Поиск по базе документов:

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 декабря 2008 г. N 12581/08

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Пановой И.В., судей Березия А.Е., Финогенова В.И. рассмотрел в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Резонанс" от 02.09.2008 N 864 о признании недействующим акта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (ПБ 10-382-00), утвержденного Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 31.12.99 N 98.

Определением от 15.10.2008 к участию в деле привлечены Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В судебном заседании приняли участие представители:

- от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Резонанс" (далее - ООО НПП "Резонанс", заявитель) Оленченко П.П. (доверенность от 05.09.2008 N 6);

- от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Шкред В.П. (доверенность от 26.12.2007 N КП-25/1749);

- от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Гуськов А.П. (доверенность от 09.07.2008 N 01-08-35/6717);

- от Министерства юстиции Российской Федерации - не явился. В ходатайстве от 29.07.2008 N 01-2878 просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Протокол вела помощник судьи Никонорова Е.С.

Суд

 

установил:

 

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 31.12.99 N 98 утверждены "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (ПБ 10-382-00) (далее - Правила).

Данные Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В соответствии с пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору. Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

ООО НПП "Резонанс" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими положений Правил. В заявлении от 07.11.2008 общество уточнило заявленные требования и просило признать недействующими пункты 1.2, 1.5, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.7, 2.2.4, 2.3.1, 2.5.3, 2.7.1, 2.8.1, 2.12.1, 2.14.1, 2.17.1, 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.8, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.14, 3.1.16, 3.3.4, 3.4.3, 4.2, 9.3.23, приложение 1, пункт 8.8 приложения 2 Правил.

Приказом руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.10.2008 N 849-а внесены изменения в Правила. Из текста Правил исключены пункты 2.1.1, 3.1.2, 3.2.1, изменена редакция пункта 9.4.16.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.97 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Оспариваемые ООО НПП "Резонанс" Правила не прошли государственную регистрацию и не были опубликованы в порядке, предусмотренном пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ).

Пунктом 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.07 N 88, установлено, что не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.

В соответствии с заключением Министерства юстиции Российской Федерации, содержащимся в письме от 17.08.2000 N 6884-ЭР, Правила не нуждаются в государственной регистрации, так как являются техническим актом.

Пунктом 10 Указа установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Исходя из системного толкования положений вышеназванных Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", суд приходит к следующему выводу.

Оспариваемые Правила по своему характеру являются нормативно-техническим документом, то есть не содержат норм права, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений, в связи с чем данное дело неподведомственно арбитражному суду.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

определил:

 

производство по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Резонанс" о признании недействующими "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (ПБ 10-382-00), утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 31.12.99 N 98 в части пунктов 1.2, 1.5, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.7, 2.2.4, 2.3.1, 2.5.3, 2.7.1, 2.8.1, 2.12.1, 2.14.1, 2.17.1, 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.8, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.14, 3.1.16, 3.3.4, 3.4.3, 4.2, 9.3.23, приложение 1, пункт 8.8 приложения 2 Правил, прекратить.

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Резонанс" государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению N 2457 от 01.09.2008.

 

Председательствующий судья

И.В.ПАНОВА

 

Судья

А.Е.БЕРЕЗИЙ

 

Судья

В.И.ФИНОГЕНОВ

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024