Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 августа
2002 г. N 3707
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2002 г. N 49
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ С ОРГАНАМИ
ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
НА ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАМИ НЕДР
Федеральный горный
и промышленный надзор России постановляет:
1. Утвердить
Положение о порядке согласования органами Госгортехнадзора России проектной
документации на пользование участками недр.
Начальник
Госгортехнадзора
России
В.М.КУЛЬЕЧЕВ
Утверждено
Постановлением
Госгортехнадзора
России
от 02.08.2002 N 49
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ОРГАНАМИ
ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
НА ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАМИ НЕДР
I. Общие
положения
1. Настоящее
Положение разработано с учетом требований Закона Российской Федерации "О
недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
недрах" с изменениями и дополнениями от 02.01.2000 N 20-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 2000,
N 2, ст. 141), Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), Положения о лицензировании
деятельности по производству маркшейдерских работ, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.06.2002 N 382 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2182), Положения о
Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4742).
2. Положение
устанавливает порядок согласования органами Госгортехнадзора России проектной
документации на строительство, реконструкцию, ликвидацию и консервацию объектов
по добыче и переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых.
3. Требования Положения являются обязательными для органов
Госгортехнадзора России, а также для организаций, независимо от их
организационно - правовых форм и форм собственности, индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и
переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с
добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации и в пределах ее
континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской
Федерации (далее - организации).
4. В соответствии
со статьей 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь
недр обязан обеспечить:
- соблюдение
требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке
стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием
недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
- соблюдение
требований технических проектов, планов и схем развития горных работ,
недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки
полезных ископаемых;
- безопасное
ведение работ, связанных с пользованием недрами;
- соблюдение
утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил),
регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод,
а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием
недрами;
- приведение
участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами,
в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
- сохранность
разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы
при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в
установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих
использованию;
- выполнение
условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
5. В соответствии
со статьей 23 указанного Закона к основным требованиям по рациональному
использованию и охране недр относятся:
- обеспечение
полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и
охраны недр;
- проведение
опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку
запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в
пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- обеспечение
наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними
залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
- охрана
месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других
факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность
месторождений или осложняющих их разработку;
- предотвращение
загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами,
особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов,
захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
- соблюдение
установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных
ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- предотвращение
накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах
залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного
водоснабжения.
6. В соответствии
со статьей 23.3 указанного Закона пользователи недр, осуществляющие первичную
переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:
- строгое
соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих
рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов;
учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях
переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
- дальнейшее
изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение
опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий
переработки минерального сырья;
- наиболее полное
использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и
других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и
отходов производства, содержащих полезные компоненты.
7. В соответствии
со статьей 24 указанного Закона к основным требованиям по обеспечению
безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, относятся:
- проведение
комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для
обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных
ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных
зон;
- осуществление
специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов
газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
- управление
деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное
нахождение людей в горных выработках;
- разработка и
проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих
работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных
работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении
аварийных ситуаций.
8. В соответствии со статьей 26 указанного Закона при полной или
частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения
горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние,
обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей
природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность
месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
9. В соответствии
со статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах" технические
проекты согласовываются с органами государственного горного надзора.
10. В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральном горном и
промышленном надзоре России органы Госгортехнадзора России осуществляют
государственный горный надзор, в том числе при геологическом изучении недр,
государственный контроль за соблюдением норм и правил при составлении и
реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию
недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также согласование
указанных проектов.
11. В соответствии с пунктом 6 указанного Положения органы
Госгортехнадзора России имеют право назначать проведение экспертизы в области
использования и охраны недр, привлекать в установленном порядке специалистов
для проведения этих экспертиз, а также принимать меры по устранению нарушений
правил, норм и стандартов при составлении и реализации проектов по добыче и
переработке полезных ископаемых, использовании недр в целях, не связанных с
добычей полезных ископаемых, по охране недр, безопасному ведению работ
при геологическом изучении недр.
12. В соответствии
со статьей 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежит
проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.
В соответствии с
приложением 1 к указанному Закону к категории опасных производственных объектов
относятся объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению
полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
13. В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по производству
маркшейдерских работ производство маркшейдерских работ включает в себя
определение параметров горных разработок и подземных сооружений, наблюдения за
состоянием горных отводов и обоснование их границ, обоснование объемов горных
разработок, определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий,
сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием
недрами.
В соответствии с п.
6 указанного Положения органы Госгортехнадзора России при проведении
лицензирования производства маркшейдерских работ имеют право привлекать
специализированные органы и организации, а также отдельных специалистов для
независимой оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и
условиям.
14. Технические
проекты на пользование участками недр, согласуемые Госгортехнадзором России или
его территориальными органами, могут состоять из проектов строительства и
эксплуатации подземных сооружений, технико - экономических
обоснований, технологических схем, проектов разработки (опытно - промышленной
разработки, пробной эксплуатации) месторождений полезных ископаемых и
переработки минерального сырья, иной проектной документации на пользование
участками недр и соответствующих технических заданий на проектирование (далее -
проектная документация).
Не требует
согласования с Госгортехнадзором России или его территориальными органами
проектная документация на геологическое изучение недр в случаях, когда при этом
не осуществляется добыча полезных ископаемых, технико -
экономические предложения, обоснования инвестиций и других видов
документации, на основании которых работы по использованию участков недр не
осуществляются, а также рабочая документация, разработанная в соответствии с
согласованной в установленном в соответствии с настоящим Положением порядке проектной документацией.
II. Порядок
рассмотрения проектной документации
15. Территориальные
органы Госгортехнадзора России осуществляют согласование проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых
исходя из критериев, установленных приложением 1, а также осуществляют
согласование планов пробной эксплуатации скважин и проектов пробной
эксплуатации залежей (месторождений) углеводородного сырья, проектов опытно -
промышленной разработки месторождений твердых полезных ископаемых независимо от
величины их запасов.
Госгортехнадзор
России осуществляет согласование проектов разработки месторождений полезных
ископаемых в случаях превышения указанных критериев, а также в случаях, когда:
- пробная
эксплуатация скважины превышает 1 год, а пробная эксплуатация залежи
(месторождения) углеводородного сырья превышает 3 года;
- опытно -
промышленная разработка месторождения полезного ископаемого превышает 5 лет;
- объекты
пользования недрами, не связанные с добычей полезных ископаемых, являются
объектами федерального значения (финансируются из федерального бюджета);
- проектная
документация представляется непосредственно в Госгортехнадзор России.
16. В
Госгортехнадзор России или его территориальные органы проектная документация
представляется ее заказчиком (инвестором) или проектной организацией
(исполнителем). Представляемая проектная документация подписывается
руководителем проектной организации и заверяется печатью этой организации.
Продолжительность
рассмотрения технических заданий на проектирование не должна превышать 15 дней.
Продолжительность
рассмотрения иной проектной документации не должна превышать 30 дней. При
рассмотрении проектной документации определяется необходимость проведения
экспертизы по охране недр.
По результатам
рассмотрения принимается решение о согласовании проектной документации, отказе
в ее согласовании или направлении на экспертизу по охране недр. Решение
утверждается руководителем территориального органа Госгортехнадзора России или
руководителем структурного подразделения по охране недр. В случае отказа в
согласовании проектной документации указываются мотивированные причины отказа.
При несогласии с
причинами отказа решение может быть обжаловано в Госгортехнадзоре России или в
суде.
17. При
рассмотрении проектной документации учитывается:
соответствие
проектных решений законодательным требованиям по рациональному использованию и
охране недр, предупреждению и устранению их вредного влияния на население,
окружающую природную среду, здания и сооружения;
соответствие
условиям лицензий на пользование недрами и соглашениям о разделе продукции;
наличие у проектной
организации лицензии на производство маркшейдерских работ (за исключением
случаев переработки минерального сырья, добычи подземных вод и лечебных
грязей);
решение
государственной экспертизы геологической информации по участку недр, по
которому осуществляется проектирование;
заключение
экспертизы промышленной безопасности, а также заключения других экспертиз (при
их наличии).
18. В состав
представляемой на рассмотрение проектной документации включаются копии:
лицензии на
пользование соответствующим участком недр с лицензионным соглашением;
лицензии проектной
организации на производство маркшейдерских работ (за исключением случаев переработки
минерального сырья, добычи подземных вод и лечебных грязей);
решения
государственной экспертизы геологической информации по участку недр;
утвержденного в
установленном порядке заключения экспертизы промышленной безопасности;
утвержденного
заказчиком и согласованного с органами Госгортехнадзора России задания на
проектирование;
решения о
предоставлении земельного участка при наличии в нем особых условий ведения
хозяйственной деятельности при использовании участка недр.
19. Проектная
документация (за исключением случаев ее рассмотрения в Госгортехнадзоре России)
согласовывается территориальным органом, на чьей территории находится
проектируемый объект.
При удаленности
проектной организации от местоположения проектируемого объекта по согласованию
с Госгортехнадзором России допускается делегирование полномочий по рассмотрению
проектной документации территориальному органу, на чьей подконтрольной
территории находится проектная организация.
20. Привлечение для
проведения экспертиз по охране недр научных и экспертных организаций или
специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, а в случаях, связанных с
производством маркшейдерских работ, имеющих лицензию на производство
маркшейдерских работ, осуществляется на договорной основе. Экспертиза по охране
недр может проводиться одновременно с другими видами экспертиз.
21. В случаях
проектирования по участкам недр со сложными горно - геологическими условиями
рекомендуется проводить обсуждение результатов рассмотрения проектной
документации на научно - технических советах и совещаниях с привлечением
ведущих по рассматриваемым вопросам специалистов горных и научных организаций.
22. При выявлении в
проектной документации нарушений установленных требований соответствующая
информация может направляться в Госгортехнадзор России или его территориальный
орган по месту расположения проектной организации для целей контроля
за составлением проектов.
23. Дополнения и
изменения проектной документации согласовываются в установленном настоящим
Положением порядке.
III.
Ответственность за соблюдение
законодательства
Российской Федерации и контроль
за выполнением
требований настоящего Положения
24. Лица, виновные
в нарушении Закона Российской Федерации "О недрах", в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов
(норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами,
по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к
загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние,
непригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Статья 49
Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона
от 03.03.95 N 27-ФЗ.
Государственный
горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр
предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по
безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного
влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также
по охране недр, государственный контроль в пределах своей компетенции за
рациональным использованием и охраной недр осуществляют органы Госгортехнадзора
России <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 4.2
Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841.
Приложение
1
КОЛИЧЕСТВО
ЗАПАСОВ
ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ, ПЕРЕДАННЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ
В СООТВЕТСТВИИ С
УСЛОВИЯМИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕДРАМИ, ПРОЕКТНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ НА ОТРАБОТКУ КОТОРЫХ
СОГЛАСОВЫВАЮТСЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ГОСГОРТЕХНАДЗОРА
РОССИИ
Полезные ископаемые
|
Единица
измерения
|
Максимальное
значение балан-
совых запасов
по кат. A + B +
C1 + C2
|
1
|
2
|
3
|
1.
Нефть и газ
|
Нефть
Газ
(извлекаемые)
|
млн. т
млрд. м3
|
30
30
|
2.
Алмазы и драгоценные камни
|
Алмазы
россыпные
|
млн. карат
|
3
|
Алмазы
коренные
|
млн. карат
|
30
|
3.
Благородные металлы
|
Золото
россыпное
|
т металла
|
3
|
Золото
коренное
|
т металла
|
10
|
Платина
россыпная
|
т металла
|
1
|
Платина
коренная
|
т металла
|
5
|
Серебро
|
т металла
|
1000
|
4.
Черные металлы
|
Железо
|
млн. т руды
|
200
|
Хром
|
тыс. т руды
|
1000
|
Марганец
|
тыс. т руды
|
2000
|
5.
Цветные и редкие металлы
|
Алюминий, в том числе бокситы
для производства глинозема,
алуниты, нефелины
|
млн. т руды
|
10
|
Бокситы огнеупорные и
абразивные
|
млн. т руды
|
500
|
Цезий
(оксид)
|
тыс. т
|
0,5
|
Титан
коренной
|
млн. т TiO2
|
5
|
Титан
россыпной
|
млн. т TiO2
|
2
|
Медь
|
тыс. т металла
|
50
|
Свинец
|
тыс. т металла
|
100
|
Цинк
|
тыс. т металла
|
100
|
Олово
коренное
|
тыс. т металла
|
20
|
Олово
россыпное
|
тыс. т металла
|
10
|
Вольфрам
коренной
|
тыс. т WO3
|
10
|
Вольфрам
россыпной
|
тыс. т WO3
|
5
|
Молибден
|
тыс. т металла
|
10
|
Ванадий
|
тыс. т V2O5
|
50
|
Сурьма
|
тыс. т металла
|
30
|
Ртуть
|
тыс. т металла
|
1
|
Никель
|
тыс. т металла
|
50
|
Ниобий
коры выветривания
|
тыс. т Nb2O5
|
20
|
Ниобий
коренной
|
тыс. т Nb2O5
|
100
|
Цирконий
коренной
|
тыс. т ZrO2
|
1000
|
Цирконий
россыпной
|
тыс. т ZrO2
|
500
|
Висмут
|
тыс. т
|
1
|
Германий
|
тыс. т
|
0,5
|
Кобальт
|
тыс. т
|
2
|
Литий
(оксид)
|
тыс. т
|
50
|
Стронций
|
тыс. т
|
100
|
Тантал
(пентоксид) коренной
|
тыс. т Та2O5
|
3
|
Тантал
(пентоксид) россыпной
|
тыс. т Та2O5
|
0,5
|
6.
Энергетическое сырье
|
Уголь коксующийся и
энергетический
|
млн. т
|
50
|
Уголь
бурый
|
млн. т
|
100
|
Торф
|
без ограничений
|
|
7.
Горно - химическое сырье
|
Апатитовые
руды
|
млн. т P2O5
|
25
|
Калийные
соли
|
млн. т руды
|
100
|
Бор
|
|
|
Фосфориты
|
млн. т P2O5
|
20
|
Магниевые
соли (бишофит)
|
млн. т
|
20
|
Соли
поваренные пищевые
|
млн. т
|
200
|
8.
Горнорудное сырье
|
без
ограничений
|
Кроме:
|
Пьезооптического,
кварцевого, ювелирно - поделочного, ограночных
камней
|
Барита
|
млн. т
|
1
|
Брусита
|
млн. т
|
2
|
Волластонита
|
млн. т
|
1
|
Талька
|
млн. т руды
|
1
|
Каолина
первичного
|
млн. т руды
|
2
|
Кристаллического
графита
|
тыс. т графита
|
500
|
Доломитов (для
металлургической и химической
промышленности)
|
млн. т
|
30
|
Известняков
металлургических
|
млн. т
|
50
|
Кварцитов и
других
высококремниевых пород
|
млн. т
|
2
|
9.
Прочее нерудное сырье и стройматериалы
|
Бентонитовые глины и
огнеупорное сырье
|
млн. т
|
1
|
Стекольные
и формовочные пески
|
млн. т
|
10
|
Плавиковый
шпат
|
млн. т
|
1
|
Асбест
для специзделий
|
млн. т
|
2
|
Полевошпатное
сырье
|
млн. т
|
0,5
|
Цеолиты
|
млн. т
|
1
|
10. Прочие полезные
ископаемые, включая
общераспространенные полезные
ископаемые и подземные воды
(за исключением месторождений
лечебных минеральных вод
курортов федерального
значения)
|
без
ограничений
|
11.
Объекты по переработке
минерального сырья
|
без
ограничений
|