ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ МАШИН
ВНУТРИПОРТОВОГО ТРАНСПОРТА
РД 31.82.14-83
Вводится впервые
Срок введения в
действие установлен с 01.06.84
Настоящая
инструкция распространяется на работы, связанные с техническим обслуживанием и
ремонтом электрооборудования машин внутрипортового транспорта морских портов.
Инструкция
устанавливает основные требования безопасности при техническом обслуживании и
ремонте электрооборудования внутрипортового транспорта.
На основе
настоящего РД порты разрабатывают стандарты предприятия и инструкции по
безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и
ремонт машин внутрипортового транспорта, применительно к конкретным условиям и
с привязкой к соответствующим стандартам ССБТ.
1. ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
1.1. К работе в
качестве электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт
электрооборудования машин внутрипортового транспорта, допускаются лица,
достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование,
обученные по соответствующей программе и сдавшие экзамены в квалификационной
комиссии.
1.2. Допуск
электромонтера к работе оформляется приказом по порту (району), после чего ему
выдаются на руки удостоверение на право технического обслуживания и ремонта
электрооборудования машин внутрипортового транспорта и настоящая инструкция под
расписку.
1.3. В своей работе
электромонтер должен знать и соблюдать:
производственную
инструкцию и инструкцию по безопасности труда для электромонтера, выполняющего
техническое обслуживание и ремонт электрооборудования машин внутрипортового
транспорта;
заводские (фирменные)
инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации обслуживаемых машин
внутрипортового транспорта;
Устав о дисциплине
работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;
правила движения
пешеходов по территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.
1.4. Электромонтер
обязан:
для самостоятельной
работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования машин
внутрипортового транспорта иметь квалификационную группу по технике
безопасности (электробезопасности) не ниже III;
при необходимости
выполнения работ, связанных с перемещением грузов (деталей, оборудования и
т.п.) грузоподъемными кранами, иметь квалификацию стропальщика и сигнальщика;
для выполнения
пробных включений механизмов машин внутрипортового транспорта пройти обучение и
аттестацию на право управления этими машинами;
для выполнения
работ на прессе, механической ножовке, сверлильном, заточном и других станках
пройти обучение и получить допуск к работе на этом оборудовании;
знать и уметь
пользоваться средствами пожаротушения;
знать и иметь
навыки оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при
ранениях, ожогах, обморожении, обмороке, тепловом и солнечном ударах и
отравлениях.
1.5. Повторная
проверка знаний электромонтера проводится квалификационной комиссией порта
(ППК) периодически - не реже одного раза в 12 мес.;
повторный
инструктаж по технике безопасности - не реже одного раза в квартал;
внеочередная
проверка знаний электромонтера - в случаях нарушения правил безопасности труда
и технической эксплуатации перегрузочных машин, по требованию администрации
порта (ППК).
1.6. Результаты
повторной проверки знаний оформляются протоколом, номер и дата которого
проставляются в удостоверении и подтверждаются подписью председателя
квалификационной комиссии порта и печатью.
Лица, показавшие
неудовлетворительные знания при повторной и третьей проверках, к работе не
допускаются и должны быть переведены на другую работу.
2.
ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Привести в
порядок рабочую спецодежду. Застегнуть обшлага рукавов, аккуратно заправить
одежду, чтобы не было развевающихся концов, волосы убрать под плотно облегающий
головной убор.
Спецодежда и обувь
должны быть исправными, соответствовать времени года, не стеснять движений в
работе.
2.2. Получить
конкретное задание и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте от
группового (сменного) электромеханика с подробным разъяснением о характере
выполняемых работ.
2.3. Проверить
наличие и исправность имеющихся инструмента, приспособлений, необходимого
механизированного и электрифицированного инструмента с соответствующими
индивидуальными защитными средствами (очки, диэлектрические перчатки, коврики и
т.п.).
2.4. Проверить
наличие и исправность ограждений, настилов, площадок, трапов, грузоподъемных
средств и приспособлений, а также предохранительных защитных средств (рукавицы,
защитные очки).
2.5. Проверить
рабочее место, которое должно быть чистым, нескользким, хорошо освещено;
посторонние предметы должны быть убраны.
2.6. Расположить
рабочий инструмент и детали устойчиво на безопасном месте, в определенной
последовательности.
2.7. Для переноски
и хранения инструмента и мелких деталей пользоваться специальной сумкой. При
общей массе инструмента, приспособлений, деталей более 30 кг их необходимо
транспортировать или поднимать при помощи грузоподъемных средств.
2.8. О всех замеченных нарушениях требований безопасности труда,
которые могут привести к аварии или несчастному случаю, электромонтер должен
немедленно сообщить групповому (сменному) электромеханику, руководящему данной
работой.
3.
ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Применять
только исправные инструмент и приспособления. Переносить и поднимать инструмент
к рабочему месту только в специальных сумках или ящиках.
3.2. При получении
новой (незнакомой) работы получить от группового (сменного) электромеханика
дополнительный инструктаж по технике безопасности. Быть внимательным, не
отвлекаться на посторонние дела, разговоры и не отвлекать других.
3.3. При рубке
металла пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами или сеткой.
3.4. При
перемещении узлов и механизмов электрооборудования массой более 30 кг
необходимо пользоваться грузоподъемными средствами.
3.5. При работе с
электроинструментом соблюдать следующие правила:
работать в
диэлектрических перчатках, ботах и на коврике;
не переносить
электроинструмент за питающий кабель, так как это может привести к
механическому повреждению кабеля;
не производить
замену режущего рабочего элемента электроинструмента до полной его остановки;
не работать с
переносным электроинструментом на приставных лестницах;
при перерывах в
работе, а также при отключении подачи напряжения в питающей электросети
оборудование и электроинструмент отсоединить от электросети.
3.6. При
пользовании индивидуальными изолирующими средствами:
применять только
сухие и чистые изолирующие средства;
обнаружив
неисправности защитных изолирующих средств, пользование ими немедленно прекратить.
Запрещается пользоваться защитными средствами, срок очередного испытания
которых истек.
3.7. При совместной
работе с газоэлектросварщиком использовать
светозащитные очки или защитный экран.
3.8. Наливать
горючее только в холодную паяльную лампу.
3.9. Применять
переносные светильники напряжением не выше 42 В.
3.10. Чистку и
продувку электродвигателей производить на открытом воздухе или в хорошо
вентилируемом помещении.
3.11. Шлифование
фазных колец и коллекторов электродвигателей производить при помощи специальных
колодок из изолирующего материала.
3.12. Все работы по
ремонту, наладке и замене электрооборудования, включая замену сгоревших плавких
вставок, производить только при отсоединенных аккумуляторах.
3.13. Проверить
величину напряжения на банках аккумуляторов пробником (нагрузочной вилкой),
переносным вольтметром постоянного тока с пределами измерения 0 - 3 В.
3.14. Все работы по
техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования автопогрузчиков
производить только при неработающем двигателе (за исключением регулировки и
наладки системы зажигания, момента впрыска топлива системы
питания двигателя).
3.15. При лужении и
пайке пользоваться защитными очками, соблюдать особую осторожность, так как
кислота, попадая на кожу, вызывает ожог.
При попадании
кислоты на кожу или в глаза немедленно обильно промыть пораженное место сначала
водой, а затем 1%-м раствором очищенной питьевой соды и обратиться к врачу.
3.16. Запрещается:
пользоваться
открытым пламенем и курить вблизи аккумуляторных батарей, в помещениях, где
производятся зарядка батарей, промывка деталей;
производить газоэлектросварочные и другие огневые работы без наличия
письменного разрешения, оформленного в соответствии с действующими Правилами
пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах и береговых
объектах ММФ, введенными в действие Приказом ММФ N 41 от 12 марта 1973 г.;
подключать
какое-либо оборудование с металлическими корпусами без заземления, использовать
нестандартные нагревательные приборы;
прыгать на землю с
высоты (с кабин, капотов, кузовов, ремонтируемых механизмов). Для спуска на
землю с этих мест следует применять приставные лестницы.
3.17. При
выполнении технического обслуживания или ремонта электрооборудования
непосредственно на машинах внутрипортового транспорта соблюдать следующие меры
по обеспечению безопасности работ:
контрольно-регулировочные
работы, выполняемые при работающем двигателе (проверка работы генератора,
регулировка реле-регулятора и т.п.), проводить на посту, оборудованном местным
отсосом отработанных газов;
во время проверки
генератора, стартера и прерывателя-распределителя на контрольно-испытательном
стенде правильно центрировать и наделено закреплять
эти агрегаты в зажимных устройствах во избежание поломки механизмов и травм
работающих; предварительно проверить исправность стенда;
испытание изоляции
изделия (измерение сопротивления изоляции, определение прочности изоляции
повышенным напряжением и т.п.) выполнять согласно Правилам технической
эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) и Правилам техники
безопасности при эксплуатации электроустановок (ПТБ).
3.18. О всех поломках, авариях, несчастных случаях с людьми
сообщать групповому (сменному) электромеханику. Принять меры к сохранению
обстановки, при которой произошел несчастный случай.
4.
ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ПОСЛЕ РАБОТЫ
4.1. Привести в
порядок рабочее место, убрать все материалы, лишние предметы, протереть и
собрать инструмент.
4.2. О выполнении
работы доложить групповому (сменному) электромеханику, от которого получил
задание.
5.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Электромонтер,
выполняющий техническое обслуживание и ремонт машин внутрипортового транспорта,
несет ответственность за нарушение данной инструкции согласно Уставу о
дисциплине работников морского транспорта и действующему законодательству.