Зарегистрировано в
Минюсте РФ 30 июля 2002 г. N 3634
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 июля 2002 г. N 101
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ"
В целях
реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О
безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589) и во исполнение Постановлений
Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об
организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42,
ст. 4794) и от 20 мая 1998 г. N 466
"О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных
гидротехнических сооружений на Министерство транспорта" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241) приказываю:
1. Утвердить
прилагаемые Правила проведения надзора и контроля за
безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
2. Возложить на
федеральное государственное учреждение "Российский Речной Регистр"
проведение проверок за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил
безопасности судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого
раздела Российского регистра гидротехнических сооружений.
Министр
С.ФРАНК
Утверждены
Приказом
Минтранса России
от 24 июля 2002 г.
N 101
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА
БЕЗОПАСНОСТЬЮ
СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
I. Общие
положения
1. Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных
гидротехнических сооружений (далее - Правила) разработаны в соответствии с
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности
гидротехнических сооружений" <1> (далее - Закон) и во исполнение
Постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320
"Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений" <2>, от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении
функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических
сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" <3> и от
6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании
безопасности гидротехнических сооружений" <4>.
--------------------------------
<1> Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589.
<2> Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4794.
<3> Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241.
<4> Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст. 5698.
Настоящие Правила
определяют организацию и проведение надзора и контроля за
безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС).
2. В настоящих
Правилах используются следующие термины и определения:
Безопасность
гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее
обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей
среды и хозяйственных объектов.
Декларация
безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается
безопасность гидротехнического сооружения и
определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с
учетом его класса.
Критерии
безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных
и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его
эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического
сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью
гидротехнических сооружений.
Обеспечение
безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по
предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Оценка безопасности
гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического
сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и
правилам, утвержденным в порядке, определенном Законом.
Чрезвычайная
ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за
собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной
среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
людей.
Эксплуатирующая
организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо
организация любой другой организационно - правовой формы, на балансе которой
находится гидротехническое сооружение.
II.
Организация государственного
надзора за
безопасностью СГТС
3. Государственный
надзор за безопасностью СГТС обеспечивает Минтранс России (далее - орган
надзора).
4. Орган надзора
выполняет следующие функции:
- организация
разработки и утверждение правил безопасности СГТС, утверждение критериев их
безопасности;
- организация
проверок СГТС;
- выдача
предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также предписаний о
приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления,
консервации или ликвидации СГТС;
- установление во
взаимодействии с МЧС России перечня экспертных центров, имеющих право
проведения экспертизы деклараций безопасности СГТС, дополнительных требований к
содержанию деклараций безопасности СГТС и методики их составления, формы
деклараций безопасности, перечня подлежащих декларированию объектов, графика
представления деклараций безопасности;
- установление
квалификационных требований к специалистам, включенным в состав экспертных
комиссий, определение порядка формирования и регламента работы экспертных
комиссий, организация обучения экспертов и обмена опытом их работы;
- рассмотрение
деклараций безопасности СГТС и заключений экспертных комиссий, их утверждение;
- выдача разрешения
на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации
СГТС, либо на его консервацию или ликвидацию;
- формирование и
ведение отраслевого раздела Регистра гидротехнических сооружений (далее -
Регистр СГТС) и базы данных деклараций безопасности СГТС;
- согласование
использования территорий СГТС, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и
выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или
иной деятельности;
- участие в
размещении СГТС, согласовании заданий на проектирование, проектов строительства
и реконструкции СГТС, контроле качества их строительства, приемке в
эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации СГТС;
- участие в
разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности СГТС;
- иные функции,
предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
5. Организация,
осуществление, координация и контроль мероприятий, направленных на обеспечение
надзора за безопасностью СГТС, возлагаются на Департамент внутренних водных
путей (далее - ДВВП).
6. При
осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС
проводятся проверки деятельности эксплуатирующих и подрядных организаций при
эксплуатации СГТС, их строительстве, реконструкции, восстановлении или
консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.
Проверки проводятся
должностными лицами федеральных государственных учреждений, подведомственных
Минтрансу России, перечень которых определяется в установленном Министерством
порядке.
По результатам
проверок оформляются акты, в которых дается заключение о соответствии состояния
СГТС декларации безопасности и назначаются
мероприятия, направленные на устранение нарушений норм и правил безопасности
СГТС, а также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по
их проектированию, строительству и эксплуатации. Кроме того, в акте
указываются:
- данные о
проверяемом объекте и эксплуатирующей организации;
- дата и место
проведения проверки;
- фамилия, имя,
отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;
- сведения о
выявленных нарушениях;
- сведения об
ознакомлении с актом представителя эксплуатирующей организации, а также лиц,
присутствовавших при проведении проверки, и акт подписывается должностным лицом
(лицами), проводившим проверку.
При наличии
нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП может принять решение о приостановлении
или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или
ликвидации гидротехнических сооружений, а также об аннулировании разрешения на
эксплуатацию.
7. Декларация
безопасности СГТС или заявление эксплуатирующей организации (в установленных
законодательством Российской Федерации случаях) является основанием для
государственной регистрации гидротехнического сооружения. При внесении
последнего в Регистр СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное
извещение о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода.
8. После
утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает эксплуатирующей
организации разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или
вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию,
восстановление, консервацию или ликвидацию.
9. При
аннулировании разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС его безопасность
обеспечивается эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием ДВВП.
При этом эксплуатирующая организация разрабатывает и выполняет мероприятия по
устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и
эксплуатацию СГТС.
Обеспечение
безопасности СГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, осуществляется
эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на
вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации, а
также в соответствии с предписанием ДВВП о консервации или ликвидации СГТС.
10. Надзор и контроль за безопасностью СГТС осуществляются
государственными инспекторами, которые при осуществлении своих функций имеют
право:
- беспрепятственно
посещать СГТС, знакомиться с материалами по вопросам их безопасности и
организации технического контроля;
- рассматривать в
пределах своей компетенции случаи нарушения норм и правил безопасности СГТС;
- давать
обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания об
обеспечении безопасности СГТС и контролировать их исполнение в установленные
сроки;
- проверять
деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию
водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в
руслах рек, каналов и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах
гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие
на безопасность СГТС;
- участвовать в
работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию, расследовании причин аварий,
аварийных происшествий и чрезвычайных ситуаций, а также во внеочередных осмотрах
и комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими организациями;
- получать от
эксплуатирующих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных
на них функций.
Перечень
должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за
безопасностью СГТС, определяется в установленном Минтрансом России порядке.
11. Лица,
осуществляющие надзор и контроль за безопасностью
СГТС, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и за
правильное использование предоставленных им прав в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
III.
Проверки СГТС
12. На СГТС могут
проводиться инспекционные, общие и целевые проверки.
13. Инспекционные
проверки выполняются в случаях, когда при рассмотрении ДВВП декларации
безопасности и заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства,
свидетельствующие о снижении уровня безопасности СГТС.
14. Общие и целевые
проверки выполняются в соответствии с планом, утвержденным ДВВП. Для проведения
проверок могут привлекаться подведомственные органу надзора государственные
учреждения с учетом их функций и компетенции.
15. Общая проверка
проводится на эксплуатируемом объекте один раз в год с целью оценки соблюдения
норм и правил безопасности СГТС.
16. Эксплуатирующая
организация перед общей проверкой готовит справку об изменении характеристик
СГТС по позициям информационных материалов, которые предусмотрены Инструкцией о
ведении Российского регистра гидротехнических сооружений <*>.
Достоверность этих данных подтверждается в ходе проверки.
--------------------------------
<*> Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом
России и Госгортехнадзором России, N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а,
зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1999 г.,
регистрационный N 1858.
17. Общая проверка
проводится по базовой программе (приложение к настоящим Правилам), в которую могут вноситься дополнения, обусловленные
необходимостью проверки информационных данных о СГТС и соответствия
фактического состояния сооружения декларации безопасности.
18. На основании
акта общей проверки в установленном порядке вносятся, при необходимости,
изменения в Регистр СГТС.
19. Задачей целевых
проверок является оценка обеспечения эксплуатирующими и подрядными
организациями безопасности строящихся, эксплуатируемых, реконструируемых,
восстанавливаемых, консервируемых или ликвидируемых СГТС, а также оценка
условий лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих сооружениях. На
сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут проводиться целевые
проверки по основным позициям базовой программы.
20. Сроки
проведения (периодичность) целевых проверок устанавливаются планом в
зависимости от состояния сооружения и уровня его безопасности, графика ремонтно - восстановительных и строительно - монтажных
работ, сроков выполнения эксплуатирующими и подрядными организациями
мероприятий по обеспечению безопасности СГТС, указанных в декларации
безопасности, актах предыдущих проверок, рекомендациях комиссий по осмотрам и
обследованиям, а также от других факторов.
21. Первая целевая
проверка эксплуатируемого СГТС проводится перед его
внесением в Регистр СГТС. Целью этой проверки является оценка полноты и
качества информационных материалов о сооружении, представленных эксплуатирующей
организацией. С учетом результатов проверки в установленном порядке сооружение
включается в Регистр СГТС.
IV.
Разработка и проведение экспертизы
деклараций
безопасности
22. Перечень
подлежащих декларированию объектов со сроками составления деклараций
безопасности и перечень экспертных центров устанавливаются ДВВП во
взаимодействии с МЧС России и утверждаются приказом Минтранса России. Контроль
сроков представления деклараций безопасности осуществляет ДВВП.
23. Декларация
безопасности представляется декларантом в экспертный центр, имеющий право
проведения государственной экспертизы деклараций безопасности СГТС.
24. После
проведения в установленном порядке экспертизы декларации безопасности
экспертный центр направляет экспертное заключение (два экземпляра) и декларацию
в ДВВП. Контроль сроков проведения экспертизы осуществляет ДВВП. Заключение
экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы
декларации безопасности после его утверждения ДВВП.
25. В случае
отрицательного заключения экспертизы ДВВП возвращает декларацию безопасности и
один экземпляр экспертного заключения декларанту, который имеет право в
установленном порядке потребовать проведения повторной государственной
экспертизы.
26. При
положительном заключении экспертизы ДВВП выносит решение об утверждении
декларации безопасности.
Утвержденные
оригиналы (подлинники) декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию
(ввод и вывод из эксплуатации, консервацию, ликвидацию) с установленным сроком
их действия, заключения экспертизы ДВВП направляет декларанту. Последний
представляет копии декларации безопасности, разрешения и заключения экспертизы
в подведомственное органу надзора государственное учреждение, которое ведет
базу данных деклараций безопасности, производит анализ результатов
декларирования СГТС, готовит предложения по дополнительным требованиям к
содержанию декларации безопасности, методике ее составления и формам
представляемых материалов.
V. Учет и
анализ результатов надзора и контроля
за безопасностью
СГТС
27. Результаты
надзора и контроля за безопасностью СГТС должны
учитываться, обобщаться и анализироваться в целях разработки и реализации
мероприятий по обеспечению безопасности СГТС.
28. Учету и анализу
подлежат:
- акты, выдаваемые
по результатам проверок;
- уведомления
эксплуатирующих организаций об устранении нарушений норм и правил безопасности
СГТС;
- результаты
деятельности, проводимой в соответствии с настоящими Правилами;
- сведения о
состоянии безопасности СГТС по результатам работы за год;
- сведения о ходе
декларирования безопасности СГТС и предложения о необходимости корректировки
графика декларирования.
29. При проведении
анализа результатов надзора и контроля следует:
- классифицировать
выявленные нарушения безопасности по принадлежности к конкретному виду СГТС,
классу, нормативным правовым, нормативно - техническим и другим актам в области
обеспечения безопасности;
- учитывать и
обобщать результаты расследований нарушений норм и правил безопасности СГТС,
делать выводы о причинах и условиях установленных нарушений;
- устанавливать
причины невыполнения назначенных мероприятий, направленных на устранение
нарушений норм и правил безопасности СГТС, и подводить
результаты принятых мер по их исполнению;
- формулировать
комплекс проблемных вопросов по обеспечению безопасности СГТС;
- давать
характеристику состояния безопасности СГТС, находящихся на балансе Бассейновых
органов государственного управления на внутреннем
водном транспорте и федерального унитарного предприятия "Канал имени
Москвы".
Приложение
к Правилам
БАЗОВАЯ
ПРОГРАММА
ОБЩЕЙ ПРОВЕРКИ
СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Проверка судоходных
гидротехнических сооружений (СГТС) осуществляется по следующим позициям:
1) наличие
разрешительной и технической документации;
2) оснащенность
СГТС контрольно - измерительной аппаратурой (КИА);
3) организация
технического контроля состояния СГТС;
4) состояние СГТС;
5) выполнение
мероприятий по обеспечению безопасности СГТС;
6) готовность к
локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций.
1) Наличие
разрешительной и технической документации
Проверяется наличие
разрешения на эксплуатацию СГТС, а также соответствие наличия, комплектации,
сроков действия и порядка ведения технической документации требованиям
действующих руководящих документов.
2)
Оснащенность СГТС контрольно - измерительной
аппаратурой (КИА)
Проверяются:
- соответствие
количества и номенклатуры работоспособной КИА проекту;
- оценка
достаточности имеющейся КИА для осуществления надежного контроля состояния СГТС
и своевременного выявления повреждений и процессов, которые могут привести к
аварийной ситуации;
- выполнение
графика проверок КИА и ее метрологического контроля.
3)
Организация технического контроля состояния СГТС
Проверяются:
- структура
подразделений эксплуатирующей организации, осуществляющих технический контроль
состояния СГТС, укомплектованность персоналом этих подразделений и соответствие
уровня его профессиональной подготовки квалификационным требованиям;
- выполнение правил
технической эксплуатации в части контроля технического состояния СГТС;
- оценка
достаточности для обеспечения безопасности СГТС видов, объемов, периодичности
натурных наблюдений (инструментальных, визуальных) и контрольно -
профилактических мероприятий, осуществляемых эксплуатирующей организацией
(осмотры, обследования, осушения камер и т.п.);
- порядок оценки
безопасности СГТС по результатам наблюдений (регулярность оценки, анализ данных
и разработка рекомендаций по обеспечению надежности и безопасности СГТС,
контроль со стороны руководства эксплуатирующей организации, привлечение
специализированных научно - исследовательских и проектных организаций для
решения сложных вопросов эксплуатации и оценки безопасности СГТС);
- наличие
компьютерных систем мониторинга СГТС.
4)
Состояние СГТС
Проверке подлежат:
-
соответствие фактических режимов работы СГТС принятым в проекте (с учетом
возможных изменений);
- соответствие
параметров СГТС, влияющих на его безопасность, проекту и требованиям
действующих нормативных документов;
- наличие проектной
документации на конструктивные изменения СГТС;
- наличие
утвержденных критериев безопасности СГТС;
- соответствие
значений показателей состояния СГТС утвержденным критериям безопасности СГТС;
- соответствие
качественного уровня безопасности СГТС указанному в
информационных данных и действующей декларации безопасности.
5) Выполнение
мероприятий по обеспечению безопасности СГТС
Проверяются:
- выполнение планов
- графиков наблюдений и обследований СГТС;
- выполнение
мероприятий по обеспечению и повышению безопасности СГТС, указанных в
декларации безопасности;
- выполнение рекомендаций
комиссий по инспекторским осмотрам и специальным обследованиям;
- выполнение
мероприятий по обеспечению надежности и безопасности СГТС, регламентированных
приказами и распоряжениями вышестоящих организаций;
- выполнение
мероприятий, назначенных по итогам предыдущих проверок;
- выполнение правил
технической эксплуатации СГТС в части подготовки персонала (обучение и
повышение квалификации, противоаварийные тренировки, проверка знаний).
6)
Готовность к локализации и ликвидации
опасных повреждений
и аварийных ситуаций
Проверяются:
- наличие на СГТС
плана, согласованного с региональными органами ГО и ЧС, органами исполнительной
власти и местного самоуправления, по совместной ликвидации гидродинамических
аварий и их последствий с участием спецподразделений и с использованием
материально - технических средств региона;
- наличие плана
оперативных действий эксплуатационного персонала СГТС при ликвидации аварийных
ситуаций, знание этого плана персоналом в пределах своей компетенции;
- наличие средств связи с персоналом СГТС, а также системы оповещения
населения при угрозе прорыва напорного фронта;
- наличие на СГТС
сведений о произошедших за время эксплуатации отказах, повреждениях и авариях,
причинах их возникновения и признаках проявления на начальных стадиях развития;
- наличие на СГТС
типовых конструктивно - технологических решений или рекомендаций по
предотвращению развития и по ликвидации возможных опасных повреждений и
аварийных ситуаций, знание этих материалов эксплуатационным персоналом в
пределах своей компетенции;
- наличие
необходимых резервов строительных материалов, оборудования, комплектующих и
запасных частей, а также возможности оперативного задействования землеройной
техники, автотранспорта, механизмов и водолазных средств для
ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций;
- состояние дорог,
мостов и подъездов в районе расположения и на территории СГТС, состояние
аварийных выходов для персонала.