МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 февраля 2010 г. N 91
О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В
соответствии с пунктом 14 Плана мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля
2008 г. N 170-р, и в целях снижения смертности и травматизма от несчастных
случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления
профессиональных заболеваний приказываю:
1. Утвердить
Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда
согласно Приложению.
2. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
проводить
мониторинг условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации;
представлять в
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и
охраны труда.
3. Департаменту
заработной платы, охраны труда и социального партнерства (Н.В. Жарова)
обеспечить единое методическое сопровождение общероссийского мониторинга
условий и охраны труда.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра А.Л. Сафонова.
Министр
Т.ГОЛИКОВА
Приложение
к Приказу
Минздравсоцразвития
России
от 17 февраля 2010
г. N 91
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
1. Положение о
проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее -
Положение) разработано в соответствии с пунктом 14 Плана мероприятий по
реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р.
2. Положение
определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий
и охраны труда (далее - Мониторинг).
3. Целью
Мониторинга является:
а) комплексная
оценка ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации и
разработка рекомендаций по ее улучшению;
б) повышение
эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и
выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к
соблюдению требований охраны труда.
4. Основными
объектами Мониторинга являются:
а) состояние
условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
б) уровень
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
в) компенсации
работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями
труда;
г) сведения о
социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
д) результаты
государственного надзора и контроля за соблюдением
государственных нормативных требований охраны труда;
е) результаты
проведения государственной экспертизы условий труда;
ж) информация о
реализации в субъектах Российской Федерации государственной политики в области
охраны труда, Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 -
2010 годы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008
г. N 586;
з) информация о
разработке и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и
охраны труда;
и) результаты
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
к) информация о
соответствии организации работ по охране труда государственным нормативным
требованиям охраны труда;
л) результаты
добровольного декларирования организациями соответствия условий труда
государственным нормативным требованиям охраны труда;
м) информация о
реализации мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, финансировании предупредительных
мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
работников;
н) сведения об
обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а
также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими
средствами, лечебно-профилактическим питанием;
о) сведения об
обучении безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи
пострадавшим, проведении проверки знаний работниками требований охраны труда;
п) сведения о
проведении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров
(обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований), включая
психофизиологические обследования отдельных категорий работников потенциально
опасных производств в соответствии с законодательными
актами, нормативно-методическими документами и медицинскими рекомендациями;
р) сведения о
предоставлении досрочных трудовых пенсий гражданам в связи с их занятостью на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5. Проведение
Мониторинга обеспечивает:
а) информирование
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всероссийских
объединений работодателей, всероссийских объединений профсоюзов, организаций и
граждан о ходе реализации основных направлений государственной политики в
области условий и охраны труда;
б) осуществление
прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда;
в) формирование
ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации о ходе реализации
основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда.
6. Мониторинг
проводится Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (далее - Министерство).
Мониторинг
проводится с участием (далее - участники Мониторинга):
а) Федеральной
службы по труду и занятости;
б) Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
в) Фонда
социального страхования Российской Федерации;
г) Пенсионного
фонда Российской Федерации;
д) иных органов и
организаций в пределах их компетенции.
7. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда,
принимающие участие в Мониторинге, представляют сведения, необходимые для
проведения Мониторинга, согласно Приложению N 1 к Положению, в Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Участники
Мониторинга представляют сведения, необходимые для проведения Мониторинга, в
Министерство по формам отчетности, предусмотренным Приложением N 2 к Положению,
на бумажном носителе и в электронном виде.
8. Министерство
осуществляет:
а) единое
методическое обеспечение Мониторинга;
б) подготовку
предложений по реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны
труда, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве,
профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний
и сохранение профессионального здоровья работников с участием социальных
партнеров;
в) опубликование
результатов Мониторинга на официальном сайте Министерства.
Приложение
N 1
к Положению о
проведении
общероссийского
мониторинга
условий и охраны
труда,
утвержденному Приказом
Минздравсоцразвития
России
от 17 февраля 2010
г. N 91
СВЕДЕНИЯ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ОБЩЕРОССИЙСКОГО
МОНИТОРИНГА УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ
ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Сведения,
необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда,
представляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области охраны труда ежегодно, до 1 марта года, следующего за
отчетным, включают:
1) сведения о
реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики
в области охраны труда и Программы действий по улучшению условий и охраны труда
на 2008 - 2010 годы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23
октября 2008 г. N 586 (далее - Программа), - представляются в соответствии с
перечнем целевых показателей Программы;
2) сведения о
разработке и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и
охраны труда - представляются в соответствии с перечнем показателей,
определяемых в территориальных целевых программах по улучшению условий и охраны
труда, утверждаемых уполномоченными органами исполнительной власти в субъектах
Российской Федерации на определенный период, и обобщаемых ими по муниципальным
образованиям;
3) сведения о
результатах проведения государственной экспертизы условий труда:
о количестве
обращений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений,
иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда
социального страхования Российской Федерации для осуществления государственной
экспертизы условий труда;
о количестве
обращений с целью осуществления государственной экспертизы условий труда на
основании определений судебных органов, а также по запросам органов государственного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны
труда;
об
организациях, в которых была осуществлена государственная экспертиза условий
труда, а также результатах экспертизы и выявленных нарушениях, в том числе
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности
предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и
(или) опасными условиями труда, соответствия проектов строительства,
реконструкции, технического переоснащения производственных объектов,
производства и внедрения новой техники и технологий государственным нормативным требованиям охраны труда и фактическим условиям труда работников;
о привлечении
аккредитованных исследовательских (измерительных) лабораторий при осуществлении
государственной экспертизы условий труда в целях проведения лабораторных
исследований (измерений) факторов производственной среды;
4) сведения о
результатах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащие
данные:
о формировании
системы аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области аттестации
рабочих мест по условиям труда;
о результатах
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
5) сведения о
результатах подтверждения соответствия организации работ по охране труда
государственным нормативным требованиям охраны труда, содержащие информацию об
оценке условий труда по отчетным данным испытательных лабораторий,
аккредитованных в Системе сертификации работ по охране труда в организациях;
6) сведения
о результатах добровольного декларирования организациями соответствия условий
труда государственным нормативным требованиям охраны труда, содержащие
информацию о представляемой в органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации корпоративной социальной отчетности, включающей информацию о
состоянии условий труда в отчитывающейся организации;
7) сведения о
профессиональной подготовке специалистов по охране труда в учреждениях среднего
и высшего профессионального образования и повышении их квалификации, включающие
перечень средних специальных и высших профессиональных образовательных
учреждений, осуществляющих подготовку специалистов по охране труда, а также
сведения о количестве подготовленных ими специалистов;
8) сведения об
организации в субъектах Российской Федерации общественного контроля
за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны
труда, включающие информацию об указанной деятельности профсоюзных организаций,
других уполномоченных организаций работников, общественных организаций,
региональных общественных палат;
9) сведения о
реализации в рамках социального партнерства задач в области улучшения условий и
охраны труда, содержащие информацию о наличии в региональных трехсторонних
соглашениях обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда сверх
требований, установленных нормативными правовыми актами, а также информацию о
коллективных трудовых спорах в области охраны труда.
Приложение
N 2
к Положению о
проведении
общероссийского
мониторинга
условий и охраны
труда,
утвержденному Приказом
Минздравсоцразвития
России
от 17 февраля 2010
г. N 91
ПЕРЕЧЕНЬ
ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ, ПО
КОТОРЫМ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ СВЕДЕНИЯ,
НЕОБХОДИМЫЕ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ
ТРУДА, И СРОКОВ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Наименование формы отчетности
|
Участники
Мониторинга,
представ-
ляющие
сведения
|
Периодичность,
сроки
представления
|
Сведения
о видах несчастных случаев с
тяжелыми последствиями (Приказ Федеральной
службы по труду и занятости от 21 февраля
2005 г. N 21)
|
Федеральная
служба по
труду
и занятости
|
Ежеквартально,
до
10 числа второго
месяца, следую-
щего за отчетным
кварталом
|
Оперативные
данные о происшедших группо-
вых, тяжелых и смертельных несчастных слу-
чаях и пострадавших со смертельным исходом
(Приказ Федеральной службы по труду и
занятости от 21 февраля 2005 г. N 21)
|
Федеральная
служба по
труду
и занятости
|
Ежеквартально,
до
25 числа первого
месяца квартала,
следующего за
отчетным
|
Сведения
о причинах несчастных случаев с
тяжелыми последствиями (Приказ Федеральной
службы по труду и занятости от 21 февраля
2005 г. N 21)
|
Федеральная
служба по
труду
и занятости
|
Ежеквартально,
до
10 числа второго
месяца, следую-
щего за отчетным
кварталом
|
Форма
N 21-ГИТ "Отчет о работе
государственной инспекции труда" (Приказ
Федеральной службы по труду и занятости от
7 ноября 2005 г. N 347)
|
Федеральная
служба по
труду
и занятости
|
Ежегодно,
до 20 марта
|
Сводные
данные о результатах проведенных
аттестаций рабочих мест по условиям труда
(Приказ Федеральной службы по труду и
занятости от 25 августа 2008 г. N 166)
|
Федеральная
служба по
труду
и занятости
|
Ежегодно,
до 20 марта
|
Форма
N 2-НТП "Сведения о количестве
выявленных нарушений трудового законода-
тельства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права"
(Приказ Федеральной службы государственной
статистики от 29 августа 2008 г. N 211)
|
Федеральная
служба по
труду
и занятости
|
Ежегодно,
до 20 марта
|
Форма
N 1-травматизм "Сведения о
количестве зарегистрированных групповых
несчастных случаев на производстве,
несчастных случаев на производстве с
тяжелым и смертельным исходом" (Приказ
Федеральной службы государственной
статистики от 3 октября 2008 г. N 244)
|
Федеральная
служба по
труду
и занятости
|
Ежегодно,
до 25 мая
|
Форма
N 2-травматизм "Сведения о
количестве пострадавших со смертельным
исходом в результате зарегистрированных
несчастных случаев на производстве"
(Приказ Федеральной службы государственной
статистики от 3 октября 2008 г. N 244)
|
Федеральная
служба по
труду
и занятости
|
Ежегодно,
до 25 мая
|
Форма
4-ФСС РФ (раздел 3) "Сведения об
использовании сумм страховых взносов на
обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на
финансирование предупредительных мер по
сокращению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний работника"
(Постановление Фонда социального
страхования Российской Федерации от
22 декабря 2004 г. N 111)
|
Фонд
социального
страхования
Российской
Федерации
|
Ежегодно,
до 20 марта
|
Форма
N 24 "Сведения о числе лиц с впервые
установленными профессиональными
заболеваниями (отравлениями)"
(Постановление Федеральной службы
государственной статистики от 18 ноября
2005 г. N 84)
|
Федеральная
служба по
надзору в
сфере защиты
прав потре-
бителей и
благополучия
человека
|
Ежегодно,
до 25 апреля
|
Форма
N 94 (ПЕНСИИ) "Сведения о
численности пенсионеров и суммах
назначенных им пенсий" (Постановление
Федеральной службы государственной
статистики от 4 декабря 2007 г. N 98)
|
Пенсионный
фонд
Российской
Федерации
|
Ежегодно,
до 1 апреля
|
Форма
N 12-Д-1-09 "Сведения о
дополнительной диспансеризации работающих
граждан" (Приказ Минздравсоцразвития
России от 24 февраля 2009 г. N 67н)
|
Органы
исполнитель-
ной власти
субъектов
Российской
Федерации в
сфере здра-
воохранения
|
1
раз в полгода,
до 25 июля
(25 января)
|