МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 14 марта 2008 г. N 01/2182-8-32
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 МАРТА 2007 Г. N 16 "ОБ УСИЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА УСЛОВИЯМИ
ТРУДА"
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
проанализировала состояние дел по выполнению Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 марта 2007 г. N
16 "Об усилении государственного, санитарно-эпидемиологического надзора за
условиями труда" и направляет для дальнейшего совершенствования работы в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия результаты
анализа представленной информации.
Большинством
управлений Роспотребнадзора указанное Постановление
доведено до сведения территориальных отделов, филиалов ФГУЗ, заинтересованных
ведомств, органов исполнительной власти, в т.ч.
органов местного самоуправления, органов здравоохранения, руководителей
предприятий и организаций всех форм собственности.
Рядом руководителей
управлений изданы соответствующие приказы, аналогичные постановления,
составлены планы дополнительных мероприятий с целью принятия мер по улучшению
условий труда, профилактики профессиональных заболеваний и усилению
госсанэпиднадзора за условиями труда (Свердловская, Ульяновская, Московская,
Ростовская область, Приморский край, Удмуртская Республика и др.).
Руководителями
многих территориальных отделов Роспотребнадзора в
адрес подконтрольных предприятий и организаций направлены предписания,
планы-задания по выполнению Постановления.
В отдельных
субъектах (Пермский край, Амурская, Волгоградская, Самарская область,
Республики Татарстан, Башкортостан) для координации деятельности, совместной
работы и организации комплексных проверок были заключены Соглашения о
взаимодействии с профильными департаментами администрации субъектов,
профсоюзными организациями, территориальными органами государственной инспекции
труда, центрами профпатологии; региональными
отделениями Фонда социального страхования.
Представленные
материалы свидетельствуют о возрастающей комплексности в проведении совместных
действий органов, уполномоченных осуществлять госсанэпиднадзор с другими
заинтересованными как контрольно-надзорными, так и иными органами. Вопросы
состояния условий труда, профессиональной заболеваемости, организации и
качества проведения медицинских осмотров работников практически повсеместно и
неоднократно выносились на заседания Координационных советов по условиям и
охране труда или межведомственных комиссий по охране труда, территориальных
органов исполнительной власти, органов здравоохранения с принятием
соответствующих решений.
В ряде
субъектов активно проводилась работа по разработке и контролю за реализацией
перспективных комплексных программ, направленных на улучшение условий, охраны
труда и сохранение здоровья работников, по созданию межведомственных комиссий
(советов) контрольно-надзорных органов по соблюдению законодательства в области
охраны труда и здоровья работающего населения (Республика Татарстан,
Новосибирская область, Пермский край и др.).
В целях реализации
Постановления многими управлениями и территориальными отделами проведены
рейдовые комплексные проверки условий труда работающих на объектах
промышленного назначения и административного аппарата, активизирована работа по
гигиеническому обучению руководителей и работников предприятий (Ставропольский,
Краснодарский край, Читинская, Амурская области и др.), работа со средствами
массовой информации (Новосибирская, Магаданская области и др.).
В свете
реализации Постановления и в ходе осуществления надзора за условиями труда,
быта и питания иностранных рабочих проведены мероприятия по уточнению
хозяйствующих субъектов, привлекающих иностранных работников к осуществлению
трудовой деятельности, проведены выборочные проверки предприятий в составе
специальных комиссий, совместно с сотрудниками территориальных управлений
Федеральной миграционной службы России, Федеральной государственной инспекцией
труда, управлений внутренних дел (Мурманская, Самарская, Тульская, Иркутская,
Калужская области, Краснодарский край, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика
Мордовия и др.).
Для
координации работы по медицинскому обслуживанию работающего населения,
организации проведения медицинских осмотров и улучшению их качества управлениями
совместно с профпатологическими учреждениями
активизирована работа по координации деятельности и оказанию консультативной
помощи лечебно-профилактическим учреждениям, проведению ежегодных совместных
проверок их деятельности с обсуждением результатов на Координационных советах
по условиям и охране труда или межведомственных комиссиях по охране труда, в
органах исполнительной власти, участию в
клинико-экспертных комиссиях при установлении (снятии) диагноза
профессионального заболевания в наиболее сложных случаях.
В Алтайском крае,
Читинской, Мурманской, Псковской областях приняты меры по организации обучения
врачей, проводящих медицинские осмотры, по вопросам профессиональной патологии,
повышена требовательность к лечебно-профилактическим учреждениям при выдаче им
санитарно-эпидемиологических заключений по результатам
санитарно-эпидемиологических экспертиз.
В ряде
субъектов усилен надзор за проведением санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств (Кемеровская, Челябинская
области и др.), продолжена работа по проведению паспортизации в Омской,
Ульяновской областях, г. Санкт-Петербурге, Республике Дагестан, Северная Осетия
- Алания и многих других, начата в Астраханской области.
Больше внимания
уделялось гигиеническому обучению руководителей и работников промышленных
предприятий и организаций, проводимого в рамках обязательного обучения по охране труда, с участием специалистов по гигиене
труда, корректировке действующих программ обучения по охране труда.
В ходе проведенных
службой мероприятий по надзору в отношении промышленных объектов за 9 месяцев
2007 г. наложено 19432 штрафа на сумму более 47 млн. руб., в том числе 2609 на
юридических лиц на сумму более 35 млн. руб. На рассмотрение в суды передано
1741 дело, из них 401 - о приостановлении эксплуатации объектов, оказания услуг
и т.п., 77 - о возбуждении уголовных
расследований. Мер административного принуждения за 9 мес. 2007 г. было принято
существенно больше, чем за аналогичный период 2006 г.
В то же время, исполнительская
дисциплина по вопросам организации надзора за условиями труда на промышленных
объектах в ряде субъектов остается не на должном уровне.
В
установленные сроки не была представлена информация 10 управлениями Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по
республикам: Саха (Якутия),
Чувашская, Чеченская; областям: Оренбургская, Томская;
автономным округам: Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский,
Эвенкийский, Корякский).
Информация,
представленная управлениями по отдельным субъектам Российской Федерации,
содержит весьма ограниченные сведения о проделанной работе по выполнению
данного Постановления, в ней не отражено доведение Постановления до сведения
территориальных отделов, филиалов ФГУЗ, органов исполнительной власти,
заинтересованных ведомств, разработке или принятии целенаправленных мер по его
реализации, направлении предложений работодателям (Ярославская, Владимирская,
Курганская, Саратовская, Пензенская, Белгородская области, Республики Хакасия,
Адыгея, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты- Мансийской автономный округа, Еврейская автономная область).
Действенные меры по
усилению надзора за промышленными объектами, выполнению Постановления
указанными управлениями, а также по Республикам Ингушетия, Тыва, Карачаево-Черкесская,
областям Ивановской, Смоленской предприняты не были. Об этом свидетельствуют
представленные материалы и планы работ управлений на 2008 год.
В отчетах
управлений Роспотребнадзора по
Астраханской, Волгоградской, Кировской областям не
нашла отражения работа по гигиеническому обучению.
Не отражена
деятельность по осуществлению надзора за условиями труда, быта и питания
иностранных рабочих, проведению мероприятий по уточнению хозяйствующих
субъектов, привлекающих иностранных работников к осуществлению трудовой
деятельности, о проведении выборочных проверок предприятий, в т.ч. в составе специальных комиссий, совместно с
сотрудниками заинтересованных министерств и ведомств (Республика Коми,
Волгоградская, Новгородская, Воронежская, Кировская области и др.).
На основании вышеизложенного, считаю необходимым:
Руководителям
Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации, по железнодорожному транспорту:
1. Усилить надзор
за выполнением требований санитарного законодательства по обеспечению здоровых
и безопасных условий труда, профилактики профессиональных заболеваний.
2. Взять на
контроль выполнение Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 марта 2007 г. N 16 "Об усилении
государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями
труда", включать в текущие и перспективные планы работ Управлений Роспотребнадзора мероприятия по его реализации, обеспечить контроль за ходом их выполнения.
3. Руководителям Роспотребнадзора по республикам: Саха (Якутия), Чувашская,
Чеченская; областям: Оренбургская, Томская; автономным
округам: Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский, Корякский взять под
личный контроль своевременность, качество и полноту информации, представляемой
в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО