ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2000 г. N 78
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
В соответствии с
Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемые:
а) Положение о
федеральной инспекции труда;
б) утратил силу. -
Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 N 5.
2. Министерству государственного имущества Российской Федерации
оформить в установленном порядке закрепление за Министерством труда и
социального развития Российской Федерации помещений в зданиях, расположенных в
г. Москве, в Газетном переулке, дом 3 (строение 1) и дом 5 (строения 1 и 2),
ранее закрепленных за Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и
социального развития Российской Федерации.
3. Признать утратившим
силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 13
"О дополнительных мерах по обеспечению деятельности Федеральной инспекции
труда при Министерстве труда Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4989).
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ПУТИН
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 28 января 2000
г. N 78
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
1. Федеральная
инспекция труда - единая федеральная централизованная система государственных
органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми
организациями и физическими лицами, на которых это законодательство
распространяется.
2. Федеральная
инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
3. Основной задачей
федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля
за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на
безопасные условия труда.
4. Федеральная
инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти,
которым предоставлено право осуществлять в пределах
своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,
объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими
государственными и общественными организациями.
5. Государственный
надзор и контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные
инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.
Деятельностью
федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального
развития Российской Федерации - главный государственный инспектор труда
Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Правительством Российской Федерации.
Руководитель
Департамента государственного надзора и контроля за
соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и
социального развития Российской Федерации является заместителем главного государственного
инспектора труда Российской Федерации.
Заместители
руководителя указанного Департамента являются главным государственным правовым
инспектором труда Российской Федерации и главным государственным инспектором
Российской Федерации по охране труда.
Начальники отделов
указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране
труда) являются главными государственными инспекторами труда.
Руководители
государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами
труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного
государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым
вопросам и по охране труда).
Начальники отделов
государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по
охране труда) являются главными государственными инспекторами труда
соответствующих государственных инспекций труда.
6.
Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами
выполняют следующие основные функции:
1) осуществляют
государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей
территории;
2) расследуют в
установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины
и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
3) рассматривают в
соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных
правонарушениях;
4) информируют
соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления
о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда;
5) участвуют в
работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
6) обобщают опыт
применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
7) ведут прием
граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях
их трудовых прав;
8) готовят отчеты о
результатах деятельности инспекции.
7. Положение о
государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и социального
развития Российской Федерации.
8. Департамент
государственного надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального
развития Российской Федерации наряду с функциями, указанными в пункте 6
настоящего Положения, выполняет следующие функции:
1) руководит
работой и осуществляет контроль за деятельностью
государственных инспекций труда;
2) обеспечивает
организационное и методическое руководство деятельностью государственных
инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;
3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования
и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) анализирует
состояние и причины производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике;
5) готовит и
публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.
9.
Государственные инспекторы труда имеют право:
1) беспрепятственно
в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в
целях проведения инспекции организации любой организационно - правовой формы;
2) осуществлять в
установленном порядке проверки и расследование причин нарушений
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
3) запрашивать и
безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций,
органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей
(их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для
осуществления своих полномочий;
4) предъявлять работодателям
(их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении
нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о
восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в
этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в
установленном порядке от должности;
5) привлекать к
административной ответственности в установленном законодательством Российской
Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации
о труде и охране труда;
6) по результатам
проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении
виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.
10.
Государственные инспекторы по охране труда наряду с правами, указанными в
пункте 9 настоящего Положения, имеют право:
1) расследовать в
установленном порядке несчастные случаи на производстве;
2) выдавать
разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение
производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение
новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью
предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его
безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых
или реконструируемых производственных объектов;
3) требовать в
установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в
ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или
в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью
или безопасности работников;
4) запрещать
производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты
работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих
государственным нормативным требованиям по охране труда;
5) изымать для
анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его
представителя);
6) приостанавливать
работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении
нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью
работников, до устранения этих нарушений;
7) отстранять от
работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и
приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих
местах и проверку знаний требований охраны труда.
11. Главный
государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители
государственных инспекций труда наряду с правами, указанными в пунктах 9 и 10
настоящего Положения, имеют право:
1) приостанавливать
деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране
труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих
нарушений;
2) направлять в
суды при наличии заключений государственной экспертизы
условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении
деятельности их структурных подразделений.
12. Должностные
лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда:
при осуществлении
своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только
федеральными законами и Конституцией Российской Федерации;
несут в
соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за
противоправные действия или бездействие.
Решения должностных
лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и
(или) в судебном порядке.
13. Государственные
инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп
(печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они
представляют.
Утверждены
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 28 января 2000
г. N 78
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ
О РАССЛЕДОВАНИИ И
УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
НА ПРОИЗВОДСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 11 МАРТА 1999 Г.
N 279
Утратили силу. -
Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 N 5.