МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 1995 г. N 106-ВК
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ФОНДЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Направляем для
использования в практической работе подготовленные Управлением охраны труда -
Всероссийской государственной экспертизой условий труда Рекомендации по
подготовке положения о территориальном фонде охраны труда.
Первый заместитель
Министра труда
Российской
Федерации
В.Ф.КОЛОСОВ
Приложение
к письму
Министерства труда
Российской
Федерации
от 19.01.95 N
106-ВК
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ФОНДЕ
ОХРАНЫ ТРУДА
1. В разделе об
общих положениях рекомендуется указать следующее:
территориальный
фонд охраны труда (в последующем - Фонд) образуется в соответствии с Основами
законодательства Российской Федерации об охране труда. Фонд, как правило,
создается при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
основная задача
Фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, объединений работодателей
и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных
на территории субъекта Российской Федерации, изыскивать и эффективно
использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий
труда работников;
Фонд является
государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства Фонда
находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта Российской
Федерации, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет Фонда и
отчет о его выполнении утверждается органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации;
в своей
деятельности Фонд руководствуется законами и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Министерства труда
Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству субъекта
Российской Федерации, и принятым положением о Фонде;
Фонд является
юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и текущий счета (в
том числе валютные) в банках Российской Федерации, печать с изображением герба
субъекта Российской Федерации и своим наименованием, другие печати, штампы и
бланки;
Фонд может
заключать договоры, соглашения, контракты, быть истцом и ответчиком в суде,
непосредственно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и международное
сотрудничество, соответствующие его целям и задачам. Для реализации своих задач
Фонд может создавать в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, предприятия и организации,
размещать средства на депозитных счетах в банках Российской Федерации;
Фонд может
открывать на территории субъекта Российской Федерации свои отделения, а также
сотрудничать с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм
собственности (в дальнейшем - предприятия) и физическими лицами в вопросах, не
противоречащих основным задачам и функциям Фонда;
вступление в члены
Фонда является добровольным. Членами Фонда могут быть юридические и физические
лица, действующие на территории субъекта Российской Федерации.
2. В разделе,
характеризующем основные функции Фонда, указывается, что таковыми являются:
создание
финансовых ресурсов за счет концентрации: средств, выделяемых из бюджета
субъекта Российской Федерации и территориального Фонда социального страхования
Российской Федерации; ежеквартальных отчислений членов Фонда; штрафов,
налагаемых на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников
предприятий, виновных в нарушении законов и других нормативных актов о труде и
охране труда; средств, полученных в виде дивидендов, процентов по займам,
банковским депозитам; доходов от
инвестирования средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги; прибыли
собственных предприятий и организаций; доходов от долевого использования
средств Фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; платы
предприятий и организаций за консультационные, экспертные и другие услуги;
добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных; прочих, не противоречащих законам Российской Федерации и субъекта
Российской Федерации, а также основным задачам и функциям Фонда, поступлений;
финансирование и
льготное кредитование мероприятий по улучшению условий и охраны труда и
оздоровлению работников, проводимых предприятиями - членами Фонда, и
предоставление краткосрочных и долгосрочных процентных займов на указанные цели
предприятиям не членам Фонда, действующим на территории субъекта Российской
Федерации;
финансирование
научных исследований в области охраны труда и улучшения его условий;
открытие для
предприятий персональных накопительных счетов.
3. Рекомендуется
выделить в отдельный раздел некоторые особенности
формирования Фонда, предусмотрев, что:
орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяет Фонду, по
представлению территориальной трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, средства для финансирования мероприятий по
обеспечению здоровых и безопасных условий труда с учетом программ территорий по
охране и улучшению условий труда. При этом указанные средства могут быть
перечислены в Фонд единовременно или в течение ряда лет. Кроме того, при
формировании годовых бюджетов субъекта Российской Федерации орган
исполнительной власти может предусматривать дополнительные выделения средств в размерах, определяемых трехсторонней комиссией. В
таком же порядке территориальный Фонд социального страхования Российской
Федерации может решать вопрос об отчислении в Фонд средств на научные
исследования в области охраны труда и улучшения его условий;
члены Фонда перечисляют
средства в Фонд, как правило, ежеквартально в размерах, определенных органом
управления Фондом и утвержденных органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации. Эти размеры по предприятиям корректируются в зависимости
от результатов сертификации постоянных рабочих мест, как это предусмотрено
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 485
"О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на
производственных объектах, средств производства,
оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты" <*>;
--------------------------------
<*> Порядок
корректировки определяется Правительством Российской Федерации или, по его
поручению, Минтрудом России.
по решению органа
управления Фондом может быть принято решение также о вступительном взносе, его
размере и порядке дифференциации по предприятиям в зависимости от специфики
отрасли, численности работников, формы собственности и т.п.
4. Использование
средств Фонда может быть предусмотрено в самостоятельном разделе по следующим
направлениям:
реализация
мероприятий, предусмотренных Федеральной и территориальной долговременными и
текущими программами по охране и улучшению условий труда;
проведение
перспективных научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ по
охране и улучшению условий труда;
разработка новых и
совершенствование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты
работников, а также требований к средствам производства, технологиям и
организации труда в части обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
проведение
экспертизы условий труда; организация работы по аттестации рабочих мест по
условиям труда и их сертификации на соответствие требованиям охраны труда;
расследование несчастных случаев на производстве;
ликвидация последствий
производственных аварий, несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим на
производстве и возмещение ущерба от производственных травм;
оздоровление
работников и повышение их медико-социальной
защищенности;
повышение
квалификации работников, занимающихся вопросами охраны и улучшения условий
труда, отвечающих за соблюдение законов об охране труда, а также проведение
семинаров, конференций и издание методических материалов по охране и улучшению
условий труда;
покрытие расходов,
связанных с содержанием и деятельностью Фонда, методических консультативных и
учебных центров по вопросам охраны труда и улучшения его условий, а также
подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих охрану труда, контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
приобретение
приборов контроля производственной среды, лабораторного и другого оборудования
для исследовательских лабораторий территориальных органов государственной
экспертизы условий труда;
учреждение и
финансирование (долевое участие) деятельности предприятий по производству
средств коллективной и индивидуальной защиты работников, а также других
предприятий и организаций, деятельность которых направлена на реализацию
основных задач и функций Фонда;
содействие в
развитии международного сотрудничества в области улучшения условий и охраны
труда;
выдача долгосрочных
и краткосрочных процентных займов предприятиям не членам Фонда, действующим на
территории субъекта Российской Федерации, для реализации ими мероприятий по
охране и улучшению условий труда работников;
приобретение ценных
бумаг и размещение средств на депозитных счетах в банках.
Последние два
направления использования средств не должны наносить ущерб основным задачам и
функциям Фонда. Поэтому целесообразно расходы на эти цели ограничивать решением
органа управления Фондом.
5. Отдельным
разделом рекомендуется выделить вопросы организации управления Фондом и порядка
выдачи средств, предусмотрев в нем следующее:
органом управления
Фондом является Собрание членов Фонда или его представителей (в дальнейшем -
Собрание), а между собраниями - общественный координационный Совет (в дальнейшем
- Совет), состав которого утверждается органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации. В состав Совета включаются представители органов субъекта
Российской Федерации, ведающие вопросами надзора и контроля
за охраной труда, Рострудинспекции, финансов и
экономики, а также представители фондов охраны труда отдельных предприятий.
Председателем Совета утверждается, как правило, руководитель органа по труду;
решения Собрания и
Совета считаются правомочными, если они приняты более чем 50% голосов;
Собрание принимает
и представляет на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской
Федерации Положение о фонде охраны труда территории, дополнения и изменения к
нему. Собрание созывается не реже одного раза в год;
Совет утверждает
основные направления деятельности Фонда на перспективу, обсуждает проект
годового бюджета Фонда и отчет по его исполнению и принимает соответствующие
решения. Совет собирается председателем по мере необходимости, но не реже двух
раз в год. Председатель Совета представляет на утверждение органу
исполнительной власти субъекта Российской Федерации бюджет Фонда и отчет о его
исполнении, открывает и закрывает расчетный и текущий счета (в том числе
валютные) в банках Российской Федерации, осуществляет другие функции по руководству
Фондом. Распорядителями кредитов Фонда являются председатель Совета и главный
бухгалтер органа по труду. Председатель Совета несет полную ответственность за
результаты деятельности Фонда;
перечисление
средств на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда
производится на основании договоров, в соответствии с которыми сторона,
получившая средства, должна представить отчет о выполнении мероприятий и их
эффективности. Поступившие отчеты анализируются Фондом и представляются на
утверждение органу по труду субъекта Российской Федерации;
контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда осуществляет ревизионная
комиссия, образуемая органами субъекта Российской Федерации, ведающими
вопросами труда, финансов, экономики.