ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ МАШИН ВНУТРИПОРТОВОГО ТРАНСПОРТА
РД 31.82.13-83
Вводится впервые
Срок введения в
действие установлен с 01.06.84
Настоящая
инструкция распространяется на работы, связанные с техническим обслуживанием и
ремонтом машин внутрипортового транспорта морских портов.
Инструкция
устанавливает основные требования безопасности при техническом обслуживании и
ремонте машин внутрипортового транспорта.
На основе
настоящего РД порты разрабатывают стандарты предприятия и инструкции по
безопасности труда для слесаря, выполняющего техническое обслуживание и ремонт
машин внутрипортового транспорта, применительно к конкретным условиям и с
привязкой к соответствующим стандартам ССБТ.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. К работе в
качестве слесаря, выполняющего техническое обслуживание и ремонт машин
внутрипортового транспорта: автопогрузчиков, электропогрузчиков,
портальных контейнеровозов, контейнерных боковых и фронтальных автопогрузчиков,
контейнерных тягачей и тележек, допускаются лица, достигшие 18-летнего
возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по
соответствующей программе и сдавшие экзамены в квалификационной комиссии порта.
1.2. Допуск слесаря
к работе оформляется приказом по району (порту), после чего выдаются на руки
удостоверение на право технического обслуживания и ремонта машин
внутрипортового транспорта и настоящая инструкция под расписку.
1.3. В своей работе
слесарь должен знать и соблюдать:
производственную
инструкцию и инструкцию по безопасности труда для слесаря, выполняющего
техническое обслуживание и ремонт машин внутрипортового транспорта;
заводские
(фирменные) инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации машин
внутрипортового транспорта;
Устав о дисциплине
работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;
правила пешеходного
движения на территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.
1.4. Слесарь
обязан:
при необходимости
выполнения работ, связанных с перемещением грузов (деталей, оборудования и
т.п.) грузоподъемными кранами, иметь квалификацию стропальщика и сигнальщика;
при необходимости
выполнения работ с талями, подвесными кранами, на прессе, механической ножовке,
сверлильном и заточном станках, с паяльной лампой иметь допуск к работе на этом
оборудовании;
знать и уметь
пользоваться средствами пожаротушения;
иметь
квалификационную группу по технике безопасности (электробезопасности) не ниже
II;
знать и иметь
навыки оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при ранении,
ожогах, обморожении, обмороке, тепловом и солнечном ударах и отравлениях.
1.5. Повторная
проверка знаний слесаря проводится квалификационной комиссией порта (ППК)
периодически - не реже одного раза в 12 мес.;
повторный
инструктаж по технике безопасности - не реже одного раза в квартал;
внеочередная
проверка знаний слесаря - в случае нарушения правил безопасности труда и
технической эксплуатации перегрузочных машин, по требованию администрации порта
(ППК).
1.6. Результаты
повторной проверки знаний оформляются протоколом, номер и дата которого
проставляются в удостоверении и подтверждаются подписью председателя
квалификационной комиссии порта и печатью.
2.
ОБЯЗАННОСТИ СЛЕСАРЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Привести в
порядок рабочую спецодежду. Застегнуть обшлага рукавов, аккуратно заправить
одежду, чтобы не было развевающихся концов, волосы убрать под плотно облегающий
головной убор.
Спецодежда и обувь
должны быть исправными, соответствовать времени года, не стеснять движений в
работе.
2.2. Получить
конкретное задание и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте от
группового (сменного) механика с подробным разъяснением характера выполняемых
работ.
2.3. Проверить
наличие и исправность имеющихся инструмента, приспособлений, необходимого
электрифицированного и пневматического инструмента с соответствующими
индивидуальными средствами защиты (очки, диэлектрические перчатки, коврики и
т.п.).
2.4. Проверить
рабочее место, которое должно быть чистым, не скользким, хорошо освещено;
посторонние предметы должны быть убраны. Располагать рабочий инструмент и
детали устойчиво на безопасном месте, в определенной последовательности.
2.5. Перед
пользованием переносной электролампой проверить наличие на ней защитной сетки,
исправность кабеля. Напряжение переносной лампы допускается не выше 42 В.
2.6. Проверить наличие и исправность ограждений, настилов,
грузоподъемных средств и приспособлений (тали, домкраты, скобы, стропы и т.п.)
и средств индивидуальной защиты (рукавицы, защитные очки и т.д.).
2.7. Перед работой
на сверлильном станке, механической ножовке, заточном станке убедиться в их
полной исправности и в том, что пуск их не угрожает никому опасностью.
2.8. О всех замеченных нарушениях требований безопасности труда,
которые могут привести к аварии или несчастному случаю, сообщить групповому
(сменному) механику, руководящему данной работой.
3.
ОБЯЗАННОСТИ СЛЕСАРЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Применять
только исправные инструмент и приспособления. Переносить и поднимать инструмент
к рабочему месту только в специальных сумках или ящиках.
3.2. При получении
новой (незнакомой) работы получить от группового (сменного) механика
дополнительный инструктаж по технике безопасности.
Быть внимательным,
не отвлекаться на посторонние дела, разговоры и не отвлекать других.
3.3. При рубке
металла пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами или сеткой. Для
защиты окружающих ставить предохранительные щитки.
3.4. При запрессовке
или выпрессовке деталей с помощью кувалды и выколотки
последнюю держать клещами или спецзахватами.
При этом стоять следует сбоку от работающего кувалдой.
3.5. При установке
в тиски деталей массой более 30 кг пользоваться грузоподъемными средствами.
3.6. При
пользовании ручной или механической ножовкой надежно закрепить ножовочное
полотно.
3.7. При работе с
электроинструментом соблюдать следующие требования:
работать в
диэлектрических перчатках, ботах и на коврике;
не подключать
электроинструмент при отсутствии безопасного штепсельного соединения. Для
подключения электроинструмента без разъема вызвать дежурного электрика;
не переносить
электроинструмент за питающий кабель, так как это может привести к
механическому повреждению кабеля;
не производить замену
электро- или пневмоинструмента
до полной его остановки;
не работать с
переносным электроинструментом на приставных лестницах;
во время дождя,
снегопада производить работы с электроинструментом на открытых площадках как
исключение после согласования с руководителем работ (механиком), при наличии на
рабочем месте навеса и с обязательным применением диэлектрических перчаток.
3.8. При перерывах
в работе, а также в случае отключения подачи напряжения в питающей электросети
отсоединять от электросети оборудование и инструмент.
3.9. При работе с
пневматическим инструментом подавать воздух только после того, как инструмент
установлен в рабочем положении.
3.10. Носить
защитные очки при совместной работе с газоэлектросварщиком.
3.11. Для
совмещения болтовых отверстий пользоваться специальными оправками.
3.12. Применять
только исправные домкраты, имеющие инвентарный номер и обозначенную
грузоподъемность.
3.13. Запрещается
применять:
гидравлические
домкраты (батарея домкратов) - без проверенного и опломбированного манометра;
гидравлические и
пневматические домкраты, имеющие утечку жидкости (воздуха) во время подъема
груза;
ручные
рычажно-реечные домкраты - без исправного устройства, исключающего
самопроизвольное опускание груза при снятии усилия с рычага (рукоятки);
домкраты с
электрическим приводом - без исправного устройства для автоматического
выключения электродвигателя в крайних (верхнем и нижнем) положениях;
винтовые и реечные
домкраты - без исправного стопорного устройства, исключающего выход винта
(рейки).
3.14. При подъеме
груза гидравлическими домкратами страховать перемещаемую конструкцию (груз) с
помощью клеток (прокладок), подкладываемых по мере ее подъема; освобождение
домкрата из-под поднятого груза допускается после надежного закрепления груза в
поднятом положении или установки его на устойчивые опоры (клетки).
3.15. Устанавливать
домкрат без перекосов и внимательно следить, чтобы головка штока опиралась всей
поверхностью во избежание соскальзывания оборудования. Ось установленного
домкрата должна совпадать с направлением перемещения груза. Под основание и под
шток домкрата следует подкладывать прочные прокладки или металлические
пластины, которые должны затем фиксироваться.
3.16. При
выполнении ремонтных работ применять только исправные тали и блоки с
обозначенной грузоподъемностью, проверенные и испытанные.
3.17. При работе с
талями обращать особое внимание на состояние их рабочих цепей, звездочек и
тормозного устройства.
3.18. При работе
вдвоем применять заранее согласованные приемы.
3.19. При ремонте
механизмов с установкой их над смотровой канавой пользоваться штатными
переходными мостиками с установкой их в удобном и безопасном для выполнения
работ положении.
3.20. Принять меры
по предупреждению отравления скопляющимися в смотровой канаве парами горючего,
электролита и топлива, а также отработанными газами.
3.21. При работе
вне смотровой канавы в лежачем, сидячем положениях или с колена пользоваться
специальными деревянными щитами (лежаками) или матами. Запрещается работать без
лежаков на полу (земле).
3.22. Работать под
машиной только тогда, когда она надежно установлена на специальные подставки,
но и в этом случае не следует снимать колеса со всех осей одновременно.
3.23. При ремонте и
разборке узлов машин и оборудования соблюдать технологический порядок,
указанный бригадиром или групповым (сменным) механиком при направлении на
работу.
3.24. При лужении и
пайке пользоваться защитными очками, соблюдать особую осторожность, так как
кислота, попадая на кожу, вызывает ожог.
При попадании
кислоты на кожу или в глаза немедленно обильно промыть пораженное место сначала
водой, а затем 1%-м раствором очищенной питьевой соды и обратиться к врачу.
3.25. Баки из-под
керосина, дизельного топлива или бензина перед пайкой тщательно промыть водным
раствором каустической соды и просушить.
3.26. Промывку
деталей необходимо производить в специально отведенных местах и в специальных
противнях.
3.27. Разлитое
топливо, смазку, краску, использованный обтирочный материал немедленно убрать.
3.28. При
производстве покрасочных работ пользоваться комбинезоном, рукавицами, очками,
респиратором.
3.29. Принять меры
безопасности в помещении при проведении окраски автоэлектропогрузчиков
с применением нитрокрасок и растворителей. После выполнения покрасочных работ
вымыть руки теплой водой с мылом во избежание ожогов и раздражения кожи.
3.30. Не складывать
инструмент, оборудование и снятые с машины приборы и детали на раму, подножки
машины, а также на края смотровой канавы.
3.31. Не работать
на морозе в одежде или обуви, пропитанной дизельным топливом, водой или другой
жидкостью.
3.32. Не
пользоваться открытым пламенем и не курить вблизи аккумуляторных батарей, в
помещениях, где производятся зарядка батарей и промывка деталей.
3.33. Запрещается
проводить газоэлектросварочные и другие огневые
работы без наличия письменного разрешения, оформленного в соответствии с
действующими Правилами пожарной безопасности при проведении огневых работ на
судах и береговых объектах ММФ, введенными в действие Приказом ММФ N 41 от 12
марта 1973 г.
3.34. Для спуска на
землю с рабочих мест, расположенных на высоте, необходимо применять исправные
приставные лестницы, трапы. Не прыгать на землю с высоты (с кабин погрузчиков,
кузовов автомашин и конструкций ремонтируемых механизмов).
3.35. Все работы по
ремонту и техническому обслуживанию автопогрузчиков, автомобилей производить
при неработающем двигателе, за исключением проверки работы и регулировки самого
двигателя (регулировка систем питания и электрооборудования).
3.36. При
постановке автомобиля и другой колесной техники на ремонт машину затормозить
ручным тормозом и включить первую передачу, выключить зажигание (подачу
топлива), под колеса подложить упоры-башмаки.
3.37. Перед куском
двигателя при помощи рукоятки стартера сначала затормозить машину, рычаг
коробки передач установить в нейтральном положении. Пусковую рукоятку
поворачивать снизу вверх; запрещается брать рукоятку в обхват и применять
рычаги для увеличения усилия на рукоятку или храповик коленчатого вала.
3.38. Ремонт
топливной системы автомобилей и перегрузочных машин, работающих на
этилированном бензине, производить с особой осторожностью, не допуская разлива
бензина. Работа без защитных средств в этом случае не допускается. Запрещается
засасывать бензин, продувать систему питания ртом.
3.39. При работе в
закрытых помещениях включить приточно-вытяжную вентиляцию. Испытание двигателей
в закрытых помещениях запрещается.
3.40. Не
производить какие-либо ремонтные работы на емкостях, находящихся под давлением.
3.41. При
буксировке неисправных машин необходимо соблюдать следующие правила:
буксируемая машина
должна быть обеспечена звуковым сигналом и на ней должен находиться только
водитель;
буксируемая машина
должна иметь исправные тормоза; если они неисправны, буксировка производится на
жесткой сцепке;
если буксируемый
погрузчик или другой тип машин внутрипортового транспорта имеет неисправные
передний мост или рулевое управление, то способ буксировки определяется
групповым (сменным) механиком.
В качестве сцепки
необходимо применять металлические штанги или прочные стальные канаты, цепи с
цветным флажком посередине. Длина гибкой сцепки должна быть от 4 до 6 м, длина
жесткой сцепки не должна превышать 4 м.
3.42. О всех поломках, авариях, несчастных случаях с людьми
сообщать групповому (сменному) механику. Принять меры к сохранению обстановки,
при которой произошел несчастный случай.
4.
ОБЯЗАННОСТИ СЛЕСАРЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ
4.1. Привести в
порядок рабочее место, убрать все материалы, лишние предметы, протереть и
собрать инструмент.
4.2. О выполнении
работы доложить групповому (сменному) механику, от которого получил задание, и
сделать запись в журнале.
5.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Слесарь,
выполняющий техническое обслуживание и ремонт машин внутрипортового транспорта,
несет ответственность за нарушение данной инструкции согласно Уставу о
дисциплине работников морского транспорта и действующему законодательству.