработаны и утверждены:

План мероприятий Ростехнадзора по реализации программных целей и задач, определенных в 2007 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

План нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2007 год;

План разработки руководящих документов Ростехнадзора на 2007 год.

Целью законопроектной и нормотворческой деятельности Ростехнадзора в 2007 году являлось создание и совершенствование нормативной правовой базы, направленной на обеспечение безопасности общества и человека в условиях:

реформирования системы управления использования атомной энергии, форсирования развития атомной энергетики;

реформирования системы управления в электроэнергетике;

планирования, проектирования и строительства новых трансграничных топливно-энергетических транспортных систем;

реформирования и модернизации химической и металлургической промышленности (федеральная целевая программа);

реформирования градостроительной деятельности.

С учетом того, что принципы и основные положения нормативного правового регулирования определяются законодательством, а также того, что пробелы правового регулирования федеральных законов или положения федеральных законов, допускающие разное толкование одних и тех же вопросов, зачастую не позволяют надлежащим образом урегулировать существующие проблемы правоприменительной практики, в 2007 году Ростехнадзором была активизирована законопроектная деятельность, в рамках которой Ростехнадзором были разработаны:

проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с целью определения понятия "производственный объект");

концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение законодательства, норм и правил в области использования атомной энергии и обеспечения реализации прав органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, по назначению административных наказаний за правонарушения в указанной области);

концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 20, 21 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";

концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона "О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности".

Кроме того, в 2007 году Ростехнадзор принял активное участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых иными федеральными органами, а также в подготовке заключений и официальных отзывов Правительства на законопроекты, разработанные субъектами законодательной инициативы (депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органами законодательной власти субъектов Российской Федерации).

В 2007 году Ростехнадзор принял участие в рассмотрении 66 таких документов, к числу наиболее важных из них относятся законопроекты, предусмотренные Комплексом мер по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года, утвержденным Правительством Российской Федерации:

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части увеличения размера административного штрафа за нарушение требований по рациональному использованию недр);

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части стимулирования создания мощностей по переработке минерального сырья, установления требований к содержанию лицензий на пользование недрами и определения порядка внесения в них изменений, а также уточнения оснований и порядка досрочного прекращения, приостановления и ограничения прав пользования участками недр).

Результатом активизации в 2007 году законопроектной деятельности явилось участие Ростехнадзора в реализации Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год:

в качестве головного исполнителя - в разработке 1 законопроекта: "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";

в качестве соисполнителя - в разработке 6 законопроектов, в разработке концепций которых Ростехнадзор принял участие в 2007 году:

"О внесении изменений в статью 51 Закона Российской Федерации "О недрах" (в части определения порядка расчета размера вреда, причиненного государству в результате пользователя недр);

"О внесении изменений в Федеральные законы "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в части уточнения функций органов государственной власти федерального и регионального уровней в области использования, охраны, воспроизводства, разведки и разработки природных ресурсов);

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части определения оснований и порядка изменения и уточнения границ участков недр, представляемых в пользование);

"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";

"О государственном контроле за оборотом пиротехнических изделий";

"О государственном контроле за оборотом взрывчатых веществ и изделий, их содержащих".

В 2007 году Ростехнадзором разработаны 23 проекта постановлений Правительства Российской Федерации, 10 из которых были приняты Правительством в 2007 году, а также принято участие в работе по подготовке 131 акта Правительства Российской Федерации, разрабатывавшихся иными федеральными органами исполнительной власти.

Кроме того, Ростехнадзор принял участие в подготовке 13 проектов Указов Президента Российской Федерации, 15 проектов технических регламентов и 8 межведомственных нормативных правовых актов, разрабатывавшихся иными федеральными органами исполнительной власти.

Разработано и утверждено 44 руководящих документа Ростехнадзора.

В рамках проведения мероприятий административной реформы Ростехнадзором в 2007 году разработан 21 административный регламент исполнения Ростехнадзором государственных функций, утверждено и зарегистрировано в Минюсте России 5 административных регламентов:

Административный регламент по осуществлению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов;

Административный регламент по осуществлению государственной функции по лицензированию деятельности по производству маркшейдерских работ;

Административный регламент по осуществлению государственной функции по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;

Административный регламент по осуществлению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

Административный регламент по осуществлению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов.

Надзорные и контрольные мероприятия, предусмотренные Комплексным планом работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2007 год и планами работы территориальных органов Ростехнадзора на 2007 год, выполнены.

Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора в 2007 году проведено 7669 инспекций. В ходе проверок выявлено 4865 нарушений требований норм и правил в области использования атомной энергии и нарушений требований условий действия лицензий. За нарушения требований по безопасности привлечено к административным штрафам 116 должностных и юридических лиц на общую сумму штрафных санкций 1305900 рублей.

Территориальными (межрегиональными) управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проведено:

218987 проверок выполнения поднадзорными организациями требований промышленной безопасности, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 1692914 нарушений требований законодательства Российской Федерации и правил по промышленной безопасности. На нарушителей требований промышленной безопасности наложено 51846 штрафов на общую сумму 177399 тыс. руб.;

по направлению государственного энергетического надзора проведено 177418 обследований состояния безопасности электрических и тепловых установок и сетей, в ходе которых выявлено 1565058 нарушений обязательных требований правил устройства и безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок и сетей. Инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора было составлено 47469 протоколов об административных правонарушениях в соответствии с компетенцией Ростехнадзора как органа государственного энергетического надзора. Общая сумма штрафов составила 84075 тыс. руб.;

по направлению федерального государственного экологического контроля проведено 25401 контрольных мероприятий (проверок), в ходе которых выявлено и предписано к устранению 78306 нарушений требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. По представлению территориальных органов оштрафованы 20045 нарушителей требований законодательства об охране окружающей среды (общая сумма штрафов составила 160080 тыс. руб.);

по направлению государственного строительного надзора проведено 13190 проверок объектов капитального строительства, выявлено 43882 нарушения действующего градостроительного законодательства, составлено 2165 протоколов об административных правонарушениях. За нарушения требований законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности наложено 1762 штрафа, общая сумма штрафов составила 47046 тыс. руб.

Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2007 год" определен план по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2623,9 млн. руб. Поступления денежных средств по плате за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет в 2007 году составили 3364,9 млн. руб., что выше установленного Законом о федеральном бюджете плана на 28%.

Важной сферой деятельности Ростехнадзора в 2007 году являлся надзор в области охраны недр, который осуществлялся в тесном взаимодействии с МПР России, Росприроднадзором, Роснедрами, Минпромэнерго России, ФНС России, Минэкономразвития России, администрациями субъектов Российской Федерации и органами прокуратуры. Экономическая эффективность деятельности территориальных органов Ростехнадзора по охране недр за счет отчислений в бюджет платежей за пользование недрами с дополнительной добычи из ранее сохраненных запасов, штрафных санкций за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства при пользовании недрами по предварительным данным составила более 2,6 млрд. рублей (в 2006 году - 2,5 млрд. рублей).

В 2007 году на законодательном уровне были внесены изменения в перечень лицензируемых видов деятельности.

Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ было прекращено лицензирование деятельности по продаже электрической энергии гражданам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 631 отменено лицензирование деятельности АЗС.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ отменено лицензирование взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов и введено лицензирование взрывопожароопасных производственных объектов.

За отчетный период Ростехнадзором в общей сложности выдано 15800 лицензий, в том числе 14375 лицензий - территориальными органами. Отказано в выдаче 1294 лицензий, что составляет 7,8% от количества поданных заявок на получение лицензии (в 2006 году количество отказов составило 4,3%).

В 2007 году было проведено 11687 проверок соблюдения лицензионных требований и условий. Выявлено и предписано к устранению более 55000 нарушений лицензионных требований и условий. При этом административные меры были применены 3066 раз. Действие 5 лицензий было приостановлено и в 5 случаях лицензии были аннулированы по решению суда.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии выдано 1643 лицензии, в том числе 1443 лицензии выдано МТУ ЯРБ Ростехнадзора. Отказано в выдаче 45 лицензий.

На поднадзорных объектах использования атомной энергии в 2007 году выявлено 1428 нарушений условий действия лицензии, при этом приостановлено действие 28 лицензий и 92 лицензии аннулировано.

Территориальными органами осуществлялась регистрация опасных производственных объектов. В государственном реестре опасных производственных объектов по состоянию на 1 января 2008 года зарегистрировано 282853 объектов (в 2006 году - 266400), в составе 118050 эксплуатирующих организаций (в 2006 году - 113672 организации).

За 2007 год количество поднадзорных опасных производственных объектов увеличилось на 6,5%.

Одной из основных задач ведения государственного реестра опасных производственных объектов является его актуализация путем планомерной перерегистрации опасных производственных объектов.

В 2007 году в целом по Ростехнадзору процент перерегистрированных объектов составил 78% (в 2006 году он составлял 69%).

В целях предупреждения крупных аварий и чрезвычайных ситуаций в отчетном периоде осуществлялись надзорные мероприятия по декларированию промышленной безопасности. В 2007 году разработано и зарегистрировано в центральном аппарате Ростехнадзора 527 деклараций промышленной безопасности (в 2006 г. зарегистрировано 358 деклараций). Всего в декларировании промышленной безопасности приняли участие 144 экспертные организации, из них в разработке деклараций - 105, в экспертизе деклараций - 61 организация, в том числе 11 экспертных организаций, аккредитованных в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору. Обобщение и анализ сведений о ходе декларирования опасных производственных объектов показывает, что в целом декларирование осуществляется с выполнением требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, нормативных методических документов Ростехнадзора.

В рамках международной деятельности в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 317-р от имени Правительства Российской Федерации подписана Совместная Декларация о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии с Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития.

Проведена совместная инспекция Ленинградской АЭС с участием представителей органов регулирования ядерной и радиационной безопасности России и Финляндии.

В рамках международного сотрудничества проведена совместная проверка (с участием органов регулирования Украины) соблюдения требований промышленной безопасности при изготовлении транспортных средств на ОАО "Азовмаш" (Украина, г. Мариуполь), являющегося крупным поставщиком вагонов-цистерн для российских организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Подготовлены материалы в соответствующие разделы национального Доклада Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из положений Конвенции о ядерной безопасности.

Реализованы первоочередные мероприятия по подготовке к проведению в России миссии МАГАТЭ по оценке деятельности органа регулирования ядерной и радиационной безопасности.

Обеспечены контрольно-надзорные мероприятия на объектах химического разоружения в рамках обязательств Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Международное сотрудничество в области экологического надзора Ростехнадзор обеспечивал с учетом соблюдения российского законодательства в области окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, что фактически являлось выполнением обязательств Российской Федерации, вытекающих из:

Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий;

Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

Венской конвенции об охране озонового слоя.

Осуществлена межведомственная координация участия Российской Федерации в деятельности Группы по ядерной и физической безопасности "Восьмерки".

Завершена работа по подготовке распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 673-р, согласно которому Ростехнадзор определен головным федеральным органом исполнительной власти по участию в деятельности Рабочей группы Арктического Совета по устранению загрязнения в Арктике.

Подписан Меморандум о взаимопонимании между Ростехнадзором и Министерством охраны окружающей среды Республики Индонезии о сотрудничестве в сфере ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду.

Подписана Декларация о намерениях о сотрудничестве и взаимодействии между Ростехнадзором и Гострудпромнадзором Приднестровья.

Осуществлялось сотрудничество по вопросам технологического надзора по тем направлениям, которые должны обеспечить гармонизацию национальной системы технологического надзора и контроля с системой, принятой в большинстве развитых стран.

Обеспечивалась работа Совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Республикой Корея и Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с КНДР. Проведены очередные ежегодные заседания Комиссий.

Развивалась Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, использующая процедуры добровольной аккредитации для оценки компетентности организаций, выполняющих работы на поднадзорных объектах. В рамках Единой системы оценена компетентность более четырех тысяч органов оценки соответствия и около сорока тысяч специалистов и экспертов.

В 2007 году финансирование системы Ростехнадзора осуществлялось из федерального бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год". Общая сумма сметы расходов составила 4868473,0 тыс. рублей, в том числе на содержание:

центрального аппарата - 425386,3 тыс. рублей;

территориальных органов - 3910597,9 тыс. рублей;

подведомственных учреждений - 390395,5 тыс. рублей.

Кадровая политика Ростехнадзора была направлена на выполнение требований законодательства о государственной гражданской службы и повышение квалификации сотрудников Ростехнадзора. Укомплектованность кадрами центрального аппарата Ростехнадзора на конец 2007 года составила 92%. Территориальные органы в настоящее время сохранили стабильность в обеспечении кадрами и укомплектованность в среднем составляет 96% (на конец 2006 года эта цифра составляла 92%). Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации осуществлялась на плановой основе. В течение 2007 года в рамках государственного заказа и реализации средств, выделенных Ростехнадзору, повышение квалификации и профессиональную переподготовку прошли 2148 государственных служащих. В целях решения задач, направленных на стабилизацию кадрового потенциала, поддержание необходимого профессионального уровня руководящего состава, на конкурсной основе создан кадровый резерв.

 

* * *

 

На поднадзорных Ростехнадзору производствах и объектах в 2007 году отмечено следующее состояние аварийности и травматизма.

Нарушений пределов безопасной эксплуатации на АЭС не было, все нарушения классифицированы по шкале INES нулевым уровнем. Нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии, не было. Событий с радиационными последствиями на АЭС не зарегистрировано. Радиоактивные сбросы и выбросы АЭС в окружающую среду ниже допустимых уровней.

На 31 энергоблоке АЭС произошло 47 нарушений в работе, подлежащих учету в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций, что на 5 нарушений больше, чем в 2006 году.

За 2007 год на объектах ядерного топливного цикла аварий с превышением установленных пределов безопасной эксплуатации, облучением населения и персонала выше предельно допустимых доз не было. Произошло 9 нарушений в работе, что на 5 меньше, чем в 2006 году.

На исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ) в 2007 году произошло 29 нарушений в работе, что на 18 нарушений меньше, чем в 2006 году. Нарушения в работе ИЯУ не приводили к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации. Выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду в количествах, превышающих установленные значения, не было.

Нарушения, в основном, были обусловлены автоматическими остановами ИЯУ по причине сбоев в работе оборудования внешнего электроснабжения.

В 2007 году в работе радиационно опасных объектов зафиксировано 35 нарушений, которые по своим радиационным характеристикам относятся к нерадиационным происшествиям.

В работе ядерных установок атомных ледоколов в 2007 году зарегистрировано 13 нарушений в работе, что на 9 нарушений меньше, чем в 2006 году.

В 2007 году утрат, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов не зарегистрировано.

Радиационная обстановка на территории Российской Федерации оставалась стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосферном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морях в 2007 году сохранялось на уровне 2006 года.

В поднадзорных Ростехнадзору организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в 2007 году произошло 207 аварий (на 3 аварии больше, чем в 2006 году (204)).

Это, в основном, обусловлено увеличением аварийности на объектах газораспределения и газопотребления - увеличение на 6 аварий (с 37 до 43); на объектах, где используются подъемные сооружения - увеличение на 4 аварии (с 38 до 42); при проведении взрывных работ - увеличение на 4 аварии (с 2 до 6); на объектах химической промышленности - увеличение на 3 аварии (с 7 до 10).

Наибольшее количество аварий в 2007 году было зафиксировано на объектах следующих отраслей промышленности:

объекты нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта - 50 аварий;

объекты газораспределения и газопотребления - 43 аварии;

объекты, на которых используется подъемные сооружения, - 42 аварии;

объекты нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности - 22 аварии;

объекты угольной промышленности - 21 авария.

Снижение аварийности произошло на объектах горнорудной промышленности (с 12 до 7 аварий), на объектах, где используются оборудование, работающие под давлением (с 6 до 3 аварий), и на взрывоопасных объектах хранения и переработки растительного сырья (с 2 до 1 аварии).

Наибольший рост аварийности был отмечен на опасных производственных объектах, расположенных на территориях:

МТУ по Южному федеральному округу (Д.Г. Антониади) - с 2 до 9 аварий;

МТУ по Сибирскому федеральному округу (Л.В. Баклицкий) - с 2 до 7 аварий;

УТЭН по Ханты-Мансийскому АО (С.Н. Тищенко) - с 6 до 10 аварий.

Снижение аварийности произошло на опасных производственных объектах, расположенных на территориях:

УТЭН по Тюменской области (И.И. Коломийчук) - с 9 до 2 аварий;

Северо-Кавказского межрегионального УТЭН (П.И. Ефремов) - с 14 до 8 аварий;

УТЭН по Республике Башкортостан (Р.А. Шайбаков) - с 10 до 5 аварий;

УТЭН по Республике Северная Осетия - Алания (М.Ш. Кисиев) - с 5 до 0 аварий.

В поднадзорных организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при осуществлении производственной деятельности погибло 489 человек (на 121 человек больше, чем в 2006 году (368)).

При этом значительный рост количества несчастных случаев со смертельным исходом произошел на предприятиях угольной промышленности (с 68 до 232 случаев). Существенное увеличение количества погибших обусловлено двумя крупными авариями на угледобывающих шахтах Кузбасса, в результате которых погибло 149 горняков. Всего за 2007 год на предприятиях угольной отрасли произошла 21 авария и смертельно травмировано 232 человека. По сравнению с 2006 годом количество случаев смертельного травматизма увеличилось в 3,4 раза.

Общее состояние промышленной безопасности в угольной отрасли за 2007 год по сравнению с 2006 годом ухудшилось, что связано, главным образом, с проводимой в отрасли реструктуризацией, старением основных фондов угольных предприятий, низкой технологической дисциплиной, неосторожными или несанкционированными действиями исполнителей работ, слабыми знаниями персоналом требований и приемов безопасного ведения работ.

Рост количества несчастных случаев со смертельным исходом был отмечен также на объектах химической промышленности (с 10 до 18 случаев) и на объектах газораспределения и газопотребления (с 1 до 4 человек).

Произошло снижение количества несчастных случаев со смертельным исходом на объектах горнорудной промышленности (со 100 до 81 случая), на объектах, где используются подъемные сооружения (с 96 до 77 случаев) и на взрывоопасных объектах хранения и переработки растительного сырья (с 6 до 4 случаев).

В 2007 г. в поднадзорных Ростехнадзору организациях при эксплуатации электростанций, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей произошло в общей сложности 203 несчастных случая со смертельным исходом (в 2006 году - 218).

При незначительном снижении количества несчастных случаев со смертельным исходом при эксплуатации электростанций, электроустановок и электрических сетей в целом по России в 31 субъекте Российской Федерации произошел рост случаев смертельного травматизма от поражения электрическим током, из них 8 субъектов Российской Федерации находятся в Центральном федеральном округе.

Наибольший рост смертельного травматизма от поражения электрическим током был отмечен на объектах, расположенных на территориях: Санкт-Петербурга, Алтайского, Приморского и Хабаровского краев.

 

* * *

 

Рассмотрев итоги работы в 2007 году, Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет:

1. Определить следующие основные задачи Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2008 год:

участие в реализации задач социально-экономического развития России, поставленных на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" 8 февраля 2008 года;

реализация Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, выполнение Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), участие в реализации Программы долгосрочного развития Российской Федерации;

участие в реализации приоритетных национальных проектов;

участие в реализации мероприятий, направленных на обеспечение проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также на обеспечение председательства Российской Федерации в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году;

выполнение мероприятий административной реформы по направлениям деятельности Ростехнадзора, включая разработку административных регламентов выполнения надзорной и контрольной деятельности и соответствующую переработку руководящих документов, а также совершенствование организации разрешительной деятельности в части выдачи разрешений и лицензий заявителям через Многофункциональные центры (МФЦ);

формирование правового поля и правовых механизмов, необходимых для обеспечения безопасности среды, окружающей общество и человека, включая реализацию решений, принятых Советом Безопасности Российской Федерации на заседании 30 января 2008 года, по созданию действенной системы экологической безопасности в стране, минимизации негативных последствий интенсивной хозяйственной деятельности, решения проблем накопленного экологического ущерба, утилизации отходов, совершенствованию государственного управления и нормативного правового регулирования в области контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды и нормирования воздействия на окружающую среду;

обеспечение реализации Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год, включая подготовку и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", а также законопроектов в области государственного контроля за оборотом взрывчатых материалов и пиротехнических изделий;

обеспечение выполнения поручений Правительства Российской Федерации по подготовке нормативных правовых актов, направленных на реализацию федеральных законов, в том числе Федеральных законов от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включая разработку нового Положения о лицензировании взрывопожароопасной деятельности;

выработка мер, направленных на повышение эффективности государственного надзора путем сосредоточения в Ростехнадзоре федеральных государственных надзорных функций в отношении особо опасных и технически сложных объектов на всех стадиях их существования (от проектирования до ликвидации), а также на обеспечение соблюдения требований безопасности, международных обязательств Российской Федерации в условиях реформирования и форсирования развития поднадзорных отраслей, форсирования освоения континентального шельфа Российской Федерации;

повышение эффективности взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, обеспечение четкого разграничения полномочий между Ростехнадзором и иными федеральными органами исполнительной власти (включая разграничение полномочий по надзору за промышленной безопасности опасных производственных объектов между Ространснадзором и Ростехнадзором), с органами власти субъектов Российской Федерации, а также повышение информационной открытости деятельности Ростехнадзора;

упорядочение количества поднадзорных объектов по всем видам надзора путем разработки критериев отнесения объектов к федеральному надзору (в случае необходимости - путем разработки соответствующих нормативных правовых актов), обратив особое внимание на то, что, в случае, если объект относится к федеральному надзору по критериям, определенным для одного из осуществляющихся Ростехнадзором государственных надзоров, по всем другим видам надзоров такой объект также должен быть отнесен к федеральному надзору;

составление перечней поднадзорных объектов по всем видам надзоров;

разработка мер, направленных на обеспечение безопасности бесхозных опасных объектов;

разработка мер, направленных на совершенствование лицензирования и проведение экспертиз, включая проработку вопроса по увеличению сроков действия лицензий до срока эксплуатации объекта;

обеспечение проведения в 2008 году конкурсов на лучшую организацию (предприятие), поднадзорную Ростехнадзору, разработка нормативного акта, регламентирующего порядок проведения конкурсов;

обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных Комплексным планом работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2008 год, планом законопроектной и нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2008 год.

2. Дополнительно к указанным в пункте 1 основным задачам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2008 год определить следующие основные задачи на 2008 год по направлениям деятельности Ростехнадзора:

2.1. В сфере надзора за ядерной и радиационной безопасностью:

выполнение плана мероприятий по реализации "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу", а также обеспечение выполнения функций по лицензированию и надзору при реализации Федеральных целевых программ "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года" и "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года";

обеспечение подготовки и направления в МАГАТЭ 2-го национального доклада по выполнению Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами;

обеспечение подготовки к осуществлению в 2009 г. миссии МАГАТЭ по оценке деятельности органа регулирования ядерной и радиационной безопасности;

обеспечение разработки нормативных актов, направленных на установление классификации и категорий радиоактивных отходов;

разработка с участием Росатома плана мероприятий, направленных на участие Ростехнадзора в работе международной комиссии по сертификации ядерных реакторов;

2.2. В сфере надзора в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, энергетического, строительного и горного надзоров:

совершенствование технического регулирования в сфере деятельности Ростехнадзора, в том числе в целях реализации Федерального закона "О техническом регулировании"; внесение в Правительство Российской Федерации в 2008 году проекта федерального закона о техническом регламенте "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" и проекта постановления Правительства Российской Федерации "О безопасности лифтов";

организация методологического обеспечения функций по контролю и надзору за состоянием внутридомового газового оборудования, осуществляемого государственными жилищными инспекциями субъектов Российской Федерации и муниципальных органов: обеспечение взаимодействия и оказание методической и практической помощи органам местного самоуправления в реализации мер по обеспечению безопасности при использовании газа в быту, разработке программ по повышению уровня безопасности, технического обслуживания и замене морально устаревшего внутридомового газового оборудования, не имеющего необходимых систем противоаварийной защиты; разработка распорядительных документов и организация надзора за эксплуатирующими организациями систем внутридомового газового оборудования; организация обучения специалистов компаний, управляющих жилым фондом, и жилищных инспекций; оказание им методической помощи в повышении эффективности надзорной деятельности; участие в расследовании и разработка мер по профилактике аварий, связанных с использованием газа в быту;

совершенствование нормативного правового регулирования в сфере градостроительной деятельности в целях обеспечения осуществления комплексного надзора (строительного, экологического, горного, в сфере промышленной, ядерной и радиационной безопасности) за особо опасными, технически сложными и уникальными объектами на стадии их строительства, капитального ремонта и реконструкции;

создание необходимой правовой и нормативной базы по осуществлению Ростехнадзором государственной функции по лицензированию деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения, организации и практическому осуществлению надзора и контроля на заводах - изготовителях взрывчатых материалов оборонно-промышленного комплекса, в том числе по актуализации ведомственных норм и правил в области промышленной безопасности;

совершенствование системы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, включая создание и организацию работы под руководством Ростехнадзора Межведомственной комиссии по безопасности гидротехнических сооружений, в целях координации действий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации при осуществлении надзора за безопасностью ГТС;

обеспечение работы по проверке выполнения организациями, эксплуатирующими автозаправочные станции, требований промышленной безопасности; регистрации автозаправочных станций в государственном реестре опасных производственных объектов; учету и техническому расследованию причин аварий и инцидентов, происшедших на автозаправочных станциях; взаимодействию с государственными органами исполнительной власти субъектов федераций и территориальными управлениями МЧС России в части обмена информацией по происшедшим на автозаправочных станциях авариям, пожарам и несчастным случаям;

подготовка предложений по решению социальных задач по бесперебойному функционированию систем обеспечения населения электричеством, водой, газом и теплом, в том числе резервного обеспечения электричеством социально важных объектов (школ, больниц и т.д.), независимо от формы собственности;

обеспечение разработки необходимой нормативной базы осуществления государственного энергетического надзора, включая положение о государственном энергетическом надзоре, а также актов, направленных на обеспечение выполнения Ростехнадзором с 1 июля 2008 ряда функций ОАО "РАО ЕЭС России", выработка критериев и определение объектов федерального надзора, обеспечение проведения работы по инвентаризации и переработке нормативных документов ОАО "РАО ЕЭС России", обеспечение проведения инвентаризации и актуализации ведомственных нормативных правовых актов по вопросам надзора в сфере электроэнергетики в целях приведения их в соответствие со структурой субъектов электроэнергетики, создаваемой в результате реформирования ОАО "РАО ЕЭС России";

подготовка материалов в доклад Правительству Российской Федерации о состоянии безопасности на объектах химического разоружения в рамках обязательств Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

реализация функций государственного заказчика в Федеральной целевой программе "О пожарной безопасности";

обеспечение прибытия на внеочередную аттестацию должностных лиц поднадзорных организаций в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, разработка нормативного правового акта, предусматривающего возможность доставления должностных лиц поднадзорных организаций на внеочередную аттестацию в случаях, когда законодательством установлена необходимость ее проведения;

дальнейшее развитие Единой системы оценки соответствия на объектах, поднадзорных Ростехнадзору;

повышение эффективности декларирования промышленной безопасности особо важных объектов (объектов крупных инвестиционных проектов, критически важных объектов);

обеспечение контроля наличия в поднадзорных организациях официальных изданий нормативно-правовых и нормативно-технических документов в сфере деятельности Ростехнадзора.

2.3. В сфере экологического надзора:

обеспечение создания правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

разработка концепции по обращению с отходами в Российской Федерации;

обеспечение завершения подписания соглашений с субъектами Российской Федерации по объектам государственного экологического надзора;

разработка форм предоставления экологической информации территориальными органами Ростехнадзора, предусматривающих предоставление информации о порывах трубопроводов и размера вреда, причиненного окружающей среде;

разработка мер, направленных на стимулирование компаний, реализующих экологические программы или применяющих экологически безопасные технологии, путем установления дифференцированных экологических платежей;

2.4. В сфере международного сотрудничества:

обеспечение участия Ростехнадзора в течение 2008 года в мероприятиях "Группы восьми" с учетом инициатив и предложений, выдвинутых во время председательства Российской Федерации в "Группе восьми" в 2006 году;

обеспечение совместно с Минэкономразвития России участия делегации Российской Федерации в 5-м заседании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с КНДР и 9-м заседании Совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Республикой Корея;

обеспечение мероприятий по координации выполнения международных проектов, относящихся к компетенции Ростехнадзора;

обеспечение участия Ростехнадзора в работе по присоединению Российской Федерации к Конвенции об учреждении Организации экономического развития и сотрудничества.

2.5. В сфере обеспечения деятельности Ростехнадзора:

обеспечение разработки совместно с Общественным Советом Ростехнадзора путей повышения качества работы Ростехнадзора;

проведение анализа допускаемых поднадзорными организациями правонарушений по видам надзоров с целью выявления тенденций в изменениях структуры допускаемых правонарушений и их причинах, а также повторяемости совершаемых правонарушений и их причинах;

исполнение бюджетных обязательств по федеральному бюджету на 2008 год в части платы за негативное воздействие на окружающую среду;

обеспечение равномерности расходов центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора в течение 2008 года;

обеспечение подготовки и своевременного направления в Правительственную Комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, Минфин России и Минэкономразвития России доклада о результатах и основных направлениях деятельности Ростехнадзора на 2008 - 2010 годы;

проведение анализа фактической нагрузки на сотрудников центрального аппарата Ростехнадзора, разработка мер по ее оптимизации, а также (в случае необходимости) по перераспределению нагрузки между центральным аппаратом и территориальными органами Ростехнадзора;

разработка методики оценки эффективности деятельности территориальных органов Ростехнадзора (с учетом следующих критериев: недопустимость гибели людей, недопустимость повторяемости нарушений (невыполнения законных предписаний инспекторов) на поднадзорных объектах, результаты финансово-хозяйственной деятельности, оценка знаний и практических навыков инспекторов);

обеспечение монтажа и ввода в эксплуатацию аппаратно-программных средств для решения прикладной задачи АИС ПБ "Подготовка и аттестация специалистов и персонала";

обеспечение широкого использования нового аппаратно-программного оснащения - "АРМ-инспектора" в деятельности инспекторского состава и руководства территориальных органов;

внедрение системы УПДК (удаленной диагностики производственного контроля), обеспечивающей электронный обмен информацией со службами производственного контроля (СПК) поднадзорных организаций и дистанционный контроль работы СПК поднадзорных организаций территориальными органами Ростехнадзора;

обеспечение выделения финансовых средств для приобретения программы учета и систематизации (архивирования) поступающей информации в Центральную аттестационную комиссию, а также учета всех разрешений и экспертиз, выдаваемых Ростехнадзором;

обеспечение функционирования и актуализации информационно-справочных ресурсов Ростехнадзора, размещенных на сервере Ростехнадзора, включая базу федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

обеспечение ведения централизованного учета в территориальных органах Ростехнадзора и в центральном аппарате Ростехнадзора сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также сотрудников Ростехнадзора или членов их семей, нуждающихся в оказании дорогостоящей медицинской помощи, и оперативное представление соответствующей информации руководителю Ростехнадзора;

обеспечение формирования кадрового резерва Ростехнадзора за счет должностных лиц Ростехнадзора;

завершение утверждения должностных регламентов государственных гражданских служащих Ростехнадзора, включая должностные регламенты работников, осуществляющих функции, установленные административными регламентами исполнения Ростехнадзором государственных функций;

обеспечение неукоснительного выполнения возложенных на Ростехнадзор государственных функций в соответствии с утвержденными в установленном порядке административными регламентами исполнения Ростехнадзором государственных функций;

обеспечение планирования и проведения межрегиональными территориальными управлениями технологического и экологического Ростехнадзора по федеральным округам ежегодных проверок и оценки деятельности территориальных управлений технологического и экологического надзора, осуществляющих деятельность на территории данных федеральных кругов (2 - 3 в квартал), с направлением материалов проверок в Контрольное управление Ростехнадзора.

2.6. В сфере повышения уровня профессиональной подготовки работников Ростехнадзора:

совершенствование системы проведения сборов с инспекторским составом Ростехнадзора с целью оценки теоретических знаний, повышения эффективности практической деятельности инспекторов. Объявить 2008 год - годом Инспектора;

обеспечение разработки и издания пособий для инспекторского состава по всем направлениям надзорной деятельности Ростехнадзора;

обеспечение подготовки и обучения инспекторского состава исходя из следующих требований: отличные знания требований законодательства в своих отраслях надзора, хорошие знания требований смежных отраслей надзора и не ниже удовлетворительных - знания требований всех иных надзоров, отнесенных к компетенции Ростехнадзора;

проведение в 2008 году административных, организационных, методических мероприятий по приему из Минпромэнерго России учебно-методического кабинета по горному, нефтяному и энергетическому образованию и организация на его базе с 2009 года переподготовки и повышения квалификации инспекторов, руководителей и работников поднадзорных организаций.

3. Заместителям руководителя Ростехнадзора, начальникам управлений центрального аппарата и руководителям территориальных органов Ростехнадзора, руководителям организаций, подведомственных Ростехнадзору, обеспечить безусловное выполнение основных задач Ростехнадзора на 2008 год.

4. Руководителям территориальных органов принять меры по повышению эффективности надзорной деятельности, обратив особое внимание на профессиональную подготовку инспекторов, необходимость обеспечения результативности бюджетных расходов и применения в полном объеме предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений в установленной сфере деятельности Ростехнадзора.

 

Руководитель

К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024