ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 11 июля 2008 г. N 14-10/3696
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОСТЕХНАДЗОРА
ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В связи с
вступлением в силу с 10 июня 2008 года Постановления Правительства Российской
Федерации от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и
экологии Российской Федерации" и в целях единообразия деятельности
территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору по исполнению отдельных функций в области охраны окружающей
среды сообщаем.
1. Функции по
осуществлению контроля и надзора:
- за соблюдением в
пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в
области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);
- за соблюдением в
пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха;
- за соблюдением в
пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в
области обращения с отходами.
В
соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере
природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.2004 N 400 (в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 29.05.2008 N 404), функции по осуществлению контроля и
надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в
области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного
воздуха и обращения с отходами (за
исключением радиоактивных отходов), возложены на
Росприроднадзор.
Таким образом, с 10
июня 2008 года Ростехнадзор и его территориальные органы не обладают
полномочиями по осуществлению указанных функций.
Мероприятия по
государственному экологическому контролю, организованные на основании распоряжений
территориальных органов Ростехнадзора, изданных до 10 июня 2008 года, должны
быть проведены в установленные сроки, не превышающие сроки, определенные
законодательством Российской Федерации. По результатам мероприятия по
государственному экологическому контролю должностным лицом (лицами)
территориального органа Ростехнадзора, осуществляющим проверку, составляется
акт установленной формы в порядке, определенном законодательством Российской
Федерации. При выявлении в результате проведения мероприятия по
государственному экологическому контролю нарушений юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем обязательных требований соответствующим
должностным лицом территориального органа Ростехнадзора материалы направляются
для принятия мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их
предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью
людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц,
допустивших нарушения, к ответственности в территориальный орган Росприроднадзора.
Пунктом 2 статьи 22.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях определено, что в случае преобразования, иной
реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 Кодекса органа,
учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до
внесения в Кодекс соответствующих изменений и дополнений подведомственные им
дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их
структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы
указанные функции.
Одновременно
необходимо иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном
надзоре" функции по осуществлению государственного строительного надзора в
пределах своей компетенции осуществляет Ростехнадзор. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте
объектов капитального строительства предусмотрено осуществление
государственного строительного надзора, государственный контроль в области
охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется
в рамках государственного строительного надзора в соответствии с
законодательством о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 65
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей
среды").
Пунктом 5.3.8
Положения о Ростехнадзоре установлено, что Ростехнадзор проводит проверки
(инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований
законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и
правил в установленной сфере деятельности.
В целях недопущения
нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного экологического контроля и осуществления эффективного и
оперативного взаимодействия территориальных органов Ростехнадзора и
Росприроднадзора необходимо в каждом территориальном органе Ростехнадзора
создать межведомственную рабочую группу по вопросам разрешительной и надзорной
деятельности с участием представителей территориальных органов Росприроднадзора.
В рамках данных групп необходимо рассмотреть вопросы взаимодействия
территориальных органов Ростехнадзора и Росприроднадзора в части
государственного экологического контроля, администрирования платы за негативное
воздействие на окружающую среду, государственной экологической экспертизы, в
связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации "О
Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации".
2. Функция по
осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами
государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в
области государственной экологической экспертизы с правом направления
предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к
ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению
переданных полномочий.
До принятия
административного регламента по исполнению данной функции и соответствующих
документов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
территориальным органам Ростехнадзора необходимо:
- обеспечить
осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, переданных им для осуществления полномочий
Российской Федерации в области экологической экспертизы силами соответствующих
должностных лиц территориального органа Ростехнадзора, ведающих вопросами в
области экологической экспертизы;
- разработать и
утвердить в установленном порядке план мероприятий по осуществлению контроля и
надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в
области экологической экспертизы;
- осуществлять
контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, переданных им для осуществления полномочий Российской
Федерации в области экологической экспертизы, руководствуясь законодательством
Российской Федерации в области экологической экспертизы;
- применять меры к
правонарушителям в рамках компетенции Ростехнадзора;
- направлять
материалы о фактах ненадлежащего исполнения органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, переданных им для осуществления полномочий
Российской Федерации в области экологической экспертизы, в соответствующие
уполномоченные органы государственной власти, центральный аппарат Ростехнадзора
и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
3. Функция по
лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об
организации лицензирования отдельных видов деятельности" Ростехнадзор
является лицензирующим органом деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В
соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензированием
понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением
документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий
в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за
нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением
действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за
соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий,
ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке
заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о
лицензировании.
Пунктом 9
Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524,
определено, что лицензирующий орган (Ростехнадзор) проводит проверку полноты и
достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в
соответствии с пунктом данного Положения, проверку возможности выполнения
соискателем лицензии лицензионных требований и условий, а также проверку
соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
К
отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом (Ростехнадзор)
проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и
условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при
осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения
Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)".
В соответствии с
частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять
должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений,
структурных подразделений и территориальных органов, а также иных
государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов
деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции
соответствующего органа.
При
выявлении в ходе лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий их нарушений необходимо составлять протоколы
об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи
14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые
согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях рассматриваются судьями арбитражных судов.
В случае
выявления в результате мероприятия по лицензионному контролю административного
правонарушения должностным лицом Ростехнадзора (территориального органа
Ростехнадзора) составляется в пределах своей компетенции протокол в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации об административных
правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений (в
отношении осуществления деятельности при осуществлении деятельности по сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов без
государственной регистрации или без лицензии).
В случае выявления
в результате мероприятия по лицензионному контролю административного правонарушения
должностным лицом Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) акт
проверки направляется для рассмотрения в территориальный орган Росприроднадзора
(в отношении несоблюдения требований в области охраны окружающей среды и
природопользования при осуществлении деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов).
4. Функция по
администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В
соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" Ростехнадзор
является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду,
осуществляет в установленном порядке контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие
решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет,
пеней и штрафов по ним. Иных администраторов
платы за негативное воздействие на окружающую среду законодательством
Российской Федерации не предусмотрено. Ростехнадзор и его территориальные
органы реализуют функции администратора платы в отношении объектов любого
уровня.
В то же время
отмечаем, что понятие "контроль платы за негативное воздействие на
окружающую среду" не определен ни в одном действующем нормативном правовом
акте Российской Федерации, также федеральным законодательством не установлен
порядок контроля платы. Таким образом, объем такого рода полномочий органов
государственной власти в достаточной степени не урегулирован.
Поводами к
возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных
органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы,
содержащие данные, указывающие на наличие события административного
правонарушения (пункт 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях). Невнесение в установленные сроки платы за
негативное воздействие на окружающую среду несет административное наказание в
виде штрафа. Составление протоколов по данному административному правонарушению
и рассмотрение его дела осуществляют органы, осуществляющие государственный
экологический контроль (территориальные органы Росприроднадзора).
В связи с
изложенным при выявлении в рамках проверок фактов неправильности исчисления или
неполноты уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду
соответствующим должностным лицом территориального органа Ростехнадзора
материалы направляются для принятия соответствующих мер, а также мер по
привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности в территориальный
орган Росприроднадзора.
При этом
территориальные органы Ростехнадзора могут принимать установленные
законодательством меры по принудительному взысканию неуплаченной платы за
негативное воздействие на окружающую среду.
Дополнительно
направляем разъяснения по отдельным аспектам лицензирования деятельности по
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных
отходов (не приводятся).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ