ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 сентября 2009 г. N 1851р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖА ПО
БЕЗОПАСНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО "РЖД"
1. Утвердить и
ввести в действие с 20 сентября 2009 г. прилагаемое Положение об организации и
проведении инструктажа по безопасности движения локомотивных бригад ОАО
"РЖД" (далее - Положение).
2. Установить право
подписи телеграмм на внеочередной инструктаж руководителям ОАО "РЖД":
Вице-президентам
ОАО "РЖД", курирующим вопросы безопасности движения поездов, работу
локомотивного хозяйства и пассажирских перевозок, начальникам департаментов
безопасности движения, локомотивного хозяйства, пассажирских сообщений и их заместителям.
Другие должностные
лица не вправе давать указания о проведении внеочередного инструктажа
локомотивных бригад и изменять перечень должностных лиц, определенных для
проведения инструктажа.
Телеграммы для
проведения внеочередного инструктажа локомотивных бригад оформляются с отметкой
"Инструктаж" после адресатов перед текстом телеграммы.
3. Начальникам
Департамента локомотивного хозяйства Машталеру Ю.А., Департамента пассажирских
сообщений Верховых Г.В., начальникам железных дорог обеспечить неукоснительное
выполнение требований Положения.
Генеральному
директору Центральной станции связи Маневичу П.Ю. ознакомить всех работников
телефонно-телеграфных станций ОАО "РЖД" с данным Положением,
запретить прием телеграмм на телефонно-телеграфных станциях ОАО "РЖД"
при нарушении выполнения требований Положения в части оформления телеграмм для
инструктажа.
4. Начальникам
железных дорог организовать изучение причастными работниками настоящего
Положения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить по
кругу ведения на вице-президентов Воротилкина А.В., Акулова М.П.
6. Распоряжение ОАО
"РЖД" от 5 декабря 2007 г. N 2289р "Об утверждении и введении в
действие Положения об организации и проведении инструктажа по безопасности
движения локомотивных бригад ОАО "РЖД" признать утратившим силу.
Первый
вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.МОРОЗОВ
Утверждено
распоряжением ОАО
"РЖД"
от 5 сентября 2009
г. N 1851р
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО
"РЖД"
1. Общие
положения
1.1. В целях
повышения качества проведения профилактической работы с локомотивными бригадами
в вопросах обеспечения безопасности движения поездов предусматриваются четыре
вида инструктажей:
предрейсовый
инструктаж, направленный на ознакомление локомотивных бригад с особенностями
работы в предстоящую поездку или смену с материалами по безопасности движения и
другими нормативными документами, поступившими для ознакомления;
внеочередной
инструктаж по случаям грубых нарушений безопасности движения (крушений, аварий,
столкновений, проездов запрещающих сигналов и т.д.);
инструктаж после
перерыва в работе свыше 10 календарных дней;
индивидуальный
инструктаж по изменениям ТРА станций.
2.
Требования по обустройству места проведения
инструктажа
локомотивных бригад
2.1. Инструктаж
локомотивных бригад проводится в специальном помещении (кабинете инструктажа),
оборудованном:
АРМ инструктажа с
программным обеспечением, позволяющим централизованный ввод материалов
инструктажа в электронном виде из АРМ инженера цеха эксплуатации, и
возможностью контроля прохождения инструктажа по АРМ ТЧД;
Количество АРМ
инструктажа устанавливается из расчета:
не менее 2-х при
выдаче до 50 локомотивных бригад в сутки;
не менее 3-х при
выдаче до 100 локомотивных бригад в сутки;
не менее 4-х при
выдаче более 100 локомотивных бригад в сутки;
отдельным АРМ для
инструктажа локомотивных бригад с изменениями техническо-распределительных
актов станций (далее - ТРА станций) обслуживаемых участков и изменениями
расположения постоянных сигналов.
В кабинете
инструктажа размещаются:
материалы по
нарушениям безопасности движения на сети железных дорог;
приказы начальника
депо о привлечении к ответственности работников локомотивных бригад,
допустивших нарушения безопасности движения и браки в работе;
перечень допустимых
скоростей движения и мест ограничения скорости на обслуживаемых участках,
установленных приказом начальника железной дороги;
профиль пути, схемы
станций участков обслуживания и режимные карты, места ограниченной видимости
постоянных сигналов, знаков и указателей.
В кабинете
инструктажа, а при отсутствии места - в помещении заступления локомотивных
бригад на работу также размещаются:
приказы,
распоряжения и информация по нормированию труда и отдыха локомотивных бригад;
экран замены
талонов предупреждений локомотивных бригад;
нарушения,
выявленные при расшифровке скоростемерных лент и кассет регистрации (модулей
памяти);
нарушения,
выявленные при прослушивании регламента переговоров.
3.
Организация проведении предрейсового инструктажа
локомотивных бригад
в эксплуатационных локомотивных
и моторвагонных
депо
3.1. Подготовка
материалов предрейсового инструктажа производится инженером цеха эксплуатации
совместно с машинистом-инструктором локомотивных бригад по обучению в
соответствии с приказом начальника депо, в котором отражен порядок подготовки
материалов и проведения предрейсового инструктажа (в т.ч. в выходные и в праздничные
дни), и контролируется заместителем начальника депо по эксплуатации.
3.2. В пунктах
явки, имеющих общую выдачу за смену более 15 локомотивных бригад, проведение
предрейсового инструктажа локомотивных бригад осуществляется работником
(руководителем или специалистом) цеха эксплуатации локомотивного депо,
назначаемым приказом начальника депо, а при выдаче 15 локомотивных бригад в
смену и менее - дежурным по локомотивному депо.
3.3. Предрейсовый
инструктаж проходит каждый работник локомотивной бригады при явке на работу.
При инструктаже производится ознакомление с особенностями предстоящей работы,
изменениями в поездной обстановке, а также до каждого работника локомотивной
бригады доводится содержание поступивших на инструктаж материалов.
3.4. При организации
явки локомотивных бригад на линейных станциях участка обслуживания порядок
проведения предрейсового инструктажа устанавливается начальником службы
(дирекции) и определяется приказом начальника депо.
3.5. Материалы
инструктажа обновляются и вводятся в программу АРМ с указанием даты, времени
внесения документа, срока его действия. В случае невозможности проведения
инструктажа с использованием АРМ инструктажа допускается выполнение инструктажа
с использованием бумажных носителей с обязательным указанием даты, времени
внесения документа, срока его действия. Поступившие на инструктаж материалы
находятся в отдельных папках по видам движения (пассажирское, грузовое,
маневровое, хозяйственное).
3.6. Материалы
инструктажей по изменениям установленных скоростей движения, порядка движения
поездов и маневровой работы, введению в действие новых устройств СЦБ
("адрес 14"), новых постоянных сигналов, упразднению старых сигналов
в локомотивном хозяйстве хранятся в системе АРМ инструктажа до полного
выполнения инструктажа всем локомотивным бригадам.
3.7. При
поступлении в депо телеграмм в "адрес 14" о вводе в эксплуатацию, в
том числе временную, систем и устройств железнодорожной автоматики и
телемеханики на сети железных дорог ОАО "РЖД" начальник депо включает
данные телеграммы в тематику предрейсового инструктажа.
В дальнейшем эти
материалы формируются в отдельную папку инструктажа "для всех видов
движения при перерыве в работе свыше 10 дней".
3.8. Материал
инструктажа должен быть подготовлен в течение 6-ти рабочих часов после его
получения, размещен в папке предрейсового инструктажа и введен в АРМ
инструктажа.
3.9. Материал
инструктажа должен быть краток, конкретен и понятен. Время на ознакомление с
материалами инструктажа должно быть не более 5 минут.
3.10. В предрейсовый
инструктаж локомотивных бригад при необходимости включается и заносится в АРМ
предрейсового инструктажа следующая тематика:
первичная
информация по случаям грубых нарушений безопасности движения, поступившая из
Департамента локомотивного хозяйства ОАО "РЖД" на железные дороги и
направленная в локомотивные депо через АСУТ. При этом предрейсовый инструктаж
по случаям грубых нарушений безопасности движения до поступления телеграммы из
ОАО "РЖД" с отметкой "Инструктаж" заключается в
ознакомлении с обстоятельствами и причинами случая, поступившими с первичной
информацией;
производство
ремонтных или иных работ на участке работы локомотивных бригад, вариантные
маршруты пропуска поездов, закрытие участков путей, выключение из зависимости
стрелок и сигналов при переключении устройств СЦБ, допускаемые скорости
движения, ограничения весовой нормы поезда, изменения расписания движения
поездов и другие отклонения от нормальных условий пропуска поездов;
изменения скоростей
движения и вводимые изменения расписания движения поездов, касающиеся
локомотивных бригад, с обязательным внесением ими этих изменений в личные
выписки по скоростям движения и служебные расписания поездов соответственно;
включение в
действие новых и упразднение старых постоянных сигналов;
сложные
метеоусловия (понижение температуры, гололед, снегопады, метели и сильные
ветры, выход воды на путь, выбросы пути в жаркую погоду) на участках работы
локомотивных бригад и конкретные действия при возникновении нестандартных и
аварийных ситуаций с еженедельным обновлением;
особенности
пропуска специального подвижного состава, выполнения с ним маневровых
передвижений, особенности его закрепления;
особенности
следования с пассажирскими поездами, в состав которых включены вагоны с детьми
и специализированные вагоны;
особенности
следования с пригородными и пассажирскими поездами в предстоящей поездке
(изменения времени стоянок, отмена или перенос остановок и их
продолжительности, особенности посадки-высадки пассажиров на ремонтируемых
остановочных пунктах);
телеграммы и
материалы по антитеррористической деятельности.
3.11. Обновление
материалов инструктажа производится по мере поступления телеграфных указаний и
распоряжений на инструктаж, изъятие материалов производится по мере определения
необходимости в использовании этого материала при инструктаже.
3.12. Материалы
инструктажей по случаям изменения установленных скоростей движения, расписания
движения поездов, порядка движения поездов и маневровой работы, введения в
действие новых постоянных сигналов и упразднения старых сигналов, телеграммам в
"адрес 14" формируются в отдельную папку и хранятся в ней до полного
ознакомления (под роспись) с ними локомотивных бригад. После ознакомления всех
локомотивных бригад с данными материалами они должны храниться в депо (у
инженера цеха эксплуатации) не менее одного года.
3.13. При
прохождении автоматизированного предрейсового инструктажа каждый работник
локомотивной бригады должен ввести в считывающее устройство свой табельный
номер, после появления списка материалов инструктажа на предстоящую смену
ознакомиться с ними. Для проверки качества усвоения предрейсового инструктажа
по особенностям работы в предстоящую смену и материалам, поступившим на
ознакомление, в АРМ инструктажа должен быть поставлен один контрольный вопрос
"Усвоил материал?", ответ "Да" или "Нет", при
этом положительный ответ является подтверждением усвоения материала инструктажа
и допуском к работе. При использовании бумажных носителей подтверждением
усвоения материала инструктажа является подпись инструктирующего и
инструктируемого.
3.14. По окончании
предрейсового инструктажа локомотивная бригада в полном составе является к
дежурному по локомотивному депо, который по АРМ ТЧД проверяет прохождение
инструктажа каждым работником локомотивной бригады и наличие отметки о
прохождении инструктажа в маршруте машиниста.
4.
Проведение внеочередных инструктажей локомотивных бригад
4.1. При
поступлении из ОАО "РЖД" телеграммы с отметкой "Инструктаж"
по случаям нарушения безопасности движения и мультимедийного видеоролика
локомотивной бригаде в соответствии с разработанной тематикой инструктажа по
утвержденному начальником депо графику проводится внеочередной инструктаж по
данному случаю. Инструктаж оформляется в техническом формуляре машиниста
локомотива (МВПС), помощника машиниста локомотива (МВПС), если этого требует
телеграмма ОАО "РЖД", и в журнале внеочередного инструктажа.
4.2. В материалы
внеочередного инструктажа локомотивных бригад включаются все телеграфные
указания, в которых имеется требование о проведении внеочередного инструктажа
за подписью должностных лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, и
содержащих отметку "Инструктаж".
4.3. При получении телеграммы о проведении внеочередного инструктажа по
случаям грубых нарушений безопасности движения поездов начальник депо, а при
его отсутствии заместитель начальника депо (по эксплуатации) в течение шести
рабочих часов с момента получения телеграммы обязан организовать разработку
графика и тематики проведения внеочередного инструктажа с учетом сроков его
проведения, определенного телеграфным указанием. Если в телеграмме
указаны другие работники локомотивных депо, подлежащие ознакомлению и
инструктажу, то они должны быть включены в списки должностных лиц, подлежащих
проведению инструктажа.
4.4. Для повышения
качества усвоения материала внеочередные инструктажи проводить после поездки
или в установленное согласно разработанному (на 10 дней, но не позднее срока,
указанного в телеграмме из ОАО "РЖД") графику время с использованием
мультимедийного видеоролика и схемы-рисунка случая нарушения безопасности
движения.
4.5. Проведение
внеочередного инструктажа осуществляется должностными лицами
(машинистами-инструкторами локомотивных бригад, заместителями начальников депо
(по эксплуатации), начальниками депо и другими руководителями локомотивных
депо, компетентными в вопросах эксплуатационной работы) в соответствии с
графиком, утвержденным начальником депо.
4.6. Заместитель
начальника депо (по эксплуатации) на основе полученной телеграммы разрабатывает
тематику инструктажа, утверждает ее у начальника депо. В кабинете инструктажа
вывешивается схема-рисунок случая нарушения безопасности движения с целью
облегчения восприятия инструктажа и организуется показ видеоматериалов по
обстоятельствам произошедшего случая, полученных по системе АСУТ для проведения
внеочередного инструктажа.
4.7. Инструктаж
считается усвоенным при условии, что инструктируемый законспектировал материал
в техническом формуляре (если этого требует телеграмма) и ответил на вопросы по
тематике внеочередного инструктажа. Проинструктированная локомотивная бригада
расписывается в журнале внеочередного инструктажа. После этого должностное
лицо, проводившее инструктаж, расписывается в журнале внеочередного инструктажа
с указанием даты проведения.
4.8. Для
демонстрации видеоматериалов при проведении внеочередного инструктажа
разрешается использовать отдельный персональный компьютер. По истечении срока
проведения инструктажа видеоматериалы хранятся в архиве инструктажа АРМ
заместителя начальника депо (по эксплуатации) и в АРМ инженера цеха
эксплуатации в течение 2-х лет.
5.
Проведение инструктажа при перерыве в работе
свыше 10
календарных дней
5.1. При перерыве в
работе свыше 10 календарных дней работник локомотивной бригады является к
машинисту-инструктору локомотивных бригад для прохождения инструктажа по
безопасности движения поездов и технике безопасности.
5.2. Запрещается
планирование в наряд работников локомотивных бригад при перерыве в работе более
10 календарных дней без проведения мероприятий по допуску к работе.
5.3. Работник
локомотивной бригады знакомится со случаями нарушения безопасности движения
поездов на стенде информации для локомотивных бригад.
5.4. Руководитель
или специалист локомотивного депо, ответственный за проведение инструктажа, по
таблице контроля ознакомления подбирает в отдельную папку материалы
инструктажей, поступившие за время отсутствия инструктируемого работника.
Материал для
инструктажа подбирается по следующим вопросам:
изменения в ТРА
станций обслуживаемого участка, произошедшие в период отсутствия работника
локомотивной бригады на работе, введение в действие новых и упразднение старых
постоянных сигналов;
изменения скоростей
движения на обслуживаемых участках;
изменения в
условиях эксплуатационной работы;
телеграммы,
направленные на инструктаж, о случаях нарушений техники безопасности и охраны
труда, произошедших в локомотивном хозяйстве;
внеочередные
инструктажи, проведенные в период отсутствия работника.
5.5.
Машинист-инструктор локомотивных бригад совместно с руководителем или
специалистом локомотивного депо, ответственным за проведение инструктажа,
знакомят работника локомотивной бригады с текущими материалами, поступившими на
инструктаж за время его отсутствия, и инструктируют по материалам внеочередных
инструктажей. При этом инструктируемый конспектирует
необходимые материалы инструктажей в технический формуляр по безопасности
движения поездов.
5.6. По окончании
инструктажа работник локомотивной бригады является с формуляром на
собеседование к начальнику депо или заместителю начальника депо (по
эксплуатации), который после собеседования подписывает бланк о допуске к
работе, данные бланки хранятся у начальника резерва локомотивных бригад
(старшего нарядчика) в течение одного месяца.
5.7. Планирование
работника локомотивной бригады на работу производится только после предъявления
нарядчику локомотивных бригад установленного по локомотивному депо бланка
произвольной формы с отметками:
машиниста-инструктора
локомотивных бригад - о прохождении всех видов инструктажей;
заместителя
начальника депо (по эксплуатации) - о проведении собеседования.
5.8. В целях
контроля проведения инструктажа локомотивным бригадам при перерыве в работе
свыше 10-ти дней выполнение инструктажа заносится в АРМ.
6.
Проведение индивидуального инструктажа
по изменениям ТРА
станций
6.1. При
поступлении изменений и дополнений ТРА станций обслуживаемых участков, а также
телеграмм о предстоящем вводе в эксплуатацию объектов железнодорожной
автоматики и телемеханики ("адрес 13") начальник депо обеспечивает
изучение требований поступивших изменений ТРА станций, инструкций по вводимому
объекту причастными работниками установленным в ОАО
"РЖД" порядком и включает их в тематику индивидуального инструктажа
по изменениям ТРА станций.
6.2.
Машинистом-инструктором в 10-ти суточный срок проводится индивидуальный
инструктаж с каждым работником локомотивных бригад закрепленной колонны.
6.3. Инструктаж
проводится с использованием АРМ для инструктажа локомотивных бригад с
изменениями ТРА станций обслуживаемых участков и оформляется
машинистом-инструктором в отдельном журнале инструктажа по изменениям ТРА
станций.
6.4. При
инструктаже в обязательном порядке должна использоваться схема станции с
указанием на ней места вводимого изменения.
6.5. Инструктаж
считается усвоенным при условии, что инструктируемый произвел соответствующие
отметки в персональной выписке из ТРА и схеме станции, а также ответил на
вопросы по тематике инструктажа. Проинструктированная локомотивная бригада
расписывается в журнале инструктажа. После этого машинист-инструктор,
проводивший инструктаж, расписывается в журнале инструктажа с указанием даты
его проведения.
6.6. По истечении
10-ти суток с момента начала инструктажа машинистом-инструктором передаются
инженеру цеха эксплуатации сведения о результатах инструктажа и список
непроинструктированных локомотивных бригад (очередной отпуск, болезнь,
командировка и т.д.) для внесения в таблицу контроля папки инструктажа
"для всех видов движения при перерыве в работе свыше 10-ти дней".
6.7.
Машинист-инструктор закрепленной колонны несет персональную ответственность за
качество и своевременность проведения инструктажа. Инженер цеха эксплуатации
ведет общий учет проинструктированных локомотивных бригад по каждому изменению
ТРА станций обслуживаемых участков. Заместитель начальника депо по эксплуатации
несет персональную ответственность за организацию индивидуального инструктажа по
изменениям ТРА станций и телеграммам в "адрес 13", а также
осуществляет контроль за качеством и своевременностью
его проведения.
6.8. По окончании
журнала инструктажа по изменениям ТРА станций при условии инструктажа в полном
объеме всех локомотивных бригад закрепленной колонны установленным порядком
журнал передается в архив депо и хранится один год с даты
сдачи в архив.