ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 7 июля 2008 г. N 472
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ
ИНСПЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
Приказываю:
Утвердить и ввести
в действие с 1 сентября 2008 года прилагаемые Методические указания о порядке
проведения оперативной инспекции состояния учета и контроля ядерных материалов
(РД-07-15-2008).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждены
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 7 июля 2008 г. N
472
Введены в действие
с 1 сентября 2008
года
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ИНСПЕКЦИИ
СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
РД-07-15-2008
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические указания о порядке проведения оперативной инспекции
состояния учета и контроля ядерных материалов (далее - Методические указания)
разработаны в соответствии с Положением о надзоре за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов (далее - Положение о надзоре), утвержденным
Приказом Госатомнадзора России от 31 июля 2003 г. N 86 (зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации 28 августа 2003, регистрационный
номер 5024), с учетом положений Основных правил учета и контроля ядерных
материалов (НП-030-05) (далее - Основные правила), Правил перевода ядерных
материалов в категорию радиоактивных отходов (НП-072-06) (далее - Правила
перевода).
2. Методические
указания являются обязательными для работников межрегиональных территориальных
управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба),
организующих и проводящих оперативные инспекции системы учета и контроля
ядерных материалов (далее - инспекция) в организациях, осуществляющих обращение
с ядерными материалами (далее - организация).
3. Методические
указания определяют порядок организации и проведения инспекции, оформления
результатов инспекции работниками межрегиональных территориальных управлений по
надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - Управление) Службы.
4. Применяемые в
Методических указаниях сокращения и их расшифровка приведены в Приложении N 1.
5. В Методических
указаниях используются термины и их определения, установленные в Положении о
надзоре, Основных правилах и в Правилах перевода.
II. ЦЕЛИ
ИНСПЕКЦИИ
6. Целью инспекции
является детальная проверка соблюдения отдельных требований к учету и контролю
в организации, в ее подразделениях и на рабочих местах организации для
оперативного принятия мер по устранению возможных недостатков.
7. Инспекции
проводятся для проверки конкретных процедур и требований к учету и контролю ЯМ,
а именно:
- постановка на
учет и/или снятие с учета ЯМ;
- работоспособность
средств контроля доступа;
- проведение
учетных измерений;
- отправка ЯМ из
ЗБМ и/или из организации;
- получение ЯМ в
ЗБМ и/или в организации;
- перевод ЯМ в
категорию радиоактивных отходов;
- ход проведения
физической инвентаризации;
- информации о
нарушениях в учете и контроле ЯМ;
- устранение ранее
выявленных нарушений требований к учету и контролю ЯМ;
- расследование
аномалий в учете и контроле ЯМ;
- правильность
установки и целостность пломб, установленных работниками Службы;
- наличие ЯМ;
- другие процедуры
и технологические операции, связанные с выполнением конкретных работ,
отнесенных учету и контролю ЯМ.
8. При подготовке и
проведении оперативных инспекций следует отдавать предпочтение проверке
процедур и технологических операций, связанных с выполнением конкретных работ,
отнесенных к учету и контролю ЯМ, непосредственно при их проведении.
III.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ
9. Инспекции
готовятся структурным подразделением Управления, осуществляющим надзор за
учетом и контролем ЯМ в поднадзорной организации (далее - структурное
подразделение).
10. Для проведения
оперативных инспекций составления отдельных программ и рабочих планов
инспекций, как правило, не требуется. Вместо них оформляется задание, в котором
указываются конкретные проверяемые вопросы, сроки и места проверки.
Инспекции могут
быть плановыми и внеплановыми. О плановых инспекциях инспектируемые организации
уведомляются заранее (не позднее чем за 5 дней до их
начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом. Внеплановые
инспекции могут проводиться в связи с выявленными инцидентами с ЯМ, аномалиями
в учете и контроле ядерных материалов, обнаружением нарушений в учете и
контроле ЯМ и в случаях выполнения внеплановых мероприятий, связанных с
обращением с ядерными материалами.
11. Руководитель
структурного подразделения уведомляет руководство организации о предстоящих
плановых и внеплановых инспекциях.
12. При подготовке
оперативной инспекции необходимо определить один или несколько вопросов,
подлежащих проверке.
13. Перечень
рекомендуемых вопросов и документов для проверки в ходе инспекции приведен в
Приложении N 2. В случае необходимости допускается в ходе инспекции
осуществлять проверку других вопросов и документов.
14. Проведение
инспекций планируется структурным подразделением с установленной периодичностью
планирования (ежемесячное, годовое).
15. План проведения
оперативных инспекций (далее - план) должен быть утвержден до начала
планируемого периода. План может уточняться при включении конкретных инспекций
в месячный план работы структурного подразделения.
16. План
утверждается руководителем структурного подразделения.
17. В состав группы
инспекторов, проводящих оперативную инспекцию, должен входить главный
государственный инспектор, старший государственный инспектор или
государственный инспектор (далее - инспектор).
18. Допускается
проведение оперативной инспекции одним инспектором.
19.
Продолжительность инспекции должна составлять от 1 до 3 рабочих дней.
Превышение максимального срока 3 дня должно быть обосновано руководителем
группы инспекторов или инспектором, проводящим инспекцию.
20. Решение о
продлении срока инспекции принимает руководитель соответствующего структурного
подразделения Службы, принявший решение о ее проведении.
21. Решение о
составе инспекторской группы или о проведении инспекции одним инспектором, а
также о сроках проведения и вопросах, подлежащих проверке в ходе плановой
оперативной инспекции, принимает руководитель структурного подразделения.
22. Выбор способа
проверки - инспекционной группой или одним инспектором, а также вопросов и
документов, подлежащих проверке, осуществляет с учетом состояния системы учета
и контроля ЯМ в организации и результатов анализа полученной ранее информации.
23. Источниками
информации о состоянии учета и контроля ЯМ в поднадзорных организациях
являются:
- справки и отчеты
организаций, представляемые в Службу в соответствии с условиями действия
лицензий;
- материалы,
прилагаемые к заявлению о выдаче лицензии, о соответствующем виде деятельности,
связанном с обращением с ЯМ;
- акты инспекции;
- уведомления о
выполнении предписаний;
- результаты
изучения документации организации;
- информация,
полученная работниками Службы на рабочих встречах и совещаниях с поднадзорными
организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- информация,
получаемая от физических лиц (например, при проведении обучения);
- сведения,
опубликованные в средствах массовой информации и других открытых источниках и
т.д.
24. При
необходимости руководитель структурного подразделения Службы может направлять
проверяемой организации запросы с целью определения выполнения ею норм и правил,
УДЛ и для принятия решений по их выполнению.
25. Решение о
назначении и сроках проведения и вопросах, подлежащих проверке в ходе
внеплановой оперативной инспекции, принимает руководитель Управления или
руководитель структурного подразделения.
26. На проведение
оперативной инспекции оформляется задание. Форма задания приведена в Приложении
N 3.
27. Задание выдает
и подписывает лицо, принявшее решение о назначении и сроках проведения
инспекции.
28. Срок хранения
задания - 5 лет.
IV.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНСПЕКЦИИ
29. Если в ходе
оперативной инспекции не выявлено нарушений требований к учету и контролю,
установленных федеральными нормами и правилами и условиями действия лицензий,
результаты инспекции оформляются отчетом, форма которого приведена в Приложении
N 4.
30. Отчет о
проведенной инспекции представляется лицу, принявшему решение о назначении и
сроках проведения инспекции.
31. Срок хранения
отчета - 5 лет.
32. В случае
выявления нарушений требований к учету и контролю ядерных материалов должны быть
выданы руководителям и должностным лицам организаций обязательные для
исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (далее -
предписание).
33. Инспектор может
одновременно с предписанием:
- привлечь к
административной ответственности организацию, должностных лиц и граждан в
случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- подготовить
предложение о прекращении действия разрешений Службы на право
ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным
лицам организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим
за организацию и обеспечение их учета и контроля;
- подготовить
предложение о приостановке или аннулировании выданных Службой или ее
территориальными органами лицензий организациям;
- подготовить
предложение о направлении правоохранительным органам материалов о нарушениях
законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии,
требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий (разрешений),
если нарушения содержат признаки преступлений согласно уголовному
законодательству Российской Федерации.
34. В дальнейшем
результаты оперативных инспекций должны учитываться при анализе состояния учета
и контроля ядерных материалов в организации.
Приложение
N 1
ПЕРЕЧЕНЬ
СОКРАЩЕНИЙ И ИХ
РАСШИФРОВКА
АПН -
административное правонарушение
ЗБМ - зона баланса
материалов
ИР -
инвентаризационная разница
КТИ - ключевая
точка измерений
МБО -
материально-балансовый отчет
ОИКс - отчет об
изменении инвентарного количества ЯМ, сводный по организации
СКД - средство
контроля доступа
СНК - список
наличного количества ЯМ
СНКс - список
наличного количества ЯМ, сводный по организации
СО - специальный
отчет
СФНК - список
фактически наличного количества ЯМ
УДЛ - условия
действия лицензий
УИВ - устройства
индикации вмешательства
ФИ - физическая
инвентаризация
ЯМ - ядерный
материал
Приложение
N 2
ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМЫХ
ВОПРОСОВ И ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ПРОВЕРКИ В ХОДЕ
ОПЕРАТИВНОЙ ИНСПЕКЦИИ
1. Положение
(инструкция) об учете и контроле ЯМ в организации.
2. Инструкции по
учету и контролю ЯМ для каждой ЗБМ.
3. Структура и
описание зон баланса материалов <1>.
--------------------------------
<1> Наличие и
содержание указанного документа проверяется, если он не включен в Инструкцию по
учету и контролю ЯМ в организации и в ЗБМ.
4. Приказы о
назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль ядерных
материалов в организации, и лиц, материально ответственных за ядерные материалы
в каждой ЗБМ.
5. Договоры о
материальной ответственности с лицами, ответственными за ядерные материалы в
каждой ЗБМ.
6. Разрешение
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
органа Управления использованием атомной энергии на федеральном уровне на
изменение частоты физической инвентаризации в ЗБМ (при наличии).
7. Акт о проведении
первичной физической инвентаризации.
8. Документ,
устанавливающий максимально допустимые величины потерь ядерных материалов (для
организаций с ЯМ в "балк"-форме).
9. Должностные
инструкции работников, осуществляющих учет и контроль ядерных материалов.
10. Соответствие
количества и границ ЗБМ требованиям обеспечения учета и контроля ядерных
материалов в каждой ЗБМ. Соответствие реальных границ ЗБМ определенным
в документации организации.
11. Наличие
документов по установлению категорий находящихся в ЗБМ ядерных материалов и
соответствие этих документов установленным требованиям к учету и контролю.
12. Соблюдение
установленной периодичности проведения физической инвентаризации в каждой ЗБМ.
13. Документация по
организации КТИ в ЗБМ и соответствие реальных КТИ
определенным в документации организации.
14. Документ,
устанавливающий величину допустимой инвентаризационной разницы в ЗБМ (для
организаций с ЯМ в "балк"-форме).
15. Установление и
выполнение процедур оценки потерь ядерных материалов в ЗБМ (для организаций с
ЯМ в "балк"-форме).
16. Возможности
приостановки любых перемещений ядерных материалов в ЗБМ на период проведения
физической инвентаризации в соответствии с Основными правилами.
17. Наличие в ЗБМ
лица, материально ответственного за ядерные материалы.
18. Своевременность
внесения изменений в организацию ЗБМ и КТИ, связанных с изменением
технологических процессов.
19. Обоснованность
и своевременность постановки на государственный учет ядерных материалов и
снятия их с государственного учета.
20. Программа
применения и обращения с УИВ.
21. Соответствие
используемых организацией УИВ требованиям Основных правил, национальным и
отраслевым стандартам, стандартам организации.
22. Документ,
определяющий порядок расчета объема случайной выборки проверяемых
УИВ.
23. Документация
(форма, порядок ведения, выполнение порядка) по регистрации результатов
проверок работоспособности и состояния УИВ.
24. Выборочно -
наличие и правильность установки УИВ.
25. Проект на
установку соответствующих систем наблюдения, относящихся к системе учета и
контроля ядерных материалов.
26. Правильность
отнесения к СКД в системе учета и контроля ядерных материалов различных
технических средств (при обосновании снижения объема выборки подтверждающих
измерений во время физической инвентаризации).
27. Перечни лиц,
имеющих право обращения с УИВ (получение, хранение, применение, списание и
т.п.).
28. Соблюдение
предусмотренного порядка допуска работников к процедурам по обращению с УИВ.
29. Программа
контроля качества измерений ЯМ.
30. Программы
измерений ЯМ для каждой ЗБМ.
31. Методики
выполнения подтверждающих и учетных измерений.
32. Формы
представления результатов, подтверждающих и учетных измерений.
33. Свидетельства о
метрологической аттестации стандартных образцов.
34. Перечни средств
и методик измерений, утвержденные для ЗБМ.
35. Наличие и
выполнение графиков поверки средств измерений, используемых для учета и
контроля ядерных материалов, включая весы всех типов.
36. Соблюдение
требований калибровки средств измерений с использованием соответствующих
стандартов.
37. Сертификаты об
утверждении типа средств измерений.
38. Наличие и
выполнение графиков технического обслуживания средств измерений, используемых
для учета и контроля ядерных материалов.
39. Наличие в КТИ
средств измерений и стандартных образцов в соответствии с Перечнем средств
измерений и стандартных образцов.
40.
Работоспособность средств измерений, находящихся в КТИ.
41. Наличие у
организаций (отправителя и/или получателя ядерных материалов) лицензий Службы.
42. Наличие,
оформление и своевременность направления предварительных уведомлений об
отправке или получении ядерных материалов.
43. Паспорта
(сертификаты) на ядерный материал.
44. Полный комплект
документов, подтверждающих отправку и получение ЯМ.
45. Соблюдение
процедур, подлежащих выполнению при получении (отправке) ядерных материалов.
46. Выполнение
установленного порядка проведения подтверждающих измерений получаемых ядерных
материалов.
47. Соблюдение
сроков предварительной и окончательной приемки и постановки на учет ядерных
материалов.
48. Оценка
расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя о ядерных
материалах.
49. Документы о
расследовании причин расхождения данных отправителя и получателя о ядерных
материалах.
50. Наличие,
оформление и своевременность направления СО.
51. Методики, в соответствии
с которыми осуществляется перевод продуктов в категорию РАО.
52. Снятие с
государственного учета ЯМ, содержащихся в продуктах, переводимых в категорию
РАО.
53. Приказ о
назначение комиссии для перевода продуктов в категорию РАО.
54. Акт комиссии о
переводе продуктов в категорию РАО.
55. Перечень
(список) продуктов, которые предполагается перевести в категорию РАО.
56. Размещение
продуктов, подготовленных к переводу в категорию РАО, в специально выделенных
местах ЗБМ.
57. Применение в
соответствии с действующими для ЯМ требованиями средств контроля доступа к
продуктам, относимым к категории РАО, для исключения несанкционированного
доступа к ним до момента отправки в пункты хранения.
58. Методика
(инструкция) по проведению ФИ в организации.
59. Приказы
руководителя организации о проведении ФИ, о назначении инвентаризационных
комиссий.
60. Акт
инвентаризационной комиссии о проведении годовой ФИ по организации в целом.
61. Акты
инвентаризационных комиссий о проведении ФИ в ЗБМ.
62. Методика
определения объема выборочных подтверждающих измерений при проведении ФИ.
63. Наличие и
правильность составления СНК.
64. Учетные и
подтверждающие измерения ЯМ.
65. Проверка
состояния СКД.
66. Методика
определения величины ожидаемой инвентаризационной разницы для каждой ЗБМ с ЯМ в
"балк"-форме.
67. Программы
измерений ЯМ для каждой ЗБМ.
68. Наличие расчета
выборки для подтверждающих измерений при проведении ФИ.
69. Наличие оценки
величины неизмеренных потерь и погрешности определения величины неизмеренных
потерь для ЯМ в "балк"-форме.
70. Правильность
определения ИР и ее погрешности для ЯМ в "балк"-форме.
71. Правильность
применения критериев для определения наличия аномалии.
72. Наличие,
правильность составления и своевременность утверждения МБО и СФНК.
73. Соблюдение
установленного процесса проведения физической инвентаризации.
74. Подведение
баланса ядерных материалов.
75. Отчетные
документы по результатам проведения предыдущих физических инвентаризаций.
76. Наличие
утвержденных форм учетных документов, позволяющих осуществлять учет ядерных
материалов для каждой ЗБМ в соответствии с установленными требованиями.
77. Ведение учетных
документов в соответствии с применяемыми процедурами для каждой ЗБМ.
78. Наличие
утвержденной процедуры по переводу ядерных материалов из "балк"-формы в учетные единицы и обратно с внесением
соответствующих изменений в учетные документы (при необходимости).
79. Порядок
хранения и ведения паспортов (формуляров, сертификатов) на полученные ядерные
материалы.
80. Правильность
заполнения и своевременность представления сводных форм отчетности за
организацию (СНКс, ОИКс) и СО.
81. Наличие
утвержденных форм, правильность оформления и своевременность представления из
ЗБМ отчетных документов (МБО, СФНК, СНК, ОИК).
82. Документ,
устанавливающий в организации порядок обучения работников (персонала),
осуществляющих учет и контроль ядерных материалов.
83. Документ,
устанавливающий в организации порядок проверки знаний процедур учета и контроля
ядерных материалов для различных категорий работников (персонала) организации и
допуска их к выполнению должностных обязанностей.
84. Документы, в
которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и
контроля ядерных материалов для различных категорий работников (персонала)
организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.
85. Знание
различными категориями работников (персонала) установленного порядка учета и
контроля ядерных материалов.
86. Понимание
работниками (персоналом), осуществляющими учет и контроль ядерных материалов,
значения влияния человеческого фактора на сохранность ядерных материалов.
87. Наличие в
организационно-распорядительных документах организации и в должностных
инструкциях администрации требований по осуществлению должностными лицами контроля
ядерных материалов.
88. Выполнение
должностными лицами организации установленных требований по осуществлению
контроля ядерных материалов.
89. Принятые меры
по результатам контроля ядерных материалов и их выполнение.
90. Наличие,
содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.
91. Представление
надзорным (контрольным) органам уведомлений об устранении выявленных нарушений
в установленные сроки.
92. Соответствие
количества и местонахождения учетных единиц (контейнеров с ядерными
материалами) в ЗБМ данным (записям) учетной документации.
93. Состояние
учетных единиц и/или контейнеров с ядерными материалами, соответствие их
идентификаторов учетной документации.
94. Целостность,
правильность установки и соответствие установленных на контейнеры УИВ (печатей,
пломб, в том числе пломб Службы) зарегистрированным в соответствующих
документах.
95. Фактическое
наличие ядерных материалов и специальных неядерных материалов с использованием
технических средств.
Приложение
N 3
ФОРМА
ЗАДАНИЯ
НА ПРОВЕДЕНИЕ
ОПЕРАТИВНОЙ ИНСПЕКЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
____________ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПО
НАДЗОРУ ЗА ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОКРУГА, ПРОВОДЯЩЕЕ ИНСПЕКЦИЮ
___________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ N ________
плановой (внеплановой)
на
проведение ______________________ оперативной инспекции выдано:
(ненужное зачеркнуть)
___________________________________________________________________________
(должность,
фамилия, инициалы должностного лица, кому выдается задание)
в ходе
инспекции (полное наименование организации, объекта) ___________
___________________________________________________________________________
предлагается проверить: (перечисляются вопросы,
подлежащие проверке)
N п/п
|
Проверяемые
вопросы
|
Срок
проведения
|
Место
проведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Должностное лицо,
выдавшее задание
_________
_____________________
(подпись) (расшифровка
подписи)
"__" _______ 200_ год
Приложение
N 4
ФОРМА
ОТЧЕТА
О РЕЗУЛЬТАТАХ
ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ИНСПЕКЦИИ
Отчет
о результатах проведения оперативной инспекции
Инспекция
проведена в срок с ___________________ по
___________________
При проверке присутствовал: (должностное лицо
инспектируемой
организации, присутствовавшее
при проверке).
Оперативная инспекция проведена в соответствии с заданием.
Дополнительно проверены
1.
2.
В
результате проведения оперативной инспекции:
1. Выдано
предписание N ______________________ от
_____________________
2.
Составлен протокол об АПН _________________ от
_____________________
3.
Нарушения не выявлены
_________________________________________ _________
_____________________
(должностное лицо, проводившее инспекцию) (подпись)
(расшифровка подписи)