ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 3 февраля 2012 г. N 80
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
В соответствии с
Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30
июля 2004 г. N 401, приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о системе управления качеством Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору в области государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
2. Признать
утратившим силу Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 24 июня 2008 г. N 442 "Об утверждении и введении в
действие Положения о системе качества Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору в области государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии".
Руководитель
Н.Г.КУТЬИН
Утверждено
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 3 февраля 2012
г. N 80
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Политика
в области
управления качеством государственного
регулирования
безопасности при использовании
атомной энергии
Политика
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в
области управления качеством государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии строится и осуществляется на базе
основополагающих принципов, положений и требований, определенных и
установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
международными конвенциями, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ и
других международных организаций.
Основные цели при
осуществлении Ростехнадзором государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии:
формирование
требований, при которых гарантируется обеспечение защиты работников (персонала)
объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от
недопустимого радиационного воздействия при использовании атомной энергии в
мирных целях, а также предотвращение несанкционированных действий при обращении
с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
надзор за
выполнением этих требований.
Для достижения
указанных целей Ростехнадзор осуществляет в установленном порядке
нормативно-правовое регулирование безопасности при использовании атомной
энергии, лицензионную (разрешительную) деятельность и федеральный
государственный надзор в области использования атомной энергии.
Для этого
Ростехнадзор создает и постоянно совершенствует Систему управления качеством,
отвечающую требованиям нормативных правовых актов в области использования
атомной энергии и рекомендациям МАГАТЭ.
Основа реализации
настоящей Политики в области управления качеством - понимание каждым работником
Ростехнадзора личной ответственности за качество своего труда и безопасность
объектов использования атомной энергии.
Руководство
Ростехнадзора принимает необходимые меры по неукоснительному выполнению и
совершенствованию настоящей Политики в области управления качеством с тем,
чтобы она соответствовала современным требованиям и была эффективной.
I. Общие
положения
1. Настоящее
Положение о системе управления качеством Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору в области государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии (далее - Положение) разработано:
1) в соответствии с
требованиями нормативных правовых актов Ростехнадзора;
2) во исполнение
рекомендаций Ассоциации западноевропейских органов ядерного регулирования
(WENRA) и документов МАГАТЭ:
а) Руководство по
безопасности МАГАТЭ N GS-R-3. Система управления для установок и деятельности;
б) Руководство по
безопасности МАГАТЭ N GS-G-3.1. Применение системы управления установками и
деятельностью.
2. Настоящее
Положение определяет общие принципы организации системы управления качеством
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в
области государственного регулирования безопасности при использовании атомной
энергии.
3. Настоящее
Положение является правовым актом в сфере управления качеством в области
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
для работников:
1)
Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских
ядерных установок;
2) Управления по
регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных
энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за
учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической
защитой;
3) Управления
государственного строительного надзора;
4) межрегиональных
территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Ростехнадзора;
5) территориальных
органов, осуществляющих государственный строительный надзор при строительстве и
реконструкции объектов использования атомной энергии;
6) структурных
подразделений центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющих
взаимодействие со структурными подразделениями и территориальными органами
Ростехнадзора, перечисленными в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, а также:
а) Управления
делами;
б) Управления
обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной
деятельности;
в) Финансового
управления;
г) Правового
управления;
д) Управления
международного сотрудничества и протокола.
4. Система
управления качеством Ростехнадзора в области государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии (далее - Система управления
качеством) включает:
1) организационную
структуру Ростехнадзора, полномочия и ответственность его работников;
2) процессы,
процедуры и ресурсы, необходимые и достаточные для достижения целей,
установленных Политикой в области управления качеством государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии (далее - Политика
в области управления качеством);
3) системы
управления качеством межрегиональных территориальных управлений по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора, территориальных органов
Ростехнадзора, осуществляющих государственный строительный надзор при
строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии, а также
системы менеджмента качества подведомственных организаций, разрабатываемые и
реализуемые на основе настоящего Положения и Политики в области управления
качеством.
5. В структуру
Системы управления качеством входят следующие процессы.
5.1. Основные
процессы:
1)
"Нормативно-правовое регулирование безопасности в области использования
атомной энергии";
2)
"Лицензионная (разрешительная) деятельность в области использования
атомной энергии";
3)
"Федеральный государственный надзор в области использования атомной
энергии".
5.2. Управленческие
процессы:
1) "Управление
ресурсами";
2) "Оценка
Системы управления качеством".
5.3. Обеспечивающие
процессы:
1)
"Организация и осуществление научных исследований";
2)
"Международная деятельность";
3) "Управление
документацией".
Схема
взаимодействия процессов в рамках Системы управления качеством представлена в
Приложении к настоящему Положению.
6. Система
управления качеством предназначена для осуществления полномочий Ростехнадзора
по регулированию безопасности при использовании атомной энергии и реализуется
при выполнении следующих задач:
1) обеспечение
единого понимания ключевых аспектов культуры безопасности в системе
Ростехнадзора;
2) поощрение
конструктивной и критической позиции работников Ростехнадзора по обеспечению
надлежащего качества работы при исполнении ими должностных обязанностей;
3) установление
работникам условий и требований, необходимых для успешного выполнения своих
задач.
7. Основу Системы
управления качеством составляют следующие положения (принципы):
1)
совершенствование и повышение эффективности государственной политики и нормативно-правового
регулирования в установленной сфере деятельности;
2) разграничение
полномочий Ростехнадзора, других органов государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии и организаций, деятельность
которых связана с использованием атомной энергии;
3) взаимодействие
Ростехнадзора с другими органами государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, органами управления использованием атомной
энергии, а также с заинтересованными юридическими и физическими лицами;
4) недопустимость
осуществления Ростехнадзором в процессе государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии необоснованного ограничения
деятельности эксплуатирующих и иных организаций, выполняющих работы и предоставляющих
услуги в области использования атомной энергии;
5) применение
дифференцированного подхода к выбору объемов и форм государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии в зависимости от
потенциальной опасности и состояния безопасности на объектах использования
атомной энергии (далее - ОИАЭ);
6) обеспечение
открытости деятельности по регулированию ядерной и радиационной безопасности на
основе доступности информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности и
о деятельности Ростехнадзора (за исключением сведений, составляющих
государственную тайну);
7) обеспечение
надлежащего качества регулирующей деятельности путем добросовестного выполнения
всеми работниками Ростехнадзора своих должностных обязанностей и полномочий;
8) ответственность
исполнителей за качество выполнения работ при осуществлении регулирующей
деятельности, независимо от ответственности лиц, осуществляющих контроль
качества выполненных работ;
9) соблюдение
работниками Ростехнадзора норм служебной профессиональной этики и правил
делового поведения;
10) обеспечение
руководителями всех уровней в пределах их компетенции планирования
деятельности, предусматривающего надлежащую подготовку к выполнению работ,
распределение ответственности и периодическую отчетность о выполненных работах
с анализом их результатов;
11) поощрение
руководителем Ростехнадзора в установленном порядке работников, активно
участвующих в применении и совершенствовании Системы управления качеством.
II.
Основные процессы Системы управления качеством
8. Процесс
"Нормативно-правовое регулирование безопасности в области использования
атомной энергии"
8.1. Содержание
(цели) процесса "Нормативно-правовое регулирование безопасности в области
использования атомной энергии" - разработка и принятие нормативных
правовых актов Ростехнадзора (или внесение изменений в действующие нормативные
правовые акты), в том числе:
1) федеральных норм
и правил в области использования атомной энергии в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
2) административных
регламентов исполнения Ростехнадзором государственных функций (предоставления
государственных услуг);
3) требований к
составу и содержанию документов, обосновывающих обеспечение безопасности
ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и (или) безопасности
осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии,
необходимых для лицензирования деятельности в этой области, а также порядка проведения
экспертизы указанных документов;
4) других
нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности в соответствии с
Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30
июля 2004 г. N 401.
8.2. К основным
результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) разработка
обоснованных конкретных требований по обеспечению безопасности ОИАЭ и видов
деятельности в области использования атомной энергии;
2) своевременность
принятия необходимых мер по совершенствованию нормативно-правовой базы на
основе анализа практики регулирующей деятельности в области использования
атомной энергии;
3) разработка и
принятие нормативных правовых актов, содержащих процедуры выполнения
возложенных на Ростехнадзор задач, функций и полномочий;
4) учет
отечественного и зарубежного опыта работы, включая рекомендации международных
организаций по вопросам государственного регулирования безопасности в области
использования атомной энергии.
8.3. Порядок
выполнения процесса определяют следующие акты:
1) Федеральный
закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии";
2) Положение о
разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 декабря 1997 г. N 1511;
3) Правила
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009;
4) Положение о
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004
г. N 401;
5) Постановление
Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и
утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и
административных регламентов предоставления государственных услуг";
6) Положение о
порядке разработки руководящих документов Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденное Приказом Ростехнадзора от 14
апреля 2005 г. N 219;
7) Правила
разработки и внесения изменений в положения о регулировании безопасности
объектов использования атомной энергии (руководства по безопасности),
утвержденные Приказом Ростехнадзора от 13 января 2010 г. N 6;
8) Порядок
разработки федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и
требования к их оформлению и изложению, утвержденный Приказом Ростехнадзора от
24 января 2011 г. N 27.
9. Процесс
"Лицензионная (разрешительная) деятельность в области использования
атомной энергии"
9.1. Содержание
(цели) процесса "Лицензионная (разрешительная) деятельность в области
использования атомной энергии":
1) предоставление
права эксплуатирующим организациям (далее - ЭО), а также организациям,
выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной
энергии, на осуществление определенного вида деятельности при условии
обеспечения ими безопасности ОИАЭ и выполняемых работ (предоставляемых услуг)
путем выдачи им лицензий на осуществление деятельности в области использования
атомной энергии (далее - лицензии);
2) предоставление
права ведения работ в области использования атомной энергии работниками ОИАЭ
путем выдачи им соответствующих разрешений.
9.2. Виды
деятельности, лицензирование которых осуществляет Ростехнадзор в рамках своей
компетенции:
размещение,
сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
обращение с
ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и
добыче урановых руд, производстве, использовании, переработке,
транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
обращение с
радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и
захоронении;
использование
ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при
проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
проектирование и
конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
конструирование и
изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников,
пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов;
проведение
экспертизы проектной, конструкторской и технологической документации, а также
документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности
ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по
обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными
отходами.
9.3. К основным
результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) при получении
лицензии ЭО, а также организациями, выполняющими работы и предоставляющими
услуги в области использования атомной энергии:
а) обеспечение
полноты анализа соответствия комплекта документов, представленных для получения
лицензии, установленным требованиям;
б) обеспечение
объективности всесторонней проверки достоверности сведений, содержащихся в
документах заявителя;
2) после получения
лицензии ЭО, а также организациями, выполняющими работы и предоставляющими
услуги в области использования атомной энергии:
а) обеспечение полноты анализа выполнения условий действия лицензий;
б) обеспечение
полноты анализа соблюдения требований к обеспечению безопасности ОИАЭ.
9.4. Порядок
выполнения процесса определяют следующие акты:
1) Федеральный
закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии";
2) Положение о
лицензировании деятельности в области использования атомной энергии,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997
г. N 865;
3) Порядок выдачи
разрешений на право ведения работ в области
использования атомной энергии работникам исследовательских реакторов,
критических и подкритических стендов, утвержденный Приказом Минприроды России
от 17 мая 2010 г. N 165;
4) Порядок выдачи
разрешений на право ведения работ в области
использования атомной энергии работникам атомных станций, утвержденный Приказом
Минприроды России от 29 января 2009 г. N 13;
5) Порядок
выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной
энергии работникам предприятий топливного цикла с ядерно опасными и радиационно
опасными участками, предприятий (организаций), эксплуатирующих промышленные реакторы,
предприятий (организаций), осуществляющих транспортировку ядерных материалов,
радиоактивных веществ или изделий на их основе, утвержденный Приказом
Минприроды России от 22 июля 2009 г. N 222;
6) Порядок выдачи
разрешений на право ведения работ в области
использования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоактивных отходов
(специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) и
предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники,
утвержденный Приказом Минприроды России от 26 марта 2010 г. N 90;
7) Порядок
выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной
энергии работникам судов с ядерными энергетическими установками, предприятий
судостроительной промышленности, осуществляющих строительство и ремонт судов с
ядерными энергетическими установками гражданского назначения, предприятий
(организаций), эксплуатирующих стенды - прототипы ядерных энергетических
установок, утвержденный Приказом Минприроды России от 1 июня 2010 г. N 189;
8) Административный
регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности в
области использования атомной энергии, утвержденный Приказом Минприроды России
от 16 октября 2008 г. N 262.
10. Процесс
"Федеральный государственный надзор в области использования атомной
энергии"
10.1. Содержание (цель) процесса "Федеральный государственный надзор
в области использования атомной энергии" - проверка соблюдения ЭО, а также
организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области
использования атомной энергии, требований к обеспечению безопасности,
подтверждения полноты и достоверности информации о состоянии безопасности,
представляемой в Ростехнадзор, а также принятия необходимых мер по
предупреждению, выявлению и своевременному устранению нарушений при обеспечении
безопасности.
10.2. Ростехнадзор
осуществляет контроль и надзор:
1) за соблюдением
норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия
разрешений (лицензий) на право ведения работ в области
использования атомной энергии;
2) за ядерной,
радиационной, технической и пожарной безопасностью на ОИАЭ;
3) за физической
защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета
и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
4) за выполнением
международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения
безопасности при использовании атомной энергии;
5) за состоянием
антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников,
пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
6) за соблюдением в
пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в
области обращения с радиоактивными отходами;
7) за своевременным
возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их
переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила
международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных
тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического
хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки, в пределах
своей компетенции.
10.3. К основным
результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) оперативность
реакции Ростехнадзора на нарушения в области использования атомной энергии;
всестороннее, полное и объективное выяснение их причин; соответствие сроков
устранения нарушений и принятых санкций характеру и степени влияния выявленного
нарушения на безопасность;
2) улучшение
показателей надзорно-контрольной деятельности посредством организации и
проведения проверок (инспекций) в соответствии с разрабатываемыми планами и
программами инспекций;
3) принятие ЭО, а
также организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области
использования атомной энергии, корректирующих, предупреждающих и компенсирующих
мер по результатам проверок (инспекций), направленных на устранение не только
выявленных нарушений, но и приведших к ним причин, а также оценка эффективности
и результативности этих мер;
4) полное и
своевременное выполнение ЭО, а также организациями, выполняющими работы и
предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, выданных
предписаний, устранение причин установленных нарушений.
10.4. Порядок
выполнения процесса определяют следующие акты:
1) Федеральный
закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии";
2) Федеральный
закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля";
3) Федеральный
закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности
зданий и сооружений";
4) Положение о
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004
г. N 401;
5) Положение об
осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля
2006 г. N 54;
6) Положение об
организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной
энергии, утвержденное Приказом Госатомнадзора России от 17 декабря 1998 г. N
99;
7) Инструкция по
осуществлению надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов,
утвержденная Приказом Ростехнадзора от 26 августа 2004 г. N 14;
8) Порядок
проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и
выдачи заключения о соответствии построенных, реконструированных,
отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических
регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной
документации, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129;
9) Порядок
формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного
надзора, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1130;
10) Порядок ведения
общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства,
утвержденный Приказом Ростехнадзора от 12 января 2007 г. N 7;
11) Положение о
надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов, утвержденное Приказом Ростехнадзора от 10 мая 2007 г. N
323;
12) типовые
программы (методики, методические указания) проведения проверок (инспекций) на
ОИАЭ и выполнения работ в области использования атомной энергии.
III.
Управленческие процессы Системы управления качеством
11. Процесс
"Управление ресурсами"
11.1. Содержание
(цели) процесса "Управление ресурсами":
1) обеспечение
численности и квалификации работников Ростехнадзора на уровне, необходимом и
достаточном для достижения целей, установленных в Политике в области управления
качеством, путем подбора, профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации, стажировки в соответствии с программами
профессионального развития работников Ростехнадзора;
2)
обеспечение надлежащих условий для осуществления Ростехнадзором государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии, включающих
обеспечение работников необходимой документацией, вычислительной техникой и
оргтехникой, техническими средствами измерения, средствами коммуникации,
средствами пожарной безопасности, автотранспортом, рационально размещенными
рабочими местами, а также обеспечение необходимых санитарно-гигиенических
условий (в том числе по радиационной безопасности, по уровню шума, вибрации,
температуры, влажности, освещения, электромагнитного излучения и др.);
3) оценка
профессиональной служебной деятельности работников Ростехнадзора.
11.2. К основным
результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1)
укомплектованность штатов и отсутствие текучести профессиональных кадров;
2) соответствие
квалификации работников установленным требованиям;
3) соблюдение
планов по подбору, подготовке, переподготовке и повышению квалификации,
проверке знаний и аттестации работников;
4) обеспеченность
материальными, техническими, финансовыми и информационными ресурсами
планируемых потребностей.
11.3. Порядок
выполнения процесса определен:
а) Федеральным
законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе
Российской Федерации";
б) Положением о
проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля
2005 г. N 110;
в) Положением об
организации профессиональной подготовки работников Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом
Ростехнадзора от 17 июля 2008 г. N 501;
г) Методическими
рекомендациями по определению численности работников отделов по надзору и
отделов инспекций межрегиональных территориальных управлений по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 10
июня 2008 г. N 398.
12. Процесс
"Оценка Системы управления качеством"
12.1. Содержание
(цель) процесса "Оценка Системы управления качеством" - оценка
результативности Системы управления качеством и ее дальнейшее
совершенствование.
12.2. К основным
результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) разработка на
основе детального анализа конкретных мер по совершенствованию осуществляемой
деятельности руководством структурных подразделений Ростехнадзора и
подведомственных организаций;
2) отсутствие
повторяемости несоответствий, установленных по результатам предыдущих оценок
Системы управления качеством.
12.3.
Совершенствование Системы управления качеством обеспечивается путем:
1) выполнения
руководством Ростехнадзора на регулярной основе анализа Системы управления качеством
и определения способов ее совершенствования;
2) разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий по
результатам анализа Системы управления качеством;
3) контроля
мероприятий по совершенствованию Системы управления качеством до их завершения
и оценки их результативности при последующих проверках Системы управления
качеством;
4) проведения
внутреннего и внешнего контроля реализации основных принципов и процедур
Системы управления качеством с установленной периодичностью.
IV.
Обеспечивающие процессы Системы управления качеством
13. Процесс
"Организация и осуществление научных исследований"
13.1. Содержание
(цель) процесса "Организация и осуществление научных исследований" -
получение результатов, способствующих эффективному выполнению задач, стоящих
перед Ростехнадзором, в области государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии по следующим направлениям
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее
- НИОКР):
1) анализ нарушений
и отказов в работе ОИАЭ;
2) разработка
научных материалов, содержащих результаты изучения и обобщения опыта
регулирования ядерной и радиационной безопасности;
3) организация и
проведение верификации программных средств, используемых при обосновании
безопасности ОИАЭ;
4) разработка
нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.
13.2. В рамках
деятельности по организации и осуществлению научных исследований:
1)
Научно-технический совет Ростехнадзора формирует тематики НИОКР, потребность в
которых возникает в связи с исполнением государственных функций Ростехнадзора,
разрабатывает и утверждает технические требования на выполнение НИОКР;
2) исполнители
НИОКР организуют и проводят научные исследования по обоснованию принципов и
критериев ядерной и радиационной безопасности, повышению эффективности
государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при
использовании атомной энергии.
13.3. К основным
результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) актуальность,
экономическая целесообразность и перспективность разрабатываемых программ
НИОКР, обоснованность, глубина проработки, практическая применимость и
реализуемость полученных результатов НИОКР;
2) соответствие
промежуточных и окончательных результатов НИОКР требованиям технического
задания и достигнутому уровню науки и техники;
3) широкое
использование результатов НИОКР в практической деятельности ЭО, в реализации международных
договоренностей и обязательств Российской Федерации, работе различных
семинаров, совещаний, координационных советов и межведомственных рабочих групп,
научно-технических советов, опубликование их в научных и научно-технических
изданиях.
13.4. Порядок
выполнения процесса определен:
1) Приказом
Ростехнадзора от 9 ноября 2006 г. N 999 "Об организации планирования в
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору";
2) Приказом
Ростехнадзора от 31 декабря 2010 г. N 1185 "Об установлении порядка
формирования государственных заданий федеральным государственным учреждениям,
подведомственным Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору и контроля за их выполнением";
3) Приказом
Ростехнадзора от 10 августа 2011 г. N 463 "О порядке приемки и внедрения
результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ, выполненных для нужд центрального аппарата Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору";
4) Приказом
Ростехнадзора от 10 августа 2011 г. N 465 "Об организации государственных
закупок на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для нужд Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору".
14. Процесс
"Международная деятельность"
14.1. Содержание
(цели) процесса "Международная деятельность" - осуществление контроля
и надзора за выполнением международных обязательств Российской Федерации в
области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных
целях, взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств
и международными организациями в установленной сфере деятельности, в том числе:
1) организация
выполнения Ростехнадзором в рамках своей компетенции обязательств, вытекающих
из участия Российской Федерации в международных конвенциях, многосторонних и
двусторонних международных договорах и межгосударственных программах в области
обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях;
2) участие в
подготовке национальных докладов России по выполнению обязательств, вытекающих
из положений Конвенции о ядерной безопасности и
Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о
безопасности обращения с радиоактивными отходами;
3) организация и
координация сотрудничества с органами государственной власти иностранных
государств и международными организациями по вопросам регулирования
безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, участие в международных
конференциях и симпозиумах, проводящихся под эгидой МАГАТЭ, а также в
мероприятиях, реализуемых в рамках региональных и межрегиональных проектов
Программы технического сотрудничества МАГАТЭ;
4) оказание
содействия в развитии национальных органов регулирования безопасности стран,
планирующих развивать атомную энергетику на базе российских ядерных технологий;
5) организация
командировок за границу работников Ростехнадзора;
6) организация
приемов иностранных делегаций и отдельных иностранных граждан в Ростехнадзоре.
14.2. К основным
результатам и показателям эффективности и результативности процесса относится
выполнение ежегодных планов международного сотрудничества Ростехнадзора.
14.3. Порядок
выполнения процесса определен:
1) Федеральным
законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии";
2) Федеральным
законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской
Федерации";
3) международными
конвенциями:
а) Конвенцией о
физической защите ядерного материала, 1979;
б) Конвенцией о
помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, 1986;
в) Конвенцией об
оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном пространстве, 1991;
г) Конвенцией о
ядерной безопасности, 1994;
д) Конвенцией о
гражданской ответственности за ядерный ущерб, 1997;
е) Объединенной
конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности
обращения с радиоактивными отходами, 1997;
4) правовыми актами
Ростехнадзора:
а) Инструкцией о порядке
командирования за границу работников Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора 23
декабря 2010 г. N 1170;
б) Инструкцией о
порядке приема иностранных делегаций и отдельных иностранных граждан в
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденной Приказом Ростехнадзора от 23 декабря 2010 г. N 1171;
5) Методическими
указаниями о порядке подготовки и представления планов и отчетов в области
международного сотрудничества Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 2
июня 2005 г. N 349.
15. Процесс
"Управление документацией"
15.1.
Содержание (цели) процесса "Управление документацией":
1) создание системы
обеспечения заинтересованных лиц информацией, в том числе международной, по
вопросам безопасности ОИАЭ, включая регулирование ядерной и радиационной
безопасности в области использования атомной энергии;
2) представление
для опубликования нормативных правовых актов по регулированию ядерной и
радиационной безопасности в области использования атомной энергии;
3) организация
издания нормативно-технической, информационно-справочной и другой необходимой
документации.
15.2. К основным
результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) издание
документации в установленные сроки и надлежащего качества;
2) создание
полнотекстовой базы данных законодательных и нормативных правовых актов по
регулированию ядерной и радиационной безопасности в области использования
атомной энергии;
3) своевременная
актуализация сайтов Ростехнадзора и подведомственных организаций.
15.3. Порядок
выполнения процесса определен:
1) Положением о
порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в
федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233;
2) Регламентом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденным Приказом Ростехнадзора от 1 июня 2011 г. N 271;
3) Приказом
Ростехнадзора от 9 ноября 2006 г. N 999 "Об организации планирования в
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору";
4) Положением о
системе защиты информации в компьютерных и телекоммуникационных сетях
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденным Приказом Ростехнадзора от 26 июня 2006 г. N 624;
5) Положением об
отчетности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 26 октября 2006 г. N 954;
6) Инструкцией по
делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 30
июня 2011 г. N 340;
7) Типовой
инструкцией о защите информации в автоматизированных средствах центрального
аппарата, территориальных органов и организаций Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом
Ростехнадзора от 6 октября 2006 г. N 873;
8) Инструкцией о
порядке информационного обеспечения деятельности Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом
Ростехнадзора от 29 декабря 2007 г. N 927;
9) Методическими
указаниями о порядке подготовки и представления планов и отчетов в области международного
сотрудничества Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 2 июня 2005 г. N 349.
V.
Распределение ответственности работников Ростехнадзора
при реализации
Системы управления качеством
16. Распределение
функций и ответственности работников, осуществляющих государственное
регулирование безопасности при использовании атомной энергии, определяется
должностными регламентами.
17. Руководитель
Ростехнадзора обеспечивает организацию и координацию разработки, выполнения и
корректировки Политики в области управления качеством, создание, применение,
оценку и постоянное совершенствование Системы управления качеством, несет
основную ответственность за ее функционирование.
18. Заместители
руководителя Ростехнадзора, руководители территориальных органов,
подведомственных организаций, структурных подразделений несут ответственность в
пределах их компетенции за реализацию целей, приведенных в Политике в области
управления качеством, и рекомендаций настоящего Положения.
Непосредственные
исполнители несут ответственность за обеспечение качества выполняемой работы.
19. За контроль
качества выполненных работ несут ответственность руководители структурных
подразделений в рамках их компетенции. По результатам контрольных мероприятий
применяются меры, направленные на устранение и предотвращение недостатков в
регулирующей деятельности.
20. Во всех
структурных подразделениях Ростехнадзора в рамках каждого процесса Системы
управления качеством, действующего в конкретном подразделении, осуществляется:
1) разработка,
документирование процесса и ведение всей необходимой вспомогательной
документации;
2) обеспечение
эффективного взаимодействия между взаимосвязанными процессами;
3) обеспечение
соответствия документации, связанной с процессом, действующим нормативным
правовым актам;
4) обеспечение
ведения записей, которые необходимы для подтверждения результативности
процессов;
5) контроль
выполнения и совершенствования процесса;
6) обеспечение
соответствия процесса (в том числе всех вносимых в него изменений) Политике в
области управления качеством.
Приложение
к Положению
о системе
управления
качеством Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
в области государственного
регулирования
безопасности
при использовании атомной
энергии, утвержденному
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 3 февраля 2012
г. N 80
СХЕМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И
АТОМНОМУ НАДЗОРУ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
┌─
┌──────────┐ ┌──────────┐
│ │Управление│ │
Оценка │
Управленческие < │ресурсами │ │ Системы │
процессы │ │ │ │управления│
│ │ │ │качеством │
└─ └─────┬────┘
└─────┬────┘
\/ \/
┌─
┌──────────────────────────┐
│ │ Нормативно-правовое │
│
│регулирование безопасности│
│
┌┤ при
использовании ├┐
│
││ атомной
энергии ││
│
│└──────────────────────────┘│
│
┌───────────┐│┌──────────────────────────┐│
┌───────────┐
│ │Требования ├┘│ Лицензионная
│└>│Обеспечение│
│ │нормативных│ │ (разрешительная) │
│ целей │
Основные
< │правовых ├─┤ деятельность при ├─>│ Политики │
процессы
│ │актов. │ │ использовании │
│ в области │
│ │Планы работ│ │ атомной энергии │
│ управления│
│ │
├┐└──────────────────────────┘┌>│
качеством │
│
└───────────┘│┌──────────────────────────┐│
└───────────┘
│
││
Федеральный ││
│
││ государственный
надзор ││
│
└┤ в области использования
├┘
│ │ атомной энергии │
└─
└──────────────────────────┘
/\ /\ /\
┌────┘ │
└─────┐
┌─
┌─────┴───────┐┌─────┴───────┐┌───────┴─────┐
│ │ Организация
││Международная││ Управление │
│ │ и
││деятельность ││документацией│
Обеспечивающие < │осуществление││ ││ │
процессы │
│ научных ││ ││ │
│ │
исследований││
││ │
└─
└─────────────┘└─────────────┘└─────────────┘