21 июля 1997 года
N 116-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Принят
Государственной
Думой
20 июня 1997 года
Настоящий
Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы
обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и
направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и
обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации,
эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации
последствий указанных аварий.
Положения
настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие
деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных
объектов на территории Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Основные понятия
В целях настоящего
Федерального закона используются следующие понятия:
промышленная
безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная
безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и
общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных
аварий;
авария - разрушение
сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном
производственном объекте, неконтролируемые взрыв и
(или) выброс опасных веществ;
инцидент -
отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном
производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса,
нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов,
принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской
Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной
безопасности;
технические
устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины,
технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты,
аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного
объекта.
Статья 2.
Опасные производственные объекты
1. Опасными
производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом
являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные
производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному
закону.
2. Опасные
производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом
требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном
реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов,
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области
промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
Статья 3.
Требования промышленной безопасности
1. Требования промышленной безопасности - условия, запреты,
ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем
Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с
ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных
правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и
правилах в области промышленной безопасности.
2. Требования
промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности,
пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным
требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской
Федерации о техническом регулировании.
3. Требования
промышленной безопасности для объектов использования атомной энергии устанавливаются
федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии,
принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N
170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
Статья 4.
Правовое регулирование в области промышленной безопасности
1. Правовое
регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии
с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также
федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
2. Если
международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила
международного договора.
3. Федеральные
нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные
требования к:
осуществлению
деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к
работникам опасных производственных объектов;
безопасности
технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе
обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на
опасном производственном объекте.
Федеральные нормы и
правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 5.
Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности
1. В целях
осуществления государственной политики в области промышленной безопасности
Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской
Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области
промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего
нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и
надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы
исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют
подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном
порядке.
2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с
федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять
отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные
разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной
безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты,
а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с
федеральным органом исполнительной власти в области промышленной
безопасности.
Глава II. ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 6.
Деятельность в области промышленной безопасности
1. К видам
деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование,
строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое
перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы
промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного
производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Отдельные виды
деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения
о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов
является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных
объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной
безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных
объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в
случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций
промышленной безопасности.
Лицензирующий
орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления указанных
документов, если такие документы находятся в распоряжении лицензирующего
органа, органов, предоставляющих государственные услуги, органов,
предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов
местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или
органам местного самоуправления организаций, за исключением документов,
включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ
"Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Лицензирующий
орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них)
в уполномоченных органах, если заявитель не представил их по собственной
инициативе.
Указанные документы
могут быть представлены соискателем лицензии в форме электронных документов.
Статья 7.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте
1. Обязательные
требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном
объекте, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям
устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о
техническом регулировании.
2. Утратил силу. -
Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ.
3. Утратил силу. -
Федеральный закон от 30.12.2008 N 313-ФЗ.
4. Утратил силу. -
Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ.
5. Технические
устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе
эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной
безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств
обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.
6. Применение технических устройств на опасных производственных
объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого
федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности,
если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на
опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена
техническими регламентами.
За выдачу
разрешения на применение технических устройств на опасных производственных
объектах уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые
установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 8.
Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству,
реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому
перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
1. Техническое
перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного
производственного объекта осуществляются на основании документации,
разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом
законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое
перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с
его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта
входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на
капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта
подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое
перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе
промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в
состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе
в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности. Не допускаются техническое перевооружение,
капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта
без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности,
утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной
безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на
техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав
проектной документации такого объекта, без положительного заключения
государственной экспертизы проектной документации такого объекта.
2. Отклонения от
проектной документации опасного производственного объекта в процессе его
строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на
техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию
опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения,
консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную
документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного
объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с
законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Изменения, вносимые в документацию на капитальный ремонт, консервацию и
ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной
безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в
области промышленной безопасности или его территориальным органом. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение
опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной
безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в
области промышленной безопасности или его территориальным органом, за
исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной
документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством
Российской Федерации о градостроительной деятельности.
3. В процессе
строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического
перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном
порядке осуществляют авторский надзор.
3.1. Соответствие построенных, реконструированных опасных
производственных объектов проектной документации, требованиям строительных
норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается
заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного
надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на
осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации о градостроительной деятельности.
4. Ввод в
эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности.
При этом
проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного
объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также
наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности,
заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об
обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта
за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Статья 9.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного
объекта
1. Организация,
эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения
настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в
соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также
федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
иметь лицензию на
осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной
безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
обеспечивать
укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в
соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе
на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим
квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к
указанной работе;
обеспечивать
проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной
безопасности;
иметь на опасном
производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования
промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном
производственном объекте;
организовывать и
осуществлять производственный контроль за соблюдением
требований промышленной безопасности;
обеспечивать
наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля
за производственными процессами в соответствии с установленными
требованиями;
обеспечивать
проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить
диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по
предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа
исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его
территориального органа;
предотвращать
проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать
выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать
декларацию промышленной безопасности;
заключать договор
обязательного страхования гражданской ответственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном
страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за
причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания,
распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области
промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц,
отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать
эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению
суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также
в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную
безопасность;
осуществлять
мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном
производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в
расследовании причин аварии;
принимать участие в
техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте,
принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать
причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать
меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно
информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в
области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы
государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на
опасном производственном объекте;
принимать меры по
защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном
объекте;
вести учет аварий и
инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в
федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности,
или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов,
причинах их возникновения и принятых мерах.
2. Работники
опасного производственного объекта обязаны:
соблюдать положения
нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной
безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте
и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном
объекте;
проходить
подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
незамедлительно
ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном
порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном
производственном объекте;
в установленном
порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном
производственном объекте;
в установленном
порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном
объекте.
За выдачу работнику
организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов,
аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная
пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах.
Статья 10.
Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и
ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
В целях обеспечения
готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии
организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на
опасном производственном объекте;
заключать с
профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными
аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные
профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные
аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные
формирования из числа работников;
иметь резервы
финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации
последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обучать работников
действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
создавать системы
наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и
поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Статья 11.
Производственный контроль за соблюдением требований
промышленной безопасности
1. Организация,
эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и
осуществлять производственный контроль за соблюдением
требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями,
устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
2. Сведения об
организации производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его
осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в
области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.
Статья 12.
Техническое расследование причин аварии
1. По каждому факту
возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое
расследование ее причин.
2. Техническое
расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой
представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной
безопасности или его территориального органа.
В состав указанной
комиссии также включаются:
представители
субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на
территории которых располагается опасный производственный объект;
представители
организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
представители
страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный
объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном
страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение
вреда в результате аварии на опасном объекте;
другие
представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Президент
Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать
решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию
причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.
4. Комиссия по
техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию
экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности,
изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, изготовления оборудования и в других областях.
5. Организация,
эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны
представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю
информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
6. Результаты
проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором
указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда,
допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники,
допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и
ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению
подобных аварий.
7. Материалы
технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган
исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его
территориальный орган, членам комиссии по техническому расследованию причин
аварии, а также в иные заинтересованные государственные органы.
8. Порядок
проведения технического расследования причин аварии и оформления акта
технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом
исполнительной власти в области промышленной безопасности.
9. Финансирование
расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется
организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором
произошла авария.
Статья 13.
Экспертиза промышленной безопасности
1. Экспертизе
промышленной безопасности подлежат:
документация на
капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного
объекта;
документация на
техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если
указанная документация не входит в состав проектной документации такого
объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с
законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
технические
устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
здания и сооружения
на опасном производственном объекте;
декларация
промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на
техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в
состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей
государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской
Федерации о градостроительной деятельности), капитальный ремонт, консервацию и
ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с
эксплуатацией опасного производственного объекта.
2. Экспертизу
промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение
указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию
опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.
3. Результатом
осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.
4. Заключение
экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган
исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его
территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном
порядке.
5. Порядок
осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению
заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным
органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
6. Экспертиза
промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением
других экспертиз в установленном порядке.
Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности
1. Разработка
декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска
аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по
предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации
опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной
безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном
производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба
последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном
производственном объекте.
Перечень сведений,
содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления
определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной
безопасности.
2.
Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки
деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на
которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Приложении 2
к настоящему Федеральному закону.
Обязательность
разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных
объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть
установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со
своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в области
промышленной безопасности.
3. Декларация
промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, документации на техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.
Декларация
промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае
изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в
случае изменения требований промышленной безопасности.
Для опасных
производственных объектов, действующих на день вступления настоящего
Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности
разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
4. Декларация
промышленной безопасности утверждается руководителем организации,
эксплуатирующей опасный производственный объект.
Руководитель
организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет
ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации
промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
5. Декларация
промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на
капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию
опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной
безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство,
реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию
промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с
законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
6. Декларацию
промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам
местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке,
который установлен Правительством Российской Федерации.
Статья 15.
Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в
результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте
Обязательное
страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии
или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об
обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта
за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Статья 16.
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
1. Под федеральным государственным надзором в области промышленной
безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности
юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами,
индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее -
юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в
соответствии с ними иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее -
обязательные требования), посредством организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и
деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по
систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и
прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
2. Федеральный
государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется
федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности
согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального
государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и
проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок,
установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.
4.
Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной
безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным
требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств,
оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.
5. Основанием для
включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок
является истечение одного года со дня:
а) принятия в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в
эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и
капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе
используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий,
помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
б) регистрации
опасного производственного объекта в государственном реестре опасных
производственных объектов;
в) окончания
проведения последней плановой проверки.
6. В ежегодном
плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) федерального органа
исполнительной власти в области промышленной безопасности о назначении
проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место
нахождения опасного производственного объекта, в отношении которого
соответственно планируется проведение мероприятий по контролю
и фактически были проведены указанные мероприятия.
7. Основанием для
проведения внеплановой проверки является:
а) истечение срока
исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного
федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности
предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
б) поступление в федеральный орган исполнительной власти в области
промышленной безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе
индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов
государственной власти (должностных лиц федеральных органов исполнительной
власти в области промышленной безопасности), органов местного самоуправления,
из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о
несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений,
технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие
нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда
животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу
физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу,
угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного
характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или)
чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
в) наличие
приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального
органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о проведении
внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования
прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением
законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте
"б" пункта 7 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с
извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10
Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля", без согласования с органом
прокуратуры.
9. Предварительное
уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении
внеплановой выездной проверки, основания проведения
которой указаны в подпункте "б" пункта 7 настоящей статьи, не
допускается.
10. Срок
проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала
ее проведения.
В исключительных
случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных
исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании
мотивированных предложений должностных лиц федерального органа исполнительной
власти в области промышленной безопасности, проводящих проверку, срок
проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем
руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
11. На отдельных
опасных производственных объектах может быть установлен режим постоянного
государственного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 26
декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля".
Режим постоянного
государственного надзора, перечень эксплуатируемых опасных производственных
объектов, в отношении которых вводится такой режим, и порядок его осуществления
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Должностные
лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной
безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
имеют право:
а) запрашивать и
получать на основании мотивированного письменного запроса от юридического лица,
индивидуального предпринимателя информацию и документы, необходимые в ходе
проведения проверки;
б)
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа
(распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа
исполнительной власти в области промышленной безопасности о назначении проверки
посещать опасные производственные объекты и проводить обследования используемых
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей
деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования
и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания,
экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
в) выдавать
юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении
выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по
обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным,
растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и
юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
г) составлять
протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями
обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных
правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
д) направлять в
уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных
требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам
преступлений;
е) давать указания
о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и
здоровью работников.
13. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной
безопасности могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать
в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда,
причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям,
окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических
лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений
обязательных требований промышленной безопасности.
Статья
16.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции опасных
производственных объектов
Государственный
надзор при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов
осуществляется уполномоченным на осуществление федерального государственного
строительного надзора федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного
надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности.
Статья 17.
Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной
безопасности
Лица, виновные в
нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Статья
17.1. Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан в
результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте
1. В случае
причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента
на опасном производственном объекте эксплуатирующая организация или иной
владелец опасного производственного объекта, ответственные за причиненный вред,
обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда:
гражданам,
имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение
вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца), - в сумме два
миллиона рублей;
гражданам, имеющим
право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда,
причиненного здоровью, - в сумме, определяемой исходя из характера и степени
повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством Российской
Федерации. Размер компенсации в этом случае не может превышать два миллиона
рублей.
2. Выплата
компенсации в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан в
результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте, не
освобождает ответственное за причиненный вред лицо от его возмещения в
соответствии с требованиями гражданского законодательства в части, превышающей
сумму произведенной компенсации.
Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18.
Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить
Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
21 июля 1997 года
N 116-ФЗ
Приложение 1
ОПАСНЫЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ
К категории опасных
производственных объектов относятся объекты, на которых:
1)
получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся
вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом
становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном
давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие
вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или)
способствующие воспламенению других веществ в результате
окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества
- жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от
источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые
вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия
способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с
выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные
вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к
их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная
доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов
на килограмм включительно;
средняя смертельная
доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов
на килограмм включительно;
средняя смертельная
концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр
включительно;
е) высокотоксичные
вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к
их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная
доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная
доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная
концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества,
представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в
водной среде следующими показателями острой токсичности:
средняя смертельная
доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10
миллиграммов на литр;
средняя
концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в
течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя
ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не
более 10 миллиграммов на литр;
2) используется
оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при
температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются
стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные
дороги, фуникулеры;
4) получаются
расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные
работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных
условиях.
Приложение 2
ПРЕДЕЛЬНЫЕ
КОЛИЧЕСТВА ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ,
НАЛИЧИЕ КОТОРЫХ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ
ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ
ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКИ
ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Таблица 1
Наименование опасного вещества
|
Предельное
количество
опасного
вещества, т
|
Аммиак
|
500
|
Нитрат
аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в
которых содержание азота из нитрата аммония
составляет более 28 процентов массы, а также водные
растворы нитрата аммония, в которых концентрация
нитрата аммония превышает 90 процентов массы)
|
2500
|
Нитрат аммония в форме удобрений (простые
удобрения
на основе нитрата аммония, а также сложные
удобрения, в которых содержание азота из нитрата
аммония составляет более 28 процентов массы
(сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с
фосфатом и (или) калием)
|
10000
|
Акрилонитрил
|
200
|
Хлор
|
25
|
Оксид
этилена
|
50
|
Цианистый
водород
|
20
|
Фтористый
водород
|
50
|
Сернистый
водород
|
50
|
Диоксид
серы
|
250
|
Триоксид
серы
|
75
|
Алкилы
|
50
|
Фосген
|
0,75
|
Метилизоцианат
|
0,15
|
Таблица 2
┌────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│ Виды опасных веществ │Предельное
│
│ │количество
│
│
│ опасного │
│
│вещества, т│
├────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Воспламеняющиеся
газы
│ 200 │
├────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Горючие
жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых │ │
│складах и базах
│ 50000 │
├────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Горючие
жидкости, используемые в технологическом │ │
│процессе
или транспортируемые по магистральному │ │
│трубопроводу │
200 │
├────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Токсичные
вещества
│ 200 │
├────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Высокотоксичные
вещества │ 20
│
├────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Окисляющие
вещества
│ 200 │
├────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Взрывчатые
вещества │ 50
│
├────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Вещества,
представляющие опасность для окружающей │ │
│среды
│ 200 │
└────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘
Примечание 1. Для
опасных веществ, не указанных в таблице 1, применять данные таблицы 2.
Примечание 2. В
случае, если расстояние между опасными
производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное
количество опасного вещества.
Примечание 3. Если
применяется несколько видов опасных веществ одной и той же категории, то их
суммарное пороговое количество определяется условием:
n
{SUM[m(i)]/[M(i)]} >= 1,
j=1
где m(i) -
количество применяемого вещества; M(i) - пороговое количество того же вещества
в соответствии с настоящим Перечнем для всех i от 1 до n.