МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 15 января 2010 г. N 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ,
ПОСТАВЛЯЕМЫХ НА ОБЪЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
В целях реализации
полномочий, установленных в пунктах 5.3.1.1 - 5.3.1.4, 5.3.1.13, 5.3.2, 6.2
Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30
июля 2004 г. N 401, приказываю:
Утвердить
прилагаемое Положение о разработке программ обеспечения качества при
проектировании и конструировании изделий, поставляемых на объекты использования
атомной энергии.
Руководитель
Н.Г.КУТЬИН
Утверждено
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 15 января 2010
г. N 9
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ,
ПОСТАВЛЯЕМЫХ
НА ОБЪЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
I.
Назначение и область применения
1. Положение о
разработке программ обеспечения качества при проектировании и конструировании
изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии (далее -
Положение), входит в число положений о регулировании безопасности объектов
использования атомной энергии (руководств по безопасности), носит
рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
Настоящее Положение
содержит рекомендации по разработке программ обеспечения качества (далее - ПОК)
при проектировании (конструировании) систем (элементов), влияющих на
безопасность объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), и при
разработке оборудования, входящего в эти системы (элементы) (далее - разработка
изделий).
2. Настоящее
Положение определяет подходы к реализации требований федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии к ПОК при выполнении
проектно-конструкторских, проектных и конструкторских работ (далее - ПКР) в
процессе разработки изделий, поставляемых на ОИАЭ (включая разработку ядерного
топлива), а именно:
1) НП-011-99.
Требования к программам обеспечения качества для атомных станций. Утверждены
Постановлением Госатомнадзора России от 21 декабря 1999 г. N 4;
2) НП-041-02.
Требования к программе обеспечения качества для объектов ядерного топливного
цикла. Утверждены Постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. N
15;
3) НП-042-02.
Требования к программе обеспечения качества для исследовательских ядерных
установок. Утверждены Постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002
г. N 16;
4) НП-056-04.
Требования к программе обеспечения качества ядерных энергетических установок
судов. Утверждены Постановлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 31 декабря 2004 г. N 13.
3. Для разработки
ПОК при выполнении ПКР в процессе разработки изделий, поставляемых на ОИАЭ,
могут быть использованы другие подходы в случае их достаточного обоснования.
II. Общие
положения
4. ПОК при разработке изделий устанавливает организационно-технические
мероприятия по обеспечению качества изделий, направленные на безопасность ОИАЭ,
и разрабатывается с целью обеспечения уверенности у заказчика, других
заинтересованных организаций и надзорных органов в том, что ПКР, выполняемые
при разработке изделий, поставляемых на ОИАЭ, а также их результаты (проектная,
конструкторская и другая техническая документация, изготовленные опытные
образцы изделия) удовлетворяют требованиям, установленным в технических
регламентах, федеральных нормах и правилах в области
использования атомной энергии, техническом задании (далее - ТЗ) на выполнение
ПКР или разработку изделий, исходных требованиях заказчика или исходных
технических требованиях (далее - ИТТ), договоре на выполнение ПКР, общей
программе обеспечения качества для ОИАЭ, проектной, конструкторской,
технологической, эксплуатационной документации, разработанной применительно к
ОИАЭ, руководящих документах, стандартах и других нормативно-технических
документах (далее - НТД).
5. Организация,
выполняющая ПКР, разрабатывает, утверждает и согласовывает ПОК до начала
регламентируемых в программе работ.
6. В ПОК
рекомендуется приводить:
1) политику
организации в области качества;
2) цели и область
распространения ПОК;
3) информацию по
направлениям деятельности организации по обеспечению качества при выполнении
ПКР;
4) перечень
документов, использованных при разработке ПОК (включая федеральные нормы и
правила в области использования атомной энергии, стандарты, инструкции,
процедуры и др.);
5) перечень
документов, планируемых к разработке в обеспечение политики в области качества
и положений ПОК (при необходимости);
6) используемые термины
и их определения (при необходимости).
7. По каждому
направлению деятельности, приведенному в ПОК, рекомендуется указать
распределение ответственности руководства и персонала организации, а также
документы (процедуры), использованные при разработке и реализации мероприятий
по данному направлению.
8. Информацию,
представленную в ПОК, рекомендуется периодически пересматривать не реже одного
раза в три года, а также по результатам анализа несоответствий, эффективности
(результативности) корректирующих и предупреждающих мер и в случаях:
1) существенного
изменения требований к ПОК или требований, влияющих на безопасность ОИАЭ и/или
на качество ПКР;
2) изменения
организационной структуры или границ ответственности подразделений и
организаций;
3) изменения порядка
выполнения ПКР;
4) наличия
существенных замечаний или несоответствий, выявленных в процессе внутренних и
внешних проверок (аудитов) ПОК.
9. В случае
обнаружения недостатков в ПОК (включая ее недостаточную результативность)
организация, ответственная за разработку и реализацию этой программы, принимает
меры к их устранению в ПОК и (или) в работе организации.
10. Для вновь
разрабатываемых изделий допускается использовать типовые программы обеспечения
качества, действующие в организации, при условии, что они учитывают специфику
требований к этим изделиям и удовлетворяют требованиям к обеспечению качества,
установленным заказчиком.
III.
Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества
11. В разделе
"Политика в области качества" приводится политика в области качества
деятельности организации, которая:
1) устанавливает
приоритет вопросам обеспечения безопасности ОИАЭ при осуществлении деятельности
организации;
2) определяет
основные цели в области качества и методы их достижения;
3) содержит
обязательства руководства организации, реализация которых позволит достичь
требуемого качества.
В обязательствах
руководства организации рекомендуется включать гарантии обеспечения
деятельности, описываемой в ПОК, необходимыми финансовыми,
материально-техническими, людскими ресурсами и информационными ресурсами.
12. В разделе
"Введение" рекомендуется привести:
1) цель
(назначение), область распространения (применения) ПОК;
2) перечень НТД, в
соответствии с которыми разработана ПОК (допускается
ссылка на приложение к ПОК);
3) информацию об
общей программе обеспечения качества (при ее наличии), в рамках которой разработана ПОК;
4) порядок и
периодичность анализа и пересмотра ПОК.
13. В разделе
"Организационная деятельность по обеспечению качества" рекомендуется
привести:
1) перечень
основных документов, определяющих организационно-правовую форму организации;
2) информацию об
области деятельности организации, определенной в ее Уставе;
3) сведения о наличии у организации лицензий Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) на
право ведения работ в определенной области использования атомной энергии и
лицензий других федеральных органов исполнительной власти (на момент окончания
разработки ПОК);
4) информацию о
распределении ответственности за осуществление деятельности в области качества
между организациями, участвующими в разработке изделия, и эксплуатирующей
организацией ОИАЭ;
5) краткое описание
системы менеджмента качества (далее - СМК) организации (с указанием основных
документов и сертификатов соответствия при их наличии).
13.1. В описании
СМК рекомендуется привести:
1) основные
принципы управления качеством, на которых основана деятельность организации;
2) организационную
структуру организации в части, относящейся к выполнению ПОК (с указанием
ответственного за качество представителя руководства организации и
подразделений, осуществляющих нормоконтроль, технологический, инспекционный
контроль, метрологический надзор и контроль, авторское сопровождение,
управление качеством);
3) функциональные
обязанности, полномочия и границы ответственности, порядок взаимодействия
должностных лиц, руководящих ПКР, выполняющих и оценивающих ПКР (при этом
рекомендуется исключить дублирование подчиненности и дублирование исполнения);
4) полномочия и
границы разделения ответственности по работам, выполняемым подрядными
организациями в рамках ПОК;
5) основные функции
персонала организации и ее подразделений при
разработке и выполнении политики в области качества, ПОК, обеспечении и
контроле качества выполняемых ПКР и опытных образцов изделий;
6) краткое описание
порядка деятельности по управлению качеством, включая ее планирование,
выполнение, контроль, анализ, оценку и улучшение.
13.2. Принципы
управления качеством при выполнении ПКР рекомендуется формулировать с учетом
следующих положений:
1) деятельность по
обеспечению качества осуществляется на основе дифференцированного подхода,
основанного на классификации изделий и выполняемых работ по их влиянию на
безопасность ОИАЭ (с учетом потенциальной опасности изделий ненадлежащего
качества и надежности при их эксплуатации);
2) технические и
организационные решения, принимаемые при выполнении ПКР для обеспечения
безопасности ОИАЭ, соответствуют требованиям НТД и обосновываются расчетами,
исследованиями, испытаниями, апробацией, прежним опытом выполнения аналогичных
работ и опытом эксплуатации однотипных изделий, а также анализом достигнутого
уровня науки и техники;
3) при изменении
требований действующих и вводе в действие новых НТД проводится анализ влияния
на безопасность выявленных отступлений от новых требований, разработка и
реализация мероприятий по устранению и/или компенсации влияния отступлений на
безопасность ОИАЭ;
4) изменения в
организационной структуре для исключения их возможного отрицательного влияния
на качество выполнения ПКР обосновываются заранее, тщательно планируются и
оцениваются после их осуществления руководством организации;
5) между
руководителями, исполнителями работ и работниками, осуществляющими контроль
выполнения работ, устанавливается разграничение полномочий и обязанностей,
исключающее их дублирование, при этом ответственность за качественное
выполнение конкретной работы лежит на непосредственных исполнителях;
6) ответственность
за выполнение ПОК лежит на руководстве организации.
13.3. При
необходимости в разделе приводят требования к ПОК подрядных организаций,
участвующих в выполнении ПКР, являющиеся дополнительными по отношению к
требованиям, устанавливаемым федеральными нормами и правилами в области
использования атомной энергии и (или) общей программой обеспечения качества для
ОИАЭ.
14. В разделе
"Управление персоналом" описывают действующую в организации систему
подбора, подготовки персонала и поддержания его квалификации. Рекомендуется
привести информацию:
1) о мерах,
обеспечивающих комплектацию персонала и его профессиональную компетентность на
уровне, достаточном для качественного выполнения ПКР в установленные сроки;
2) о наличии
требований к персоналу, выполняющему работы, влияющие на качество ПКР,
непосредственно осуществляющему контроль качества ПКР, испытания и проверки
(включая данные о наиболее важных признаках квалификации, виде и
продолжительности обучения применительно к конкретным должностным обязанностям,
объемах знаний и практического опыта и т.п.);
3) о
разработке, реализации и проведении анализа программ подготовки,
переподготовки, повышения квалификации, аттестации и проверки знаний персонала,
обеспечивающих изучение федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии, требований по безопасности ОИАЭ и качеству выполняемых ПКР в
соответствии с должностными обязанностями работников (в том числе при вводе в
действие новых НТД и изменении действующих документов);
4) о порядке
ведения учетной документации по управлению персоналом (в том числе о графиках
проведения занятий, журналах посещаемости, удостоверениях о проверке знаний и
др.);
5) о деятельности
администрации организации по формированию и поддержанию культуры безопасности,
осознанию каждым работником организации личной причастности к вопросам
обеспечения качества;
6) о порядке
контроля качества и оценке результативности деятельности, связанной с подбором,
подготовкой и поддержанием квалификации персонала организации.
15. В разделе
"Управление документами" описывают действующую в организации систему
управления документами, используемыми при выполнении ПКР.
1) В разделе
рекомендуется указать, что система управления документами:
а)
распространяется на все виды используемой при выполнении ПКР документации (в
том числе нормативную, техническую, регламентирующую, методическую,
организационную, проектную, конструкторскую, технологическую, программную,
исполнительную, отчетную, поставочную и др.);
б) основана
на едином порядке обращения с документами, включающем разработку, выявление и
устранение несоответствий, утверждение, согласование, ввод в действие,
тиражирование, классификацию, идентификацию, инвентаризацию, регистрацию,
пересмотр, рассылку, хранение, уничтожение документов;
в) направлена на:
обеспечение
полноты, достоверности, непротиворечивости и обоснованности используемых
документов;
исключение
применения устаревших и аннулированных документов;
своевременное
обнаружение несоответствий и внесение необходимых изменений;
обеспечение рабочих
мест действующими документами.
2) В разделе
рекомендуется привести сведения о порядке управления документами,
обеспечивающем:
а) применение
документов в том случае, если они не противоречат требованиям технических
регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии
и другой документации;
б) проверку наличия
на месте выполнения ПКР до начала этих работ необходимых действующих
документов, в соответствии с требованиями которых принимаются технические и
организационные решения;
в) контроль записей
регистрации, размножения, рассылки, изъятия, уничтожения, хранения документов;
г) своевременное
аннулирование документов, действие которых приостановлено (включая отдельное
хранение отмененной или замененной документации);
д) выполнение
документов на носителе информации, гарантирующем их удобочитаемость и
сохранность;
е) идентификацию и
сохранение документов, отражающих основные этапы выполнения ПКР (включая
источники, обосновывающие принятие конечных решений), а также изменения и
дополнения к ним в течение установленного срока.
16. В разделе "Управление поставками оборудования, комплектующих
изделий, материалов, а также предоставляемыми услугами" описывают порядок
выполнения деятельности, осуществляемой с целью обеспечения соответствия
установленным требованиям оборудования, комплектующих изделий и материалов,
применяемых при изготовлении опытных или головных образцов изделий, а также
услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) подрядными организациями.
1) В разделе
рекомендуется описать порядок выбора подрядной организации (предполагаемого
поставщика), предусматривающий:
а) проверку наличия
у организации лицензии Ростехнадзора на право выполнения соответствующих работ
(предоставления услуг) - при их необходимости;
б) проведение
анализа опыта потребителей идентичной (или подобной) продукции или услуг,
выполненных предполагаемым поставщиком; опыта эксплуатации продукции
предполагаемого поставщика; имеющихся данных, относящихся к закупаемым
продуктам или обеспечиваемым услугам, являющихся представительными
характеристиками текущей способности предполагаемого поставщика обеспечить
качество применяемой продукции или предоставляемых услуг (выполняемых работ) в
соответствии с требованиями НТД и документации о поставке в установленные сроки
при соответствующей экономической эффективности;
в) проведение, при
необходимости, аудита СМК поставщика в отношении предоставляемых услуг
(выполняемых работ) и (или) изготовления применяемой продукции.
2) В разделе
описывают порядок проверки применяемой продукции (до ее использования) на
соответствие требованиям, установленным в НТД, и требованиям к поставке,
которые обеспечиваются:
а) проверкой
выполнения условий подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения
поставочных документов, включая проверку наличия сертификатов соответствия (в
том числе, при необходимости, в Системе сертификации оборудования, изделий и
технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения);
б) анализом наличия
установленных требований к качеству применяемой продукции и возможностей их
проверки; требований к маркировке, консервации, упаковке, погрузке, транспортировке,
разгрузке, условиям хранения, переконсервации; требований к персоналу,
выполняющему работы, связанные с применяемой продукцией, и др.;
в) контролем
соответствия данных о качестве продукции, полученных от поставщика,
установленным требованиям;
г) проведением
контрольных операций (испытаний);
д) корректирующими
и предупреждающими мерами (в том числе в части обращения с несоответствующей
продукцией) и оценкой их эффективности (результативности).
17. В разделе
"Производственная деятельность" описывают порядок выполнения ПКР на
всех этапах разработки изделий, включая:
1) разработку ТЗ
(ИТТ) на изделия;
2) стадии
разработки технической документации (например, разработка конструкторской
документации в общем случае предусматривает стадии технического предложения,
эскизного проекта, технического проекта, разработки рабочей документации);
3) разработку и
отработку технологии изготовления и оборудования для изготовления опытных
образцов изделия, организацию производства, изготовление опытных образцов изделия
и проведение их испытаний (контроля);
4) приемку
результатов ПКР.
17.1. В разделе
рекомендуется указать, что в процессе выполнения ПКР соответствие параметров и
характеристик разрабатываемых изделий установленным требованиям обеспечивается:
1)
разработкой, согласованием и утверждением ТЗ (ИТТ), устанавливающего стадии и
этапы разработки, требования к параметрам и характеристикам изделия (включая
требования к качеству и надежности изделий с учетом их влияния на безопасность
ОИАЭ);
2) проведением
оценки технического уровня разрабатываемых изделий на соответствие мировому
уровню (на стадии разработки ТЗ (ИТТ) до его утверждения);
3) распределением
ответственности за разработку и контроль технической документации с
установлением границ выполнения ПКР и взаимодействий между подразделениями
организации и подрядными организациями;
4) подготовкой
договорных документов, планов и графиков разработки технической документации,
требований на разработку; выдачей заданий подрядным организациям и
подразделениям;
5) контролем
соответствия разрабатываемой технической документации требованиям технических
регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии,
ТЗ (ИТТ), стандартам Единой системы конструкторской документации, Единой
системы технологической документации и Единой системы программной документации,
проектным спецификациям, чертежам, инструкциям и др.;
6) изготовлением и
испытанием головных образцов и опытных образцов изделий, которые планируется
после испытаний поставить на ОИАЭ, в соответствии с планами качества.
17.2. В разделе
рекомендуется указать, что при выполнении ПКР, связанных с разработкой изделий,
используемых на ОИАЭ при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО),
разрабатываются мероприятия, обеспечивающие в процессе эксплуатации и вывода из
эксплуатации этих изделий:
1) предотвращение
незапланированного накопления РАО;
2) ограничение
образования РАО на минимальном, практически достижимом уровне;
3) организацию
контроля качества проведения технологических процессов при обращении с РАО.
17.3. В разделе
рекомендуется указать, что при разработке ТЗ (ИТТ) должен проводиться анализ
достоверности, обоснованности, достаточности и непротиворечивости входных
данных для выполнения ПКР, включающих:
1) функциональные и
эксплуатационные требования, распространяющиеся на изделие;
2) соответствующие
законодательные и другие обязательные требования;
3) информацию,
взятую из опыта предыдущих разработок, изготовления и эксплуатации аналогичных
изделий;
4) другие
требования, влияющие на безопасность ОИАЭ и качество изделий.
17.4. В разделе
рекомендуется указать следующее:
1) анализ входных
данных для выполнения ПКР и выявление наиболее эффективных решений для их
реализации может осуществляться по результатам ранее выполненных
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а форма представления
входных данных, их содержание и сроки представления оговариваются в договоре на
выполнение ПКР;
2) выходные данные выполненных ПКР:
а) документально
представляют в виде технической документации, содержащей в общем случае
графическую часть, текстовую документацию, расчеты, протоколы испытаний,
обоснования, заключения изготовителей, эксплуатирующей организации и др.;
б) соответствуют
входным данным (требованиям) разработки или превосходят их;
в) содержат
критерии приемки, испытаний (или ссылки на документы, в которых указаны эти
критерии);
г) обеспечивают соответствующей
информацией деятельность по изготовлению и эксплуатации изделия;
д) идентифицируют
параметры и характеристики изделия, влияющие на его качество и надежность;
е) являются
контролепригодными, т.е. подтверждаются контролем выполненных ПКР и испытаниями
на различных этапах и стадиях выполнения ПКР с тем, чтобы убедиться в
соответствии параметров и характеристик изделия установленным требованиям в ТЗ
(ИТТ) и других документах (протоколах, актах и т.д.);
ж) верифицируются
относительно входных данных и утверждаются до их последующего использования.
17.5. В разделе рекомендуется описать действующие процедуры контроля за
соблюдением при выполнении ПКР требований ТЗ, технических регламентов,
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и процедуры,
подтверждающие правильность принятых технических решений в процессе
технического контроля, нормоконтроля, метрологического надзора и контроля и
надзора, испытаний, авторского сопровождения, а также контроля, осуществляемого
заказчиком и другими организациями (в процессе внешнего контроля). При
этом рекомендуется указать следующее:
1) технический
контроль осуществляется в заранее установленных в ТЗ (ИТТ) и (или) планах ПКР
контрольных точках в зависимости от стадии или этапа выполнения ПКР и предусматривает
проверку полноты, достоверности и обоснованности представленной информации, в
том числе:
а) анализ
соответствия проверяемых документов, входящих в ПКД, требованиям ТЗ (ИТТ) и
НТД;
б) оценку
принятых конструктивных решений по научным и техническим показателям, включая
анализ соответствия конструктивных решений выполненным расчетам, анализ
правильности выполнения расчетов (например, путем сопоставления их результатов
с результатами, полученными с помощью альтернативных методов расчета, испытаний,
моделирования), сопоставление нового проекта с аналогичным проектом,
проверенным на практике, если такой существует; анализ правильности выбора
оборудования, полуфабрикатов, комплектующих изделий и материалов;
в) анализ
правильности выполнения спецификаций, относящихся к проверяемому документу;
указания размеров, параметров, проекций, разрезов, сечений, видов, выбранных
материалов, компоновки листа, выбора масштаба, графического исполнения чертежей
и схем и др.;
г) анализ
правильности применения нормативных, расчетных документов;
2) в процессе
нормоконтроля осуществляют проверку соответствия разработанной технической
документации требованиям действующих НТД;
3) метрологическая
экспертиза предусматривает анализ и оценку технических и организационных решений,
относящихся к выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности
измерений, выбору методов и средств измерений и их метрологическому
обслуживанию, разработке методик контроля, измерений, обработке их результатов
и др.;
4) в ходе
авторского сопровождения изготовления опытных или головных образцов изделий
осуществляется дополнительный контроль выполненных ПКР;
5) внешний контроль
(экспертиза) выполненных ПКР осуществляется
заказчиком, эксплуатирующей организацией, вышестоящими организациями,
специализированными экспертными организациями в соответствии с установленным
ими порядком.
17.6. В разделе
рекомендуется указать требования, предъявляемые к должностным лицам,
участвующим в деятельности по контролю разработанной технической документации,
с учетом того, что они не принимают непосредственного участия в разработке
проверяемой документации, их квалификация не ниже квалификации исполнителей и они имеют опыт выполнения аналогичных ПКР.
При этом технический контроль проводится в подразделениях, разрабатывающих
документацию, специалистами, назначенными руководством; все остальные виды
контроля, как правило, осуществляются в специализированных подразделениях или
подрядными организациями.
17.7. В разделе
рекомендуется указать, что в результате контроля ПКР определяются и
прогнозируются области возможного возникновения проблем и несоответствий, а
также проводятся корректирующие воздействия и разрабатываются меры,
предупреждающие их возникновение в будущем и обеспечивающие соответствие
окончательных результатов ПКР требованиям заказчика.
17.8. Рекомендуется
указать, что завершающими этапами стадий разработки технической документации, в
зависимости от важности разработки (влияния на безопасность ОИАЭ), могут
являться:
1) на стадии технического
проекта - защита результатов выполненных ПКР на научно-техническом совете
организации или заказчика с участием представителей изготовителя (при
необходимости);
2) при завершении
ПКР - рассмотрение результатов ПКР приемочной комиссией, в ходе которого
проводится проверка результатов выполненных работ на соответствие требованиям
НТД, ТЗ (ИТТ), оценка научно-технического уровня принятых технических решений,
их обоснованность и принятие решения о целесообразности использования
полученных результатов при создании рабочей документации.
17.9. Рекомендуется
привести порядок формирования и работы приемочной комиссии, оценивающей
результаты ПКР (при необходимости ее создания), включающий:
1) проведение
приемочных испытаний и анализ их результатов;
2) рассмотрение
разработанных технических документов;
3) составление и
утверждение акта, в котором указывается соответствие разработанных изделий
требованиям технических условий (ТЗ, ИТТ) и возможность их изготовления;
4) анализ
результатов оценки технического уровня, технологичности, конкурентоспособности
и качества изделий (в том числе показателей надежности изделий в условиях
хранения и эксплуатации);
5) анализ
результатов оценки разработанной технической документации и др.
17.10. В разделе
рекомендуется указать, что изменения в разработанную техническую документацию
вносятся в установленном порядке, предусматривающем:
1) оформление
извещений об изменении, разрешений на внесение изменений в разработанную
техническую документацию;
2) согласование
изменения технической документации с заказчиком, контролирующими и надзорными
органами, организациями и подразделениями, которые ранее согласовывали эти
документы;
3) внесение
изменений в техническую документацию для систем (элементов), важных для
безопасности ОИАЭ, в соответствии с требованиями Ростехнадзора,
устанавливающими основные положения подготовки, рассмотрения и принятия решений
по изменениям проектной и конструкторской документации, влияющим на обеспечение
ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ;
4) анализ необходимости
корректировки других документов, связанных с измененной документацией, и
контроль этих изменений;
5) принятие решения
о целесообразности переиздания документации при наличии большого числа
внесенных в нее изменений;
6) рассылку
изменений, внесенных в документацию, по спискам и в порядке, соответствующем
рассылке первоначального текста документации;
7) контроль
получения измененной документации адресатами и изъятия устаревших ее версий.
18. В разделе
"Испытания" приводят информацию о порядке проведения, контроля
назначения и результатов испытаний, а также порядке их валидации (если
испытания запланированы при выполнении ПКР).
18.1. В разделе
рекомендуется указать виды планируемых при выполнении ПКР испытаний, включая:
1)
лабораторные исследовательские, стендовые и другие испытания моделей, макетов,
натурных составных частей изделия, а также доводочные испытания
экспериментальных и опытных образцов в условиях, имитирующих реальные условия
эксплуатации, в ходе которых выбираются, отрабатываются и проверяются новые
технические решения, обеспечивающие достижение основных эксплуатационных
характеристик изделий;
2) контрольные
испытания опытных образцов (опытной партии, головных образцов) изделия, к
которым относятся:
а) предварительные
испытания, проводимые с целью предварительной оценки соответствия опытного
образца изделия требованиям ТЗ (ИТТ), корректировки ПКД, а также для
определения готовности опытного образца к приемочным испытаниям;
б) приемочные
испытания, проводимые с целью оценки соответствия всех характеристик изделия
требованиям, установленным в ТЗ (ИТТ); проверки и подтверждения соответствия
опытного образца изделия требованиям ТЗ (ИТТ) в условиях, максимально
приближенных к условиям реальной эксплуатации изделия, а также для принятия
решений о возможности изготовления и поставок изделия на ОИАЭ;
в) испытания на
надежность, проводимые с целью оценки соответствия
показателей надежности изделий требованиям, установленным в ТЗ (ИТТ).
18.2. В разделе
рекомендуется описать порядок проведения контроля назначения и результатов
испытаний, предусматривающий проверку:
1) полноты состава
видов испытаний, предусмотренных для верификации результатов ПКР;
2) достоверности и
приемлемости полученных результатов испытаний;
3) наличия
утвержденных и согласованных программ и методик испытаний;
4) готовности
испытательного оборудования к обеспечению установленных технических
характеристик изделий и их контролю (включая требования по безопасности и надежности);
5) соответствия
материально-технического и метрологического обеспечения требованиям,
гарантирующим создание условий и режимов испытаний, указанных в программе и
методике испытаний, обеспечивающих получение достоверных результатов;
6) выполнения требований
к срокам проведения испытаний, к квалификации и опыту персонала, допущенного к
испытаниям;
7) информации о
том, как в программах и методиках испытаний отражаются модель эксплуатации
изделия, требования к метрологическому обеспечению, условия приемлемости
результатов испытаний, представительность испытаний по объему и составу
изделий;
8) возможности
использования результатов приемочных испытаний при оценке соответствия изделия
(в том числе при проведении его обязательной сертификации в Системе сертификации
оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных
источников и пунктов хранения);
9) правильности
документирования результатов испытаний и оценки их приемлемости
(достоверности).
18.3. В разделе
рекомендуется указать, что в случае если в результате проведения испытаний
установлено несоответствие параметров или характеристик изделия заданным
требованиям, предусматривается проведение анализа последствий выявленных
отклонений (несоответствий) с учетом их влияния на безопасность ОИАЭ,
разработка необходимых корректирующих мер и оценка их результативности.
19. В разделе
"Метрологическое обеспечение" описывают порядок осуществления
деятельности, направленной на установление и применение научных и
организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для
достижения единства, требуемой точности и достоверности измерений.
В рамках
деятельности по метрологическому обеспечению в разделе рекомендуется указать на
необходимость выполнения и контроля следующих мероприятий на основе
безусловного соблюдения требований документов государственной
системы обеспечения единства измерений:
1) проведение
метрологической экспертизы разрабатываемой технической документации;
2) разработка и
согласование номенклатурных перечней основных параметров изделия, подлежащих
измерению, а также перечней применяемых при выполнении ПКР средств измерений,
контрольного и испытательного оборудования (с указанием класса их точности,
методик выполнения измерений и др.);
3)
приобретение, изготовление, идентификация, учет, хранение, эксплуатация
(включая техническое обслуживание и ремонт), списание средств измерений,
контрольного и испытательного оборудования;
4) калибровка и
поверка средств измерений, аттестация испытательного оборудования и методик,
проверка контрольного оборудования в соответствии с установленными процедурами
и разработанными перечнями и графиками;
5) ведение, учет и
хранение протоколов документации по метрологическому обеспечению;
6) метрологический
надзор подразделений и подрядных организаций, применяющих средства измерений,
контрольное и испытательное оборудование.
20. В разделе
"Обеспечение качества программных средств и расчетных методик"
описывают порядок осуществления деятельности по обеспечению качества
программных средств (далее - ПС) и расчетных методик, включающий:
1) организацию
взаимодействия между подразделениями организации в части подготовки данных для
проведения расчетных работ;
2) организацию
разработки ПС и расчетных методик, использования ПС и расчетных методик,
разработанных сторонними предприятиями;
3) применение лицензированных ПС, разработанных сторонними предприятиями;
4) регистрацию,
верификацию и аттестацию ПС и расчетных методик.
В разделе
рекомендуется привести перечень ПС и расчетных методик, используемых при
выполнении ПКР, с указанием области их применения и информации о регистрации,
верификации и аттестации ПС в порядке, установленном Ростехнадзором.
21. В разделе
"Обеспечение надежности" описывают порядок осуществления
деятельности, направленной на обеспечение, подтверждение и контроль
соответствия установленным требованиям показателей надежности разрабатываемых
изделий.
В рамках
деятельности по обеспечению надежности рекомендуется осуществлять:
1) выбор
номенклатуры и нормирование показателей надежности изделия и его элементов с
учетом возможных вариантов схемно-конструктивных решений, особенностей изделия,
режимов и условий его эксплуатации, показателей надежности лучших отечественных
и зарубежных аналогов;
2) анализ видов
возможных отказов и тяжести их последствий, установление критериев отказов и
критериев предельного состояния, расчет показателей надежности для критичных
отказов или для всей совокупности возможных отказов, выбор оптимального по
надежности варианта;
3) разработку и
обоснование требований к надежности элементов изделия;
4) выбор
конструкционных материалов и элементов с учетом требований к надежности
элементов и изделия в целом;
5) разработку
организационных и технических решений и мероприятий, обеспечивающих необходимую
стойкость и работоспособность изделий в заданных условиях (включая внешние
воздействующие факторы), режимах и времени эксплуатации;
6) разработку
(выбор) методов и средств контроля технического состояния (диагностирования);
7) выбор методов
контроля показателей надежности;
8) уточненную
расчетную оценку (прогнозирование) показателей надежности изделия в целом и его
элементов;
9) разработку
программ и методик испытаний на надежность опытного образца изделия (партии изделий)
или головного изделия;
10)
экспериментальную отработку и испытания на надежность опытных образцов,
элементов и изделия в целом;
11) анализ причин
отказов и повреждений опытных образцов, разработку
мероприятий по их устранению;
12) анализ
разработанных правил эксплуатации, эксплуатационной и ремонтной документации по
периодичности и объему планового технического обслуживания и ремонта изделий
для поддержания и восстановления заданных требований к надежности;
13) выбор
необходимой номенклатуры и стратегии пополнения комплекта запасных изделий и
инструментов в период эксплуатации;
14) выбор и
обоснование системы сбора и обработки информации о надежности изделий и их
элементов на различных стадиях жизненного цикла;
15) разработку
требований к технологии изготовления, анализ предлагаемой технологии
изготовления с точки зрения обеспечения качества элементов, являющихся
критическими в обеспечении надежности изделий;
16) разработку (при
необходимости) методических, технических и инструктивных документов по обеспечению
надежности.
В разделе
рекомендуется привести сведения о функционировании системы обратной связи между
эксплуатирующей организацией ОИАЭ и организацией, разрабатывающей изделие, для
получения информации о работоспособности и отказах спроектированных ранее
аналогичных изделий (и их элементов), эксплуатируемых на ОИАЭ.
22. В разделе
"Контроль несоответствий" описывают порядок выполнения деятельности,
направленной на своевременное выявление и устранение несоответствий, связанных
с нарушением установленных в НТД требований или
отступлениями от них, которые приводят к снижению качества выполняемых ПКР или
изделий.
22.1. В разделе
рекомендуется указать следующее:
1) источником
данных о несоответствиях являются результаты испытаний элементов, опытных образцов
изделий, изделий первой промышленной партии, результаты инспекций, проверок
ПОК, входного контроля качества материалов, комплектующих изделий, результаты
контроля работ (услуг), технологических процессов и др.;
2) анализ влияния
выявленных несоответствий на безопасность предусматривает выявление
непосредственных и коренных причин несоответствий, их систематизацию и
ранжирование, определение существенных факторов, отрицательно влияющих на
качество выполнения работ;
3) обеспечивается
исключение возможности использования (в том числе случайного) материалов и
изделий, а также выполнения работ, не соответствующих установленным
требованиям;
4)
осуществляется в установленном порядке уведомление руководства соответствующего
уровня о несоответствиях и о наметившихся тенденциях в причинах и характере
нарушений и отступлений от требований НТД (при этом Ростехнадзор и другие
надзорные органы информируются о несоответствиях, влияющих на безопасность
ОИАЭ, исправление которых возможно только при принятии специальных решений,
требующих внесения изменений в проектную, конструкторскую документацию или в
НТД, а также при остановке работ по
предписаниям надзорных органов).
22.2. В разделе
рекомендуется привести порядок разработки, реализации и контроля
корректирующих и предупреждающих мер по устранению и предотвращению
несоответствий, предусматривающий в том числе:
1) изменение организации контроля качества выполнения работ;
2) доработку
(изменение) или выпуск новых документов;
3)
совершенствование порядка административного контроля, устранение недостатков
управления, распределение обязанностей персонала по
проведению корректирующих и предупреждающих мер;
4) повышение
квалификации исполнителей (в том числе переподготовка и повторная аттестация
персонала, ответственного за появление условий, отрицательно влияющих на
качество ПКР);
5) усиление
ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) должностных
обязанностей;
6) замену подрядной
организации;
7) замену или
совершенствование дефектных изделий;
8) контроль за эффективностью (результативностью) принятых
корректирующих и предупреждающих мер;
9) обеспечение
документального оформления и доведения до сведения руководства соответствующего
уровня и исполнителей результатов анализа причин
возникновения несоответствий и принятых корректирующих и предупреждающих
мер.
22.3. Входными
данными для разработки корректирующих и предупреждающих мер являются сведения
из эксплуатирующей организации ОИАЭ; результаты самопроверки персоналом выполненных
работ, технического и технологического контроля, метрологической экспертизы,
нормоконтроля, инспекций, испытаний, проверок ПОК, авторского сопровождения
изготовления и эксплуатации ранее разработанных
аналогичных изделий; информационные материалы о несоответствиях на ОИАЭ и др.
23. В разделе
"Управление записями по качеству" описывают порядок осуществления
деятельности, направленной на формирование и ведение документации, в которой
отражается информация о качестве выполнения ПКР (в том числе результаты
проверок, инспекций, испытаний, анализов, отчеты о несоответствиях, предписания
по устранению несоответствий, сертификаты соответствия, паспорта на материалы,
изделия и др.).
Рекомендуется
привести сведения о порядке управления записями по качеству, направленном на:
1) установление
вида записей по качеству, в зависимости от важности, и их идентификацию на
основе системного учета и регистрации носителей информации;
2) обеспечение
полноты и своевременности представления информации о качестве на основе действующей
системы сбора, регистрации, обеспечения доступа, составления картотеки,
хранения, ведения, передачи данных и уничтожения зарегистрированной утратившей
силу документации по качеству;
3) обеспечение
необходимых условий для длительного хранения записей в соответствующих
помещениях в условиях, исключающих их порчу и потерю;
4) использование на
рабочих местах только действующих записей (когда отмененная или замененная
документация своевременно возвращена в архив и соответствующим образом
замаркирована с целью предупреждения ее случайного использования);
5) установление
периодичности и форм представления отчетности по качеству;
6) оперативную
передачу информации о принятых решениях исполнителям;
7) сбор и анализ
информации о реализации принятых решений;
8) составление
отчетов, содержащих результаты проведенных проверок по использованию
документов, качеству технической документации (включая сведения о
взаимоувязанных изменениях ПОК и документов СМК) и др.
24. В разделе
"Проверки ПОК" описывают порядок проведения проверок (аудитов)
выполнения ПОК организации и частных ПОК подрядных организаций по всем
направлениям деятельности, описанным в этих программах.
24.1. Проверку
выполнения ПОК рекомендуется назначать:
1) для
систематической оценки эффективности (результативности) ПОК, оценки
эффективности управления деятельностью организации и выполнения ее персоналом
должностных обязанностей;
2) после внесения
значительных изменений в ПОК и (или) если требуется пересмотр ПОК;
3) при наличии
претензий и рекламаций по качеству изделий или работ (услуг);
4) при
необходимости контроля реализации корректирующих и предупреждающих мер;
5) для оценки
деятельности подрядной организации до заключения договора (контракта) на
поставку материалов, изделий и предоставление услуг (выполнение работ);
6) после заключения
договора для проверки выполнения подрядчиком обязанностей и требований в
соответствии с договором и НТД.
24.2. В разделе
рекомендуется указать следующее:
1) организация
проводит внутренние проверки ПОК в своих подразделениях и внешние проверки
частных ПОК в соответствии с разработанной процедурой;
2) внешние проверки
выполнения ПОК проводятся вышестоящими организациями и эксплуатирующими
организациями в соответствии с установленным ими порядком;
3) плановая
проверка ПОК осуществляется в соответствии с графиком проверок выполнения ПОК,
утверждаемым руководством проверяющей организации;
4) внеплановая
проверка ПОК осуществляется в случаях выявления тенденции
к снижению качества выполняемых ПКР и их результатов, а также при необходимости
проверки реализации запланированных корректирующих и предупреждающих мер и
оценки их эффективности (результативности).
24.3. В рамках
деятельности, связанной с проверками ПОК, рекомендуется предусматривать
выполнение мер, обеспечивающих в том числе:
1) назначение
проверяющей комиссии с соответственно подобранным, обученным и аттестованным
персоналом, непосредственно не отвечающим за выполнение проверяемой работы;
2) разработку проверяющей
комиссией плана проверки ПОК;
3) заблаговременное
уведомление руководства проверяемой организации (подразделения) об объеме и
сроках проведения проверки ПОК (в случае проведения внеплановых проверок
допускается проведение проверки без предварительного уведомления);
4) рассмотрение
результатов проверки ПОК на заседании проверяющей комиссии с участием
руководства проверяемой организации (подразделения);
5) разработку и
реализацию плана корректирующих и предупреждающих мер, предусматривающего, при
необходимости, корректировку ПОК, а также представление отчета об его
выполнении;
6) документальное
оформление проверяющей комиссией результатов проверок выполнения ПОК в виде
отчета, содержащего предложения по устранению выявленных несоответствий и
оценку эффективности (результативности) корректирующих и предупреждающих мер,
принятых по результатам предыдущей проверки.