МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 31 июля 2009 г. N 662
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ
ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО
ЦИКЛА
В соответствии с п.
10.11 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2008, N 22, ст. 2581), приказываю:
1. Утвердить и
ввести в действие прилагаемую Типовую программу инспекции безопасности объектов
ядерного топливного цикла (РД-06-02-2009).
2. Типовую
программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла
(РД-05-02-2003), утвержденную Приказом Федерального надзора России по ядерной и
радиационной безопасности от 24 апреля 2003 г. N 41, считать утратившей силу и
не подлежащей применению.
И.о. руководителя
Б.А.КРАСНЫХ
Утверждена
Приказом
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 31 июля 2009 г.
N 662
Введена в действие
с 31 июля 2009 года
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО
ЦИКЛА
РД-06-02-2009
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Типовая программа инспекции безопасности объектов ядерного
топливного цикла (далее - Типовая программа) разработана на основании статей 23
и 25 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N
48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 45, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3606; 2006, N
52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30,
ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17); пунктов 5, 19 и 20 Положения о
лицензировании деятельности в области использования атомной энергии,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997
г. N 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3528;
2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 560; Российская газета, N 22, 02.02.2007);
пункта 27 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных
материалов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6
мая 2008 г. N 352; Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных
установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456; пункта
5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору", с изменениями, внесенными
в указанное Положение Постановлением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2008 г. N 404, а также Положения об организации государственного надзора за
безопасностью при использовании атомной энергии
(РД-03-43-98).
2. Типовая
программа устанавливает основные направления инспекций безопасности объектов
ядерного топливного цикла (ОЯТЦ) и определяет для каждого из этих направлений
типовой перечень вопросов инспектирования.
3. Типовая
программа является основой для составления рабочих программ комплексных и целевых
инспекций безопасности ОЯТЦ (указания по составлению рабочей программы
комплексной и целевой инспекций безопасности конкретного ОЯТЦ приведены в
Приложении к Типовой программе).
Типовая программа
при необходимости может использоваться для составления рабочих программ
оперативных инспекций ОЯТЦ. Решение о необходимости составления программы
оперативной инспекции принимает руководитель структурного подразделения
территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору, принявший решение о проведении этой инспекции.
4. В Типовой
программе под проверкой организационно-распорядительного документа (приказа,
положения, инструкции и т.д.) понимается установление факта его наличия и
определение соответствия изложенных в нем требований положениям законодательных
актов, нормативных и руководящих документов, являющихся основой для разработки
данного документа.
5. В Типовой
программе используются термины, установленные в федеральных нормах и правилах:
Общие положения
обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (НП-016-05);
Правила ядерной
безопасности для объектов ядерного топливного цикла (НП-063-05).
II.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНСПЕКЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОЯТЦ
5. Инспекции
безопасности ОЯТЦ проводятся, как правило, по следующим направлениям:
а) организационное
обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;
б) техническое
обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;
в) организационное
обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;
г) техническое
обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;
д) обеспечение
технической безопасности ОЯТЦ;
е) обеспечение
безопасности при транспортировании ядерных материалов, изделий на их основе,
отработавшего ядерного топлива;
ж) обеспечение
безопасности при обращении с радиоактивными отходами;
з) организация и
осуществление подготовки и допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно- и радиационно опасным работам;
и) обеспечение
учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов (РАО);
к) обеспечение
физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных
установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов,
радиоактивных веществ и хранилищ РАО.
6. Направления
инспекции безопасности конкретного ОЯТЦ определяются должностным лицом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
принявшим решение о проведении инспекции.
III.
ТИПОВЫЕ ПЕРЕЧНИ ВОПРОСОВ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ
НАПРАВЛЕНИЯМ
ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОЯТЦ
7. В части,
относящейся к направлению "Организационное обеспечение ядерной
безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
7.1.
Наличие у ОЯТЦ нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов
соответствующего органа государственного управления использованием атомной
энергии, определяющих требования к обеспечению ядерной и радиационной
безопасности ОЯТЦ при осуществлении ОЯТЦ деятельности в области использования
атомной энергии.
7.2. Наличие у ОЯТЦ
лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию согласно
Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной
энергии, и выполнение условий действия лицензии в части, касающейся обеспечения
ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ и отчетности о ее
состоянии.
7.3. Наличие
лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору у организаций, привлекаемых эксплуатирующей организацией для выполнения
работ и оказания услуг, влияющих на обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ,
деятельность которых подлежит лицензированию согласно Положению о
лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.
7.4. Наличие
документального подтверждения финансового обеспечения гражданско-правовой
ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в
результате деятельности ОЯТЦ, установленного статьей 56 Федерального закона
"Об использовании атомной энергии".
7.5. Наличие
разрешений на ввод объектов ОЯТЦ в эксплуатацию (в том числе после проведения
их реконструкции, модернизации, модификации, не предусмотренных регламентом и
влияющих на ядерную и радиационную безопасность).
7.6. Наличие и
полнота перечня нормативных документов, требования которых в части ядерной и
радиационной безопасности распространяются на ОЯТЦ. Фактическое наличие
нормативных документов.
7.7. Наличие и
соблюдение требований документов, определяющих порядок ввода в действие,
пересмотра и внесения изменений в документы предприятия.
7.8. Наличие
утвержденного в установленном порядке перечня ядерно опасных участков с
указанием их границ.
7.9. Наличие
заключений по ядерной безопасности, выданных в установленном порядке, и
выполнение их требований.
7.10.
Наличие, содержание и выполнение требований организационно-распорядительных
документов, утвержденных руководством ОЯТЦ и разработанных в целях обеспечения
ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ в соответствии с уставом предприятия,
требованиями федеральных норм и правил, отраслевых нормативных документов,
стандартов предприятия. Наличие приказов о назначении должностных лиц,
ответственных за организацию и обеспечение ядерной и радиационной безопасности
ОЯТЦ.
7.11. Наличие и
выполнение мероприятий по устранению отступлений от требований нормативных
документов по ядерной и радиационной безопасности или компенсирующих эти
отступления.
7.12. Организация
исполнения работ по замечаниям, изложенным в предписаниях Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору. Наличие и содержание
планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, а также выполнение этих
планов.
7.13. Наличие
графиков и актов проверок ядерной безопасности службой ядерной безопасности
ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний. Наличие
планов мероприятий по повышению уровня ядерной безопасности ОЯТЦ и ход их
выполнения.
7.14. Организация
контроля соблюдения требований ядерной безопасности. Организация обеспечения и
контроля параметров ядерной безопасности технологических процессов. Система
контроля норм загрузки (концентрации), закладки, накопления ядерных материалов
в оборудовании, наличие графиков контроля и журналов регистрации результатов
контроля.
7.15. Документация,
подтверждающая наличие системы контроля геометрических форм и размеров
оборудования, в котором перерабатываются и хранятся ядерные материалы.
7.16. Организация
системы контроля взаимного расположения оборудования, упаковок, наличия и
эффективности нейтронпоглощающих свойств конструкционных материалов.
7.17.
Организация разработки, учета, обеспечения рабочих мест нормативной,
организационно-распорядительной, проектной, конструкторской, эксплуатационной
технологической документацией, порядок внесения изменений, порядок ознакомления
персонала с документацией. Соблюдение требований к ведению оперативной и
отчетной документации при эксплуатации ОЯТЦ.
7.18. Организация
эксплуатации ОЯТЦ в соответствии с технологическими регламентами, инструкциями
по эксплуатации и другой эксплуатационной документацией.
7.19. Порядок
проведения мероприятий по внесению изменений в конструкцию, влияющих на
безопасность систем (элементов) ОЯТЦ.
7.20. Наличие и
содержание должностных инструкций, положений о подразделениях, определяющих
обязанности и права персонала и руководства ОЯТЦ.
7.21. Наличие и соблюдение графиков замены опасного оборудования на
безопасное или на оборудование с повышенным коэффициентом запаса.
7.22.
Организация и обеспечение проведения противоаварийных мероприятий, в том числе:
- наличие в
проектной документации ОЯТЦ перечня потенциальных радиационных аварий с
прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
- наличие в
документации ОЯТЦ критериев принятия решения при возникновении радиационной
аварии;
- наличие,
содержание и выполнение планов мероприятий по защите работников (персонала) и
населения от радиационной аварии и ликвидации ее последствий, согласованных в
установленном порядке;
- наличие и
содержание планов и графиков проведения противоаварийных тренировок;
- наличие и
содержание инструкций по проведению противоаварийных тренировок;
- наличие и
содержание инструкций, определяющих действия персонала при возникновении предаварийных
ситуаций, аварий и при ликвидации последствий аварий;
- наличие
утвержденных маршрутов эвакуации, пунктов сбора персонала, наличие в помещениях
ОЯТЦ указателей маршрутов эвакуации;
- оборудование
пунктов сбора персонала приборами для контроля радиационной обстановки, оценки
доз, полученных персоналом, уровней поверхностных загрязнений средств защиты,
одежды и кожных покровов, проведение работ по санитарной обработке персонала и
оказанию первой помощи пострадавшим;
- обеспеченность
персонала средствами индивидуальной защиты, наличие аварийных запасов средств
индивидуальной защиты, средств первой помощи пострадавшим при аварии,
дозиметрических приборов;
- наличие и
состояние основных и дублирующих средств связи, а
также средств оповещения об аварии, наличие и содержание схем оповещения;
- обеспеченность
ОЯТЦ техническими средствами ликвидации последствий аварий.
7.23. Организация
расследования и учета нарушений в работе ОЯТЦ. Наличие и содержание отчетов о
расследовании нарушений в работе ОЯТЦ. Выполнение на ОЯТЦ мероприятий по
результатам расследования нарушений.
7.24. Наличие
аттестованных в установленном порядке расчетных компьютерных программ,
использованных для обоснования безопасности ОЯТЦ.
Примечание.
Вопросы, изложенные в п. п. 7.1 - 7.7, 7.10 - 7.12, 7.17 - 7.20, 7.22 - 7.24
настоящей Типовой программы, рассматриваются с точки зрения, касающейся ядерной
безопасности.
8. В части,
относящейся к направлению "Техническое обеспечение ядерной безопасности
ОЯТЦ", проверке подлежат:
8.1. Наличие
и содержание перечня систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ,
подлежащих периодическим проверкам и испытаниям. Наличие программ, методик,
графиков этих проверок. Соблюдение установленной проектом периодичности
проверок и испытаний.
8.2. Соответствие
размещения оборудования проекту.
8.3. Соответствие
состояния и характеристик систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ,
требованиям нормативных документов и установленным проектом ОЯТЦ
характеристикам.
8.4. Соответствие
режимов эксплуатации ОЯТЦ требованиям проектной и нормативной документации.
Соблюдение требований технологического регламента, инструкций по эксплуатации
систем (элементов) ОЯТЦ, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность.
Порядок проверки закладки и накопления ядерных материалов в оборудовании.
8.5. Состояние
метрологического обеспечения измерительных средств, используемых для контроля
параметров ядерной и радиационной безопасности. Организация поверки
измерительной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов. Наличие и
выполнение графиков поверки.
8.6. Обоснованность
использования опасного оборудования и оборудования с повышенным коэффициентом
запаса.
8.7.
Порядок ввода в эксплуатацию ядерно- и радиационно
опасных объектов, нового оборудования и аппаратов, используемых при проведении
ядерно- и радиационно опасных работ, организация контроля основных параметров
оборудования.
8.8. Наличие и
соответствие системы аварийной сигнализации (САС) о возникновения
самоподдерживающейся цепной реакции (СЦР) требованиям нормативной документации,
в том числе:
- наличие
обоснования установки или отказа от установки САС, согласованного в
установленном порядке;
- наличие средств
радиационного контроля для оценки уровней внешнего и внутреннего облучения
персонала при возникновении СЦР при выполнении разовых работ с ядерными
материалами на производственном участке ОЯТЦ, не оснащенном стационарной САС,
наличие приборов радиационного контроля с автоматическими звуковыми
сигнализирующими устройствами о превышении порога срабатывания и о немедленной
эвакуации персонала;
- соответствие
характеристик блоков детектирования, устройств обработки сигнала, средств звуковой и световой сигнализации требованиям
нормативной документации;
- обоснование
расположения блоков детектирования САС;
- соответствие
показателей надежности САС требованиям нормативной документации:
количество ложных
срабатываний САС (не более двух раз в год);
возможность
проверки работоспособности и настройки САС;
наличие систем
самодиагностирования с выдачей звуковых и/или световых сигналов о
неработоспособности системы в постоянно обслуживаемое помещение;
конструктивная
защищенность встроенных устройств для регулировок рабочих
параметров САС от несанкционированных действий персонала;
состояние
электросетей, питающих САС (промышленные электросети первой категории);
- наличие
документации:
техническое задание
на разработку средств САС и проекты САС для объектов с ядерными материалами,
согласованные в установленном порядке;
схема расположения
блоков детектирования САС с указанием ядерно опасного оборудования и мест
хранения ядерных материалов на ядерно опасных объектах;
схема маршрутов
немедленной эвакуации с указанием пунктов сбора персонала;
инструкция по
действиям персонала в случае срабатывания САС;
план ликвидации
аварий, связанных с возникновением СЦР;
- наличие
документально оформленных результатов проверки работоспособности САС;
- наличие
биологической защиты от излучения при СЦР в помещениях, где расположены пульты
управления и контроля за технологическими и производственными процессами, а
также службы радиационного контроля, которые не могут быть покинуты персоналом
во время возникновения СЦР, или размещение их за пределами ядерно опасной зоны.
8.9.
Наличие средств пожаротушения.
8.10. Организация и
проведение ремонтных работ систем и оборудования, важных для безопасности.
Наличие и содержание графиков проведения планово-предупредительных и
капитальных ремонтов систем, оборудования, элементов ОЯТЦ. Соответствие
фактически выполненных мероприятий графикам.
8.11. Организация
контроля установленного срока службы систем и оборудования, важных для
безопасности:
- организация
установления остаточного ресурса систем и оборудования в процессе эксплуатации;
- мероприятия по
замене оборудования и других элементов, выработавших свой ресурс;
- порядок продления
срока эксплуатации систем, оборудования ОЯТЦ;
- наличие методик
определения остаточного ресурса.
8.12. Наличие
документов для регистрации и хранения информации об отказах систем (устройств),
оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ. Состояние, содержание
документов. Мероприятия по результатам анализа информации об отказах систем
(устройств), оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ.
8.13. Наличие и
состояние средств сбора, обработки, регистрации и хранения информации
об отказах влияющего на безопасность оборудования, нарушениях нормальной
эксплуатации, предаварийных ситуациях и авариях.
8.14. Наличие
оборудования, аппаратуры, подлежащих сертификации в Системе сертификации
оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных
источников и пунктов хранения. Наличие сертификатов соответствия. Наличие актов
инспекционного контроля оборудования, аппаратуры органом, выдавшим сертификат
соответствия.
Примечание.
Вопросы, изложенные в п. п. 8.1 - 8.5, 8.7, 8.9 - 8.14 настоящей Типовой
программы, рассматриваются с точки зрения, касающейся ядерной безопасности.
9. В части, относящейся
к направлению "Организационное обеспечение радиационной безопасности
ОЯТЦ", проверке подлежат:
9.1. Вопросы,
изложенные в п. п. 7.1 - 7.7, 7.10 - 7.12, 7.17 - 7.20, 7.22 - 7.24 настоящей
Типовой программы, в части, касающейся радиационной безопасности.
9.2. Наличие
оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии условий и способов транспортирования радиоактивных веществ и
ядерных материалов, устройств и установок с источниками излучения и
радиоактивных отходов санитарным правилам. Наличие оформленных в установленном
порядке санитарно-эпидемиологических заключений на право работы с источниками
ионизирующего излучения. Соответствие проводимых на объектах ОЯТЦ работ
условиям, установленным санитарно-эпидемиологическими заключениями.
9.3. Наличие
оформленного в установленном порядке документа, устанавливающего категорию
потенциальной радиационной опасности ОЯТЦ.
9.4. Наличие
графиков и актов проверок радиационной безопасности службой радиационной
безопасности ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению
замечаний.
9.5. Наличие
санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения. Соответствие санитарно-защитной зоны
ее проекту. Соответствие организации и осуществления контроля радиационной
обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения требованиям нормативных
документов.
9.6. Наличие
оформленного в установленном порядке санитарно-гигиенического паспорта
организации, в которую входит ОЯТЦ, и территории, на которой он расположен.
9.7. Наличие
оформленных в установленном порядке разрешений на сбросы и выбросы
радиоактивных веществ. Соблюдение ОЯТЦ разрешенных выбросов и сбросов
радиоактивных веществ.
9.8. Соответствие
организации радиационного контроля требованиям нормативных документов. Наличие
разрешительных документов, устанавливающих контрольные и рабочие уровни
основных дозовых пределов. Наличие разработанных и введенных в действие в
установленном порядке методик контроля параметров радиационной безопасности.
Наличие средств измерения параметров радиационной безопасности, их поверка и
калибровка.
9.9. Порядок
контроля при вывозе оборудования и материалов с территории объектов в части
обеспечения радиационной безопасности.
9.10. Порядок
обращения с РАО, в том числе:
- порядок сбора и
подготовки РАО для хранения и захоронения;
- наличие журналов
учета, паспортов на партии РАО, актов комиссий по инвентаризации РАО;
- наличие на
предприятии установок по переработке РАО; соответствие условий переработки РАО
требованиям нормативной документации;
- порядок транспортирования
РАО (санитарно-эпидемиологическое заключение на транспортные средства,
транспортные упаковки, контейнеры, цистерны и емкости для перевозки РАО);
- согласованность с
органами Госавтоинспекции маршрутов транспортирования РАО по дорогам общего
пользования;
- организация и
осуществление радиационного контроля за безопасностью
при транспортировании РАО;
- порядок
хранения (захоронения) РАО; фактическое состояние (характеристика) РАО,
направляемых на захоронение; соответствие пунктов хранения (захоронения) РАО
проектной документации, наличие разрешений на ввод в эксплуатацию,
санитарно-эпидемиологических заключений;
- планируемые и
проведенные мероприятия по уменьшению объемов РАО.
9.11. Наличие
приказов о назначении ответственных за учет и хранение радиоактивных веществ,
за сбор, временное хранение и передачу РАО, о назначении комиссий по
инвентаризации радиоактивных веществ и РАО.
9.12. Наличие
программы обеспечения качества при обращении с РАО.
10. В части,
относящейся к направлению "Техническое обеспечение радиационной
безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
10.1. Вопросы,
изложенные в п. п. 8.1 - 8.5, 8.7, 8.9 - 8.14 настоящей Типовой программы, в
части, касающейся радиационной безопасности.
10.2. Соответствие
планировки и оборудования помещений классу работ с использованием источников
ионизирующего излучения.
10.3. Соответствие
систем вентиляции, газоочистки и канализации требованиям нормативных
документов, в том числе:
- обеспечение ОЯТЦ
раздельными системами вентиляции для помещений, где ведутся работы с открытыми
источниками ионизирующего излучения, и помещений, в которых проектом ОЯТЦ такие
работы не предусмотрены;
- обеспечение
расчетных значений разрежения в боксах и скорости движения воздуха в рабочих
проемах вытяжных шкафов, оборудование камер и боксов приборами контроля степени
разрежения;
- наличие резервных
вентиляционных агрегатов для помещений, в которых проводятся работы I класса и
работы с эманирующими и летучими радиоактивными веществами;
- наличие системы
очистки воздуха перед выбросом в атмосферу, графики замены фильтров,
обоснование сроков замены;
- наличие системы
спецканализации, ее обеспечение средствами контроля количества и активности
сточных вод.
10.4. Соответствие
оборудования санпропускников требованиям нормативных документов.
11. В части,
относящейся к направлению "Обеспечение технической безопасности
ОЯТЦ", проверке подлежат:
11.1. Регистрация в
органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением,
трубопроводов пара и горячей воды, грузоподъемных кранов, используемых при
проведении ядерно- и радиационно опасных работ (далее
- оборудование, работающее под давлением, и грузоподъемные краны).
11.2. Организация
проведения работ с использованием оборудования, работающего под давлением, и
грузоподъемных кранов. Наличие и содержание организационно-распорядительных
документов, устанавливающих порядок проведения работ, выдачи наряда-допуска и
инструктажа работников (персонала).
11.3. Наличие
сертификатов соответствия оборудования, работающего под давлением, и
грузоподъемных кранов, подлежащих обязательной сертификации. Наличие и
содержание актов инспекционного контроля оборудования, работающего под
давлением, и грузоподъемных кранов органом, выдавшим сертификат соответствия.
11.4. Соответствие
условий применения оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных
кранов условиям, определенным соответствующими разрешениями и (или) сертификатами.
11.5. Организация
технического обслуживания и ремонта оборудования, работающего под давлением, и
грузоподъемных кранов. Наличие и содержание инструкции по техническому
обслуживанию. Соблюдение установленной периодичности работ по техническому обслуживанию.
11.6. Состояние и
организация технического освидетельствования оборудования, работающего под
давлением, и грузоподъемных кранов, соблюдение установленных сроков частичного
и полного освидетельствования.
11.7. Наличие и
содержание эксплуатационной документации, включая инструкции по эксплуатации,
формуляры, паспорта, разрешения на работу оборудования, работающего под
давлением, и грузоподъемных кранов.
11.8. Сроки службы,
остаточный ресурс оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных
кранов, их составных элементов. Порядок продления срока службы.
11.9. Наличие и
содержание документации по обучению и проверке знаний персонала, обслуживающего
оборудование, работающее под давлением, и грузоподъемные краны.
11.10. Выполнение
условий действия лицензии в части, касающейся обеспечения технической
безопасности ОЯТЦ и отчетности о ее состоянии.
12. В части,
относящейся к направлению "Обеспечение безопасности при транспортировании
ядерных материалов, изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива",
типовой перечень вопросов определяется в соответствии с приложением 2 к
Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью
объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).
13. В части,
относящейся к направлению "Обеспечение безопасности при обращении с
радиоактивными отходами", типовой перечень вопросов определяется в
соответствии с приложением 5 к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и
радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).
14. В части,
относящейся к направлению "Организация и осуществление подготовки и
допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно- и
радиационно опасным работам", проверке подлежат:
14.1. Порядок
оформления допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно-
и радиационно опасным работам.
14.2. Наличие и
содержание утвержденных в установленном порядке программ и графиков подготовки
(в том числе наличие в программах подготовки раздела о формировании у персонала
культуры безопасности), стажировки, сдачи экзаменов персонала и руководства
ОЯТЦ, участвующих в организации и проведении ядерно- и
радиационно опасных работ.
14.3. Соблюдение
сроков сдачи экзаменов. Наличие, содержание протоколов проверки знаний.
14.4. Наличие у
работников разрешений на право ведения работ в области
использования атомной энергии, полученных в установленном порядке, выполнение
условий действия разрешений.
14.5. Наличие
приказов о назначении комиссий по проверке знаний у работников.
14.6. Периодичность
проведения инструктажа рабочих и инженерно-технических работников, соответствие
проведения внепланового инструктажа установленным требованиям, оформление
результатов инструктажа в установленном на предприятии порядке.
14.7. Штатная и фактическая
численность персонала ОЯТЦ.
14.8. Периодичность
проведения противоаварийных тренировок, полнота охвата персонала ОЯТЦ в их
участии.
15. В части,
относящейся к направлению "Обеспечение учета и контроля ядерных
материалов, радиоактивных веществ и РАО", типовой перечень вопросов
определяется в соответствии с руководящими документами Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору: Типовой программой целевой
инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях,
осуществляющих обращение с ядерными материалами (РД-07-03-2006) и Типовой
программой целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными
веществами (РД-07-11-2007).
16. В части, относящейся к направлению "Обеспечение физической
защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных установок,
радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных
веществ и хранилищ РАО", типовой перечень вопросов определяется в
соответствии с руководящим документом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору - Типовой программой инспекции физической
защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов
(РД-07-12-2007).
Приложение
УКАЗАНИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОЙ
И ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОЯТЦ
1. В соответствии с Положением об организации государственного надзора
за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) рабочая
программа является одним из основных документов по планированию проведения
комплексных и целевых инспекций и подлежит составлению в обязательном порядке.
2. Структура
рабочей программы должна соответствовать требованиям к структуре указанного
документа, изложенным в РД-03-43-98.
3. В рабочей
программе предусматриваются те направления инспектирования, которые определены
должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, принявшим решение о проведении инспекции.
4. Рабочая
программа составляется на основе изложенных в Типовой программе перечней
вопросов, подлежащих проверке по каждому из предусмотренных в ней направлений
инспектирования.
Указанные перечни
дополняются вопросами, необходимость проверки которых вытекает из анализа
информации о фактическом состоянии ядерной и радиационной безопасности
конкретного ОЯТЦ. При этом, исходя из особенностей деятельности конкретного
ОЯТЦ, в рабочую программу должны включаться вопросы, предусмотренные
соответствующими приложениями к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной
и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).
5. Рабочую
программу составляет и подписывает ответственный за
проведение инспекции, а утверждает должностное лицо, определенное в
РД-05-19-99.
6. Проверки и иные
мероприятия, предусматриваемые в рабочей программе, а также методы и способы их
выполнения не должны приводить к снижению безопасности ОЯТЦ в процессе
проведения инспекции.