СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2012 г. N 6-СФ
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Заслушав информацию
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(далее - Ростехнадзор) о мерах по обеспечению
технологической безопасности подконтрольных отраслей промышленности, Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Вопросы обеспечения
технологической безопасности в связи с их социально-экономической и
общественной значимостью являются объектом постоянного внимания палат
Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации. Только за 2010 - 2011 годы было принято более десяти федеральных
законов, направленных на регулирование отношений в области промышленной
безопасности.
В сфере ведения Ростехнадзора находятся вопросы промышленной безопасности
опасных производственных объектов нефтегазовой, металлургической,
горнодобывающей, включая угольную отрасль, коксохимической и химической
промышленности, систем газораспределения и газопотребления,
магистрального трубопроводного транспорта, оборонно-промышленного комплекса,
вопросы безопасности в электроэнергетике, а также на объектах использования
атомной энергии.
Все перечисленные
объекты требуют повышенного контроля, так как от их состояния зависят
национальная безопасность страны и конкурентоспособность отечественных
предприятий.
Ростехнадзор большое внимание уделяет вопросам безопасности в энергетике. Со
времени ликвидации Российского акционерного общества "ЕЭС России" не
принято и не пересмотрено ни одного нормативного правового акта, направленного
на обеспечение энергетической безопасности. В настоящий момент пересмотру
подлежат более 1900 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в
указанной сфере. Это обусловлено отсутствием закрепленного на законодательном
уровне определения отдельного вида нормативного правового акта, к предмету
регулирования которого относились бы вопросы надежности и безопасности в
электроэнергетике.
Анализ деятельности
Ростехнадзора выявил необходимость учета
показателей степени риска возникновения аварий и масштабов возможных
негативных последствий, категоризации опасных производственных объектов и их
классификации на основе этих показателей. При этом такую классификацию
целесообразно осуществлять с учетом практики применения Федерального закона от
27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате
аварии на опасном объекте". Практическим результатом классификации должна
стать дифференциация мер регулирования промышленной безопасности, применяемых к
опасным производственным объектам, в зависимости от их класса опасности.
Органы Ростехнадзора часто сталкиваются с проблемами обеспечения
безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений, газораспределительных и
электрических сетей. Непринятие необходимых мер обеспечения безопасности таких
объектов ввиду отсутствия у них собственников часто приводит к возникновению
пожаров в жилых массивах и к иным чрезвычайным ситуациям. В целях обеспечения
безопасности населения необходимо закрепить в Гражданском кодексе Российской
Федерации правовой статус бесхозяйного имущества, представляющего повышенную
опасность, а также особую процедуру постановки такого имущества на учет и
принятия его в собственность (в том числе в собственность субъектов Российской
Федерации и муниципальную собственность).
Ростехнадзор считает целесообразным в рамках исполнения поручения Президента
Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной
власти на региональный уровень передать на уровень субъектов Российской
Федерации полномочия по осуществлению надзора в области безопасности
гидротехнических сооружений IV и III класса опасности.
При рассмотрении
дел об административных правонарушениях часто возникает ситуация, когда в
процессе их рассмотрения установленный законом срок давности привлечения к
административной ответственности истекает и при вынесении решения судья
(должностное лицо административного органа), констатируя факт нарушения
обязательных требований, освобождает нарушителя от ответственности. Такое
положение дел крайне затрудняет деятельность надзорных органов, позволяет
нарушителям уходить от ответственности, делает контрольные мероприятия,
проводимые органами государственного контроля (надзора), неэффективными, а
расходы бюджетных средств - необоснованными. Более того, существующая
возможность у должностных лиц произвольно затягивать сроки рассмотрения дел
является очевидным коррупциогенным фактором.
В настоящее время Ростехнадзором внесен в Правительство Российской Федерации
проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в сфере проведения экспертизы
промышленной безопасности". Принятие указанного Федерального закона
позволит повысить ответственность экспертов и экспертных организаций,
оказывающих услуги по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Принимая во
внимание исключительную актуальность обеспечения технологической безопасности
производственных процессов в отраслях российской промышленности, Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривать в
качестве приоритетных проекты федеральных законов, направленных на
регулирование отношений в области промышленной безопасности.
2. Рекомендовать
Правительству Российской Федерации:
а) ускорить
доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в сфере проведения экспертизы
промышленной безопасности";
б) разработать и
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:
проект федерального
закона, направленного на классификацию опасных производственных объектов по
степени риска возникновения аварий и масштабов возможных негативных последствий
с учетом применения норм законодательства об обязательном страховании
гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в
результате аварии на опасном объекте;
проект Федерального
закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об
электроэнергетике" с целью введения нового вида нормативно-правового
регулирования вопросов надежности и безопасности в электроэнергетике -
федеральных норм и правил в электроэнергетике, принимаемых уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации;
в) дать поручения
федеральным органам исполнительной власти:
о подготовке
проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на
определение правового статуса бесхозяйного имущества, представляющего
повышенную опасность, регламентацию порядка обеспечения безопасности такого
имущества для населения, порядка постановки его на учет и принятия в
собственность;
о передаче на
уровень субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению надзора в
области безопасности гидротехнических сооружений IV и III класса опасности (за
исключением гидротехнических сооружений, являющихся объектами электроэнергетики
и входящих в федеральные энергетические системы);
о
проработке вопроса о целесообразности корректировки механизма исчисления срока
давности привлечения к административной ответственности, а также о повышении
эффективности принимаемых судебных решений по делам об административных
правонарушениях, влекущих применение административного наказания в виде
дисквалификации (для должностных лиц), в целях защиты прав и интересов граждан,
безопасности общества, повышения эффективности контрольных мероприятий,
проводимых органами государственного контроля (надзора).
3. Предложить
Правительству Российской Федерации проинформировать в декабре 2012 года Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе исполнения
настоящего Постановления.
4. Настоящее
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального
Собрания
Российской
Федерации
В.И.МАТВИЕНКО