ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 25 марта 1992 года
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ)
НА 1992 ГОД
Правительство
Российской Федерации, российские объединения профсоюзов и объединения
предпринимателей (работодателей), продолжая курс на радикальное реформирование
и вывод экономики из кризисного состояния, обеспечение социальных гарантий
граждан, сознавая насущную необходимость стабилизации и развития промышленности
и других сфер экономики в условиях социального мира и согласия, заключили
настоящее Генеральное соглашение на 1992 год.
I. Меры в области
экономики и проведения реформ
1.1. В целях
создания социально ориентированной рыночной экономики стороны считают
необходимым уже в этом текущем году реализовать основные меры радикальных
преобразований.
1.2. Создать
реальные экономические предпосылки для приватизации государственной
собственности, включая приобретение гражданами жилья. В 1992 г. в
первоочередном порядке приватизировать предприятия промышленности строительных
материалов, оптовой торговли и общественного питания, легкой и пищевой промышленности,
сельского хозяйства, розничной торговли, бытового обслуживания, строительства,
автотранспорта и ремонта.
Обеспечить
необходимые условия, способствующие мобилизации финансовых средств у населения
и предпринимательских структур для участия в приватизации.
Полученные средства
направлять в приоритетном порядке на реализацию социальных программ.
1.3. Обеспечить
поддержку инвестиционных программ по важнейшим направлениям структурной
перестройки. Создать благоприятные экономические условия для привлечения
иностранного капитала к решению задач хозяйственной реформы с учетом интересов
отечественных товаропроизводителей.
1.4. Подготовить и
реализовать предложения по мерам экономического стимулирования предприятий и
предпринимателей, осуществляющих конверсию, техническое перевооружение,
расширение производства, создание новых рабочих мест, а также содержащих на
своем балансе объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта,
жилищного фонда и других социальных учреждений.
1.5. Не вводить в 1992 г. административных или экономических регуляторов
уровня рентабельности, кроме установленных законодательством, действующим на
момент заключения настоящего Соглашения. По предприятиям-монополистам
республиканского масштаба - применять индивидуальный подход в государственном
регулировании цен на их продукцию.
1.6. До 1 июня 1992
г. обобщить практику действующего налогообложения, рассмотреть результаты на
заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (образованной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 24 января 1992 г. N 45) и подготовить предложения для внесения в Верховный
Совет Российской Федерации.
1.7. Признать, что
либерализация цен является неотъемлемым элементом проводимых экономических
преобразований.
Продолжить в 1992
г. государственное регулирование цен и тарифов на ограниченный перечень
продукции производственно-технического назначения, энергоносителей,
потребительских товаров и услуг в тесной увязке с упреждающими мерами по
адресной социальной защите граждан.
Стороны
согласились, что Правительство Российской Федерации вырабатывает политику
ценообразования, определяет перечень и предельные размеры регулируемых цен и
тарифов на отдельные виды товаров и услуг с учетом результатов
обсуждения предложений объединений профсоюзов и предпринимателей в
Российской трехсторонней комиссии.
1.8. Правительство
Российской Федерации подтверждает обязательства перед населением по долгам
государства (займы, целевые вклады, оплаченные целевые чеки) и осуществляет
меры по ресурсному обеспечению обязательств, взятых в натуральной форме.
Правительство может конверсировать эти долги в государственные ценные бумаги или
иным образом.
II.
Содействие занятости населения, развитию рынка труда
2.1. Рассмотреть и принять до 1 июня 1992 г. Программу обеспечения
занятости населения с учетом складывающейся ситуации на рынке труда и
возможного высвобождения рабочей силы, предусмотрев в ней приоритетное создание
в 1992 г. рабочих мест в регионах, где предполагается значительное сокращение
производства в связи с конверсией, закрытие нерентабельных предприятий,
развитие фермерских хозяйств, в том числе силами бывших военнослужащих и
мигрантов из стран СНГ.
2.2. Разработать во
II квартале 1992 г. программу, а к концу 1992 г. сформировать систему:
профориентации, подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и
незанятого населения.
2.3. Принять меры
по созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест.
Разработать и
представить в Верховный Совет максимально упрощенный порядок регистрации новых
предприятий.
2.4. Разработать и
утвердить во II квартале 1992 г. порядок установления предприятиям квот, льгот
и стимулов для приема на работу лиц с пониженной конкурентоспособностью на
рынке труда, а также молодых специалистов и граждан, зарегистрированных в
качестве безработных.
2.5. Разработать и
утвердить пакет мер, способствующих формированию реального рынка жилья по
регионам России с учетом прогнозов миграции населения, вызываемой процессами
конверсии, трудоизбыточностью и другими факторами.
2.6. Подготовить и
ввести в действие во II квартале 1992 г. Положение о порядке выплаты пособий по
безработице и оказания материальной помощи семьям граждан, потерявших работу по
не зависящим от них причинам.
2.7. Содействовать
ускорению принятия Верховным Советом Российской Федерации Закона Российской
Федерации "О беженцах и вынужденных переселенцах".
2.8. Осуществить
комплекс мер по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от
3 марта 1992 г. N 135 "О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным
переселенцам".
III.
Регулирование уровня жизни и обеспечение
социальных гарантий
3.1. Принять во II
квартале 1992 г. и рекомендовать для практического применения методику и
критерии определения уровня жизни, малообеспеченности,
прожиточного минимума, физиологического минимума, состава и стоимости
минимальной потребительской корзины по регионам России.
3.2. Ввести в
действие не позднее III квартала 1992 г. механизм ежеквартального пересмотра минимального размера оплаты труда работников всех сфер
и отраслей экономики, а также пенсий, пособий, стипендий и других социальных
выплат с учетом уровня прожиточного минимума, определить компенсационные меры
при неблагоприятных природно-климатических условиях.
3.3. Согласиться,
что минимальный уровень оплаты труда в бюджетных организациях и учреждениях
(дошкольных, медицинских и т.п.) принимается в качестве ориентира при
установлении минимальных размеров заработной платы для аналогичных категорий
работников рыночного сектора экономики при заключении коллективных договоров и
других тарифных соглашений.
3.4. Определить
межотраслевые и региональные соотношения минимумов оплаты труда и единые
принципы оплаты труда работников сквозных профессий.
3.5. В I полугодии
1992 г. принять с учетом результатов обсуждения Российской трехсторонней
комиссией концепцию реформирования и введения системы оплаты труда в бюджетной
сфере.
3.6. Не вводить
каких-либо новых (в дополнение к установленным
законодательством, действующим на момент заключения настоящего Соглашения)
ограничений на прирост фондов потребления и оплаты труда наемных работников.
3.7. Установить
порядок, согласно которому в дотируемых отраслях промышленности рост объемов
дотаций не может превышать роста объемов товарной продукции в сопоставимых
ценах.
3.8. В апреле 1992
г. выработать позицию Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений по защите нетрудоспособных граждан и семей с
детьми.
3.9. Организовать
во II квартале 1992 г. на базе имеющихся социальных структур систему экстренной
адресной социальной помощи.
3.10. Начать
проведение реформы системы пособий, доплат и социальных гарантий, концентрируя
ее содержание прежде всего на социальной поддержке
наименее обеспеченных граждан.
3.11. Рассмотреть и
принять на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений в апреле 1992 г. механизм переоценки среднего
заработка, исчисленного за период до 1992 г., для установления и перерасчета
ранее назначенных пенсий.
3.12. Разработать и
принять в апреле 1992 г. с учетом повышающегося в связи с либерализацией цен
уровня оплаты труда порядок исчисления среднего заработка для оплаты очередных
отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, а также механизм пересчета
сумм возмещения ущерба за частичную потерю трудоспособности.
3.13. Обеспечить
государственную поддержку учреждениям и организациям социальной инфраструктуры,
особенно в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, а также предприятиям, содержащим на балансе учреждения и
организации социальной сферы; поощрять и развивать формы натуральной оплаты.
3.14. Реализовать
необходимые меры по выполнению в марте - апреле 1992 г. указа Президента
Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации по выделению
земельных участков для выращивания овощей и картофеля максимально возможному
числу жителей городов и рабочих поселков.
3.15. Разработать и
представить во II квартале 1992 г. в Верховный Совет Российской Федерации предложения
по проекту закона Российской Федерации о социальном страховании. Подготовить и
принять законодательные и нормативные акты по реформе государственного
социального страхования и развитию в России негосударственных
социально-страховых организаций и пенсионных фондов.
3.16. Обеспечить
при посредничестве Верховного Совета Российской Федерации регулярную публикацию
Госкомстатом России в правительственных и профсоюзных средствах массовой
информации сведений о состоянии социально-экономической обстановки в Российской
Федерации и ее регионах, в том числе об индексах цен,
безработице, прожиточном минимуме, иных социальных параметрах.
IV. Условия
и охрана труда, обеспечение экологической
безопасности
4.1. Разработать в
апреле - мае 1992 г. и принять после утверждения Российской трехсторонней
комиссией по регулированию социально-трудовых отношений нормативные акты о
расследовании и учете несчастных случаев на производстве, о возмещении ущерба
от увечий и иных повреждений здоровья.
4.2. Внести в
Верховный Совет Российской Федерации предложения об ускорении принятия Законов
Российской Федерации "Об охране труда", "Об отпусках",
"О рабочем времени и времени отдыха".
4.3. Утвердить на
заседании Российской трехсторонней комиссии и принять во II квартале 1992 г.
Государственную программу по охране и улучшению условий труда.
4.4. Разработать и
принять систему административных и экономических льгот и стимулов для
обеспечения выпуска спецодежды, спецобуви и средств
индивидуальной защиты в объемах не ниже сложившихся в 1991 г.
4.5. Разработать и
принять после рассмотрения Российской трехсторонней комиссией по регулированию
социально-трудовых отношений Государственную программу экологической
безопасности. Заслушивать на заседаниях Комиссии, принимать решения и вносить в
Верховный Совет Российской Федерации и Президенту Российской Федерации
предложения по отнесению того или иного региона к зонам экологического бедствия
или зонам чрезвычайного экологического положения.
V. Правовое
обеспечение трудовых отношений
и социального
партнерства
5.1. Внести в
Верховный Совет Российской Федерации после рассмотрения на заседании Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
предложения о ратификации Конвенций Международной организации труда.
5.2. Подготовить и
внести в Верховный Совет Российской Федерации проекты законов, регулирующих
социально-трудовые отношения, создающих правовую основу социального
партнерства, социальной защиты наемных работников:
об индивидуальном
трудовом договоре (контракте);
о порядке разрешения
индивидуальных трудовых споров;
о порядке
разрешения коллективных трудовых конфликтов;
о правах и
гарантиях деятельности профессиональных союзов.
5.3. Рассмотреть на
заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений, принять в I полугодии 1992 г. и, при необходимости, внести в
Верховный Совет Российской Федерации предложения о проектах законодательных и
нормативных актов, определяющих статус работодателя, объединений работодателей.
5.4. Правительству
Российской Федерации при заключении межправительственных соглашений с
правительствами государств - членов СНГ предусмотреть необходимость заключения
соглашения в области реализации социальных программ, обеспечения минимальных
гарантий граждан в сфере социально-трудовых отношений и, в первую очередь, в
области социального обеспечения.
5.5. Для реализации социального партнерства на отраслевом,
профессиональном и региональном уровнях содействовать созданию двух- и
трехсторонних комиссий в составе представителей профсоюзов и предпринимателей,
а также органов государственной власти и управления для подготовки, подписания
соглашений и урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов).
5.6. Рекомендовать
сторонам, заключающим коллективные договоры, определять в них дополнительные в
сравнении с законодательством социальные гарантии при найме и увольнении,
обеспечении занятости, оплаты, режимов труда и отдыха, по другим
социально-экономическим вопросам, исходя из результатов
производственно-хозяйственной деятельности и возможностей предприятий, а также
материальные условия для обеспечения деятельности профессиональных союзов на
предприятии, в учреждении, организации в пределах
имеющихся у них средств.
5.7. Поддержать
внесение в Верховный Совет Российской Федерации в порядке законодательной
инициативы проекта Закона Российской Федерации "О мелких, малых и средних
предприятиях".
VI.
Механизм реализации Генерального соглашения
6.1. Настоящее
Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует в течение
1992 г.
6.2. В месячный
срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер,
необходимых для выполнения совместно взятых на себя обязательств, представляет
их на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений, которые после одобрения прилагаются к настоящему Соглашению.
6.3. В развитие
Соглашения могут разрабатываться приложения и протоколы, конкретизирующие его
отдельные положения и являющиеся неотъемлемой частью Генерального соглашения.
В числе
первоочередных приложений к Соглашению Российская трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых отношений рассматривает предложения по:
заключению специального соглашения по вопросам социально-экономического
развития, социальной защиты населения Севера на 1992 г.; решению
социально-экономических проблем работников образования, научных учреждений и
учащейся молодежи на 1992 г.
6.4. Изменения и
дополнения в Соглашение вносятся по решению Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений.
6.5. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение
разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет Российская
трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
6.6. Генеральное
соглашение обязательно для исполнения органами государственного управления,
подписавшими его объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей
(работодателей).
Настоящее
Соглашение открыто для присоединения (с подтверждением в письменном виде) иных
объединений профсоюзов и предпринимателей (работодателей).
6.7. Стороны
договорились, что коллективные переговоры о заключении Генерального соглашения
на 1993 г. будут начаты не позднее 1 октября 1992 г.
* * *
Каждая из сторон,
подписавших Соглашение, признает ответственность за реализацию его целей в
пределах своих полномочий и обязуется сотрудничать в обеспечении включенных в
Соглашение обязательств, разрешении возникающих проблем на принципах
консенсуса, уступок или договоренностей.
Стороны пришли к
согласию, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений регулярно рассматривает ход реализации положений
настоящего Генерального соглашения и систематически информирует граждан России
о результатах его выполнения через средства массовой информации.
В течение срока
действия Генерального соглашения, при условии его выполнения, общероссийские,
межрегиональные профсоюзы воздерживаются от объявления забастовок по вопросам
настоящего Соглашения, а объединения предпринимателей (работодателей) от
проведения массовых увольнений работников и остановок предприятий.
* * *
Настоящее
Соглашение подписали члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
ПРОТОКОЛ
от 3 апреля 1992 г. N 10
ЗАСЕДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
II.
Подписание Генерального соглашения
между
Правительством Российской Федерации, российскими
объединениями
профсоюзов и объединениями предпринимателей
(работодателей)
1. Определить, что
Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, российскими
объединениями профессиональных союзов и объединениями предпринимателей
(работодателей) на 1992 год вступило в силу с 3 апреля 1992 г. - дня подписания
его всеми членами Комиссии.