ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ 00-82
Именем Российской
Федерации
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
председательствующего Редченко
Ю.Д.,
народных
заседателей,
при
секретаре
Бирюковой Е.Ю.,
с участием
прокурора Коптевой Л.И.
и
адвокатов
рассмотрел
в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе М. о признании
незаконными пунктов 8; 12.7.3; 14.3 и 18.2 "Положения о порядке проведения
обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических
медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте",
утвержденного Приказом МПС Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 6Ц, в
указанном заявителем объеме,
установил:
заявитель М.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием,
сославшись на то, что оспариваемые им пункты Положения противоречат ст. ст. 30,
58 и 61 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья
граждан".
В жалобе, в
частности, указывает на то, что содержащееся в п. 8 Положения требование о
необходимости предоставления при прохождении медицинского осмотра выписок из
истории болезни о перенесенных заболеваниях из лечебных учреждений по месту
прохождения лечения не соответствует требованиям закона о соблюдении врачебной
тайны.
Требования пунктов
12.7.3; 14.3 и 18.2 Положения, вопреки требованиям закона, нарушают права
работников железнодорожного транспорта на выбор врача и сохранение врачебной
тайны, в связи с чем они не могут быть признаны
законными.
В судебном
заседании заявитель М., в лице своего представителя М. жалобу поддержал.
Представители МПС
Российской Федерации Китаев Н.А. и Троицкая А.Ю. с
жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения по тем
основаниям, что оспариваемые заявителем пункты Положения соответствуют
требованиям закона и ничьих прав не нарушают. Указанные пункты Положения
рассчитаны на охрану здоровья работников железнодорожного транспорта и
безопасность движения данного транспорта.
Выслушав объяснения
представителя заявителя М., представителей МПС Российской Федерации Китаева
Н.А. и Троицкой А.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой
Л.И., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской
Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии со
ст. 21 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья
граждан" в целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и
профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств,
предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации, проходят обязательные предварительные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Как
установлено судом, в целях совершенствования экспертизы профессиональной
пригодности работников федерального железнодорожного транспорта и улучшения
медицинского обеспечения безопасности движения поездов Приказом МПС Российской
Федерации от 29 марта 1999 г. N 6Ц было утверждено Положение "О порядке
проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и
периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном
транспорте" (далее Положение).
Согласно п.
8 данного Положения лица, поступающие на работу или учебу в учреждения
железнодорожного транспорта, представляют выписку о перенесенных заболеваниях
из поликлиники и справки об отсутствии зарегистрированных заболеваний из
психоневрологического и наркологического диспансеров системы Минздрава России,
осуществляющих медицинское обслуживание по месту их жительства.
В пунктах 12.7.3 и
14.3 Положения предусмотрена обязанность руководителей предприятий
железнодорожного транспорта направлять работников, а главных врачей лечебно -
профилактических учреждений МПС Российской Федерации вызывать работников на
прием к цеховым врачам, в случае предъявления ими листков временной
нетрудоспособности, выданных неведомственными лечебными учреждениями.
Пункт 18.2
Положения обязывает работников железнодорожного транспорта представлять из
неведомственных лечебных учреждений выписки о заболевании, проведенном
обследовании и лечении в случае временной нетрудоспособности цеховым врачам ЛПУ
МПС Российской Федерации.
По утверждению представителей
МПС Российской Федерации, высокие требования к состоянию здоровья работников,
непосредственно связанных с движением поездов, обусловлены тем, что их
деятельность связана с высоким риском аварий и крушений на железнодорожном
транспорте и возможными большими негативными последствиями такого рода
чрезвычайных ситуаций.
Требования
оспариваемых пунктов Положения о необходимости предоставления выписок из
истории болезни о перенесенных заболеваниях при поступлении на работу на
предприятия железнодорожного транспорта, направления работников этих
предприятий после перенесенных заболеваний, как и вызова
главными врачами ЛПУ МПС Российской Федерации, на прием к цеховым врачам, а
также выписок о проведенном обследовании и лечении в случае временной нетрудоспособности
из лечебных учреждений по месту жительства продиктованы лишь особыми условиями
труда этих работников, охраной их здоровья и обеспечением безопасности
движения, что ничьих, в том числе и заявителя, прав не нарушает.
Указанные
утверждения представителей МПС Российской Федерации материалами дела не
опровергнуты. Не представлено каких-либо доказательств в их опровержение и
заявителем.
При таких данных,
по мнению суда, каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых
пунктов Положения незаконными не имеется.
Довод
представителя заявителя М. о том, что требование п. 8 Положения в части
предоставления выписок из истории болезни о перенесенных заболеваниях, при
поступлении на работу не соответствует требованиям закона и нарушает врачебную
тайну, не может быть признан обоснованным, поскольку он ни на чем не основан и
противоречит требованиям ст. 21 вышеназванного Закона, предусматривающим для
работников отдельных профессий обязательное прохождение предварительного при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, к
которым отнесены и работники железнодорожного транспорта.
Необходимость
предоставления при этом выписок о перенесенных ранее заболеваниях в медицинскую
комиссию является одной из составных мер по обеспечению прохождения обязательного
предварительного медицинского освидетельствования данных работников.
Представление такого рода медицинских документов, по мнению суда, никакой
врачебной тайны не нарушает, а способствует вынесению более правильного
заключения о состоянии здоровья поступающего на работу и возможности
использования его на железнодорожном транспорте.
Правомерными
являются и требования, изложенные в пунктах 12.7.3; 14.3 и 18.2 Положения,
поскольку знаниями условий труда, требований к состоянию здоровья, особенностей
экспертизы профессиональной пригодности и лечения работников, непосредственно
связанных с движением поездов, обладают только врачи лечебно - профилактических
учреждений МПС России, прошедшие курс тематического усовершенствования по
специальности "железнодорожная медицина".
В связи с этим
медицинские назначения врачей лечебных учреждений системы
Минздрава России в ряде случаев могут не учитывать вышеуказанных
особенностей лечения, что может привести к нарушению профессионально значимых
физических и психических функций организма человека и возникновению
чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
С учетом
этого направление на прием и вызов на прием к цеховым врачам ЛПУ МПС Российской
Федерации работников железнодорожного транспорта после прохождения лечения ими
в учреждениях системы Минздрава Российской Федерации требований закона и их
прав на выбор врача, о чем утверждает заявитель, не нарушают, а лишь
обеспечивают наиболее полно охрану здоровья этих работников и безопасность
движения поездов.
Этим же целям
служит и требование п. 18.2 о необходимости предоставления работниками
железнодорожного транспорта из неведомственных лечебных учреждений выписки из
истории болезни о перенесенном заболевании, проведенном обследовании и лечении
в период временной нетрудоспособности цеховым врачам ЛПУ МПС Российской
Федерации. Данное требование врачебной тайны и прав работников, в том числе и
заявителя, не нарушает, и утверждение заявителя и его представителя об этом ни
на чем не основано и ничем не подтверждено.
Другие доводы, на
которые ссылался в судебном заседании представитель заявителя Максимов И.С.,
также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.
На основании
изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу М. о
признании незаконными пунктов 8; 12.7.3; 14.3 и 18.2 "Положения о порядке
проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и
периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном
транспорте", утвержденного Приказом МПС Российской Федерации от 29 марта
1999 г. N 6Ц, в указанном объеме оставить без удовлетворения.
Настоящее решение
может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской
Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.