ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 1995 г. N 05-454
Фонд социального
страхования Российской Федерации сообщает, что в последнее время имеют место
случаи принятия судами решений о возложении на его органы выплат по возмещению
вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей в
случаях ликвидации предприятия без капитализации платежей в возмещение вреда. В
значительной мере принятию таких решений способствовала консультация члена
Верховного Суда Глянцева В., опубликованная в январе
1995 года в журнале "Законность", в которой в качестве плательщика
возмещения вреда при ликвидации виновного предприятия без правопреемника необоснованно
назван Фонд.
В
соответствии со ст. 32 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного
работникам профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,
связанным с выполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1, возмещение вреда в
случае ликвидации предприятия, как известно, производится органами
государственного страхования, которыми в настоящее время являются страховые
фирмы Российской государственной страховой компании (Росгосстрах).
Однако Росгосстрах
и некоторые другие ведомства неоднократно вносили предложения об изменении
действующего законодательства и возложении этой обязанности на органы Фонда. Фонд категорически возражал против выполнения не свойственной ему
функции и обосновал свою позицию, в частности, тем, что принятие предложения
Росгосстраха вызовет необходимость внесения изменений в нормативные акты,
определяющие направления расходования средств Фонда и закрепляющие принцип
строго целевого их использования (статью 238 КЗоТ РФ, Указ Президента
Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального
страхования Российской Федерации", Положение о
Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, а также в
Федеральный закон от 7 августа 1995 г. N 127-ФЗ "О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации").
Учитывая
противоречивость мнений, Правительством Российской Федерации было поручено
Фонду рассмотреть данный вопрос совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами.
Доводы Фонда
признаны обоснованными, что и закреплено решением Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации Ярова Ю.Ф. от 27
октября 1995 г. N ЮЯ-П12-33124 (не приводится).
Предлагаем принять
информацию к сведению и использованию в практической работе.
Заместитель
Председателя Фонда
Л.Н.РАУ