ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2001 г. N 841
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОРНОМ И ПРОМЫШЛЕННОМ НАДЗОРЕ РОССИИ
Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить
прилагаемое Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 3 декабря 2001
г. N 841
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОРНОМ И ПРОМЫШЛЕННОМ НАДЗОРЕ РОССИИ
1. Федеральный
горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим соответствующее
нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные
функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей
компетенции в области использования и охраны недр.
Федеральный горный
и промышленный надзор России является специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
2. Федеральный
горный и промышленный надзор России руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
3. Федеральный
горный и промышленный надзор России осуществляет свою деятельность как
непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями и общественными объединениями.
4. Основными
задачами Федерального горного и промышленного надзора России являются:
1) организация и
осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и
федерального надзора за выполнением организациями при проектировании,
строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных
объектов требований промышленной безопасности, содержащихся в федеральных
законах и иных нормативных правовых актах, а также в соответствующих
нормативных технических документах;
2)
организация и осуществление государственного надзора за безопасным ведением
работ, связанных с пользованием недрами (далее именуется - государственный
горный надзор), в том числе при геологическом изучении недр, в целях
обеспечения соблюдения всеми пользователями недр предусмотренных
законодательством Российской Федерации требований по безопасному ведению горных
работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую
природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр; осуществление в пределах своей компетенции
государственного контроля за рациональным
использованием и охраной недр (за соблюдением норм и правил при составлении и
реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию
недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых);
3) координация
деятельности по применению технических устройств на опасных производственных
объектах, а также осуществление контроля за этой
деятельностью;
4) организация и
осуществление государственного надзора за соблюдением требований безопасности
при транспортировании опасных веществ поднадзорными организациями;
5) организация и
осуществление нормативного регулирования и государственного надзора в области
безопасности производства, распространения и применения взрывчатых материалов
промышленного назначения в поднадзорных организациях;
6) организация и
осуществление государственного пожарного надзора на подземных объектах и при
ведении взрывных работ в поднадзорных организациях;
7) осуществление
государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений по
поднадзорным организациям, объектам и работам;
8) осуществление в
пределах своей компетенции государственного регулирования технической
безопасности на опасных производственных объектах при использовании атомной
энергии;
9) координация
разработки и осуществления мер по предупреждению аварий и производственного
травматизма на опасных производственных объектах, а также по обеспечению
сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения.
5. Федеральный
горный и промышленный надзор России в соответствии с возложенными на него
задачами выполняет следующие функции:
1) участвует в
пределах своей компетенции в разработке проектов законодательных и иных
нормативных правовых актов, а также в подготовке предложений по
совершенствованию законодательства Российской Федерации;
2)
осуществляет в установленном порядке федеральный надзор в области промышленной
безопасности, государственный горный надзор, в том числе при геологическом
изучении недр, а также государственный контроль за соблюдением норм и правил
при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных
ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых;
3) разрабатывает в
установленном порядке федеральные целевые программы в области промышленной
безопасности и организует их выполнение;
4) участвует в
пределах своей компетенции в разработке и согласовании приоритетных направлений
научно - исследовательских, опытно - конструкторских и проектно - изыскательских
работ в области промышленной безопасности, использования и охраны недр;
5) осуществляет
анализ достаточности принимаемых поднадзорными организациями мер по
предупреждению аварий, инцидентов и производственного травматизма на опасных
производственных объектах, а также контроль за их
выполнением;
6) устанавливает
порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и
случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляет
техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев
производственного травматизма и утраты взрывчатых материалов промышленного
назначения в поднадзорных организациях, а также анализ и разработку мер по их
предупреждению;
7) осуществляет
руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы контроля за
химически опасными и взрывоопасными объектами в составе единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) осуществляет в
установленном порядке ведение государственного реестра опасных производственных
объектов;
9) разрабатывает
предложения по совершенствованию государственной статистической отчетности в
сфере деятельности, отнесенной к его компетенции, обеспечивает в установленном
порядке обобщение и представление государственной статистической отчетности;
10) разрабатывает и
утверждает нормативные правовые, нормативно - технические и методические
документы в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции;
11) формирует и
представляет в специально уполномоченный государственный орган, осуществляющий
управление использованием и охраной водного фонда, материалы по поднадзорным
гидротехническим сооружениям для ведения соответствующего раздела Российского
регистра гидротехнических сооружений, устанавливает порядок мониторинга
состояния этих сооружений;
12) обеспечивает контроль за соблюдением поднадзорными организациями порядка
ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по
территории Российской Федерации взрывчатых материалов промышленного назначения;
13) участвует в пределах
своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической
деятельности;
14) осуществляет в
пределах своей компетенции государственный контроль и надзор за трансграничными
перевозками опасных отходов, проводит регулярные и выборочные инспекции мест
размещения опасных отходов, объектов по их использованию и соответствующих
грузов;
15) обеспечивает
проверку выполнения поднадзорными организациями установленных правил
осуществления производственного контроля за
соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных
объектах;
16) организует и
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации
лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований
и условий;
17) выдает в
установленном порядке разрешения на применение конкретного вида (типа)
технических устройств на опасных производственных объектах, ведет регистрацию
этих устройств и осуществляет контроль за соблюдением
порядка и условий их применения;
18) выдает
поднадзорным организациям разрешения на применение взрывчатых материалов
промышленного назначения и проведение работ с указанными материалами;
19) обеспечивает в
пределах своей компетенции государственный надзор и контроль
за безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений при их
проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации,
реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации, а также организацию
выполнения мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на
гидротехнических сооружениях;
20) утверждает в
установленном порядке декларации безопасности поднадзорных гидротехнических
сооружений, организует проведение государственной экспертизы деклараций
безопасности этих сооружений;
21) разрабатывает и
утверждает совместно с федеральным органом исполнительной власти по вопросам
стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке перечень
подлежащих сертификации технических устройств, применяемых на опасных
производственных объектах, и правила проведения указанной сертификации;
22) проводит
аккредитацию организаций, осуществляющих сертификацию технических устройств,
применяемых на опасных производственных объектах;
23) определяет
порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств,
оборудования и сооружений, используемых на опасных производственных объектах;
24)
определяет в предусмотренных законодательством Российской Федерации в области
промышленной безопасности случаях обязательность разработки деклараций
промышленной безопасности опасных производственных объектов, перечень сведений,
содержащихся в декларации и информационном листе (приложение к декларации), и
порядок их оформления, а также порядок осуществления экспертизы декларации и
требования к оформлению заключения экспертизы, контролирует соблюдение
установленного порядка представления декларации;
25) устанавливает
порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к
оформлению заключения указанной экспертизы;
26) устанавливает и
контролирует порядок подготовки и аттестации руководителей, специалистов и
рабочих поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности;
27) назначает своих
представителей для участия в приемке в эксплуатацию опасных производственных
объектов в поднадзорных организациях, участвует в работе комиссий по проведению
испытаний в производственных условиях взрывчатых материалов промышленного назначения,
а также технических устройств и оборудования, применяемых на опасных
производственных объектах;
28)
согласовывает нормативные правовые акты и нормативно - технические документы по
вопросам промышленной безопасности, принимаемые федеральными органами
исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или
другими нормативными правовыми актами предоставлено право осуществлять
отдельные функции нормативно - правового регулирования, специальные
разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной
безопасности;
29) осуществляет
надзор за отнесением производств к соответствующим категориям опасных
производственных объектов, в том числе по признакам взрыво- и пожароопасности,
за переводом производств из одной категории в другую и за соответствием
применяемого на опасных производственных объектах оборудования определенной
категории и группе взрывоопасных смесей и классу взрывоопасных зон, а также
определяет категории шахт (рудников) по установленным признакам опасности;
30) осуществляет
надзор за готовностью поднадзорных организаций, горно -
спасательных, газоспасательных и противофонтанных служб и формирований к
локализации и ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах,
согласовывает нормативы создания, показатели готовности, а также табель
оснащения горно - спасательных служб и формирований;
31) осуществляет в
пределах своей компетенции контроль за соблюдением
требований (норм, правил) по безопасному ведению работ и охране недр при
реализации соглашений о разделе продукции;
32) определяет в
пределах своей компетенции технические требования, подлежащие выполнению
пользователями недр при ликвидации и консервации опасных производственных
объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых, а также порядок ликвидации и консервации указанных
объектов и сооружений;
33) в пределах
своей компетенции согласовывает условия лицензий на пользование недрами,
технические проекты на пользование участками недр и осуществляет в
установленном порядке контроль за их соблюдением, а
также согласовывает порядок уточнения границ горных отводов для разработки
месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
34) участвует в
отборе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для
размещения в них объектов промышленного и иного назначения;
35) совместно с
федеральным органом управления государственным фондом недр выдает в установленном
порядке разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых и
размещение в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
36) в установленном
порядке согласовывает ежегодные планы горных работ и контролирует их
выполнение, а также контролирует соблюдение установленных нормативов потерь
полезных ископаемых при их добыче и переработке;
37) согласовывает
порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и
порядок списания их с государственного баланса;
38) согласовывает
планы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на
море, речных акваториях и во внутренних водоемах;
39) устанавливает
порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к
оформлению заключения экспертизы;
40) обеспечивает
создание и функционирование государственной автоматизированной информационно -
управляющей системы регулирования промышленной безопасности;
41) осуществляет в
пределах своей компетенции контроль за соблюдением
правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения;
42) информирует
общественность о своей деятельности в области промышленной безопасности и по
другим вопросам, отнесенным к его компетенции;
43) осуществляет
международное сотрудничество в области промышленной безопасности и по другим
вопросам, отнесенным к его компетенции, заключает в установленном порядке
международные договоры и выполняет международные обязательства Российской
Федерации;
44) организует и
обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров
центрального аппарата и территориальных органов Федерального горного и
промышленного надзора России, а также находящихся в его ведении организаций;
45) разрабатывает и
ежегодно представляет в установленном порядке при разработке проекта
федерального бюджета предложения о финансировании деятельности Федерального
горного и промышленного надзора России;
46) осуществляет
учет, хранение, использование и передачу в установленном порядке документов
государственной части Архивного фонда Российской Федерации;
47) обеспечивает
защиту сведений, составляющих государственную тайну, и сведений
конфиденциального характера, осуществляет спецсвязь, а также мероприятия по
организации мобилизационной подготовки и гражданской обороне;
48) осуществляет
руководство своими территориальными органами и находящимися в его ведении
организациями, обеспечивает в установленном порядке методическое руководство
ведением бухгалтерского учета, проведение проверок и ревизий, осуществляет
контроль за финансово - хозяйственной и иной деятельностью территориальных
органов и находящихся в его ведении организаций;
49) разрабатывает и
утверждает в установленном порядке образцы и порядок ношения форменной одежды,
знаков различия для работников центрального аппарата Федерального горного и
промышленного надзора России и его территориальных органов.
6. Федеральный
горный и промышленный надзор России в пределах своей компетенции имеет право:
1) осуществлять
государственный надзор и контроль по вопросам, отнесенным к его ведению. В этих
целях должностные лица Федерального горного и промышленного надзора России
имеют право беспрепятственно посещать поднадзорные организации и объекты (в том
числе в установленном порядке режимные) независимо от ведомственной
принадлежности и формы собственности;
2) запрашивать у
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к его компетенции;
3) издавать в
установленном порядке нормативные правовые акты, нормативно - технические и
методические документы, обязательные для исполнения юридическими и физическими
лицами на территории Российской Федерации, техническую, информационно -
справочную и другую литературу по вопросам, отнесенным к его компетенции;
4) рассматривать в
установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать
административные взыскания;
5) направлять
материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области
промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о недрах в
правоохранительные органы и суды;
6) давать в
пределах своих полномочий указания о необходимости осуществления экспертизы
промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции назначать
проведение экспертизы в области использования и охраны недр и привлекать в
установленном порядке специалистов для проведения этих экспертиз;
7) в
установленном порядке принимать меры по устранению нарушений правил, норм и
стандартов при составлении и реализации проектов по добыче и переработке
полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых, по охране недр, безопасному ведению работ при
геологическом изучении недр, а также выдавать предписания об устранении
нарушений требований промышленной безопасности и о приостановке работ,
ведущихся с нарушением указанных требований, в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
8) создавать,
реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные
органы и находящиеся в его ведении организации, готовить предложения о
создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке находящихся в его
ведении государственных унитарных предприятий.
7. Федеральный
горный и промышленный надзор России возглавляет начальник, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Начальник имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Правительством Российской Федерации.
Количество
заместителей начальника устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Начальник
Федерального горного и промышленного надзора России:
1) осуществляет общее
руководство деятельностью Федерального горного и промышленного надзора России
на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на этот орган задач и осуществление им своих функций;
2) распределяет
обязанности между своими заместителями;
3) утверждает
структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального горного и
промышленного надзора России, численность и фонд оплаты труда работников его
территориальных органов в пределах установленных
Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда
работников, а также смету расходов на их содержание в пределах предусмотренных
в федеральном бюджете на соответствующий год ассигнований на государственное
управление;
4) в установленном
порядке назначает на должность и освобождает от должности работников
центрального аппарата Федерального горного и промышленного надзора России и
руководителей его территориальных органов, определяет их должностные
обязанности, применяет к ним меры дисциплинарного воздействия;
5) в установленном
порядке утверждает уставы находящихся в его ведении государственных учреждений,
государственных унитарных предприятий и организаций, назначает на должность и
освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает
договоры (контракты) с ними;
6) участвует в
пределах своей компетенции в определении перечня сведений, составляющих
государственную тайну, обеспечивает их защиту;
7) решает в
соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе
вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в
центральном аппарате и территориальных органах Федерального горного и
промышленного надзора России;
8) представляет в
установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных
званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и
применяет к работникам меры материального и морального поощрения, учреждает в
установленном порядке ведомственные награды и утверждает положения о них;
9) утверждает положения
о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах
Федерального горного и промышленного надзора России;
10) осуществляет
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. В Федеральном
горном и промышленном надзоре России образуется коллегия в составе начальника
Федерального горного и промышленного надзора России (председатель коллегии) и
его заместителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих
работников центрального аппарата Федерального горного и промышленного надзора
России, его территориальных органов и находящихся в его ведении организаций. В
состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов
исполнительной власти, ученые и специалисты.
Количество членов
коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по
должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению
начальника Федерального горного и промышленного надзора России.
Коллегия на своих
заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Федерального горного и
промышленного надзора России.
Решения коллегии
оформляются протоколами и постановлениями и реализуются, как правило, приказами
начальника Федерального горного и промышленного надзора России.
В случае
разногласий между начальником Федерального горного и промышленного надзора
России и членами коллегии решение принимает начальник, докладывая о возникших
разногласиях Правительству Российской Федерации.
Члены коллегии,
имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем
Правительству Российской Федерации.
10. В Федеральном
горном и промышленном надзоре России образуется научно - технический совет по
вопросам регулирования промышленной и технической безопасности, предупреждения
аварийности, производственного травматизма и другим вопросам, отнесенным к
компетенции Федерального горного и промышленного надзора России.
Состав научно -
технического совета и положение о нем утверждаются начальником Федерального
горного и промышленного надзора России.
11. При Федеральном
горном и промышленном надзоре России действуют межведомственный совет по горно
- газоспасательному делу и межведомственный совет по взрывному делу. Составы
указанных советов и положения о них утверждаются начальником Федерального горного
и промышленного надзора России.
12. Федеральный
горный и промышленный надзор России издает в пределах своей компетенции в
установленном порядке постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции
и положения (в случае необходимости совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти) и организует контроль за их
исполнением.
13. Финансирование
расходов на содержание центрального аппарата Федерального горного и
промышленного надзора России и его территориальных органов осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
14. Федеральный
горный и промышленный надзор России является юридическим лицом, имеет бланк и
печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской
Федерации.