Утвержден
Министерством тяжелого
машиностроения СССР
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
МАШИНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ
В ПОЖАРООПАСНЫХ ЗОНАХ
РД 24.090.91-89
Настоящий
руководящий документ (РД) устанавливает основные требования на реконструкцию
грузоподъемных машин общего назначения и специальных для применения в
пожароопасных зонах классов ПI, ПII, ПIIа, ПIII по классификации, установленной в главе 7.4
"Правил устройства электроустановок" (ПУЭ).
Выполнение основных
требований при реконструкции кранов и талей согласно данному
РД повысит их технический уровень и расширит эксплуатационные качества
оборудования.
Настоящий РД не распространяется на реконструкцию кранов и талей,
предназначенных для использования в помещениях, в которых хранятся,
производятся и применяются взрывчатые вещества, а также во взрывоопасных зонах.
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Реконструкции
подлежат электрические грузоподъемные краны и тали общего назначения в случае
возникшей необходимости их использования в пожароопасных зонах.
1.2. Реконструкция
грузоподъемных машин производится при наличии следующих документов от
Заказчика:
- паспорт машины
(кран, электроталь и т.п.);
- чертежи общего
вида и необходимых основных узлов;
- схемы
электрические принципиальные;
- ведомости
электрооборудования, установленного на машине;
- назначение машины
после реконструкции;
- класс
пожароопасной зоны в соответствии с ПУЭ;
- наименование
горючего вещества, его физическое состояние (жидкость, пыль или волокна,
твердое горючее вещество);
- температура его
воспламенения или тления для тлеющих пылей;
- прочие
специальные требования (химическая активность среды, повышенная влажность и
т.п.).
1.3. Проект
реконструкции грузоподъемных кранов должен разрабатываться специализированной
организацией.
1.4. За качество
проекта реконструкции, соответствие его основным нормам безопасности
("Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов"
Госгортехнадзора СССР, "Правила устройств электроустановок" Минэнерго
СССР) несет ответственность организация, выполнившая проект.
1.5. При
реконструкции грузоподъемной машины электрооборудование (оставляемое и
доработанное или вновь выбранное) должно соответствовать по степени защиты
оболочек классу пожароопасной зоны.
1.6. При доработке
схем электрических принципиальных необходимо проверить правильность включений и
достаточность приборов и устройств безопасности (конечные выключатели
механизмов, звуковые сигнальные приборы, блокировочные устройства дверей и
люков и т.п.), ранее установленных на грузоподъемной машине.
1.7. В качестве рабочих
конечных выключателей допускается применение бесконтактных датчиков.
1.8. При
необходимости в замене электрооборудования выбор нового производится по
действующим нормативам и информационным документам (каталоги, технические
условия на изделия, номенклатурные перечни изделий, выпускаемые предприятиями).
1.9. В случае
изменения режима работы механизмов грузоподъемной машины, все
электрооборудование (оставляемое и вновь выбираемое) должно быть проверено на
соответствие новым условиям эксплуатации и выполнены проверочные расчеты по
электроприводам.
1.10. При
необходимости обеспечения точной остановки (позиционирования) механизмов
следует применять электроприводы с регулированием скорости, а в случае
применения короткозамкнутых двигателей рекомендуется использовать
двухскоростные двигатели.
1.11. Для привода
механизмов, относящихся к группам режимов работы 1М - 3М или в ряде случаев для
механизмов подъема до 5М рекомендуется применять короткозамкнутые двигатели.
1.12. Для
пожароопасных зон классов ПI, ПIIа,
ПIII конструкция кранов и талей должна обеспечивать их работу с температурой
нагрева наружных поверхностей не менее чем на 20% ниже температуры
самовоспламенения горючего вещества.
1.13. Для
пожароопасной зоны класса ПII конструкция кранов и
талей должна обеспечивать их работу с температурой нагрева наружных
поверхностей не менее чем на 50 °C ниже температуры тления пыли для тлеющих пылей или не более двух третей температуры
самовоспламенения для нетлеющих пылей.
1.14. В программе
испытаний кранов и талей должны быть предусмотрены замеры температуры нагрева
наружных поверхностей с наибольшими значениями параметров для заданного режима
работы механизмов после реконструкции.
1.15. В технической
характеристике паспорта, на чертеже общего вида наряду с другими данными,
полученными в результате реконструкции, должны быть указаны:
- класс
пожароопасной зоны в соответствии с ПУЭ;
- температура
нагрева наружных поверхностей °C при температуре окружающей среды °C в зоне
использования крана.
1.16. Техническая
документация (проект) реконструкции (доработки) грузоподъемной машины для
применения в пожароопасных зонах, выполненная специализированной организацией,
согласовывается Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструкторским
институтом подъемно-транспортного машиностроения (ВНИИПТМАШ).
2.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕКОНСТРУКЦИИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
КРАНОВ И ТАЛЕЙ
2.1. Скорость
передвижения кранов, их тележек и талей, перемещающихся на стальных колесах, не
должна превышать значений, установленных для грузоподъемных машин общего
назначения, указанных в ОСТ 24.090.85-88 "Электроприводы кранов
грузоподъемных. Нормы расчета".
2.2. Запас
сцепления приводных стальных колес с рельсами в момент пуска в ненагруженном
состоянии должен быть не менее 1,2.
2.3. В механизмах
кранов и талей зазоры между любыми движущимися частями и корпусами, кожухами,
ограждениями или элементами металлических конструкций должны исключать
возможность соударений.
2.4. Конструкция
механической части кранов и талей должна обеспечить их работу без образования
искр при трении и соударении.
Запрещается
применение алюминия, магния и их сплавов для трущихся и соударяющихся деталей.
2.5. Все резьбовые
соединения механических узлов кранов и талей должны быть снабжены
приспособлениями для предотвращения от самоотвинчивания.
2.6. На грузовых
крюках должны быть предусмотрены предохранительные замки, не допускающие
соскальзывания чалочных канатов с крюков.
2.7. Конструкция
клещевых грузозахватных устройств самозажимного и приводного типов должна
обеспечивать коэффициент зажатия груза (отношение силы трения к весу груза) не
менее 2.
2.8. В инструкции
по эксплуатации кранов и талей должно быть внесено указание о недопустимости
соударений крюка, подвески, чалочных и грузозахватных
приспособлений с элементами металлоконструкций и металлическими грузами.
2.9. Подкрановые в подтележечные рельсы, по которым перемещаются кран и
тележка на стальных колесах, должны быть выполнены по возможности без
температурных стыков. В случае затруднений в выполнении этого условия, смещение
торцов рельсов в плане и по высоте не должно превышать 1 мм, зазоры между стыкующимися рельсами с учетом линейного расширения металла
не должны превышать 0,5 мм по головкам рельса. Взаимное смещение торцов при
стыковке несущих балок подвесных кранов и балок подвесных путей для перемещения
подвесных кранов не должно превышать по высоте 2 мм с последующим снятием скоса
1:10. Зазоры между стыкующимися балками не должны
превышать 3 мм.
3.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕКОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
КРАНОВ И ТАЛЕЙ
3.1. При
реконструкции кранов общего и специального назначения для применения их в
пожароопасных зонах любого класса электрооборудование должно иметь оболочки со
степенью защиты, соответствующей классу пожароопасной зоны, и удовлетворять
требованиям главы 7.4 ПУЭ.
3.2. Электрические
машины для кранов и талей в пожаробезопасном
исполнении должны быть выбраны со степенью защиты их оболочек не менее указанной в табл. 1.
Таблица 1
МИНИМАЛЬНЫЕ
ДОПУСТИМЫЕ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ ОБОЛОЧЕК
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
ДЛЯ КРАНОВ И ТАЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ КЛАССА
ПОЖАРООПАСНОЙ ЗОНЫ
Условия работы
|
Степень
защиты оболочки по ГОСТ 17494-87
для пожароопасной зоны класса
|
П-I
|
П-II
|
П-IIа
|
П-III
|
Машины
с частями искрящими и
неискрящими по условиям работы
|
JP44
|
JP54
<*>
|
JP44
|
JP44
|
--------------------------------
<*> До
освоения электропромышленностью машин со степенью защиты оболочки JP54 могут
применяться машины со степенью защиты оболочки JP44.
3.3. Электрические
машины с контактными кольцами должны быть доработаны до степени защиты оболочек
в соответствии с табл. 1.
3.4. Электрические
аппараты и приборы, устанавливаемые на краны и тали для применения в
пожароопасных зонах, должны иметь степень защиты их оболочек не ниже указанных в табл. 2.
Таблица 2
МИНИМАЛЬНЫЕ
ДОПУСТИМЫЕ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ ОБОЛОЧЕК
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
АППАРАТОВ, ПРИБОРОВ, ШКАФОВ И ОБОРОК ЗАЖИМОВ
ДЛЯ КРАНОВ И ТАЛЕЙ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА
ПОЖАРООПАСНОЙ ЗОНЫ
┌──────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│ Условия работы │ Степень защиты оболочки │
│
│ по ГОСТ 14255-69 │
│
│для пожароопасной зоны класса │
│ ├──────┬─────────┬──────┬──────┤
│
│ П-I
│ П-II │П-IIа
│П-III │
├──────────────────────────────────────────┼──────┼─────────┼──────┼──────┤
│Аппараты
и приборы искрящие по условиям │JP44
│JР54 │JP44 │JP44
│
│работы
│ │ │ │ │
│Аппараты
и приборы неискрящие по условиям │JР44 │JP44 │JP44 │JP44
│
│работы
│ │ │ │ │
│Шкафы
для размещения аппаратов и приборов,│JP44
│JP54 <*> │JР44
│JP44 │
│а
также кабины управления кранами
│ │JP44
<**>│ │ │
│Коробки
сборок зажимов силовых и вторичных│JP44
│JP44 │JP44 │JP44
│
│цепей
│ │ │ │ │
│Аппаратура,
размещенная в кабине
│JP22 │JP22 │JP22 │JP22
│
└──────────────────────────────────────────┴──────┴─────────┴──────┴──────┘
--------------------------------
<*>
При установке в них аппаратов и приборов, искрящих по условиям работы, до
освоения электропромышленностью шкафов со степенью защиты оболочки JP54 могут
применяться шкафы со степенью защиты оболочки JP44.
<**>
При установке в них аппаратов и приборов, неискрящих
по условиям работы.
3.5. Электрические
аппараты и приборы, устанавливаемые в шкафах, могут иметь меньшую степень
защиты оболочки, чем указано в таблице 2 (в том числе исполнение JP00), при
условии, что шкафы имеют степень защиты оболочки не ниже
указанной в табл. 2 для данной пожароопасной зоны.
3.6. Допускается
изменить степень защиты оболочки от проникновения воды (2-ая цифра обозначения)
электрических машин, аппаратов и приборов, устанавливаемых на талях, при
отсутствии прямого воздействия атмосферных осадков.
3.7. При
реконструкции электрической части кранов и талей необходимо проверить
соответствие прокладки проводов и кабелей, труб и коробов с проводами и
кабелями нормам, установленным для пожароопасных зон (глава 7.4 ПУЭ):
- токоподвод к кранам, крановым тележкам и талям для
пожароопасных зон всех классов должен выполняться переносным гибким кабелем с
медными жилами, с резиновой изоляцией, в оболочке, стойкой к окружающей среде;
- на кранах и талях
для пожароопасных зон всех классов следует применять провода и кабели только с
медными жилами;
- сечения проводов
и кабелей для кранов и талей должны быть выбраны в соответствии с главой 5.4
ПУЭ;
- гибкие кабели,
питающие краны, их тележки и тали должны иметь заземляющую жилу;
- длина кабеля и
способ его прокладки должны выбираться таким образом, чтобы была исключена
возможность обрыва, перетирания или опасного провиса кабеля при работе крана
или тали;
- для пожароопасных
зон всех классов при шторной подвеске гибкого кабеля, питающего краны, их
тележки и тали, кольца или специальные тележки, на которых он подвешен, должны
свободно перемещаться по натянутой латунной проволоке или специальной жесткой
направляющей. Конструкцией токоподвода должна быть
исключена возможность искрообразования на случай обрыва проволоки или
соскакивания тележек с жесткой направляющей. Кабель для освобождения от
механической нагрузки должен крепиться к кольцам или тележкам вместе с тросом.
Длина троса между
каждыми двумя точками крепления должна быть меньше длины кабеля. Трос должен
рассчитываться на максимальное напряжение или иметь специальную блокировку,
предупреждающую обрыв кабеля.
3.8. При
реконструкции подкранового освещения допускается включать светильники в силовую
цепь трехфазного тока 380 В на линейное напряжение,
соединяя их в звезду. Количество звезд из трех ламп может быть любым (в
зависимости от заданной нормы освещенности). При этом необходимо выполнить
следующие условия:
- в каждой фазе
звезды должна быть включена только одна лампа;
- в каждой звезде
все три лампы должны быть одной мощности, и это условие должно быть внесено в
инструкцию по эксплуатации машины;
- нейтраль звезды должна быть изолирована.
Электрические
светильники должны выбираться в зависимости от класса пожароопасной зоны и
удовлетворять требованиям главы 7.4 ПУЭ.
Степень защиты
светильников должна быть не менее указанной в таблице
3 и соответствовать ГОСТ 17677-82.
Таблица 3
МИНИМАЛЬНЫЕ
ДОПУСТИМЫЕ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ СВЕТИЛЬНИКОВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
КЛАССА ПОЖАРООПАСНОЙ ЗОНЫ
┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│Источники
света, устанавливаемые│
Степень защиты светильников
│
│ в светильниках │ для пожароопасной зоны класса │
│
├─────────┬─────────┬─────────┬──────────┤
│ │ П-I │
П-II │ П-IIа │
П-II │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Лампы
накаливания
│JP53 │JP53 │2,3 │2,3 │
│Лампы
ДГЛ
│JP53 │JP53 │JP23 │JP23 │
└────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴──────────┘
Примечание:
Допускается изменять степень защиты оболочки от проникновения воды (2-я цифра
обозначения) в зависимости от условий среды, в которой устанавливаются
светильники. По ГОСТ 17677-82 степень защиты светильников от пыли 2, с
характеристикой для степени защиты 2 по ГОСТ 14254-80, при этом попадание пыли
ограничивается неуплотненными светопропускающими
оболочками.
Переносные
светильники в пожароопасных зонах любого класса должны иметь степень защиты не
менее JP54; стеклянный колпак светильника должен быть защищен металлической
сеткой.
3.9. При
реконструкции кранов и талей для применения в пожароопасных зонах необходимо
проверить соответствие заземления электрооборудования требованиям глав 5.4 и
1.7 ПУЭ.
3.10. Для отвода
статического электричества с элементов механических узлов, изолированных от
заземленных частей электронепроводящими материалами или
электронепроводящими смазками, необходимо выполнять
специальные заземляющие устройства и выбирать электропроводящие материалы в
соответствии с "Правилами защиты от статического электричества в
производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей
промышленности", издательство "Химия", 1973 г.
3.11. Защита
электрооборудования, при реконструкции кранов и талей, должна быть проверена на
соответствие требованиям главы 5.4 ПУЭ.
4.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
4.1. После
реконструкции краны и тали должны быть проверены на нагрев наружных
поверхностей оборудования в установленном для них режиме работы (1М - 3М; 5М;
7М). При этом температура наружных поверхностей наиболее нагреваемых узлов
(электродвигатель, тормоз, шкив и обкладки и т.п.) должны иметь температуру
ниже температуры самовоспламенения пожароопасного материала (см. пункты данного
РД 1.12 и 1.13).
4.2. Тепловые
испытания необходимо проводить по прилагаемой программе (приложение 1 - не
приводится).
4.3. Во время
проведения тепловых испытаний должно быть проверено отсутствие фрикционного
искрообразования.
4.4. Доработанные
оболочки электрооборудования должны быть проверены по степени защиты в
соответствии с табл. 1 и 2.
4.5. Испытания
кранов и талей общего назначения после реконструкции для применения в
пожароопасной зоне производятся держателем крана.
4.6. По результатам
испытаний составляется акт, который утверждается главным инженером предприятия,
в котором будет эксплуатироваться реконструированная грузоподъемная машина в
пожароопасной зоне.