ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2008 г. N 859
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ
УКАЗАНИЙ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ
ПРИ СООРУЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Приказываю:
Утвердить и ввести
в действие с 1 ноября 2008 г. прилагаемые Методические указания о порядке
осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии и условий действия лицензий при
сооружении объектов использования атомной энергии (РД-04-05-2008).
Руководитель
Н.Г.КУТЬИН
Утверждены
Приказом
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 30 октября 2008
г. N 859
Введены в действие
с 1 ноября 2008
года
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ
ЭНЕРГИИ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ ПРИ СООРУЖЕНИИ
ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
РД-04-05-2008
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические указания о порядке осуществления надзора за
соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов
использования атомной энергии (далее - Методические указания) определяют
порядок организации и осуществления надзора за соблюдением требований
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий
действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (далее
- ОИАЭ), кроме судов и других плавсредств,
космических и летательных аппаратов, других транспортных и транспортабельных
средств. Данный надзор осуществляется в комплексе с государственным
строительным надзором.
2. Методические указания разработаны на основании Федерального закона
N 170-ФЗ от 21.11.1995 "Об использовании атомной энергии",
Федерального закона N 190-ФЗ от 29.12.2004 "Градостроительный кодекс
Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от
30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору", Постановления Правительства Российской Федерации от
01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской
Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от
14.07.1997 N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в
области использования атомной энергии".
3. Методические
указания обязательны для должностных лиц и работников Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба).
II. ОБЩИЕ
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА
4. Виды инспекций,
порядок их организации, подготовки и проведения, а также порядок оформления
результатов инспекций определены Положением об организации государственного
надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
5. Предметами
надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении ОИАЭ
(далее - надзор) являются:
- соблюдение
юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской
Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- соблюдение
поднадзорными организациями условий действия выданных им лицензий Службы;
- соответствие сооружаемых ОИАЭ проекту, требованиям ядерной и радиационной
безопасности, требованиям физической защиты.
6. Правовой и
нормативной базой организации и осуществления надзора являются:
- Федеральный закон
N 170-ФЗ от 21.11.1995 "Об использовании атомной энергии";
- Федеральный закон
N 190-ФЗ от 29.12.2004 "Градостроительный кодекс Российской Федерации";
- Федеральный закон
N 195-ФЗ от 30.12.2001 "Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях";
- Постановление
Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
- Постановление
Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном
строительном надзоре в Российской Федерации";
- Постановление
Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении
Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной
энергии";
- РД-03-43-98;
- федеральные нормы
и правила в области использования атомной энергии;
- условия действия
лицензий, выданных Службой.
7. Деятельность по
осуществлению надзора в соответствии с РД-03-43-98 включает:
- получение от
организаций информации о выполнении условий действия лицензий Службы и ее
анализ;
- проведение
инспекций деятельности организаций, систем и оборудования ОИАЭ и анализ их
результатов;
- применение
санкций в случаях нарушения требований федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии, а также условий действия лицензий Службы.
8. Результаты
надзорной деятельности следует регулярно обобщать и использовать для
планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений
при сооружении ОИАЭ.
9. Надзор
осуществляется на основании приказа Службы отделами межрегиональных
территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Службы (далее - МТУ ЯРБ) в составе комплексной рабочей группы под руководством
заместителя руководителя МТУ ЯРБ.
III. НАДЗОР
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ
И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ
ЛИЦЕНЗИЙ
10. При
осуществлении надзора отделы МТУ ЯРБ в соответствии с условиями действия
лицензий должны получать от организаций и анализировать с привлечением (в
случае необходимости) экспертных организаций следующую информацию:
- количество и
характер отступлений от требований федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии;
- анализ влияния на
безопасность отступлений от требований федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии;
- меры, принимаемые
организациями по предупреждению вышеуказанных отступлений и нарушений.
11. По результатам
анализа полученной информации следует определять:
- причины и условия
появления отступлений от требований федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии;
- эффективность
мер, принимаемых организациями по устранению и предупреждению выявленных
нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной
энергии.
12. Отделы МТУ ЯРБ
по результатам обработки и анализа полученной информации принимают в пределах
своей компетенции следующие меры с учетом положений РД-03-43-98:
- планируют в
установленном в МТУ ЯРБ порядке и проводят инспекции с целью проверки
достоверности и полноты представленной информации и изучения на месте причин и
обстоятельств нарушений требований федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии и условий действия лицензий;
- подготавливают
предложения по корректировке условий действия лицензий Службы.
Должностные лица
отделов МТУ ЯРБ выдают в установленном порядке предписания ответственным
должностным лицам организаций, а также применяют санкции, предусмотренные
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
13. Инспекции, как
правило, должны обеспечивать проверку:
- выполнения ранее
выданных предписаний органов Службы;
- функционирования
системы обеспечения качества выполняемых работ;
- деятельности
служб контроля качества и руководства организаций по вопросам контроля и
обеспечения качества;
- соответствия
выполняемых работ, а также объем и методы контроля качества при сооружении ОИАЭ
требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- состояния и
ведения отчетно-учетной и сдаточной документации.
14. При осуществлении надзора за монтажом оборудования, трубопроводов и
арматуры систем должна осуществляться проверка соблюдения требований Общих
положений обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (НП-001-97), Общих
положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок
(НП-033-01), Общих положений обеспечения безопасности объектов ядерного
топливного цикла (НП-016-05), Правил устройства и безопасной эксплуатации
оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок (ПНАЭ
Г-7-008-89), Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов
пара и горячей воды (ПБ-10-573-03), Правил устройства и безопасной эксплуатации
оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла (НП-070-06),
Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением
(ПБ 03-576-03), "Оборудование и трубопроводы атомных энергетических
установок. Сварка и наплавка" (ПНАЭ Г-7-009-89), "Оборудование и
трубопроводы атомных энергетических установок. Сварные соединения и наплавки.
Правила контроля" (ПНАЭ Г-7-010-89), в т.ч.:
14.1.
Производственно-технологическая документация, регламентирующая содержание и
порядок выполнения всех технологических и контрольных операций, должна
удовлетворять требованиям пунктов 4.1.1, 4.1.2 ПНАЭ Г-7-008-89, пункта 4.1.4
ПБ-10-573-03.
14.2. Объем
производственного технического контроля должен удовлетворять требованиям пункта
4.1.3 ПНАЭ Г-7-008-89, разделов 4.5 - 4.12 ПБ-10-573-03, пункта 4.1 ПБ
03-576-03.
14.3. Прокладка
трубопроводов, компенсация теплового расширения, опорно-подвесная система,
дренажи, арматура и редуцирующие устройства трубопроводов пара и горячей воды
должны удовлетворять требованиям разделов 2.4 - 2.8 ПБ-10-573-03, раздела 4
ПНАЭ Г-7-008-89.
14.4. Монтаж
оборудования и трубопроводов должны удовлетворять требованиям раздела 4.2 ПНАЭ
Г-7-008-89, раздела 4.1 ПБ-10-573-03, раздела 7 НП-016-05, пункта 4.1 ПБ
03-576-03.
14.5. Сварка
оборудования и трубопроводов должна осуществляться в соответствии с
требованиями п. 4.1.4 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.2 ПБ-10-573-03, ПНАЭ Г-7-009-89,
пункта 4.3 ПБ 03-576-03.
14.6. Контроль
сварных соединений и наплавок должен осуществляться в соответствии с
требованиями ПНАЭ Г-7-010-89, пункта 4.5 ПБ 03-576-03.
14.7.
Термообработка элементов трубопроводов должна осуществляться в соответствии с
требованиями раздела 4.4 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.3 ПБ-10-573-03, пункта 4.4
ПБ 03-576-03.
15. При
осуществлении надзора за сооружением локализующих систем безопасности (ЛСБ)
должна осуществляться проверка соблюдения требований Общих
положений обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97
(НП-001-97), Правил устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности
атомных станций (НП-010-98), в т.ч.:
15.1.
Производственно-технологическая документация, регламентирующая содержание и
порядок выполнения всех технологических и контрольных операций, должна
удовлетворять требованиям пункта 7.1.1 НП-010-98.
15.2. Контроль
качества при сооружении ЛСБ должен осуществляться в соответствии с требованиями
пунктов 7.1.2 - 7.1.5 НП-010-98.
15.3. Монтаж и
ремонт герметизирующей стальной облицовки и полосовых закладных деталей должен
осуществляться в соответствии с разделом 7.2 НП-010-98.
15.4. Сварка и
контроль элементов ЛСБ должны осуществляться в соответствии с разделом 7.3
НП-010-98.
16. При
осуществлении надзора за монтажом грузоподъемных кранов должна осуществляться
проверка соблюдения Требований к устройству и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии (НП-043-03).
IV. УЧЕТ И
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАДЗОРА
17. Учет и анализ
результатов надзора осуществляются отделами МТУ ЯРБ.
18. Учету и анализу
подлежат следующие документы:
- акты по
результатам проведенных инспекций;
- информация
организаций об обеспечении качества при сооружении ОИАЭ;
- информация
организаций о выполнении постановлений и предписаний Службы.
19. Выявленные в
процессе проведения всех видов инспекций и анализа информации нарушения должны
быть систематизированы по наличию отступлений от требований федеральных норм и
правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий
Службы.
20. Все нарушения
должны быть проанализированы с целью определения:
- причин и
обстоятельств, приведших к нарушениям;
- видов работ, при
выполнении которых произошли нарушения;
- достаточности и эффективности принятых поднадзорными организациями мер по
исключению подобных нарушений;
- достаточности и
эффективности применяемых санкций.
21. Результаты
анализа необходимо использовать:
- при составлении
рабочих программ проведения инспекций;
- при составлении
планов проведения инспекций;
- при организации и
проведении целевых и оперативных инспекций деятельности организаций.