ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 30 сентября 2008 г. N 749
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ
УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ И СТАЖИРОВКИ ВНОВЬ
ПРИНЯТЫХ
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНСПЕКТОРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Приказываю:
Утвердить и ввести
в действие прилагаемые Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую
службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (РД-20-07-2008).
Руководитель
Н.Г.КУТЬИН
Утверждены
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 30 сентября 2008
г. N 749
Введены в действие
с 30 сентября 2008
года
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ И СТАЖИРОВКИ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНСПЕКТОРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
РД-20-07-2008
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие
Методические указания о порядке обучения и стажировки
вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных
инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом
Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О
дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских
служащих Российской Федерации", Федеральным законом от 10 июля 1992 г. N
3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 27
июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации", Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "Об
утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору" (с изменениями и дополнениями).
2. Методические
указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых
на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -
Методические указания), а также вновь принятых на государственную гражданскую
службу иных должностных лиц, обладающих полномочиями по проведению обследований
поднадзорных объектов, осуществлению функций по надзору и контролю (старшие
государственные инспектора, главные государственные инспектора) Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба),
определяют основные подходы в организации обучения, первоначальной подготовки и
стажировки вновь принятых на государственную
гражданскую службу государственных инспекторов.
3. Методические
указания устанавливают требования, предъявляемые к первоначальной подготовке,
обучению, а также к порядку проведения стажировки вновь принятых на
государственную гражданскую службу государственных инспекторов. Обучение
включает изучение законодательных и нормативных документов, должностных обязанностей
и прав, представленных по конкретной должности, необходимых для осуществления
надзорной деятельности.
4. Используемые в
Методических указаниях термины и их определения приведены в Приложении N 1.
II.
ОБУЧЕНИЕ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА
5. Обучение вновь
принятого государственного инспектора осуществляется в объеме и в сроки,
определяемые программой обучения и стажировки вновь
принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов.
6. После
прохождения обучения в соответствии с утвержденной программой вновь принятый на
государственную гражданскую службу государственный инспектор проходит проверку
знаний в виде сдачи экзамена.
Экзамен проводится
в форме собеседования, в процессе которого государственному инспектору должно
быть задано не менее 5 вопросов по программе подготовки государственного
инспектора.
В случае несдачи
экзамена, вновь принятый инспектор считается непрошедшим первоначальную
подготовку и соответственно не прошедшим испытание.
При обучении особое
внимание следует обращать на изучение:
- функций и задач
органов Службы;
- законодательных и
иных нормативно-правовых актов, касающихся деятельности Службы;
- применения норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- порядка планирования
и отчетности, действующих в Службе;
- направлений
совершенствования надзорной деятельности;
- норм и правил
обеспечения безопасности, касающихся надзорной деятельности Службы;
- порядка учета и
технических требований при расследовании аварий, несчастных случаев и
инцидентов на поднадзорных Службе объектах;
- технологических
процессов и организации контроля за соблюдением
требований безопасности на поднадзорных предприятиях;
- системы
экспертизы, в т.ч. промышленной безопасности;
- автоматизированной
информационной системы управления;
- мер
административной и уголовной ответственности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей за правонарушения, касающиеся надзорной деятельности Службы;
- требований к
организации и проведению мероприятий по контролю;
- прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора);
- инструкции по
делопроизводству.
7. Программа
обучения вновь принятого государственного инспектора составляется в
соответствии с Типовым учебным планом подготовки вновь принятого инспектора
(Приложение N 2).
Программа обучения
составляется с учетом имеющегося производственного опыта работы
государственного инспектора, вида контроля (надзора), а также особенностей
объектов, которые будут им контролироваться.
8. В обучение
входит практическая подготовка, осуществляемая путем участия в инспекции
поднадзорных объектов с целью овладения навыками надзорной деятельности,
включая анализ технической документации, изучение технологического
производства, выявление нарушений, оформление результатов инспекций,
расследований аварий, несчастных случаев, инцидентов и других материалов,
встречающихся в ходе практической работы. Практическая
подготовка государственного инспектора осуществляется как в период обучения,
так и после окончания обучения и проверки знаний (сроком до 1 года) по
вопросам, с которыми не представилась возможность ознакомиться за время
стажировки (например, участие в техническом расследовании несчастных случаев,
аварий, инцидентов, участие в обследовании строящегося объекта и работе по
приемке законченных строительством объектов; участие в обследовании
объектов с целью проверки соблюдения условий разрешения или лицензии и др.).
III. ПРОВЕРКА
ЗНАНИЙ
9. При проверке
знаний особое внимание обращается на:
- знание основных
законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов,
регламентирующих надзорную деятельность применительно к соответствующему виду
надзора;
- знание порядка
планирования работы и форм отчетности в соответствии с руководящими
документами, действующими в Службе;
- знание основных
технологических процессов, опасных видов работ и других потенциальных
опасностей на объектах, подлежащих контролю, методик расследования аварий,
несчастных случаев и инцидентов;
- умение
устанавливать причины выявленных нарушений требований безопасности,
анализировать их и предлагать меры по их устранению;
- способность
обобщать и анализировать информацию по направлению надзорной деятельности,
вести деловую переписку;
- умение
пользоваться персональным компьютером;
- знание норм и
правил по охране труда.
10. Стажировка
включает изучение законодательных и иных нормативных правовых актов и
нормативных технических документов, должностных обязанностей и прав,
предоставленных по конкретной должности, необходимых для осуществления
надзорной деятельности, овладение навыками надзорной работы, проверку знаний.
По результатам проверки знаний принимается решение о допуске государственного инспектора
к самостоятельной работе.
11. Первоначальное
обучение (далее - обучение) включает в себя теоретическое обучение и
практическое обучение (далее - стажировка) и осуществляется в объеме и сроки,
определенные программой обучения.
Продолжительность теоретического
обучения не должно превышать двух месяцев.
Продолжительность
стажировки - от трех месяцев до окончания испытательного срока.
В исключительных
случаях стажировка вновь принятых на государственную гражданскую службу
государственных инспекторов продолжается до 1 года.
12. Ответственный за обучение вновь принятого государственного
инспектора назначается по представлению начальника отдела либо непосредственно
в приказе о назначении на должность, либо специальным приказом (распоряжением)
руководителя территориального управления.
По окончании
стажировки ответственный за обучение делает свое
заключение о выполнении программы обучения и об уровне знаний государственного
инспектора.
IV. ДОПУСК
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
13. Допуск к
самостоятельной работе вновь принятого государственного инспектора оформляется
приказом (распоряжением) руководителя территориального управления, издаваемым
по результатам проверки знаний на основании служебной записки начальника
отдела. В приказе указывается дата, с которой государственный инспектор
допускается к самостоятельной работе в соответствии с его должностным
регламентом.
14. Копии приказов
по обучению, допуску к самостоятельной работе, программа стажировки, заключение
ответственного за обучение о выполнении программы, протокол проверки знаний
хранятся в личном деле работника.
15. Начальник
отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор
(руководитель группы) или по его поручению старший государственный инспектор
организует ознакомление государственного инспектора с поднадзорными
предприятиями (объектами).
16. В дальнейшем
начальник отдела организует разработку совместно с государственным инспектором
индивидуальной программы подготовки и стажировки (Приложение N 3), оказывает
помощь в технической учебе, вносит предложения о направлении его на курсы
повышения квалификации.
Приложение
N 1
ТЕРМИНЫ И
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Обучение -
целеустремленный, систематический, организационный процесс получения знаний,
умений, навыков.
Профессиональная
переподготовка - вид дополнительного образования государственных гражданских
служащих. Профессиональная переподготовка проводится в целях адаптации их к
новой профессиональной деятельности и организуется при необходимости назначения
на государственную гражданскую должность иного профиля или при смене рада
деятельности.
Повышение
квалификации - вид дополнительного образования государственных гражданских
служащих. Повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и
практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню
квалификации и необходимостью освоения современных методов решения
профессиональных задач.
Стажировка - вид
дополнительного образования государственных гражданских служащих или часть
профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка
осуществляется также в целях формирования и закрепления на практике
профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической
подготовки.
Приложение
N 2
ФОРМА
ТИПОВОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ
ВНОВЬ ПРИНЯТОГО
ИНСПЕКТОРА
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ
ПЛАН ПОДГОТОВКИ
ВНОВЬ ПРИНЯТОГО
ИНСПЕКТОРА
N
|
Тема
|
Количество часов
|
Всего
|
Самостоятельное
изучение
|
Консультации
|
Практические
занятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
I. Правовое положение
государственных служащих и порядок
прохождения ими
государственной гражданской службы
|
1
|
Государственная
должность.
Государственный гражданский
служащий.
Государственная гражданская
служба
|
|
|
|
|
2
|
Принципы
государственной
гражданской службы.
Классификация государственных
должностей государственной
гражданской службы
|
|
|
|
|
3
|
Аттестация
и квалификационные
экзамены государственных
гражданских служащих.
Классные чины государственных
гражданских служащих.
Квалификационные требования к
должностям государственной
гражданской службы
|
|
|
|
|
4
|
Правовое
положение (статус)
государственного гражданского
служащего.
Основные права и обязанности
государственного гражданского
служащего.
Ограничения, связанные с
государственной гражданской
службой.
Гарантии для государственных
гражданских служащих
|
|
|
|
|
5
|
Прохождение
государственной
гражданской службы.
Служебный контракт.
Стаж государственной граждан-
ской службы и порядок его
исчисления.
Основания для прекращения
государственной службы
|
|
|
|
|
Правовые
основы регулирования безопасности
|
7
|
Общие
сведения о системе
федеральных органов исполни-
тельной власти Российской
Федерации.
Назначение и полномочия феде-
ральных надзоров России
|
|
|
|
|
8
|
Законодательные
и иные норма-
тивные правовые акты Россий-
ской Федерации, федеральные
нормы и правила, руководящие
документы Ростехнадзора
|
|
|
|
|
9
|
Государственное
регулирование
безопасности.
Полномочия органов государст-
венного регулирования
безопасности
|
|
|
|
|
10
|
Ответственность
за нарушение
законодательства Российской
Федерации
|
|
|
|
|
Основные
полномочия Службы и ее структурных подразделений
|
11
|
Структура
Ростехнадзора
|
|
|
|
|
12
|
Полномочия
Ростехнадзора как
органа государственного
регулирования безопасности
|
|
|
|
|
13
|
Основные
направления реализа-
ции функций Ростехнадзора. Их
цели, задачи и приоритетность
|
|
|
|
|
Основные
задачи и функции отдела инспекций
|
14
|
Назначение
и основные задачи
инспекций.
Планирование работы и отчет-
ность отдела инспекций
|
|
|
|
|
15
|
Обязанности,
права и ответ-
ственность работников отдела
инспекций
|
|
|
|
|
Правовое
положение государственного и главного государственного инспектора
|
|
Роль
инспекторского состава в
обеспечении промышленной
безопасности
|
|
|
|
|
|
Права,
обязанность и ответ-
ственность государственного
инспектора и главного госу-
дарственного инспектора как
должностных лиц Ростехнадзора
|
|
|
|
|
|
Юридические
вопросы
инспекционной деятельности
|
|
|
|
|
|
Планирование
работы и
отчетность государственного
инспектора и главного
государственного инспектора
|
|
|
|
|
Лицензионная
(разрешительная) деятельность Службы
|
|
Назначение
лицензии на осуще-
ствление деятельности (разре-
шение на право ведения работ)
|
|
|
|
|
|
Полномочия
Службы в сфере
лицензионной (разрешительной)
деятельности
|
|
|
|
|
|
Основные
составляющие
процесса лицензирования
деятельности организаций
|
|
|
|
|
|
Должностные
лица Службы, име-
ющие право принимать решения
о выдаче лицензий или об
отказе в их выдаче.
Основания для отказа выдачи
лицензий, а также для приос-
тановления действия лицензий
или их аннулирования
|
|
|
|
|
Надзорная
деятельность Службы
|
|
Содержание
понятия
"Государственный надзор за
безопасностью"
|
|
|
|
|
|
Принципы
и нормативная право-
вая база организации и осуще-
ствления государственного
надзора
|
|
|
|
|
|
Предметы
государственного
надзора. Формы реализации
государственного надзора
(анализ состояния безопаснос-
ти объектов инспектирования,
инспекционная деятельность,
применение санкций)
|
|
|
|
|
|
Формы
реализации государст-
венного надзора и виды
проводимых инспекций
|
|
|
|
|
|
Общий
порядок учета и анализа
результатов государственного
надзора
|
|
|
|
|
|
Правоприменительная
практика
по вопросам привлечения к
административной ответствен-
ности, административной при-
остановке предприятия.
Меры административной и уго-
ловной ответственности юриди-
ческих лиц и индивидуальных
предпринимателей за правона-
рушения, касающиеся надзорной
деятельности Службы
|
|
|
|
|
II. Специальная
теоретическая подготовка.
Тематика для изучения в зависимости
от направления деятельности (надзора)
|
|
Формы
реализации государст-
венного надзора и виды
проводимых инспекций
|
|
|
|
|
|
Основные
требования норм,
правил, инструкций по направ-
лению надзорной деятельности
|
|
|
|
|
|
Основы
инспектирования
|
|
|
|
|
|
Основные
формы работы
инспектора.
Права, обязанности,
ответственность
|
|
|
|
|
|
Методика
проведения инспекций
|
|
|
|
|
|
Методы
анализа полученной
информации о состоянии
объекта и оценка на ее основе
уровня безопасности на
предприятии и деятельности
его администрации, служб и
ведомственного надзора
|
|
|
|
|
|
Порядок
подведения итогов
проведения инспекций и
оформление ее результатов
|
|
|
|
|
|
Порядок
расследования причин
аварий и несчастных случаев
|
|
|
|
|
III.
Стажировка
|
|
Изучение
технологических и
производственных процессов на
поднадзорных предприятиях, а
также проектной, конструктор-
ской и технологической
документации
|
|
|
|
|
|
Участие
в проведении инспек-
ций поднадзорных организаций
|
|
|
|
|
|
Изучение
практики применения
санкций
|
|
|
|
|
|
Овладение
основами делопроиз-
водства, методами планирова-
ния своей деятельности, сбора
и учета информации, основами
анализа и документирования
результатов работы
|
|
|
|
|
|
Организация
работы инспектора
с документами, принципы пла-
нирования работы, сбора и
учета показателей безопаснос-
ти и их анализа.
Отчетность о выполненной
работе
|
|
|
|
|
Приложение
N 3
ФОРМА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ И СТАЖИРОВКИ
Утверждаю
_________________________
(должность, фамилия, имя,
отчество и подпись)
"__" __________
200_ г.
ПРОГРАММА
подготовки
_____________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество и подпись)
1. Общая теоретическая
подготовка
N
п/п
|
Наименование
и содержание
темы
|
Количество часов
|
Планируемый
календарный
срок
изучения
темы
с _________
по ________
|
Отметка о
выполнении
(с указанием
даты)
|
Всего
|
в том числе
|
на
самосто-
ятельное
изучение
|
на
консуль-
тации
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Специальная теоретическая подготовка
N
п/п
|
Наименование
и содержание
темы
|
Количество часов
|
Планируемый
календарный
срок
изучения
темы
с _________
по ________
|
Отметка о
выполнении
(с указанием
даты)
|
Всего
|
в том числе
|
на
самосто-
ятельное
изучение
|
на
консуль-
тации
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Стажировка
(обучение на курсах профессиональной подготовки)
N
п/п
|
Наименование
мероприятия
(работы)
|
Планируемый календарный срок
выполнения мероприятия (работы)
с
________ по ________
|
Отметка о
выполнении
(с указанием даты)
|
|
|
|
|
Ответственный за подготовку: __________________