МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 18 марта 2009 г. N 169
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ
КУЛЬТУРЫ
БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО
ЦИКЛА"
Приказываю:
Утвердить и ввести
в действие с 1 марта 2009 г. прилагаемое руководство по безопасности
"Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного
топливного цикла" (РБ-047-08).
Руководитель
Н.Г.КУТЬИН
Утверждена
Приказом
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 18 марта 2009 г.
N 169
Введена в действие
с 1 марта 2009 года
РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА
РБ-047-08
Перечень
сокращений
ASCOT - группа МАГАТЭ по оценке культуры
безопасности в организациях
INSAG - международная консультативная
группа по ядерной безопасности
МАГАТЭ
ОЯТЦ
- объект ядерного топливного цикла
N
- количество показателей индикаторов культуры безопасности
ЯТЦ
- ядерный топливный цикл
1.
Назначение и область применения
1.1. Руководство по
безопасности "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях
ядерного топливного цикла" (далее - руководство) содержит рекомендации по
оценке уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла и
не является нормативным правовым актом.
1.2. Руководство разработано в соответствии с методологией МАГАТЭ по
оценке культуры безопасности, представленной в документах групп INSAG и ASCOT и
основано на положениях пунктов 3.15, 3.16, 3.17 Федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения
безопасности объектов ядерного топливного цикла", утвержденных
Постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 2 декабря 2005 г. N 11 (зарегистрировано в Минюсте
России 1 февраля 2006 г. регистрационный N 7433).
1.3. Руководство
может применяться для проведения внутреннего анализа состояния культуры
безопасности при эксплуатации ОЯТЦ специалистами предприятий ЯТЦ, специалистами
эксплуатирующих организаций, а также для оценки состояния культуры безопасности
на предприятиях ЯТЦ специалистами Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
2. Общие
положения
2.1. Под культурой безопасности
понимается квалификационная и психологическая подготовленность персонала в
области безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла. Обеспечение
безопасности ОЯТЦ - приоритетная цель и внутренняя потребность на предприятиях
ЯТЦ. Введение культуры безопасности способствует повышению уровня дисциплины
персонала и самоконтролю при выполнении работ.
2.2. На ОЯТЦ
формирование и поддержание (повышение) культуры безопасности следует
осуществлять с учетом результатов оценки достигнутого уровня
культуры безопасности.
2.3. Оценку
достигнутого уровня культуры безопасности рекомендуется проводить за
определенный период времени (например, за время, прошедшее после предыдущей
оценки, календарный год) с учетом результатов анализа опыта эксплуатации ОЯТЦ,
включающего анализ непосредственных и коренных причин нарушений в работе ОЯТЦ и
экспертный анализ индикаторов культуры безопасности.
2.4. При оценке
уровня культуры безопасности нужно учитывать результаты самооценки культуры
безопасности персоналом на ОЯТЦ и/или оценки эксплуатирующей организации, а
также результаты внутренних и внешних проверок и инспекций, обходов
подразделений ОЯТЦ и др.
2.5. Оценку
достигнутого уровня культуры безопасности следует выполнять на плановой основе,
а также в случаях:
1) существенного
изменения требований к безопасности, обусловленных введением в действие новых
нормативных документов;
2) решения
руководства эксплуатирующей организации;
3) выявления
существенных нарушений безопасности в результате внутренних и внешних проверок
и инспекций.
При низкой и
неудовлетворительной оценке уровня культуры безопасности его повторную оценку
необходимо проводить не позже чем через полгода.
3. Порядок
оценки уровня культуры безопасности
3.1. Оценка
показателей культуры безопасности
В качестве
показателей культуры безопасности рекомендуется устанавливать количество
нарушений, произошедших за рассматриваемый период времени в работе ОЯТЦ и
подлежащих расследованию и учету в соответствии с порядком, который установлен
федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии,
нарушения, приведшие к авариям на ОЯТЦ и квалифицированные по категориям
нарушений П1 - П5, за исключением тех, которые связаны
с отказами оборудования из-за некачественного изготовления по вине заводов-изготовителей.
3.2. Оценка
индикаторов культуры безопасности
К индикаторам
культуры безопасности относятся факторы, учитывающие все многообразие элементов
деятельности ОЯТЦ, связанной с эксплуатацией и выводом из эксплуатации ОЯТЦ,
основными направлениями которой являются:
1) деятельность
персонала в процессе эксплуатации и вывода из эксплуатации, работа с
персоналом;
2) работа по
совершенствованию систем безопасности;
3) выполнение
мероприятий по обеспечению безопасности в соответствии с федеральными нормами и
правилами в области использования атомной энергии;
4) выполнение
установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной
энергии требований по обеспечению необходимого ресурса и безаварийной работы
оборудования;
5) непревышение установленных уровней облучения персонала;
6) отсутствие
радиоактивного загрязнения производственных помещений и территорий сверх
установленных норм;
7) непревышение установленных уровней радиоактивных выбросов и
сбросов.
Индикаторы культуры
безопасности следует устанавливать с учетом состояния конкретных ОЯТЦ,
структуры управления, условий эксплуатации, специфики выполняемых работ и
предоставляемых услуг, результатов анализа причин нарушений в работе ОЯТЦ.
Рекомендуемые
индикаторы культуры безопасности, которые могут быть использованы при оценке
культуры безопасности на ОЯТЦ при их эксплуатации, приведены в Приложении к
настоящему Руководству. Они требуют постоянного уточнения и адаптации для
конкретных производств, различающихся структурой управления и условиями
эксплуатации. Перечень индикаторов культуры безопасности, приведенный ниже,
может дополняться и изменяться по усмотрению экспертов для наиболее полного
понимания состояния культуры безопасности.
Анализ проводится
экспертами путем документальной проверки и специального опроса персонала с
целью качественной субъективной оценки деятельности персонала всех уровней для
последующей разработки мероприятий по повышению культуры безопасности.
Рабочая группа
экспертов должна оценить каждый из общего N в пределах от 0 до 1, при этом, чем
больше выявлено недостатков, тем ближе оцениваемая величина индикатора должна
приближаться к единице.
3.3. Оценка
уровня культуры безопасности
3.3.1. Уровень
культуры безопасности на ОЯТЦ рекомендуется оценивать следующим образом:
1) высокий уровень
культуры безопасности: отсутствие нарушений категорий П1
- П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и суммарная оценка всех
индикаторов культуры безопасности меньше 0,1 x N;
2)
удовлетворительный уровень культуры безопасности: отсутствие нарушений или
наличие не более одного нарушения категорий П1 - П5,
подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и суммарная оценка всех
индикаторов культуры безопасности находится в диапазоне от 0,1 x N до 0,3 x N;
3) низкий уровень
культуры безопасности: имеется не более двух нарушений категории П1 - П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ,
и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности больше 0,3 x N,
но не превышает 0,5 x N;
4)
неудовлетворительный уровень культуры безопасности: имеется хотя бы одно
нарушение, квалифицированное как "авария", или имеется более двух
нарушений категории П1 - П5, подлежащих расследованию
и учету в работе ОЯТЦ, и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры
безопасности превышает 0,5 x N.
3.3.2. По
результатам оценки уровня культуры безопасности составляется отчет, содержащий
анализ наметившихся негативных тенденций, снижающих уровень культуры безопасности,
для разработки мер, направленных на повышение культуры безопасности путем
улучшения тех показателей и индикаторов культуры безопасности, которые в настоящее время не достигли высокого уровня.
3.3.3. При низком
или неудовлетворительном уровне культуры безопасности следует уведомить об этом
руководство вышестоящей организации и соответствующий орган Ростехнадзора.
3.3.4. Если на
предприятии не организована работа по обеспечению культуры безопасности,
необходимо в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ предпринять следующие шаги:
1) сформировать
рабочие группы по улучшению культуры безопасности;
2) изучить
передовой международный опыт в области культуры безопасности;
3) разработать
процесс и процедуры по самооценке культуры безопасности, включая выбор индикаторов
состояния;
4) провести
"пилотную" самооценку и корректировку метода проведения самооценки по
ее результатам;
5) провести
первичную самооценку текущего состояния культуры безопасности, анализ данных и
представление результатов;
6) разработать программы
мероприятий по улучшению культуры безопасности на основе результатов
самооценки;
7) внедрить
программы мероприятий по улучшению культуры безопасности;
8) провести
проверку состояния культуры безопасности независимыми экспертами для контроля эффективности программы улучшения культуры безопасности.
Приложение
(рекомендуемое)
ИНДИКАТОРЫ
КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОЯТЦ
Индикаторы
культуры безопасности по заявлению о политике
в области
безопасности
1) Заявление о
политике в области безопасности эксплуатирующей организации определяет
приоритет безопасности во всей деятельности на ОЯТЦ.
2) Заявление о
политике в области безопасности доведено до сведения всего персонала, включая
персонал подрядных организаций, таким образом, чтобы эта политика была понята и
применялась на практике.
3) Адекватность и
статус выполнения политики в области безопасности оценивается на регулярной
основе.
Индикаторы
культуры безопасности на уровне руководства
эксплуатирующей организации,
предприятия ЯТЦ
1) Распределение
ответственности, полномочия и направления взаимодействия строго установлены и
документированы для всего персонала, отвечающего за вопросы, влияющие на
безопасность.
2) Регулярно
проводятся совещания, посвященные вопросам безопасности.
3) Функционирует
система разработки, ввода в действие и пересмотра документации, персонального
ознакомления персонала с документацией.
4) Требования
нормативной документации выполняются.
5) Имеются
инструкции для выполнения и контроля всех работ, связанных с безопасностью.
6) Система
привлечения подрядных организаций обеспечивает качество осуществляемой ими
деятельности.
7) Существует
положительная обратная связь с персоналом по поводу ответных действий
руководства эксплуатирующей организации, ОЯТЦ на вопросы безопасности.
8) Применяется
система санкций и поощрений за нарушения и соблюдение требований к
безопасности.
9) Руководителями
систематически проводятся обходы рабочих мест, их результаты документируются и
анализируются вышестоящим руководством.
Индикаторы
культуры безопасности по персоналу
Подбор
персонала и его компетенция
1) Количество
персонала, необходимое для безопасной эксплуатации ОЯТЦ, и его компетентность
постоянно анализируются и подтверждаются документально.
2) Изменения в
количестве персонала, которые могут влиять на безопасность, обосновываются,
планируются и подвергаются оценке после выполнения.
3) На предприятии
ЯТЦ определены и документально подтверждены необходимые требования, предъявляемые
к квалификации персонала.
4) Персонал,
выполняющий обязанности, связанные с безопасностью, включая персонал подрядных
организаций, подготовлен, аттестован и допущен к самостоятельной работе в
установленном порядке.
5) Для каждого
работника, выполняющего обязанности, связанные с безопасностью, организована и
поддерживается необходимая система учета подготовки, допуска к самостоятельной
работе и повышения квалификации, а также документирования оценки соответствия
квалификации работника установленным требованиям.
6) Персонал,
аттестованный для работы на должностях, связанных с безопасностью, регулярно
проходит медицинское обследование для того, чтобы убедиться, что он может
соответствовать выполняемым обязанностям и возложенной на него ответственности.
Подготовка,
допуск к самостоятельной работе
и
поддержание/повышение квалификации
1) Применяется
системный подход к подготовке, допуску к самостоятельной работе и
поддержанию/повышению квалификации персонала, обеспечивающий необходимую
логическую последовательность, начиная от определения уровня компетентности
работника, требуемого для выполнения конкретной работы, разработки и внедрения
индивидуальных программ подготовки и последующей оценки этой подготовки.
2) Для всего
персонала, выполняющего работы, влияющие на безопасность, разработаны программы
подготовки, которые включают вопросы по следующим проблемам:
- ядерной,
радиационной, технической безопасности;
- культуры
безопасности;
- техники
безопасности;
- отработки
действий персонала при отклонениях от нормальной эксплуатации (включая аварии);
- обеспечения
качества;
- учета опыта
прежних ошибок и аварий;
- ввода в
действие/изменением нормативных и технических документов;
- модификации ОЯТЦ
и эксплуатационных процедур;
- реализации
принципов самопроверки и способности выполнять работу безукоризненно с первого
раза.
3) Программы
подготовки предусматривают отработку практических навыков эксплуатации ОЯТЦ с
использованием технических средств обучения, допущенных к применению в
установленном порядке.
4) Персонал
участвует в обучении в качестве инструкторов.
Нагрузка на
персонал
Привлечение
персонала к сверхурочным работам подтверждается документально, а периодичность
проведения этих работ анализируется.
Административная
работа не мешает выполнению обязанностей по безопасному ведению
технологического процесса на ОЯТЦ.