Приняты
решением
Наблюдательного
совета
от 20 июля 2009 г.
N 30-БНС
ТРЕБОВАНИЯ
К ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
СДА-11-2009
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ
устанавливает требования к экспертным организациям, которые проходят
аккредитацию в Единой системе оценки соответствия в области промышленной,
экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее -
Единая система оценки соответствия).
Экспертные
организации (далее - ЭО) осуществляют оценку соответствия объектов экспертизы
требованиям промышленной, экологической безопасности, безопасности
гидротехнических сооружений, объектов строительства и др.
2.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1. Настоящий
документ разработан с учетом требований:
Федерального закона
от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов";
Федерального закона
от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федерального закона
от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
Федерального закона
от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федерального закона
от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических
сооружений";
Федерального закона
от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
Градостроительного
кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
нормативных
документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору (Ростехнадзор);
международных
стандартов ISO серии 17000, в том числе ISO/IEC 17020:1998 "Общие критерии
работы различных типов контролирующих органов" и Руководства по применению
стандарта ISO/IEC 17020:1998 (EA IAF/ILAC - А4:2004);
Общих требований к
аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009).
2.2. Требования,
установленные в настоящем документе, могут быть дополнены при их применении в
конкретных областях деятельности ЭО. Дополнительные требования разрабатываются
Органом по аккредитации совместно с техническими комиссиями и принимаются
Наблюдательным советом.
3. ТЕРМИНЫ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем
документе применяются термины и определения, указанные в ISO/IEC 17020:1998
"Общие критерии работы различных типов контролирующих органов",
СДА-06-2009 "Термины и определения, используемые в Единой системе оценки
соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в
энергетике и строительстве".
4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1. ЭО или
организация, частью которой она является, должна иметь статус юридического лица
и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства
Российской Федерации.
4.2. ЭО, которая
является частью организации, осуществляющей также другие функции, помимо
экспертизы, должна быть идентифицируема в пределах этой организации.
Допускается наделение полномочиями экспертной организации отдельного
независимого подразделения юридического лица с оформлением соответствующего
положения.
4.3. ЭО должна
иметь организационную схему, отражающую структуру и взаимоотношения между
подразделениями ЭО или организации, частью которой она является.
4.4. ЭО должна
обеспечить соответствующие гарантии своей ответственности на случай
непреднамеренной ошибки при проведении экспертизы, если только эту
ответственность не берет на себя государство или организация, подразделением
которой является ЭО. Обеспечением гарантий ответственности экспертной
организации может служить договор страхования риска гражданской ответственности
ЭО на случай причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в
случае непреднамеренной ошибки при проведении экспертизы.
Застрахованной
деятельностью является деятельность по проведению экспертизы согласно областям
аккредитации.
В качестве
ключевого показателя при страховании ЭО выступает лимит ее ответственности,
который зависит от области аккредитации (количества отраслевых направлений и
объектов экспертизы, указываемых в свидетельстве об аккредитации).
Рекомендуемые
лимиты ответственности разрабатываются Органом по аккредитации совместно с
ведущими страховыми компаниями.
5. НЕЗАВИСИМОСТЬ, БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ
5.1. ЭО и ее
персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному
или другому давлению, способному оказать влияние на выводы и оценки ЭО при
проведении экспертизы. Всякое влияние на результаты экспертизы, оказываемое со
стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено.
5.2. ЭО,
аккредитованные в Единой системе оценки соответствия, должны соответствовать
критериям независимости, приведенным ниже:
5.2.1. Критерии
независимости экспертной организации типа А:
А1.
Экспертная организация типа А должна:
А1.1.
Быть независимой и продемонстрировать, что она не связана со сторонами,
напрямую задействованными в следующих видах деятельности:
разработка
проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или
других объектов, в отношении которых проводится экспертиза, или подобной
проектной документации;
проектирование или
конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение,
эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном
производственном объекте или других объектах, в отношении которых проводится
экспертиза, или подобных конкурентных технических устройств;
проектирование или
конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или
обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других
объектах, гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится
экспертиза, или подобных конкурентных зданий и сооружений;
разработка
деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с
эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических
сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных деклараций
и иных документов, путем:
общего владения
(кроме случаев, когда владельцы не в состоянии повлиять на результаты
экспертизы);
общего владения
лиц, назначенных в руководящие органы организаций (кроме случаев, когда такие
назначенные лица осуществляют функции, при которых нет влияния на результаты
экспертизы);
непосредственной
отчетности тому же вышестоящему управляющему органу;
контрактных
договоренностей, неформального понимания или других средств, при которых
существует возможность влияния на исход экспертизы.
А1.2.
Документировать процедуры экспертизы, чтобы гарантировать свободу
задействованных в экспертизе персонала и экспертов от коммерческого,
финансового и другого давления, которое может повлиять на их суждение.
А1.3.
Иметь документированную и утвержденную руководителем
юридического лица, в состав которого входит ЭО, политику поддержания статуса экспертной
организации типа А. Орган по аккредитации проверяет подтверждение выполнения
этой политики в отношении интересов владения, состава руководства, средств
финансирования, методов принятия решения и других факторов, которые могут
повлиять на беспристрастность, независимость и целостность экспертной
организации типа А.
А2.1. Экспертная организация типа А
или другая часть юридического лица, в состав которого входит ЭО, а также
персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны непосредственно
заниматься следующими видами деятельности:
разработка
проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или
других объектов, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза проектной
документации;
проектирование или
конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация
или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном
объекте или других объектах, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза
технических устройств;
проектирование или
конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или
обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других
объектах, гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит
экспертиза зданий и сооружений;
разработка
деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с
эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических
сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза промышленной
безопасности деклараций промышленной безопасности и иных документов, деклараций
гидротехнических сооружений.
А2.2.
Экспертная организация типа А, а также ее персонал и
эксперты, задействованные в экспертизе, не должны:
выполнять функции
официального представителя любой из сторон, занимающихся видами деятельности,
указанными в п. А2.1;
заниматься
деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии
решения и их честностью в проведении экспертизы.
А3. Заказчик и все
заинтересованные стороны должны иметь доступ к подразделениям ЭО. Не должно
быть никаких незаконных финансовых или других условий. Методическая помощь
должна быть беспристрастной.
5.2.2. Критерии
независимости экспертной организации типа В:
В1.
Экспертная организация типа В должна:
В1.1.
Составлять отдельную демонстрируемую и идентифицируемую часть организации,
занимающейся одним или несколькими следующими видами деятельности:
разработка
проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или
других объектов;
проектирование или
конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация
или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном
объекте или других объектах;
проектирование или
конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или
обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других
объектах, гидротехнических сооружений;
разработка
деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с
эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических
сооружений.
В1.2.
Иметь документированное разделение обязанностей персонала ЭО, ответственного за
проведение экспертизы, и обязанностей персонала, выполняющего другие функции.
Разделение должно быть установлено путем организационной идентификации и
методами отчетности ЭО внутри головной организации.
В1.3.
Оказывать экспертные услуги только головной организации.
В2.1.
Экспертная организация типа В, а также персонал и
эксперты, задействованные в экспертизе, не должны заниматься деятельностью,
которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их
честностью в проведении экспертизы.
В2.2.
Персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны непосредственно
заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами экспертизы, в
отношении которых проводится экспертиза:
разработка
проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или
других объектов, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза проектной
документации;
проектирование или
конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация
или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном
объекте или других объектах, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза
технических устройств;
проектирование или
конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или
обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других
объектах, гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит
экспертиза зданий и сооружений;
разработка
деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с
эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических
сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза промышленной
безопасности деклараций промышленной безопасности и иных документов, деклараций
гидротехнических сооружений.
В3. Экспертная
организация типа В создается специально для оказания
экспертных услуг головной организации.
5.2.3. Критерии
независимости экспертной организации типа С:
С1.
Экспертная организация типа С должна иметь
документированное разделение обязанностей и ответственности в предоставлении
услуг по проведению экспертизы, которое обеспечивается с помощью
организационных методов и письменных методик.
С2.
Персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны непосредственно
заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами экспертизы, в
отношении которых проводится экспертиза:
разработка
проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или
других объектов, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза проектной
документации;
проектирование или
конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация
или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном
объекте или других объектах, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза
технических устройств;
проектирование или
конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или
обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других
объектах, гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит
экспертиза зданий и сооружений;
разработка
деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с
эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических
сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза промышленной
безопасности деклараций промышленной безопасности и иных документов, деклараций
гидротехнических сооружений.
С3.1. Экспертная
организация типа С может быть напрямую задействованной
в следующих видах деятельности:
разработка
проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или
других объектов, в отношении которых проводится экспертиза, или подобной
проектной документации;
проектирование или
конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение,
эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном
производственном объекте или других объектах, в отношении которых проводится
экспертиза, или подобных конкурентных технических устройств;
проектирование или
конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или
обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других
объектах, гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится
экспертиза, или подобных конкурентных зданий и сооружений;
разработка
деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с
эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических
сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных деклараций
и иных документов.
С3.2. Экспертная
организация типа С может осуществлять экспертизу своих
объектов, объектов головной организации, а также объектов сторонней
организации.
С3.3. Экспертная
организация типа С не является инспекционным органом,
осуществляющим инспекцию третьей стороны по требованиям независимости.
6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
6.1. Любые сведения
и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками ЭО как
конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации.
6.2. ЭО должна
иметь политику, сформулированную в документах системы менеджмента качества
(далее - СМК), о соблюдении ЭО и субподрядными организациями требований
конфиденциальности в отношении информации, полученной в ходе экспертизы.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
7.1. ЭО должна
иметь такую организационную структуру, которая позволяла бы ей обеспечивать
удовлетворительное выполнение своих функций.
7.2. ЭО должна
документировать обязанности структурных подразделений и сотрудников, а также
взаимодействие между ними.
7.3. В штатном
расписании и организационной структуре ЭО должны быть предусмотрены должности:
руководителя или
технического руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию
работ по проведению экспертизы и результаты проведения экспертизы (при наличии
в ЭО нескольких подразделений, занимающихся экспертизой, таких руководителей
может быть несколько);
ответственного за
обеспечение качества.
Руководитель и
технический руководитель ЭО (заместитель руководителя) должны быть назначены из
числа сотрудников организации, работа для которых в данной организации является
основной <1>.
--------------------------------
<1> В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса
Российской Федерации.
7.4. В ЭО должны
быть назначены лица, которые в отсутствие руководителя, ответственного за
услуги по проведению экспертизы, могут выполнять его функции.
7.5. ЭО должна
обеспечить контроль деятельности экспертов. Контроль должен осуществляться
экспертами, имеющими наибольший опыт проведения экспертизы и независимыми от
контролируемых экспертов.
Контроль может
осуществляться в форме наблюдения за работой экспертов на месте, рассмотрения
отчетов и заключений экспертизы и др.
Контроль за работой эксперта должен осуществляться не реже одного раза за период
действия свидетельства об аккредитации.
7.6. Все сотрудники
ЭО должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем ЭО и
определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В
случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда
изменения нормативных и правовых актов инструкции пересматриваются в
установленном в ЭО порядке.
8. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
8.1. Руководство ЭО
должно определить и документально оформить свою политику, цели и обязательства
относительно качества и обеспечить, чтобы эта политика была понятна, выполнима
и поддерживалась на всех уровнях организации.
8.2. ЭО должна
обеспечить создание и функционирование эффективной СМК, соответствующей
характеру выполняемых работ.
8.3. СМК должна
быть полностью документирована. Описание СМК представляется в Руководстве по
качеству, утвержденном руководителем ЭО. Руководство по качеству выполняется в
виде одного документа или в виде системы документов по качеству, включающей
основной документ - Руководство по качеству.
8.4. Руководство по
качеству должно включать или содержать в виде ссылок:
общую информацию
(наименование организации, адреса, номера телефонов и др., официальный статус);
политику и цели в
области качества;
заявление
руководства о назначении ответственного за обеспечение качества;
описание областей
деятельности ЭО;
информацию о связи
ЭО с головной и дочерними организациями (если они имеются);
схему(ы) организационной структуры;
описание процессов
и процедур, связанных с проведением экспертизы;
описание системы
обучения и повышения квалификации персонала, занятого в области экспертизы;
процедуру контроля
документации;
процедуру
проведения внутренних аудитов;
процедуру обратной
связи и корректирующих действий;
процедуру анализа
СМК со стороны руководства;
другие процедуры и
инструкции или ссылки на другие процедуры или инструкции в соответствии с
требованиями настоящего документа и международного стандарта ISO/IEC
17020:1998;
перечень
подразделений ЭО (сотрудников) для рассылки Руководства по качеству.
8.5. Руководство ЭО
должно назначить должностное лицо, непосредственно подчиняющееся руководству,
которое независимо от своих обязанностей несет ответственность за обеспечение
качества в рамках ЭО.
8.6. Ответственный
за обеспечение качества должен отвечать за поддержание СМК на уровне,
соответствующем современным требованиям.
8.7. ЭО должна
поддерживать в рабочем состоянии систему управления всей документацией,
относящейся к ее деятельности.
В отношении
документации, относящейся к деятельности ЭО, должны быть обеспечены:
доступ к текущим
изданиям необходимых документов всему задействованному персоналу;
своевременное
внесение изменений во все документы;
изъятие заменяемых
документов из пользования в ЭО (при этом копия изъятого документа должна
храниться в архиве в течение установленного в ЭО периода);
уведомление
заинтересованных сторон при необходимости об изменениях, связанных с
документацией.
8.8. ЭО должна
осуществлять проведение плановых внутренних аудитов СМК для подтверждения ее
эффективности, а также соответствия установленным требованиям. Внутренние
аудиты должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию.
Персонал, осуществляющий внутренние аудиты, должен быть независимым от проверяемых
объектов. Результаты внутренних аудитов должны быть документированы.
8.9. В ЭО должна
быть разработана процедура учета несоответствий, выработки и реализации
необходимых корректирующих действий, контроля исполнения и оценки их
эффективности.
8.10. Руководство
ЭО должно через соответствующие интервалы пересматривать СМК для обеспечения ее
пригодности и эффективности. Результаты таких пересмотров должны
документироваться.
9. ПЕРСОНАЛ
9.1. ЭО должна иметь достаточное количество персонала для выполнения
организационно-технических мероприятий по проведению экспертизы, в том числе
экспертов (эксперта), соответствующих Требованиям к экспертам по промышленной
безопасности, безопасности в строительстве и инспекционному контролю
(СДА-23-2009), область аттестации которых соответствует области аккредитации ЭО
и для которых работа в данной организации является основной <1>. Учет
специалистов экспертной организации должен вестись по форме, приведенной в
Приложении 1.
9.2. Персонал ЭО
должен быть аттестован в установленном порядке, а также иметь соответствующую
профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт,
необходимые для проведения экспертизы.
9.3. Руководитель и
персонал ЭО должны пройти аттестацию по вопросам безопасности в аттестационных
комиссиях Ростехнадзора в соответствии с Положением об организации работы по
подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007).
9.4. Аттестация
экспертов ЭО в целях подтверждения достаточности теоретической и практической
подготовки, опыта, компетентности, необходимых для проведения экспертизы,
проводится в соответствии с Правилами аттестации (сертификации) экспертов
(СДА-12-2009) в аккредитованных независимых органах по аттестации
(сертификации) экспертов Единой системы оценки соответствия.
9.5. ЭО должна
создать документированную систему обучения, обеспечивающую необходимую
подготовку персонала.
9.6. ЭО должна
обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет
сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника,
занимающегося проведением экспертизы. ЭО должна установить необходимые этапы
подготовки каждого сотрудника, включающие:
период официального
введения в должность;
период работы под
наблюдением опытных сотрудников;
постоянную
подготовку на протяжении служебной деятельности.
9.7. ЭО должна
вести регистрацию научной или другой квалификации, подготовки и опыта каждого
работника. На каждого эксперта (экспертов, для которых работа в ЭО является
основной, а также экспертов и консультантов, выполняющих работы по
совместительству или по гражданско-правовым договорам) должна быть заведена
квалификационная карточка эксперта (Приложение 2).
9.8. ЭО должна
обеспечить руководство работой своего персонала.
9.9. Денежное
вознаграждение персонала, которому поручается проведение экспертизы, не должно
непосредственно зависеть от количества проведенных экспертиз, а также от их
результатов.
10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ
10.1. ЭО должна
иметь в своем распоряжении соответствующие технические средства и оборудование,
позволяющие осуществлять все операции, связанные с проведением экспертизы.
10.2. Если ЭО
проводит испытания, то входящая в ее состав или привлекаемая испытательная
лаборатория должна соответствовать Общим требованиям к компетентности
испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ Р
ИСО/МЭК 17025-2006) и Требованиям к испытательным лабораториям (СДА-15-2009) и
быть аккредитованной в Единой системе оценки соответствия.
10.3. Контрольное,
испытательное и диагностическое оборудование ЭО должно иметь эксплуатационную
документацию, находиться в исправном состоянии и при необходимости поверяться в
установленные сроки. Оснащенность ЭО контрольным, испытательным,
диагностическим оборудованием и средствами измерения должна учитываться по
специальной форме (Приложение 3).
ЭО должна иметь
документированные процедуры доступа к техническим средствам и оборудованию и их
использования, технического обслуживания и проверки технического состояния
используемых технических средств и оборудования, а также график поверки средств
измерения.
10.4. Все
оборудование должно быть соответствующим образом идентифицировано.
В целях обеспечения
качества услуг по проведению экспертизы ЭО должна иметь документированные
процедуры:
выбора
квалифицированных поставщиков;
выпуска
соответствующих документов на покупку;
контроля получаемых
материалов;
обеспечения
подходящего складского оборудования.
10.5. При
использовании в ЭО компьютеров или автоматизированного оборудования для
проведения экспертизы должно быть гарантировано, что:
программные
средства проверены в целях установления их пригодности к применению;
разработаны и
выполняются процедуры защиты целостности данных;
компьютеры и
автоматизированное оборудование содержатся в сохранности для обеспечения
надлежащего функционирования;
разработаны и
выполняются процедуры сохранения безопасности данных.
10.6. ЭО должна
иметь документированные процедуры обращения с неисправным оборудованием.
Неисправное оборудование необходимо выводить из эксплуатации.
11. МЕТОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРОЦЕДУРЫ
11.1. ЭО должна
иметь необходимые нормативные технические документы, регламентирующие
проведение экспертизы в заявленной области аккредитации. Ведение перечня
нормативных технических документов ЭО должно соответствовать установленной
форме (Приложение 4).
Стандарты, правила,
методики, инструкции и другие документы, используемые в работе ЭО, должны быть
актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны
своевременно изыматься.
11.2. ЭО должна
иметь систему контроля договоров или рабочих заказов, которая обеспечивает,
чтобы:
выполняемая работа
соответствовала компетентности ЭО и ЭО имела соответствующие ресурсы для
удовлетворения необходимых требований;
требования
заказчиков на услуги по проведению экспертизы были адекватно определены,
специальные условия понятны и чтобы для персонала, выполняющего требуемые
обязанности, можно было подготовить соответствующие инструкции;
выполняемая работа
контролировалась регулярными проверками и корректирующими действиями;
законченная работа
была проверена для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям.
11.3. Наблюдения и
(или) данные, полученные при проведении экспертизы, должны своевременно
записываться для предотвращения потери необходимой информации.
11.4. Все
вычисления и процессы передачи данных должны подлежать соответствующим проверкам.
11.5. Сотрудники ЭО
должны иметь инструкции по безопасному проведению работ при осуществлении
экспертизы в соответствии с требованиями охраны труда.
12. ОБРАЩЕНИЕ С ОБЪЕКТАМИ ЭКСПЕРТИЗЫ
12.1. ЭО должна
обеспечить уникальную идентификацию объектов экспертизы.
12.2. Любые явные
отклонения от нормы, сообщенные эксперту или замеченные им, должны быть
зарегистрированы до начала экспертизы. В случае каких-либо сомнений
относительно пригодности объекта экспертизы для предстоящей экспертизы или
несоответствия объекта экспертизы представленному описанию ЭО должна
проконсультироваться с заказчиком до начала работы.
12.3. ЭО должна
установить, была ли выполнена вся необходимая подготовка для объекта
экспертизы, или по запросу заказчика подготовка должна быть проведена ЭО.
12.4. ЭО должна
иметь документированные процедуры и соответствующие технические средства для
предотвращения повреждений или порчи объектов экспертизы, когда они находятся
под ее ответственностью.
13.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
13.1. ЭО должна
вести протокольную систему в соответствии с конкретными обстоятельствами и
применяемыми правилами.
13.2. Протоколы
должны включать достаточно информации, чтобы можно было сделать
удовлетворительную оценку экспертизы.
13.3. Наблюдения
или информация, полученные в ходе экспертизы, должны своевременно
регистрироваться.
13.4. Протоколы
должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований
безопасности и конфиденциальности.
14. ОТЧЕТЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
14.1. Работа,
проведенная ЭО, должна быть отражена в заключении
экспертизы.
14.2. Заключение
экспертизы должно быть оформлено в соответствии с требованиями нормативных
документов Ростехнадзора.
Заключение
экспертизы подписывается руководителем ЭО и заверяется печатью ЭО.
14.3. Отчеты
экспертов и заключения экспертизы должны храниться в течение установленного
периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности.
14.4. ЭО должна
иметь полный перечень оформленных заключений экспертизы. Этот перечень в
электронном виде регулярно (один раз в квартал) предоставляется в Орган по
аккредитации по специальной форме для ведения учета (Приложение 5).
15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА С СУБПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
15.1. ЭО обычно
сама выполняет экспертизу, на проведение которой она заключила договор.
15.2. В случае
привлечения к работам по экспертизе субподрядных организаций ЭО должна
обеспечить и документально подтвердить их компетентность.
При выполнении на
условиях субподряда некоторых работ ЭО должна предупредить об этом заказчика и
в необходимых случаях получить его согласие.
15.3.
Компетентность субподрядных организаций может быть продемонстрирована:
наличием
аккредитации субподрядных организаций в соответствии со стандартами ISO/IEC
17020:1998 или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006;
проведением ЭО
оценки компетентности субподрядных организаций на соответствие требованиям
стандартов ISO/IEC 17020:1998 или ГОСТ Р ИСО/МЭК
17025-2006, где это применимо.
15.4. ЭО должна
регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и
соответствие субподрядных организаций предъявляемым в Единой системе оценки
соответствия требованиям, а также вести регистрацию всех работ, выполняемых
субподрядными организациями.
15.5. При
заключении договора подряда на определенную специализированную деятельность ЭО
должна иметь возможность привлечения квалифицированного и опытного специалиста,
который может провести независимую оценку этой деятельности. Ответственность за
такую оценку лежит на ЭО.
16. ЖАЛОБЫ И ОБРАЩЕНИЯ
16.1. ЭО должна
иметь документированную процедуру рассмотрения поступающих от заказчика или
других сторон жалоб, апелляций и других обращений касающихся деятельности ЭО.
16.2. ЭО должна
сохранять регистрационные записи о всех жалобах и
апелляциях, а также о предпринятых для их разрешения действиях.
17. СОТРУДНИЧЕСТВО
ЭО может
участвовать в обмене опытом с другими ЭО, а также в мероприятиях, проводимых в
рамках Единой системы оценки соответствия.
ЭО может
участвовать в создании саморегулируемых организаций в соответствии с
Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых
организациях".
18. ПОРЯДОК
АККРЕДИТАЦИИ
18.1. Аккредитация
ЭО проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК
17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия
(СДА-01-2009) в областях аккредитации, утвержденных Наблюдательным советом.
18.2. Заявитель,
претендующий на аккредитацию в качестве ЭО, подает в Орган по аккредитации заявку
на аккредитацию (Приложение 6) и анкету о готовности организации-заявителя,
претендующей на аккредитацию в качестве ЭО (Приложение 7), и Руководство по
качеству.
Орган по
аккредитации проводит оценку ЭО на месте. Результаты оценки организации
отражаются в акте (форма акта приведена в Приложении 8).
18.3. При
аккредитации ЭО получает свидетельство об аккредитации, приведенное в
Приложениях 9 и 10.
18.4. Аккредитованная ЭО заключает с Органом по аккредитации
договор, определяющий их взаимоотношения на период действия свидетельства об
аккредитации. Форму договора устанавливает Орган по аккредитации.
18.5. В случае
необходимости расширения области аккредитации ЭО проходит дополнительную
процедуру аккредитации в рамках заявленной области.
18.6. ЭО должна выполнять требования к аккредитованным ЭО, включая
предоставление возможности проведения инспекционного контроля деятельности ЭО,
наблюдения за ходом проведения экспертизы, оплату расходов, связанных с
деятельностью по аккредитации, и др.
18.7. В течение
срока действия свидетельства об аккредитации Орган по аккредитации проводит
инспекционный контроль деятельности ЭО. Первый инспекционный контроль
проводится в течение первого года работы ЭО, последующие - не позднее чем через
18 месяцев после предыдущего.
В ходе
инспекционного контроля проводится:
анализ СМК;
анализ деятельности
ЭО в области аккредитации.
18.8. Продление
аккредитации ЭО осуществляется на основании заявки организации. Заявка должна
быть подана за 6 месяцев до окончания срока действия свидетельства об
аккредитации. В этом случае Орган по аккредитации планирует проведение
повторной оценки ЭО, совмещенной с инспекционным контролем. При положительном
результате повторной оценки и инспекционного контроля Орган по аккредитации
продлевает действие свидетельства об аккредитации на срок пять лет.
Срок между
первичной и повторной оценкой не должен превышать пять лет.
18.9. По
результатам повторной оценки и инспекционного контроля оформляются акты (см.
Приложение 8).
Все значительные
несоответствия и несоответствия, указанные в актах, должны быть устранены в
срок не более трех месяцев.
В зависимости от
значимости выявленных несоответствий могут быть установлены разные сроки их
устранения. Для более значимых несоответствий могут быть установлены более
короткие сроки их устранения по отношению к другим несоответствиям.
18.10. По
результатам устранения несоответствий ЭО должна представить в Орган по
аккредитации отчет о выполненных корректирующих действиях (Приложение 11).
18.11. На основании
отчета и сведений о коррекциях и корректирующих действиях ведущий эксперт по
аккредитации (члены комиссии при необходимости) определяет достаточность
мероприятий по устранению несоответствий, указанных в акте, и необходимость
повторного выезда на место. После подтверждения устранения несоответствий
ведущий эксперт по аккредитации оформляет заключение о соответствии ЭО
критериям аккредитации и продлении действия свидетельства об аккредитации.
18.12. ЭО обязана своевременно извещать Орган по аккредитации о
структурных и качественных изменениях, связанных с деятельностью по экспертизе,
а также об изменениях юридического адреса, платежных реквизитов и контактной
информации.
19.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ЭКСПЕРТИЗУ И РАЗРАБОТКУ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ, А ТАКЖЕ ЭКСПЕРТИЗУ
И РАЗРАБОТКУ
ДОКУМЕНТАЦИИ В ЧАСТИ АНАЛИЗА
РИСКА ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
19.1. При проверке
ЭО в соответствии с п. 10.5 настоящего документа эксперты должны быть готовы
продемонстрировать имеющиеся компьютерные программы для оценки риска и умение
их использовать, в том числе путем решения тестовых задач.
19.2. По каждому
направлению отраслевой специализации, входящему в область аккредитации, ЭО
должна иметь не менее трех экспертов, аттестованных в установленном порядке,
для которых работа в данной организации является основной <1>.
19.3. Область
экспертизы и разработки документации в части анализа риска опасных
производственных объектов приведена в Приложении 12.
19.4. В отчете об оформленных заключениях экспертизы в дополнение к
таблице (см. Приложение 5) должны быть также перечислены работы эксперта в
области анализа риска (разработка деклараций промышленной безопасности, планов
по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, планов по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, расчет страховых тарифов и т.п.) с
указанием заказчика, года выполнения, сведений об утверждении и (или)
регистрации работ.
Приложение
1
ФОРМА УЧЕТА
СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Состав специалистов,
осуществляющих экспертизу
N
п/п
|
Ф.И.О.
|
Должность
|
Образо-
вание
|
Область
надзо-
ра, объекты
экспертизы
|
Дата
и номер прото-
кола аттестации,
периодичность
|
Приме-
чание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Кроме
специалистов, для которых работа в данной организации является основной
<1>, указываются привлекаемые специалисты других организаций (об этом
делается отметка в графе 7).
--------------------------------
<1> В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса
Российской Федерации.
Приложение
2
ФОРМА
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАРТОЧКИ ЭКСПЕРТА
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
КАРТОЧКА ЭКСПЕРТА
экспертной
организации
1. Фамилия, имя, отчество
_________________________________________________
2. Число, месяц, год рождения
_____________________________________________
3. Место работы, должность
________________________________________________
рабочий телефон ___________________________________________________________
4. Образование, квалификация, специальность по
образованию ________________
___________________________________________________________________________
5. Ученая степень, ученое звание
__________________________________________
6. Стаж работы в области специализации
____________________________________
7. Домашний адрес, телефон
________________________________________________
8. Участие в работах по проведению экспертизы
Дата
|
Организация, город
|
Объект экспертизы
|
|
|
|
|
|
|
9. Сведения о прохождении специальной подготовки и
аттестации:
Дата
|
Организация, город
|
Специализация
|
N
удостоверения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Участие в конгрессах, конференциях и семинарах
Дата
|
Место проведения
|
Тематика
|
Тема доклада
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Печатные труды
Дата
|
Наименование
|
Издательство, объем
|
|
|
|
|
|
|
Дата последнего изменения карточки:
_______________________________________
Подпись руководителя _________________ Подпись
эксперта ___________________
Приложение
3
ФОРМА УЧЕТА
ОСНАЩЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОСНАЩЕННОСТЬ КОНТРОЛЬНЫМ, ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ И ДИАГНОСТИЧЕСКИМ
ОБОРУДОВАНИЕМ И
СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЯ
N
п/п
|
Наименование
оборудования
и средства
измерения
|
Наличие
эксплуата-
ционной документации
на оборудование и
средства измерения
|
Изгото-
витель
(страна,
фирма)
|
Дата
и N документа
о поверке, калиб-
ровке, аттестации
технических средств
|
Приме-
чание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
4
ФОРМА
ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ЭКСПЕРТИЗЫ
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных
технических документов,
используемых при проведении экспертизы
(в соответствии с
областью аккредитации)
N
п/п
|
Обозначение
документа
|
Наименование
документа
|
Кем
и когда утвержден документ,
дата введения в действие
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
Приложение
5
ФОРМА
ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПЕРЕЧЕНЬ
выполненных заключений экспертизы
за __ квартал ____
года
_____________________________________
(наименование экспертной организации)
N
п/п
|
Наименова-
ние объекта
экспертизы
|
Наименование
организации-
заказчика,
юридический
и почтовый
адреса
|
N
зак-
лючения
экспер-
тизы
|
Сведения о
регистрации и
утверждении в
Ростехнадзоре
<1>
|
Сведения об
экспертах
(Ф.И.О., N
удостоверения,
область
аттестации)
|
Приме-
чание
<2>
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель экспертной организации
_______________________________________
(подпись)
--------------------------------
<1> Если это предусмотрено.
<2> Если экспертная организация имеет несколько
свидетельств об аккредитации, указывается номер того свидетельства, область
аккредитации которого распространяется на приведенное заключение экспертизы.
Приложение
6
ФОРМА
ЗАЯВКИ НА АККРЕДИТАЦИЮ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Заявка на
аккредитацию в качестве ЭО
┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│Вид │┌─┐
│
│аккреди-││ │ Первичная аккредитация │
│тации │└─┘
│
│
├───────────────────────────────────────────────────────┤
│ │┌─┐
│
│ ││ │ Продление
аккредитации
│
│ │└─┘
│
│
├───────────────────────────────────────────────────────┤
│ │┌─┐ │
│ ││ │ Расширение
области аккредитации
│
│ │└─┘
│
└────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘
Сведения
о
заявителе
|
Наименование организации (полное и краткое)
Юридический адрес организации: индекс, город,
улица, ...
Почтовый адрес организации: индекс, город, улица, ...
Фактический адрес организации: индекс, город,
улица, ...
|
Наименование
подразделения (подразделений),
осуществляющего функции экспертной организации <1>
Фактический адрес
|
Руководитель
организации (Ф.И.О., должность)
|
Телефон
(с кодом)
Телефакс
E-mail
Интернет-сайт
|
ИНН/КПП/БИК
|
Расчетный
счет
|
Кор. счет
|
ОКАТО
|
Контактное
лицо (Ф.И.О., должность, телефон, E-mail)
|
--------------------------------
<1> Указывается в случае, если функции экспертной
организации осуществляет обособленное подразделение юридического лица.
Просим провести
аккредитацию в качестве экспертной организации.
Тип независимости
экспертной организации <2>:
┌─┐
┌─┐
┌─┐
Тип А │ │
Тип В │ │ Тип С
│ │.
└─┘
└─┘
└─┘
--------------------------------
<2> Выбрать один из вариантов.
Мы заявляем, что
нам известны требования ISO/IEC 17020:1998, СДА-01-2009, СДА-11-2009.
Мы обязуемся
добровольно:
соблюдать процедуру
аккредитации;
отвечать
требованиям, предъявляемым к аккредитованным экспертным организациям;
оплатить все
расходы, связанные с аккредитацией, независимо от ее результата, в том числе связанные
с приемом группы экспертов по аккредитации и технических специалистов для
проверки и оценки заявителя на месте;
принять на себя
затраты по информационному обслуживанию и последующему инспекционному контролю.
Приложения к
заявке:
1. Заявляемая
область аккредитации <1>;
2. Анкета о
готовности организации;
3. Копия устава и
(или) других учредительных документов заявителя;
4. Копия
свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
копия
информационного письма Федеральной службы государственной статистики (Росстат);
копия свидетельства
о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
5. Руководство по
качеству организации и другие документы системы менеджмента качества;
6. Сведения о
персонале (перечень штатных и привлекаемых сотрудников, квалификационные
карточки <2>, копии квалификационных удостоверений);
7. Перечень
технических средств, применяемых при осуществлении деятельности по экспертизе,
данные об испытательной лаборатории (при необходимости);
8. Перечень
нормативно-технической документации, устанавливающей требования в области
аккредитации заявителя;
9. Сведения о
занимаемых помещениях (собственных и арендуемых);
10. Сведения о
страховании ответственности при проведении экспертизы;
11. Другие
документы, содержащие информацию о заявителе, необходимую для подтверждения его
соответствия критериям аккредитации.
Руководитель организации заявителя
_________________________
(Ф.И.О.,
подпись)
М.П.
--------------------------------
<1> В соответствии с Перечнем областей аккредитации
экспертных организаций, принятым Наблюдательным советом Единой системы оценки
соответствия.
<2> В соответствии с Приложением 1 и 2 СДА-11-2009.
Приложение
7
ФОРМА
АНКЕТЫ О ГОТОВНОСТИ ЗАЯВИТЕЛЯ
Анкета о готовности
организации-заявителя, претендующей
на аккредитацию в
качестве экспертной организации
N
п/п
|
Вопросы к экспертной
организации
|
Пункты
разде-
лов, устанав-
ливающих
требования
ISO/IEC
17020:1998
|
Наименование
документов, пункты
разделов, устанав-
ливающие и под-
тверждающие выпол-
нение требований
|
Коммен-
тарии по
выполне-
нию тре-
бований
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Является
ли ЭО или органи-
зация, частью которой она
является, официально
идентифицируемой?
|
п.
3.1
|
|
|
2.
|
Является
ли ЭО частью
организации, осуществляющей
также другие функции, поми-
мо экспертизы, и идентифи-
цируема ли она в пределах
этой организации?
|
п.
3.2
|
|
|
3.
|
Имеется
ли в ЭО документа-
ция, в которой описываются
ее функции и диапазон
областей деятельности, в
которых она компетентна?
|
п.
3.3
|
|
|
4.
|
Несет
ли ЭО соответствующую
страховую ответственность,
если только ответственность
не установлена государством
посредством законодательных
актов или организацией, ча-
стью которой она является?
|
п.
3.4
|
|
|
5.
|
Имеет
ли ЭО документацию,
описывающую условия, при
которых она работает, если
только она не является
частью организации и не
предоставляет услуги по
экспертизе только этой
организации?
|
п.
3.5
|
|
|
6.
|
Имеет
ли ЭО или организа-
ция, частью которой она
является, счета, подверга-
емые независимой проверке?
|
п.
3.6
|
|
|
7.
|
Свободен
ли персонал ЭО от
любых коммерческих, финан-
совых и других давлений,
которые могли бы повлиять
на принятие решений?
Имеются ли в ЭО процедуры,
предотвращающие влияние на
результаты экспертизы со
стороны посторонних лиц
или организаций?
|
п.
4.1
|
|
|
8.
|
Является
ли ЭО независимой
настолько, насколько это
требуется для условий, при
которых она выполняет свои
услуги? Критериям какого
типа независимости
удовлетворяет ЭО? Нужное
подчеркнуть
|
п.
4.2
|
|
|
Тип А
|
Тип В
|
Тип С
|
9.
|
Обеспечены
ли в ЭО гарантии
конфиденциальности информа-
ции, полученной в ходе
проведения экспертизы?
Защищены ли в ЭО права
собственности?
|
п.
5
|
|
|
10.
|
Имеет
ли ЭО такую организа-
ционную структуру, которая
позволяла бы ей обеспечи-
вать выполнение своих
функций?
|
п.
6.1
|
|
|
11.
|
Определены
ли и зафиксиро-
ваны ли документально:
- обязанности структурных
подразделений, входящих в
организационную структуру
ЭО;
- функциональная система
отчетности?
Определена ли взаимосвязь
между функциями ЭО, в том
случае, если ЭО предостав-
ляет также услуги по серти-
фикации и (или) испытаниям?
|
п.
6.2
|
|
|
12.
|
Имеется
ли в ЭО квалифици-
рованный и опытный
технический менеджер (один
или несколько), работающий
в ЭО на постоянной основе,
который несет полную ответ-
ственность за то, чтобы
проведение контроля соот-
ветствовало требованиям
международного стандарта
ISO/IEC 17020:1998?
|
п.
6.3
|
|
|
13.
|
Обеспечивается
ли в ЭО
эффективный надзор посред-
ством квалифицированных
лиц, знающих методики
экспертизы, цели
экспертизы и способных
оценить ее результаты?
|
п.
6.4
|
|
|
14.
|
Имеются
ли в ЭО официально
назначенные лица, которые
в отсутствие любого
менеджера, ответственного
за услуги по проведению
экспертизы, могут
выполнять его функции?
|
п.
6.5
|
|
|
15.
|
Документированы
ли все
должностные требования,
касающиеся обеспечения ка-
чества услуг по проведению
экспертизы? Включают ли
эти документы требования к
образованию, подготовке,
техническим знаниям и
опыту?
|
п.
6.6
|
|
|
16.
|
Определило
ли и докумен-
тально зафиксировало руко-
водство ЭО свою политику,
цели и обязательства
относительно качества и
обеспечило ли, чтобы эта
политика была понятна,
выполнима и поддерживалась
на всех уровнях
организации?
|
п.
7.1
|
|
|
17.
|
Обеспечено
ли в ЭО созда-
ние и функционирование
эффективной системы
менеджмента качества,
соответствующей типу,
диапазону и объему
выполняемой работы?
|
п.
7.2
|
|
|
18.
|
Полностью
ли документиро-
вана система менеджмента
качества? Имеется ли спра-
вочное руководство по
качеству, содержащее инфор-
мацию, которая требуется по
международному стандарту
ISO/IEC 17020:1998
(приложение D)?
|
п.
7.3
|
|
|
19.
|
Назначено
ли руководством
ЭО лицо, которое независи-
мо от своих обязанностей
имеет определенные полно-
мочия и ответственность за
обеспечение качества в
пределах ЭО? Имеет ли это
лицо непосредственный дос-
туп к высшему руководству?
|
п.
7.4
|
|
|
20.
|
Отвечает
ли лицо,
назначенное ответственным
за обеспечение качества,
за поддержание системы
менеджмента качества на
уровне, соответствующем
современным требованиям?
|
п.
7.5
|
|
|
21.
|
Утверждена
ли в ЭО система
управления всей докумен-
тацией, относящейся к ее
деятельности, которая
обеспечивает, чтобы:
a) текущие выпуски соот-
ветствующей документации
имелись во всех необходимых
местах и предоставлялись
персоналу, которому она
необходима;
b) все изменения документов
или дополнения к документам
были санкционированы и
обрабатывались таким обра-
зом, чтобы было обеспечено
их своевременное предос-
тавление в нужное место;
c) замененные документы
были исключены из употреб-
ления по всей организации,
но одна копия хранилась в
течение определенного
периода;
d) другие стороны в случае
необходимости были
уведомлены об изменениях?
|
п.
7.6
|
|
|
22.
|
Проводятся
ли в ЭО система-
тические плановые и доку-
ментированные внутренние
проверки системы менеджмен-
та качества для контроля ее
эффективности и соответст-
вия критериям международно-
го стандарта ISO/IEC
17020:1998? Обладает ли
персонал, осуществляющий
проверку, соответствующую
квалификацию и независи-
мость от проверяемых
объектов?
|
п.
7.7
|
|
|
23.
|
Имеются
ли в ЭО тщательно
описанные методики для
обеспечения обратной связи
и корректирующих действий,
на случай обнаружения
каких-либо расхождений в
системе менеджмента
качества и (или) при
проведении экспертизы?
|
п.
7.8
|
|
|
24.
|
Проверяется
ли через соот-
ветствующие периоды система
менеджмента качества для
обеспечения ее пригодности
и эффективности?
Протоколируются ли
результаты таких проверок?
|
п.
7.9
|
|
|
25.
|
Имеется
ли в ЭО достаточ-
ное количество постоянного
компетентного персонала
для выполнения его
функций?
|
п.
8.1
|
|
|
26.
|
Имеют
ли работники, ответ-
ственные за проведение
экспертизы, соответствующую
квалификацию, подготовку,
опыт и хорошее знание
требований проводимой
экспертизы?
Умеют ли они принимать
профессиональные решения
соответственно общим
требованиям, используя
результаты экспертизы, и
сообщают ли они их?
Имеют ли они соответствую-
щие знания о технологии
изготовления продукции,
подвергаемой экспертизе, о
том, каким образом эта
продукция или процессы
используются или будут
использоваться и о возмож-
ных дефектах при их исполь-
зовании или эксплуатации?
Понимают ли они значение
обнаруженных отклонений от
нормального использования
рассматриваемой продукции
или процессов?
|
п.
8.2
|
|
|
27.
|
Создана
ли в ЭО документи-
рованная система обучения,
обеспечивающая подготовку
персонала в технических и
административных областях
работы, которой он будет
заниматься, на уровне
современных требований в
соответствии со своей
политикой?
Установлены ли в ЭО
необходимые стадии обучения
для каждого работника,
включающие:
a) начальный период;
b) рабочий период под над-
зором опытных экспертов;
c) постоянное обучение на
протяжении всей деятель-
ности, чтобы не отставать
от развивающейся
технологии?
|
п.
8.3
|
|
|
28.
|
Ведется
ли в ЭО регистрация
ученой или другой квалифи-
кации, подготовки и опыта
каждого работника?
|
п.
8.4
|
|
|
29.
|
Обеспечено
ли в ЭО руковод-
ство работой своего
персонала?
|
п.
8.5
|
|
|
30.
|
Зависит
ли непосредственным
образом оплата работников,
занимающихся экспертизой,
от количества проведенных
проверок (экспертиз) и
результатов таких проверок?
|
п.
8.6
|
|
|
31.
|
Имеет
ли ЭО в своем
распоряжении подходящие
технические средства и
оборудование, позволяющие
осуществлять все операции,
связанные с услугами по
проведению экспертизы?
|
п.
9.1
|
|
|
32.
|
Имеются
ли в ЭО четкие
правила для доступа к
техническим средствам и
оборудованию и для их
использования?
|
п.
9.2
|
|
|
33.
|
Обеспечивается
ли в ЭО
постоянная пригодность
технических средств и
оборудования, упомянутых в
п. 9.1 ISO/IEC 17020:1998,
для их предполагаемого
использования?
|
п.
9.3
|
|
|
34.
|
Идентифицировано
ли все
оборудование
соответствующим образом?
|
п.
9.4
|
|
|
35.
|
Обеспечивает
ли ЭО
правильное обслуживание
всего оборудования согласно
письменным методикам и
инструкциям?
|
п.
9.5
|
|
|
36.
|
Обеспечивает
ли ЭО в соот-
ветствующих случаях поверку
средств измерения перед
началом их эксплуатации и
их последующую поверку
согласно установленной
программе?
|
п.
9.6
|
|
|
37.
|
Разрабатывается
и выпол-
няется ли полная программа
поверки таким образом,
чтобы во всех измерениях,
проводимых ЭО, средства
измерения были привязаны к
национальным и международ-
ным эталонам на единицы
физических величин, если
они имеются? Имеются ли
достаточные доказательства
согласования или точности
результатов экспертизы в
тех случаях, когда связь с
национальными или
международными эталонами
не прослеживается?
|
п.
9.7
|
|
|
38.
|
Имеются
ли у ЭО эталоны
для сравнения и исполь-
зуются ли они для поверки
средств измерения и ни для
каких других целей?
Поверяются ли эталоны для
сравнения компетентным
органом, который обеспечи-
вает связь с национальными
или международными
эталонами?
|
п.
9.8
|
|
|
39.
|
Проверяется
ли в соответ-
ствующих случаях оборудо-
вание в процессе эксплуа-
тации между регулярными
повторными поверками?
|
п.
9.9
|
|
|
40.
|
Привязаны
ли эталонные
материалы к национальным
или международным
эталонным материалам?
|
п.
9.10
|
|
|
41.
|
Имеются
ли в ЭО в целях
обеспечения качества
экспертных услуг методики
для:
a) выбора квалифицированных
поставщиков;
b) выпуска соответствующих
документов на покупку;
c) контроля получаемых
материалов;
d) обеспечения подходящего
складского оборудования?
|
п.
9.11
|
|
|
42.
|
Проводится
ли в случае
необходимости с соответ-
ствующими интервалами
оценка состояния хранящихся
на складе изделий?
|
п.
9.12
|
|
|
43.
|
Обеспечивается
ли в ЭО в
случае использования для
экспертизы компьютеры или
автоматизированное
оборудование:
a) проверка программных
средств, чтобы была
гарантия их адекватности
для использования;
b) разработка и выполнение
методик для защиты
целостности данных;
c) техническое обслуживание
компьютера и автоматизиро-
ванного оборудования для
обеспечения их правильного
функционирования;
d) разработка и выполнение
методик для обеспечения
защиты данных?
|
п.
9.13
|
|
|
44.
|
Имеются
ли в ЭО письменные
процедуры для обращения с
поврежденным оборудованием?
Исключено ли поврежденное
оборудование из обслужива-
ния путем выделения,
четкого обозначения или
маркировки?
Анализирует ли ЭО влияние
дефектов на предыдущие
проверки (экспертизы)?
|
п.
9.14
|
|
|
45.
|
Записана
ли на оборудовании
соответствующая информация,
которая обычно включает
идентификационные данные,
данные о поверке и
техническом обслуживании?
|
п.
9.15
|
|
|
46.
|
Использует
ли ЭО для
экспертизы методы и
процедуры, установленные в
требованиях международного
стандарта ISO/IEC
17020:1998, относительно
которых должно определяться
соответствие?
|
п.
10.1
|
|
|
47.
|
Использует
ли ЭО соответ-
ствующие письменные
инструкции по планированию
экспертизы и по стандартным
методам выборки и эксперти-
зы, для которых отсутствие
таких инструкций могло бы
понизить эффективность
процесса экспертизы?
Для этого требуются
достаточные знания статис-
тических методов, чтобы
обеспечить статистически
достоверные процедуры
выборочного контроля и
правильную обработку и
интерпретацию результатов
|
п.
10.2
|
|
|
48.
|
При
использовании ЭО
нестандартных методов или
процедур, фиксируются ли
они документально?
|
п.
10.3
|
|
|
49.
|
Поддерживаются
ли на уровне
современных требований и
легко доступны ли персоналу
все инструкции, стандарты
или письменно зафиксиро-
ванные процедуры, ведомости
выполняемых работ, перечни
контрольных вопросов и
справочные данные,
необходимые для работы
контролирующего органа,
должны поддерживаться?
|
п.
10.4
|
|
|
50.
|
Имеет
ли ЭО систему контро-
ля контрактов или рабочих
заказов, обеспечивающую,
чтобы:
a) принимаемая работа
соответствовала его
компетентности и органи-
зация имела соответствующие
ресурсы для удовлетворения
необходимых требований;
b) требования заказчиков
на услуги по проведению
экспертизы были адекватно
определены, а специальные
условия понятны так, чтобы
для персонала, выполняющего
требуемые обязанности,
можно было подготовить
четкие инструкции;
c) выполняемая работа
контролировалась регулярны-
ми проверками и корректи-
рующими действиями;
d) законченная работа была
проверена для подтверждения
соответствия выдвинутым
требованиям
|
п.
10.5
|
|
|
51.
|
Фиксируются
ли своевременно
наблюдения и (или) данные,
полученные в ходе эксперти-
зы, чтобы предотвратить
потерю информации?
|
п.
10.6
|
|
|
52.
|
Проводится
ли соответству-
ющая проверка всех вычис-
лений и передачи данных?
|
п.
10.7
|
|
|
53.
|
Имеет
ли ЭО письменные
инструкции для безопасного
проведения контроля?
|
п.
10.8
|
|
|
54.
|
Обеспечивает
ли ЭО уникаль-
ную идентификацию образцов
и изделий, подлежащих
экспертизе, чтобы во всех
случаях не возникала
путаница относительно их
идентичности?
|
п.
11.1
|
|
|
55.
|
Регистрируются
ли любые
явные отклонения от нормы,
сообщенные эксперту или
замеченные им до начала
контроля?
Проводятся ли консультации
с клиентом до начала
работы в случае каких-либо
сомнений относительно
пригодности изделия для
предстоящей экспертизы или
несоответствия изделия
представленному описанию?
|
п.
11.2
|
|
|
56.
|
Организована
ли в ЭО
работа по установлению
того, что была выполнена
вся необходимая подготовка
для изделия или такая
подготовка по запросу
клиента проведена ЭО?
|
п.
11.3
|
|
|
57.
|
Имеет
ли ЭО письменные
процедуры и соответствующие
технические средства во
избежание повреждений или
порчи контролируемых изде-
лий, когда они находятся
под его ответственностью?
|
п.
11.4
|
|
|
58.
|
Ведет
ли ЭО протокольную
систему в соответствии с
конкретными обстоятельст-
вами и применяемыми
правилами?
|
п.
12.1
|
|
|
59.
|
Включают
ли протоколы (от-
четы, заключения эксперти-
зы) достаточно информации,
чтобы можно было сделать
удовлетворительную оценку
экспертизы?
|
п.
12.2
|
|
|
60.
|
Обеспечено
ли в ЭО надежное
хранение протоколов (отче-
тов, заключений экспертизы)
в течение установленного
периода с обеспечением
клиенту безопасности и
конфидециальности, если
законом не предусмотрены
иные требования?
|
п.
12.3
|
|
|
61.
|
Отражается
ли работа,
проведенная ЭО, в протоколе
экспертизы (заключении
экспертизы) и (или)
сертификате экспертизы?
|
п.
13.1
|
|
|
62.
|
Включает
ли протокол
экспертизы (заключение
экспертизы) все результаты
проверок и определение
соответствия, сделанное на
основе этих результатов, а
также всю информацию,
необходимую для их
понимания и интерпретации?
Протоколируется ли вся эта
информация правильно, точно
и ясно? Если протокол
контроля или сертификат
контроля (заключение
экспертизы) содержит
результаты, представленные
подрядчиками, идентифици-
руются ли эти результаты
четко?
|
п.
13.2
|
|
|
63.
|
Подписываются
ли или
утверждаются иным способом
протоколы контроля и сер-
тификаты контроля (заклю-
чения экспертизы) только
уполномоченными
работниками?
|
п.
13.3
|
|
|
64.
|
Регистрируются
и подтверж-
даются ли согласно
требованиям международного
стандарта ISO/IEC
17020:1998 исправления или
добавления к протоколу кон-
троля или сертификату кон-
троля (заключению эксперти-
зы) после их выпуска?
|
п.
13.4
|
|
|
65.
|
Выполняет
ли обычно ЭО
экспертизу самостоятельно?
|
п.
14.1
|
|
|
66.
|
Гарантирует
ли ЭО и в
случае необходимости
демонстрирует при передаче
по договору части экспер-
тизы, что его субподрядчик
является компетентным для
выполнения данной услуги и
удовлетворяет критериям,
установленным в
соответствующем стандарте
серии EN 45000?
Консультируется ли ЭО с
клиентом о своем намерении
передать часть экспертизы
субподрядчику?
Обеспечивается ли приемле-
мость субподрядчика для
клиента?
|
п.
14.2
|
|
|
67.
|
Записывает
и сохраняет ли
ЭО данные своего анализа
компетентности и соответ-
ствия субподрядчиков?
Ведет ли ЭО учет всех
своих субдоговоров?
|
п.
14.3
|
|
|
68.
|
Имеется
ли у ЭО доступ к
квалифицированному и
опытному лицу, которое
может провести независимую
оценку результатов субдо-
говорной деятельности?
|
п.
14.4
|
|
|
69.
|
Имеются
ли в ЭО методики
для работы с жалобами,
получаемыми от клиентов
или других сторон о
деятельности ЭО?
|
п.
15.1
|
|
|
70.
|
Располагает
ли ЭО письмен-
ными методиками для
рассмотрения и разрешения
апелляций относительно
результатов экспертизы,
проводимых официально наз-
наченными представителями?
|
п.
15.2
|
|
|
71.
|
Ведется
ли в ЭО учет всех
жалоб, апелляций и предпри-
нятых ответных действий?
|
п.
15.3
|
|
|
72.
|
Участвует
ли ЭО в обмене
опытом с другими ЭО и в
соответствующих процессах
стандартизации?
|
п.
16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель организации заявителя
_________________________
(Ф.И.О.,
подпись)
Приложение
8
ФОРМА АКТА
ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ЭО)
_______________________________ _______________
(место проверки, указать город) (дата проверки)
АКТ <3>
___________________________________________________________________________
(наименование организации-заявителя, юридический адрес)
___________________________________________________________________________
(наименование подразделения
<4>, фактический адрес по которому проводилась
проверка)
в
качестве Экспертной организации
(ЭО) типа независимости (А, В, С) <5>
Единой
системы оценки соответствия в области промышленной,
экологической
безопасности, безопасности в энергетике и
строительстве. Комиссия Органа по
аккредитации - ОАО "НТЦ "Промышленная
безопасность" в составе:
Председатель __________________________________________________________
(Ф.И.О. ведущего
эксперта по аккредитации)
Члены
комиссии: _______________________________________________________
(Ф.И.О. и должность
члена комиссии) <6>
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. и должность члена комиссии)
провела оценку на месте
___________________________________________________
(наименование
организации-заявителя)
на соответствие требованиям
ISO/IEC
17020:1998, EA IAF/ILAC - А4:2004,
СДА-01-2009, СДА-11-2009 в
заявленной области аккредитации:
___________________________________________________________________________
(область
аккредитации)
При
проверке установлено:
Проверяемый критерий
|
Пункты требований нормативных
документов
|
Комментарии,
замечания
|
1.
Административные
требования
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
3,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 3,
СДА-11-2009, п. 4
|
|
2.
Независимость,
беспристрастность и
объективность
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
4,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 4,
СДА-11-2009, п. 5
|
|
3.
Конфиденциальность
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
5,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 5,
СДА-11-2009, п. 6
|
|
4.
Организация и
управление
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
6,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 6,
СДА-11-2009, п. 7
|
|
5.
Система менеджмента
качества:
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
7,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7,
СДА-11-2009, п. 8
|
|
5.1.
Политика в области
качества
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
7.1,
СДА-11-2009, п. 8
|
|
5.2.
Руководство по
качеству
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
7.3,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7.3,
СДА-11-2009, п. 8
|
|
5.3.
Ответственный за
обеспечение качества
|
ISO/IEC
17020:1998, п. п. 7.4, 7.5,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7.4 "а",
СДА-11-2009, п. 8
|
|
5.4.
Управление
документацией
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
7.6,
СДА-11-2009, п. 8
|
|
5.5.
Внутренние аудиты
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
7.7,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7.7,
СДА-11-2009, п. 8,
|
|
5.6.
Корректирующие
действия
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
7.8,
СДА-11-2009, п. 8
|
|
5.7.
Анализ со стороны
руководства
|
ISO/IEC
17020:1998, п. 7.9,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7.9 "а",
СДА-11-2009, п. 8
|
|
6.
Персонал:
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
8,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 8,
СДА-11-2009, п. 9
|
|
6.1.
Наличие штатного и
привлекаемого персонала
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
8.1,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 8.1,
СДА-11-2009, п. 9
|
|
6.2.
Квалификация,
опыт, наличие
аттестации
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
8.2,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 8.2,
СДА-11-2009, п. 9
|
|
6.3.
Обучение и
повышение квалификации
|
ISO/IEC 17020:1998, п. п.
8.3, 8.4,
СДА-11-2009, п. 9
|
|
7.
Технические средства
и оборудование
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
9,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 9,
СДА-11-2009, п. 10
|
|
8.
Методы экспертизы и
процедуры
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
10,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 10,
СДА-11-2009, п. 11
|
|
9.
Обращение с
объектами экспертизы
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
11,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 11,
СДА-11-2009, п. 12
|
|
10.
Отчеты и заключения
экспертизы
|
ISO/IEC 17020:1998, п. п.
12, 13,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. п. 12, 13,
СДА-11-2009, п. 14
|
|
11.
Заключение договора
с субподрядными
организациями
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
14,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 14,
СДА-11-2009, п. 15
|
|
12.
Жалобы и обращения
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
15,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 15,
СДА-11-2009, п. 16
|
|
13.
Сотрудничество
|
ISO/IEC 17020:1998, п.
16,
EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 16,
СДА-11-2009, п. 17
|
|
14.
Использование сим-
волов аккредитации <7>
|
СДА-22-2009
|
|
Особое
мнение:
___________________________________________________________________________
Ф.И.О. и должности сотрудников экспертной организации,
предоставивших
информацию при проведении оценки:
1.
2.
3.
Дополнительная информация, использованная комиссией:
- отзывы
организаций-заказчиков;
- отзывы
федеральных органов исполнительной власти.
Заключение
комиссии:
Вариант 1 (при установлении возможности аккредитовать
заявителя после
устранения несоответствий).
1. Организация-заявитель может
быть аккредитована после устранения
выявленных несоответствий <8>:
___________________________________________________________________________
(формулировка несоответствий, срок реализации корректирующих действий)
2. В
случае устранения несоответствий, указанных
в акте оценки,
рекомендовать
направить документы в Комиссию по аккредитации для решения
вопроса об аккредитации в следующей области
аккредитации <9>:
___________________________________________________________________________
(область
аккредитации)
Вариант 2 (при
установлении возможности
аккредитовать заявителя при
отсутствии несоответствий).
Рекомендовать направить документы
в Комиссию по
аккредитации для
решения вопроса об аккредитации в следующей области
аккредитации <10>:
___________________________________________________________________________
(область
аккредитации)
Члены
комиссии:
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. и
подпись члена комиссии - ведущего эксперта по аккредитации)
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. и подпись члена комиссии)
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. и подпись члена комиссии)
Представитель проверяемой организации
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О.,
должность и подпись представителя проверяемой организации)
Ознакомлен:
Представитель Органа по аккредитации
______________________________________
--------------------------------
<3>
Возможны варианты: акт оценки на месте, акт инспекционного контроля или акт
повторной оценки.
<4> В случае если функции экспертной организации
осуществляет обособленное подразделение.
<5> Выбрать нужное.
<6>
Эксперт по аккредитации, технический специалист.
<7> Проверяется в случае инспекционного контроля или
повторной оценки.
<8> В случае инспекционного контроля/повторной оценки:
Аккредитация ЭО может быть подтверждена/продлена после
устранения выявленных несоответствий.
<9> В случае инспекционного контроля настоящий пункт
отсутствует. В случае повторной оценки: В случае устранения несоответствий,
указанных в акте, рекомендовать направить документы в Орган по аккредитации для
решения вопроса о продлении аккредитации в следующей области аккредитации.
<10> В случае инспекционного контроля/повторной оценки:
Рекомендовать направить документы в Орган по аккредитации для
решения вопроса о подтверждении/продлении аккредитации в следующей области
аккредитации.
Приложение 9
ФОРМА
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ АККРЕДИТАЦИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Единая
система оценки соответствия в области промышленной,
экологической безопасности, безопасности
в энергетике и
строительстве
Орган по аккредитации - ОАО "НТЦ
"Промышленная безопасность"
Логотип Органа по аккредитации
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ
АККРЕДИТАЦИИ
N ЭО-ХХХХХ
___________________________________________________________________________
(наименование
организации)
___________________________________________________________________________
(краткое наименование организации)
___________________________________________________________________________
(юридический адрес)
___________________________________________________________________________
(фактический адрес)
<11>
Перечень филиалов
и структурных подразделений, на
которые
распространяется действие настоящего свидетельства
об аккредитации: <12>
___________________________________________________________________________
Организация аккредитована в качестве экспертной организации, типа _____
<13> в
соответствии с ISO/IEC 17020:1998 "Общие критерии работы различных
типов
контролирующих органов" и
СДА-11-2009 "Требования к экспертным
организациям".
Область аккредитации согласно приложению.
Действительно с
__.__.____ г.
Действительно до __.__.____ г.
без приложения недействительно
(приложение на ___ листе(ах))
М.П. Руководитель
__________________________ /__________________________/
--------------------------------
<11> Если организация имеет филиалы и (или) структурные
подразделения, прошедшие аккредитацию, то данная строка не заполняется.
<12> Заполняется, если есть филиалы и (или) структурные
подразделения, прошедшие аккредитацию.
<13> Указывается тип независимости: А, В, С.
Приложение
10
ФОРМА
ПРИЛОЖЕНИЯ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ ОБ АККРЕДИТАЦИИ
ЭКСПЕРТНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Единая
система оценки соответствия в области промышленной,
экологической безопасности, безопасности
в энергетике и
строительстве
Орган по аккредитации - ОАО "НТЦ
"Промышленная безопасность"
Логотип Органа по аккредитации
ПРИЛОЖЕНИЕ
От __.__.____ г.
к свидетельству об аккредитации
N ЭО-ХХХХХ
От __.__.____ г.
На _____
листе(ах) Лист
_____
Область аккредитации
<14>
Тип _____
N
п/п
|
Наименование области аккредитации
|
Нормативные
документы
|
|
|
|
|
|
|
____________________________ <15>
М.П.
Руководитель
__________________________ /__________________________/
--------------------------------
<14>
Порядковый номер и формулировка согласно Перечню областей аккредитации,
принятому решением бюро Наблюдательного совета от __.__.__ N ___.
<15> Указываются протокол заседания Комиссии по аккредитации
или решение Органа по аккредитации о продлении аккредитации N __ от __.__.____
г.
Приложение
11
ФОРМА
ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕННЫХ КОРРЕКТИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЯХ
N
п/п
|
Выявленные
несоответ-
ствия
|
Коррек-
ции
|
Корректи-
рующие
действия
|
Предупреждаю-
щие действия
|
Оценка эффективности
корректирующих действий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Приложения:
1.
2.
Приложение
12
ОБЛАСТЬ
ЭКСПЕРТИЗЫ И РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЧАСТИ
АНАЛИЗА РИСКА
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Область экспертизы
документации в части анализа риска опасных производственных объектов
предназначена для аккредитации организаций и аттестации (сертификации)
экспертов, специализирующихся на работах по анализу опасностей и оценке риска
аварии.
К документации в
части анализа риска опасных производственных объектов относятся документы,
содержащие количественную или качественную (экспертную) оценку риска аварий, в
том числе анализ безопасности с применением методов анализа опасностей и
работоспособности (HAZOP), анализа видов и последствий отказов, а также оценку
возможных последствий аварий.
К документации в
части анализа риска относятся:
части (разделы)
проектной документации на строительство опасных производственных объектов, в
которых приводятся результаты анализа риска (в том числе оценки воздействия
объекта на окружающую природную среду);
паспорта
безопасности предприятий (опасных объектов), планы по ликвидации аварийных
ситуаций и иные документы по анализу риска, выполненные по заказам органов
исполнительной власти, предприятий, страховых компаний и (или) органов местного
самоуправления.
Экспертизе
документации в части анализа риска могут подлежать материалы, выполненные в
соответствии с требованиями промышленной безопасности, регламентирующими
необходимость проведения анализа (оценки) риска, в том числе материалы,
выполненные в соответствии с положениями следующих документов:
нормативных
правовых актов по декларированию промышленной безопасности: Порядок оформления
декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и
перечень сведений, включаемых в нее (РД-03-14-2005), утвержденный Приказом
Ростехнадзора от 29.11.05 N 893, зарегистрированным Минюстом России 17.01.06,
регистрационный N 7375; Правил экспертизы декларации
промышленной безопасности (ПБ 03-314-99), утвержденных Постановлением
Госгортехнадзора России от 07.09.99 N 65, зарегистрированным Минюстом России
01.10.99, регистрационный N 1920, с изменениями N 1 [ПБИ 03-393(314)-00],
утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.00 N 61,
зарегистрированным Минюстом России 30.11.00, регистрационный N 2476;
Постановления
Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе
разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
Правил
безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03), утвержденных
Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.03 N 56, зарегистрированным
Минюстом России 20.06.03, регистрационный N 4812;
Порядка разработки,
согласования, утверждения и состава обоснования инвестиций в строительство
предприятий, зданий и сооружений (в части п. 4.3 СП 11-101-95);
Инструкции о
порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации
на строительство предприятий, зданий и сооружений (в части п. 4.1.3 СНиП
11-01-95);
Порядка разработки
и состава раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проектов
строительства" (СП 11-107-98), утвержденного МЧС России;
Методических
указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций
(ПЛАС) на химико-технологических объектах (РД 09-536-03), утвержденных
Постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.03 N 14, зарегистрированным
Минюстом России 25.04.03, регистрационный N 4453;
Постановления
Правительства Российской Федерации от 21.08.00 N 613 "О неотложных мерах
по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"
(включая "Основные требования к разработке планов по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов");
Постановления
Правительства Российской Федерации от 15.04.02 N 240 "О порядке
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
на территории Российской Федерации" (включая "Порядок организации
мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации");
Положения
об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии
России от 16.05.00 N 372, зарегистрированным Минюстом России 04.07.00,
регистрационный N 2302.